Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» icon

Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе»



НазваниеПедагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе»
Дата конвертации23.01.2013
Размер223.49 Kb.
ТипДокументы


Муниципальное образовательное учреждение «Умыганская средняя общеобразовательная школа»


Педагогический совет

на тему

«Создание здоровьесберегающей

среды в школе»




2007

План работы педагогического совета


  1. Вступительная часть - Силивончик Т.И., директор школы.




  1. Общее представление о создании здоровьесберагающей среды в школе (принципы ЗТ, методы ЗТ, структура процесса обучения в условиях ЗП, организация учебной деятельности в условиях ЗП, технология организации урока в условиях ЗП) – Силивончик Т.И., директор школы.




  1. Психологические аспекты организации здоровьесберегающей среды в школе – Дегтярева Е.Д., Севрюкова Л.С., психологи.




  1. Характеристика авторских здоровьесберегающих технологий и методик – Бобина Н.В., Сологубова Л.И., Будченко Л.М. – учителя начальных классов.




  1. Защита комплексно – целевой программы создания здоровьесберегающей среды в школе «Дорогой здоровья – в будущее» - Бобина Е.Н., разработчик программы, учитель физкультуры.




  1. Экспертиза комплексно – целевой программы создания здоровьесберегающей среды в школе «Дорогой здоровья – в будущее» - экспертная группа: Арония С.Н.- фельдшер, Куликова Н.С. – зам. директора по ВР, Думикян А.Н. – учитель физкультуры, Коваленко С.Н. – учитель биологии, Побойко О.П.




  1. Учебные задания, направленные на обеспечение эргономичного и развивающего (в целом – здоровьесберегающего) характера учебной деятельности. – Тюкова Н.М., зам. директора по УВР.




  1. Принятие решения.



^ СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

ЗДОРОВЬЕ – 1) естественное состояние организма, являющееся выражением его совершенной саморегуляции, гармоничного взаимодействия всех органов и систем и динамического уравновешивания с окружающей средой (ММЭ); 4) процесс сохранения и развития биологических, физиологических функций, оптимальной трудоспособности и социальной активности человека при максимальной продолжительности его жизни (В.П.Казначеев). Уровни здоровья: соматический, психический (в том числе: эмоциональный, интеллектуальный, личностный);  социо-культурный, или духовно-нравственный.

^ ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ – индивидуальные биологически и социально целесообразные формы и способы жизнедеятельности, адекватные потребностям и возможностям организма, осознанно регулируемые им и обеспечивающие формирование, сохранение, укрепление и восстановление здоровья. Для современных условий России, когда образ жизни лишь на 20% определяет здоровье человека /В.И.Хаснулин, 2001/, этичнее говорить об индивидуально рациональном в конкретных условиях образе жизни, обеспечивающем восстановление, сохранение, укрепление или сведение к минимуму затрат здоровья.

Здоровый образ жизни в узком смысле – это объект первичной профилактики, или сохранение здоровья здоровых.

Правильный образ жизни – рациональное, соответствующее правилам реабилитации, поведение человека, имеющего нарушение здоровья, с целью повышения качества остаточного здоровья и сохранения возможностей человека для реализации его как личности. Это – вторичная профилактика, или реабилитология.

Вынужденный образ жизни необходим при срыве адаптационных возможностей больного человека в условиях болезни. Он регулируется только врачом в рамках третичной профилактики, которая включает предупреждение хронизации заболевания и преждевременной смерти.

^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ КОМПЕТЕНТНОСТЬ – способность понимать, объяснять, регулировать взаимодействие Я – Среда в целях оптимизации функционирования и развития этой системы на основе экологических, правовых и нравственных ценностей. Включает способность:

  1. регулировать свое функциональное состояние социально приемлемыми способами,

  2. регулировать межличностные отношения,

  3. использовать индивидуально рациональные приемы и способы учебной и трудовой деятельности,

  4. обеспечивать безопасность среды и поддерживать ее качество.

^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ТЕХНОЛОГИЯ - медико-психолого-педагогически обоснованный, воспроизводимый способ организации учебно-информационной деятельности ребенка с четкой ориентацией на диагностично заданную цель: достижение определенного образовательного результата в обучении, воспитании, развитии при минимизации затрат здоровья ребенка. Таким образом, в состав здоровьесберегающей образовательной технологии входит собственно педагогическая технология как «ядро» и система принципов, приемов, методов образования, обеспечивающая минимизацию затрат здоровья ребенка на образование.

^ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ В ОБРАЗОВАНИИ – система обеспечения здоровьесберегающих условий учебно-воспитательного процесса средствами санитарии и гигиены, управления взаимодействием медицинской, психологической служб и учебно-воспитательного процесса, комплексной диагностики индивидуальных особенностей ребенка, оптимального двигательного режима, школьного расписания, школьного питания, работы с родителями, повышения квалификации учителей, физкультурно-массовых и творческих мероприятий, факультативов, кружков и др.

^ КАЧЕСТВО ЗДОРОВЬЯ – совокупность свойств организма: благоприятная наследственность, хорошее самочувствие, трудоспособность без ограничений, высокая работоспособность, адаптивность, психическая уравновешенность, коммуникабельность.

^ КОЛИЧЕСТВО ЗДОРОВЬЯ – сумма резервных мощностей организма.


Неблагополучие здоровья подрастающего по­коления, в частности школьников, заставля­ет анализировать имеющиеся в этой сфере факты и делать соответствующие выводы, которые оказываются для нашей системы образования, увы, весьма не утешительными. Так, по данным завер­шившейся два года назад диспансеризации среди школьников более 60% имеют те или иные хрони­ческие заболевания, причем нередко по несколько заболеваний сразу. За время обучения в школе у подростков резко возрастает патология зрения, опорно-двигательного аппарата, мочеполовой сис­темы (включая венерические заболевания), про­явления аллергии и другие многочисленные на­рушения здоровья.

Зададимся естественным вопросом: а велика ли роль самой системы образования в этом неблаго­получии? Поданным ученых (Лищук, Лисицын и др.) здоровье современного человека примерно на 10-15% зависит от наследственных факторов, еще на 10-15% - от состояния экологии, а также от эф­фективности работы системы здравоохранения, социально-экономического положения страны, нрав­ственно-психологического климата в обществе. Не­благополучие во всех этих сферах в нашей стране очевидно. Однако в совокупности все эти факторы лишь наполовину определяют здоровье человека. И столько же приходится на образ жизни человека, обусловленный и сформированный в процессе вос­питания и получения образования. То есть, как ни удивительно, именно работа системы образования в наибольшей степени влияет на состояние здоро­вья населения. Чтобы лучше уяснить это, вспомним следующие взаимосвязи.

Первое, в чем проявляется связь образования и здоровья, - обучение школьников вопросам здо­ровья, воспитание у них культуры здоровья, посколь­ку именно обучение и воспитание являются главной задачей школы. Но в большинстве наших школ в какой-то мере решают эту задачу лишь в началь­ных классах. Далее сведения о здоровье, здоровом образе жизни распылены по школьной программе, не оставляя у выпускника сколько-нибудь отчетли­вого представления о том, как надо заботиться о собственном здоровье. Это же касается и воспи­тания полезных привычек (как альтернативы при­вычкам вредным), формирования установок на ведение здорового образа жизни.

Мало того, что это отражается на здоровье школьников в одиннадцатилетний период их обу­чения, еще и закладывает фундамент нездоровья на всю последующую жизнь. Давно доказано, что истоки сердечно-сосудистых заболеваний, состав­ляющих главную причину смертности, многих забо­леваний желудочно-кишечного тракта, опорно-дви­гательного аппарата и ряда других кроются в неправильном образе жизни в детско-подростковом возрасте. Беспечность и безграмотность в отноше­нии своего здоровья приводят к преждевременно­му старению, высокой смертности (здесь мы опе­режаем все развитые страны!), безрадостной жизни в постоянных переживаниях, связанных с неблаго­получием здоровья. Не случайно известная мудрость гласит: «Здоровье в жизни - это не все, но жизнь без здоровья - ничто!».

Не умеющие и не приученные грамотно заботить­ся о собственном здоровье молодые люди вступают в брак и производят на свет нездоровое потомство. (Около 40% новорожденных имеют заболевания и дефекты развития, большей частью которых они обязаны своим родителям!) Далее, до поступления детей в школу родители, слабо разбирающиеся в вопросах здоровья, так же плохо заботятся о своих детях и закладывают у них истоки вредных привы­чек, из которых через годы вырастут разнообраз­ные зависимости.

Таким образом, отсутствие планомерного обра­зования и воспитания в сфере здоровья является первым «вкладом» нашей системы образования в неблагополучие состояния здоровья населения.

Другой «вклад» - здоровьеразрушающая органи­зация образовательного процесса. Сюда относится и расписание, составленное в интересах учителей, а не учащихся, и перегрузка учебных программ, и плохие учебники, и неподходящие по росту школь­ников парты и многое другое, что каждодневно оказывает негативное воздействие на здоровье учащихся.

Никто не оспаривает очевидное положение: школа не имеет права наносить ущерб здоровью учащихся! Обучать без вреда для здоровья - это не задача школы, а обязательное условие ее работы! Условие, при невыполнении которого школа (и любое другое образовательное учреждение) не имеет морального и юридического основания для работы. И резко возросшее в последние годы вни­мание к здоровьесберегающим образовательным технологиям показывает озабоченность педагоги­ческой общественности, всего нашего общества неблагополучием в этой сфере.

В настоящее время в педагогике возникло новое направление – «педагогика оздоровления». В основе оздоровления лежат представления о здоровом ребенке, которые являются практически достижимой нормой детского развития и рассматривается в качестве телесно – духовного организма.

А.А. Никольской были выделены общие положения о главных чертах детского развития:

  • развитие совершается постепенно и последовательно;

  • между духовным и физическим развитием существует такая же неразрывная связь, как и между умственной, эмоциональной и волевой деятельностью, и правильная организация воспитания и обучения предусматривает гармоническое, всестороннее развитие;

  • различные стороны психической деятельности участвуют в процессе развития не одновременно и скорость их развития и энергия не одинаковы; развитие может идти средним ходом, либо ускоряться в зависимости от различных причин;

  • нельзя искусственно форсировать детское развитие, важно каждому возрастному периоду дать «изжить себя»;

Подготовка к здоровому образу жизни на основе эдоровьесберегающих технологий должна стать приоритетным направлениям в деятельности образовательных учреждений.

Если мы обратимся к классификации педагогических образовательных технологий, то увидим. Что среди перечисленных технологий отсутствует термин «здоровьесберегающие технологии». Здоровьесберегащая педагогика не может выражаться какой-то конкретной образовательной технологией. В то же время, понятие «здоровьесберегающие технологии» объединяет в себе направления деятельности школы по формированию, сохранению и укреплению здоровья учащихся.

Цель современной школы – подготовка детей к жизни. Достижение этой цели может быть достигнуто с помощью технологий здоровьесберегающей педагогики, которые рассматриваются как совокупность приемов и методов организации учебно-воспитательного процесса без ущерба для здоровья школьников и педагогов. Педагог, владея современными педагогическими знаниями, в тесном взаимодействии с учащимися и их родителями, с медицинскими работниками – планирует свою деятельность с учетом приоритетов сохранения и укрепления здоровья участников педагогического процесса.

При организации здоровьесберегающей среды в школе необходимо неукоснительно соблюдать несколько правил:

  1. Здоровье ребенка – дело очень серьезное. Поэтому заниматься здоровьесберегающей работой следует без самодеятельности. Пользоваться только литературой, подготовленной подразделениями Российской Академии Образования, Российской Академии Медицинских Наук, Российской Академии Образования (это государственные академии, сейчас много появилось академий – общественных организаций), государственной системы повышения квалификации работников образования.

  2. Не заниматься лечением (терапией) – фитотерапией, аромотерапией и т.д., пищевыми добавками, витаминизациями, нетрадиционными методами оздоровления.

  3. При подборе физкультурных упражнений для физкультминуток консультироваться у специалистов, использовать литературу из перечисленных выше источников. Учитывать, что для очень многих упражнений есть свои противопоказания.

  4. Помнить, что там, где речь идет о здоровье, лучше не сделать, чем сделать неправильно. Основной принцип – не навреди.

  5. Работа по сохранению здоровья ребенка принесет успех тольков том случае, если она будет не фрагментарной, а системной и охватит два направления: условия учебной деятельности, и саму учебную деятельность.

Направление первое (условия учебной деятельности) складывается из:

А. системы отношений между участниками образовательного процесса

Б. условий предметно-пространственной среды.

Направление второе - характер самой учебной деятельности ребенка.

При организации здоровьесберегающей среды в школе в первую очередь необходимо создать предметно-пространственную среду. Необходимо обратить внимание и сделать в се возможное, зная здоровье обучающихся детей, для оптимизации:

- расписания;

- воздушной среды учебного помещения;

- цветовой среды учебного помещения;

- освещения;

- культуры приема пищи;

- чистоты ребенка (руки, голова, одежда, обувь, носовые платочки, мыло);

- предметного наполнения и зонирования помещений для обеспечения двигательной активности учащихся во время уроков и во время перемен (движение – отдыха для мозга);

- культурного наполнения помещений (меньше учебных таблиц, больше картин, творческих работ, домашнего уюта).

Учебная деятельность (познавательная деятельность, жизнедеятельность) будет носить здоровьесберегающий характер, если она не будет противоречить биологическим и социо-культурным законам, а также возрастным, половым и индивидуальным особенностям нервно-психических регуляций ребенка. То есть учебная деятельность должна быть природосообразна, культуросообразна и индивидуальна.

Кто обеспечит учебной деятельности такой характер? Сам ребенок – понимающий себя, рефлексирующий, умеющий регулировать свою учебную деятельность, познавательную деятельность, жизнедеятельность в целом, владеющий инструментами саморазвития, а значит – самооздоровления. Но его надо этому научить в совместной деятельности со взрослыми через присвоение имеющегося историко-культурного опыта, личный опыт самого ребенка, в том числе и самопознания.

Отсюда – главное правило:

- Здоровьесберегающей учебная деятельность становится тогда, когда она носит 1) развивающий характер, 2) эргономичный характер.

1) Развивающий характер деятельность приобретает при условии присвоения ребенком новых способов деятельности, прежде всего надпредметных.

Надпредметные способы деятельности:

  • организационно-деятельностные (умение поставить цель, спланировать, спрогнозировать возможные проблемы, отрегулировать условия достижения цели, провести контроль результата, рефлексивную самооценку);

  • метакогнитивные (владение формиально-логическими умственными действиями, умением увидеть проблему, сформулировать гипотезу, организовать ее проверку, аргументировать свою точку зрения и т.д.);

  • креативные (владение приемами творческого мышления, творческого поиска решения проблемы);

  • саморегуляции (на основе самопознания и рефлексии).

Эти четыре группы способов деятельности интегрируются в эколого-проектную деятельность, развивающую проективное мышление (как синтез мышления творческого, или поискового; рефлексивного, или критического; прогностичного, или опережающего). Эколого-проектные умения лежат в основе безопасной (здоровьесберегающей) жизнедеятельности человека.

2) Чтобы вывести ребенка в режим саморазвития, его учебная деятельность должна быть организована эргономично. Эргономичность учебной деятельность – условие реализации ее развивающего характера. Это требование тем более важно, чем ниже потенциал здоровья ребенка. Эргономичность учебной деятельности означает:

- направленность на развитие связи слабых качеств ребенка с сильными;

- свободу выбора темпа, характера, способов учебы;

- направленность обучения от общего к частному и обратно;

- уровневость обучения (знание, понимание, применение, обобщение и систематизация, ценностные отношения);

- этапность (от осмысленной цели к рефлексии);

- поэтапность формирования умственных действий;

- развитие межполушарных, внутриполушарных, корково-подкорковых регуляций.

- ее индивидуально-коррекционный характер.

Эта работа только тогда будет успешной, если будет реализовываться в системе, непрерывно, через все предметы.


^ Психологические аспекты организации здоровьесберегающей среды в школе прежде всего заключаются в регулировании отношений учитель – ученик - родители

Существуют определенные правила, которые необходимо соблюдать:

Если ребенка постоянно критикуют, он учится ненавидеть.

Если ребенок живет во вражде, он учится агрессивности.

Если ребенка высмеивают, он становится замкнутым.

Если ребенок живет в упреках, он учится жить с чувством вины.

Если ребенок растет в терпимости, он учится принимать других.

Если ребенок подбадривают, он учится верить в себя.

Если ребенка хвалят, он учится быть благодарным.

Если ребенок растет в честности, он учится быть справедливым.

Если ребенок живет в безопасности, он учится верить в людей.

Если ребенка поддерживают, он учится ценить себя.

Если ребенка понимают и дружелюбно к нему относятся, он учится находить любовь в этом мире.

Не спешить ставить отметку, особенно плохую.

Не унижать ребенка: замечания делать так, чтобы не уронить его авторитет в классе, чаще конфиденциально, выражая не свое раздражение, а желание помочь.

Помощь не должна быть навязчивой, предлагайте ее, если ребенок замотивирован.

Не сравнивайте одного ребенка с другими, более успешными в настоящее время.

Оптимистически прогнозируйте учебную деятельность ребенка.

Создавайте ситуации успеха для каждого ребенка.

Не делайте бесконечные замечания.

Проследите, сколько слов с частицей «НЕ» у Вас в речи. Это – тоже форма психологического насилия.

Пытайтесь разобраться в причинах неудач ребенка.

Помните, что знания и умения ребенка по предмету – еще не вся его жизнь: самое главное – каким он вырастет человеком, гражданином, семьянином, не потеряет ли любовь к познанию, развитию.

Не только признайте право ребенка на индивидуальность, но и продумайте, как это право реализовывать. Даже если это трудно технически (методически) – это не повод, чтобы право ребенка не реализовывалось.

Помните, что проблемы ребенка с учебой и поведением всегда носят комплексный характер, никогда специалист, к которому Вы направили ребенка, один не сможет справиться с проблемой: Вам тоже придется подключаться. Поэтому сохраняйте с ним тесный контакт, просите советов.

Попросите родителей дать вам советы со стороны тех специалистов (медиков, логопедов и т.д.), которые работают или работали с ребенком.

После проведения профилактических медицинских осмотров и психологического обследования – расспрашивайте специалистов конкретно по каждому ребенку.

Не торопитесь отправлять ребенка к психиатру, это иногда оборачивается большой травмой и для него, и для мамы. Начните с психолога.

Если вы не можете научить ребенка, это еще не значит, он необучаем или что Вы – плохой специалист. Там, где есть общение людей, бывают случаи плохой психофизиологической совместимости. Может быть, у другого педагога этот ребенок будет успешнее.

Никогда не рассказывайте родителю одного ребенка о проблемах чужого ребенка (или его родителей), тем более о диагнозах, которые Вы смогли узнать. Пресекайте такого рода обсуждения среди взрослых, если они не инициированы самим родителями ребенка.

Старайтесь привлекать больше разных взрослых к воспитанию детей: людей культуры, науки, замечательных бабушек и проч..

Не забывайте об огромных воспитательных возможностях детского коллектива.

Никогда не допускайте сплетни, выслеживание детьми друг друга, наказание всего класса за поведение отдельных детей.

Если в классе конфликт культурный учитель:

- не спорит, не обличает виновника, а дружелюбно сочувствует обеим сторонам:

- гасит эмоциональное возбуждение детей, дает возможность каждой стороне высказаться, не прерывая другую; дружелюбно и сочувственно выслушивает обе стороны, дает им выговориться;

- авансирует каждую сторону похвалой – после их выслушивания находит в каждой из них положительные качества;

- предлагает компромисс: «Я не спрашиваю, кто виноват. Что ты хочешь? А ты что хочешь? Так вот, предлагаю…»;

- переключает внимание конфликтующих на новый объект («Вы спорите, а в это время …»);

- ведет работу по профилактике конфликтов через опыт споров, дискуссий;

- не «закладывает» ребенка родителю;

- разговаривает с родителями при ребенке (за исключением конфиденциальных тем);

- не ведет беседу в агрессивных тонах;

- не поучает родителей, а доброжелательно обсуждает с ними проблему, советуется;

- всегда находит и подчеркивает в ребенке, в родителе положительное;

- не приходит домой к ребенку без предупреждения.

Большинство современных детей – нездоровые, их воспитание имеет свои особенности и требует многих знаний. Интересуйтесь такой литературой.

Не считайте, что Вы вправе отчитывать родителей, заставлять их делать так, как Вы считаете нужным. Воспользуйтесь знаниями психологии: ведите разговор тактично, сделайте его своим единомышленником.

Просвещайте, учите родителей

  • не сравнивать ребенка с другим;

  • не угрожать, не запугивать;

  • не лишать занятий по увлечению (кружки, секции...) при школьных неуспехах;

  • если есть хоть малейший прогресс в учебе – хвалить;

  • никогда не встречать ребенка вопросом: "Что ты сегодня получил?";

  • перед школой никогда не говорить: "Учись хорошо!";

  • перед школой подбодрить, успокоить;

  • не стоять «над душой» при выполнении домашнего задания;

  • не делать бесконечные замечания (не так, неправильно, быстрее, не вертись, не отвлекайся, если бы ты не ленился...);

  • не занимать по отношению к ребенку позицию судьи, разделять с собой его неудачи;

  • оптимистически прогнозировать работу над преодолением трудностей, вселять уверенность в душу ребенка;

  • почаще целовать и обнимать ребенка (чтобы не было прецедента, когда он спрашивает: "Мама, а ты меня любишь?").

В.А.Сухомлинский писал: "Я всегда с большой тревогой думаю о психозе погони за отличными отметками. Этот психоз рождается в семье и захватывает педагога, ложится тяжким бременем на юные души школьников, калечит их. У ребенка нет в данное время способностей, чтобы учиться на отлично, а родители требуют от него только пятерок, в крайнем случае пятерок с четверками, а несчастный школьник, получая тройки, чувствует себя чуть ли не преступником».


Приводим учебные задания, направленные на обеспечение эргономичного и развивающего (в целом – здоровьесберегающего) характера учебной деятельности.

Эргономика учебной деятельности

Тренировка двуполушарного мышления

1. Метод ПМИ (плюс, минус, интересно) или ПМВ (плюс, минус, вопрос). В любой проблеме, в любой информации найти положительные стороны (плюс), отрицательные (минус), что хочется еще узнать (интересно) или что еще неизвестно (вопрос).

2. Двуполушарная методика работы с текстом по литературе

  1. Обратить внимание на автора, название произведения.

  2. Прочитать текст. По ходу чтения записать возникшие ассоциации в виде набора слов (правополушарное, образное мышление).

  3. После прочтения – сформулировать свое общее впечатление от текста

  4. Вновь прочитать текст. По ходу чтения выписывать ключевые слова (логическое мышление).

  5. Проанализировать динамику интереса к сюжету от начала к концу рассказа.

  6. Что в тексте – правда, что – вымысел.

  7. В чем заключается смысл жизни персонажей.

  8. Мое место в сюжете – выбрать или придумать персонаж, кем хотел бы быть.

  9. Описать свои чувства

10) Описать свои стремления

11) Описать свои действия

12) Смысл своих поступков

13) Какой Я? (самоанализ поступков Я-персонажа)

14) Резюме

3. Двуполушарная методика работы с текстом по истории

  1. Социально-историческая ситуация перед историческим событием

  2. Выбор роли, в которой хотели бы участвовать в историческом событии

  3. Какие чувства и эмоции испытываете?

  4. Какие действия предпринимаете?

  5. Прогноз хода событий с учетом своей роли.

  6. Нарисовать (представить иным образом) наиболее желательную картину исторического развития ситуации.

  7. Что надо было делать населению, его группам чтобы исторические события развивались в прогрессивном направлении? Анализ и самоанализ.

4. Чтение сказки, художественного текста сопровождается 1) подбором цветных лоскутков бумаги, составление из них композиции; 2) живописью мазками; 3) придумыванием пантомимы, танца; 4) рисунком настроения сказки, характера персонажа; 5) выбором из нескольких заранее подготов-ленных цветографических композиций подходящих по эмоциональному состоянию; 6) выбором из нескольких музыкальных композиций подходящих по эмоциональному состоянию.

5. Тренировка межполушарного взаимодействия. Упражнения следующего характера: перевести образ – в схему, схему – в образ; подобрать к цвету подходящее слово (не название, а слово, отражающее чувственно-эмоциональное, образное его восприятие), к слову – подобрать цвет; к абстрактному – чувственный образ, к чувственному - абстрактное, знак, символ; чередовать синтез, анализ и снова синтез, дедукцию, индукцию и снова дедукцию. Физические упражнения: письмо двумя руками одновременно по воздуху синхронное, зеркальное. Любые упражнения на перекресты (рука, нога – правое, левое). Дыхание попеременно через правую и левую ноздрю. Жонглирование двумя руками.

6. Игра "Ухо - нос". Левой рукой возьмитесь за кончик носа, а правой рукой за проти­воположное ухо. Одновременно отпустите ухо и нос, хлопните в ладо­ши, поменяйте положение рук "с точностью до наоборот". Это нейропсихологическое упражнение Р.А.Лурия хорошо развивает межполушарные взаимодействия.

7. Упражнение. Синхронное (зеркальное) письмо двумя руками одновременно по воздуху. Записывание словарных слов.

8. «Часики». Разнонаправленные движения: глава – вправо, язык влево и наоборот. Глаза и руки вправо, язык влево и наоборот. Глаза и руки вправо, язык и нога (выпад) – влево и наоборот.

9. «Рисуем носом». Представить себе, что на кончике носа есть кисточка. пробежать глазами линию, где стена сходит­ся с потолком, очерчивая будущую «картину». «Нарисовать» кисточкой на потолке свое имя, фамилию, изучаемую формулу, бабочку и т.д..

10. Составление образов на все алгоритмично сформулированные правила.

Дети сами с удовольствием придумывают способы понимания правил. Почему нельзя переносить одну букву на другую строку? Представьте улицу. Мама перешла через дорогу, а детки остались на другой стороне. Конечно, они будут плакать.

Правописание «не» с причастиями. Представьте локомотив, который набрал скорость и гонит впереди себя платформу. Они едут вплотную друг к другу. Но стоит присоединить к локомотиву тяжелый груженый состав, локомотив замедлит ход, а легкая платформа – отъедет вперед (частица «не» пишется отдельно, если у причастия есть зависимые слова).

На уроке учителя Т.А. Рождественской (история) ученица придумала такой образ Римской империи в период ее заката: огромное толстое дерево с крупными плодами, но тонкими, высохшими корнями. И напротив каждого такого корешка ученица подписала разные факторы, ослаблявшие Римскую империю: восстания покоренных народов и т.д..

^ Упражнения на повышение умственной работоспособности

1. Ежедневный комплекс упражнений перед началом занятий в начальной школе. Каждый ребенок становится в середину индивидуального коврика (это круг диаметром 50-60 см; сделан из двух слоев: нижнего – клеенки, верхнего – драпа с пришитыми по краю крупными пуговками для массажа стоп). Ноги вместе. По очереди, ритмично ноги сгибаются в коленях, сначала – без отрыва стоп от пола, потом с отрывом пяток. Постепенно в двигательный ритм подключается движение кистей (вперед – назад), потом – рук от локтей. Затем в общее движение вовлекаются плечи (на счет 1-4 – круговое движение одного плеча спереди назад по кругу, потом на счет 1-4 – аналогичное движение другого плеча). Всего активные движения занимают 2-3 минуты. Потом – глубокое дыхание через обе ноздри, через каждую ноздрю попеременно. Далее – «рисование» руками по воздуху. Сначала одна рука рисует круг по часовой стрелке, потом против часовой, голова неподвижна, глаза следят за движением третьего пальца руки. Упражнение повторяется со второй рукой. Затем двумя руками «рисуются» два рядом расположенных круга – знак бесконечность. Далее детям можно предложить пройти по пуговицам коврика по часовой и против часовой стрелке. Утренняя гимнастика заканчивается подготовкой глаз: дети 6 раз крепко зажмуриваются, потом 12 раз мягко моргают.


2. Пальминг (упражнение Бейтса). Если руки холодные, перед упражнением их следует согреть. Наложить две руки ладошками вверх так, чтобы первые фаланги мизинцев были соединены. Согнуть ладошки в пригоршни и наложить на глаза, опираясь на костную (не хрящевую) часть носа. Глаза должны свободно открываться под ладонями. Света не должно быть видно. Представить себе что-то бархатно-черное (муравья, ползущего по розе; точку на белой бумаге; черную букву. Если удается представить черное, глаза отдохнули.

3. Моргание. Моргание на каждое прочитанное слово, или на каждую написанную букву, или на каждый вдох, или на каждый удар пульса. Выполняется ребенком самостоятельно, на саморегуляции.

Чтобы не уставало тело и не было нарушений осанки:

4. «Физкультура сидя». Сидя за партой, поднять одну ногу, вращать ее в одну сторону, в другую. Поднять другую ногу, вращать в одну сторону, в другую. Нога на пятке. Вращать носок в одну сторону, в другую. Повторение упражнения двумя ногами. Ногу поднять на носок, опустить. Так же вторую. Потом обе.

5. «Умные ушки». Массаж ушных раковин. Ушные раковины осторожно заворачиваются вперед – назад три раза, массируются ладошками вверх – вниз три раза. Упражнение активизирует активные точки, находящиеся на ушных раковинах.

«Огонек» Поместить палочку между ладонями, быстро вращать палочку между ладонями («зажигаем огонек»), переместить палочку на тыльную сторону ладони левой руки, затем правой руки и выполнить вращательные движения вверх – вниз.

  1. «Постукивание». Палочкой (карандашом) легонько стучим по ладони правой руки, затем левой руки, стучим по тыльной стороне руки, затем производим «сухое умывание рук». Расслабление, руки вниз, слегка потрясем руками. «Массаж подушечек пальцев»

  2. Передать эстафету-палочку (карандаш, ручку) от большого пальца и указательного к ука­зательному и среднему, потом к среднему и безымянному, затем к безымянному и мизинцу. Затем – обратно, стараясь не выронить палочку. Упражнение выполнить правой, затем левой рукой, затем, научившись – одновременно обеими руками.

10. Игра «кулак – ребро – ладонь». По очереди дети сначала одной рукой, потом другой и затем двумя вместе сжимают руки в кулак (опора – парта, к парте прикасается ладонь со стороны мизинца, большой палец отставлен вертикально вверх), затем пальцы разгибаются – «ребро», затем ладони кладутся на парту. Упражнение повторяется 8-10 раз. Задача: добиться автоматизма движений. Постепенно можно ускорять темп. Это упражнение (после того, как дети научатся его делать) можно видоизменить. Игра на внимание. Рука – «ребро». Его направление указывает на того, кому задается вопрос. Вопросы могут быть разные: ученик называет слово – другой определяет часть речи; или ученик говорит пример из таблицы умножения – другой называет ответ и т.д.. Спрашиваемый ученик принимает эста­фету, сжимает одну руку в кулак и дает одновременно ответ на вопрос, затем быстро ставит другую руку ребром и называет свой вопрос, указывая, кто должен ответить и т.д.

.




Похожие:

Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconСоздание информационно – коммуникационной среды школы
Создание единой информационной среды в школе через автоматизацию управленческой деятельности, информатизацию учебно – воспитательного...
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconОрганизация здоровьесберегающей среды
Целевая подпрограмма «Организация здоровьесберегающей среды»
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconПлан поэтапного перехода мбдоу д/с «Петушок» с. Григорьевское на 2011-2012 учебный год
«Создание здоровьесберегающей и здоровьеформирующей среды в доу – условие обеспечения качества дошкольного образования»
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconПлан работы моу сош №29 на 2011-2012 учебный год
Создание условий здоровьесберегающей образовательной среды школы как определяющего условия формирования культурной конкурентоспособной...
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconОрганы государственно-общественного управления и самоуправления
Увр, педагогический совет (как коллегиальный орган). Основной функцией директора школы является координация усилий всех участников...
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconПлан воспитательной работы на 2012-2013 учебный год
Цель: создание в школе благоприятной среды развития личности ребенка, среды жизнедеятельности и способов самореализации в интеллектуальной,...
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconПоложение о педагогическом совете
Педагогический совет Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №3 «Колосок» с. Красное» (далее по тексту...
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconСтруктура органов мадоу «Детский сад №82 «Малыш» Структуру органов автономного учреждения составляют Учредитель, Наблюдательный совет, заведующий Учреждением, общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, совет Учреждения
Формами самоуправления Учреждения являются общее собрание трудового коллектива, педагогический совет, совет Учреждения
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconПоложение о педагогическом совете школы
Педагогический совет является постоянно действующим органом управления образовательного учреждения для рассмотрения основных вопросов...
Педагогический совет на тему «Создание здоровьесберегающей среды в школе» iconОрганизационная структура мкдоу «Детский сад №11 комбинированного вида» Педагогический совет Общее собрание трудового коллектива Совет учреждения Попечительский совет

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы