Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» icon

Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа»



НазваниеУрок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Дата конвертации23.01.2013
Размер98.68 Kb.
ТипУрок

Урок литературы в 10 классе


Учитель русского языка и литературы

Тюкова Нина Михайловна

МОУ «Умыганская средняя общеобразовательная школа»


Тема: Значение символики в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание».


Цель:

  • через символику показать всю сложность и глубину романа Достоевского,

  • показать через символику роль библейских мотивов в романе “Преступление и наказание”;

  • формирование навыков самостоятельной исследовательской работы;

  • прививать внимательное отношение к тексту, воспитывать грамотного, думающего читателя.


Форма работы: групповая, индивидуальная


Методы работы: наблюдение, исследование, решение проблемных ситуаций через “погружение” в текст.


Ход урока


  1. ^ Теория литературы.

- Сегодня я предлагаю поговорить о том, чему писатель придает огромное значение – «бесконечно малым моментам текста» (по определению Л. Толстого). Не будет преувеличением сказать, что художественный текст говорит языком детали. Верно найденная художником, деталь приковывает к себе внимание читателя, является способом проникновения в застрочное пространство текста, нередко становясь ключевым символом, помогающим понять сокровенные мысли писателя.

- Как вы понимаете значение слова «символ»?

- В литературе символом становится художественная деталь, когда, сохраняя прямое значение, она порождает ряд ассоциаций, то есть становится знаком, несущим иносказательный смысл. Запишем определение в тетрадь. Символ всегда многозначен, требует распознавания, дешифровки.


  1. ^ Сообщение темы и целей урока. Оценка готовности.

- Сегодня мы поговорим о символах в конкретном произведении.

Образы-символы являются теми ключевыми вершинными точками, вокруг которых концентрируется действие романа “Преступление и наказание”. - В карточках оцените свою готовность к разговору. (оценка готовности на слайде)


^ 3. Работа по теме урока.

- По словам академика Д. С. Лихачёва, роман “Преступление и наказание” не предназначен для быстрого чтения. В нём поставлены острые моральные и философские вопросы. Достоевский доверял внимательному и вдумчивому читателю и поэтому многое недоговаривал, рассчитывая на духовное приобщение читателя к своему миру.
Особенное внимание автор уделял именно символам, как средству, позволяющему повернуть предмет к читателю определенной, нужной автору стороной.

На уроках мы уже неоднократно разговаривали об образах-символах произведения.

- Вспомните и назовите их.

(фамилия главного героя, архитектура Петербурга, желтый цвет, лестница, топор, слово «вдруг», которое повторяется в романе 760 раз, и многое другое)

- Но это лишь малая толика того, на что следует обратить наше читательское внимание. Вы, наверное, заметили, что в романе некоторые числа настойчиво повторяются.

- Какие это числа?

- Это не случайно. Числовая символика в романе основана, в первую очередь, на теории пифагорейцев, которая была известна Достоевскому. Это теория о влиянии чисел на жизнь человека. Существует такая легенда: Пифагор утверждал, что он сын бога Гермеса и земной женщины. Однажды отец сказал Пифагору, что он может просить всё, что захочет, кроме бессмертия. Пифагор просил сохранить ему память обо всех жизнях, которые ему предстоит прожить. Пифагор известен как талантливый стратег, экономист, математик. В Греции он организовал школу для юношей, но с каждого взял клятву, что тот будет молчать о знаниях, полученных в школе. Один из учеников нарушил клятву, и мир узнал о теории пифагорейцев, которая утверждает, что число играет в жизни человека решающее значение.

Дома вы должны были поработать с числами: найти эпизоды в тексте, где они упоминаются, и выявить ассоциации, связанные с этими числами. Итак, поработаем с вашими исследованиями.

1 задание: Символика числа 30.

Текст:

  • В девять часов вечера выложила 30 целковых перед Катериной Ивановной и этим самым принесла себя в жертву ради спасения голодных детей.

  • Последние 30 копеек вынесла Соня Мармеладову на похмелье, и он не мог в эту позорную для него минуту ощущать себя Иудой.

  • Марфа Петровна выкупила Свидригайлова из долговой ямы за 30 тысяч, и он предал ее. (покушался на ее жизнь)

- Какие ассоциации вызывает у вас число 30?

Как мы можем убедиться, Достоевский не случайно использует это число в романе. Число 30 связано с притчей, в которой Иуда предал Христа за 30 серебряных монет. И все упоминания в тексте связаны с предательством.

2 задание: Символика числа 7.

Число 7 является также наиболее устойчивым и часто повторяющимся в романе.

- Приведите примеры из текста.

  • Роман имеет 7 частей: 6 частей и эпилог.

  • Роковое время для Раскольникова - 7 часов вечера.

  • Цифра 7 буквально преследует Раскольникова: «…он узнал, что завтра, ровно в 7 часов вечера, Лизаветы, старухиной сестры не будет дома…».

  • Свидригайлов прожил с Марфой Петровной всего 7 лет, но для него они были как 7 лет каторги.

  • Сон Раскольникова, когда он представляет себя 7-летним мальчиком.

  • «Им оставалось еще 7 лет. Семь лет, только семь лет! В начале своего счастья они оба были готовы были смотреть на эти 7 лет как на 7 дней».

- Теологи называют число 7 истинно святым числом, так как число 7 – это соединение числа 3, символизирующего божественное совершенство (Святая троица) и числа 4 – числа мирового порядка. Следовательно, число 7 является символом “союза” Бога и человека.

- Так почему, по-вашему мнению, Достоевский посылает Раскольникова на убийство именно в 7 часов?

(Достоевский заранее обрекает его на поражение, так как тот хочет разорвать этот союз).

- А почему в эпилоге появляется вновь число 7?

(Чтобы восстановить этот союз, чтобы снова стать человеком, герой должен снова пройти через это истинно святое число. В эпилоге романа возникает число 7 , но уже не как символ гибели, а как спасительное число).

3 задание: Символика числа 4.

Текст:

  • Квартира жертвы находится на четвертом этаже.

  • Раскольников прячет деньги старухи во дворе, где строится четырехэтажный дом.

  • Комната Мармеладова находится на четвертом этаже.

  • Полицейская комната находится на четвертом этаже.

  • Чтение притчи про Лазаря происходит через 4 дня после преступления, то есть через четыре дня после нравственной смерти Раскольникова.

  • Слова Сони: “Стань на перекрёстке, поклонись всему свету на все четыре стороны”.

- Число 4 в миропорядке имеет основополагающее значение. Какое?

(Есть четыре времени года, четыре Евангелия, четыре стороны света, четыре этапа жизни человека)

- Обратим внимание на то, что чтение про Лазаря происходит через четыре дня после преступления Раскольникова, т.е. через четыре дня после его нравственной смерти.

- Перечитаем эту притчу, при этом обратим внимание, что действие расположено в 4 части, главе 4. (стр. 330)

- Связь между Раскольниковым и Лазарем не прерывается на протяжении всего романа. Не случайно же, он просит Соню перечитать именно эту притчу. Докажите это примерами из текста.

Комната Раскольникова уподобляется гробу неоднократно. Под камнем он схоронил награбленное. Слова Христа “отнимите камень” означают: раскайтесь, сознайтесь в своём преступлении.

Сопоставление с Лазарем разработано в романе глубоко и последовательно.

Если выписать из “Преступления и наказания” все места, где Раскольников так или иначе уподобляется мёртвому, то в каждой цитате окажется какой-либо один признак покойника, все вместе они составят полное его описание. Писатель вначале описал мертвеца в одном предложении, которое затем разбил и разбросал обломки по всей книге.

- Давайте соберем эти обломки и сложим мозаику.

Бледный мертвец лежит в гробу, забивают гроб гвоздями, выносят его, хоронят, но он воскресает.

Вот как раскладываются “обломки” этой воображаемой фразы:

БЛЕДНЫЙ

Достоевский постоянно подчёркивает бледность Раскольникова.

весь бледный, как платок”

он ужасно побледнел”

обернул к ней мертвенно-бледное лицо” и т.д.

МЁРТВЫЙ

Прилагательное “мёртвый” следует за Раскольниковым, как тень, и он сам постоянно уподобляется мёртвому.

он остановился и притих, как мёртвый” и т.д.

ЛЕЖИТ

Раскольников часто валяется и лежит без движения

Он лёг на диван и отвернулся к стене в полном изнеможении”

Он всё время лежал молча, навзничь” и т.д.

В ГРОБУ

Достоевский постоянно подчёркивает, что квартира Раскольникова похожа на гроб.

Какая у тебя дурная квартира, Родя, точно гроб, - сказала Пульхерия Александровна”

^ ЗАБИВАЮТ КРЫШКУ ГВОЗДЯМИ

Писатель объясняет это эпизод, не связанный с событиями романа

Со двора доносился какой-то резкий, беспрерывный стук; что-то где-то как будто вколачивали, гвоздь какой-нибудь”

ВЫНОСЯТ

То, что его выносят, ему кажется в бреду

То казалось ему, что около его собирается много народу и хотят его взять и куда-то вынести”

ХОРОНЯТ

Раскольников собирается уходить, мать и сестра упрекают его, что мало побыл с ними

^ Что-то вы точно погребаете меня или навек прощаетесь,” - как то странно проговорил он”.

ВОСКРЕСАЕТ

Но он воскрес, и он знал это, чувствовал всем обновившимся существом своим”

Воскресение описывается в эпилоге коротко. Но в промежутках между фразами помещается весь роман.

4 задание: символика числа 11.

Текст:

  • «В 11 часов вечера зашли Раскольников с Мармеладовым домой к Катерине Ивановне».

  • «Я поздно… 11 часов есть?» - время прихода Раскольникова к Соне.

  • «… на другое утро, в ровно в 11 часов, Раскольников вошел в отделение пристава следственных дел к Порфирию Петровичу».

Неоднократное указание в романе на число 11 связано непосредственно с евангельским текстом.

Достоевский хорошо помнил евангельскую притчу о виноградаре и работниках, который выходил нанимать работников на виноградник в 3-м часу, в 6-м, в 9-м и, наконец, в 11-м. А вечером заплатил всем поровну, начав с тех, кто пришёл в 11.

Отнеся встречи Раскольникова с Мармеладовым, Соней и Порфирием Петровичем к 11 часам, Достоевский напоминает, что ещё не поздно в этот евангельский час признаться и покаяться, стать из последнего пришедшего в одиннадцатом часу первым.

5 задание.

-Давайте разберёмся, почему Раскольников так часто пересекает мост. Ваши варианты.

Ответ:

  • На мосту, словно на границе жизни и смерти, Раскольников то погибает, то оживает

  • Вступив на мост после страшного сна на Васильевском острове, он вдруг ощущает, что свободен от мучивших его в последнее время чар, колдовства, он получил свою свободу, освободился от всех сомнений.

  • Полный сил и энергии после игры в “кошки-мышки” с Заметовым, он ступает на мост, его охватывает полнейшая апатия…”

Переходит он мост и тогда, когда идёт признаваться в убийстве.

Мост пересекает Неву. Нева – своего рода Лета (В мифологии река мёртвых). И всякий раз Достоевский с особой тщательностью отмечает эти переходы, которые символизируют грань между живыми и мертвыми.

6 задание.

- Обратимся к имени Марфа. Почему писатель назвал жену Свидригайлова таким именем?

(Притча о Марфе и Марии: «В продолжение пути их, пришел Он в одно селение; здесь женщина по имени Марфа приняла Его в дом свой; у ней была сестра, именем Мария, которая села у ног Иисуса и слушала слово Его. Марфа же заботилась о большом угощении и сказала: «Господи! Или тебе нужды нет, что сестра моя одну меня оставила служить? Скажи ей, чтоб помогла мне». Иисус же сказал ей в ответ: «Марфа! Марфа! Ты суетишься и заботишься о многом. А одно только нужно – очистительное слово Божье»).

- Какую роль играет эта притча в романе?

Мысль об очистительной силе слова Божьего чётко сформулирована Достоевским, ведь именно через слово Сони происходит очищение души Раскольникова.

- Обратимся к имени Софья. Каково его значение?

(Софья значит мудрость. А мудрость содержится только в слове Божьем. Таким образом, именно Сонечка Мармеладова несет слово Божье через которое проходит очищение Раскольников)

- Итак, мы с вами обратились к некоторым символам романа. Что объединяет их все?

(все они, так или иначе, соотносятся с именем Иисуса Христа, учение которого изложено в Евангелии его учениками – апостолами Матфеем, Лукой, Иоанном, Марком.)

- Достоевский испытал влияние Евангелия не только как религиозно-этической книги, но и как художественного произведения. В 1850 году в Тобольске перед отправкой на каторгу жёны декабристов подарили Достоевскому экземпляр Евангелия. Это была единственная книга, позволенная в остроге. Достоевский вспоминает: “Они благословили нас в новый путь и перекрестили. Четыре года эта книга пролежала под моей подушкой на каторге”. Кстати, описание именно этой книги мы встречаем в сцене встречи Сони и Раскольникова. («На комоде лежала какая-то книга. Он каждый раз, проходя взад и вперед, замечал ее; теперь же взял и посмотрел. Это был Новый Завет в русском переводе. Книга была старая, подержанная, в кожаном переплете».) После каторги Достоевский убеждает себя в том, что Христос – воплощение чистоты и правды, идеал мученика, принявшего на себя спасение человечества.

- А сейчас давайте проведем еще одну параллель с библейским мотивом. Назовите мне семь смертных грехов, нарушение которых ведут к гибели души. Вспомните «Божественную комедию» Данте, все круги, через которые проходит герой вместе со своим проводником - Вергилием.

(Гордыня, зависть, чревоугодие, блуд, гнев (злоба), алчность (жадность), уныние (лень))

- А теперь обратимся к главному герою – Родиону Раскольникову. Какие заповеди нарушил он?

- Таким образом, Достоевский показывает насколько глубоко падение Раскольникова, но даже он способен на возрождение души, надо только прийти к духовной вере, к Богу через любовь.

- Кто в романе становится посланником такой любви?

- Следующий урок мы посвятим Сонечке Мармеладовой. Ваше домашнее задание будет связано с этим образом.

1 задание: цитатный портрет Сонечки: образ жизни, характер, принципы, идеи, влияние на окружающих, отношение к ней окружающих.

2 задание: проблемный вопрос: Соня – святая или грешница? с обоснованием.


^ 4. Обобщение по уроку. Слово учителя.

- Сегодня на уроке мы проследили, как через числовую символику раскрывается роль библейских мотивов. Конечно, ограниченные рамки урока не позволяют нам обратиться ко всем евангельским мотивам романа, это мы сделаем на следующих уроках. А в конце хотелось бы подчеркнуть следующее: Достоевского можно по праву назвать художником-пророком. Он предвидел трагическую ситуацию, в которой оказалось человечество и современный мир. Писателя страшит всё: власть денег, падение нравственности, обилие преступлений. Только сегодня, когда наше государство и весь мир оказались на краю пропасти, когда стало ясно, что насилие в любой форме может привести к катастрофе, к уничтожению жизни на Земле, для нас открывается пророческий смысл формулы Достоевского “Смирись, гордый человек!”, ведь только истинная вера может помочь человеку сохранить свою нравственную чистоту и духовность, то есть то, что и делает человека человеком.


5. Рефлексия.

- Оцените свое эмоциональное состояние, удовлетворенность уроком и своей работой.









Похожие:

Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconУрок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема
Тема: А. С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconОтдел народного образования администрации Тулунского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель проекта: Тюкова Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconТюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Цели урок
Методы и приемы: поисковые методы, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconАпакова Зинаида Леонидовна, 1965 года рождения, работает в должности учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы 20 лет. Общий педагогический стаж составляет 20 лет. Образование высшее, закон
Апакова Зинаида Леонидовна учитель русского языка и литературы, родного языка и литературы моу первой квалификационной категории...
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconПодготовила Рослякова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенска Московской области. Цели урок
Подготовила Рослякова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенска...
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconИмеет стабильно высокие показатели производственной деятельности
Мбоу «Микряковская средняя общеобразовательная школа». Образование высшее, закончила Марийский Государственный университет в 1996...
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconЧугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы моу кошкинская средняя общеобразовательная школа с. Кошки 2010 Авторская песня обзорный урок
Используемые методы организации и осуществления учебно-познава-тельной деятельности
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconДоклад на тему: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Место работы и должность: моу сош №5 г. Миллерово, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов