Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема icon

Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема



НазваниеУрок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема
Дата конвертации23.01.2013
Размер69.35 Kb.
ТипУрок

Урок литературы в 9 классе


Учитель русского языка и литературы

Тюкова Нина Михайловна

МОУ «Умыганская средняя общеобразовательная школа»


Тема: А.С. Грибоедов «Горе от ума». Смысл названия. Художественное своеобразие комедии.

Цели:

  1. раскрыть смысл названия комедии;

  2. выявить черты классицизма, романтизма, реализма в произведении;

  3. поразмышлять над жанром комедии;

  4. продолжать работу по внедрению проблемного обучения в образовательный процесс;

  5. развивать речь, мышление, умение анализировать произведение;

  6. обучать работе в группах;

  7. показать своеобразие комедии, ее богатство и непохожесть на другие произведения.

Методы и приемы: поисковые методы, исследовательские, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия.

Оборудование: карточки «Блиц-опрос», мультимедийное оформление.


^ ХОД УРОКА


  1. Организационный момент.

  2. Проверка д/з. «Блиц-опрос» по карточкам.

  3. Вступительное слово учителя.

- С сегодняшнего урока мы начинаем с вами литературное путешествие по замечательному, великолепному по замыслу и исполнению произведению А.С. Грибоедова «Горе от ума». Это произведение относится к ряду произведений «на все времена». В течение почти 200 лет оно является бессменным в репертуарах московских и провинциальных театров. Буквально на днях в театре «Современник» состоялась премьера нового прочтения «Горе от ума». Почему это произведение стало бессменным в репертуарах театров всех времен? Чем оно привлекает зрителя и читателя? Почему до сих пор никто из критиков не дает полного и цельного анализа этого произведения? Эти и другие вопросы будут стоять перед нами на протяжении 6 уроков. И я уверена, что с моим желанием помочь вам, вашим желанием найти ответы и нашей работоспособностью, мы сможем решить все поставленные вопросы. И вооружимся мы высказыванием французского историка Марка Бока «Тексты… внешне даже самые ясные и податливые, говорят лишь тогда, когда умеешь их спрашивать».

- Ну, что, в добрый путь?!

^ 4. Определение учебных задач.

- Сегодня перед нами встанут 3 учебные задачи, которые нужно будет решить совсем как в математике: есть задача, значит, ее нужно решить.

  • Что и как меняет в названии произведения предлог «от»?

  • «Горе от ума».
    Романтизм, классицизм или…?

  • Приемлем ли для произведения «Горе от ума» такой литературоведческий термин, как «жанровое своеобразие»? Определите жанр произведения «Горе от ума».

  1. ^ Первая учебная задача.

- Дома вам было задание поразмышлять над первоначальным и окончательным названием произведения. «Горе уму» и «Горе от ума». Что меняет предлог «от»?

(ответы учащихся)

Слово учителя.

- Позиция автора: «Настоящему уму горе причинить нельзя, а вот «от ума» горе быть очень даже может».

А вот Я.С. Айзерман пытается по-своему интерпретировать варианты названия.

1. Все действия направлены на ум. Человека обладающего

умом гонят, клянут, расправляются, преследуют. Ум

выступает как начало страдательное.





2. А во второй схеме все действия исходят от ума.

Появляется дополнительный смысл - невозможность

Не думать о том, что происходит вокруг.

А действительность заставляет человека страдать.


Вывод: предлог «от» добавляет названию и самому произведению более глубокий смысл, расширяет его, заставляет увидеть героя не только мыслящего, но и страдающего.

  1. ^ Вторая учебная задача.

- «Горе от ума» создавалось в начале 20-х годов 19 века.

- Какие литературные направления царили в литературе?

(Господствовал классицизм, развивался романтизм и реализм)

Работа в группах.

^ 1 группа «Классицисты»

Задание: найти черты классицизма в произведении.

2 группа «Романтисты»

Задание: найти черты романтизма в произведении.

^ Черты классицизма:

Персонажи: говорящие фамилии, деление на отрицательных и положительных героев условно.

Авторская позиция выражена через героя – резонера (Чацкий).

Соблюдение принципа трех единств частично: соблюдается единство времени (действие разворачивается в 24 часа), единство места (дом Фамусова).

Мотивы притворства и подслушивания.

^ Черты романтизма:

Романтический герой – Чацкий. Он находится в разладе с обществом, так как не понят им. Входит сам с собой в противоречия. Несчастная любовь и изгнание – удел романтического героя.

- Итак, в произведении мы наблюдаем присутствие черт двух литературных направлений: романтизма и классицизма. Но они явно неполные, частичные. Значит, однозначно мы не имеем права отнести это произведение ни к одному из них, причем мы ясно ощущаем присутствие чего-то еще. Чтобы выяснить это, обратимся к главному закону Грибоедова, закону правдоподобия, реального, закону живой действительности. Грибоедов мастерски соединил в своем произведении классицизм с романтизмом, но создал подлинно реалистическое произведение.

- Давайте найдем черты реализма в произведении. Обратимся к персонажам. Вот классицисты сказали, что деление на отрицательных и положительных персонажей условно. В чем условность деления?

(В целом, Чацкий герой положительный, противопоставлен фамусовскому обществу. Но если рассматривать каждого героя этого общества в отдельности, то выяснится, что они не так уж и плохи.)

- В произведении классицизма героев должно быть 5-10, в в «Горе от ума» их более 20.

- В чем вы видите нарушение принципа трех единств?

(Не соблюдено единство действия. По канонам классицизма должна быть одна сюжетная линия – любовная. В принципе она сохраняется, но к ней добавляется и вторая – общественно-политическая)

- В чем нарушения в финале?

(В классицизме финал закрытый, то есть герой одерживает победу и обретает счастье. В произведении финал открыт)

- В чем открытость финала?

(Уедет или нет Чацкий? Куда уедет? Выгонят Молчалина или нет? Отправят Софью из дома или нет? Что будет с Лизой и Петрушей? И в самом деле6 что скажет княгиня Марья Алексеевна?)

Вывод: Итак, мы видим, что и главные герои, и система персонажей, и построение сюжета, и видимое соблюдение трех единств – все отступает от канонов классицизма. Произведение написано тогда, когда классицизм все же постепенно отходит на второй план, романтизм в самом расцвете, и только зарождается реализм. «Горе от ума» написано на стыке 3 литературных эпох, и в этом его своеобразие, в этом отличие, в этом бессмертие.

  1. ^ Третья учебная задача.

- Как вы понимаете термин «жанровое своеобразие»?

- Попробуйте решить третью учебную задачу: подходит ли этот термин к произведению «Горе от ума»?

- Итак, мнения разделились. Обратите внимание на то, что до этого я ни разу не назвала жанр «Горе от ума». Сделала я это для того, чтобы не навязывать вам жанровое определение, не создавать стереотип.

- Что же все-таки написал Грибоедов? Давайте сначала спросим мнение драматурга. Грибоедов писал: «Первое начертание этой сценической поэмы, как оно родилось во мне, было гораздо великолепнее и высшего значения, чем теперь в суетном наряде, в который я вынужден был облечь его».

- Как же определяет жанр своего первоначального замысла автор?

- Вспомните определение жанра «поэма».

(Поэма – один из видов лиро-эпического жанра, основными чертами является наличие развернутого сюжета и широкое развитие образа лирического героя)

- А сценическая поэма?

- А что сделало из поэмы комедию, по мнению автора? (суетный наряд)

- Итак, комедия. Вы согласны с этим определением?

- Вспомните определение комедии.

(Комедия – жанровая разновидность драмы. Воздействие комедии обусловлено смехом)

- Смех – основная категория комедии, и постановка любой комедии рассчитана на то, что зритель будет смеяться.

- Над чем же можно смеяться в комедии?

Язык: многие реплики героев вызывают смех. Не забывайте, что это первая четверть 19 века. Еще жив холодный, тяжелый язык классицизма. И вдруг – язык доступный, легкий, простой, остроумный, богатый афоризмами.

Жизнь героев пустая, нет ничего святого, только глупая, пустая болтовня.

Некоторые ситуации: например, когда Фамусов заигрывает с Лизой.

Фамилии некоторых персонажей.

- Хорошо, с комедией разобрались, и, действительно обнаружили главное действующее лицо – смех. Итак, комедия?!

- Тогда прочитайте определение двух других жанров рода драмы, которым относится и комедия- трагедия и драма.

Драма – жанровая разновидность рода драмы, пьеса с острым конфликтом, который в отличие от трагического не столь возвышен, более приземлен, обычен и так или иначе разрешим.

Трагедия – жанровая разновидность драмы, пьеса, в которой изображаются исключительно острые, непримиримые жизненные конфликты, таящие в себе катастрофические последствия и чаще всего завершающиеся гибелью героя.

Обсуждение.

Вывод: «Горе от ума» мы не можем назвать произведением «чистого» жанра. Мы обнаружили, что преобладают черты комедии, но наряду с ними мы обнаруживаем и присутствие драматического и даже трагического (отъезд Чацкого – это своеобразная смерть его для окружающих). Таким образом, говоря о жанровом своеобразии произведения, мы можем с полным правом говорить о «Горе от ума» как о комедии с элементами драмы и трагедии.

  1. Обобщение.

- Итак, закончилось наше первое путешествие по комедии «Горе от ума». С каким же багажом знаний мы вернулись из него?

9. Рефлексия

- Перед нами сегодня стояли непростые задачи, но я считаю, что мы достойно с ними справились. А как считает вы? Какая учебная задача показалась вам наиболее интересной? Какая вызвала серьезные затруднения? Чего вам не хватило для решения задач?

^ Выставление оценок.

- Но ведь я тоже работала на уроке. Какую оценку заработала я? Спасибо.

Домашнее задание:

Следующая тема: «К вам Александр Андреевич Чацкий!»

Вопросы:

  1. Чем живет дом Фамусова до приезда Чацкого?

  2. Как встречен Чацкий в этом доме?

  3. Почему Чацкий сразу не понял, что он здесь чужой?

Индивидуальное задание:

За что хвалит Москву Фамусов, и что в ней осуждает Чацкий? (сравнение монологов «Вкус, батюшка, отменная манера» и «А судьи кто?»)







Похожие:

Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconУрок литературы в 10 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Охватывает полнейшая апатия…”
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconОтдел народного образования администрации Тулунского муниципального района Муниципальное общеобразовательное учреждение «Умыганская средняя общеобразовательная школа»
Руководитель проекта: Тюкова Нина Михайловна, учитель русского языка и литературы, 1 квалификационная категория
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconТюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Цели урок
Методы и приемы: поисковые методы, словесные (беседа), постановка учебных (проблемных) задач, рефлексия
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconАпакова Зинаида Леонидовна, 1965 года рождения, работает в должности учителя русского языка и литературы, родного языка и литературы 20 лет. Общий педагогический стаж составляет 20 лет. Образование высшее, закон
Апакова Зинаида Леонидовна учитель русского языка и литературы, родного языка и литературы моу первой квалификационной категории...
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconПодготовила Рослякова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенска Московской области. Цели урок
Подготовила Рослякова Елена Владимировна, учитель русского языка и литературы моу «Средняя общеобразовательная школа №4» г. Воскресенска...
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconИмеет стабильно высокие показатели производственной деятельности
Мбоу «Микряковская средняя общеобразовательная школа». Образование высшее, закончила Марийский Государственный университет в 1996...
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconЧугунова Наталья Петровна, учитель русского языка и литературы моу кошкинская средняя общеобразовательная школа с. Кошки 2010 Авторская песня обзорный урок
Используемые методы организации и осуществления учебно-познава-тельной деятельности
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconДоклад на тему: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Место работы и должность: моу сош №5 г. Миллерово, учитель русского языка и литературы
Урок литературы в 9 классе Учитель русского языка и литературы Тюкова Нина Михайловна моу «Умыганская средняя общеобразовательная школа» Тема iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов