Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 icon

Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9



НазваниеУрок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9
Дата конвертации25.12.2012
Размер71.7 Kb.
ТипУрок


Урок физики в 9 классе

Учитель физики Лещук Л.П.,

МОУ СОШ с.Орлик Чернянского района

Белгородской области»

Физика 9 класс, №9

Тема урока: Криволинейное движение

Цели и задачи урока: организовать деятельность учащихся по изучению понятия криволинейного движения; способствовать формирование умений применять теоретические знания для решения практических задач, развивать интерес к предмету и логическое мышление; содействовать развитию кругозора учащихся, формированию умения вести записи в тетрадях, наблюдать, замечать закономерности явлений, аргументировать свои выводы.

Оборудование: презентация, юла, игрушечный автомобиль, шарик на нити, теннисный шарик, жёлоб.

Содержание урока

Сообщение темы урока


1. Слайд (организационный момент)

- Здравствуйте! Тема урока на экране. Давайте запишем ее в тетрадь.

Сформулируем цель урока. Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке? (более подробно изучим криволинейное движение, будем говорить о криволинейном движении; рассмотрим законы криволинейного движения).

Вы ребята правы, на уроке мы начнём более детальное рассмотрение особенностей криволинейного движения.

- Работать будем в группах под девизом «Через общение развивается человек!» Перед вами на слайде три мешка. Мешки символизируют ваши знания, точнее багаж знаний по теме урока.

Какой мешок ваш – определит сегодняшний урок. Помощь вам в этом окажут листы самоконтроля, с которыми вы будете работать, оценивая свою работу на протяжении всего урока.


Актуализация знаний.

Учитель. В начале урока проведём физическую разминку и разгадаем кроссворд, сетка которого нарисована на листочках, лежащих у вас на партах. Один ученик будет работать у доски.

  1. Физическая величина, измеряемая в метрах. (Перемещение.)

  2. Единица измерения угла. (Градус.)

  3. Физическая величина, единицами измерения которой служат год, сутки, час. (Время.)

  4. Физическая векторная величина, которую можно измерить с помощью прибора акселерометра. (Ускорение.)

  5. Длина траектории. (Путь.)

  6. Физическая векторная величина, характеризующая быстроту движения. (Скорость.)

  7. Основная единица измерения длины в физике. (Метр.)

  8. Изменение положения тела в пространстве с течением времени. (Движение.)


Учитель. Мы разгадали кроссворд по вертикали в нём выделено слово, которое будет ключевым в изучении темы «Криволинейное движение». Что это за слово? (Траектория.)

^ Проблемная ситуация. Отличаются ли движения по виду траектории? Демонстрирую: падение шарика по прямой, его скатывание по желобу, вращение шарика на нити, перемещение игрушечного автомобиля по столу, падение теннисного мячика брошенного под углом к горизонту.

^ Ученик. По виду траектории движение можно разделить на движение по прямой линии и кривой.

Учитель. Давайте вспомним определения прямолинейного и криволинейного движений.

^ Ученик. Прямолинейное движение – это движение, траектория которого - прямая линия криволинейное – кривая.

Учитель. Мы с вами много говорили о прямолинейном движении, приводили множество примеров такого движения. А сейчас приведите примеры криволинейного движения, с которыми вы встречались в жизни.

- полёт ласточек перед дождём;

- струя воды, вырывающейся из шланга во время полива;

- кросс на уроке физкультуры вокруг стадиона;

- падение капли дождя;

- вращение руля водителем автомобиля.

Молодцы. Хочу дополнить ваши ответы.

Посмотрите видеофрагмент, в котором проиллюстрированы примеры криволинейного движения.

^ Видеофрагмент «Криволинейное движение»

Мотивация и целеполагание

Сегодня на уроке мы поставим перед собой задачу – выяснить, в каком случае движение тела на плоскости будет криволинейным; построить график зависимости координат Х и У для криволинейного движения; выяснить направление вектора скорости при криволинейном движении.


Учитель. Чтобы решить все поставленные задачи, вспомним девиз урока «Через общение развивается человек!» и выполним задания в группах.

1 группа. Рассмотреть результат сложения двух прямолинейных движений, если одно из них – равномерное, а другое – равноускоренное на знакомом нам примере движения зайца по движущейся льдине. Сделать вывод.

Если при движении точечного тела по плоскости в выбранной системе отсчёта его проекция движется вдоль одной из осей равномерно, а вдоль другой равноускоренно, то движение тела будет криволинейным.

2 группа. Определить, как связаны между собой координаты х и у точек криволинейной траектории. Определить значения проекций скорости на координатные оси, просчитать значение модуля вектора скорости. Сделать вывод.

^ При криволинейном движении изменяется направление вектора скорости тела.

3 группа. Определить направление вектора скорости по отношению к траектории криволинейного движения. Сделать вывод.

^ Мгновенная скорость тела всегда направлена по касательной к траектории в той её точке, где находится тело.

Выполнить задание вам поможет материал параграфа 8. Первая группа работает с 1 его частью, вторая группа – со 2 частью и, соответственно, 3 группа – третьей частью. На самостоятельную работу отводится 10 минут.

Подготовка в группах под руководством учителя

Сообщения учащихся

Первичная проверка понимания изученного

- фронтальный опрос:

  • Какое движение называют криволинейным?

  • Может ли движение точечного тела в выбранной системе отсчёта ХУ быть криволинейным, если проекция тела на оси координат движутся прямолинейно?

  • Куда направлена скорость точечного тела при криволинейном движении?

^ Закрепление новых знаний и способов деятельности


-Теперь я предлагаю решить вам задание самостоятельно. Затем мы обсудим ваши результаты.

Задание 1. Дополните предложения, вставляя пропущенные слова.

Если при движении точки по плоскости одна её проекция движется равномерно, а другая – равноускоренно, то движение этой точки будет ____________________.

Траектория точки в случае, когда одна её проекция движется равномерно, а другая – равноускоренно, является ______________________________________________.

Если тело движется криволинейно, то его проекции на координатные оси выбранной системы отсчёта движутся с __________________________ по модулю ускорениями.

Ускорение тела в момент ______________ называют ______________ изменения _______________ за достаточно малый ____________________, начинающийся _______________________________________________, к длительности ____________.

Учитель. Следующее задание на проверку, как вы усвоили новый материал. У каждого из вас на столах лежат тесты и две таблицы, в которые вы должны внести букву ответа. Одну из них вы подпишите и сдадите на проверку.

СЛАЙД «Ответы»

- Проведем самопроверку.

^ Подведение итогов

Что ж, наступило время подвести итоги урока

Озвучим основные положения, с которые мы с вами познакомились на уроке.

  1. Если при движении точечного тела по плоскости в выбранной системе отсчёта его проекция движется вдоль одной из осей равномерно, а вдоль другой равноускоренно, то движение тела будет криволинейным.

  2. ^ При криволинейном движении изменяется направление вектора скорости тела.

  3. Мгновенная скорость тела всегда направлена по касательной к траектории в той её точке, где находится тело.

Вспомним Мешки знаний и выставим себе оценку по объему мешка: (маленький) –“3”, (средний) –“4”, (большой) –“5”. Прокомментируйте свои отметки.

^ Информация о домашнем задании

  • п.8, изучить итоги главы, решить задачу на карточке о криволинейном движении.

  • Для любителей Интернета – сделать подборку из 8-10 сайтов, на которых освещается информация о криволинейном движении.

  • Для любителей художественной литературы – сделать сообщение «Примеры криволинейного движения в художественной литературе».

Тестовые задания

Тест 1.

1. Примером криволинейного движения являются...

а) падение камня;
б) поворот машины на право;
в) бег спринтера на 100 – метровке.

2. При криволинейном движении изменяется …

а) ускорение точечного тела;

б) направление вектора скорости тела;

в) начальная скорость точечного тела.

3. Мгновенная скорость тела всегда направлена по …

а) прямой;

б) касательной к траектории в той её точке, где находится тело;

в) кривой линии.

4.При криволинейном движении ускорение всегда …

а) равно нулю;

б) отсутствует;

в) отлично от нуля.

5. Если при движении тела по плоскости в выбранной системе отсчёта его проекция движется вдоль одной оси равномерно, а вдоль другой равноускоренно, то траекторией такого движения является …

а) парабола;

б) прямая;

в) точка.

Ответы: б; б; б; в; а.

Тест 2.

1. Примером криволинейного движения является…

а) движение лифта;
б) прыжок лыжника с трамплина;
в) падение шишки с нижней ветки ели в безветренную погоду.

2. Если при движении тела по плоскости в выбранной системе отсчёта его проекция движется вдоль одной оси равномерно, а вдоль другой равноускоренно, то траекторией такого движения является …

а) прямая;

б) парабола;

в) точка.

3. Мгновенная скорость тела всегда направлена по …

а) прямой;

б) кривой линии;

в) касательной к траектории в той её точке, где находится тело.

4. При криволинейном движении изменяется …

а) направление вектора скорости тела;

б) ускорение точечного тела;

в) начальная скорость точечного тела.

5. При криволинейном движении ускорение всегда …

а) равно нулю;

б) отсутствует;

в) отлично от нуля.


Ответы: б; б; в; а; в.



Похожие:

Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconУстав ноу «Союз» моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области» Научное общество учащихся (далее ноу) «Союз» моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области»
Научное общество учащихся (далее ноу) «Союз» моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области» добровольная, самодеятельная,...
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconПротокол школьной олимпиады по английскому языку моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области» Дата проведения 07 октября 2011 г. 5 класс максимальное кол-во баллов -120
Моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области» Дата проведения 07 октября 2011 г
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconПубличный доклад директора моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Шаповалова Сергея Владимировича Публичный доклад подготовлен администрацией школы с целью
Публичный доклад директора моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconВыписка из протокола №1 заседания Управляющего совета моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области» от «21» января 2011 года Место проведения: моу
Присутствующие: : Конотопченко О. Е., Логачева Л. Н., Дурнева Н. И., Шаповалов С. В., Лещук Л. П., Рыбалкина Н. М., Писаревская О....
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconВыписка из протокола №2 заседания Управляющего совета моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области» от «26» января 2008 года Место проведения: моу
Присутствующие: Конотопченко О. Е., Логачева Л. Н., Дурнева Н. И., Шаповалов С. В., Беланова И. А., Овчаров А. Н., Лещук Л. П., Писаревская...
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconСостав педагогических работников моу «сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области»

Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconУрок по теме «Условия равновесия рычагов» Былинин А. А., учитель физики моу «Средняя общеобразовательная школа №1 р п. Татищево»
План работы заседания районного методического объединения учителей физики муниципальных общеобразовательных учреждений Татищевского...
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Орлик Чернянского района Белгородской области» Приказ
В соответствии с Положением о промежуточной аттестации и переводе учащихся муниципального образовательного учреждения «Средняя общеобразовательная...
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconМуниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа с. Орлик Чернянского района Белгородской области» Приказ
В соответствии с Положением о промежуточной аттестации и переводе обучающихся муниципального общеобразовательного учреждения «Средняя...
Урок физики в 9 классе Учитель физики Лещук Л. П., Моу сош с. Орлик Чернянского района Белгородской области Физика 9 класс, №9 iconС. В. Шаповалов приказ №171 от 31. 08. 2011 «Принята» на заседании Управляющего совета моу «сош с. Орлик» протокол
Образовательная программа определяет содержание образования в Муниципальном общеобразовательном учреждении «Средняя общеобразовательная...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы