Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования icon

Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования



НазваниеСтановление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования
Лоцман Елена Сергеевна
Дата конвертации24.12.2012
Размер271.3 Kb.
ТипДиссертация


На правах рукописи


Лоцман Елена Сергеевна


Становление личностно гуманистической

ориентации младшего подростка

в учебной деятельности


13.00.01- общая педагогика, история педагогики и образования


АВТОРЕФЕРАТ

диссертации на соискание ученой степени

кандидата педагогических наук


Петрозаводск

2006

Работа выполнена на кафедре педагогики

ГОУ ВПО «Карельский государственный педагогический университет»


^ НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ

доктор педагогических наук,

профессор

РАДИНА КСЕНИЯ ДАВЫДОВНА


ОФИЦИАЛЬНЫЕ ОППОНЕНТЫ







^ ВЕДУЩАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ







Защита состоится 2006 года в _____ часов на заседании регионального диссертационного совета ДМ 212.087.01 по защите диссертаций на соискание ученой степени доктора наук при Карельском государственном педагогическом университете по адресу: 185035, г. Петрозаводск, ул. Пушкинская, 17, ауд.113.


С диссертацией можно ознакомиться в библиотеке Карельского государственного университета.

Автореферат разослан «____» 2006 г.


Ученый секретарь

диссертационного совета

кандидат педагогических наук, доцент Л.А. Корожнева


^ Общая характеристика работы


Диссертация посвящена становлению личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности.

^ Актуальность исследования обусловлена современными тенденциями общественного развития, характеризуемого обращением к общечеловеческим, гуманистическим ценностям и идеалам, реализация которых осуществляется в системе школьного образования. В современных условиях гуманизм как цель, содержание, результативность образования приобретает особую актуальность. Гуманизация системы образования как тенденция развития общественного сознания продекларирована и закреплена в законе Российской Федерации «Об образовании» (1992г.), в Концепции модернизации Российского образования до 2010 года.

Процесс гуманизации образования должен осуществляться в соответствии с изменениями, обусловленными возрастными и индивидуальными проявлениями школьника. На каждой ступени возрастного развития этот процесс имеет свои особенности. В то же время он строится на общих основаниях, которые могут быть обозначены как идеи личностно ориентированной гуманистической педагогики. Эти идеи стояли в центре внимания прогрессивных педагогических деятелей еще со времен Я.А.Коменского. Блестящей страницей в развитии педагогической науки и практики было учение великих гуманистов эпохи Возрождения: Витторино да Фельтре, Франсуа Рабле, Мишеля Монтеня, Эразма Роттердамского и др.

Личностно ориентированная педагогика Запада базируется на гуманистической психологии, основателями которой были Р.Мей, А.Маслоу, К.Роджерс. В русской педагогической науке традиции гуманизма развивали М.В.Ломоносов, И.И.Бецкой, Н.И.Пирогов, К.Д.Ушинский, Л.Н.Толстой. Большой опыт накоплен в школах- коммунах начала 20-х годов. Психологические основы гуманизации обоснованы Л.С.Выготским и реализованы в практической деятельности такими педагогами- новаторами, как Ш.А.Амонашвили, И.П.Иванов, Е.Н.Ильин, В.Ф.Шаталов, М.П.Щетинин и др.

Для решения проблем гуманизации детской среды большое значение имеют работы, рассматривающие учебный процесс не только с позиций решения дидактических задач, но выходящие на его воспитательные аспекты. Рассмотрение учебного процесса с позиции воспитательного потенциала, занимает значительное место в работах по проблемам дидактики Ю.К.Бабанского, З.И.Васильевой, О.Е.Лебедева, И.Я.Лернера, Б.Т.Лихачева, П.И.Пидкасистого, М.Н.Скаткина, И.Ф.Харламова, Г.И.Щукиной, Н.Е.Щурковой, А.С.Роботовой, А.П.Тряпицыной, Л.М.Лузиной и др. Учебная деятельность по каждому учебному предмету имеет в этом плане свои определенные возможности, обусловленные его содержанием.

Музыкальное искусство играет в жизнедеятельности ребенка важную роль (В.А.Сухомлинский, В.Н.Шацкая, Д.Б.Кабалевский, Л.Г.Дмитриева, Н.М.Черноиваненко, Е.Д.Критская, И.В.Кадобнова и др.). В работах отечественных и зарубежных ученых представлены плодотворные идеи о влиянии музыкального искусства на развитие личности (В. Б.Березкина- Орлова, М.А.Баскакова, М.И.Буянов, Н.В.Клюева, Ю.В.Касаткина, Н.Л.Кряжева, Е.В.Руденский, М.И.Чистякова). Однако, рассматривая и реализуя богатейшие возможности для воспитания личности средствами музыкального искусства, современная музыкальная педагогика не конкретизирует эти возможности для воспитания личности школьника на очень важном этапе его становления - этапе младшего подросткового возраста.

Налицо противоречие между постоянно возрастающими требованиями к формированию личности школьника и отсутствием специальных исследований, связанных со становлением личностно гуманистической ориентации младших подростков и возможностями в этой связи учебной деятельности вообще и по конкретному учебному предмету-музыке, в частности. Все это определяет актуальность исследования путей, способов и условий разрешения этого противоречия, актуальность для теории и практики воспитания поиска научно обоснованных взаимосвязей между развитием личности и процессом становления личностно гуманистической ориентации учащихся в учебной деятельности.

Актуальность проблемы и ее недостаточная научная разработанность определили выбор темы исследования «Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности»

^ Цель исследования - выявить и научно обосновать педагогические условия становления личностно гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности.

^ Объект исследования - учебная деятельность младшего подростка.

Предмет исcледования – процесс становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности с учетом возможностей и специфики музыки как учебного предмета.

^ Гипотеза исследования: становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности может проходить наиболее успешно если:

- учебная деятельность выступает как единство содержания деятельности, способов ее организации с выходом на личностно гуманистическую ориентацию школьника;

- становление личностно гуманистической ориентации школьника включается в учебную деятельность как существенный воспитательный компонент образовательного процесса и реализуется в зависимости от содержания данного учебного предмета и возрастных особенностей школьников;

- в учебной деятельности учитываются особенности эмоционально- нравственного опыта учащихся и реализуются возможности его обогащения и изменения;

- в полной мере осуществляется установка в деятельности каждого учителя на гуманистические ориентиры, реализующие средства и способы становления личностно гуманистической ориентации учащихся с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей;

- содержание и способы организации учебной деятельности учитывают особенности и противоречия становления личностно гуманистической ориентации на ступени младшего подростка;

- учитываются и реализуются особые возможности музыкального образования учащихся младшего подросткового возраста как способы обогащения личностно гуманистической ориентации младшего подростка.

Цель, объект, предмет и гипотеза исследования потребовали решения комплекса взаимосвязанных задач:

  • конкретизировать методологические и теоретические подходы к проблеме становления личностно гуманистической ориентации с учетом современного уровня науки и педагогической практики;

  • изучить отражение в научной литературе проблемы становления ориентации младшего подростка и раскрыть возможности и средства его организации;

  • осуществить диагностическое исследование, направленное на изучение ценностно ориентированных проявлений, характерных для особенностей современного детства;

  • организовать опытно-экспериментальную работу, включающую цель, содержание и способы организации учебной деятельности, имеющую своим результатом становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка;

^ Теоретико-методологическая основа исследования:

  • философско-антропологический подход в образовании (Б.М.Бим-Бад, Б.П.Битинас, О.Ф.Больнов, Е.И.Исаев, Л.М.Лузина, Г.Плеснер, В.И.Слободчиков, М.Шелер и др.);

  • философские и психолого-педагогические исследования в области теории и аксиологии культуры, взаимосвязи культуры и образования, организации учебной деятельности, направленной на становление личности современного школьника (А.А.Ахаян, Т.А.Бабакова, М.М.Бахтин, В.С.Библер, Е.В.Бондаревская, Н.В.Бордовская, А.П.Валицкая, З.И.Васильева, Г.П.Выжлецов, О.С.Газман, Е.А.Галицких, В.В.Горшкова, А.С.Запесоцкий, М.С.Каган, Л.Н.Коган, К.Д.Радина, С.А.Расчетина, В.В.Сериков, А.М.Федоров, Е.Н. Федорова и др.);

  • основы гуманистической педагогики, гуманизации современного образования (Ш.А.Амонашвили, Т.С.Буторина, З.И.Васильева, Л.И.Валиева, В.И.Гинецинский, Е.И.Казакова, В.А.Караковский, А.В.Кирьякова, Н.М.Конжиев, Л.А.Корожнева, О.Е.Лебедев, В.Н.Максимова, А.В.Мудрик, И.А.Новикова, Г.В.Поснова, Н.В.Седова, В.И.Слободчиков, С.В.Тарасов, А.П.Тряпицына и др.);

  • психолого-педагогические труды, обращенные к проблемам человека, развития личности, в том числе, и его возрастному аспекту, эмоционально-нравственному опыту, гуманизации отношений (К.А.Абульханова-Славская, Н.П.Аникеева, Т.К.Ахаян, А.А.Бодалев, Л.И.Божович, С.Г.Вершловский, Л.С.Выготский, В.Б.Ежеленко, И.П.Иванов, М.Г.Казакина, И.С.Кон, Т.Е.Конникова, А.Н.Леонтьев, Л.М.Лузина, А.Н.Лутошкин, А.Маслоу, К.Д.Радина, Н.Ф.Радионова, С.Л.Рубинштейн, К.Роджерс, Н.Ю.Скороходова, Е.В.Титова, А.П.Тряпицына, Э.Фромм, Г.И.Щукина, Э.Эриксон и др.);

  • психолого-педагогические исследования, посвященные эстетическому воспитанию личности (Ю.Б.Алиев, Б.В.Асафьев, В.К.Белобородова, Л.А.Безбородов, Н.А.Богданова, М.А.Верб, Н.А.Ветлугина, Д.Б.Кабалевский, С.М.Лойтер, Л.А.Мазель, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, Г.С.Тарасов, Б.М.Теплов, Н.А.Терентьева, Ю.Н.Тюлин, Н.Н.Шевченко, Б.Л.Яворский и др.)

^ Методы исследования:

  • теоретический анализ философской и психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме;

  • комплексная методика по изучению становления ориентации младших подростков, включающая в себя наблюдение, анкетирование, тестирование, беседы, социометрию;

  • моделирование условий, способствующих успешности становления личностно гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности;

  • диагностико-преобразующий эксперимент по изучению и конструированию становления личностно гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности (на материале уроков музыки).

^ База исследования.

Базой опытно- экспериментальной работы явилась МОУ СОШ № 10 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина г. Петрозаводска В диагностическом исследовании приняли участие учащиеся 5-6-х классов школы (112 младших подростков). Анализ системы музыкального воспитания проведен в МОУ СОШ № 7,9,10,14,20,28 г.Петрозаводска. Всего было привлечено 338 учащихся 5-6-х классов, 114 учителей музыки республики Карелия.

^ Логика и этапы исследования

Исследование проводилось с 2000 по 2006 год

На первом этапе (2000- 2002г.г.) изучались теоретические предпосылки исследования, анализировались воспитательные возможности учебной деятельности в средней общеобразовательной школе, обосновывались педагогические условия по становлению личностно гуманистической ориентации средствами учебной деятельности с учетом возможностей и особенностей музыки как учебного предмета.

Второй этап - (2002-2004г.г.) связан с непосредственной организацией опытно- экспериментальной работы. Поиск направлялся на изучение и моделирование эффективных форм и методов организации учебной деятельности. В границах этого этапа были разработаны и реализованы положения экспериментальной программы по становлению личностно гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности по музыке.

На третьем этапе (2004-2006г.г.) проведено теоретическое обобщение результатов исследования, разработаны методические рекомендации для практических работников по организации становления личностно гуманистической ориентации младших подростков в процессе учебной деятельности по музыке.

^ Научная новизна исследования определена тем, что в нем конкретизирована сущность понятия «становление личностно гуманистической ориентации» как существенного феномена современного педагогического знания; доказано значение понятия «личностно гуманистической ориентация» в рассмотрении динамики становления личности младшего подростка в учебной деятельности; показана взаимосвязь и взаимообусловленность педагогических условий становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка в конкретных способах и приемах организации учебной деятельности по определенному предмету, в частности, по музыке; представлен процесс становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка на основе включения его в активный образовательный процесс, реализующий в единстве учебные и воспитательные задачи на примере уроков музыки.

^ Теоретическая значимость исследования состоит в том, что в нем конкретизированы теоретические положения, касающиеся возможностей организации процесса становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка в общеобразовательной школе в зависимости от особенностей учебного предмета- музыки; обоснованы и реализованы критерии, определяющие становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка; представлены условия процесса организации учебной деятельности на уроках музыки в единстве решения образовательных и воспитательных задач.

^ Практическая значимость исследования заключена в том, что конкретизированы воспитательные возможности урока, как формы организации учебной деятельности; проанализированы специфические возможности урока музыки в решении проблемы становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка; представлены и реализованы методики диагностирования уровня становления личностно гуманистической ориентации; разработано содержание и методика организации системы уроков музыки в 5-6 классах, реализующих воспитательную направленность на становление личностно гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности; определены и реализованы способы и содержание процесса организации учебной деятельности, которыми осуществляются личностно воспитательные возможности.

^ На защиту выносятся следующие положения:

- личностно гуманистическая ориентация младшего подростка выступает как совокупность качественных характеристик личности, определяющая его включенность в современную социокультурную ситуацию общественного развития;

- критериями сформированности личностно гуманистической ориентации выступает система его ценностных отношений к деятельности, к себе, к окружающим людям;

- достаточно значимым в становлении личностно гуманистической ориентации является младший подростковый возраст, что обусловлено психофизиологическими особенностями и противоречивостью процесса включенности его в пространство современной культуры;

- особенности становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка определяется сущностью музыкального искусства, т.к. подлинное музыкальное искусство в центре внимания имеет человека, со всем богатством его внутреннего мира;

- содержание и способы организации учебной деятельности по музыке выступают как комплекс условий способствующих становлению личностно- гуманистической ориентации младшего подростка.

Достоверность научных результатов обеспечивается обоснованностью методологической основы исследования с позиций культурологического, антропологического и аксиологического подходов; использованием методов исследования, адекватных предмету, целям, задачам исследования - теоретический анализ литературы, изучение, описание и анализ опыта организации урока, как формы учебной деятельности, включенное педагогическое наблюдение, анкетирование, собеседование, методика незаконченных предложений.

^ Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись на всех этапах экспериментальной работы. Результаты исследования обсуждались на общегородских методических объединениях учителей музыки г. Петрозаводска (2002 - 2004); использовались в выступлениях на заседаниях педагогических и методических советов МОУ «Средняя школа №10 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени А.С.Пушкина» (2004, 2005). Практические разработки диссертации проходили апробацию в собственной педагогической деятельности исследователя, в качестве учителя музыки. Внедрение результатов исследования осуществлялось через публикации статей и тезисов докладов на региональных конференциях и семинарах.

^ Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав (шести параграфов), заключения, библиографического списка (266 источников) и приложений. Диссертация дополнена таблицами и диаграммами.

Исследование осуществлялось по плану научной работы кафедры педагогики Карельского государственного педагогического университета в русле концептуальных идей профессора К.Д.Радиной о построении и функционировании гуманистической воспитательной системы современной общеобразовательной школы.

^ Основное содержание работы

Во введении обоснована актуальность исследования, определены цель, объект, предмет и задачи исследования, сформулирована гипотеза, представлена характеристика научной новизны, теоретической и практической значимости работы, раскрываются положения, выносимые на защиту, описаны этапы, методы и опытно- экспериментальная база исследования.

^ В первой главе - «Личностно гуманистическая ориентация младшего подростка как методолого-теоретическая проблема» представлены методологические основания исследования проблемы становления личностно гуманистической ориентации средствами учебной деятельности, ее места в современном педагогическом знании, рассмотрены возрастные особенности современного младшего подростка в их взаимосвязи с возможностями и особенностями учебной деятельности, раскрыты содержание и способы становления личностно гуманистической ориентации школьника в музыкально- образовательной деятельности.

В качестве методологического основания нашего исследования выступает единство трех методологических подходов: культурологического, антропологического, аксиологического.

Становление ориентации - это сложный, противоречивый, многоуровневый процесс. Содержательная характеристика ориентации рассматривается нами через призму содержания понятий «становление», «гуманизм», «личность», «ориентация». Понятие «становление» мы определяем как образование, возникновение нового в процессе развития личности. Личностно гуманистическая ориентация нами определена как осознание и переживание учащимися общественной и личной значимости гуманистических норм, актуализацию гуманистически ценных потребностей, которые мотивируют их поведение и деятельность.

Процесс организации становления личностно гуманистической ориентации мы рассматриваем с опорой на особенности деятельности: ее содержание, направленность, организацию. Особое значение здесь имеет коллективная деятельность, в которой происходит реализация отношений, особенно, отношения к людям. Учебная деятельность рассматривается нами как одно из существенных и важных средств воспитания подростков. При этом возможности реализации воспитательного потенциала учебной деятельности конкретизируются спецификой и особенностями конкретного учебного предмета. Важным являются два аспекта организации учебной деятельности, направленной на личностно гуманистическую ориентацию- это содержание предмета, его особенности, специфика, место в образовании; и процесс организации учебной деятельности, уроки как система в которой осуществляется становление личностно гуманистической ориентации.

Данные аспекты позволяют рассмотреть становление личностно гуманистической ориентации как процесс, имеющий объективный и субъективный аспекты. Объективный аспект становления ориентации - это организация учебной деятельности. Субъективный аспект становления ориентации выступает как личностная сторона коллективной деятельности, в которой проявляются особенности возрастного и индивидуального развития подростка. Таким образом, становление личностно гуманистической ориентации может быть определено как составляющая цели, сущности содержания и результата воспитательного процесса.

В первой главе исследования также представлены некоторые значимые для нашей работы возрастные характеристики современного младшего подростка, которые определяются особенностями современной ситуации общественного развития: значимость системы ценностей, характерной для современной ситуации общественного развития; коллектива сверстников, совместной деятельности и отношений в них; среды, где происходит становление ориентации и т.д..

В диссертационном исследовании рассматривалась проблема становления личностно гуманистической ориентации и возможности ее включения в музыкальное образование и воспитание. Этот процесс включенности предполагает рассмотрение всей системы музыкального образования в 5 и 6 классах. Исходя из этого, было вычленено достаточно специфическое влияние музыкального искусства на становление личности младшего подростка как субъекта учебной деятельности. Особенности музыкального искусства рассматриваются в его содержательном плане, акцент делается на воспитательные аспекты, которые реализуются этим содержанием и конкретизируются субъектным планом, как характеристикой особенностей современного младшего подростка На основании этих методолого- теоретических предпосылок был организован процесс опытно- экспериментальной работы

^ Во второй главе - «Процесс организации становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности» - представлено опытно-экспериментальное исследование. Эксперимент проведен с применением разработанной программы становления личностно гуманистической ориентации младших подростков средствами учебной деятельности по музыке с осуществлением измерений результатов на разных этапах эксперимента. В диссертации представлены особенности положительного влияния учебной деятельности по музыке на становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка.

Опытно-экспериментальная работа, замысел, ход и результаты которой описаны в диссертации, осуществлялись поэтапно. На диагностическом этапе исследования были задействованы учащиеся 5-6-х классов школ (всего 338 учащихся). Анализ системы музыкального воспитания проведен в МОУ СОШ № 7,9,10,14,20,28 г.Петрозаводска. В анкетировании участвовало 114 учителей музыки общеобразовательных школ Карелии и г.Петрозаводска. Основной этап нашего исследования развертывался на базе школы № 10 г.Петрозаводска.

Опираясь на теоретические положения об условиях, необходимых для становления личностно гуманистической ориентации, обозначенных в теоретической главе, нами были выделены возможные критерии личностно- гуманистической ориентации: степень проявления интереса младшего подростка к содержанию музыкально- образовательного процесса, степень большей или меньшей осознанности своего интереса к подлинному искусству. Благодаря ценностному, воспитательному плану искусства, приобщению к музыкальному искусству, изменяется отношение к искусству в целом, воспитывается личность, и в частности отношенческий план, поэтому нами были выделены следующие критерии: уровень отношений к деятельности, уровень отношения к себе, уровень отношений к людям,

Нами были определены следующие уровни становления личностно-гуманистической ориентации:

  • высокий - характеризуется проявлением большей осознанности подлинного искусства, видением личностью гуманистических аспектов музыкального искусства, высоким уровнем гуманных отношений к другим людям, к деятельности;

  • средний - характеризуется дифференцированным проявлением интереса к подлинному искусству; частичной избирательной реализацией гуманных ценностей в отношении к другим людям, к деятельности;

  • низкий - характеризуется небольшим проявлением интереса к содержанию музыкально- образовательного процесса, без осознания своего интереса к подлинному искусству, затруднение в понимании личностно гуманистической сущности музыкальных произведений, отсутствие направленности личностно гуманистической ориентации.

В диссертации представлены результаты диагностики. Выявленные противоречия позволили обозначить тенденции становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка, это:

  • значимость личностно гуманистической ориентации для младшего подростка и неудовлетворенность достигнутого уровня ориентации, что подтверждает наши предположения о противоречивости ее становления;

  • становление личностно гуманистической ориентации - это процесс, связанный с организацией деятельности, и в то же время имеющий свои проявления, свою логику, противоречия, влияние на результативность организуемой деятельности;

- ограниченность музыкального кругозора современных школьников и необходимость обогащения их опыта истинным музыкальным искусством, как средством становления личностно гуманистической ориентации.

В ходе исследования перед нами вставал вопрос о проведении работы учителями музыки по организации становления личностно гуманистической ориентации, поэтому было проведено специальное исследование по данной проблеме. Данные, интересующие нас, были получены в процессе анкетирования и индивидуальных бесед, наблюдений, анализ планов работ. В процессе диагностики был сделан вывод о том, современные учителя музыки не ограничивают свое понимание музыкального искусства чисто предметными целями, и, в общем, видят его общепедагогическое воспитательное значение, но не нацелены осуществлять воспитательную работу, используя возможности музыки.

Вторым этапом исследования стал формирующий этап, в процессе которого деятельность младших подростков в ходе эксперимента строилась с учетом требований направленных на создание условий для узнавания, принятия, переживания и выбора каждым подростком личностно гуманистических ценностей, адекватных его способностям, интересам и другим индивидуальным особенностям. Эти условия осуществлялись посредством включения младших подростков в учебную деятельность, имеющую гуманистическую направленность, эмоционально- нравственный смысл.

Мы выступали в роли учителя- исследователя, организуя уроки музыки в 5-6 классах МОУ СОШ № 10 г. Петрозаводска, что создавало определенные возможности достаточно быстрого решения возникающих идей и построения опытно- экспериментальной работы. Эти аспекты реализовывались в процессе организации уроков музыки по программе «Музыка» V-VIII класс, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского коллективом авторов - Э.Б.Абдуллиным, Т.А.Бейдер, Т.Е.Вендеровой, Г.П.Сергеевой, Е.Д.Критской, И.В.Кадобновой и др. В каждом разделе программы отражены образовательные, воспитательные и развивающие задачи, решаемые через определенное содержание учебного предмета. Содержание программы по музыке для 5-6 классов ориентировано на процесс становления личностно гуманистической ориентации. Гуманизм, который пронизывает весь музыкальный материал программы, разной окрашенности, нередко приобретает трагический характер (уроки в 6 классе по произведениям - опера «Повесть о настоящем человеке» С.С.Прокофьева, опера «Орфей и Эвридика» К.В.Глюка), и в то же время юмор, шутки (5 класс- Квартет №2 А.П.Бородина, 6 класс- «Шутка» И.С.Баха). Через все уроки в центре опытно-экспериментальной работы проходит проникновение в сущность музыки. Прежде всего, этот воспитательный потенциал кроется в самой сущности музыкального искусства, а именно, подлинное музыкальное искусство в центре своего внимания имеет Человека, со всем богатством его внутреннего мира, переживаний, трагедий, связанных с несовпадением внутренних устремлений с обстоятельствами жизни, противоречий жизненных ситуаций. Для нас важна особая сторона содержания преподавания музыки: выдвижение и принятие в пространстве музыки ценностей личностно гуманистической ориентации. Гуманистические ценности учебной деятельности должны становиться личным приобретением учащихся.

Опытно-экспериментальная работа строилась по этапам, обусловленным учебным содержанием программы. Каждый этап состоял из 8-9 уроков (по четвертям), отражающих специфику учебного содержания определенной темы программы, и решающих в единстве воспитательные и исследовательские цели. Воспитательные задачи решались исходя из учебных задач урока, выступая сферой взаимосвязи познавательных и воспитательных аспектов деятельности, вычленяя ориентационный план за счет дифференцированного включения в учебную деятельность подростков в зависимости от их личной ориентации, используя эмоциональную окрашенность урока, опираясь на эмоционально-личностный уровень регуляции деятельности и отношений. Первый этап в пятом классе состоял из 9 уроков по теме «Что стало бы с музыкой, если бы не было литературы?». Первый урок служил отправной точкой последующего формирующего эксперимента. Содержание учебного материала, познавательные задачи урока позволяли заострить внимание на определенных воспитательных аспектах, специфичных для данного содержания. Слушание «Колыбельной Волховы» из оперы Н.А.Римского – Корсакова «Садко» и разучивание песни Е.Крылатова и Ю.Энтина «Ты - человек», включаемые в данный урок, исходя из темы учебных задач, позволили уделить особое внимание таким аспектам ориентации, как отношение к музыкальному искусству в целом, отношение к вокальной классической музыке, опере в целом, ее значимости для личного совершенствования. Учитель обращал внимание учащихся на богатство нравственного смысла содержания музыкальных произведений и значимости благоприятного климата на уроке, в классе для достижения лучших результатов. После первого экспериментального урока, являющегося началом нашего исследования и во многом диагностическим, нами были выстроены уроки, отражающие разные темы учебной программы по музыке, реализующие в том или ином плане предмет нашего исследования. На этих уроках нами выделены специфичные особенности содержания каждого раздела программы, связанные с проблемой ориентации и влияющие на становление личностно- гуманистической ориентации. Важной составной частью в общем процессе исследования выступает экспериментальный урок в 5 классе на тему «Что стало бы с литературой, если бы не было музыки?». На данном уроке и в процессе всей исследовательской работы реализовались воспитательные задачи, исходящие из цели нашей работы.. В процессе включения учащихся в содержание урока через различные формы деятельности обозначились существенные проявления ориентационного плана, связанные с формированием отношения к деятельности, к себе, к другим людям, которые выражались в осознании радости общения с искусством, сопереживании музыкальным образам.

Завершающим уроком экспериментальной работы стал урок в 6 классе по теме «В чем сила музыки?». Позитивное отношение к содержанию деятельности способствовало определенному уровню проявления личностно гуманистической ориентации как принятие учащимися гуманистического содержания музыкальных произведений, стремления реализовать приобретенные ценности в непосредственной работе на уроке. В диссертации представлены конкретные примеры, иллюстрирующие этот процесс. Таким образом, каждый урок реализовывал разные стороны организации деятельности и личностно гуманистической ориентации в их единстве. При этом, содержание обучения как главная цель, обуславливало направленность на разные аспекты личностно гуманистической ориентации. Ключом для установления взаимосвязи содержания урока и ориентационного плана деятельности и выступало содержание музыкального материала.

На завершающем этапе эксперимента были проведена заключительная диагностика достигнутого уровня личностно гуманистической ориентации младших подростков. На основе использования опросных методик, наблюдений, проведенных в коллективе подростков и среди педагогов, работающих в экспериментальных классах, представленных нами критериев (С.13) были выявлены положительные сдвиги в уровне проявления личностно- гуманистической ориентации (таблица 1).


Таблица 1

^ Динамика изменений в проявлении

личностно гуманистической ориентации учащихся


^ Уровень проявления личностно гуманистической ориентации

Число учащихся

(конст. этап)

Число учащихся

(заверш. этап)

Высокий

8

30

Средний

23

21

Низкий

16

5

Всего

56

56


Уменьшение числа учеников с низким уровнем проявления гуманных отношений (с 16 до 5 человек), свидетельствует о том, что в течение эксперимента у учителя была возможность увидеть своих учеников в условиях, включить их в ситуации, в которых они проявляли свои лучшие качества, сделали моральный выбор в пользу общих ценностей, и тем самым показали наличие положительного отношения к другим, к деятельности, к себе. Кроме этого отчетливо определился как результат экспериментальной работы выход на воспитательные аспекты музыкального искусства в целом. Установка на становление личностно гуманистической ориентации, применение целого ряда средств, направленных на реализацию цели в реальной учебной деятельности выходит на осуществление воспитательных аспектов музыки в целом. Таким образом, проведенная опытно-экспериментальная работа подтвердила положение о влиянии содержания и организации деятельности на процесс становления ориентации. Через все уроки в центре опытно- экспериментальной работы проходила идея о том, что воспитательное проникновение младшего подростка в сущность музыки обогащает личность. Центром этой работы является ученик, с его вкусами и взглядами, который изменяется в процессе учебной деятельности. Важным является создание на уроках музыки особой атмосферы отношений: доброжелательности, теплоты, сотрудничества, совместного поиска, где центром урока, ведущим началом выступает музыкальное произведение.

В заключении содержатся основные выводы об особенностях становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности. Анализ и обобщение результатов исследований по проблеме становления личностно гуманистической ориентации позволили принять личностно-деятельностный подход, как методологическое и теоретической основание организации опытно-экспериментальной работы. В опытно-экспериментальной работе объектом явилась учебная деятельность по музыке. Воспитательные аспекты учебной деятельности реализуются через систему уроков, посвященных разным разделам учебной программы по музыке. Содержательная сторона музыкального искусства выступила как пространство, на котором возможно взаимодействие объективного и субъективного аспектов становления личностно гуманистической ориентации, на котором организационно-методические и личностно-воспитательные аспекты реализованы в единстве.

Нами определены условия успешности реализации воспитательных возможностей урока как основы процесса организации данной исследовательской работы:

  • установка на преодоление противоречия между возможностями учебной деятельности, в которую включены учащиеся и реализацией этих возможностей в ходе урока;

  • поэтапный характер организации деятельности, который определяется содержанием программы по музыке;

  • дифференцированное включение младших подростков в организуемую деятельность в зависимости от индивидуально-личностных проявлений, с опорой на прошлый опыт ориентации;

  • связь делового и личностного общения;

  • повышение активности учащихся через использование приемов, затрагивающих личностно-эмоциональный уровень регуляции деятельности и реализующих существенные стороны личностно гуманистической ориентации.

Субъектно-личностная направленность опытно- экспериментальной работы как организация учебного процесса приводила к достижению исследовательских задач. При этом эксперимент был направлен на то, чтобы каждый субъект воспринимал себя частью большой структуры- класса, школы и соотносил себя с другими субъектами деятельности и отношений. В этом пространстве выхода на личность ученика- субъекта деятельности и отношений реализуется роль учителя как организатора учебной деятельности и как человека, включенного в пространство общих переживаний.

Таким образом, проведенное исследование позволило конкретизировать гипотетические предположения о возможности становления личностно гуманистической ориентации младших подростков в учебной деятельности, осуществить и решить цели исследования. Выявлена зависимость становления личностно гуманистической ориентации от общей направленности учебной деятельности на уроке, целей, учебного содержания, организации учебной деятельности. Подтвердилось наше предположение о том, что организация процесса становления личностно гуманистической ориентации младших подростков может быть исследована как система, в которой задействованы внешние и внутренние аспекты, как единство деятельности и личностно гуманистической ориентации младшего подростка.

Данное исследование не исчерпывает все условия становления личностно гуманистической ориентации, которые могут быть реализованы на разных этапах возрастного развития школьников, конкретизированы с учетом особенностей разных учебных предметов, включены в содержание не только учебной деятельности в школе, но и структур дополнительного образования.

^ В приложениях представлены анкеты, таблица «Сравнение программ по музыке для общеобразовательных школ», программа наблюдений, конспекты экспериментальных этапных уроков, методические рекомендации по теме: «Организация становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка на уроках музыки»

Основное содержание диссертационного исследования отражено в следующих публикациях:

  1. Лоцман Е.С. Актуальные подходы к изучению становления личностно-гуманистической ориентации младшего подростка / Е.С.Лоцман // Человек и Вселенная, 2004,№1,С.98-100.

  2. Лоцман Е.С. К проблеме воспитания личности учащихся в современной школе, средствами музыкального искусства / Е.С.Лоцман // Человек и Вселенная, 2004 №10, С.95-96.

  3. Лоцман Е.С. Актуальные подходы к организации процесса становления личностно- гуманистической ориентации учащихся / Е.С.Лоцман // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: Материалы научной конференции 22 апреля 2005 г./ Под. Ред. КозловойА.Г., БуторинойТ.С., Тряпициной А.П., Вып 2.- СПб.: ООО Нестор, 2005, С.216-218.

  4. Лоцман Е.С. Гуманистическая ориентация личности учащихся средствами музыкального образования / Е.С. Лоцман // Университеты в начале ХХI века: актуальные вопросы научных исследований: сборник научных трудов преподавателей и аспирантов КГПУ/ ГОУВПО «КГПУ». Выпуск 1/ [под.науч. ред. Е.А. Сергиной].- Петрозаводск: Изд-во КГПУ, 2005.-140с. С. 95-101.

  5. Лоцман Е.С. К проблеме становления личностно- гуманистической ориентации школьников средствами музыкального искусства / Е.С.Лоцман // Северо-запад России: педагогические исследования молодых ученых: Материалы региональной научной конференции «Исследовательская культура: методы, приемы, процедуры» 21 апреля 2006 г./ Под. Ред. Козловой А.Г., Буториной Т.С., Писаревой А.П., Роботовой А.С., Тряпициной А.П., Вып 3.В 2-х тт.- Т.1- СПб.: ООО Нестор, 2006, С.168-171

  6. Лоцман Е.С. К проблеме воспитательного значения искусства в формировании личности подростка / Е.С.Лоцман // Личностно развитие на учениците в съвременното образование и общество (Личностное развитие учащихся в современном образовании и обществе) (Под научна редакция на Димитър Г. Димитров, Алла Пр. Тряпицына, Вера Вл. Горбенко). – Благоевград – Санкт-Петербург – Елецк, 2006. – С. 205-207.

  7. Лоцман Е.С. Об отношении учителей музыки к проблеме становления личностно- гуманистической ориентации младших подростков /Е.С. Лоцман// Электронное научное издание «Письма в Emissia. Offline» электронный научно-педагогический журнал.-СПб.: РГПУ А.И.Герцена,2006. АRT 1075.0,4 п.л. Гос. рег.№ 0420600031. Режим доступа: http://www.emissia.50g.com; http://www. emissia.org/ 2006/ 1075.htm.

  8. Лоцман Е.С. К вопросу становления личностно- гуманистической ориентации младшего подростка в учебн6ой деятельности/ Е.С.Лоцман// Электронное научное издание «Аналитика культурологии» электронный научный журнал.- Тамбов.: Тамбовский гос. университет им. Г.Р.Державина, 2006. ART 0,6 п.л. Гос.рег. № 0420600022. Режим доступа: http://tsu.tmb.ru/culturology/journal/ 2006.htm.

  9. Лоцман Е.С. К вопросу об отношении учителей музыки к проблеме становления личностно- гуманистической ориентации младших подростков / Е.С.Лоцман// Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2006, №3. С. 73- 77





Похожие:

Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconОрганизация становления личностно гуманистической ориентации младшего подростка на уроках музыки
Муниципальная средняя общеобразовательная школа №10 с углубленным изучением предметов гуманитарного профиля имени А. С. Пушкина
Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования icon13. 00. 01 общая педагогика, история педагогики и образования
Грамматика. Описательная, функциональная и ономасиологическая грамматика. Грамматика слова и коммуникативная грамматика. Сопоставительная...
Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconСведения о содержательно-целевой направленности и уровнях реализации образовательного процесса
Вательной деятельности Центра составили принципы гуманистической педагогики: признание уникальности и ценности человека, его право...
Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconОценка качества профессиональной деятельности кадров как компонент оценки качества образования в условиях личностно-ориентированной педагогики

Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconДокументи
1. /Педагогика ответы/1.Дидактика как наука об обучении, предмет дидактики..txt
2....

Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconПрограмма дополнительного образования
Настоящая программа представляет собой программу художественного направления, решающую проблемы ориентации ребенка младшего и среднего...
Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconКурсовая работа по курсу "Основы педагогики" на тему "Предмет и задачи педагогики"
Определяется принцип и функции педагогики, предмет и ее задачи. Исследуется семейная педагогика, основные методы и формы обучения....
Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconОценка результатов учебной деятельности учащихся по учебному предмету «Всемирная история. История Беларуси»

Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconНаучно-исследовательская работа учителя и ученика в урочной и внеурочной деятельности
Ственные изменения в национальной политике образования. Это связано с переходом на позиции личностно-ориентированной педагогики....
Становление личностно гуманистической ориентации младшего подростка в учебной деятельности 13. 00. 01- общая педагогика, история педагогики и образования iconВозрастные особенности учебной деятельности детей младшего школьного возраста: на заметку родителям
Ышным дошколенком, а теперь гордо вышагивает в школу. Как сохранить любознательность ребенка, сберечь здоровье? Знание возрастных...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы