Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные icon

Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные



НазваниеУрок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные
Дата конвертации23.12.2012
Размер122.19 Kb.
ТипУрок

Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс)


Задачи урока:

образовательные – познакомить учащихся со значением и составом опорно-двигательной системы, с химическим составом костей, с их микро- и макроскопическим строением, с типами костей;

развивающие –


Ход урока.


1.Актуализация знаний.


Беседа с учащимися:

  1. вспомните, какие функции выполняет опорно-двигательная система млекопитающих животных, какое она имеет строение?

  2. Почему, по-вашему, опорно-двигательную систему называют костно-мышечной?

  3. Какой тканью образованы кости?

  4. Каковы особенности строения соединительной ткани? Чем определяются функции этой ткани?

  5. В чем проявляется опорная функция ? двигательная?

  6. Попробуйте сформулировать задачи урока, проанализировав тему и исходя из того, что вам неизвестно.



2. Постановка проблемы.


В 17 веке на острове Окинава были разработаны приемы японского карате. Завоевав остров, японцы отобрали у местных жителей все в иды оружия, запретили его производство и импорт. Чтобы защитить себя, окинавцы разработали систему приемов борьбы с помощью пустой (кара) руки (те). Методы карате значительно отличаются от приемов других видов самообороны без оружия. Каратист концентрирует свой удар на очень малом участке, не делая при этом длинных махов руками. Каратист может в течение нескольких миллисекунд передавать в ударе мощность в несколько киловатт и легко разбивать такие прочные предметы, как дубовые или бетонные бруски.

Возникает вопрос, как может голая рука производить столь разрушительные действия, оставаясь при этом невредимой?

На этот вопрос мы найдем ответ в процессе урока.


3. Изучение нового материала.

1) Типы костей.

2) Макроскопическое строение костей.

Рассказ с элементами беседы.

Скелет является каркасом нашего тела, состоящим приблизительно из 220 костей. Форма, размеры и внутренняя структура каждой кости определяются функцией в скелете. Как и любые строительные элементы, кости нашего скелета работают, в основном, на сжатие и растяжение, или на изгиб. Эти два режима работы предъявляют к костям как элементам скелета далеко не одинаковые требования. Но в любом случае желательно сочетание прочности и легкости. Как же достигается прочность конструкции?

Попробуйте предложить инженерное решение данной проблемы.

Рассказ о макроскопическом строении костей (с использованием таблицы и рисунка 18 учебника).

Факт.
Измерения показывают, например, что для самой крупной трубчатой кости скелета – бедренной – отношение внутреннего диаметра поперечного сечения к внешнему примерно равно 0,5 – 0,6, что дает возможность приблизительно на 25% уменьшить массу скелета при сохранении той же прочности.


Какой же запас прочности у наших костей? В таблице приведены значения критических напряжений, при которых нарушается целостность различных материалов, испытанных на сжатие и растяжение.




Материал


Прочность на сжатие

Н/мм2


Прочность на растяжение

Н/мм2


Сталь

552

827

Кость

170

120

Гранит

145

4,8

Фарфор

552

55

Дуб

59

117

Бетон

21

2,1



Средняя часть плечевой кости человека имеет площадь поперечного сечения около 3.3см 2. Пользуясь данными таблицы легко показать, что максимальный вес груза, который может удерживать эта кость, находясь в вертикальном положении и работая на сжатие, близок к 60000 Н.


Теперь попробуйте ответить на вопрос:

как может голая рука производить столь разрушительные действия, оставаясь при этом невредимой? (То, что рука каратиста не ломается при ударе о бетонный брусок, частично объясняется гораздо большей прочностью кости по сравнению с бетоном).

Как видно из таблицы кость по своей прочности уступает только твердым сортам стали, и оказывается гораздо прочнее ставших образцами прочности гранита и бетона. Чем же объясняется такая высокая прочность костного материала?


3) Химический состав костей.

Причиной высокой прочности костей является её химический состав.

Кость по своему химическому составу состоит из двух совершенно различных компонентов – коллагена (органическое вещество) и минерального вещества. Коллаген – это один из главных компонентов соединительной ткани. Большая часть второго, минерального компонента кости – соли кальция. Атомы кальция составляют 22% общего количества атомов в кости (для сравнения – в остальных тканях –около 2-3%). Можно легко удалить любой из главных компонентов кости, практически не меняя её формы. Если, например, подержать достаточно долго кость в 5%-ном растворе уксусной кислоты, то весь неорганический компонент в ней растворится. Оставшаяся кость, состоящая в основном из коллагена, станет эластичной как резиновый жгут и её можно будет свернуть в кольцо. Наоборот, если кость сжечь, то весь коллаген сгорит, а неорганический компонент останется. При малейшем ударе кость рассыплется на мелкие очень прочные пластины.


Задание:

сформулируйте вывод о роли органических и неорганических веществ в костях.


4) микроскопическое строение костей.


3.Закрепление знаний.

Обсуждение вопросов:

  1. рассмотрите рисунок 18, Б и В. объясните, почему перекладины губчатого вещества ориентированы по направлению сил сжатия и растяжения кости;

  2. два ученика спорили. Один утверждал, что кость – сложный живой орган, а другой отрицал это. Кто из них прав и почему?

  3. давно известно, что если ампутировать одну ногу, то происходит изменение внутреннего строения другой ноги. Дайте объяснение этому явлению.

4. Задание на дом: п. 10


Урок на тему:

«Оплодотворение и зародышевое развитие у животных».

(9 класс)


^ Задачи урока:

образовательные – расширить представления учащихся об оплодотворении у животных, полученные в процессе изучения зоологии, познакомить учащихся с понятием онтогенеза, с этапами зародышевого развития у животных;

развивающие продолжить формирование навыков работы с текстом, умение ориентироваться в источниках информации, адекватно понимать прочитанное, сортировать информацию с точки ее важности, делать выводы и обобщения.

воспитательные – показать роль здорового образа жизни в формировании зародыша.


^ Ход урока.


1. Проверка домашнего задания.


1) индивидуальная работа по карточкам: составьте связный текст используя термины и понятия : гаметы, мейоз, половое размножение, гаметогенез, двойной набор хромосом, оогенез, гаплоидный набор хромосом, сперматогенез.

2) соотнесите фазы мейоза и процессы;

а) расхождение гомологичных хромосом к полюсам клетки; б) конъюгация;

в) хромосомы располагаются в экваториальной плоскости клетки, нити веретена деления прикрепляются к центромерам; г) образование двух клеток с одинарным набором хромосом.

1. Профаза I.

2. Метафаза I.

3. Анафаза I.

4. Телофаза I.

3) составьте схему «Размножение организмов», используя понятия: половое размножение, бесполое размножение, деление, почкование, споруляция, вегетативное размножение, гаметы.

4) сравните оогенез и сперматогенез, найдите сходство и отличия.

5) устный опрос (вопрос-ответ, работа по цепочке)


2.Изучение нового материала.


1) актуализация знаний: обратите внимание на тему урока. Что вам известно по данной теме? Что не известно? Сформулируйте основные задачи урока.

2) задание учащимся: проведите анализ текста. Для этого прочитайте статью «Оплодотворение» п.22. отметьте знаком «+» то, что было вам известно ранее и «-» то, что неизвестно. Отметьте наиболее значимые, по- вашему, моменты знаком «!». Представьте свой вариант анализа для обсуждения.

3) рассказ об этапах онтогенеза. Задание учащимся: по ходу обсуждения запишите в тетрадь основные понятия темы.

4) осмысление.

Задание: прочитайте статью «Онтогенез организма и эмбриональное развитие», разбейте текст на несколько смысловых кусков, озаглавьте каждый, напишите 5, 7, 9 слов, которые наиболее полно отражают содержание каждого фрагмента. Попытайтесь воспроизвести содержание каждого фрагмента. Постарайтесь запомнить.

Обсуждение статьи «Влияние различных факторов на развитие зародыша» Беседа по вопросам: Какое практическое значение могут иметь эти знания?

Какие этапы развития наиболее уязвимы? Почему вы так считаете? Какие факторы могут оказать негативное влияние на эмбриональное развитие человека?


3.Рефлексия.


Заполнение таблицы и обсуждение таблицы.



З (знал)

У (узнал новое)

Х (хотелось бы узнать)












4. Задание на дом: п. 22, подготовить сообщение (по желанию) «Влияние различных факторов на развитие зародыша».

Урок на тему: «Генетика и здоровье» (10 класс)

.

Задачи:

Образовательные – познакомить учащихся с наследственными заболеваниями и причинами их вызывающими, рассказать о возможности лечения некоторых наследственных аномалий;

Развивающие – продолжить формирование навыков критического мышления, умения анализировать полученную информацию, аргументировать ответы , применять знания для решения практических задач.

Воспитательные – на основе материала о причинах наследственных заболеваний, продолжить работу по пропаганде здорового образа жизни, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью будущего потомства.


Ход урока.


1. Проверка знаний:

1) тренинг по доказательству: докажите обоснованность использования близнецового, цитогенетического биохимического, генеалогического методов исследования.

2) тренинг по опровержению: опровергните возможность использования классических методов для изучения генетики человека.

3) проанализируйте близнецовый метод в генетике человека. В чем его достоинства, а в чем – недостатки?

4) Какой из методов генетики человека кажется вам наиболее эффективным? Ответ обоснуйте.

5) приведите пример родословной семьи, в которой обнаружена аномалия, наследуемая по типу рецессивного и сцепленного с полом признака (индивидуальное задание для 2-3 учащихся).


2.Изучение нового материала.

1) из истории изучения вопроса.

Доменделевский период развития генетики человека - это накопление эмпирических данных о семейных случаях болезней и попытки объяснения закономерностей наследования. Несколько десятков наследственных болезней были идентифицированы как семейные формы или формы с неясной этиологией (нейрофиброматоз, гемофилия, полидактилия, синдром Дауна и др.). В этот период были заложены основы клинико-генеалогического и близнецового методов. Роль наследственности в этиологии болезней в этот период уже признавалась.

Переоткрытие законов Менделя и последующее развитие хромосомной теории наследственности поставило на научную основу изучение дискретных наследственных признаков и болезней, а также глубокое проникновение генетики в медицину.

Слияние ветвей формальной генетики человека, цитогенетики и биохимической генетики в конце 50-х годов привело к формированию клинической генетики и ее продвижению на передовые позиции в медицине и генетике. Человек становился главным объектом генетических исследований. Благодаря новым методам цитогенетических, биохимических, молекулярно-генетических исследований и информационных технологий на пороге XXI века заканчивается инвентаризация признаков у человека и структурная расшифровка полного генома человека. Открыты новые классы болезней и объясняются отклонения от законов Менделя (импринтинг, антиципация).

Три обстоятельства способствовали интенсивному развитию генетики человека во второй половине XX в.: снижение инфекционных и алиментарных заболеваний позволило организаторам здравоохранения направить средства на болезни эндогенной природы, в том числе наследственные: прогресс лабораторной и инструментальной медицины обеспечивал все более дискретное вычленение отдельных симптомов, синдромов и нормальных вариаций; прогресс генетики принципиально изменил методологию генетического изучения человека. Основным прикладным итогом разработок явилось создание генетических технологий для медицины, широко проникших в диагностику, лечение и профилактику наследственных болезней. На их основе принципиально изменились подходы к расшифровке патогенеза многих болезней, и создалась основа для нового направления, названного молекулярной медициной. Сейчас уже вошли в клиническую медицину такие понятия, как доклиническая (предсказывающая) диагностика, преконцепционная профилактика, генодиагностика, генотерапия.

Итоги развития генетики человека в XX веке внушительны, и их значение для медицины огромно.

2) понятие о наследственных заболеваниях


наследственные болезни




генные хромосомные

обусловлены генными мутациями обусловлены нарушением числа хромосом

или их структуры

Синдром Марфона, с-м Дауна, с-м Шершевского-Тернера,

Альбинизм, фенилкетонурия с-м Клайнфельтера


3) типы наследования (объяснение, работа в тетради)


Наследование мутаций




.

Аутосомно-доминантное Аутосомно-рецессивное Сцепленное с полом

(АА, Аа) (аа) (ХНХh, ХHХH, ХHУ,ХhУ)

Синдром Марфона, Альбинизм, фенилкетонурия Гемофилия, дольтонизм

Полидактилия


4) презентации учащихся.

а) хромосомные болезни.

б) генные болезни.


5) обсуждение вопроса: можно ли предупредить наследственные заболевания и возможно ли их лечение?(возможна групповая работа или диалоговое общение )


3.Закрепление .

Задание учащимся: ваши предложения о механизмах лечения наследственных заболеваний.


4. Домашнее задание: п.50 , подготовить аналитический обзор 2-3 статей из Интернета на тему «Профилактика и лечение наследственных заболеваний»


Урок на тему: «Основные этапы антропогенеза» (11 класс)


Задачи урока:


образовательные – познакомить учащихся с этапами эволюции человека, выявить движущие силы антропогенеза,

развивающие - формировать умение ориентироваться в источниках информации, адекватно воспринимать полученную информацию, сортировать её с точки зрения важности, делать выводы и обобщения;

воспитательные – формировать способность выдвигать и аргументировано отстаивать свою точку зрения, опираясь на конкретные знания.


Ход урока.



  1. Заполнение таблицы



Знаю по данной теме

Хочу узнать









  1. Обсуждение записей и формулирование учащимися задач урока с ориентацией на наиболее часто встречающиеся вопросы.(вопросы следует записать на доске)

  2. Вступительное слово учителя.

Если всю историю Земли принять за сутки, то:

Полночь, начало суток - образовалась планета.

Через 12 часов, в полдень, на дне древнего океана шевелились уже первые комочки живого белка. К 16 ч. 48 мин. Из простейших белковых тел развились черви, раки, моллюски, водоросли. Позднее появились рыбы.

В 21 ч. 36 мин. наступило царство динозавров. За 40 минут до конца суток все ящеры вымерли, и Землю стали завоевывать млекопитающие. И лишь в 23 часа 59 минут 56 секунд появился, наконец, человек.

Но историческая эпоха - время, когда человеческое общество эволюционировало от дикости до современной цивилизации - длилось всего 2 секунды.

Что же произошло в этот короткий для эволюции срок и что предшествовало появлению человека - вопросы сегодняшнего урока .

  1. Просмотр фрагментов учебного фильма «Происхождение человека».



Организация групповой работы.

    1. напишите мини-рецензию на фильм, отметив наиболее удачные моменты, слабые стороны фильма , вопросы, не освещенные в фильме.

    2. Отметьте биологические изменения на разных этапах антропогенеза. Предположите механизм их возникновения.

    3. Проследите формирование материальной культуры. Благодаря чему , каким биологическим особенностям, стали возможны эти изменения в жизни?

    4. Дайте характеристику этапов эволюции человека.



5.Обсуждение фильма, отчет групп.


6. Организация диспута по вопросам:


а) насколько убедительным кажется вам предложенный сценарий развития событий? Найдите самые убедительные, на ваш взгляд, доказательства в защиту предложенной точки зрения.

б) предложите свою гипотезу. Попробуйте привести убедительные доказательства в ее защиту.

дополнение таблицы.



Знаю по данной теме

Хочу узнать

Узнал на уроке.












Задание на дом: п. 70, подготовить мини – выступление на тему: «Основные этапы эволюции человека».




Похожие:

Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconУрок биологии в 8 классе по учебнику Д. В. Колесова, Р. Д. Маша разработан учителем биологии Копоновой С. А. Тема урока: Значение опорно-двигательной системы. Строение костей
Воспитательная задача: продолжить работу по формированию устойчивого интереса учащихся к исследованию собственного организма, заинтересовать...
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconТема: Строение и значение одс. Строение и состав кости. Рост костей. Соединение костей. Строение сустава

Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconТаблица «Значение опорно-двигательной системы» Функции опорно-двигательной системы
Головной мозг защищен костями черепа, спин- ной–позвоночником. Грудная клетка защищает сердце, легкие, дых пути, крупные сосуды....
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconУрока: Зрительный анализатор. Цели и задачи урока: конкретизировать понятие "анализатор" на примере зрительного анализатора
На протяжении почти целого учебного года мы с вами изучали строение нашего организма. Мы изучали строение нашего сердца; дыхательной...
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconУрок на тему: «Основные этапы антропогенеза» (11 класс) Задачи урока: образовательные познакомить учащихся с этапами эволюции человека, выявить движущие силы антропогенеза
Обсуждение записей и формулирование учащимися задач урока с ориентацией на наиболее часто встречающиеся вопросы.(вопросы следует...
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconУрок на тему: «Генетика и здоровье» (10 класс). Задачи: Образовательные
Образовательные – познакомить учащихся с наследственными заболеваниями и причинами их вызывающими, рассказать о возможности лечения...
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconУрок на тему: «Оплодотворение и зародышевое развитие у животных». (9 класс) Задачи урока: образовательные
«Размножение организмов», используя понятия: половое размножение, бесполое размножение, деление, почкование, споруляция, вегетативное...
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconДоклад на тему : шадманова л. С. 2012г Значение нервной системы Строение нервной системы. Спинной мозг
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учереждение основная общеобразовательная школа №13 П. Черемухи
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconУрок по биологии в 6-м классе на тему "Корень. Внешнее строение корня"
Изучили состав семян, выработали практические умения по обнаружению питательных веществ в семени, на основе опытов выяснили, какие...
Урок на тему: «Значение опорно-двигательной системы, её состав. Строение костей» (8 класс) Задачи урока: образовательные iconУрок по теме «Соли азотной кислоты» Цель урока: Изучить свойства и значение нитратов. Задачи урока
Данный урок интересен для тебя?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов