Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) icon

Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа)



НазваниеУрок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа)
Дата конвертации23.12.2012
Размер135.7 Kb.
ТипУрок













Урок русского языка в 6 классе по программе М.М.Разумовской.


Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И.И.Левитана «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники.») (2 часа)

Цели:

- учить детей составлять связный текст описательного характера по картинам;

- Углубить знания учащихся о тексте, смысловой и грамматической связи предложений в тексте;

-расширить активный словарь учащихся за счет введения в него слов, обозначающие оттенки цветов, связанных с темой «Осень»;

- развивать умение редактировать тексты, видеть в них речевые ошибки (повторы) и исправлять их;

- способствовать формированию интереса к живописи и внимательному отношению к выбору слов.


Оборудование:

- презентация «Краски осени»

^ ХОД УРОКА

  1. Организационный момент. (слайд 2)

  2. Работа с текстом

(Слайд 3-4)

«Трудно сложилась жизнь Левитана. Он родился в маленьком литовском местечке в бедной семье… Будущий художник рано осиротел. Пришлось терпеть жестокую нужду, жить без постоянного угла. Иногда он тайком ночевал в Училище, а потом натощак начинал свой трудовой день. Однажды начальство Училища постановило исключить Левитана за невзнос платы за обучение. Смущенный юноша собрал свои папки и направился вон из класса. Но тут «вся сотня загудела, как один человек,- вспоминает его соученик пейзажист Светославский. –Моментально собрали всю сумму и внесли ее в канцелярию».

(По Э.Гомберг-Вержбицкой)

(Слайд 5)

- О ком идет речь в тексте? (О Левитане).

- Кто такой И.И. Левитан? (Известный русский художник)

- Какие картины этого художника знаете? (Учащиеся называют)

- Что мы узнали о судьбе художника из текста?

(Слайд 6)

Перечитайте материал воспоминаний о И.И.Левитане и подумайте, можно ли данную запись назвать текстом? Обоснуйте свое мнение.

- Каким образом (помимо смысла) связаны между собой первые два предложения в тексте?

- Давайте проследим, какими словами заменяется слово «Левитан» далее в тексте.


- Как вы думаете , для чего в тексте используется замена слов?

- Какие способы замены слов использует автор? (Замена производится с помощью подбора синонимов и местоимений)

- Какие синонимы добавили бы вы к этому перечню, если бы продолжали текст о Левитане? (Известный художник, мастер, пейзажист, автор картин, живописец и д.р.)


_ Мы начали свою работу с этого текста не случайно. Мы узнали некоторые факты из жизни художника Исаака Ильича Левитана, с картинами которого будем работать сегодня на уроке. Кроме того мы вспомнили и повторили основные сведения о тексте, которые пригодятся нам на уроке, когда мы будем работать над составление текста собственного сочинения.



  1. ^ Вступительное слово учителя.

(Слайд 7)

- Сегодня на уроке мы будем работать с картинами Художника И.И.Левитана, с его удивительными, пронзительными осенними пейзажами «Золотая осень» и «Осенний день. Сокольники». Наша задача заключается в том, чтобы понаблюдать над красками осени на картинах художника и описать их в своих сочинениях на тему «Краски осени в картинах И. Левитана»

(Демонстрация картин). (Слайд 8-9)

- Понравились ли они вам?

- Одинаковое ли время года изобразил художник на этих картинах? (время года одно – осень).

- Почему же тогда осень такая разная? (На одной – ранняя осень, на другой – поздняя).

-Правильно. Но Левитан на этих картинах говорит нам не только о календарном времени года, но и передает свое настроение. Какое оно? (На картине «Золотая осень» художник выражает радость, восторг при виде этой торжественной осенней красоты, а картиной «Осенний день. Сокольники» выражает свою грусть, сожаление об уходящей осени и ожидание прихода зимы).

- Действительно, настроение картин разное. Мы чувствуем это настроение, потому что художник сумел его передать нам, рассказать о нем с помощью красок. Как никто другой, Левитан умел передавать через картину личное переживание природы , сделать его достояние всех. Изображение на холсте – это зримое отражение того, что звучит в душе художника. Различные душевные переживания художника , его чувства, настроения передаются с помощью картин.



  1. ^ Словарно-стилистическая работа

А) Работа со стихотворениями-образами

- Иногда бывает так, что мы видим краски, понимаем чувства и настроения автора, а выразить словами всего этого не можем: не хватает слов. Давайте обратимся за помощью к известным поэтам, которые помогут нам подобрать слова для описания картин. Заслуженный художник России А.Дубинчик писал: «Когда стоишь перед картинами Левитана, нельзя не думать о поэзии, музыке. Как созвучны его картины стихам Тютчева и Фета…» Согласны ли вы с этими словами?

- Вспомните и прочитайте строки из стихотворений, которые вам знакомы , которые приходят на память, когда вы смотрите на картины Левитана.

- Я вам предлагаю некоторые отрывки из стихотворений русских поэтов, прочитайте их выразительно. Скажите, в чем они совпадают с картинами Левитана?

- Поэты подсказали нам слова, обозначающие оттенки цветов, краски осени, настроения стихотворений. Внимательно рассмотрим каждый отрывок, найдем слова-подсказки.


Б) ^ Работа с отрывком из стихотворения А.Пушкина. (слайд 10)

- Какие цвета осени отметил поэт? (Багрец и золото)

- Как вы думаете, что обозначает слово «багрец»? (Багряный, багровый цвет)


^ Дополнительный комментарий: (слайд 12)

Слово образовано при помощи суффикса от старославянского слова багръ – красная краска, красный цвет. В этимологическом словаре говорится, что данное слово, вероятнее всего того же корня, что и диалектное слово богатье – огонь, пламя. Следовательно, дословно данное слово можно перевести – «цвет пламени». В словаре В.И.Даля показывается разница между словами багровый и багряный. Багровый объясняется как червленый, пурпуровый, самого яркого и густого цвета, но нее с огненным отливом, а с едва заметной просинью; а багровый –тот же червленый, но менее густой, алее, без синевы, это самый яркий и чистый красный оттенок.)

- Какой из этих синонимов мы возьмем для описания осени? (Багряный, т.к. осень золотая, яркая).

- Какой цвет передает поэт словом золото? (Желтый, золотистый, с блеском золота).

- Какая же осень у Пушкина в целом? (Багряная, пламенная, огненная, золотая, яркая, насыщенная, богатая оттенками цветов).

- В первой строке поэт говорит об осени: «…Очей очарованье!» Что означает слово очарование? (Чарующая сила, прелесть осени).


^ Дополнительный комментарий (слайд 13)

Однокоренным словом к данному является слово чары, которое обозначает волшебство, колдовство. Очаровать, по словарю В.И.Даля, значит обворожить, околдовать, пленить кого-то. Существительное очарование равно по значению глаголу.)

- Какой представляется поэту осень? (Волшебница, колдунья, обладающая пленительной силой красоты).

- Верно. И это все мы увидели, обратившись только к одному пушкинскому слову.

В) ^ Работа с отрывком из стихотворения А.Фета (слайд 11)

- Рассмотрим второй отрывок из стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета.

- Какие цвета, краски осени отметил А.Фет? (Серый и желтый).

-Как вы думаете, какой цвет преобладает? (Серый)

-А как вы это поняли? (Все предметы, о которых говорит автор, серые: и небо, и тучи, и дождь, и стекла окон, и поле.)

-Раз все предметы серые, то какова погода, которую описывает автор? (Серая, т.е. ненастная, пасмурная).

- Подумайте над последней строкой этого стихотворения – «Тогда я сам осенняя пора…». Что еще серое в этом стихотворении? (настроение автора)

-Что означает это слово применительно к настроению? (Грустное, тоскливое)

^ Дополнительный комментарий (слайд 14)

Слово серый богато в плане значений. В прямом значении оно обозначает оттенок цвета, а в переносном может характеризовать погоду как ненастную или пасмурную и грустное настроение человека. Отличить эти значения можно по словосочетаниям:

Серый цвет – цвет, получающийся при смешении черного и белого (прямое значение);

Серая погода – ненастная , пасмурная (переносное значение)

Серое настроение – грустное, тоскливое (переносное значение)

- Обратите внимание на сочетание цветов в этом стихотворении. Желтый цвет – теплый, солнечный , яркий. А каким он становится в сочетании с серым цветом? (Он теряет свою яркость, бледнеет, становится более холодным)

- Найдите в стихотворении А.Фета слово, которое не обозначает цвет, но дополняет восприятие цветовой гаммы стихотворных строк? (Прилагательное мутный)

Дополнительный комментарий (слайд 15)

Слово мутный в данном случае имеет значение непрозрачный, потускневший, затуманенный, неяркий.

Подберите антоним к слову мутный в данном значении. (прозрачный, бесцветный)

-Итак, осень у Фета преимущественно серая, пасмурная. Грустная. Совсем немного осталось в ней «золотой» осени: чуть-чуть желтого цвета.

- Мы увидели, как поэты раскрасили осень в разные цвета с помощью слов. А теперь посмотрим, какие краски использовал в своих полотнах И.И.Левитан, и переведем краски в слова. Для этого составим рабочие материалы по обеим картинам. Характеризуя краски осени, мы используем те слова, которые мы встретили в стихотворениях поэтов, но нам придется подбирать и свои слова, потому что поэт может обратить внимание только на некоторые краски, оттенки цветов, которые он считает важными, а художник нам дает возможность увидеть на картине огромное количество цветов и оттенков.

Обратимся к картине И.И.Левитана «Золотая осень»

  1. ^ Собирание рабочих материалов

По материалам работы на этом этапе должна появиться таблица

(слайды 16 -17)

Что наблюдаем?

Рабочие материала





-Давайте охарактеризуем осень на картине И.Левитана с точки зрения цвета.. Посмотрите, какими словами, из звучащих на уроке сегодня, вы можете воспользоваться и поместить в нашу таблицу? (Осень – пламенная, огненная, золотая, яркая, очаровательная, красивая)

- Подберите другие слова, которые дополнят наше представление об осени Левитана? (Праздничная, торжественная).

Какое настроении вызывает картина? (праздничное, приподнятое, радостное)

- Каким красками раскрашены деревья? (Желтые, золотые, багряные)

- Эти слова нам тоже подсказал поэт. А попробуйте подобрать свои слова (Разноцветные, словно пропитанные солнцем, отливающие бронзой).

- Какого цвета травы? (Изумрудные, желтые, зеленые, желтовато-коричневые)

-Посмотрите, какого цвета небо? (голубое, светло-голубое, лазурное, с легкими белыми облаками)

Дополните прилагательные, обозначающие цвет, словами, которые помогут нам передать левитановское небо лучше. (Светлое, ясное, чистое).

- Какие слова выбрал художник, чтобы показать нам реку и ее берега? (Река – синяя, темная; более светлая, голубая вдалеке; Берега – обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые).

-А теперь неожиданный вопрос. Какого цвета… воздух на картине? Можно ответить на мой вопрос? Или эта картина без воздуха? (Воздух передан на картине. Он бесцветный , прозрачный). Конечно, когда смотришь на эту картину, даже дышится легко, свободно. Когда воздух прозрачен и свеж, все очертания предметов мы видим отчетливо, ярко, как на картине Левитана.

- Посмотрите, сколько различных цветов, оттенков осени мы увидели благодаря художнику! Все вместе они составляют гамму красок на полотне И.И.Левитана. Подумайте, что означает словосочетание «гамма красок»? (Гамма красок – это ряд цветов, которые использовал художник в своем произведении).

- В результате проделанной работы у учащихся в тетрадях остается следующая запись в таблице:

^ Что наблюдаем

«Золотая осень»

И.И.Левитана

Рабочие материалы

Осень

Пламенная, огненная, золотая, яркая, богатая оттенками цветов, праздничная, торжественная

Настроение

Праздничное, радостное, приподнятое

Деревья

Желтые, золотые, багряные; разноцветные, словно пропитанные солнцем, отливающие бронзой

Травы

Изумрудные, зеленые, желтые, желтовато-коричневые

Небо

Голубое, светлоолубое, лазурное, с легкими белыми облаками

Река, берега реки

Синяя, темная; более светлая, голубая вдали; берега реки – обрывистые, рыжеватые, желтовато-коричневые

воздух

Бесцветный, прозрачный, чистый



Попутно с записью слов ученики объясняют изученные орфограммы, учитель обращает внимание на написание тех слов, правописание которые еще не изучалось.


- А теперь давайте посмотрим, какую гамму красок выбрал художник для картины «Осенний день. Сокольники». Она такая же, как и на картине «Золотая осень»? (нет, гамма красок совершенно иная.) Рассмотрим эту картину.

Работа по картине «Осенний день. Сокольники» проводится аналогично. Рабочие материалы, записанные в таблицу, выглядят следующим образом: (слайды 18-19)

^ Что наблюдаем «Осенний день. Сокольники» И.И.Левитана

Рабочие материалы

Осень

Неяркая, неброская

Настроение

Грустное, печальное, тихое

Аллея парка

Песчаная, желтая

Листья кленов

Погасшие, желто-коричневые

Трава

Приглушенный зеленый тон

Сосны

Темные, почти черные

Небо

Серое, темно-серое, пепельное, облачное, с белыми проблесками, мутное, непрозрачное, потускневшее

Воздух

^ Непрозрачный, зыбкий, туманный, размывающий очертания предметов, приглушающий краски

Женщина

Одинокая, в черном



Итак, рабочие материалы у нас есть. Можно уже писать сочинение? (необходимо составить план, по которому будем работать).

  1. ^ Составление плана сочинения ( слайд 20)

(Так как работа по написанию сочинения проводится в начале учебного года, то целесообразно дать план в готовом виде).



  1. Художник, очарованный осенью.

  2. Краски осени в картине И.И.Левитана «Золотая осень».

  3. Гамма цветов на полотне «Осенний день. Сокольники».

  4. Говорящие краски.



  1. Работа над текстом сочинения



- Итак, тема нашего сочинения «Краски осени на картинах И.И Левитана». На какой основной вопрос мы должны будем ответить в ходе написания работы? (Какие краски выбрал художник для изображения одной и второй картин: какого цвета осень, небо, какие деревья…)

- Для какого типа речи характерен этот вопрос? (Описание)

- Следовательно, какой основной тип речи необходимо выбрать для нашего сочинения?

-О чем следует писать по первому пункту нашего плана? (И.И.Левитан любил русскую осень, был очарован ее красотой и запечатлел ее на своих картинах).

- Вступление к этому сочинению я вам дам в готовом виде. (Слайд 21)

Осень – удивительный художник. Осень по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья кленов, березок. Сколько ни смотришь, не перестаешь удивляться мастерству осени. Многие художники были очарованы осенью. Один из них – И.И.Левитан. Краски осени Левитан заметил и увековечил их на своих картинах. Внимательно всмотримся в эти картины.

- Это вступление можно назвать текстом?

- Заметили вы какой-нибудь недостаток в данном вступлении к сочинению? (Да, повторы слов: осень, Левитан, картины).

- Действительно, в данном тексте мы столкнулись с ошибкой, которая встречается во многих работах учеников – повтором. Повтор слов, неумение подбирать слова-заменители, синонимы может испортить даже неплохой текст.

- Исправим ошибки, подберем слова, которыми можно заменить повторы (Осень – она, ее, это время года; Левитан – он, автор; картины – произведения живописи, они, полотна, пейзажи и т.п.)

Текст приобретает следующий вид (слайд 22)

Осень – удивительный художник. Она по-своему раскрашивает кустарники, травы, листья кленов, березок. Сколько ни смотришь, не перестаешь удивляться ее мастерству. Многие художники были очарованы этим временем года. Один их них – И.Левитан. Краски осени он заметил и увековечил их в своих картинах. Внимательно всмотримся в эти полотна.

- Итак, вступление к нашему сочинению есть. Вы можете воспользоваться этим текстом или по желанию написать свой.

- По второму и третьему пунктам плана мы будем работать самостоятельно, опираясь на рабочие материалы, которые мы составили в ходе урока. Скажите, нужно ли употреблять абсолютно все слова, находящиеся в таблице? (только наиболее важные, точные, яркие, красивые).

- Выполняем работу по составлению второго и третьего пунктов плана, не забывая делать переходы от вступления ко второму пункту плана, от него к третьему и так далее.

Зачитываем варианты работ второго пункта плана:

Картина художника «Золотая осень» сразу привлекает взгляд. И.И.Левитан использует для своей осени яркие, солнечные краски. Богатство цветов, оттенков создает радостное, приподнятое настроение. Торжественная, праздничная осень запечатлена на этой картине. Мы видим золотые, багряные, словно пропитанные солнцем деревья, изумрудную зелень травы, чистое небо с белыми облаками, яркую синюю гладь реки, более светлую вдали, рыжеватые обрывистые берега. Воздух чист, прозрачен и свеж.

- Сделайте переходный мостик от второго пункта к третьему, покажите отличие цветовой гаммы одной картины от другой.

^ Совершенно другая гамма цветов выбрана художником для картины «Осенний день. Сокольники».)

- Зачитайте свой вариант третьего пункта плана:

Для этой картины художник использовал краски неяркие, неброские. Когда смотришь на эту картину, невольно сжимается сердце от тихой грусти при виде угасающей, засыпающей природы. Мы видим желтую песчаную аллею парка, россыпь погасших желто-коричневых листьев хрупких кленов, траву печального зеленого цвета. Печально и пепельное, серое небо, темная, почти черная хвоя сосен в глубине аллеи. Воздух туманный, мутный, очертания предметов зыбкие, мутные. Дополняет наше ощущение осенней грусти фигура одинокой женщины в черном на аллее парка.

- Нам осталось сформулировать заключение. Что значит слово говорящие в заключительном пункте плана? (Слово говорящие используется не в прямом , а в переносном значении, оно означает, что с помощью красок мы понимаем мысли и чувства автора).

- Можно ли использовать это слово относительно к краскам? (Краски могут говорить, но только не все их слышат, потому что невнимательно смотрят на картину, не вдумываясь в смысл красок)

- О чем же рассказали нам краски? (Краски рассказали о времени года – осени, о том, что осень бывает совершенно разная и по цветовой гамме. И по настроению. А еще они рассказали о чувствах и настроениях Левитана).

- Как вы построите заключение?

Краски на картинах И.И.Левитана – говорящие. Только говорят они беззвучно, и не каждый их услышит, но внимательному человеку они могут рассказать об осени – этом удивительном времени года, разнообразном и неповторимом, ее грустной и простой красоте. Кроме этого, цветовая гамма создает определенное настроение, приобщая нас к чувствам и мыслям, которые испытывает автор.

- Итак, мы услышали возможные варианты частей сочинения , а теперь попробуем собрать все воедино и написать сочинений на тему «Краски осени».

8. Самостоятельное написание сочинения.

9. Итоги урока.

- Дорогие дети, сегодня мы с вами прикоснулись к красоте природы, к красоте русской живописи, к красоте русского слова. И я надеюсь, что ваши работы получились достойными в этом ряду красоты. (Слайд 23)





Похожие:

Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconПраздник «Золотая осень»
Ведущий: Дорогие ребята! Сегодня мы с вами собрались, чтобы поговорить о прекрасном времени года об осени. Наш праздник так и называется...
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconСочинение-описание с элементами рассуждения «Какого цвета снег» по картинам русских художников
Подготовить учащихся к сочинению-описанию с элементами рассуждения по картинам русских художников
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) icon"Здравствуй, осень золотая!" Уже горят огнем рябины кисти
В шувойской школе проводится много праздников, в их числе традиционный праздник осени. Для учащихся первых-вторых классов прошло...
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconУрок по мхк в 10-м классе "Чехов и Левитан" по теме: "Пейзаж в русской живописи 60-90-х гг. XIX в
Репродукции картин Левитана “Ветряные мельницы”, “Вечер на Волге”, “Сжатое поле”, “Облачное небо”, “Золотая осень”, “Владимирка”,...
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconКросс «Золотая осень» (сценарий)
Здравствуйте ребята. Сегодня мы проводим ежегодный осенний кросс «Золотая осень 2011»
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconПраздник осени. Закружилась листва золотая в розоватой воде на пруду, Словно бабочек лёгкая стая с замираньем летит на звезду. Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора – Весь день стоит как бы хрустальный, и лучезарны вечера… Ведущий
Ведущий: Да, красива наша природа в любое время года, но особенно хороша осень. Это удивительное время года привлекало своей неповторимой...
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconЭлективный курс готовимся к сочинению по литературе на уроке русского языка. 11 класс 32 часа Пояснительная записка
Пунктуационная работа сопровождается орфографической работой и подробным анализом обучающего текста
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconКалендарно-тематическое планирование уроков русского языка в 9 классе (102 часа) № п\п Тема урока Кол-во часов Подготовка к гиа
...
Урок русского языка в 6 классе по программе М. М. Разумовской. Подготовка к сочинению-описанию «Краски осени» (по картинам И. И. Левитана «Золотая осень» и«Осенний день. Сокольники.») (2 часа) iconРабочая программа по русскому языку 10-11 классы Учитель русского языка и литературы: Клинкова Ирина Викторовна
Рабочая программа предназначена для изучения русского языка на базовом уровне. Перераспределение часов проведено по причине того,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов