Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» icon

Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика»



НазваниеМетодические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика»
М.В. Праско
Дата конвертации21.12.2012
Размер115.69 Kb.
ТипМетодические рекомендации

Методические рекомендации для работы с материалами диска

Рубрика

Название материала

Материалы к уроку

Контрольная работа по теме «Лексика»




Автор

М.В. Праско,

Новосибирская обл.




Классы

10 класс




Жанр

Карточки с заданиями контрольной работы




^ Методические рекомендации

Контрольная работа дана в двух вариантах. И каждый вариант содержит по три уровня сложности. Помимо заданий ученики должны получить Памятку и Образец анализа лексики.






^ ВАРИАНТ I


Первый уровень

I. Допишите предложения.

Значимой лексической единицей языка явля­ется …

Фразеологизмы – это …

II. Выберите из правого столбца таблицы правильное объяснение терминов.

Термины

Определение

1. Полисемия

А. Слова, сфера употребления которых ограничена определенной терри­торией

2. Омонимы

Б. Слова, употребляемые людьми, объединенными по роду своей деятель­ности

3. Синонимы

В.
Слова или сочетания слов, представляющие собой официальные на­именования специальных понятий, применяемых в науке, технике, ис­кусстве

4. Диалектизмы

Г. Слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или по­нятия

5. Термины

Д. Новые слова

6. Архаизмы

Е. Слова одной части речи, разные по значению, но совпадающие по зву­чанию

7. Неологизмы

Ж. Явление многозначности

8. Профессионализмы

З. Слова одной части речи, разные по звучанию и написанию, но близкие или тождественные по значению

9. Историзмы

И. Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми






III. Прочитайте образец словарной статьи из «Толкового словаря русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведовой. Какое значение слова является основным, какие значения – производ­ными? Имеет ли данное слово переносное значе­ние? Как это отражено в словарной статье?

^ КОРЕНЬ, -рня, мн. -рни, -рней, м. 1. Подзем­ная часть растения, служащая для укрепления его в почве и всасывания из нее воды и питатель­ных веществ. 2. Внутренняя, находящаяся в теле часть волоса, зуба, ногтя. 3. перен. Начало, источ­ник, истоки чего-н. 4. В языкознании: основная, значимая часть слова, вычленяемая в нем после отделения окончания, приставок и суффиксов.


Составьте два предложения со словом корень, чтобы в них реализовались переносное и одно прямое значения.

V. Среди приведенных слов выявите однознач­ные, объясните их тенденцию к однозначности.


Чистый, море, тяжелый, горошина, горячий, земля, лежать, отрицательный, пион, подвести, горожанин, слабый, идти, культура, лесть, зеле­ный, дисплей, железный, груша.






^ ВАРИАНТ I



Второй уровень

I. Укажите происхождение данных слов (ста­рославянское или исконно русское). К каждому старославянскому слову подберите русское соответствие, к каждому русскому слову – старосла­вянское.


^ Образец: страж (старослав.) – сторож (русск.)


Ровный, враг, огород, страна, нощь, берег, во­рота, древо, холод, единый, молоко, ладья.

II. Определите тип омонимов.

Географический атлас – атлас для платья; среда обитания – вторая среда месяца; оконное стекло – с зонта уже стекло; выпускной бал – высокий балл; заросший пруд – прут ивы; аф­риканский лев – князь Лев Мышкин; красивые гвоздики – металлические гвоздики.

III. Выберите одно слово из приведенной к каждому предложению пары паронимов.

1. Любой … заслуживает осуждения (поступок – проступок). 2. Мой брат быстро … компьютер (усво­ил – освоил). 3. В десятимесячном возрасте ребенка перевели на … вскармливание (искусное – искусст­венное). 4. В нашем университете состоится науч­но- … конференция (практическая – практичная). 5. Вам нужно срочно … отчет о командировке (пред­ставить – предоставить). 6. Это было их любимое место в парке, где сосновые деревья перемешива­лись с … дубовыми рощами (вечными – вековыми).

IV. К выделенным словам подберите синони­мы, а где возможно – и антонимы.

Богатый хутор – богатый урожай, жестокий человек – жестокий мороз.

^ ВАРИАНТ I



Третий уровень

I. Разграничьте случаи полисемии и омони­мии (см. Памятку).

Рог носорога – рог изобилия, ветеран Великой Отечественной войны – ветеран труда.

^ II. Составьте небольшой текст, употребив в нем один из данных рядов синонимов (в любой па­дежной или глагольной форме). Озаглавьте его.

1. Беспокойство, волнение, тревога.

2. Быстрый, торопливый, стремительный.

3. Отпереть, отворить, распахнуть.



^ ВАРИАНТ II



Первый уровень

I. Допишите предложения.

Совокупность всех слов языка составляет его …

В результате переноса прямого значения с од­ного явления на другое возникает …

II. Выберите из правого столбца таблицы правильное объяснение терминов.

Термин

Определение

1. Паронимы

А. Явление многозначности

2. Антонимы

Б. Слова, называющие вышедшие из обихода явления, предметы или понятия

3. Жаргонизмы

В. Устойчивые словосочетания

4. Профессионализмы

Г. Близкие по звучанию однокоренные слова, но обозначающие разные понятия

5. Полисемия

Д. Слова одной части речи с противоположным лексическим значением

6. Фразеологизмы

Е. Слова, сфера употребления которых ограничена определенной терри­торией

7. Историзмы

Ж. Слова, употребляемые людьми, объединенными по роду своей де­ятельности

8. Диалектизмы

З. Слова, вышедшие из употребления и замененные новыми

9. Архаизмы

И. Слова, используемые узким кругом лиц, объединенных общностью интересов, занятий и т.д.





III. Прочитайте образец словарной статьи из «Толкового словаря русского языка» С.И. Оже­гова и Н.Ю. Шведовой. Какое значение слова является основным, какие значения – производ­ными? Имеет ли данное слово переносное значе­ние? Как это отражено в словарной статье?

ОГОНЬ. 1. Горящие светящиеся газы высокой температуры, пламя. 2. Свет от осветительных приборов. 3. Боевая стрельба. 4. перен. Внутрен­нее горение, страсть. 5. перен. О том, кто полон пылкой энергии, силы (разг.). 6. То же, что жар (в 4 знач. – Высокая температура тела.) (разг.).

Составьте два предложения со словом огонь, чтобы в них реализовались одно прямое значе­ние и одно переносное.

IV. С каждым словом, употребляя его в пря­мом и переносном значениях, составьте два сло­восочетания.

Дорога, плыть, волна, холодный, острый, лед.



^ ВАРИАНТ II



Второй уровень

I. Разделите устаревшие слова на две группы: историзмы и архаизмы.

Камзол, чело, длань, десятина, смерд, льзя, лучина, токмо, особливо, армяк, барщина, зна­комец, ланиты, холоп, снедь, фаэтон, чужеземец, пиит, вече, боярин, рыбарь.

II. Определите тип омонимов.

Заливной луг – репчатый лук; расцвел ирис – мягкий ирис; болтать о пустяках – болтать нога­ми; необходимо знать – дворцовая знать; зимняя дорога – ткань дорога; пчелиный рой – рой ка­наву; мама Вера – вера в Бога.


^ III. Выберите одно слово из приведенной к каждому предложению пары паронимов.

1. Этот юноша способен на благородные … (про­ступки – поступки). 2. Приятно проводить время в нашем … саду (тенистом – теневом). 3. По дороге шел … отряд (конский – конный). 4. Это наказа­ние носит … характер (воспитательный – воспи­тательский). 5. В конце книги приведен список … литературы (рекомендательной – рекомендо­ванной). 6. Исследователи осторожно спустились в подземелье, и перед ними открылись … тайны этого старинного замка (вечные – вековые).


IV. К выделенным словам подберите синони­мы, а где возможно – и антонимы.

Дикое животное – дикий нрав, мелкая река – мелкие интересы.



^ ВАРИАНТ II


Третий уровень

I. Разграничьте случаи полисемии и омони­мии (см. Памятку).

Русский язык – длинный язык, шелковое по­лотно – железнодорожное полотно.

^ II. Составьте небольшой текст, употребив в нем один из данных рядов синонимов (в лю­бой падежной или глагольной форме). Озаг­лавьте его.

1. Вселенная, мир, космос, свет.

2. Робкий, несмелый, боязливый.

3. Блестеть, сиять, светиться.





ПАМЯТКА

Разграничение омонимов и многозначных слов

При разграничении полисемии и омони­мии необходимо учитывать ряд критериев:

1. Семантический критерий: проанали­зировать лексическое значение, вы­явить общие семы в значении.

2. Лексический критерий: подобрать синонимы к каждому слову (если это возможно).

3. Словообразовательный критерий: к каждому из слов подобрать одноко­ренные слова, сделать вывод: имеются ли соотносимые гнезда родственных слов.

4. Сочетаемостный критерий: поместить каждое слово в контекст, определить, с какими словами оно сочетается.




^ ОБРАЗЕЦ АНАЛИЗА

1. Семантический критерий.

Глагол издать (1) – «напечатав, выпустить в свет» и глагол издать (2) «произвести (звук, запах)» не имеют общих сем в значении.

^ 2. Лексический критерий.

1. Издать, опубли­ковать, напечатать, выпустить. 2. Издать, про­извести, испустить. Слова опубликовать, напе­чатать, выпустить, произвести, испустить не являются синонимами.

3. Словообразовательный критерий.

1. Издать, издатель, издательский, издательство, издание. 2. Издать. Слова имеют несоотносимые гнезда родственных слов.

4. Сочетаемостный критерий.

1. Издать книгу, журнал. 2. Издать запах, голос, крик. Сочетае­мостные возможности рассматриваемых слов не совпадают.


Итак, анализируемые слова являются омони­мами.




Похожие:

Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconМетодические рекомендации на сайт умц овладение новыми программами 1 9 5 Включитьразделом в деловую игру
Умение отработать содержание материала к уроку в соответствии с поставленной целью
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconМетодические рекомендации к написанию домашней контрольной работы
Домашняя контрольная работа представляет собой самостоятельную письменную работу студента по одной из предложенных ему тем
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconУчебно-методический комплекс по дисциплине дпп. Р. 01 Практикум по анализу литературного произведения (уд-04. 13-008) Для специальности 050301 Русский язык и литература
Умк также включает карту обеспеченности основной и дополнительной литературой, методические материалы для подготовки к практическим...
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconКонтрольная работа по теме «Лексика» 6 класс. Выпишите из словаря по одному слову
Составьте 2 предложения так, чтобы в одном слово было употреблено в прямом значении, а в другом в переносном
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconКонтрольная работа по теме «Лексика»
Река, дорога, футбол, стол, земля, пейзаж, интерьер, кофе, шутник, городской, чемпион, какао, трава, кукла, синий, чай, мама
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconМетодические рекомендации для студентов практического занятия по теме: «Общие основы массажа. Техника приемов поглаживания и растирания.»
Дидактическая база занятия: методические рекомендации для преподавателя и студентов к практическому и семинарскому занятию, учебники,...
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconМетодические рекомендации по теме : "Раннее выявление детей и молодежи, злоупотребляющих психоактивными веществами (пав)"
Методические рекомендации предназначены для педагогов, школьных психологов, социальных работников, медицинских работников лечебно-профилактических...
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconМетодические рекомендации по разработке заданий для школьного и муниципального этапов всероссийской олимпиады школьников по немецкому языку в 2010/2011 учебном году
Методические материалы содержат рекомендации по порядку проведения этапов Олимпиады по немецкому языку, требования к структуре и...
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconКонтрольная работа по теме «лексика»
Петя плохо работал. Дома он тоже ничего не делал. За уроки брался неохотно. Получив плохие оценки, Петя печально шел домой. Надо...
Методические рекомендации для работы с материалами диска Рубрика Название материала Материалы к уроку Контрольная работа по теме «Лексика» iconСамостоятельная работа по теме «Единицы массы» 18. 11. 10 Контрольная работа №3 по теме «Величины»
Самостоятельная работа по теме «Письменный приём сложения и вычитания многозначных чисел»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов