Рабочая учебная программа по русскому языку предмет icon

Рабочая учебная программа по русскому языку предмет



НазваниеРабочая учебная программа по русскому языку предмет
Дата конвертации09.12.2012
Размер239.66 Kb.
ТипРабочая учебная программа

Ч
Утверждаю

директор школы

_________Э. Г. Выйгетов

«__» _____________20__г.

Приказ №_____________

Одобрено

на заседании школьного методического совета


«__» _____________20__г.

Протокол №__________
УВАШСКАЯ РЕСПУБЛИКА

АДМИНИСТРАЦИЯ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ КОЗЛОВСКОГО РАЙОНА

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«КОЗЛОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 2»

г. Козловка Чувашской Республики


^ РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА

по ___русскому языку________________

предмет

ТРЕТЬЕЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

ступень, уровень общего образования

НА ОСНОВЕ ТИПОВОЙ АВТОРСКОЙ ПРОГРАММЫ А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой

(базовый уровень)

^ В СООТВЕТСТВИИ С ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМИ СТАНДАРТАМИ 2009 г.

основание для разработки программы (типовая, авторская, стандарт)


Миронова Светлана Александровна


г. Козловка 2011 г.

^ Пояснительная записка

Настоящая рабочая программа разработана применительно к учебной программе по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2003. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова. Календарно-тематический     план     ориентирован     на     использование учебников «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11 классы» М.: Просвещение, 2003, а также дополнительных пособий: для учителя - Методические рекомендации к учебнику «Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. 10-11классы», авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова, М.: Просвещение, 2003, для учащихся – Справочник по русскому языку / Д.Я. Розенталь – М.: Эксмо- Пресс, 1998.

^ Согласно действующему учебному плану    в 11 классе предполагается обучение  в объеме 1часа в неделю; в год - 34 часов.

Данная рабочая программа по русскому языку для 11 класса создана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования и авторской программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений (авторы-составители: А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова)

Обучение родному языку в школе рассматривается современной методикой не просто как процесс овладения определенной суммой знаний о русском языке и системой соответствующих умений и навыков, а как процесс речевого, речемыслительного, духовного р а з в и т и я школьника. Владение русским языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения выпускника школы практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей старшеклассника, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество их усвоения, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.

По сравнению с обязательным минимумом содержания среднего (полного) общего образования 1999 года данная рабочая программа содержит ряд принципиальных новшеств, определяющих концептуальную новизну курса русского языка в 10-11 классах. К таким новшествам относятся: 1) изменение концепции преподавания (приоритеты, подходы); 2) значительное обновление содержания образования (расширение тем)

Концептуальная новизна курса русского языка в 10-11 классах состоит в том, что на базовом уровне обучения русскому языку решаются проблемы, связанные с формированием общей культуры, с развивающими и воспитательными задачами образования, с задачами социализации личности. Предлагаемая рабочая программа обеспечивает в процессе изучения русского языка формирование и совершенствование общеучебных умений и навыков, базирующихся на видах речевой деятельности и предполагающих развитие речемыслительных способностей: коммуникативных (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальных (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационных (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационных (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию) и создаёт условия для развития общекультурного уровня старшеклассника, способного к продолжению обучения в образовательных учреждениях высшей школы.

Важной особенностью предлагаемой программы является принципиальная новизна подходов к реализации преподавания русского языка в 10-11 классах. На первый план выдвигается компетентностный подход, на основе которого структурировано содержание данной рабочей программы, направленное на развитие и совершенствование коммуникативной, языковой, лингвистической (языковедческой) и культуроведческой компетенций.

Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся старшей школы.

Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – систематизация знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его устройстве, развитии и функционировании; общих сведений о лингвистике как науке; овладение основными нормами русского литературного языка, обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; совершенствование способности к анализу и оценке языковых явлений и фактов, умения пользоваться различными лингвистическими словарями.

Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.

В основу рабочей программы положены актуальные в настоящее время идеи личностно- ориентированного и деятельностного подходов к обучению русскому языку. Особенностью такого обучения является синтез языкового, речемыслительного и духовного развития учащихся старшей школы, установление взаимосвязи между процессами изучения и использования языка, смещение традиционного акцента на запоминание теоретического материала к осмыслению функционального потенциала языкового явления и овладению навыками уместного использования его в разных ситуациях речевого общения.

В соответствии с вышеуказанными подходами содержание представленной программы направлено на реализацию единства процесса усвоения основ лингвистики и процесса формирования коммуникативных умений, что предполагает не только усвоение учащимися лингвистических знаний, но и освоение ими элементов современной теории речевого общения с целью формирования у них умений уместного использования языковых средств в разнообразных сферах общения.

Данный вариант рабочей программы, целиком базирующийся на основе федерального компонента государственного стандарта среднего ( полного) общего образования, отличается от авторской программы А.И. Власенкова, Л.М. Рыбченковой тем, что в неё дополнительно включены темы, предписанные федеральным компонентом стандарта:

« Сферы и ситуации речевого общения. Компоненты речевой ситуации», , «Нормы литературного языка, их соблюдение в речевой практике», «Синонимия в системе русского языка», «Соблюдение норм речевого поведения в различных сферах общения».

Освоение тем, предусмотренных федеральным компонентом государственного стандарта, связанных с оценкой коммуникативных качеств и эффективности речи, с развитием навыков использования различных видов чтения в зависимости от коммуникативной задачи и характера текста, с развитием навыков диалогической и монологической речи, с совершенствованием умений и навыков создания текстов разных функционально-смысловых типов, стилей и жанров осуществляется в практическом применении непосредственно на уроках русского языка в процессе выполнения специально подобранных заданий.

Ярко выраженной особенностью данной программы является её практическая направленность. На старшей ступени обучения (10-11 классы) подростки проявляют интерес к выбору процессии, профессиональной ориентации, строят планы на будущее. В связи с этим одной из задач обучения на данном этапе является развитие и совершенствование способности учащихся к речевому взаимодействию и социальной адаптации. Предлагаемая рабочая программа предусматривает углубление и расширение знаний о языковой норме и ее разновидностях, коммуникативных качествах речи, нормах речевого поведения в различных сферах общения, совершенствование умений моделировать свое речевое поведение в соответствии с условиями и задачами общения. Особое внимание в программе уделяется публицистическому и художественному стилям речи, практическому овладению учениками данными стилями; это связано с практическими потребностями, возникающими у учащихся в связи с обучением и окончанием школы, вступлением в активную самостоятельную жизнь( владение языком таблиц, схем, рекламы, умение создавать текст в различных научно-популярных вариантах, овладение культурой публичной речи).

Общее содержание рабочей программы направлено на повторение и углубление знаний учащихся по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике; дальнейшее совершенствование орфографической, пунктуационной и речевой грамотности учащихся, изучение лингвистики текста, а также закрепление и расширение знаний о коммуникативных качествах речи, об основных нормах современного русского языка, так как овладение основными нормами русского литературного языка способствует формированию умений опознавать, классифицировать, оценивать языковые факты с точки зрения нормативности, целесообразности их употребления в речи, что является необходимым условием успешной коммуникации.


Курс русского языка в X-XI классах направлен на достижение следующих целей:

  • воспитание гражданина и патриота; формирование представления о русском языке как духовной, нравственной и культурной ценности народа; осознание национального своеобразия русского языка; овладение культурой межнационального общения;

  • дальнейшее развитие и совершенствование способности и готовности к речевому взаимодействию и социальной адаптации; готовности к трудовой деятельности, осознанному выбору профессии; навыков самоорганизации и саморазвития; информационных умений и навыков;

  • освоение знаний о русском языке как многофункциональной знаковой системе и общественном явлении; языковой норме и ее разновидностях; нормах речевого поведения в различных сферах общения;

  • овладение умениями опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности; различать функциональные разновидности языка и моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

  • применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике; повышение уровня речевой культуры, орфографической и пунктуационной грамотности.

В соответствии с целями преподавания русского языка основные задачи курса русского языка в старших классах по данной программе сводятся к следующему:

1) дать представление о связи языка и истории, культуры русского и других народов, о национальном своеобразии русского языка;

2) закрепить и углубить знания учащихся об основных единицах и уровнях языка, развить умения по фонетике, лексике, фразеологии, грамматике, правописанию:

- закрепить и расширить знания о языковой норме, развивая умение анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления и совершенствуя навык применения в практике речевого общения основных норм современного русского литературного языка;

-совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность учащихся;

- обеспечить дальнейшее овладение функциональными стилями речи с одновременным расширением знаний учащихся о стилях, их признаках, правилах использования;

3) развивать и совершенствовать способность учащихся создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания различных типов и жанров в разных сферах общения; осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач:

- формировать и совершенствовать основные информационные умения и навыки: чтение и информационная переработка текстов разных типов, стилей и жанров, работа с различными информационными источниками.


В соответствии с этим реализуется рабочая программа на основе Программы по русскому языку для 10-11 классов общеобразовательных учреждений М.: Просвещение 2003. Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова
На основании примерных программ Минобрнауки РФ, содержащих требования к минимальному объему содержания образования по русскому языку в 11 классе  реализуется программа базисного уровня.
С учетом уровневой специфики класса выстроена система учебных занятий (уроков), спроектированы цели, задачи, ожидаемые результаты обучения (планируемые результаты), что представлено в схематической форме ниже.

  • Стандарт ориентирован на воспитание школьника — гражданина и патриота России, развитие духовно-нравственного мира школь­ника, его национального самосознания. Эти положения нашли отражение в содержании уроков. В процессе обучения должно быть сформировано умение формулировать свои мировоззренческие взгляды, и на этой основе - воспитание гражданственности и патриотизма.


^ Требования к уровню подготовки выпускников 11 класса (базовый уровень).
Учащиеся должны знать: ­­­­­­­­­­­


  • связь языка и истории, культуры русского и других народов;

  • смысл понятий: речевая ситуация и ее компоненты, литературный язык, языковая норма, культура речи;

  • основные единицы и уровни языка, их признаки и взаимосвязь;

  • орфоэпические, лексические, грамматические, орфографические, пунктуационные нормы современного русского литературного языка; нормы речевого поведения в социально-культурной, учебно-научной, официально-деловой сферах общения;

должны уметь: ­­­­

  • осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач;

  • анализировать языковые единицы с точки зрения правильности, точности и уместности их употребления;

  • проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и разновидностей языка;

  • использовать основные виды чтения  в зависимости от коммуникативной задачи;

  • извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях;

  • создавать устные и письменные высказывания различных типов и жанров в учебно-научной, социально-культурной и деловой сферах общения;

  • применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы современного русского литературного языка;

  • соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

  • использовать основные приемы информационной переработки устного и письменного текста;

владеть компетенциями: коммуникативной, языковедческой, культуроведческой;
способны решать следующие жизненно-практические задачи:

  • осознание русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности народа; приобщение к ценностям национальной и мировой культуры;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях человеческой деятельности;

  • увеличение словарного запаса; расширение круга используемых языковых и речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;

  • совершенствование коммуникативных способностей; развитие готовности к речевому взаимодействию, межличностному и культурному общению, сотрудничеству.

^ ФОРМЫ КОНТРОЛЯ: виды разбора, устные сообщения, зачеты, письменные работы, тестирование, исследовательская деятельность, сочинения разнообразных жанров


^ Тематическое планирование

Авторы А.И. Власенков, Л.М. Рыбченкова

обучение  в объеме 1часа в неделю; в год - 34 часов.



Раздел, тема урока

Кол-во часов

Дата

Тип и форма урока

Основные понятия темы

ТСО, ЦОРы

Примечания

коррективы

1/1

Язык и общество. Язык и культура.


1




Урок усвоения нового материала

Язык, общество, язык, культура.








1-2

Язык и история народа.


1




Урок закрепления изучаем

Язык, народ, национальность







1/3

Активные процессы в совре­менном русском языке

1




Урок закрепления изучаем

Процессы в современном русуком языке

Энциклопедия «Русский язык».







Повторение

8
















1-4

Повторение изученного о тексте.

1




Урок повторения изучен. Материала,

Основные средства и способы связи предложений в тексте







2-5

Обобщающее повторение фо­нетики, графики, орфоэпии, орфографии.

1




Урок повторения изучен. Материала, Урок систематизации и обобщения изуч

«фонема», «открытый и закрытый сло­ги», «логическое ударение», познакомить с особенно­стями русского словесного ударения

Гольдин, 3. Д. Русский язык в таблицах




3-6

Основные нормы современного литературного произношения и ударения в русском языке

1




Урок повторения изучен. Материала, Урок систематизации и обобщения изуч

основные нормы со­временного литературного произношения и ударения в русском языке, выразитель­ные средства русской фоне­тики.







4/5-7/8

Обобщающее повторение частей речи.

2




Урок повторения изучен. Материала, Урок систематизации и обобщения изуч

Грамматические зна­чения, грамматические формы и синтаксические функции частей речи. (







6-9

Морфологический разбор знаменательных и служеб­ных частей речи, их словооб­разование и правописание.

1




Урок повторения изучен. Материала, Урок систематизации и обобщения изуч

производить морфо­логический разбор знамена­тельных и служебных час­тей речи, анализировать их словообразование и право­писание.

Таблица




7-10

Трудные вопросы правопи­сания окончаний и суффик­сов разных частей речи.

1




Урок повторения изучен. Материала, Урок систематизации и обобщения изуч

трудные вопросы правопи­сания окончаний и суффик­сов разных частей речи

Таблица




8-11

Контрольное тестирование

1




Урок проверки и оценки знаний


Морфема, морфология, части речи










^ Синтаксис и пунктуация

16
















1-12

^ Словосочетание. Виды подчинительной связи в сл-сочетании

1




Урок систематизации и обобщения изуч.

Виды связи слов в словосочетании, управление, примыкание, согласование .







2-13

^ Грамматическая основа простого предложения.

Разбор заданий ЕГЭ (А8).


1




Урок систематизации и обобщения изуч.

способы выражения подлежащего и сказуемого в простом предложении; разные виды сказуемого.

Тренажер «Фраза»

(тренинг)





3-14

^ Виды осложнения простого предложения.

Разбор заданий ЕГЭ (А20, А21, В4, В5).


1




Урок систематизации и обобщения изуч.

разные виды осложнения простого предложения

«1С Репетитор:

Русский язык»





4-15

 ^ Прямая и косвенная речь

1




Урок систематизации и обобщения изуч.

правила оформления прямой и косвенной речи, способы цитирования

Тренажер «Фраза»

(тренинг)





5-16

Контрольная работа по пройденным темам

1




Урок проверки и оценки знаний










6-17

Принципы и функции русской пунктуации. Смыс­ловая роль знаков препинания.

1




Урок закрепления изучаемого

Знаки препинания в письменной речи, факультативными альтернативными и авторскими знаками препинания.

«1С Репетитор:

Русский язык»





7-17

Виды сложных предложений.

Разбор заданий ЕГЭ (А20, А21, В4, В5).


1




Урок систематизации и обобщения изуч

Признаки разных видов СП, синтаксический разбор сложного предложения*







8-18

ССП и его пунктуация.

Разбор заданий ЕГЭ (В6, А19).


1




Урок систематизации и обобщения изуч

Признаки разных видов ССП. знаки препинания в ССП

«1С Репетитор:

Русский язык»





9-19

Основные группы СПП.

Разбор заданий ЕГЭ (В6, А22-А25).


1




Урок систематизации и обобщения изуч

Признаки разных видов СПП, знаки препинания в СПП.

«1С Репетитор:

Русский язык»





10-20

СПП с придаточным изъяснительным

Разбор заданий ЕГЭ (В6, А22-А25).


1




Урок систематизации и обобщения изуч

Признаки СПП с придаточным изъяснительным

«1С Репетитор:

Русский язык»





11-21

СПП с придаточным определительным. Разбор заданий ЕГЭ (В6,А22-А25).


1




Урок систематизации и обобщения изуч

Признаки СПП с придаточным изъяснительным

«1С Репетитор:

Русский язык»





12/13-22-23

СПП с придаточными обстоятельственными. Разбор заданий ЕГЭ (В6, А22-А25).


2




Урок систематизации и обобщения изуч.

Признаки СПП с придаточными обстоятельственными.

Тренажер «Фраза»

(тренинг)





14/15-24/25

Знаки препинания в СПП с несколькими придаточными. Разбор заданий ЕГЭ (В6, А22-А25).


2




Урок систематизации и обобщения изуч.

Признаки СПП с несколькими придаточными

Тренажер «Фраза»

(тренинг)





16-26

Контрольная работа по пройденным темам

1




Урок проверки и оценки знаний














^ Функциональные стили речи

4
















1-27

Особенности публицистического стиля речи.


1




Урок систематизации и обобщения изученного

Признаки, сферы использования, назначение публицистического стиля

Таблица




2-28

Жанры публицистического стиля. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).


1




Урок закрепления изучаемого.

публицистическое выступление с учетом его цели, особенностей адресата, ситуации и сферы общения







3-29

Художественный стиль. Разбор заданий ЕГЭ (Часть С).

1




Урок систематизации и обобщения изученного

Признаки, сферы использования, назначение художественного стиля







4-30

Виды тропов и стилистических фигур. Разбор заданий ЕГЭ (В8).

1




Урок систематизации и обобщения изуч.

Тропы, стилистические фигуры

Таблица, тренажер «Фраза»





1-31

^ Контрольное тестирование

1




Урок проверки и оценки знаний











1-32

Работа над ошибками

1




Урок повторения













Резерв – 2 часа























Похожие:

Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconПрограмма по русскому языку в 7-ом классе Пояснительная записка
Учебная рабочая программа по русскому языку в 7-ом классе составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая программа по русскому языку. 8 класс Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для 8 класса основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта...
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая учебная программа по русскому языку предмет
Учебник: Власенков А. И., Рыбченкова Л. М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. Учебник для 10-11 классов оу. – М.: Просвещение,...
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая учебная программа по русскому языку предмет
Моу «Козловская сош №2» успешно работает по военно-патриотическому воспитанию, поэтому для уроков развития речи выбираю тексты данной...
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая программа по русскому языку для учащихся 9 класса на 2010-2011 учебный год. Учитель Климова Т. Г
Рабочая учебная программа по русскому языку составлена для 9 класса на основе программы для общеобразовательных учреждений, допущенной...
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая программа по русскому языку 2 класс Составила: учитель начальных классов Яланжи К. А 2012-2013 год Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку составлена на основе Примерных программ начального образования фгос второго поколения, авторской...
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconПрограмма по русскому языку Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной...
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая программа по русскому языку рабочая программа по русскому языку для 6 класса составлена на основе
Русский язык. 6 класс. Под редакцией М. М. Разумовской, П. А. Леканта. М.: Дрофа. – 2005
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая программа по русскому языку 11 класс, базовый уровень Разработана Журавлёвой Н. Н
Рабочая программа по русскому языку в 11 классе составлена на основании нормативных документов
Рабочая учебная программа по русскому языку предмет iconРабочая программа по русскому языку для 10 класса
Л. М. Рыбченкова. К данному варианту программы прилагается методическое пособие И. В. Золотарёвой, Л. П. Дмитриевой «Поурочные разработки...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы