Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка icon

Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка



НазваниеЛитература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка
Дата конвертации09.12.2012
Размер76.77 Kb.
ТипЛитература

«EXCELSIOR - 2012»

Русская литература XX-XXI веков

Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха

Санталова Надежда, СОШ №2, г. Козловка, 11 класс

Научный руководитель: Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы СОШ №2 г. Козловка

Введение


Новая русская литература - это продолжение и развитие

традиций великой русской литературы.

Николай Кофыркин (писатель, публицист)

Каждый человек восхищается своим народом, своей культурой и своим наследием. Мы все знаем не только фамилии, но и произведения А. С. Пушкина, Ф. М. Достоевского, Л. Н. Толстого, А. П. Чехова. А что представляет собой литература современная? В статье публициста Николая Кофыркина приводятся данные опроса «Что такое современная литература?» «Современная литература – это отражение попыток человека уйти от одиночества». «Современная литература – это краеугольный камень непрофессионализма со скороспелостью, жаждой наживы». «Это прошлое, которое описали сейчас, это чужой опыт, мне нужно свой». «Современная литература - чтиво на один раз». «Это большая помойка, но и на ней иногда удаётся найти гениальные цветы». «Только круглый дурак продолжает что-то понимать в современной литературе». «Современная литература – это попытка автора описать нашу сумбурную действительность». Мне стало интересно узнать, действительно ли в современной литературе нет ничего стоящего и с каждым годом она лишь деградирует, или же все это пустые домыслы и стереотипы?! Я решила провести опрос среди учащихся нашей школы, и вот что, по их мнению, представляет собой современная литература: 11% -попытка уйти от одиночества; 26% - это большая помойка; 56% - это попытка изобразить сумбурную жизнь.

Я считаю, что литература не стоит на месте, она развивается, но существуют традиции, которые передаются из поколения в поколение, от писателя к писателю. Но если произведения писателей 19 века изучены, написаны различные критические статьи, то произведения наших современников практически не изучены, мало можно найти справочной литературы как по биографии писателей, так и по их произведениям. Но я считаю, что среди современных писателей есть имена, чье творчество необходимо изучать. Недавно, я познакомилась с произведениями писателя и историка 21 века Вячеслава Алексеевича Пьецуха. Меня поразило необыкновенное сходство его произведений с произведениями А. П. Чехова (ведь даже названия некоторых совпадают, например, «Крыжовник»). Прочитав интервью корреспондента Жанны Черненко, выяснилось, что сам Пьецух называл себя «Чеховым для бедных».
В ходе исследовательской работы я искала ответ на вопрос: действительно ли можно найти существенные детали, обобщающие литературу разных веков?

^ Цель исследовательской работы: Выявление традиций А. П. Чехова (19 в) в прозе В. А. Пьецуха (21в).

В ходе исследовательской работы мне необходимо было решить ряд задач:

1.Прочитать произведения А.П. Чехова;

2. Изучить критические статьи по творчеству А. П. Чехова;

3. Выявить основные черты прозы А. П. Чехова;

4. Прочитать произведения В.А. Пьецуха;

5. Выявить общие черты между данными произведениями;

6. Проанализировать переход традиций из поколения в поколение;

7. Прийти к определенному выводу.

Объектом исследования стали произведения В. А. Пьецуха. («Шкаф», «Разговор», «Крыжовник»)

Предмет исследования: литературные традиции в прозе В. А. Пьецуха.

Для достижения поставленных целей, для решения задач я использовала следующие формы и методы работы:

  • Прочтение;

  • Опрос;

  • Сравнительный анализ;

  • Сопоставление

В процессе работы мною были прочитаны и проанализированы такие произведения, как:

  1. Художественные произведения: В.А. Пьецух «Шкаф», «Крыжовник», «Разговор»; А.П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «Смерть чиновника», «Ионыч»;

  2. Критические статьи: Л. М. Поляк «Заметки о традициях А. П. Чехова в современной новеллистике»; Г. А. Бялый «Пути, мною проложенные…»

Этапы проведения исследования:

  1. Подготовительный этап: проведение опроса, выявление проблемы;

  2. Основной этап: прочтение и анализ произведений;

  3. Заключительный этап: представление результатов, защита работы.

Ценность полученных результатов: В ходе исследовательской работы я выяснила, что в литературе помимо новаторства, есть и традиции. Литературные традиции – это своего рода фундамент для литературного произведения. Мною выявлено, что традиции А. П. Чехова прослеживаются в прозе В. А. Пьецуха. Данная работа сформировала во мне навыки исследовательской деятельности.

^ Личный вклад: Я считаю, что данная работа может помочь учителям русского языка и литературы при изучении литературы 21 века. Материала по творчеству В. А. Пьецуха практически нет: встречаются статьи библиографического содержания, но нет критических статей на его произведения.

^ Основная часть

На первоначальном этапе исследования я прочитала и проанализировала произведения А. П. Чехова и В. А. Пьецуха. В статье Л.М. Поляка «Заметки о традициях А. П. Чехова в современной новелистике»1 мне удалось выявить основные особенности творчества А.П. Чехова, такие как: приглушенные конфликт, скрытый подтекст, «бесконцовочность», «смех сквозь слезы». Г.А. Бялый, советский литературовед, в своей статье «Пути, мною проложенные...»2, отметил следующие особенности произведений А. П. Чехова: тема «морального разложения», приверженность к реализму простейшего случая, идея социальной эволюции. В ходе исследовательской работы я детально разобрала произведение Пьецуха «Шкаф», а также попыталась провести параллель с рассказом Чехова «Человек в футляре». Хочется отметить, что даже названия несут приблизительно один и тот же смысл (футляр, замкнутость, оболочка), только если у Чехова это наглядно, то у Пьецуха название символично. Лишь прочитав произведение, раскрыв главные функции шкафа - изолированность от окружающих и создание собственного мира – можно прийти к выводу, что названия предполагают некую интертекстуальность, то есть взаимодействие текстов.

1. Скрытый подтекст. Так в произведении «Шкаф» этот прием проявляется в конце рассказа, когда Ольга бежит от действительности, прячась в шкафу. Сначала шкаф являлся для Ольги спасителем, временным «убежищем», т.к. она не на шутку испугалась за свою жизнь, после ареста мужа. Но впоследствии Ольга и шкаф становятся одним неразделимым целым. Поэтому за пределами данной мебели Чумовая чувствует дискомфорт. Чеховский Беликов надевает на себя много разной одежды, стараясь спрятаться от реального мира.

2. Тема морального разложения. Деградация Ольги является очевидным фактом. Однако Пьецух очень интересно это обыгрывает: из театральной актрисы Ольга Чумовая превращается в какое-то неспособное существовать в нормальном мире существо. Автор показывает, что мир стал для нее чужд, единственное, что сейчас волнует Ольгу, это то, как поживает ее «сосед-паучок». В шкафу ей было гораздо комфортнее, чем за его пределами. Поэтому Чумовая стала неприспособленной к жизни и думает лишь о том, «как бы чего не вышло» (Напоминает Чеховского Беликова, ведь он также угнетал весь город своим «Ах! Как бы чего не вышло!»). Она избирает удобный для себя вариант: возвращается обратно в свою «маленькую квартиру», но уже не из-за неизбежности, а по собственному желанию. У Чехова тема «морального разложения» наиболее отчетливо показана в произведении «Ионыч», когда молодой врач, становясь богатым, забывает о своем истинном предназначении.

3. Бесконцовочность. По жанру произведения похожи, так как «ранний» Чехов писал свои шедевры в форме кратких рассказов, при этом говорил, что «лучше недосказать, чем пересказать». «Только просыпается Вера на другой день, а Ольги нет; ни на кухне ее нет, ни в уборной, ни на дворе, отворяет Вера шкаф для очистки совести, а там Ольга сидит, подперев голову кулачком, и слушает звуки своей квартиры». Так заканчивается произведение Пьецуха: как таковой концовки в тексте нет. Ольга выбрала тот вариант существования, который ее ни к чему не обязывал, но мы не знаем, что случилось с героиней через год, два, как заканчивается ее жизнь?! В этом и проявляется «бесконцовочность» рассказов Пьецуха.

4. «Смех сквозь слезы». Во многих критических статьях говорилось, что Вячеслав Пьецух – «несомненный мастер современного литературного анекдота». Его реальность парадоксальна и комична, а у Чехова она более реалистична, не имеет открытого намека на анекдот. Автор словаря литературоведческих терминов С.П. Винокурова пишет: «Чеховские герои сами, по своему желанию находят себе «футляр». Но Ольга В. А. Пьецуха забирается в шкаф и шесть лет живет в нем только из-за обстоятельств. Но это различие мнимое: Ольга, вкусив «футлярной жизни», уже ничем не отличается от Беликова или Червякова и ведет «шкафную» жизнь уже по призванию».

5. «Приверженность к реализму простейшего случая» В анализируемых произведениях в емкой форме идет интерпретация конкретного случая. У Пьецуха разговор Марка и его жены Ольги кардинально влияет на судьбу обоих героев. Марк сослан в ссылку, а Ольга «вынуждена» прятаться в шкафу. Хотелось бы отметить, что «связанность» Пьецуха и Чехова является лишь маленькой толикой, одним звеном из цепочки авторов, которые сохраняли традиции своих предшественников: Пушкин – Гоголь – Чехов – Шукшин - Пьецух! На протяжении нескольких веков просуществовало данное взаимодействие, и я думаю, оно не прервется. Большинство литературных критиков относят В. Пьецуха к ироническому авангарду, особенностями которого являются: ориентация на книжные традиции, ирония, анекдотические коллизии-столкновения противоположных сил, элементы фантастики.

6. Идеи социальной эволюции. В одном интервью Пьецух сказал: «Если на следующей неделе мы все станем порядочными людьми, это будет революция. Но поскольку надежды на это мало, остается уповать на эволюцию».3 В данном случае Пьецух имеет в виду не биологическую, а моральную эволюцию. Он считает, что человечество способно прогрессировать, «тянуться» к идеалу. Толчком для этого служит изображение реальности. Чехов учит на отрицательных примерах: «Тогда человек станет лучше, когда покажешь ему, каков он есть» (из статьи «Представление теологии и разложения у Чехова и Пьецуха»).

Вывод: в результате исследования и сопоставления произведений двух авторов разных веков я выявила традиции Чехова в прозе Пьецуха.

А.П. Чехов (19в)

В.А. Пьецух (21 в)

1. Скрытый подтекст

2. «Бесконцовочность»

3. « Смех сквозь слезы»

4. Тема морального разложения

5. Приверженность к реализму простейшего случая

6. Идея социальной эволюции


Литература

  1. Елена Грандова. Вячеслав Пьецух: «Счастливейший из смертных — это я»// Культура, №13 - 1998

  2. Л.М. Поляк. Чехов и Паустовский(Заметки о традициях А.П. Чехова в современной новелистике)// Вопросы филологии, - М, 1969 г.

  3. Г.А. Бялый Чехов и его время. Пути мною проложенные…// СОВРЕМЕННИКИ. М.: Наука, 1977.

1Л.М. Поляк. Чехов и Паустовский(Заметки о традициях А.П. Чехова в современной новелистике)// Вопросы филологии, - М, 1969 г.

2 Г.А. Бялый Чехов и его время. Пути мною проложенные…// СОВРЕМЕННИКИ. М.: Наука, 1977.

3 Елена Грандова. Вячеслав Пьецух: «Счастливейший из смертных — это я»// Культура, №13 - 1998




Похожие:

Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconExcelsior 2010 Секция Литературоведение Символ свечи в русской литературе
Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconЯзыкознание. Русский язык Слово не воробей…
Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы мбоу «Козловская сош №2»
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconУрок русского языка. 7 класс. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская Светлана Фёдоровна
Данный урок позволяет представить опыт использования приёмов технологии критического мышления (кластера и синквейна) на уроках русского...
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Первый этап. Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна
Автор-составитель заданий: Бурчак Светлана Анатольевна, учитель физики, высшей квалификационной категории, моу сош №33 г. Комсомольска-на-Амуре...
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Первый этап Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна
Автор-составитель заданий: Бурчак Светлана Анатольевна, учитель физики, высшей квалификационной категории, моу сош №33 г. Комсомольска-на-Амуре...
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconДом Учителя Уральского федерального округа VIII международная Олимпиада по основам наук Первый этап Научный руководитель проекта по физике: Скулкина Надежда Александровна
Автор-составитель заданий: Бурчак Светлана Анатольевна, учитель физики, высшей квалификационной категории, моу сош №33 г. Комсомольска-на-Амуре...
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconМуниципальное образовательное учреждение «Козловская средняя общеобразовательная школа №2» Автор: Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы
«Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность…Уже в школе дети должны получить возможность...
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconЛесина Ольга Ивановна учитель русского языка и литературы высшее учитель русского языка и литературы по специальности русский язык и литература
«Педагогика и методика нач образования» с доп специальностью «Русский язык и литература»
Литература XX-XXI веков Традиции А. П. Чехова в прозе В. А. Пьецуха Санталова Надежда, сош №2, г. Козловка, 11 класс Научный Миронова Светлана Александровна, учитель русского языка и литературы сош №2 г. Козловка iconДоклад на тему: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Место работы и должность: моу сош №5 г. Миллерово, учитель русского языка и литературы
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов