Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение icon

Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение



НазваниеРеспубликанская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение
Дата конвертации09.12.2012
Размер284.28 Kb.
ТипРеферат


Республиканская ярмарка методической продукции

«Методическая ярмарка: Наша новая школа»

Муниципальное образовательное учреждение

«Козловская средняя общеобразовательная школа №2»








Авторы: Миронова Светлана Александровна,

учитель русского языка и литературы

Лебедева Мария Михайловна,

педагог-психолог

МОУ «Козловская СОШ №2»

г. Козловка, ул. К.Маркса, 36,

тел: 8(83534) 2-14-72


г. Козловка – 2010 г.

ОГЛАВЛЕНИЕ


Введение 3

Основная часть 5

Заключение 18

Библиографический список 20

Введение


^ Тот, кого привели к цели, не имеет права считать, что он достиг ее.

Мария фон Эбнер-Эшенбах.

В своем послании от 12 ноября 2009 года Дмитрий Анатольевич Медведев отметил: «Школа наряду с семьёй является базовым социальным институтом, формирующим личность…Уже в школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, подготовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Этой задаче должно соответствовать обновленное содержание образования».

Этот заказ Президента нашей страны явился основополагающим фактором внедрения новых образовательных стандартов. «Образованию отводится ключевая роль в духовно-нравственной консолидации российского общества, его сплочении перед лицом внешних и внутренних вызовов, в укреплении социальной солидарности, в повышении уровня доверия человека к жизни в России, к согражданам, обществу, государству, настоящему и будущему своей страны. Наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере общего образования, где развитие и воспитание обеспечено всем укладом школьной жизни»1.

В конце 90-х годов ХХ столетия в педагогической литературе появился новый термин «инновационные технологии». Термин «инновация» обозначает внесение в учебный процесс нового (факты, методы, приемы), что улучшает действующую систему обучения.

Исследователями проблем инновационных процессов были такие педагоги – новаторы: начало ХХ столетия – М. Монтессори, А. С. Макаренко и другие, середина ХХ столетия В. А. Сухомлинский, Ш. А. Амонашвили, Л. В. Занков, Б. П. Никитин и другие; в конце ХХ столетия, это – В. Ф. Шаталов, И. П. Волков, Э. М. Ильин, В. К. Дьяченко.


Анализ психолого-педагогической литературы показывает, что проблемой интеграции знаний, посредством межпредметных связей занимались многие исследователи: Я. А. Каменский, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, в том числе – К. Д. Ушинский, П. Ф. Каптеров, И. Д. Зверев, В. Н. Максимова, В. К. Кириллов, Н. А. Лошкарева, Л. Я. Зорина, Н. М. Сокольникова и другие.

«Новая российская общеобразовательная школа должна стать важнейшим фактором, обеспечивающим социокультурную модернизацию российского общества. Одним из приоритетных направлений в целенаправленном развитии личности является духовно-нравственное»2. Формирование соответствующих качеств личности осуществляется как в процессе обучения, так и в процессе воспитания. Духовно-нравственное становление личности чаще всего происходит на уроках литературы, часах общения, уроках внеклассного чтения. Но не всегда удается достичь нужного результата, возможно, это связано с тем, что эти занятия чаще всего имеют нравоучительный характер (что исключительно всегда не нравится детям), оторваны от реальной жизни.

Поэтому мы поставили перед собой цель: формирование духовно-нравственных качеств личности с использованием инновационных методов обучения и воспитания.

Задачи:

  • Поиск инновационных методов обучения и воспитания;

  • Создание условий для внедрения инновационных методов в образовательный процесс;

  • Внедрение инновационных методов в процесс обучения и воспитания подрастающего поколения;

  • Накопление художественных текстов и видеоматериалов, имеющих воспитательное значение.

В основу нашей педагогической концепции легли следующие принципы:

    • Принцип целостности: обучение и воспитания должны стать единой системой;

    • Принцип гуманизации: он помогает учащимся правильно ориентироваться в системе ценностей;

    • Принцип развития творческих, исследовательских, проектных способностей: этот принцип предполагает выявление и развитие у учащихся индивидуальных склонностей и способностей;

    • Принцип субъективности: учащиеся осознают свое «Я» в связях с другими людьми и миром, осмысливают свои поступки, предвидят их последствия.


Формы и методы работы




^ Ожидаемые результаты


Ожидаемый результат

Качественный показатель

Повышение активности участия учащихся в обсуждении проблемы

Мониторинг активности на занятиях

Повышение активности участия в конкурсах духовно-нравственного направления

Мониторинг участия в соответствующих конкурсах

Изменение личной позиции в ходе обсуждения поставленной проблемы

Анкетирование

Заинтересованность в изучении собственной родословной, исторических корней своей семьи

Количество презентаций и исследовательских работ

Заинтересованность в изменении гражданской позиции

Мониторинг успеваемости, правонарушений



^

Основная часть


Для достижения поставленной цели и решения задач мы выбрали оптимальные для нас и контингента учащихся следующие инновационные методы и формы работы: интеграция литературы и психологии на часах общения, использование видеоматериалов, музыкальных произведений, кластеры, проектная и исследовательская деятельность учащихся.

Разрабатывая проблемные часы общения или классные часы, нами, как правило, подбираются соответствующие литературные и музыкальные произведения, видеоматериалы для более углубленной проработки темы и для приближения к реальности.

Одна из главных притягательных черт художественной литературы - ее способность раскрыть тайны внутреннего мира человека, выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни. Подбор примеров из реальной жизни затруднен и не всегда имеет ярко выраженные проявления тех или иных психологических черт личности, тогда как литературные герои всегда соответствуют определенного рода типологии личности. Более эффективный результат достигается посредством связи литературного произведения с реальной жизнью и обращению к психологии личности.

Благодаря интеграции, в сознании учеников формируется более объективная и всесторонняя картина мира, они начинают активно применять свои знания на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками. Интеграция учебных предметов приводит к более заинтересованному, личностно значимому и осмысленному восприятию знаний, что усиливает мотивацию, позволяет более эффективно использовать учебное время за счет исключения повторов, неизбежных при преподавании разнообразных предметов.

Используемые в процессе обучения ТСО (видео- и аудиоматериалы) позволяют нам научить учащимся анализировать музыкальные произведения, написанные по мотивам тех или иных литературных источников, театральные постановки и киноверсии художественных произведений. Данная форма работы дает широкую возможность для демонстрации вариативности интерпретации художественных произведений, анализа личностных позиций не только авторов художественных произведений, но и музыкантов, театральных и кинорежиссеров, т.е. наглядно демонстрируется неоднозначность литературных произведений и отдельных героев, возможность их многоплановой трактовки.

Интегрированные уроки литературы с психологией позволяют формировать у учащихся следующие компетентности:

1.Общекультурная компетентность - уровень психологической и литературоведческой образованности, достаточный для самообразования в анализе своеобразия психологического стиля писателя или поэта, его способов раскрытия образов героев, ориентация в понятийном пространстве психологии и литературы, определения своих позиций и вкусов.

2.Методологическая компетентность - предполагает овладение методами исследовательской деятельности, формирование знаний о новейших методологических концепциях психологии и литературы, изучение теоретических работ ведущих психологов и литературных критиков прошлого и современности.

Данные инновационные методы были апробированы нами на следующих часах общения: «Судьба человека» и «Преступление и наказание» - и на классном часе «Я – Гражданин России».


^ 1.Сценарий часа общения «Судьба человека»

(Март 2009 г.)

Продолжительность: 1 урок (45 минут)

Технологии: презентации Power Point (презентация учителя «Судьба человека», презентации, подготовленные детьми,- «Эдуард Асадов», «Михаил Александрович Шолохов», «Александр Николаевич Ленкин»); MO Excel – представление данных опроса в виде таблицы и диаграммы подготовлены ученицей; МО Word – раздаточный материал с текстами; поиск информации в Интернет; оформление дидактических и методических разработок; работа с интерактивной доской, музыкальное сопровождение.

Аннотация: На представленном занятии поднимается тема, актуальная для учащихся старших классов, - тема судьбы. В ходе часа общения решается вопрос, что же влияет на судьбу человека, что формирует его характер. Данная проблема рассматривается с точки зрения литературы и психологии на примере судьбы известного русского поэта Э. Асадова и главного героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека» - Андрея Соколова. При подготовке к занятию ученица под руководством педагога-психолога провела опрос среди населения, выясняя, что может кардинально изменить вашу судьбу. Ученица подготовила отчет в программе MO Excel. Час общения сопровождался презентацией «Судьба человека», ученики защищали свои презентации. В работе с презентациями осуществляется индивидуальный подход к обучению, активнее идет процесс социализации, самоутверждения личности, развивается историческое, научно-естественное мышление. В ходе работы были использованы различные формы и методы: беседа с актуализацией практических жизненных знаний, работа в группах, работа с текстом, анализ стихотворения. Кроме того, были использованы инновационные формы: составление кластера (1-ая группа «А. Соколов до войны», 2-ая группа «А. Соколов после войны»), работа с интерактивной доской («Копилка судьбы»). В ходе занятия была использована музыка, передающая эмоциональное состояние героя в различные периоды его жизни, делающая урок живым, создающая доверительную и комфортную атмосферу в классе, позволяющая ребятам настроиться на изучение творчества того или иного автора. Через поисковые системы Интернета учащиеся нашли литературоведческие тексты, биографические материалы, фотодокументы, иллюстрации.


^ Ход работы:


Урок внеклассного чтения интегрированный с психологией с использованием ИКТ.

Презентация к уроку

Цель занятия: формирование понятия «судьба (на примере литературных произведений М. Шолохова, Э. Асадова )

Задачи:

  • раскрыть значение характера, влияющего на судьбу главного героя рассказа М. Шолохова «Судьба человека»

  • формировать коммуникативные и информационные компетентности;

  • способствовать воспитанию духовно-нравственной личности;

1-ый слайд

  • Человек не рождается, а становится тем, кто он есть.

Гельвеций

  • Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу.

Народная мудрость


2-ой слайд. Называется цель урока, комментируется основная задача.


3-ий слайд. Учитель литературы: Начать наш урок хочу словами великого философа Гельвеция «Человек не рождается, а становится тем, кто он есть»

Психолог: Я хочу продолжить мысль народной мудростью «Следите за своими мыслями, ибо они порождают действия, действия порождают привычки, привычки формируют характер, который строит нашу судьбу»

Беседа с классом о том, что такое характер. Ребята называют черты характера, которыми обладают люди.


Обсуждение 4-ого слайда.

6,7-ой слайд знакомит ребят и присутствующих с результатами опроса, который провели ученики класса под руководством психолога школы. Опрошены были взрослые люди от 25 до 40 лет. Ребята задавали им вопрос: «Что может кардинально повлиять на вашу жизнь»


 Что может кардинально изменить вашу судьбу?

Мужчины

Женщины

Жить в одиночестве

16%

18%

Потерять близких

47%

48%

Быть брошенным любимым человеком

17%

10%

Страдать от неизлечимой болезни

44%

47%






8- ой слайд. Учитель литературы: И потеря близкого человека, и неизлечимая болезнь может сломить человека, а может его закалить. От чего это зависит? (от его характера, от его жизненной цели).

Мы не раз читали стихотворения Э. Асадова. А сегодня на уроке я не случайно выбрала стихотворение именно этого поэта. (Ученик рассказывает биографию Э. Асадова (презентация))


9-ый слайд. Ученик читает стихотворение под музыкальное сопровождение

Спешишь, кипишь в каком-то бурном раже!

А годы мчат суровой чередой.

И вот однажды не заметишь даже,

Как ты уже – на финишной прямой…


А в прошлые, упрямые годы

Душе хотелось и дерзать, и сметь,

Спешить, не остывая никогда,

Всего достичь, добиться и успеть!


А вот теперь, когда посыпал снег,

Ты дни как будто пробуешь сберечь,

Чтобы подольше, замедляя бег,

Той финишной черты не пересечь…

  • Почему стихотворение написано от 2-го лица (наставление писателя читателю)

  • Что значит «посыпал снег»? (старость)

  • Подберите контекстные синонимы. (Финишная черта)

  • Найдите смысловые слова стихотворения. (достичь, добиться, успеть, дерзать, сметь)

  • Благодаря каким чертам характера преодолел все жизненные трудности поэт? (целеустремленность, напористость, трудолюбие, стойкость и др.)


10-ый слайд. Еще раз обращаемся к результатам опроса, отмечая, что потеря близких может кардинально изменить судьбу.


11-ый слайд. После вступительного слова учителя ученик рассказывает присутствующим биографию М. А. Шолохова (презентация)

  • Кто является главным героем рассказа «Судьба человека»? (Андрей Соколов)

  • На сколько логических частей делится жизнь главного героя?(3 части: до войны, во время войны, после войны)


12-ый слайд. Работа в группах. Учащиеся составляют кластер. (1-ая группа: А. Соколов до войны; 2-ая группа: А. Соколов во время войны, после войны).


13-ый слайд. Психолог. Наше состояние передается и через музыку. Какому периоду жизни главного героя соответствует данный музыкальный отрывок? (до войны, музыка спокойная, мелодичная.)

Учитель литературы.

  • В чем видит счастье А. Соколов до войны? (семья, работа, дом, дети)

  • Чему радуется главный герой? (дому, работе, уважению)

  • Назовите черты характера А. Соколов в довоенное время. ( Трудолюбие, любовь, забота, уважение и др.)

В его жизни гармония, спокойствие, ему большего и не надо.


14-ый слайд.

  • Что меняет быт главного героя? (война)

  • Почему рассказ о войне А. Соколов начинает с рассказа о мирной жизни? (он прошел через трудности. И то, что было для него привычным, обыкновенным, стало дорогим)

  • Какие черты характера помогли главному герою во время войны и после? (стойкость, храбрость, самоотверженность, патриотизм, щедрость)

  • Что произошло с ним во время войны? (попал в плен)

  • Какие черты он проявил в плену? (достоинство)

  • Что ожидает А. Соколова после плена, о чем он думает? (он стал думать о доме в Воронеже, о семье, о счастье, о любви)

  • А что же его ждет впереди? (зачитываем отрывок из произведения)

  • Что значит для человека дом? (это очаг, крепость, защита)

Вместе с домом человек теряет надежду, смысл жизни, счастье. В жизни А. Соколова наступает момент разочарования, пустоты, он остался один на один со своей жестокой судьбой.

  • Как может измениться человек, который попал в такую ситуацию? (может ожесточиться, возненавидеть окружающих, спиться, лишить себя жизни)

Но наш герой не ожесточился. Но Шолохов скупо пишет про этот период жизни Соколова: работал, начал выпивать.

  • Что изменило жизнь А. Соколова? (встреча с мальчиком)

  • Кто кого нашел? ( Андрей Соколов обратил внимание на «оборвыша»)


15-ый слайд. В чем смысл названия рассказа?

Разбираем значение слова «судьба» по словарю Ожегова

1. Стечение обстоятельств, независящих от воли человека, ход жизненных обстоятельств;

2. Доля, участь;

3. История существования кого-чего-нибудь;

4. Будущее, то, что случится


Судьба - многозначное слово.

  • В каком значении оно использовано в названии рассказа? (показана не только история существования Андрея Соколова, но и то, как он смог не покориться обстоятельствам, смог выстоять. В битве с судьбой он проявил великую силу характера)

  • Давайте еще раз назовем те черты характера, которые помогли Андрею Соколову выстоять, преодолеть трудности.(стойкость, великодушие, умение любить, мужество, сострадание, доброта и т. д.)


16-ый слайд. Вручение М. А. Шолохову нобелевской премии.


17-ый слайд.

Психолог с ребятами анализируют отрывок из произведения Алексея Черкасова и Полины Москвитиной «Конь рыжий»

^ Судьбы, как тропы в глухолесье,- всегда разные.

Найдет человек сохатиную иль медвежью стежку - и пошел по ней. Потом удивляется: какая нечистая сила понесла его по такой дремучести, где сам черт ногу сломит?

^ Многие идут по наторенным дорогам, но не след в след, каждый по- своему.

Случается: человек долго ищет судьбу. Набьет ноги, не раз умоется горькою слезою; брызнет седина в голову, а ему все еще кажется - жизнь впереди!..

Другой, не успев пожить, вдруг вспыхнет огнем, да так ярко, что многим возле него хоть водой окатывай: невмоготу припекает. Сгорит, а про него долго еще будут говорить, поминая добром и лихом.

^ Есть судьбы легкие. Век проживет иной, ни разу не охнув. Есть трудные, когда, как говорят в народе, на бедного Макара все шишки валятся.

Сколько людей – столько судеб, все не охватишь.


18-ый слайд. Составляется копилка судьбы. (Ребята на интерактивной доске записывают черты характера, которые являются главными в жизни человека).


19-ый слайд. Ученик рассказывает о судьбе Героя Великой Отечественной войны Ленкина Александра Николаевича, показывая презентацию.


20-ый слайд. Заканчиваю урок стихотворением Ю. Левитанского.

Каждый выбирает для себя

Женщину, религию, дорогу.

Дьяволу служить или пророку-

Каждый выбирает для себе.


Каждый выбирает по себе

Слово для любви и для молитвы.

Шпагу для дуэли, меч для битвы

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе.

Щит и латы. Посох и заплаты.

Мера окончательной расплаты.

Каждый выбирает по себе.


Каждый выбирает по себе.

Выбираю тоже – как умею.

Ни к кому претензий не имею.

Каждый выбирает по себе.


^ 2. Сценарий часа общения «Преступление и наказание»

(Апрель 2010 г.)

Продолжительность: 1 урок – 45 мин.

Класс: 10 класс

Технологии: презентации Power Point, создание проектов в Power Point учащимися, просмотр видеофрагментов экранизаций произведений, обработка результатов анкеты в MS Excel, поиск информации в Интернет для подготовки к уроку.

Аннотация: тема занятия «Преступление и наказание (по произведениям Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»).

Цель: сформировать у учащихся понятие нравственности и совести как основного компонента поведенческой саморегуляции.

Для более полного раскрытия темы «Преступление по совести», которая рассматривалась на уроке литературы по произведению Ф.М. Достоевского «Преступление и наказанеи», было предложено учащимся по внеклассному чтению ознакомиться с произведением О. Уайльда «Портрет Дориана Грея». Рассматривая эти два произведения с точки зрения литературы и психологии, у учащихся формируется представление о формировании совести, о ее составляющих – чувстве стыда и вины, раскрывается понятие самонаказания. Для наглядности представленного материала мы использовали презентацию к уроку; для обобщения темы учащиеся разрабатывали мини-проекты в виде презентаций Power Point, которые защищали перед остальными группами; возможности MS Excel позволили практически мгновенно ознакомить присутствующих с результатами итогового опроса. На протяжении урока учащимся представлялись фрагменты фильмов (экранизации «Преступление и наказание» 1969 г. и «Дориан Грей» 2009 г.) по ключевым моментам произведений, найденные в сети Интернет (ресурсы on-line).


^ Ход работы:

Презентация к занятию

Тема часа общения: «Преступление и наказание (по произведениям Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание» и О. Уайльда «Портрет Дориана Грея»).


^ Цель: сформировать у учащихся понятие нравственности и совести как основного компонента поведенческой саморегуляции.


Технологии: презентации Power Point, создание проектов в Power Point учащимися, просмотр видеофрагментов экранизаций произведений, обработка результатов анкеты в MS Excel, поиск информации в Интернет для подготовки к уроку.


1-ый слайд. Прежде чем озвучит тему нашего урока, я хочу познакомить вас с результатами опроса. На первый вопрос «Как вы думаете, чем руководствуется человек перед тем, как совершить либо не совершить какой-либо проступок

  • Страх перед наказанием по закону

  • Страх перед угрызениями совести

46% ответили перед законом.

54% страх перед совестью.


Более подробно мы будем говорить на сегодняшнем уроке по проблеме преступление и наказание, разбирая на примере отечественной и зарубежной литературы. Мы будем сравнивать два знакомых нам произведения: «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и «Портрет Дориана Грея» Оскара Уайльда.


2 слайд: Учащиеся озвучивают биографии писателей.


3 слайд. Кто является главным героем романа «Преступление и наказание».


Что мы знаем о главном герое?


Почему я выбрала это произведение для нашего урока?


Что вкладывает в основу своего романа писатель? Его интересует просто преступление как факт?


Почему же мы для анализа берем романа Оскара Уайльда «Портрет Дориана Грея».

(Потому что совершил ряд преступлений от сделки с дьяволом до реального убийства)


Как вы думаете, идя на преступление, боятся главные герои чего-нибудь?


Р. Р. «тварь дрожащая» (фрагмент фильма 54.50)

Д. Г. показать свое истинное лицо (1 ч. 19.06)

Р. Р. совершив одно преступление, приходит к раскаянию.

Д. Г. совершив ряд преступлений, приходит к раскаянию.


Вывод: мне хочется обратить ваше внимание на то, что в отечественной литературе есть путь к спасению (Соня – вера), а в зарубежной литературе показан процесс падения без воскрешения.


4 слайд. Вторым вопросом нашей анкеты был вопрос «Что такое совесть?».

Психолог: Прежде чем говорить о том, что такое совесть, давайте попробуем выяснить, когда она появляется у человека? (формируется к 3-5 годам)


С чем связано ее развитие? (развитие речи, умение понимать речь других)

Кто влияет на формирование совести? (родители, семья, школа, друзья, общество)

Что такое стыд? Что такое вина?

Как они влияют на наше поведение?

Перед вами определения совести из различных словарей. Что их объединяет?


Почему лорд Генри в романе заявляет Дориану Грею что: «Совесть – это проявление малодушия»? Что такое малодушие?


Было ли стыдно главным героям этих двух произведений за свои поступки? Перед кем? Как это проявлялось?


А испытывали ли они (герои) чувство вины? Как это проявлялось в романах?


7 слайд. Где происходят главные действия в романе?


Что общего (капитализм, человек – деньги, грязь, разврат).

Главные герои к чему стремятся?


Для чего героям деньги? (Раскольников – власть, Д. Г. имея деньги подчиняет их удовольствию).


8 слайд. Что вам больше всего запомнилось в произведении Ф. М. Достоевского и О. Уайльда.


9 слайд. Дать названия фрагментам по произведению «Преступление и наказание».


Мы предлагаем вам поработать в группах над творческими проектами

1 группа – преступление и наказание в романе Достоевского.

2 группа – преступление и наказание в романе О. Уайльда.

3 группа – сходство и различие двух романов.


10 слайд. Сейчас мы хотим провести опрос по первому вопросу «Чем вы руководствуетесь……» Ребята сразу подводят итоги анкетирования.


11 слайд. Стихотворение.


Ведь каждый, кто на свете жил,

Любимых убивал,

Один жестокостью, другой –

Отравою похвал,

Коварным поцелуем - трус,

А смелый - наповал…

О. Уайльд


^ 3. Сценарий классного часа «Я – Гражданин России»

(Ноябрь 2009 г.)

Пояснительная записка.

Классный час строился на основе обсуждения фильма «Мы из будущего» с учащимися 10 класса. Для проработки темы были подготовлены дополнительные материалы – работы детей: проектные работы учеников по теме «Солдатская родословная в моей семье». Перед классным часом был проведен опрос среди учащихся о том, что бы они пожелали для себя, друзей и страны (Родины). Основной целью данного опроса было выявить детей, которые задумываются о судьбе России. С обсуждения результатов этой анкеты и начинает урок.

Основные цели этого занятия:

1. Развитие общественной активности учащихся, воспитание в них сознательного отношения к труду и народному достоянию, верность боевым и трудовым традициям старшего поколения, преданность Отчизне, готовность к защите ее свободы и независимости.

2. Формирование у учащихся стремления к усвоению правовых знаний, чувство гражданской ответственности за свое поведение и поступки окружающих.

Задачи:

  1. Дать определение понятию «Гражданин»;

  2. Ознакомить присутствующих с презентацией родословных, которые подготовили учащиеся этого класса (Мошкова Е., Федорова О.).

  3. Проанализировать основные моменты кинофильма «Мы из будущего».

  4. Сформировать эстетический вкус к современной кинопродукции.


^ Ход классного часа

Презентация к классному часу

Сегодня у нас не совсем обычный классный час. Прежде, чем сказать тему нашей встречи, я хотела бы объявить результаты анкеты, которую мы проводили на прошлом классном часе.

Учитель: Вы распределили свои желания на три группы: для меня, для близких людей, для Родины.

Учитель. Ребята, больше всего желаний в первой колонке - «Для себя». В среднем вышло по 6 желаний: учеба, здоровье, работа, семья, материальный достаток.

Учитель. У вас замечательные желания. А теперь посмотрим, какие пожелания вы составили для близких людей. В среднем по 3 желания: закончить хорошо школу, работа, счастья.

Учитель. Ребята, видно, что вы заботитесь о близких людях. А в третьей колонке у нас немного желаний.

Для Родины в среднем 1 желание: выйти из кризиса.

Я хотела бы поблагодарить тех, кто уже сейчас задумывается о судьбе страны, о ее будущем.

А как называют тех, кого волнует происходящее в стране, кому небезразлично ее будущее?

(патриот, гражданин)

Учитель. Сегодня тема нашего классного часа «Я – Гражданин России» обратите внимание, я не поставила никакого знака в конце предложения. Что же поставить: утвердительную точку, сомневающийся вопросительный знак или восхитительный восклицательный знак? Давайте решим это вместе и в конце урока поставим нужный знак.

Учитель. Н.А.Некрасов сказал: «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан!».

Кто же такой гражданин?

Кого же называют гражданином? Предлагается 3 варианта ответа, учащиеся работают в группах.

  1. Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии с этими правами и обязанностями

  2. Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее в соответствии со здравым смыслом.

  3. Гражданин- это лицо, наделенное политическими, гражданскими, иными правами и обязанностями и поступающее по своему усмотрению.

Почему 3 вариант ответа вы не выбрали? Обсуждение учащихся.

Учитель: А эпиграфом к нашему уроку я взяла слова тоже Некрасова:

«А что такое гражданин?...

- Отечества достойный сын»

В словаре слово гражданин определяется так:

Гражданин 1. Лицо, принадлежащее к постоянному населению данного государства, пользующееся его защитой и наделенное совокупностью политических и иных прав и обязанностей.

2. Взрослый человек, мужчина, а также форма обращения к нему.

^ Учитель. Как вы думаете, какими качествами должен обладать гражданин?

Работа с интерактивной доской

Учитель: Посмотрите внимательно и найдите однокоренные слова на доске. (Родина, родной)

Понятие Родина - это память обо всем, что нам дорого в прошлом, это дела и люди нынешних дней; это родная земля со всем, что растет и дышит на ней. Родина подобна огромному дереву, на котором не сосчитать листьев, но всякое дерево имеет что?

(Корни)

Листья – это мы, корни - это наше прошлое, наша история, наши деды, прадеды. Человеку надо знать свои корни, историю своей Родины, государства. И тогда такой человек может назвать себя: «Я – гражданин своей Родины»

Я – гражданин России!

Не правда ль, звучит красиво?

Смело, достойно, гордо!

Сказано как-то твердо!

Я – гражданин России !

И если б меня спросили,

Чем же я так горжусь?

Я бы ответил просто:

Не надо пустых вопросов!

Ведь моя родина – Русь!

(звучит стихотворение, сопровождается музыкой и слайдами)

  • В первом столбике у нас слова объединены одним корнем. Каким? (отец). Почему в одном столбике слова отец – Отчизна? (потому что отец защитник Отечества).

Презентация Л. Мошковой

Во втором столбике слова связаны корнем «род». Почему? (потому что от всего нашего рода, от каждого из нас зависит судьба Родины)

Презентация О. Федоровой

Девочки рассказали нам о своих родственниках, которые проявили свою гражданственность, показали свою гражданскую позицию.

  • Тогда была война, а в мирное время можно ли проявить гражданственность? И как?

Прежде чем ответить на эти вопросы, вспомним фильм «Мы из будущего».

В этом фильме 4 героя, вспомним их:

Бероев Витя (Чуха)

Филатов Сергей (Борман)

Смирнов Андрей (Спирт)

Васильев Олег (Череп)

Борман, Череп, Чуха и Спирт — «чёрные копатели». Они занимаются поиском орденов времён Великой Отечественной войны с целью их последующей продажи. Однако волею судеб они попадают в пекло боёв 1942 года, где будут вынуждены сражаться вместе с советскими солдатами против немецких солдат.

Ещё час назад один продавал ордена, а другой — гордо демонстрировал наколку в виде стилизованной свастики — и вот уже они со страхом, но все-таки не щадя себя, ползут под пулями, чтобы взорвать ДОТ и освободить дорогу нашим войскам.

^ Борман

Имя персонажа: Сергей Филатов.

Характер: прирожденный лидер, хорошо образован, учился на историческом факультете, свободно владеет немецким, отлично знает литературу, изучает военные мемуары, умён, расчётлив, обаятелен, любит модную одежду, дорожит своими наручными часами, холост, нравится девушкам.

^ Козловский о герое: «Мой герой — обычный парень, таких много. Он хочет действовать по принципу „бери от жизни все“. Привык побеждать и не привык ни в чем сомневаться. И вдруг этот парень попадает в ситуацию, которую даже предположить не мог. Он оказывается в прошлом, попадает в самое пекло Великой Отечественной войны, где другая жизнь по другим законам. Он встречает девушку, в которую моментально влюбляется… Его жизнь меняется полностью. Всего за несколько дней».

^ Спирт

Имя персонажа: Андрей Смирнов

Характер: легко поддается чужому влиянию, своенравен, эгоистичен, скрытен, не всегда верен данному слову, расчётлив, любитель черной музыки, хороший гитарист, любит играть в «крутого», хотя для того, чтобы быть им по-настоящему, слишком труслив.

^ Терентьев о герое: «Не могу сказать, какой он, мой герой, — положительный или отрицательный. Не бывает же личностей на сто процентов положительных или полностью отрицательных. Особенно среди современных людей. Он во что бы то ни стало стремится попасть назад в будущее. В своё время. В знакомую и уютную жизнь. Понятное в принципе желание. Ему страшно на этой войне. Но, думаю, любому нормальному человеку будет страшно. И он хочет сбежать, готов уйти один, оставив друзей. Он безумно любит музыку. И даже там, в 42-м, вечером перед всем полком играет свою музыку, соглашается сыграть на гитаре перед боем. Он разный, этот Спирт. Но думаю, что ситуация, в которой он оказался, его изменила».

^ Череп

Имя персонажа: Олег Васильев

Характер: упрямый, принципиальный, не бросает слов на ветер, прямолинеен, ходил в секцию бокса, любит татуировки, презирает слабость, порой жесток, смел, предан друзьям, во всем привык идти до конца, не любит проигрывать.

^ Яглыч о герое: «Мой герой на первый взгляд кажется самым жестким. Так, в общем, и есть… Он скинхед. Зарабатывает на продаже найденных военных трофеев. Упёртый. Абсолютно бескомпромисcный. И в то же время он смелый, очень предан друзьям. У него свои принципы. Свои законы. Но он изменился больше других, это доказано его поистине заслуживающим уважение жестом: когда он содрал камнем свою татуировку. Мы же меняемся, когда переживаем какие-то сложные ситуации. Он практически единственный не устраивает истерику перед боем, все остальные хотят до наступления решить проблему, из-за которой они оказались в прошлом, и вернуться в свое время. И один из четырёх друзей бросает ему фразу: „Скинхед наш патриотом заделался“. Не знаю насчёт патриота… Ему так же страшно, как и всем остальным».

^ Чуха

Имя персонажа: Виталий Бероев

Характер: мягок, неуравновешен, вспыльчив, влюбчив, с девушками застенчив, нерешителен, простодушен, влюблён в Нину, девушку друга.

^ Волкострелов о герое: «Мы играем „гостей из будущего“. Вдруг, как нашим героям кажется, абсолютно ни с того ни с сего (на самом деле это не так) они оказываются в прошлом. Казалось бы, всего лишь 65 лет назад, не такой уж большой срок. Но они говорят на современном сленге, и их не понимают. Когда молчат, вроде свои, как только что-то скажут, сразу видно — чужие. Их принимают за дезертиров, а они молятся о том, чтобы это все оказалось просто дурным сном».

  • ^ Можно ли каждого этих людей назвать Гражданином в начале фильма, ведь они интересуются историей, своими корнями?

Посмотрим начало фильма. С каких 2-ух песен начинается фильм: «Крейсер Аврора» и «Мы лучшие».

  • Почему? (показать Город Петербург и главные герои по их мнению лучшие)

  • Почему показаны действия в Петербурге и все достопримечательности этого города? (Город- Герой, который был дольше всех в блокаде, около 900 дней)

  • В фильме две параллели: настоящее и прошлое

В настоящем герои успешные молодые люди, а в прошлом их часто называют «контуженные». Почему?

  • Вспомним яркие моменты, когда встречаются настоящее и

прошлое (1.Череп и командир говорят о городе, улице, секции, тренере

2. песня, исполняемая Ниночкой и А. Смирновым (Спирт)

3. Емельянов и Филатов говорят о победе)

  • Что является ключевым в этом фильме, какой образ? (Образ озера)

В фольклоре вода – это символ очищения, а река, озера – это связь между параллельными мирами. И вспомните, бабушка им говорит, что вода в этом озере чистая-чистая.

  • Почему герои после первой попытки не вернулись в настоящее? (они не встретились с Соколовым Дмитрием)

  • Сколько дней они были в прошлом? (5-6)

  • Как произошло перевоплощение героев?

Васильев Олег изменился больше других, это доказано его поистине заслуживающим уважение жестом: когда он содрал камнем свою татуировку. Он практически единственный не устраивает истерику перед боем, все остальные хотят до наступления решить проблему, из-за которой они оказались в прошлом, и вернуться в свое время. И один из четырёх друзей бросает ему фразу: „Скинхед наш патриотом заделался“. Не знаю насчёт патриота… Ему так же страшно, как и всем остальным».

^ Смирнов Андрей. Ему страшно на этой войне. Но, думаю, любому нормальному человеку будет страшно. И он хочет сбежать, готов уйти один, оставив друзей. Он безумно любит музыку. И даже там, в 42-м, вечером перед всем полком играет свою музыку, соглашается сыграть на гитаре перед боем. Он разный, этот Спирт. Но думаю, что ситуация, в которой он оказался, его изменила». Очень ярка последняя ночь, когда он поет песню про солдат.

^ Филатов Сергей хочет действовать по принципу „бери от жизни все“. Привык побеждать и не привык ни в чем сомневаться. И вдруг этот парень попадает в ситуацию, которую даже предположить не мог. Он оказывается в прошлом, попадает в самое пекло Великой Отечественной войны, где другая жизнь по другим законам. Он встречает девушку, в которую моментально влюбляется… Его жизнь меняется полностью. Всего за несколько дней».

  • Как называют друзья Филатова (Борман)

^ Бероев Виталий. Каким мы видим его вначале фильма – «герой», который играет мастерски в компьютерные игры. У него нет характера, он слабая натура.

  • Почему в конце фильма Дмитрий Соколов подрался с Андреем Смирновым? (он не верит, что есть люди, которые ходят со свастикой и кричат «Хай, Гитлер»)

  • В конце Филатов просит прощения у Ниночки, почему? (он от имени всех современников просит прощения у прошлого)

  • Почему им пришлось остаться до сцены наступления? (потому что показано, как они прочувствовали патриотизм)

Вывод: в начале фильма главные персонажи знают историю, интересуются прошлым, но мы сказали, что это не Гражданственность.

  • А что же тогда можно назвать гражданственностью? (гражданственность не прячется за словами, это внутренняя позиция человека, это состояние души)

  • А вот теперь вернемся к началу нашего классного часа, каждый в душе у себя поставьте тот знак, который на данный момент выражает его позицию Человека – Гражданина: либо это будет утвердительная точка, либо сомневающийся вопросительный знак, либо восхитительный восклицательный знак.

А классный час я хочу закончить напутствием.

Учитель читает стих: Молодость! Возьми с собой в дорогу

Самую заветную мечту,

За людей душевную тревогу,

Сердца жар и мыслей красоту,

Мудрость чувства,

Стойкость в бурях жизни,

Мужество во всем и до конца,

Верность другу,

Преданность отчизне,

Имя Гражданина и борца.

Заключение


По итогам проведенных занятий мы старались отслеживать ожидаемый результат по указанным ранее показателям.

На данной диаграмме видно, как изменилась активность участия учащихся в обсуждении проблемы.



Именно такие формы работы стимулируют активность детей в различных творческих конкурсах, где они могут выразить свое мнение на нравственную тематику. Следует отметить, что количество и качество участия учащихся за последние годы возросло. Это видно на следующей диаграмме:



Каждое занятие построено таким образом, чтобы можно было отследить, как меняется позиция учащегося к поставленной проблеме: например, на занятии «Преступление и наказание» до урока и в конце проведенный опрос показал, что позиция учащихся к проблеме наказания по закону и по совести изменилась.



При подготовке к классному часу двумя учащимися были подготовлены исследовательские работы и презентации о своих семьях. Впоследствии многие учащиеся, заинтересовавшись, попробовали составить родословные своих семей.

Гражданская позиция рассматривается нами, прежде всего, как ответственность учащихся за себя и свои поступки, и отследить мы это решили на основе мониторинга правонарушений (прогулы, опоздания и другие правонарушения). Следует отметить, что за последние два года учащиеся данного класса не состоят на внутришкольном учете, на учете в КДН и ПДН. Так же снизились пропуски занятий без уважительной причины и опоздания. Это говорит о том, что выросла гражданская ответственность учащихся.

Данные занятия были проведены в рамках республиканских семинаров заместителей директоров и библиотекарей республики.

Практической значимостью данной методической разработки является возможность использовать подобные формы и методы работы педагогами различных учебных заведений для формирования духовно-нравственных качеств личности воспитанников. Предложенные сценарии просто освещают возможности применения данной технологии.
^

Библиографический список


  1. А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2009 г.

  2. Конституция Российской Федерации.

  3. Ожегов С.И. Словарь русского языка.

1 А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2009 г.


2 А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. – М: Просвещение, 2009 г.






Похожие:

Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconКлассный час. Ярмарка достоинств
Ярмарка — это место куда съезжались в определенные дни люди со всей округи, чтобы обменяться товарами, приобрести необходимую утварь....
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconНаша новая школа
Муниципальное образовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа №16»
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconСценарий праздника «Кубанская казачья ярмарка». Девочка ведущая (в казачьем костюме)
В старину, у нас, на Кубани, очень любили проводить народные ярмарки. Ярмарка считалась у казаков праздником, а народная мудрость...
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconЯрмарка-распродажа «Сладкоежка»
Всегда приятно полакомиться аппетитной выпечкой, сделанной своими руками. А в нашей школе такая ярмарка стала традиционной. Родители...
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconМуниципальное автономное образовательное учреждение «Ехэ-Цакирская средняя общеобразовательная школа»
На основании плана – графика проведения курсов повышения квалификации на базе республиканской стажировочной площадке в рамках реализации...
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconСентябрь: «Наша школьная страна» Мероприятия
Ярмарка «Умельцы», посвященный Году благополучного детства и укрепления семейных ценностей
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconУважаемые родители и выпускники! В ООО «Выставочный центр «Пермская ярмарка»
В ООО «Выставочный центр «Пермская ярмарка» с 13 по 17 февраля 2013 года пройдет XV специализированная выставка «Образование и карьера...
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconМетодическая разработка для проведения уроков внеклассного чтения по творчеству А. С. Пушкина
Образовательное учреждение: Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение iconМоу белбажская основная общеобразовательная школа Перспективный проект развития муниципального образовательного учреждения Белбажская основная общеобразовательная школа в рамках нои «Наша новая школа» на 2011-2013 учебный год
Муниципальное образовательное учреждение Белбажская основная общеобразовательная школа
Республиканская ярмарка методической продукции «Методическая ярмарка: Наша новая школа» Муниципальное образовательное учреждение icon2011-2012 учебный год Методическая работа в школе строится на приоритетных направлениях Проекта национальной образовательной инициативы «Наша новая школа»
...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов