Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г icon

Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г



НазваниеУрок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г
Дата конвертации29.11.2012
Размер158.99 Kb.
ТипУрок



Урок – экскурсия




«Быт, культура, духовная жизнь в xvI-xvII веках» (10 кл)


Подготовила учитель истории

Симонтовской СОШ

Зезюля В.П.


2007г.


Тема урока: Быт, культура, духовная жизнь в 16 – 17 веках.


Цели и задачи:

Образовательные:

Познакомить учащихся с бытом и культурой населения Брянского края.


Развивающие:

Развивать логическое мышление, образное восприятие истории нашего прошлого, развивать устную речь учащихся; способствовать развитию умений самостоятельной работы с историческими источниками информации, научить учащихся оформлять и обобщать собранный материал.


Воспитательные:

Способствовать толерантному отношению к жизни и быту других народов. Воспитать уважение к нашим предкам, их труду и быту. Пробудить в детях желание серьёзно заняться каким-либо видом исследовательской работы. Прививать интерес к истории и культуре своего края.


Тип урока: Урок – экскурсия


План урока: 1.Подготовительный план экскурсии

2. Ход экскурсии

3. Подведение итогов экскурсии

Оборудование: Музейные экспонаты: «Одежда русских крестьян», «Избы», макет «Деревенька моя», «Бытовая утварь», книги, учебник пр.8.


Опережающее задание: прочитать материал учебника и дополнительную литературу, подготовить сообщения о быте, духовной жизни жителей Брянского края 16-17 веков.


Эпиграф к уроку: «…Без духовной осёдлости, без ощущения корней, без любви, без интереса к собственной истории, дальней и близкой, к культуре своей страны не может быть полноценного человеческого счастья. Культурная среда также необходима для нравственной жизни, как растительный и животный мир для нашего биологического существования.»

Д.С.Лихачёв.


Ребята, сегодня мы с вами совершим урок – экскурсию в музей. Познакомимся с бытом, духовной жизнью жителей Брянского края в 16 – 17 веках. Быт жителей юго-западных уездов России отличался сохранением многих старинных черт. Это объясняется тем , что значительные районы этого края были изолированы густыми лесами от больших торговых дорог и городов, от центральной местной власти.

Удивительно богатым, незаменимым источником изучения исторического прошлого русского народа, его мировоззрения, национального самосознания, художественно-эстетических взглядов является крестьянский костюм. И начнем мы свою экскурсию с истории создания одежды.

1 ученик: Полотно для рубах, полотенец, скатертей люди делали из удивительного растения – льна. Обратите внимание на эту рубаху, ей более 80 лет. Ткань изо льна прохладная. В таких рубахах летом было не жарко, а зимой тепло.
Льняное полотно «дышит», пропускает воздух в отличие от современных синтетических тканей. Льняная ткань удивительно прочная. Лён обычно не сажали на старое поле, где уже что-то росло, а готовили новую землю. Нередко приходилось вырубать деревья. Лен вырастал «долгий», высокий, на плодородной земле. Сохой вспахивали землю, боронили, затем сеяли. Этим занимались мужчины, потому что считалось, что мужчина – хранитель рода, сила семьи, его сила передаётся будущим растениям, и урожай должен быть богатым и обильным. После посева мужчины ко льну уже больше не прикасались. Вся работа по уходу за растениями ложилась на плечи женщин. За лето им приходилось несколько раз полоть сорняки, периодически посыпать их золой, чтобы не поела льняная блоха.

К 28 августу, к Успению Божьей Матери, весь лен с полей должны были убрать. Затем цепом молотят коробочки льна, т.е. отбивают семена. Посмотрите (показывает) , из семян льна делали льняное масло.

В разных областях России лен обрабатывали по-разному. Его могли просто замочить на несколько недель в ямах с водой или в прудах, озерах, т.е. там, где нет течения и стоячая вода. Затем лен доставали, просушивали, отделяли костру (ненужная часть стебля у льна) от волокна. К середине октября волокно льна должно было быть уже готово к прядению. Лен мяли, трепали трепышкой (показывает), когда все вместе собирались, женщины пели, рассказывали истории, прибаутки. После трепания лен вычесывали при помощи гребня.

2 ученик: Прясть девушки начинали с Покрова Божьей Матери -14 октября с помощью прялки, веретена.

-Как вы думаете, ребята, с какого возраста девочки учились прясть?

-Мамы сажали своих дочерей за прялки с 5 лет, для этого папы делали специально маленькие прялочки.

Почему? Потому, что девочки выходили замуж в 12- 13 лет, значит, к этому времени она должна была не только научиться прясть, но и приготовить себе целый сундук приданого. До Великого поста, т.е. до середины февраля женщины пряли. Самопрялка на Руси появилась в 17 веке. Если нужна была ткань цветная, то нити необходимо было покрасить . Чем же они красили нити?

- Наши прадеды знали более 50 видов растений, с помощью которых можно было покрасить нити, или готовое полотно. Для получения красного цвета использовали лебеду, гречишник; желтого- купальницы, бессмертник, василек, щавель. Оранжевый цвет давал чистотел, зеленый- крапива, пижма, шишки осины. Синюю краску получали из коры дуба и ясеня , цветов василька, ягод черники.

Для того, чтобы соткать 7 метров ткани, женщина должна просидеть около 14 часов за ткацким станком.

3 ученик: Льняная ткань была серебристо- серого цвета, и чтобы она стала белой, женщинам приходилось немало потрудиться. Отбеливанием льна начинали заниматься в марте. Для начала готовый холст складывали в большой котел или горшок, заливали горячим щелоком (раствор древесной золы) и оставляли в теплом месте на целую ночь. Потом холст влажным раскатывали на мартовском снегу (на солнце холсты выгорали). Затем стирали вальками. Считалось, что хорошо отбеливает ткани роса. На всю ночь расстилали. Когда ткань приобретала необходимый цвет, холсты начинали бучить: мокрыми складывали в бочку пересыпали золой, заливали горячей водой и кипятили, опуская в воду раскаленные камни. После этого холсты опять стирали, а затем гладили утюгом – рубелем.

«История утюга»: Когда появился утюг? Достоверных сведений об этом событии история не сохранила. Наши предки придумывали различные способы, чтобы вещи после стирки не были мятыми. Мокрую ткань растягивали и оставляли в таком виде сушиться. Но непосредственными предшественниками утюга можно, наверное, считать сковороду с углями и рубель с вальком, которыми пользовались в быту довольно широко. На валек наматывали постельное белье, одежду, а затем прокатывали рубелем - рифленой с одной стороны доской с ручкой на конце. Первое письменное упоминание на Руси об утюге относится к 1636г. «Генваря в 31день, кузнецу Ивашке Трофимову 5 алт, а он за те деньги сделал в Царицыну палату утюг железный», такая отметка была сделана в книге записей расходов царицы. В18в. их изготовлением занимались на Демидовских и других литейных заводах. Причем ценились они недешево - утюг в фунт весом стоил – 1 рубль. Но самым популярным, пожалуй, был духовой утюг, нагреваемый углем. Конструкция его соответствовала особенностям способа нагрева. Были предусмотрены поддувала, замки, решетка, высокая деревянная ручка на стойках. Этот утюг очень напоминал океанский корабль. В крышке делали вырезы для вытяжки воздуха, а в корпусе отверстия, напоминающие корабельные иллюминаторы, для поддувала.

Учитель: Одежда жителей края мало изменилась с древних времен.

4 ученик: Основными элементами русского женского костюма были: рубахи (сорочки) , у женщин – это длинная холщевая (льняная или конопляная) нательная одежда выполняла функцию легкого платья. Помимо рубахи женщины носили поневы – это род шерстяной юбки длинной до щиколоток. Большое значение имел головной убор, особенно для женщины. Замужняя женщина не должна была показываться на людях с непокрытой головой, так как считалось, что этим она может нанести вред окружающим и опозорить себя. На голове носили кички и кокошники (из древесной коры в виде короны), а девушки повязку в виде твердой широкой ленты. Основу мужского костюма составляла рубаха. Длиной она была почти до колен. Русские любили красные рубахи и считали их нарядным бельем. У крестьянской рубахи под мышками делались специальные проймы – ластовицы, что делало их более удобными для работы, т.к. рукава в этом случае не мешали размаху руки. Кроме того, ластовицы собирали пот, изнашивались, и тогда их выпаривали и заменяли новыми. Рубахи по вороту и плечам отделывались вышивкой, которая служила не только украшением, но и оберегала человека от «сглаза» злых людей и нечистой силы. На плечах, груди и спине пришивали подкладку-подоплеку, которую также могли заменить по необходимости. Рубахи обычно подпоясывали тоненькими поясками (опоясками) и носили поверх портов. Так называли русские штаны. У бедных они делались из холста белого или крашенного, из сермяги – грубой шерстяной ткани.

Кроме повседневной одежды у крестьян была и праздничная.




Обувь крестьянина представляла собой лапти. Их плели из узких полос коры липы, вяза, ракиты и подвязывали веревками, обмотанными вокруг ноги. Лапоть был неглубоким, с относительно коротким носком, и закреплялся особым способом: в задник вплеталась петля, в которую продевали тонкую лыковую веревку, обматываемую вокруг ноги. Чтобы укрепить и утеплить лапти крестьяне подошвы конопляной веревкой, или делали подошву из кожи. В праздник крестьянин надевал армяк (кафтан) на бараньем меху (из холста), зимой носил овчинный тулуп и валяную шапку.

Учитель: Обычная жизнь, как в городе, так и в селе начиналась рано. Еще до рассвета женщины вставали, чтобы отправить скотину в общее стадо. Завтрака в современном нам представлении не было, ели остатки вчерашней пищи. Потом начиналась работа в поле или мастерской.

Учитель: Что ели и какой посудой пользовались жители нашего края?

5 ученик: В обед семья собиралась вместе. Мужчины садились обедать, женщины им прислуживали. Ели деревянными ложками из мисок, блюд, пили – из стаканов, ковшей. Посуда тоже в основном была деревянной. В богатых семьях встречалась посуда фаянсовая, оловянная и медная.

Ели крестьяне хлеб, в основном – черный, и горох, толокно (приготовленное из овсяной муки с водой) и гречневую кашу, капусту и морковь, свеклу и огурцы, репу и редьку, лук и чеснок. По праздникам к столу подавали мясо . Рыбу употребляли свежей и соленой. Пили квас и пиво, которое готовили дома. После еды весь дом погружался в сон. Спали часа два. Это был повсеместный и освещенный народным уважением обычай. Спали цари, бояре, купцы, уличная чернь.

Не спать или по крайней мере не отдыхать после обеда считалось в некотором смысле ересью, как всякое отступление от обычаев предков. Этот отдых был там необходимее, что обыкновенно русские люди любили очень плотно покушать, имея возможность и достаток.

Учитель: У каждого человека есть дом. Давайте послушаем, что собой представляло жилье русского крестьянина на Брянщине, в каком месте у славян не принято ставить дома? Какие строительные приметы учитывали наши предки при строительстве дома?

6 ученик: Нельзя строить дома на перекрестках дорог, на болотах, на окраинах, эти места облюбованы нечистой силой. Воротами и окнами нежелательно ставить на север. Хорошо ставить дом на возвышенности и на берегу чистого водоема. Избы строились чаще всего из деревьев хвойных пород (сосны, ели) длиной 7-9 метров.

Русский традиционный дом, сложившийся в древности (рисунок), оставался все той же однокомнатной постройкой с маленькими окнами, затянутыми бычьим пузырем или материей, пропитанной в конопляном масле. Освещались дома восковыми и сальными свечами. Внутри дома значительное место занимала печь, топившаяся по черному: дым скапливался под крышей (потолков не было) и выходил через дверь и особые окна, сделанные в верхней части стены. Сельский дом дворянина или сына боярского отличался от крестьянского только немного большими размерами. Судя по некоторым остаткам старинных домов в Трубчевске, городской дом иногда строился из камня. Нижняя полуподземная часть дома – подклет - имела сводчатые потолки. В потолке были железные кольца для подвешивания продовольствия. Верхняя часть дома порой украшалась лепными дверными и оконными наличниками у зажиточных людей.

Дверь из дома вела в сени не отапливаемое помещение, сделанное обычно не из бревен, а из досок или прутьев. В сенях хранились различные орудия труда, часть хозяйственных запасов.

В целом жилой дом представлял собой либо избу (на севере, востоке), либо хату (на юге, юго-западе).

Крыша у избы двускатная, у хаты четырехскатная. Избы ставились узкой частью на улицу, хаты широкой. Хата делалась нередко из столбов, между которыми укладывались бревна или жерди. Вся постройка обмазывалась глиной. По сравнению с 14 – 15вв. количество надворных построек у крестьян и горожан выросло. Во дворах стояли амбары, сараи, клети, бани (рисунок). Это говорит о росте благосостояния населения.

7ученик: Как и раньше, главной мебелью в доме был стол и неподвижные лавки. На полках хранилась деревянная и глиняная посуда. В наиболее богатых домах бытовала посуда из стекла. В больших и малых сундуках лежало различное добро: одежда, скатерти, полотенца. Отдельно складывалось приданое на свадьбу дочери. Наиболее ценной частью обстановки были иконы, висевшие в «красном» (красивом) углу.



Трудно определить, каких святых иконы встречались чаще. Это зависело от вкуса и от обстоятельств жизни хозяев домов; но кажется, в каждом доме можно было встретить несколько образов Божьей Матери в различных наименованиях: Одигитрии Пятницы, Богородицы Милостивой, Умиления, Скорбящей. Перед иконами висели лампады и стояли восковые свечи.

Учитель: В 16 – 17вв. существовали разные виды поселений.

8ученик: До 16в. В России возникали деревни в 1-2 двора. (Макет «Деревенька моя») .

К концу 16 века привычными становились деревни в 10-20 дворов. Были села и в несколько десятков дворов, как, например, Супонево, принадлежавшее Свенскому монастырю и протянувшееся вдоль большой торговой дороги. Только в 17в. Появилась уличная планировка сел. Заметным строением в селе была церковь, как правило, деревянная.



В 16-17вв. продолжала существовать система застройки городов, сложившаяся еще в древности. В центре города стояла крепость. От крепости лучами расходились дороги. Вдоль этих дорог возникали улицы. Эти улицы образовывались не домами, как в современных городах, а усадьбами, огороженными заборами. Одна усадьба могла выдаться вперед, ближе к дороге, другая – отступить от нее. От этого улица местами становилась то уже, то шире. Обычно слободы были заселены людьми одного рода службы, н-р, Стрелецкие, Пушкарские, Казацкие. По ночам улицы не освещались и не были замощены.

В городах юга – запада России центральные крепости были деревянными (дуб). Во вт. пол.17в. появились каменные. Много церквей было в Брянске, Севске, Стародубе. Большинство из них было выстроено из дерева. В традиционном для 16-17вв. шатровом стиле, н-р. В Стародубе – Рождественский собор.

Учитель: Духовная среда в жизни населения нашего края играла большую роль. Большое значение в быту населения имело песенное творчество. Песни отражали исторические события н-р, периода Смутного времени.

9ученик:( Песня «Булавинский бунт…» о Степане Разине). В них высмеивались люди, которые из интересов выгоды и наживы легко перебегали от одного претендента на власть к другому.

Учитель: Об этих событиях были сложены пословицы и поговорки: Ученик:

  • « Севчане рака с колоколами встречали»

  • « Смотри-ка, брат, воевода ползет и щетинку в зубах волочет»

  • « Севчане поросенка на насест сажали, приговаривая: «Не убейся, не убейся – курочка на двух лапках да держится».

Учитель: Как и прежде, в народе бытовали старинные обрядовые песни, связанные с событиями в семье. (Песня «Ты родимый батюшка»)

Учитель: С песнями, обрядами, проходили с/хоз-е работы (сев, уборка урожая). На всех праздниках русские люди пели частушки, в которых рассказывали о своем житие – бытие. Это были частушки о любви. (Частушки).

Учитель: Пели в старину и нескладухи – небылицы. ( мальчики поют).

Учитель: Наши бабушки и дедушки умели не только хорошо работать, но и отдыхать, далеко за околицей были слышны народные страдания: ( Поют дети).

Учитель: За свою многовековую историю русский народ создал мудрые пословицы, загадки, отражающие их образ жизни. (Загадки; пословицы).

Учитель: На этом наша экскурсия заканчивается. Ее я хочу закончить словами русского писателя Алексея Николаевича Толстого: «Передающаяся из поколение в поколение народная мудрость стала исторической памятью народа, праздничными одеждами его души и наполнила глубоким содержанием всю его размеренную жизнь, текущую по законам, связанным с его трудом, природой, почитанием отцов и дедов.»

Мы смотрим на творения наших прадедов, любуемся, вспоминаем о них, и я бы хотела, чтобы в поколениях остались и о вас такие же светлые воспоминания. Память может быть не только в предметах, но и в делах. Для этого необходимо, конечно, трудиться, нести в мир свет, добро, любовь.


Подведение итогов экскурсии

В конце урока учитель оценивает работу каждого ученика. Всем выступавшим ученикам целесообразно поставить положительные оценки ( «хорошо» и «отлично»)

Домашнее задание

Напишите ваши отзывы о нашем сегодняшнем уроке- экскурсии в форме сочинения.


^ Дополнительный материал к уроку- экскурсии «Быт, культура ,духовная жизнь в XVI-XVII»


Свадебные песни


Ты, родимый батюшка,

Не ходи к дубову столу,

Не примай золотой чары,

Ты не пей зелена вина,

Не пропей меня, молоду,

Мою русую косоньку.

Мою девью то красоту

На чужу дальнюю сторону,

Ко чужому чуженину?


Загадки


Режут меня, вяжут меня,

Бьют нещадно, колесуют меня;

Пройду огонь и воду и конец мой

- нож и зубы. (Хлеб)


Что на сковороду наливают

Да вчетверо сгибают? (Блин)


Нет такого мудреца,

Как Ивана – Хитреца,

И поехал в огонь. (Горшок сажают в печь)

Чудо, чудом сошлись кругом,

Дыр много, а выскочить некуда. (Сито)


Один горбатенький,

двое пузатеньких

под гору бегут,

горбатенький за вихор держит (Коромысло, ведра)

В небо дыра,

в землю дыра,

посередке огонь

да вода. (Самовар)


У бедного толсто,

у богатого тонко,

всегда при себе. (Рубаха)


Безделица в петлю попала. (Пуговица)


По дороге я шел

Две дороги нашел,

По обеим пошел. (Штаны)


Серое сукно тянется в окно. (Дым в курной избе)


Сто один брат,

все в один ряд

вместе связаны стоят. (Плетень)

Чем больше я верчусь

Тем более толстею. (Веретено)


Черный конь

Скачет в огонь. (Кочерга)


Не бык, а бодает,

не ест, а еду хватает.

Что схватит, отдает,

Сам в угол идет. (Ухват)


Ни свет ни заря

Пошел согнувшись со двора. (Коромысло)


Бежит свинка,

Вырезана спинка. (Челнок)


Песня «Булавинский бунт на Дону»


На заре то было ранней утренней,

На восходе солнца красного,

Собиралось войско Донское во единый круг,

Ко тому ли дому к атаманову,

Ко тому крыльцу Долгорукову.

Как выходит же Долгоруков – князь на красен крылец;

Выносил же он указушки скорописные,

^ Скорописные, все облыжные.


(О Степане Разине)

Ты взойди, взойди, красно, солнышко,

Обогрей ты нас, людей бедных,

Добрых молодцев, людей беглых:

Мы не воры, не разбойнички,

Стеньки Разина мы работнички.


Частушки


Что ты, белая береза, ветра нет, а ты шумишь?

Что, ретивое сердечко, горя нет, а ты болишь?


В поле белая береза от дождя качается.

^ Скажи, миленький, тихонько ты о чем печалишься?


Ты, гармонь, гармошечка, развей тоску маленечко.

Развей ты горюшко – тоску по дорожке, по песку!


Черный ворон, черный ворон, черный вороненочек.

^ Чернобровый, черноглазый у меня миленочек!


Нескладухи – небылицы.

Вы послушайте, девчата, нескладуху будем петь:

На дубу свинья пасется, в бане парится медведь.


^ Я с высокого забора прямо в воду упаду.

Ну кому какое дело, куда брызги полетят!


Запрягу я кошку в дрожки, а котенка в тарантас.

Поведу свою хорошую всем людям напоказ!


^ Народные страдания.


Эй, пересохни, Клязьма – речка,

Перестань болеть сердечко!


Заиграли с переливом,

Бьется сердце с перерывом!


Страдание какое злое,

Опущусь на дно морское!


Проводила – осерчала,

А потом по нем скучала!


Прощай, лес, прощай, орешник,

Прощай, милый мой, насмешник!


Поговорки


Любишь кататься, люби и саночки возить.


Не смейся чужой беде, своя на гряде.


Чего в другом не любишь, того и сам не делай.


^ В чужом глазу сучок видим, а в своем и бревна не замечаем.


Нашла коса на камень.


Тьма света не любит, злой доброго не терпит.


Лежачего не бьют.


Семь бед - один ответ.


Сам кашу заварил, сам и расхлёбывай.


Один с сошкой, а семеро с ложкой.


Легко чужими руками жар загребать.


Дыма без огня не бывает.


Выше головы не прыгнешь.


Пролитую воду не соберёшь.

Близок локоть да не укусишь.


В чужие сани не садись.


Яблочко от яблоньки недалеко откатывается.


Руби дерево по себе.


Великому кораблю велико и плаванье.


Не вызнав броду, не суйся в воду.


Хорошо тому смеяться, кто на сухом берегу.


^ Кабы знал, где упасть, так бы соломки подостлал.


Не ставь недруга овцою, а ставь его волком.


Шила в мешке не утаить.


Тёмные дела свету боятся.


Литература


1.История Брянского края. Часть I: С древнейших времен до конца xix века. Горбачев О.В, Дубровский А.М, Колосов Ю.Б, Крашенинников В.В, Шинаков Е.А. Изд. 2-е с доп. и уточн. – Брянск : Издательство БГПУ. 2001. – 303с.


2. Букет мудрых мыслей в дорогу! – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 96с.

3. От прибаутки до былины: (Русский фольклор)/ Сост. и примеч. В.Аникина.- М.: Худож. лит., 1991.-398с.


4. Костомаров Н.И. домашняя жизнь и нравы великого русского народа / Составление, предисловие, примечание С.Л. Николаева.- М.: Экономика, 1993,-399с.


5. Русское народное поэтическое творчество. Хрестоматия: Учеб. пособие для пед. ин-тов / Сост. М.А. Вавилова, В.А. Василенко, В.И. Игнатов и др.; Под ред. А.М. Новиковой.-3-е изд., испр. и доп. – М.: Высш. шк. 1987. - 511с.









Похожие:

Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconПодготовила учитель истории моу симонтовской сош зезюля Вера Петровна Задачи
Познакомить учащихся с древнегреческим театром, показать какую роль играл театр в жизни героев, выяснить особенности др театра
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconПрограмма элективного курса по политике и праву Конституционное право. Автор: Зезюля Вера Петровна учитель истории моу симонтовской сош

Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconТема: становление этикетных норм в россии (XVI -xvii вв.) Цель
Углубить представление о “Культура XVI –xvii вв ”, познакомить с эпохой Ивана IV
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconРабочая программа по углубленному курсу истории «Русская культура и быт с древнейших времен до конца XVI века»
Охватывает историческое пространство Киевской Руси, Русских княжеств XIII – XV вв, Московской Руси
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconУрок 12: «Москва Златоглавая» Учитель начальных классов сош №49 I категории стаж работы: 23 года
Курс истории и обществознания: «Моё Отечество» (3 класс) раздел III: Времена Московского государства XIV-XVII века. Урок 12: «Москва...
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г icon1. Россия в начале Нового времени (середина XVI – начало XVII века) («Россия к началу Нового времени: страна и жители в XVI веке»
Российского государства», «Православная церковь и самобытная культура России XVI века», «Самодержавие Ивана Грозного», «Российское...
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconУрок мужества Подготовила и провела: учитель начальных классов Гудошникова В. И
Цели: воспитание патриотизма и чувства благодарности людям, отдавшим жизнь за свободу Родины
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconПодготовила учитель истории моу талаканской сош №6
Николай I награждает М. М. Сперанского за составление «Свода Законов». Худ. Кившенко. 1833 г
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconВнеклассное мероприятие по истории. Путешествие в Древнюю Русь. Для учащихся 6 класса Подготовила и провела учитель истории моу талаканской сош №6
Цели: создать яркое образное представление об эпохе Древней Руси; о ярких страницах истории нашей Родины, о выдающихся личностях...
Урок экскурсия «Быт, культура, духовная жизнь в XVI-XVII веках» (10 кл) Подготовила учитель истории Симонтовской сош зезюля В. П. 2007г iconРабочая программа по Истории России с древнейших времён до конца XVI в для 6 класса
Охватывает материал по истории России с древнейших времён до конца xviв. И рассчитан на 38 часов. Стандарт 2004 г устанавливает хронологические...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов