Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» icon

Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»



НазваниеАвтор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»
Козляковская Людмила Васильевна
Дата конвертации27.11.2012
Размер41.95 Kb.
ТипУрок

Автор – Козляковская Людмила Васильевна,

учитель русского языка и литературы МОУ СОШ № 54

г.Брянска, заслуженный учитель РФ

Урок – размышление


Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!»

Безнравственность забвения человека человеком.

Тема благодарности воспитавшим нас людям, памяти о них

Оборудование урока

1. Выставка книг Ю. Бондарева.

2. Плакат на выставке: «Художественная литература не может
материально изменить мир, но она может изменить отношение людей к
собственной жизни и жизни общества.» (Ю. Бондарев.)

3. Эпиграф (запись закрыта).

Сколько в человеке ПАМЯТИ,

столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.

В. Распутин, писатель

  1. Таблица (заполняется по ходу урока).




5. Схема (заполняется по ходу урока).


  1. Фонограмма звука идущего поезда.

  2. Иллюстрации (рисунки учащихся).

Ход урока

  1. Вступительное слово о жизни и творчестве Ю. Бондарева (кратко).

  2. Подготовка к восприятию.

Почти во всех произведениях Бондарева отразились впечатления детства, так глубоко запавшие в душу. Память постепенно возвращала его в «наивную пору счастливых удивлений, смутного восторга и первой любви», к тем переживаниям, каких он «позднее, уже зрелым человеком, никогда не испытывал так чисто и пронзительно» (музыкальное сопровождение).

Память... В ней могут оказаться стертыми имена, события, встречи с людьми. Но наступают моменты, когда вдруг голос памяти властно позовет человека, захлестнет, как волна, поднимет уснувшие чувства. И тогда уже никуда не убежать, никуда не деться от этого голоса потревоженной памяти.

Так случилось и с героем рассказа Ю. Бондарева - Павлом Георгиевичем Сафоновым.

III. Чтение текста учителем под фонограмму с записью звука идущего поезда («Места, по которым мчал...») И Павел Георгиевич решил выйти на разъезде перед городом и пройтись пешком.

- Почему он решил выйти? («И вдруг его непреодолимо...).

IV. Анализ текста.

- Автор сразу знакомит нас с героем, рассказывает, кто такой Сафонов, чем он занимается?

  • Какую характеристику Сафонову дает автор? Что узнаем о его внутреннем мире, душевном складе?

  • Проследим по тексту, с каким настроением идет Сафонов в город? Что помогает понять это настроение? («С насыпи П.Г. спустился в степь...»).


И вот он попадает в город. Конечно, город изменился, как изменился и сам герой. Итак, у героя два города: город детства и тот город, который встретил его через много лет.

V. Проверка домашнего задания (по вариантам).

Устное словесное рисование. «Два города». - Рисунки учащихся.

VI. Размышление над текстом и по теме урока.

  • Передайте впечатления Сафонова от встречи с городом. Заполнение таблицы,

  • Почему он почувствовал себя экскурсантом?

  • Назовите три встречи героя с близкими людьми. Чтение эпизода «У Витьки Снегирева».

  • Какие чувства испытал П.Г. после этого визита и почему?

В мире детства, к которому так захотелось прикоснуться П.Г., был еще близкий человек - девушка, которая была его первой любовью, - Вера. Чтение или пересказ эпизода «Посещение матери Веры».

  • Какие чувства пришли к нему? Почему почувствовал себя «будто ограбленным»?

  • Почему Верина мать посмотрела ему прямо в зрачки долгим тягучим взглядом? (Для нее встреча с Пашей - память о погибшей дочери. Эта память священна, но писатель заставляет нас подумать, что помнить надо и о живых).

Окончательно разбитый, усталый, он решил уехать. И вдруг - как спасение, как нежданная радость - он увидел аллею, а в ее тени - школу, где учился. Он вошел в аллею, сел на скамейку, и вновь нахлынули воспоминания.

Чтение учителем у рисунка (аллея, школа, домик учительницы).

Звучит музыкальное сопровождение. («Он представил себя все ярко... с этим именем Мария Петровна»).

  1. Чтение в ролях эпизода «У старой учительницы».

Задание перед прослушиванием сцены.

«Деловая игра».

- Вы - режиссеры. Представьте себе, что эту сцену нужно снять для кинофильма.

  • Как будет выглядеть герои в этой сцене?

  • Что выражают их лица?

  • Какие детали, помогающие понять смысл этой сцены, вы показали бы крупным планом (Пальто, учительницы, чернильное пятно на пальце, скромность обстановки комнаты…)?

После чтения сцены.

- Что вы испытали, слушая эту сцену?

- Передайте внутреннее состояние Сафонова во время встречи с учительницей. Почему он испытывает стыд?

- Был ли Сафонов хорошим человеком до этих встреч?

- Что изменили в нем эти встречи, и особенно, встреча с учительницей? (заполнение схемы).

- Каким поступком Сафонов выразил своё прозрение?

- Какой Сафонов вам ближе и почему?

VIII. Заключительное слово учителя

Приехав в родной город, Сафонов встречается с самим собой, таким, каким он стал сейчас - преуспевающим, в меру самодовольным и самоуспокоенным человеком. Старенькая учительница и теперь преподала ему урок совести, чуткости, и он начинает видеть свою жизнь в истинном свете и переживает чувство мучительного стыда перед учительницей, которой они все, бывшие ученики, так многим обязаны. Сафонов был неплохим человеком, но встреча с учительницей обнажила в нем равнодушие к людям близким и к тем, кто воспитал его, вложил в него частицу своего сердечного тепла. И он познал безнравственность забвения человека человеком и сформулировал свое прозрение в двух словах телеграммы: «Простите нас!».

IX. Выбор эпиграфа.

Сколько в ЧЕЛОВЕКЕ ПАМЯТИ, столько в нем и ЧЕЛОВЕКА.

В. Распутин, писатель

Память противостоит уничтожающей силе времени... В этом величайшее нравственное значение памяти,

Д.С. Лихачев, академик

Все на земле стирается, все, кроме памяти.

И.Васильев, писатель




Похожие:

Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconПособие для подготовки к егэ и гиа дидактический материал на основе произведений м. М. Пришвина 1часть деформированный текст с заданиями
Козляковская людмила васильевна,учитель русского языка и литературы моу сош№54 города Брянска
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconДоклад на тему: «Воспитательный потенциал уроков русского языка и литературы»
Место работы и должность: моу сош №5 г. Миллерово, учитель русского языка и литературы
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconУрок русского языка. 7 класс. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская Светлана Фёдоровна
Данный урок позволяет представить опыт использования приёмов технологии критического мышления (кластера и синквейна) на уроках русского...
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconУрок русского языка 7 класс Тема: «междометие»
Автор: Рыбкина Наталия Ивановна, учитель русского языка мкоу-сош №2 зато п. Солнечный Красноярского края
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconЕлизавета Петровна (р. 15января 1932 года в с. Кузькино Матвеевского района Оренбургской области, в семье учителя), педагог, заслуженный учитель школы рсфср( 1982)
Кузькино Матвеевского района Оренбургской области, в семье учителя), педагог, заслуженный учитель школы рсфср( 1982). С отличием...
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» icon1. рмо учителей русского языка и литературы (рук. Сологуб Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №4)
Рмо учителей русского языка и литературы (рук. Сологуб Татьяна Валерьевна, учитель русского языка и литературы моу сош №4)
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» icon2012 моу «сош №13 с уиоп» Перова Инесса Николаевна [Отчёт по использованию икт в преподавании русского языка и литературы]
В отчёте анализируется, как учитель применяет новые компьютерные технологии в процессе преподавания русского языка и литературы....
Автор – Козляковская Людмила Васильевна, учитель русского языка и литературы моу сош №54 г. Брянска, заслуженный учитель РФ урок – размышление Ю. Бондарев. Рассказ «Простите нас!» iconОтзыв об уроке/занятии Ланцман Мария Дмитриевна, учитель русского языка и литературы сош №152 (Ф. И. О. педагогического работника, должность, место работы) Написание не
Ланцман Мария Дмитриевна, учитель русского языка и литературы сош №152
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов