Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» icon

Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент»



НазваниеПамятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент»
Дата конвертации22.11.2012
Размер84.51 Kb.
ТипПамятка

Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов».

Сущность понятия «эксперимент»

Экспериментметод исследования, предполагающий выделение существенных факторов, влияющих на результаты педагогической деятельности, и позволяющий варьировать эти факторы в целях достижения оптимальных результатов.

Научный педагогический эксперимент, выполняемый в рамках научного исследования, имеет целью получить тот или иной педагогический эффект впервые, согласно теоретически сформулированной гипотезе; в научном исследовании новое знание является целью эксперимента, выступает в функции цели.

По словам Я. С. Турбовского, передовой педагогический, опыт – это итог личного, локального эксперимента педагога, воспитателя, руководителя.

Загвязинский В. И., Поташник М. М. считают, что именно эксперимент является средством (способом, механизмом, технологией) разработки и освоения новшеств, лежащих в основе каждого из путей обновления (то есть развития) учителя, ребенка, образовательного учреждения.

Для того чтобы в ходе эксперимента быстрее получить качественный результат (создать, разработать новшество), а также с целью снижения до минимума риска (ведь речь идет о детях), педагогический эксперимент должен быть тщательно продуман, детально разработан и грамотно организован.

^ Разработка программы эксперимента

Этапы подготовки программы эксперимента

  1. Обоснование актуальности темы, поиск и формулирование проблемы.

  2. Определение объекта и предмета экспериментального исследования.

  3. Формулировка цели эксперимента.

  4. Идея и замысел. Разработка гипотезы.

  5. Декомпозиция цели в веер задач.

  6. Выбор конкретных методик и методов опытно-экспериментальной работы.

  7. Определение сроков и этапов эксперимента. Планирование резервного времени. Определение базы экспериментальной работы.

  8. Прогнозирование при подготовке эксперимента: прогноз ожидаемых положительных результатов, возможных потерь и негативных последствий, компенсаций этих потерь и последствий.

  9. Критерии оценки ожидаемых результатов.

  10. Разработка показателей оптимальности процесса, текущих, конечных и отдаленных результатов экспериментальной работы.

Структура программы эксперимента:

1. Тема эксперимента

2. Исполнитель эксперимента

3.Научный руководитель эксперимента или консультант

4. Актуальность темы

5. Идея эксперимента

6. Замысел эксперимента

7. Объект экспериментирования

8.
Предмет экспериментирования

9.а) Педагогическая цель

б) Цель эксперимента

10. Задачи эксперимента

11. Гипотеза эксперимента

12. Диагностический инструментарий

13. Критерии оценки ожидаемых результатов

14. Сроки эксперимента

15. Этапы эксперимента

16. Прогноз возможных негативных последствий

17. Способы коррекции, компенсации негативных последствий

18. Состав участников эксперимента

19. Функциональные обязанности

20. База эксперимента

21. Масштаб эксперимента

22. Тип эксперимента

23. Статус эксперимента

24. Форма представления результатов эксперимента для массовой практики

25. Научно – методическая обеспеченность эксперимента.

Согласование и утверждение программы эксперимента

Эксперименты требуют одобрения педагогического совета школы, специального разрешения органов управления образованием разных уровней. Субъекты управления образованием, разрешающие эксперименты в школе, создают экспертные комиссии и советы для рассмотрения, утверждения и экспертизы программ экспериментальной деятельности.

Экспериментальная деятельность образовательного учреждения, группы педагогов или одного педагога позволяет рассчитывать на материальную, финансовую, научно-консультативную, методическую и прочую помощь.

Проведение эксперимента

Процедура реализации программы эксперимента

  • Отбор участников и их предварительная подготовка.

  • Кооперация и разделение труда в коллективном поиске.

  • Создание творческой атмосферы для исследования.

  • Корректировка последовательности исследовательских процедур.

  • Текущее и поэтапное отслеживание процесса и его результатов.

  • Научно-методическое сопровождение реализации программы.

  • Организация научно-методического или методологического семинара, работы проблемных, творческих групп.

  • Работа с учащимися как участниками эксперимента.

  • Работа с родительской общественностью.

Этапы подготовки и проведения эксперимента

Диагностический этап: анализ затруднений учителей, руководителей управленческих звеньев, анализ состояния учебно-воспитательного процесса по проблеме, выявление и формулировка противоречий, нуждающихся в скорейшем разрешении с помощью каких-либо изменений, новых методик, технологий, структур, нового функционала и т.п. Выявление проблемы эксперимента и обоснование его актуальности.

Прогностический этап: постановка цели, ее декомпозиция в веер задач эксперимента. Гипотеза, ее виды, способы выдвижения и развития. Эвристические механизмы рождения гипотезы. Роль фактов. Теоретическая платформа, идеи и замысел преобразований. Построение модели новой технологии (методики, структуры, системы мер и т.д.), формулирование гипотезы, прогнозирование ожидаемых положительных результатов, а также возможного ущерба, потерь, негативных последствий и т.п., продумывание компенсационных механизмов (мероприятий, резервов и пр.). Разработка развернутой программы эксперимента. Экспертиза и утверждение программы.

Организационный этап: обеспечение условий для реализации программы эксперимента, подготовка материальной базы эксперимента, финансовое обеспечение эксперимента, распределение функций, организация специальной подготовки кадров, научного и методического обеспечения экспериментальной работы, материальное и моральное стимулирование и самостимулирование учителей, ведущих эксперимент, поиск, выбор и привлечение научного руководителя или консультанта.

Практический этап: осуществление системы мер, заложенных в гипотезе, выбор носителей нововведений, создание благоприятных условий, реализация новой технологии (методики, системы мер и т.п.), за счет которой ожидается повышение эффективности обучения, воспитания, развития детей или управления школой. На практическом этапе целесообразно разрабатывать план экспериментальной работы. Он может быть составлен в форме комплексно-целевой программы. Например,

Цель: …

Задачи: …

п/п

Система целесообразных форм и мер организации

Цель

^ Содержание деятельности

Август

Сентябрь

Октябрь

Ноябрь

Декабрь

1















Обобщающий этап: обработка данных, соотнесение результатов эксперимента с поставленными целями, анализ всех результатов, корректировка гипотезы (модели, новой технологии) в соответствии с результатами, оформление и описание хода и результатов эксперимента.

Внедренческий этап: распространение новой методики (или внедрение как управляемый процесс) в коллективе; направленная организация опыта по реализации разработанного новшества в ходе эксперимента.

^ Оценка результатов эксперимента

Отслеживание процесса и результатов экспериментальной деятельности

Для отслеживания процесса и результатов экспериментальной деятельности целесообразно разработать программу мониторинга эксперимента.

Мониторинг в образовании (от лат. monitor – предостерегающий) – система отслеживания протекания образовательного процесса с периодическими диагностическими срезами рубежного и итогового контроля результатов с помощью сопоставимых диагностических методик (желательно стандартизированных) на основе комплекса четко и операционально-определенных критериев, показателей. Если эксперимент носит не индивидуальный, а коллективный характер, примерная программа мониторинга экспериментальной деятельности может включать:

  1. Цель и задачи, объект и предмет мониторинга

  2. Обоснование структуры и модели мониторинговых исследований

  3. Правовое обеспечение мониторинга (положения о диагностировании, о лаборатории мониторинга и т.п.)

  4. Программа информационно-аналитической деятельности

    Критерии

    Показатели

    Предмет мониторинга

    Процедуры

    мониторинга

    Периодичность сбора

    информации

    Выход

    Ответств.
















  5. Банк диагностических методик (для отслеживания результатов по каждому показателю должен быть подобран комплекс диагностических методик)

Инструментом мониторинга является педагогическая диагностика. Педагогическая диагностика - одновременное оперативное изучение и оценка, регулирование и коррекция процесса или явления на уровне деятельности школьников, педагогов и руководителей образовательных учреждений.

^ Под диагностированием (диагностическим обследованием) понимается алгоритм действий педагогов-практиков регулярно повторяющегося изучения с помощью специально разработанных и адаптированных (к данным условиям) методик изучения различных элементов педагогической системы, для анализа их состояния, тенденций развития и необходимой коррекции.

Диагностирование осуществляется в соответствии с действующими правовыми и нормативными документами федерального и регионального и муниципального уровней.

^ Целью диагностирования является информационное обеспечение данными о фактическом состоянии педагогических процессов или явлений в ходе экспериментальной работы.

Этапы отслеживания результатов экспериментальной деятельности

  1. Начальная диагностика учебно-воспитательного процесса. Проведение исходных констатирующих срезов.

  2. Фиксация текущих результатов в ходе осуществления гипотезы, экспериментальной системы мер.

  3. Проведение итоговых срезов. Сравнение полученных результатов с прогнозируемыми.

  4. Анализ положительных результатов и отрицательных последствий применения запланированных действий.

  5. Анализ непредвиденных и побочных результатов эксперимента.

  6. Корректировка гипотезы, экспериментальной методики (технологии, структуры, алгоритма действий и т.п.).

Оформление результатов эксперимента

Результаты экспериментальной деятельности можно отразить в различных формах. Это может быть выступление на заседании педагогического совета школы, конференции, научно-методического отчета, на заседаниях лабораторий, кафедр, ученых и экспертных советов, подготовка рекомендаций, текста доклада, статьи в журнал или сборника по итогам экспериментальной работы. Кроме того, программу экспериментальной деятельности, комплекс экспериментальных действий можно представить в виде целостного описание опыта по итогам проведенного эксперимента. Ознакомиться с требованиями к итоговому отчету и комплекту отчетных документов можно на сайте Белгородского регионального ИПКППС, раздел «Эксперимент» - Режим доступа: http://ipkps.bsu.edu.ru/source/experiment/experiment.asp.




Похожие:

Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconПротокол следственного эксперимента г. Москва 200 года Следственный эксперимент начат в часов мин
Упк РФ произвел следственный эксперимент по уголовному делу № с целью
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconМетодика подготовки учащихся к решению заданий с 2 (мысленный эксперимент) егэ по химии
В 2012 году в задании С2 егэ по химии предусмотрено изменение. Учащимся будет предложено описание химического эксперимента, в соответствии...
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconМетодика оценки уровня квалификации
Материалы подготовлены на основе обобщения и анализа результатов общественно-профессионального обсуждения и апробации методики в...
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconМ., 1981 г. Предмет методики развития речи детей Сущность методики и ее методологическая основа
Методика обучения русскому языку является отраслью педагогической науки. В ней выделены методика развития речи в детском саду и методика...
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconМетодика шкалирования результатов егэ в 2012 г
Методика шкалирования результатов егэ, используемая в 2012 г., соответствует методике 2011 года. При этом реализуется поэтапное установление...
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconМетодика шкалирования результатов егэ в 2012 г
Методика шкалирования результатов егэ, используемая в 2012 г., соответствует методике 2011 года. При этом реализуется поэтапное установление...
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconНазвание эксперимента
Данный эксперимент с 2009 года проводится на уроках и во внеурочное время. В данное время проводится с учениками 3 класса
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconО системном отборе ядерного содержания образования по орфографии и пунктуации
В статье представлена научно обоснованная система отбора основного (ядерного) материала по орфографии и пунктуации и методика его...
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconПрограмма эксперимента: "Школа как социокультурный центр". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14
Однако целый ряд личностных особенностей, не находящих должной корректировки со стороны воспитательной среды, может приводить к социально-психологической...
Памятка: «Методика проведения эксперимента и обобщения его результатов». Сущность понятия «эксперимент» iconГусев Ю. А. Введение в православный взгляд
Культура сложный и весьма разветвленный объект анализа и точек зрения на его сущность может быть масса. Нам надо формулировать свой...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов