Уроках математики
Уроках математики icon

Уроках математики



НазваниеУроках математики
Дата конвертации22.11.2012
Размер45.13 Kb.
ТипУрок

РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕССКОГО МЫШЛЕНИЯ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ

М.А. Косицина


Современный уровень развития общества и соответственно сведения, почерпнутые из различных источников информации, вызывают потребность уже младших школьников вскрыть причины и сущность явлений, объяснить их, т.е отвлеченно мыслить.

В начальной школе ученик должен овладеть умением учиться. Многочисленные наблюдения педагогов, исследования психологов показали, что ребенок, не научившийся учиться, не овладевший приемами мыслительной деятельности начальных классах, в средних, обычно переходит в разряд неуспевающих. Поэтому одним из важных направлений в решении этой задачи выступает создание условий, обеспечивающих полноценное умственное развитие, навыков мыслительной деятельности, качеств ума, творческой инициативности.

Вопрос об умственных возможностях младшего школьника в разное время решался по-разному. В результате ряда исследований выяснилось, что умственные возможности ребенка шире, чем предполагалось ранее, и при создании условий, т.е при специальной методической организации обучения, младший школьник может усваивать абстрактный, теоретический материал.

Особенно это проявляется на уроках математики. Роль математики в развитии логического мышления исключительна велика. Причина столь исключительной роли математики в том, что это самая теоретическая наука из всех изучаемых в школе. В ней высокий уровень абстракции и в ней наиболее естественным способом изложения знаний является способ восхождения от абстрактного к частному.

Развитие логического мышления ребенка подразумевает формирование логических приемов мыслительной деятельности , а также умения понимать и прослеживать причинно-следственные связи явлений и умения выстраивать простейшие умозаключения на основе причинно-следственной связи.

При организации специальной развивающей работы над формированием логических приемов умственных действий – анализа и синтеза, сравнения, классификации, сериации, аналогии, систематизации, абстрагировании – наблюдается значительное повышение результативности этого процесса независимо от исходного уровня развития ребенка.

Обучая ребенка логичности мышления, учитель должен использовать естественный логический язык мышления. Опыт российских учителей я считаю очень ценным и предлагаю примеры заданий, которые гармонично вписываются в урок математики.

Поиск различных признаков предмета:

  • Прочитай по-разному выражение 17-6 (17 уменьшили на 6; разность чисел 17 и 6; из 17 вычесть 6).

  • Расскажи, что ты знаешь о числе 543. (Это число трехзначное; оно записано цифрами 5, 4, 3; в нем 543 единицы и т.
    д)

  • Сколько углов, сторон и вершин у шестиугольника?


Задания, направленные на развитие умения сравнивать:

  • Чем похожи между собой все числа 30, 50, 80, 10 (разрядные десятки)

  • В чем сходство и различие выражений 8+4 и 8-4; 5*6 и 6*5.

  • Текстов задач:

Саша поймал 3 окуня, а Витя – 9. На сколько больше поймал окуней Витя, чем Саша?

Саша поймал 3 окуня, а Витя – 9. Во сколько раз больше поймал окуней Витя, чем Саша?

Задания, направленные на умение выделять существенные признаки предметов:

  • Найди среди следующих записей уравнения, выпиши их и реши.

40+х>56 65-5=60 90-х=42

69-х-9=40 49-9<80 х-9=10

  • Разбейте данные выражения на группы по какому-то признаку: 7+9, 12+3, 23-17, 24+6, 13-8, 9-7, 5+13, 8+7, 34-12

Задания, направленные на развитие умения обобщать:

  • Сравни выражения, найди общее в полученных неравенствах и сделай соответствующие выводы:

4+3….4*3 5+2….5*2

5+4…5*4 6+3…6*3

  • Найди сумму. Сравни ее с каждым слагаемым. Сделай соответствующий вывод.

Слагаемое

1

2

3

4

5

6

7

Слагаемое

3

3

3

3

3

3

3

Сумма
























^ Постановка различных заданий к данному математическому объекту:

  • К концу учебного года у Ани осталось 2 чистых листа в тетради по русскому языку и 7 чистых листов в тетради по математике. Поставь к этому условию сначала такой вопрос, чтобы задача решалась сложением, а потом такой вопрос, чтобы задача решалась вычитанием.

  • В коробке было 9 фломастеров. Когда из коробки взяли несколько фломастеров, В ней осталось 5. сколько фломастеров взяли. Составь краткую запись и начерти схему к задаче.

Таким образом, развитие логического мышления у младших школьников возможно только при формировании всех его операций. При систематическом включении в процесс обучения логических упражнений дети учатся сравнивать математические объекты, выполнять простейшие виды анализа и синтеза, устанавливать связи между родовыми понятиями. В младшем школьном возрасте мышление является доминирующей функцией. Благодаря этому интенсивно развиваются, перестраиваются сами мыслительные процессы и, с другой стороны, от интеллекта зависит развитие остальных психических процессов.

В этот период школьное обучение должно строиться таким образом, чтобы словесно-логическое мышление получало преимущественное развитие. Актуальность проблемы развития логического мышления подтверждается активным внедрением в современную школу различных типов развивающего обучения. Широко известны авторские системы Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова, Л.В. Занкова. Но и в традиционной школе есть возможности осуществлять развивающую учебную деятельность младших школьников. Поэтому так важно правильно организовать уроки математики.


Список литературы.

  1. Веденов. А.А.Моделирование элементов мышления. – М.: наука, 1988.

  2. Гайтшут А.Г. Математика в логических упражнениях. – Киев: Родная школа, 1995.

  3. Подгорецкая Н.А. Изучение процессов логического мышления. – МГУ, 1980.




Похожие:

Уроках математики iconПрезентации на уроках математики Презентации на уроках математики
Модулем числа х называется расстояние от начала отсчета до точки, изображающей число х на координатной прямой
Уроках математики iconМетодические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»
В статье автор описывает ряд методических приемов, способствующих осуществлению продуктивной учебной деятельности школьников на уроках...
Уроках математики iconУроках математики учитель математики I категории
В процессе обучения математике происходит интеллектуальный рост школьников, проявляющийся в развитии и обогащении различных сторон...
Уроках математики iconИсследование на наших уроках и во внеклассной работе проводится под руководством учителя. В 5-7 классах исследовательскую работу осуществляем через
Мастер-классе «Виды исследовательских работ учащихся на уроках математики в 7-м классе»
Уроках математики iconСеминар для заместителей руководителей оу по вр «Портфолио достижений школьников»
Практический семинар для учителей математики «Дифференцированное обучение на уроках математики»
Уроках математики iconОпыт работы учителя математики Прокопенко Тамары Кирилловны Управление образования администрации г. Белгорода Формирование умений учиться посредством овладения системой алгоритмических предписаний на уроках математики
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №11
Уроках математики iconКомпетентностный подход в обучении и использование его при проектировании уроков математики
«Компетентностный подход в образовании. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики»
Уроках математики icon«Использование икт на уроках математики» Слободчикова И. В
В настоящее время одна из самых основных задач образования – это вхождение в современное информационное общество. В учебный процесс...
Уроках математики iconАнализ работы методического объединения учителей математики, физики моу дятьковская средняя общеобразовательная школа №5 за 2008-2009 учебный год
«Реализация проекта «Воспитать гражданина» в системе личностно-ориентированного образования на уроках математики и физики. Внедрение...
Уроках математики iconПрограмма «Живая геометрия» рассчитана на поддержку школьного курса геометрии и может быть использована при индивидуальной работе с учащимися. «Живая геометрия»
В современной школе компьютер все шире используется не только на уроках информатики, но и на уроках математики, химии, биологии,...
Уроках математики iconИспользование проблемных ситуаций на уроках математики в развитии творческого мышления младших школьников

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов