Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» icon

Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»



НазваниеДворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»
Дата конвертации18.12.2012
Размер28.56 Kb.
ТипДокументы
1. /48.docxДворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»

Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад»


«Эгоистичные, как дети, и дряблые, как старики,

они опоздали вовремя умереть и ноют,

ничего не видя вокруг себя, ничего не понимая».

М. Горький


Пьеса А. П. Чехова «Вишнёвый сад» была создана в 1903— 1904 годах. Относительно её жанра — что это — драма или комедия? — спор продолжается и поныне.

Сам автор настаивал на том, что это не драма, а комедия, местами даже фарс. Спор Чехова с постановщиком пьесы Станиславским имел принципиальное значение. Один из критиков пи¬ал, что «Вишнёвый сад» — это «памятник над могилой симпатичных белоручек».

Проблематика пьесы явилась откликом на вопросы, волновавшие русское общество перед революцией 1905 года. Основная тема пьесы — гибель дворянского гнезда. В ней глубоко затронуты вопросы гибели старого уклада жизни. А вишнёвый сад — это символ старой помещичьей России. Он переходит в руки новых владельцев вместе с самой Россией. Гибель дворянского класса была исторически закономерна Остатки феодально-дворянского строя должны были рухнуть и рухнули под напором капитализма. Победа Лопахина над Гаевым и Раневской — вторая тема пьесы. В образах Трофимова и Ани представлена Россия будущего. Это третья тема пьесы, хотя даже сам Чехов признавал, что она не «прописана» до конца.

Кто же такие эти «симпатичные белоручки»?

Вишнёвый сад дорог его владельцам — Раневской, Гаеву, дорог как воспоминание о детстве и молодости, благополучии, о лёгкой, изящной жизни. Они плачут о потере сада, но, фактически, именно из-за их неспособности выйти из своих финансовых проблем они отдают свой любимый сад под топор. Поэзия вишнёвого сада и его «дворянское прошлое» заслоняют от них жизнь и требования нового времени. Лопахин правильно называет их «легкомысленными, неделовыми, странными людьми».

На первый взгляд Раневская кажется милым и привлекательным человеком. Личная жизнь её сложилась неудачно. Потеряв мужа и сына, она поселилась за границей и тратит средства на человека, который её обманул и продолжает обирать. Чувства её выражаются несколько преувеличенно, что заставляет усомниться в их силе и глубине. Несколько странно выглядит восхищение «шкафиком» и «столиком».

Раневская умна и способна трезво сама себя оценить, но ничего изменить и исправить не умеет. Она упрекает себя за то, что бессмысленно тратит деньги, в то время как бедная Варя экономит на еде, но продолжает сорить деньгами. Она привязана к Ане и Варе, но уезжает, фактически оставив их на произвол судьбы, забрав последние деньги. Даже её любовь — это тоже своего рода отрыв от реальности, ибо эта любовь к человеку подлому и бесчестному.
Скорее всего, как и со своими экономическими проблемами, она не в силах в ней разобраться, так как «плывёт по течению».

И все же в Раневской многое вызывает симпатию. При всей сентиментальности, безволии в ней есть бескорыстная доброта, широта натуры, способность к искреннему, горячему чувству. Её искренне любит Петя Трофимов, а Лопахин говорит, что она хороший, лёгкий, простой человек.

Гораздо мельче Раневской её брат Гаев. И он способен говорить простые, искренние слова и со стыдом понять собственную глупость и пошлость. Но недостатки сестры - легкомыслие, непрактичность, безволие —доходяту Гаева до карикатурных размеров. Любовь Андреевна только целует в порыве умиления шкаф, а Гаев в порыве умиления произносит перед ним речь в «высоком стиле», впадая в слезливый восторг. В собственных глазах он — аристократ самого высокого круга, которому мешают «грубые» запахи. Высокомерно относится он к людям, которые ниже его по происхождению, хотя и понимает, что такие, как Лопахин, скоро вытеснят его и из вишнёвого сада, и из жизни.

Единственное, на что действительно способен этот либеральный барин, это много и красиво говорить, строить неосуществимые планы, напоминающие маниловские.

На протяжении пьесы Раневская и Гаев переживают крушение последних надежд, большое душевное потрясение, лишаются дома, семьи, но так и остаются неспособными что-либо понять, чему- либо научиться, сделать что-нибудь полезное.

В конце пьесы они приходят не только к разорению, но и к краху духовному. Они вольно или невольно предают всё, что, казалось, было им дорого: и сад, и родных, и верного Фирса, которого забывают в запертом барском доме.

Раневская возвращается в Париж к своей нелепой «любви», а Гаев, вполне примирившись с происшедшим, пойдёт служить в городскую управу.

И все же понимаешь и принимаешь ту тихую грусть, которой пронизана вся пьеса. Грусть о погибающем прекрасном саде, об уходящих милых, добрых, несколько эгоистичных, ни к чему не способных людях, которых, как понимал Чехов, ничего не ждёт впереди.




Похожие:

Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconСвоеобразие сюжетного построения пьесы Чехова «Вишневый сад» Чехов писал печальные книги для веселых людей. В. В. Набоков «Вишневый сад»
«Вишневый сад» — удивительное произведение русской литературы. Его создавал смертельно больной автор, сознающий близость своего ухода....
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconА. П. Чехов считал, что «Вишнёвый сад» по жанру
В пьесе был единственный образ, к которому А. П. Чехов отнёсся без тени иронии, с нежностью и любовью. Кто это?
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconА. П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Душечка», «Студент», «Вишневый сад». И. А. Бунин «Жизнь Арсеньева»
А. П. Чехов «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви», «Ионыч», «Смерть чиновника», «Хамелеон», «Душечка», «Студент», «Вишневый...
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconДокументи
1. /ВИШНЁВЫЙ САД.docx
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconЛитературный вечер «В гостях у Антоши Чехонте», посвященный 150-летию со дня рождения А. П. Чехова
Цель: повторить известные уч-ся по средней школе рассказы, развивать память уч-ся, актерские способности; воспитывать интерес к творчеству...
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconОсобенности жанра драматической миниатюры в творчестве а. П. Чехова
Чехова, при проведении внеклассных мероприятий и факультативных занятий в старших классах общеобразовательных школ, а также при чтении...
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconА. П. Чехов. «Вишневый сад»
Для анализа пьесы необходим список действующих лиц, причем с авторскими ремарками-комментариями. Приведем его здесь полностью, что...
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconМетодическая разработка урока-диспута по литературе в 11 классе с применением интерактивного оборудования «обездоленные люди: судьба или стечение обстоятельств?» (по пьесе А. М. Горького «На дне»)
«Обездоленные люди: судьба или стечение обстоятельств?» по пьесе А. М. Горького «На дне» и выясним, существуют ли такие люди сегодня....
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconА. П. Чехова «толстый и тонкий» Приложение №2 Текст относится к жанру рассказ
А. П. Чехов добился небывалой в литературе вместительности, ёмкости формы. «Умею коротко говорить о длинных вещах». По внешней видимости...
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconРассказ Чехова «Смерть чиновника» иответьте на вопросы по тексту
Прочитайте внимательно рассказ Чехова «Смерть чиновника» и ответьте на вопросы по тексту
Дворянство в пьесе А. П. Чехова «Вишнёвый сад» iconОбраз Хлестакова
Николай Васильевич Гоголь в пьесе «Ревизор» высмеял чиновничество, проходимцев и плутов
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов