Образ автора в романе \"герой нашего времени\" icon

Образ автора в романе "герой нашего времени"



НазваниеОбраз автора в романе "герой нашего времени"
М. Ю.Лермонтов
Дата конвертации17.12.2012
Размер39.21 Kb.
ТипДокументы
1. /152.docxОбраз автора в романе "герой нашего времени"

ОБРАЗ АВТОРА В РОМАНЕ "ГЕРОЙ НАШЕГО ВРЕМЕНИ"


Мне жизнь все как-то коротка. И все боюсь, что не успею я свершить чего-то.

М. Ю.Лермонтов

Именем М. Ю. Лермонтова открывается новая страница русской литературы. Чтобы правильно понять творчество Лермонтова, необходимо знать политическую обстановку, сложившуюся в России в 30-е годы XIX века, так как она оказала большое влияние на формирование Лермонтова как человека и писателя. Николай I, жестоко расправившийся с декабристами, старался искоренить идеи свободолюбия. Молодое поколение не могло выступить против царского режима, но, несмотря на реакцию, лучшие люди 30-х годов продолжали бороться, и среди них первым был Лермонтов. Мотивы избранничества и жертвенности звучат почти во всех его стихах, эту же тему поэт раскрывает и в "Герое нашего времени". Как часто в лирике Лермонтова и в раздумьях Печорина мы встречаем печальное признание того, что люди их поколения не смогут совершить ничего достойного, живут зря. Мы говорим, что Печорин - типичный герой 30-х годов, значит, и в Лермонтове есть что-то от его героя. Как перекликаются слова Печорина о том, что он презирает жизнь, с лермонтовскими словами: "Но судьбу я и мир презираю", поэтому-то в "Герое нашего времени" мы так явственно слышим голос автора.

Что общего у Лермонтова с его героем? Несомненно, что они были близки, ведь им пришлось жить в невероятно трудное и тяжелое время. Они жили в эпоху "безвременья", породившую страшную болезнь: в условиях самодержавно-полицейского государства "силы необъятные", дремавшие в молодом поколении, не могли найти себе достойного применения. Люди, одаренные от природы умом и волей, пламенным сердцем, остро переживали эту трагедию. В размышлениях Печорина навязчиво повторяется образ человека, прикованного к чиновничьему столу, вынужденного весь век оставаться титулярным советником. Вспомним, что уже в ранних стихах Лермонтова слышатся горькие жалобы на жизнь, "где стонет человек от рабства и цепей", а в зрелые годы поэт вкладывает в уста бывалого солдата, рассказывающего о героизме русских воинов при Бородине, горький упрек: "Богатыри - не вы", обращенный к сверстникам поэта. О них, о своих современниках, Лермонтов писал:

Печально я гляжу на наше поколенье!

Его грядущее - иль пусто, иль темно,

Меж тем, под бременем познанъя и сомненья,

В бездействии состарится оно".

Лермонтов доказал, что он имеет право упрекать свое поколение в бездействии, изобразив главного героя типичным представителем тех юношей, которые сначала вступили в конфликт с обществом, а потом уже не пытались бороться против установившегося порядка, они выдохлись и не имели достаточно сил, чтобы бороться.

Печорин - это плод воображения самого автора, а любой автор волей или неволей через своего героя выражает свои сокровенные мысли, свою жизненную позицию. Изображая Печорина, Лермонтов невольно в общих чертах дал свой собственный портрет. Иван Тургенев в своих литературных воспоминаниях пишет о Лермонтове: "В наружности Лермонтова было что-то зловещее и трагическое, какой-то сумрачной и недоброй силой, задумчивой презрительностью и страстью веяло от его лица, от его больших, неподвижно-темных глаз. Их тяжелый взор странно не согласовывался с выражением почти детских нежных и выдававшихся губ". Почти такое выражение было и у Печорина. Противоречие глаз и рта - особенность его внешнего облика.

Лермонтов был выше и глубже своего героя. Тургенев верно разгадал причины тяжкой грусти, томившей поэта: "Внутренне Лермонтов скучал глубоко: он задыхался в тесной сфере, куда его втолкнула судьба". Печорин тоже скучает в светском обществе, оно его даже не забавляет.

В чем суть трагедии Лермонтова и Печорина? Мне кажется, эту мысль хорошо выразил Герцен, он писал в своей книге "О развитии революционных идей в России": "Нам дают обширное образование, нам прививают желания, стремления, страдания современного мира и нам кричат: "Оставайтесь рабами, немыми, бездеятельными, или вы погибли". Тот же крик души содержится и в стихотворении Лермонтова "Монолог":

К чему глубокие познанья, жажда славы, Талант и пылкая любовь свободы, Когда мы их употребить не можем?.. И нам горька остылой жизни чаша; И уж ничто души не веселит. В статьях о Лермонтове, написанных после его смерти, много говорилось о "демонизме", о тоске, печали, об отчаянии одинокой души. Таковым был и Печорин. Что-то демоническое и роковое ощущается в его натуре. Он несчастен, и сам приносит людям несчастье. Это как заразная болезнь, от которой нет лекарства. Печориных было большинство в молодом поколении 30-х годов, однако мы не можем причислить к их числу самого Лермонтова. Ведь его не согнула полицейская дубинка, не запугали ссылки и угрозы. Лермонтов прошел через исключение из университета, его волю не сломили две ссылки, и лучшее доказательство этому - смелость, с которой он бросал в лицо ("Свободы, Гения и Славы палачи!") свои стихи, "облитые горечью и злостью", и мужество, которое нужно было для создания "Героя нашего времени".

Николай I писал жене о книге Лермонтова: "По моему убеждению, это жалкая книга, обнаруживающая большую испорченность ее автора". Реакционные круги поспешили очернить писателя, заявив, что в Печорине он изобразил самого себя. В предисловии к роману Лермонтов язвительно высмеял попытки поставить знак равенства между автором романа и его героем. Поэт подчеркнул, что в образе Печорина дан не портрет одного человека, а художественный тип, вобравший в себя черты целого поколения молодых людей начала века. Однако, на мой взгляд, роман все-таки отчасти автобиографичен. Новиков, исследовавший жизнь Пушкина и Лермонтова, пишет в своей повести "О душах живых и мертвых" о том, что прообразом Веры из "Героя нашего времени" послужила Варенька Бахметьева, которую Лермонтов страстно любил, а ее муж Бахметьев (старый ревматик) - прообраз мужа Веры.

Что давало Лермонтову силу, что помогло ему стать великим поэтом и писателем? Ведь одного, даже огромного, таланта мало для этого. Силу эту черпал он в родной земле, в своей "странной любви" к Родине. Если в дневнике Печорина, рассказывающем о его мыслях и чувствах за довольно долгий промежуток времени, нет и слова о России, то все мысли и стихи Лермонтова проникнуты любовью к ней, чувством внутренней связи с народом. Эта высокая любовь озарила короткую жизнь Лермонтова, сделала его великим. Среди унылой толпы Печориных, прошедших без следа, "не бросивши векам ни мысли плодовитой", нет М.Ю.Лермонтова. И если Печорин был жертвой своего времени, то Лермонтов - настоящим его героем.



Похожие:

Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconРеферат по литературе на тему: «Система образов в романе М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Содержание. Реферат по литературе 1 Вступление. 3
Наряду с «Евгением Онегиным» А. С. Пушкина, «Мертвыми душами» Н. В. Гоголя лермонтовский «Герой нашего времени» находится у истоков...
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconДокументи
1. /6. Лермонтов/Герой нашего времени/Герой нашего времени.doc
2. /6....

Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconГерой нашего времени: отрицательная личность или защитный панцирь от окружающего мира?
Герой нашего времени. Когда мы слышим эту фразу, сейчас же представляем себе отрицательного во всех отношениях человека. Это становится...
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconСмысл названия и своеобразие главного героя романа М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»

Образ автора в романе \"герой нашего времени\" icon9 билет 3 вопрос
Почему Печорин не спешит на встречу с Максимом Максимовичем? (По роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»)
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconЛитература 1 стих-е о природе выучить ( с. 313-317)
Достоевского. Можно готовиться к написанию сочинения на одну из тем: Теория идеи Раскольникова и ее крах. Петербург в романе Достоевского....
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconА. С. Пушкин «Евгений Онегин». М. Ю. Лермонтов «Герой нашего времени»
В. А. Жуковский. Баллады «Людмила», «Светлана», «Адельстан», «Перчатка», «Лесной царь», «Суд божий над епископом»
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" icon«Герой нашего времени»
Это изречение актуально и в нашей жизни. Мы можем составить портрет героя, опираясь на картину современного общества и произведение...
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconИгра по роману М. Ю. Лермонтова «Герой нашего времени»
Учитель сообщает учащимся о том, что сегодня они посоревнуются и узнают, кто из них лучше знает роман М. Ю. Лермонтова (соревнуются...
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" icon1. лирический герой есенина как выраже ние русской национальной психологии
Этот образ чрезвычайно эмоционален, противоречив, ему свойственны и тончайшие, нежнейшие движения души, и в то же время слава скандалиста...
Образ автора в романе \"герой нашего времени\" iconГерой художественного произведения. Герой-подросток в мире художественного слова
Герой худож. Проиведения как главное действующее лицо сюжета. Герой-подрос- ток в худ произв-и
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы