Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой icon

Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой



НазваниеМарина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой
Дата конвертации13.10.2012
Размер51.85 Kb.
ТипДокументы
1. /МАРИНА ЦВЕТАЕВА.docМарина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой



МАРИНА ЦВЕТАЕВА

Многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой




«Каждый стих — дитя любви...»

М.Цветаева

Редкий поэт обладал такой цельностью и абсолютным сход­ством со своими стихами, как Марина Цветаева. Мало кто умел и умеет сохранить максимализм, который принято называть юношеским, всю жизнь: так неумело, нелепо, вызывающе с точ­ки зрения обывателя жить и так блестяще, щедро, плодотворно писать. И при всем несходстве юных стихов и стихов зрелых от первой до последней строки лирика Цветаевой пронизана напря­жением, энергией в отношении к миру и человеку, ко всему, что происходит внутри себя. Форма — иная, безудержность — та же. Вот и найдено слово. В ранних стихах Марины Цветаевой многолика не любовь, многолика сама она.

Вглядимся в фотографии юной Марины. Какое несходство! Крупная, причесанная гладко девочка в очках рядом с отцом (1909), коктебельский сорванец в шароварах и тюбетейке (1911), мечтательная  Сильная юная дама с кольцами на смуглых пальцах (знаменитые цветаевские серебряные «кольцы») — это уже 1913 год. А дальше — чёлка, сигарета, и всё большая редкость черт, и насмешливая зор­кость взгляда - куда угодно, только не в объектив фотоаппарата... В ранней лирике Цветаевой словно бы отразился поиск облика, поиск внешней оболочки для выплескивающейся души:

 «Кто создан из камня, кто создан из глины,

 А я серебрюсь и сверкаю!

Мне дело — измена, мне имя — Марина,

Я — бренная пена морская».

И в любовных стихах Цветаева предстаёт то юной тарусской барышней — тургеневской или, вернее, бунинской:

«Не целуй! Скажу тебе, как другу:

Целовать не надо у Оки!

Почему по скошенному лугу

 Не помчаться наперегонки?»

То — роковой и надменной красавицей:

 «Вы можете — из-за других —

Моих не видеть глаз,

Не слепнуть на моем огне,

 Моих не изъять сил...

 Какого демона во мне

Ты в вечность упустил!»

Или — опытной кокеткой, польской панной (в её предках тек­ла польская кровь) — обворожительной и легкомысленной!

«Но облик мой — невинно-розов,

Что ни скажи! —

Я виртуоз из виртуозов

В искусстве лжи».

И ещё:

«Быть как стебель и быть как сталь

 В жизни, где мы так мало можем...

Шоколадом лечить печаль

 И смеяться в лицо прохожим».

Это — ещё игра. Но в игре проскальзывает то неумолимо-цве­таевское, неподдающееся, отталкивающее от неё людей, разбива­ющее все  любови, как прибой (и о любимых — разбивающееся!).

Марина рано догадалась, что размеры её чувств раздражают лю­дей, устроенных иначе:

«Что же мне делать, певцу и первенцу,

 В мире, где наичернейший — сер!

 Где вдохновенье хранят, как в термосе!

 С этой безмерностью В мире мер?!»

И очень скоро Марина начинает примерять к себе не просто об­лик кокетки и красавицы, но — роковую судьбу Марины Мнишек, возгордившейся и отверженной. И судьбу Димитрия разделившей:

«Быть голубкой его орлиной!

Больше матери быть — Мариной!

Вестовым — часовым - гонцом -

Знаменосцем — льстецом придворным!

Серафимом и псом дозорным

Охранять неспокойный сон».

Здесь уже появляется нота полной растворённости в том, что любишь, кого любишь. Отдать, ничего не требуя взамен. Оберечь, утешить, простить все слабости:

«Я - страница твоему перу.

Всё приму. Я белая страница.

 Я — хранитель твоему добру:

Возвращу и возвращу сторицей».

Но высшая любовь и нежность Цветаевой — сродни материн­ской, всепрощающей, не мечтающей удержать:

 «Материнское — сквозь сон — ухо.

 У меня к тебе наклон слуха,

 Духа - к страждущему: жжет? да?

 У меня к тебе наклон лба,

 Дозираюшего верховья.

У меня к тебе наклон крови

К сердцу, неба — к островам нег».

Есть в душевном мире Цветаевой чувство, присущее только щедрой и высокой душе, — чувство восхищения прекрасным в человеке. Этим светлым ликующим восхищением пронизаны её стихи к О. Мандельштаму:

«Я знаю: наш дар — неравен.

Мой голос впервые - тих.

 Что Вам, молодой Державин,

Мой невоспитанный стих!


На страшный полёт крещу Вас!

- Лети, молодой Орел!

 Ты солнце стерпел, не щурясь —

Юный ли взгляд мой тяжёл?»

Иногда Цветаева могла и преувеличивать достоинства того, о ком писала. И за очарованностью следовало разочарование — горькое и безудержное:

«Как живётся вам с простою

Женщиною? Без божеств?»

Это стихотворение называется «Попытка ревности». Иногда кажется, что Цветаева ревновала любимых не к себе — земной, плотской, обыкновенной, а к своему отвергнутому дару, к поэзии:

«О первая ревность, о первый яд

Змеиный — под грудью левой!

В высокое небо вперенный взгляд!

Адам, проглядевший Еву!»

К Цветаевой как будто приходит горькое осознание того, что счастливой любви не будет именно потому, что она — поэт, име­ющий крылья; крыльями, размахом их — пугающий:

 «Как правая и левая рука –

 Твоя душа моей душе близка.

 Мы смежены, блаженно и тепло,

Как правое и левое крыло.

Но вихрь встаёт — и бездна пролегла

 От правого — до левого крыла!»

 

В расставаниях Цветаевой есть гордость не просто Женщины, но творца:

«Ищи себе доверчивых подруг,

Не выправивших чуда на число.

Я знаю, что Венера — дело рук.

Ремесленник — и знаю ремесло...»

Отверженная и отвергающая женщин становится пророчицей. Сивиллой, защитницей всех попранных Любовей — Ариадны, Федры, Офелии:

«Принц Гамлет! Не Вашего разума дело

Судить воспалённую кровь...»

И всё-таки всегда её увлечения были тем топливом, из ко­торого загорались стихи — любые, не только любовные. Мари­на Цветаева не могла существовать как поэт иначе, чем снова и снова увлекаясь, восторгаясь, пытаясь поднять возлюбленного до своих высот:

«Никогда не узнаешь, что жгу, что трачу

Сердец перебой —

На фуди твоей нежной, пустой, горячей,

Гордец дорогой.

Никогда не узнаешь, каких не-наших

Бурь — следы сцеловал!

Не гора, не овраг, не стена, не насыпь:

Души перевал».

Да, каждая любовь Цветаевой — это действительно «перевал» души — по высоте, по накалу, по разреженности воздуха — как в горах. Примеряя различные облики, говоря разными голоса­ми, Цветаева всегда оставалась женщиной XX века — сильной и равной мужчине - по активности, по муке, по откровеннос­ти. Возлюбленная, не только отдающая тело и душу, не только подставляющая плечо и протягивающая руку, но ещё и подни­мающая другого до своего уровня, открывающая путь - в небо. И открывающая самый главный — грозный и прекрасный — лик любви:

«Я тебя высоко любила:

Я себя схоронила в небе!»



Похожие:

Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconУрок литературы в 11 классе Тема: «Если душа родилась крылатой…» (Поэтический мир Марины Цветаевой ) я жажду сразу всех дорог… М. Цветаева «Молитва» Ход урока
Марины Ивановны, ее идеалы и те поэтические приемы, с помощью которых она выражала свои чувства
Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconМарина Цветаева
Марина Ивановна Цветаева родилась 26 сентября (8 октября) 1892 года в московской профессорской семье
Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconУрок литературы в 11 классе Учитель Григорьева В. А. «Если душа родилась крылатой…» (Поэтический мир Марины Цветаевой) «Если душа родилась крылатой…»
На основе анализа произведений Цветаевой создать образы лирического героя и лирической героини ее поэзии
Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconМарина Цветаева

Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconБорис Леонидович Пастернак Природа в лирике Б. Пастернака
Природа в лирике Б. Пастернака Его грудь заполнена природой до предела… Кажется, с первым вздохом он вздохнул, втянул ее всю и всю...
Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconДуши прекрасные порывы…
Этим Цветаева хотела выразить, что даже самые великие шедевры изобразительного искусства не могут равняться по значению со Словом,...
Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconДуши прекрасные порывы…
Этим Цветаева хотела выразить, что даже самые великие шедевры изобразительного искусства не могут равняться по значению со Словом,...
Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой icon«Моим стихам настанет свой черёд…» Марина Цветаева Семья Цветаевых

Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconМузыкально-литературная гостиная
Как поэт предельной правды чувства Марина Цветаева, со всей своей непросто сложившейся
Марина цветаева многоликая любовь в лирике Марины Цветаевой iconВыезд – 02. 12. 2011
Елабуга – удивительно притягательный уютный городок с 1000-летней историей. С этим городом связаны жизни многих замечательных людей...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы