Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание icon

Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание



НазваниеПрограмма работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание
Дата конвертации09.10.2012
Размер366.72 Kb.
ТипПрограмма





Утвержден: Принят:

директор МОУ решением педагогического

Хребтовская СОШ № 11 совета МОУ Хребтовской

Федорова Н.Н. средней общеобразовательной

«___»______2010г школы №11

«___»_________2010г


Программа

работы с одаренными детьми

«Юные таланты»


Хребтовый 2010

Богучанский район

Красноярский край


Содержание

1. Паспорт программы…………………………………………………………….3

2. Пояснительная записка………………………………………………………...4-5

3. Современное состояние работы с одаренными детьми в школе……………5-7

3.1. Анализ работы с одаренными детьми по состоянию на

2009 - 2010 уч. год ………………………………………………………...5-6

3.2. Проблемы работы с одаренными детьми………………………………...6-7

4. Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок»,

теоретические основы работы с одаренными детьми………………………7-11

4.1 Одаренность как полинаучная категория………………………………..7-9

4.2 Современные стратегии, подходы и механизмы работы с одаренными

детьми………………………………………………………………………….9-10

4.3. Теоретические основания разработки программы…………………….10-11

5. Цель и задачи программы……………………………………………………...11

6. Ожидаемые результаты…………………………………………………………11

7. Этапы реализации программы……………………………………………...11-12


8. Принципы программы…………………………………………………………..12

9 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми…..12

10. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в

школе………………………………………………………………………………12

11. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся

школы…………………………………………………………………………….13

12. Организация исследовательской работы учащихся в школе………………..13

13. Организационное и функциональное обеспечение программы………...14 -15


14 Учитель в системе реализации программы……………………………………15
15  Работа с педагогическим коллективом………………………………………..15

16. Работа с родителями……………………………………………………………15

17. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы………………………………………………………………………15-16
18. Материально-техническое обеспечение реализации программы…………..16

19. Основные направления работы……………………………………………….16

20.Стратегия работы с одаренными детьми…………………………………17 -18

21. План реализации программы……………………………………………...18- 19


22. Критерии, по которым будет определяться качество реализации …………20

программы

23. План деятельности школы по программе………………………………........
21







^ Паспорт программы


Название программы: «Юные таланты»

Цель программы:

Создать в школе образовательную среду, способствующую раскрытию каждого ученика, его природных задатков и развитию общей и специальной одаренности, разносторонних интересов и склонностей

Задачи программы:

1. Выбор рациональных форм управления интеллектуальной деятельностью учащихся.
2. Выявление и развитие возможностей одаренных детей в различных областях знаний.
3. Создание благоприятной интеллектуальной атмосферы для достижения максимальной самореализации творческих учащихся.

Нормативно – правовая база программы:

1. ФЗ РФ «Об образовании» от №3266-1 от 10 июля 1992 г

2. Концепция модернизации российского образования на период до 2010 года, утвержденная распоряжением Правительства РФ №1756 –р от 29 декабря 2001г

3. Федеральная целевая программа «Одаренные дети» в рамках Президентской программы «дети России, утвержденной Правительством РФ о т 03.10.2002г

4. Концепция работы с одаренными школьниками в Красноярском крае до 2015 года «Одаренные дети Красноярья».

5. Районная целевая программа «Дети»

6. Программа развития МОУ Хребтовской СОШ №11

7. Устав МОУ Хребтовской СОШ №11

Разработчик: МОУ Хребтовская СОШ №11

Год разработки: 2010 г.

Сроки реализации программы: 2010- 2015 г.

Руководители: Федорова Н.Н. – директор МОУ Хребтовской СОШ №11

Козлова Г.П. – зам. директора по УВР

Фадеева В.Г. – зам. директора по ВР

Куренко И.В. – учитель начальных классов


^ Пояснительная записка


В рамках инициативы президента России Д.А. Медведева «Наша новая школа» особой строкой проходит нить - поддержка и развитие одаренных детей. Но, к сожалению, последние годы происходило снижение реальных возможностей родителей и педагогов в выявлении и развитии одаренных детей. В таких условиях выявление, поддержка, развитие и социализация одаренных детей, несомненно, становятся приоритетными задачами системы образования как нашего района, поселка, так и всей страны в целом.

Так как сложность и специфика работы с одаренными детьми требуют привлечения к ее решению различных специалистов – педагогов, психологов, ученых, деятелей искусства и культуры, спорта, то в 2001 году была разработана Федеральная целевая программа «Дети России», утвержденная Постановлением Правительства РФ. Перечень мероприятий Федеральной программы наряду с решением конкретных задач общефедерального значения предусматривал работу по созданию целевых программ, направленных на решение проблем одаренности юных граждан РФ на местах.

В системе работы школы накоплен определенный опыт по развитию творческих способностей учащихся. В школе имеются возможности для проведения целенаправленной работы по развитию интеллектуального и творческого потенциала ребенка, реализуются программа развивающего обучения, пропедевтические и элективные курсы по различным предметам, осуществляющие дальнейшее развитие способностей учащихся; внедряются личностно-ориентированные технологии обучения и воспитания. Традиционно проводятся предметные олимпиады, в течение всего учебного года работает система дополнительного образования, представленная 8 детскими объединениями и пришкольным лагерем дневного пребывания «Юный исследователь», проводится предметные недели, декады, интеллектуальный марафон, фестиваль «Ученик года», «Слет ударников и отличников» в начальной школе, «Светский раут» (прием у директора школьников, достигших определенных результатов в различных сферах школьной жизни). Формируется система работы с учащимися, ведущими учебно-исследовательскую деятельность, через систему дополнительного образования и проведение ежегодных конференций «Первые шаги в науку», выставки детского творчества, конкурсы.

Таланты рождаются не часто, а гениев вообще за всю историю человечества насчитывается не более 400. Массовая школа обычно сталкивается с проблемой раннего выявления и развития способностей ученика.

         Выявление одаренных детей начинается уже в начальной школе на основе наблюдения, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления. Работа с одаренными и способными детьми, их поиск, выявление и развитие должны стать одним из важнейших аспектов деятельности школы.

Одаренные дети:

- имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности,

- восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления;

- имеют доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность;

- испытывают радость от добывания знаний, умственного труда

 ^ Условно можно выделить следующие категории одаренных детей:

- дети с необыкновенно высокими общими интеллектуальными способностями.

- дети с признаками специальной умственной одаренности в определенной области наук

иконкретными академическими способностями.

- дети с высокими творческими (художественными) способностями.

- дети с высокими лидерскими (руководящими) способностями.

- учащиеся, не достигающие по каким-либо причинам успехов в учении, но обладающие яркой познавательной активностью,  оригинальностью мышления и психического склада.

Жизнь требует от школы подготовки выпускника, способного адаптироваться к меняющимся условиям, коммуникабельного и конкурентоспособного. Именно это имел в виду психолог и писатель Г.Томпсон, говоря: “Способности – объяснение вашего успеха”.

Школьная целевая программа «Одаренные дети», подготовленная методическим советом МОУ Хребтовской СОШ №11, будет способствовать раннему выявлению одаренных детей, их развитию и поддержке и сопровождению. Рассчитана на 5 лет, 2010 -2015 годы


3.Современное состояние работы с одаренными детьми в школе

3.1. Анализ работы с одаренными детьми в школе

Одним из направлений деятельности нашей школы является: создание условий для максимального проявления и развития творческой инициативы ученика. Творчество ученика, его способности и желания поддерживаются и развиваются всеми возможными, в наших условиях, средствами в урочной и внеурочной деятельности. Школа в системе занимается поиском и развитием индивидуальности.

Известно, что творчество невозможно без деятельности, причем продуктивной деятельности, которая реализуется через работу кружков, интеллектуальные конкурсы, олимпиады, исследовательскую и проектную деятельность, школьный музей «Быт ангарского народа», пришкольный лагерь «Юный исследователь».

Программы кружков: «Детское творчество», «Техническое творчество», «Школьное лесничество», Изостудия «Волшебные краски», «Пресс-центр», «Физика и экология» включают в планы своей работы образовательные модули. Основные технологии, в которых они работают - проблемная, самостоятельно-познавательная, исследовательская, проектная.

Для активизации самостоятельно-познавательной исследовательской деятельности в школе третий год реализуется детско-взрослый проект школьного музея «Быт ангарского народа». Глобальная цель проекта:

- воспитать гордость за свой ангарский край, любовь и уважение к родному краю, природе, историческому прошлому своей Малой Родины, стремление участвовать в созидательной деятельности во имя Отечества, что на данный момент является наиболее востребованным в современном обществе;

-создать оптимальные условия для учителей и учащихся в использовании краеведческого материала при обучении и воспитании подрастающего поколения;

-формирование у школьников исследовательских навыков, научного мышления, создавать компьютерные программы

Школа стремиться уделять большое внимание самостоятельной работе учащихся, как средству познавательной активности и творческого мышления, формированию положительной «Я-концепции».

В научно-исследовательской конференции учащихся школа теряет позиции в районе. Старшеклассники, к сожалению, никак себя не проявляют. Уровень работ старшеклассников не достаточно высок. Следует обратить внимание на организацию работы исследовательской как наиболее сложной и значимой для развития интеллектуальных умений детей. Незначительное количество призовых мест в районе можно объяснить тем, что многие работы детей не были оформлены грамотно и соответственно требованиям. Поэтому необходимо очень внимательно изучать педагогам – руководителям работ положения о районной НИК и выходить на сайты красноу и особенно усилить методическую работу куратору школьной НОУ и работе с одаренными детьми.

Традиционно проводятся школьные предметные олимпиады среди учащихся 2-11 классах. Следует отметить, что процент выполнения работ невысокий: нет призеров по математике, химии, по физике, обществознанию, биологии, литературе – определены только 3-и места. Принимают участие в районных, но победителей (призеров) нет.

Учащиеся школы принимают участие в международных конкурсах по разным учебным предметам, результатов высоких не показывают, только на уровне школы еще есть 1 места, участвуют в таких конкурсах до 50% учащихся 2-10 классов.

Для ударников и отличников учебы в начальной школы проводится слет, на котором ребята принимают участие в интеллектуальной игре «Умники и умницы» по теме «Школьные учебные предметы». Ребята успешно показывают свои знания природы родного края, уровень сформированности мыслительных и коммуникативных умений. Ежегодно определяется «Умник года» начальной школы.

Шестой год в школе реализуется программа летнего пришкольного лагеря дневного пребывания «Юный исследователь» по теме: «Как стать ученым: первые шаги в науку». Ежегодно в нем занимаются 35 мальчишек и девчонок 5-8 классов, мотивированнных на проектную и исследовательскую деятельность. Программы модулей являются стартовой площадкой для работы в лабораториях. Работа ведется в компетентностном подходе. Каждый ребенок участвует в работе всех модулей, где получит определенные знания и умения, которые использует при работе в лабораториях. Работа в модулях дает положительные результаты для развития личности ребенка, его способностей и мотивации на творческую иннтеллектуальную деятельность.

А главный итог работы в модулях и лабораториях лагеря «Юный исследователь» - выход учащихся на темы проектно - исследовательской, исследовательской работ, которые в течение нового учебного года будут нарабатываться, переосмысливаться. Как правило, все эти школьники принимают активное участие в районной НИК, в ЦДОД в номинации «Юниор».

Ребята, участники лагеря «Юный исследователь», показыват себя организованными, творческими и очень активными. Занимаются ребята с интересом и увлечением. Дети общаются, пытаются анализировать ситуации, высказывать своё отношение к услышанному, своим и чужим действиям.

Для учащихся 1- 4 классов работает ежегодно пришкольный лагерь с образовательной программой «Академия приключений». Программа сориентирована на создание ситуации успеха ребенка, освоение компетентностей – коммуникативных, познавательных, социокультурных. При реализации программы были создаются условия обеспечивающие полноценный отдых детей, их оздоровление и творческое развитие. Ребята могут реализовать свои коммуникативные, интеллектуальные (познавательные) способности, потребности, приобрести навыки совместной деятельности.

Вся деятельность с одаренными детьми в школе не четко структурирована, она осуществляется не системно. В процессе управления работой с одаренными детьми можно выделить следующие проблемы


^ 3.2. Проблемы работы с одарнными детьми в школе

Педагогический состав школы и администрация уделяет много внимания работе с детьми в рамках понимания современного качества образования, компетентностного подхода к урочной и внеурочной деятельности. В школе создана структура круглогодичной исследовательской и проектной деятельности учащихся и преподавателей. Есть определенные результаты.

Удалось повысить уровень профессиональной компетенции преподавателей по развитию творческой исследовательской деятельности учащихся через занятия педагогов в творческих микрогруппах и психолого-педагогический семинар. Сами педагоги принимают активное участие в профессиональных конкурсах и конференциях.

Но есть и проблемы:

- не достаточно высокий уровень работ по предметным олимпиадам в школе, что мешает достаточно ребятам выступать на районном уровне;

- нет целенаправленной подготовки ребят к районным предметным олимпиадам, интеллектуальному марафону младших школьников. Не видя положительных результатов, учащиеся теряют интерес к олимпиадам и интеллектуальным конкурсам, что приводит и к снижению уровня мотивации;

- снизилось количество исследовательских работ: учителя и школьники под их руководством предпочтение отдают проектным работам;

-очень трудно смотивировать преподавателей заниматься данной деятельностью с учащимися т.к. она требует больших затрат личного времени и дополнительных знаний.

Выработали рекомендации:

-учителям-предметникам, учителям начальной школы усилить подготовку ребят к предметным олимпиадам, интеллектуальному марафону через факультативные, групповые и индивидуальные занятия, кружки, дистанционные формы занятий.

-учителям начальной школы в работу методического объединения включить вопросы методики и практики исследовательской деятельности с младшими школьниками на уроке и вне его.

- вовлекать учащихся в занятия проектной и исследовательской деятельностью на уроке. Включить в проведение урока, внеклассные мероприятия метод учебного и социального проекта.

-увеличить количество ребят, занимающихся исследовательской деятельностью. организовать сопровождение ребят, определившихся с темами работ в летнем лагере.

^ 4. Теоретический аспект феномена «одаренность» и «одаренный ребенок», теоретические основы работы с одаренными детьми

Для определения специфики работы с одаренными детьми необходимо уточнить содержание понятия и сущность феномена «одаренность» и «одаренный ребенок», признаки проявления и типы одаренности, уровни сформированности одаренности и условия, обеспечивающие развитие одаренных детей, что позволит определить концептуальный взгляд на исследуемое явление с целью разработки и реализации системы работы с одаренными школьниками в школе.

^ 4.1. Одаренность как полинаучная категория

В настоящее время не существует однозначного подхода к проблеме одаренности, нет общепринятых определений, трактовок самого понятия одаренности. Разные авторы предлагают свой теоретический подход к пониманию данной категории, опирающийся на психологический, педагогический, социальный либо комплексный контекст.

Под одаренностью понимается:

- совокупность задатков, природных данных, характеристика степени выраженности и своеобразия природных предпосылок способностей;

- качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешность выполнения деятельности; совместное действие способностей, представляющих определенную структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счет преимущественного развития других;

- общие способности, или общие моменты способностей, обусловливающие широту возможностей человека, уровень и своеобразие его деятельности;

- умственный потенциал, или интеллект – это целостная индивидуальная характеристика познавательных возможностей и способностей к учению;

наличие внутренних условий для выдающихся достижений в деятельности (А.В. Петровский, М.Г. Ярошевский).

Таким образом, только в одном источнике дается сразу несколько определений. Одаренность отождествляют с обучаемостью, талантом, чаще с интеллектом – «общей способностью к познанию и решению проблем, определяющей успешность любой деятельности и лежащей в основе других способностей» (В.Н.Дружинин). Часто используется трехкольцевая концепция одаренности, в структуру которой вводится личностный компонент: одаренность есть «взаимодействие трех групп человеческих качеств: интеллектуальные способности, превышающие средний уровень, высокая увлеченность выполняемой задачей и высокий уровень креативности» (Дж.Рензулли).

Целостный подход к рассмотрению одаренности заявлен как приоритетный в «Рабочей концепции одаренности», что означает, что при изучении и развитии одаренности недопустимо ограничиваться лишь анализом когнитивной сферы, необходимо изучать личность одаренного ребенка в целом: «Одаренность – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми.

В этом же документе дается определение понятия «одаренный ребенок»: ребенок, «который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности». Содержательно емким является следующее определение: «Одаренными и талантливыми учащимися являются те, кто выявлен профессионально подготовленными людьми как обладающие потенциалом к высоким достижениям в силу выдающихся способностей. Такие дети требуют дифференцированных учебных программ и/или помощи, которые выходят за рамки обычного школьного обучения, для того, чтобы иметь возможность реализовывать свои потенции и сделать вклад в развитие общества. Дети, склонные к высоким достижениям, могут и не демонстрировать их сразу, но иметь потенции к ним в любой из следующих областей (или в сочетании): общие интеллектуальные способности; конкретные академические способности; творческое или продуктивное мышление; лидерские способности; художественные и исполнительские искусства, психомоторные способности» (доклад Государственного отдела США Конгрессу 1972 г.).

Следует выделить качественные критерии-признаки, по которым можно идентифицировать человека как одаренного (или неодаренного):

- критерий достижения, которые имеет ребенок в каких-либо видах деятельности;

-критерий результативности в выполнении специальных заданий и тестов (психометрический критерий);

- критерий потенциальных возможностей, определяемый на основе специальных методик;

- критерий заинтересованности, увлеченности, потребности в какой-либо деятельности;

-критерий креативности (нестандартности) принимаемых решений или выполняемых действий.

Существует и количественный критерий одаренности. На основании статистических исследований выявлено, что 2-5% любой популяции людей, достигают наиболее высоких результатов, значимо отличающихся от достижений прочих людей. Именно такие люди и считаются одаренными в логике «количественного» критерия.

На основании проведенного анализа можно сделать вывод, что одаренность представляет собой качество личности, заключающееся в оптимальной реализации способностей природного и социального генеза в различных видах деятельности, что позволяет выделить основные компоненты одаренности: мотивационный и инструментальный.

Классификация типов одаренности осуществляется с учетом разных оснований. Классификация на основе «вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики» позволяет выделить следующие типы способностей:

- общие интеллектуальные способности;

- конкретные академические способности;

- творческое или продуктивное мышление;

- лидерские способности;

- художественные и исполнительские искусства;

- психомоторные способности.

Использование в качестве основания «виды деятельности» позволяет выделить такие одаренности, как:

- теоретическая (для детей – познавательная);

- практическая;

- художественно-эстетическая;

- коммуникативная;

- духовно-ценностная.

По основанию «степень сформированности» выделяют два типа одаренности:

- актуальную одаренность, характеризующуюся наличием достижений, проявляющуюся в высоком уровне выполнения деятельности в конкретной области или нескольких областях;

- потенциальную одаренность, характеризующуюся наличием потенциала, возможностей для высоких достижений, не реализующихся в настоящее время в деятельности в силу каких-либо причин;

- актуализированная одаренность, переведенная из потенциальной в актуальную.

По основанию «широта проявлений в разных видах деятельности» выделяются два типа одаренности:

- общая, которая определяется как пригодность к широкому кругу деятельностей; это некая общая способность, которая проявляется в высокой продуктивности практически любой деятельности;

- специальная, которая проявляется в высоких достижениях в конкретных видах деятельности (музыка, живопись, спорт и т.д.) и которая связана с так называемыми «специальными задатками» – таким, как музыкальный слух, гибкость пальцев и т.д.

Различные подходы к классификации типов одаренности позволяют рассматривать одаренность как сложное многоаспектное явление, выделять отдельные грани, качества и уровни ее проявлений.

^ 4.2. Современные стратегии, подходы и механизмы работы с одаренными детьми

К числу стратегий, основных ценностно-целевых ориентаций в работе с одаренными детьми, можно отнести следующие:

- выявление и развитие потенциальных возможностей;

-активизация – стратегия, ориентированная на создание условий, предоставляющих максимальную возможность для проявления и развития индивидуальных способностей каждого ребенка;

- преодоление барьеров – стратегия, нацеленная на нивелирование препятствий, мешающих развитию детей;

- поддержка и развитие высоких достижений, проявленных ребенком.

В рамках выявления одаренных детей целесообразно использовать комплексный подход, включающий широкий спектр разнообразных методов: метода наблюдения детей в различных ситуациях; психодиагностических тренингов и психодиагностического исследования с использованием психометрических диагностик; экспертного оценивания поведения детей учителями, родителями, воспитателями; включения детей в специальные игровые и предметно-ориентированные занятия; экспертного оценивания продуктов творческой деятельности детей профессионалами; организации различных интеллектуальных и предметных мероприятий состязательного характера; метода портфолио, отражающего такие аспекты в деятельности учащегося, как: способности, интересы и предпочтительные стили обучения, самообучения, мышления, выражения.

Одаренность проявляется в контексте «человек – среда», и при отсутствии в среде адекватного одаренности элемента она может не проявиться. Поэтому принципиально важно конструирование многообразной, многофункциональной развивающей среды, в которой может проявиться и развиться одаренность и которая позволяет осуществлять мониторинг этого развития.

Наиболее известные подходы к развитию одаренных детей можно сгруппировать в такие направления, как:

-изменения в содержании образования (изменения в учебной программе и учебном материале) и технологиях работы с ним;

- изменения в организации учебной, познавательной деятельности;

- развитие личностных особенностей;

- преодоление личностных проблем одаренных.

В качестве главных механизмов в работе с одаренными детьми можно обозначить следующие четыре: ускорение, углубление, обогащение и проблематизация.

Ускорение предполагает выбор индивидуальной скорости прохождения программ, освоения содержательных единиц и способов деятельности, а это требует моделирования индивидуальных маршрутов, программ и учебных планов.

Углубление – механизм, направленный на большую конкретизацию содержательных компонентов или детализацию способов деятельности, возможно сочетание того и другого. Этому соответствуют образовательные программы углубленного изучения того или иного предмета, программы факультативных, элективных курсов.

В практике могут использоваться три вида обогащения содержания образования:

- ориентированное на расширение круга интересов учащихся, для чего их знакомят с различными областями и предметами изучения, благодаря этому они могут более обоснованно выбрать определенную сферу деятельности, которую бы им хотелось изучить более глубоко;

- нацеленное на развитие мышления учащихся: развитие мыслительных операций (анализа, синтеза и др.), наблюдательности, способности к самостоятельному выдвижению и проверке гипотез, что рассматривается как необходимая база для перехода к более сложным формам познавательной деятельности;

- предполагающее проведение самостоятельной исследовательской работы и решение творческих задач (Дж. Рензулли).

Проблематизация имеет межпредметный характер, поскольку здесь в качестве содержательных элементов рассматриваются проблемы и способы их разрешения, что реализуется при проблемном обучении, использовании метода проектов и развивающих образовательных технологий.

Любая образовательная деятельность, а значит и образовательная программа, ориентированная на развитие одаренности должна включать три основных блока:

- мотивационный – интерес к определенному виду деятельности, желание им заниматься;

-операциональный блок – способности к деятельности, владение способами ее осуществления;

- блок реализации – возможность воплотить в реальность свои достижения (О.М.Дьяченко).

^ 4.3. Теоретические основания разработки программы

В качестве теоретических оснований, своеобразного ценностно-смыслового компонента программы выделены рабочие определения понятий «одаренность», «одаренный ребенок», виды одаренности и ключевые идеи, на которых будет базироваться содержательно-целевой, операционально-деятельностный и оценочно-регулятивный компоненты данной разработки.

Анализ имеющихся теоретических взглядов позволил в качестве рабочих определений сформулировать следующие, сочетающие психологический, педагогический и социальный контексты:

одаренность представляет собой сложное психическое образование, в котором переплетены познавательные, эмоциональные, волевые, мотивационные, психофизиологические и другие свойства психики, потенциальные задатки и особые способности, развитие или угасание которых обусловлено факторами личностного, социального и педагогического характера (при этом термин «одаренность» используется как обобщающий для всей шкалы одаренности: склонность – способность – одаренность – талант – гениальность);

одаренный ребенок – ребенок, обладающий выдающимся интеллектом и нестандартным мышлением, индивидуальными задатками и способностями и их сочетанием, творческим подходом и высокой мотивацией к деятельности, что приводит в процессе сложного взаимодействия личностного потенциала, социокультурной среды и профессионального педагогического сопровождения к высоким достижениям и ярким результатам в одной или нескольких сферах.

В работе будет использована классификация видов одаренности, основанная на сферах и областях деятельности, в которых эти одаренности проявляются и развиваются:

- интеллектуальная одаренность: предметно-академическая; научно-исследовательская; научно-техническая; инновационная;

- спортивная одаренность: общефизическая; специальная (в отдельном виде спорта);

- художественно-творческая одаренность: литературно-поэтическая; хореографическая; сценическая; музыкальная; изобразительная;

- коммуникативная одаренность: организационно-лидерская; ораторская.
^

5. Цель и задачи программы:

Цель: Создать в школе образовательную среду, способствующую раскрытию каждого ученика, его природных задатков и развитию общей и специальной одаренности, разносторонних интересов и склонностей

Задачи:


1. Культивировать одаренности и таланты из общей школьной среды.

2.Поддерживать многоуровневую и многофункциональную обогащенную образовательную среду, обеспечивающую развитие одаренных детей и предъявления их достижений.

3.Создавать специальные условия для успешного образования одаренных детей в общеобразовательном учреждении.
^

6. Ожидаемые результаты


-увеличение доли одаренных детей, информация о которых введена в школьную и районную базу данных «Одаренные дети»;

-увеличение доли педагогов школы, прошедших специальную подготовку и обладающих необходимой квалификацией для организации работы с одаренными детьми.

-полный охват одаренных школьников участием в разнообразных видах и формах деятельности состязательного и творческого характера, организуемых на уровне образовательного учреждения, на муниципальном уровне, на краевом уровне;

-положительная динамика количества победителей и призеров школьного, районного, регионального и заключительного этапов ВОШ;

-положительная динамика количества победителей районного, регионального и федерального этапов олимпиад, конкурсов, соревнований, игр.

-повышение рейтинга деятельности школы (показатель деятельности НОУ – более высокие

места в рейтинге ОУ района))

^

7. Этапы реализации программы:



2010-2011 учебный год – проектировочный


Цель:

Подготовить условия для формирования системы работы с одаренными учащимися в школе.

Задачи:

1.Изучение нормативной базы, подзаконных актов.

2.Разработка программы работы с одаренными учащимися.

3.Разработка структуры управления программой, должностных инструкций, распределение

обязанностей.

4.Анализ материально-технических, педагогических условий реализации программы.


2011-2012 учебный год – экспериментальный


Цель:

Апробировать систему работы с одаренными учащимися.

Задачи:

1.Диагностика склонностей учащихся.

2.Разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми, основам научного

исследования материалов для проведения классных часов, викторин, праздников.

3.Формирование отдела методической библиотеки школы по работе с талантливыми учащимися.

4. Адаптация учебных программ спецкурсов, факультативов, элективных курсов.

5.Повышение квалификации педагогов.


2012 -2013, 2013 - 2014, 2014 – 2015 учебные годы – переход в режим функционирования

Цель:

Способствовать переходу системы работы с одаренными учащимися в режим функционирования.

Задачи:

1.Переход к системе профильного обучения (10-11 классы).

2.Анализ итогов реализации программы.

3.Достижение преемственности в воспитании и развитии детей на всех этапах обучения в школе.

4.Коррекция затруднений педагогов в реализации программы.

5.Обобщение результатов работы школы.


^ 8. Принципы программы:
- оптимально ориентированный уровень сложности и трудности заданий для учеников.
- акцент на решающую роль теории.
- развитие у учащихся обобщенных умений (способов) познавательной деятельности.
- обучение рациональным приемам познавательной деятельности.
- поддержание интереса, любознательности.
- формирование мотивов познавательного интереса с использованием особо актуального

содержания, занимательности, необычности; широкое применение познавательных игр,

учебных дискуссий, споров, конкурсов эрудитов, викторин и т.д.


^ 9 Принципы педагогической деятельности в работе с одаренными детьми:

·  принцип максимального разнообразия предоставленных возможностей для развития

личности:

· принцип возрастания роли внеурочной деятельности;

· принцип индивидуализации и дифференциации обучения;

· принцип создания условий для совместной работы учащихся при минимальном участии

учителя:

· принцип свободы выбора учащимися дополнительных образовательных услуг, помощи,

наставничества.
^

10. Методическое обеспечение системы работы с одаренными учащимися в школе


Направление деятельности

Содержание

Информационное обеспечение

1. Нормативно-правовое обеспечение:

  • Положение о пришкольном лагере «Юный исследователь»

  • О проведении школьного тура предметных олимпиад

  • О проведении предметной недели (декады)

  • О школьной НИК

  • О конкурсах, викторинах и т.п.

2. Программное обеспечение (типовые авторские программы спецкурсов, факультативов и т.п.)

3. Наличие комплекта информационно-методических материалов (рекомендации, публикации, списки литературы по направлениям).

4. Издание материалов, оформление сайта, иллюстрированных отчетов.

Организационно-методическое обеспечение

1. Создание целевого методического объединения по проблеме работы с одаренными детьми.

2. Повышение квалификации педагогов через систему школьных тематических семинаров.

3. Разработка программ и проектов развития сферы дополнительного образования в школе.

4. Изучение обобщения опыта работы педагогов.

5. Мониторинг работы по программе «Одаренные дети»
^

 

11. Основные формы внеурочной образовательной деятельности учащихся школы


Форма

Задачи

Факультатив

  • Учет индивидуальных возможностей учащихся.

  • Повышение степени самостоятельности учащихся.

  • Расширение познавательных возможностей учащихся.

  • Формирование навыков исследовательской, творческой и проектной деятельности.

Ученическая конференция

  • Развитие умений и навыков самостоятельного приобретения знаний на основе работы с научно-популярной, учебной и справочной литературой.

  • Обобщение и систематизация знаний по учебным предметам.

  • Формирование информационной культуры учащихся.

Предметная неделя (декада)

  • Представление широкого спектра форм внеурочной деятельности.

  • Повышение мотивации учеников к изучению образовательной области.

  • Развитие творческих способностей учащихся.

Кружки, студии, объединения

  • Развитие творческих способностей учащихся.

  • Содействие в профессиональной ориентации.

  • Самореализация учащихся во внеклассной работе.

  • Привлечение учащихся к исследовательской, творческой и проектной деятельности.

  • Формирование аналитического и критического мышления учащихся в процессе творческого поиска и выполнения исследований
^

12. Организация исследовательской работы учащихся в школе


1 – 4 классы

Подготовительный этап:

  • Формирование навыков научной организации труда.

  • Вовлечение в активные формы познавательной деятельности.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Выявление способных учащихся

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Кружки дополнительного образования

Секции.

5-7 классы

Творческий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Формирование познавательного интереса.

  • Творческое развитие учащихся.

  • Индивидуальная работа со способными школьниками.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Школьные олимпиады.

Факультативы

Школьная конференция.

Кружки.

Секции.

8-9 классы

Развивающий этап:

  • Совершенствование навыков научной организации труда.

  • Развитие и расширение познавательных интересов учащихся.

  • Формирование исследовательских навыков.

  • Развитие информационной культуры учащихся.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Школьная конференция.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов.

Элективные курсы (8 -9 классы).

Спецкурс “Основы информационной культуры”.

10-11 классы

Исследовательский этап:

  • Совершенствование исследовательских навыков.

  • Совершенствование информационной культуры учащихся.

  • Самостоятельное применение учащимися знаний умений и навыков.

Формы:

Урок.

Внеклассная работа.

Предметные недели.

Олимпиады.

Факультативы.

Профильные спецкурсы.

Индивидуальная работа по разработке программ, проектов и выполнению рефератов и исследовательских работ.


^ 13. Организационное и функциональное обеспечение программы:

- функции директора в аспекте реализации программы;
- функции куратора программы;
- функции методического совета;
- функции МО;
- функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми;

Функции директора в аспекте реализации программы: общее руководство разработкой и реализацией программы, обеспечение реализацией программы:
- соорганизация,
- координация,
- контроль.

Функции куратора программы:
- определение приоритетных направлений просветительско-образовательной работы,
- корректировка составляющих элементов программы,
- обеспечение связи с высшими учебными заведениями, учреждениями дополнительного

образования
- анализ и обобщение результатов реализации программы,
- регулирование и коррекция образовательных процессов, связанных с реализацией

программы «Одаренные дети»,
- организация и проведение семинаров по проблемам работы с одаренными детьми,
- внедрение новых эффективных способов работы с одаренными детьми,
- разработка индивидуальных образовательных программ для одаренных детей.

Функции методического совета:
- подготовка методических рекомендаций для работы по программе «Одаренные дети»,
- определение критериев эффективности реализации программы,
- разработка и обработка новых педагогических технологий в работе с одаренными детьми.
- координация действий учителей, работающих с одаренными детьми.

Функции методических объединений:
- разработка методических рекомендаций по работе с одаренными детьми по предмету через

предметные комиссии,
- разработка диагностического инструментария для успешной реализации программы,
- подбор заданий повышенного уровня сложности для одаренных детей,
- обобщение и систематизация результатов деятельности отдельных учителей, умело

организующих работу с одаренными детьми,
- обобщение результатов научно-исследовательской деятельности учащихся.

Функциональные обязанности учителей, работающих с одаренными детьми:
- организация и проведение занятий с одаренными детьми,
- разработка, корректировка, усовершенствование программ для работы с одаренными

детьми:
- мониторинг результативности занятий с одаренными детьми,
- организация индивидуальной работы с одаренными детьми,
- подготовка учащихся к олимпиадам, конкурсам, викторинам, конференциям и другим

интеллектуальных конкурсам различного уровня,
- организация контроля за знаниями одаренных детей, выполнение программ по работе с

одаренными детьми,
- контроль за выполнением индивидуальных образовательных программ по работе с

одаренными детьми,
- обобщение и систематизация материалов и результатов работы с одаренными детьми,
- творческие отчеты по предмету в рамках реализации программы «Одаренные дети»,
- подготовка материалов, методических рекомендаций по организации работы с одаренными

детьми
- повышение методической активности через выступления на педагогических советах,

семинарах, методических конференциях и других мероприятиях с опытом работы по

реализации программы «Одаренные дети».

^ 14 Учитель в системе реализации программы.
Для работы с одаренными детьми современный учитель должен владеть высоким уровнем специальных профессиональных, психолого-педагогических и личностных компетентностей (высокий уровень профессиональной подготовки, знания в области общей, возрастной психологии, методики диагностики личности ребенка, методики корректировки деятельности и т .д.).
Критерии отбора учителей для работы с одаренными детьми:
- наличие собственной педагогической концепции
- высокая теоретическая подготовка.
- активная научно-методическая деятельность.
- высокая коммуникативная культура и наличие творческих способностей.
- стремление к самообразованию и самосовершенствованию.
- требовательность и умение найти подход к нестандартным детям.
- высокий уровень интеллектуально-духовного развития, эрудированность.
- педагогический такт, доброжелательность, чуткость,
- наличие организаторских способностей


^ 15  Работа с педагогическим коллективом:

1.Педагогические советы, совещания при директоре, посвященные проблематике «Организация работы с одарёнными и высокомотивированными детьми»;

2.Методические и психолого-педагогические семинары по данной теме;

3.Консультирование;

4.Работа по самообразованию.


^ 16. Работа с родителями:

Основным подходом в психолого-педагогическом сопровождении одарённого ребёнка следует признать комплекс мероприятий, направленный не только на детей, но и на родителей и педагогов.

1.Согласование образовательного маршрута учащихся;

2.Консультирование;

3.Родительские собрания, индивидуальные беседы по тематике «Одарённые дети»;

4.Дни открытых дверей;

5.Выпуск тематических информационных вестников.


^ 17. Организация и содержание воспитательной работы в рамках реализации программы.
Основные задачи воспитания одаренных детей:
- воспитание учащихся на принципах общечеловеческой гуманистической морали.
- формирование национального самосознания.
- формирование духовной культуры, обусловленной семейными, классными, школьными

традициями.
- формирование коммуникативной компетентности.
- развитие у одаренных детей чувства ответственности за сохранение национальных и

общечеловеческих ценностей.
- обеспечение условий для самореализации способностей и склонностей одаренных детей.
- освоение методов диагностики и критериев эффективности воспитательного процесса на

идеях личностно-ориентированной педагогики.
- ориентация на индивидуальные программы развития личности одаренного ребенка.

^ 18. Материально-техническое обеспечение реализации программы.
- комплектование школьной библиотеки и методического кабинета учебно-методической,

психолого-педагогической литературой в связи с реализацией идей программы «Одаренные

дети»
- оснащение кабинетов необходимыми ТСО.
- обеспечение необходимым оборудованием и материалами для организации работы

кружков, секций, клубов.
- формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения

одаренных детей, добившихся наиболее значительных результатов в научно-

исследовательской деятельности.
- формирование системы спонсорского финансирования для материального поощрения

учителей, чьи учащиеся добились наиболее значительных результатов в научно-

исследовательской деятельности


^ 19. Основные направления работы

I. Диагностика - как неотъемлемая часть развития интеллекта, его исходное начало.
II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей.
III. Развитие творческих способностей учащихся.
IV. Поощрение - стимулирование дальнейшей творческой деятельности.

^ Основные направления деятельности

I. Диагностика:
- изучение диагностических методик, основанных на валидности, доступности,

информативной емкости.
- создание банка тестов для диагностирования учащихся с 1 по 10 классы по определению

интеллектуальных способностей; банка данных талантливых детей.
- изучение круга интересов умственной деятельности учащихся путем анкетирования.
- изучение личностных потребностей одаренных учащихся путем собеседования.
-изучение работы учащихся на уроке путем посещения занятий учителем.
-приобретение развивающих программ и методик работы с одаренными детьми.

II. Создание благоприятных условий для реализации творческого потенциала одаренных детей:
- организация консультативной помощи для учащихся целенаправленных на творческую

самореализацию и самодостаточность.
- информирование учащихся о новейших достижениях науки в избранной ими области

умственной деятельности.
- знакомство учащихся с новинками литературы.
- привлечение ученых, творческих учителей, работников культуры для общения с детьми.
- обеспечение высокого уровня компьютерной грамотности талантливых учеников.
- проведение диспутов, помогающих развивать диалогическое мышление, выдвигать

гипотезы, нащупывать свой взгляд на мир.
- организация помощи ученикам в подборе литературы.
- проведение переводной и текущей аттестации учащихся в форме собеседования.
- предоставление творческих дней для подготовки к олимпиадам.
- увеличение времени для самостоятельной работы учащихся и создание стимулирующих

условий при наличии оригинальности, рациональности творчества в результатах

самостоятельной работы.

III. Развитие творческих способностей:
1. Доступность и широкое привлечение учащихся к проведению школьных олимпиад и конкурсов.
2. Проведение школьных олимпиад в два этапа: домашний и собственно школьный.
3. Использование в практике работы с одаренными детьми следующих приемов:
- творческие ответы;
- выполнение творческих тематических заданий;
- выполнение проблемных поисковых работ;
- выступления в лекторских группах;
- назначение ответственными за проведение предметных недель;
- приобщение (в различных формах) к работе учителя;
- повышение степени сложности заданий;
- интеграция учебных и научно-исследовательских заданий.
4. Введение широкого круга разнообразных по тематике дополнительных курсов.

IV. Стимулирование - поощрение дальнейшей творческой деятельности:
1. Создание постоянно действующих стендов, посвященных выпускникам - медалистам, победителям и призерам районных, городских, областных олимпиад. К празднованию Дня школы - выставка творческих достижений учащихся.
2. Выносить на публичное своевременное поощрение успехов учащихся (линейки, молнии-объявления).
3. Отправление благодарственных писем родителям по месту работы.
4. Отмечать заслуги родителей в воспитании одаренных детей на родительских собраниях, на итоговых школьных конференциях.
5. Ходатайство в вышестоящие органы об участии одаренных детей в рамках программы "Лето".

^ 20.Стратегия работы с одаренными детьми

I этап – аналитический – при выявлении одаренных детей учитываются их успехи в какой-либо деятельности.
Творческий потенциал ребенка может получить развитие в разных образовательных областях, но наиболее естественно, сообразно самой природе деятельности – в области художественного развития. В связи с этим целесообразно использовать часы вариативной части в обучении младших школьников на организацию занятий в системе дополнительного образования.
^ Детские объединения:

- мастерская художественного слова;

- музейное дело (школьный краеведческий музей «Быт ангарского народа»);

- школьная мастерская

- изостудия «Волшебные краски» (изобразительная деятельность);

- ФСК

^ II этап – диагностический (5-9-е классы) – индивидуальная оценка познавательных, творческих возможностей и способностей ребенка.
На этом этапе проводятся групповые формы работы: конкурсы, «мозговые штурмы», ролевые тренинги, научно-практические работы, творческие зачеты, проектные задания, участие в интеллектуальных олимпиадах, марафонах, проектах, объединениях дополнительного образования и кружках по интересам.

^ III этап – этап формирования, углубления и развития способностей учащихся.
С 2001 года в школе организован пришкольный лагерь дневного пребывания «Юный исследователь»», куда вошли самые активные, самые творческие, самые любознательные, самые трудолюбивые и способные в разных областях знаний ребята, объединенные любовью к родной школе, к родной природе, к своему поселку ( 5-9 классы). Необходимость в таком ребячьем сообществе назрела давно: в школе всегда велась большая внеклассная работа по предметам учебного цикла, а в объединениях дополнительного образования занимаются около 60 % учеников школы.

Девиз лагеря:

ТАЛАНТ
ТРУДОЛЮБИЕ
ТЕРПЕНИЕ
ТВОРЧЕСТВО
ТРЕБОВАТЕЛЬНОСТЬ
Деятельность лагеря разнообразна. Ребята занимаются в гуманитарной, естественно-научной, общественной и эстетической объединениях. Таким образом, можно отметить, что «Юный исследователь» - это не только школьные лаборатории и модули, где занимаются «ботаники», а самый настоящий клуб по интересам. Здесь можно проявить себя в искусстве, журналистике, исследовательской деятельности, литературе, музейном деле, проектной деятельности, общественной работе. Результатом деятельности в лагере является выход школьников на темы исследовательских работ (делается зачин исследовательских и проектно-исследовательских работ на новый учебный год)
Самые талантливые ребята, участвовавшие и победившие в олимпиадах, конференциях, смотрах и конкурсах, приглашаются на мероприятие «Светский раут» (прием у директора) в конце учебного года.
^

21. План реализации программы


Этап

Мероприятия программы

2010-2011 учебный год, проектировочный -

  • Изучение нормативно-правовой базы, подзаконных актов

  • Анализ итогов деятельности педагогического коллектива, материально-технических условий по работе с одаренными учащимися за 2006 -2010 гг.

  • Участие в школьном, районном туре предметных олимпиад.

  • Описание системы работы с одаренными учащимися.

  • Участие в школьной, районной ученических конференциях.

  • Поисково-краеведческая работа по пополнению экспонатов школьного музея «Быт ангарского народа»

  • Разработка Программы "Одаренные дети".

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Учеба педагогов, работающих с одаренными детьми через обучающие семинары

  • Педсовет по ВР «Работа с одаренными детьми»

2011 - 2012 учебный год, экспериментальный

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Разработка паспорта учреждения, работающего с одаренными детьми.

  • Научно-методический семинар для педагогов школы "Исследовательская деятельность учащихся" (по плану семинара).

  • Организация деятельности школьного музея «Быт ангарского народа»

  • Участие в районной и краевой ученической конференции.

  • Поисково-краеведческая работа по пополнению экспонатов школьного музея.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9 классов.

  • Предпрофильный спецкурс "Личность и выбор профессии".

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций по основам научного исследования школьников.

  • Участие в районной научно-практической конференции школьников "Наследники Великой Победы".

2012 – 2013, 2013- 2014 учебный год

  • Диагностика склонностей учащихся.

  • Участие в районной, краевой ученической конференции.

  • Поисково-краеведческая работа по созданию школьного музея.

  • Участие в конкурсах, соревнованиях, проектных мероприятиях.

  • Пополнение методической библиотеки изданиями по работе с одаренными учащимися.

  • Проведение эксперимента по предпрофильной подготовке учащихся 9 класса и профильному обучению в 10 классе.

  • Разработка и утверждение программ спецкурсов, элективных курсов.

  • Разработка методических рекомендаций.

2014-2015 учебный год, завершающий этап

  • Контроль и анализ реализации Программы и достигнутых результатов; определение проблем, возникших в ходе реализации Программы, путей их решения.

  • Составление перспективного плана дальнейшей работы в данном направлении


^ 22.Критерии, по которым будет определяться качество реализации программы 

1.Формирование у школьников высокой мотивации к достижениям в определенной области (предметно-учебной, внешкольной);

2.Степень участия и возрастание количества победителей в олимпиадах и других конкурсах;

3. Удовлетворенность учеников, родителей, учителей;

4. Ресурсная обеспеченность

5. Повышение учебной мотивации;

6. Наличие творческих продуктов;

7. Связь с учреждениями культуры, вузами, молодёжными организациями и другими.




Похожие:

Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconМуниципальное казённое образовательное учреждение хребтовская средняя общеобразовательная школа №11
Россия, 663468 Красноярский край, Богучанский район, п. Хребтовый, переулок Школьный 5 «А» тел. – 8 (39162) 42028, тел. (факс) –...
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconБаза данных учебников моу хребтовская сош №11 Богучанский район Красноярский край на 2011-2012 учебный год

Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconВиды работ с одаренными детьми в условиях общеобразовательных школ
Таланты создать нельзя, но можно создать культуру, то есть почву, на которой растут и процветают таланты
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconПлан работы с одаренными детьми моу сош №18 на 2010-2011 учебный год
Разработка плана работы с одаренными детьми на 2010/2011 учебный год, составление базы одаренных детей
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconПлан работы с одаренными детьми на 2012-2013 учебный год
Исходя из несовершенства существующей системы работы с одаренными детьми (далее од) в школе, причинами которой являются
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconПрограмма по работе с одаренными детьми «Ступени к успеху»
Охватывает главные аспекты воспитания и обучения одаренных детей в условиях образовательного учреждения, намечает перспективы, определяет...
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconМоу новосыдинская сош план работы с одаренными детьми
Интенсивные школы на базе межрайонных ресурсных центров по работе с одаренными детьми
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconРезультаты работы с одарёнными детьми 2008 -2009 уч год
Отчёт руководителя мо учителей гуманитарного цикла Кабановой Н. А. о работе с одарёнными детьми
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconФинансовое обеспечение работы с одаренными детьми
Развитие одаренности требует особой среды и особых форм организации педагогического процесса. В европейском лицее накоплен определенный...
Программа работы с одаренными детьми «Юные таланты» Хребтовый 2010 Богучанский район Красноярский край Содержание iconДокументи
1. /Емельяненко Г, Ю. Система работы с одарёнными детьми/Система работы с одарёнными детьми...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов