Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели icon

Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели



НазваниеОткрытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели
Дата конвертации08.10.2012
Размер140.47 Kb.
ТипУрок

Открытый урок

Литература. 8 класс.

Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н.В.Гоголя.


Цели:

  • развивать навыки анализа текста, характеристики героев, навыки выразительного чтения;

  • закрепить знания литературоведческих терминов, относящихся к драматическому роду литературы, умение пользоваться ими

  • развивать творческие способности учеников.

Методические приемы:

  • Комментированное чтение

  • Характеристика персонажей

  • Выразительное чтение

  • Составление таблицы

  • Работа в группах

Оборудование:

Компьютер

Проектор

Слайды

СД «Русская литература» Энциклопедия Кирилла и Мефодия.

Эпиграф:

Всемирное произведение, обнажающее жизнь современного человека до самых глубин.

Ю.Манн

…добродушные жулики из «Ревизора».

Владимир Набоков

«Сборный город всей темной стороны»

Н.В.Гоголь

^ Ход урока

  1. Организационный момент.

Мы с вами продолжаем изучать творчество Н.В.Гоголя. На сегодняшнем уроке мы рассмотрим, какие пороки чиновничества разоблачает Николай Васильевич в своем произведении «Ревизор». Вспомним, что такое сатира, которым в совершенстве владел Гоголь.

  1. Проверка домашнего задания .

- Что было задано на дом?

- На дом было задано прочитать весь текст до конца, подготовить выразительное чтение 1 явления 1 действия, подготовить таблицу «Чиновники уездного города», используя «Замечания для господ актеров» и первое действие комедии.

- Проверим выполнение домашнего задания

^ Слово учителя.

К.С.Станиславский советовал читать пьесу просто, но с хорошим пониманием сути, главной линии ее внутреннего развития. Мы с вами последуем его совету, опираясь на его утверждение, что «лучший способ познать пьесу – это проследить: как зарождается и развивается в ней конфликт, за что и между кем ведется борьба, какие группы борются и во имя чего? Какую роль в этой борьбе играет каждый персонаж, каково его поведение?» поэтому мы должны не просто читать, комментировать пьесу, а проследить за развитием драматического конфликта. При характеристике героев следует обратить внимание на замечания самого автора, на говорящие фамилии персонажей, их речевую характеристику, а также на внесценические персонажи.


А) выразительное чтение 1 явления 1 действия.


3. Новая тема.


Беседа.

Обычно, читая произведение, мы, читатели, обращаем внимание на время и место действия. Что можно сказать о времени и месте действия в комедии?

Уездный город удален от центров. Городничий замечает: «Да отсюда хоть три года скачи, ни до какого государства не доедешь». (1 действие, 1 явление)

Время действия – 1831 год. Это можно определить со слов судьи. Он говорит, что 15 лет сидит на судейском стуле (1 действие, 3 явление), а в сцене с Хлестаковым докладывает: «С 816 года был избран на трехлетнюю службу по воле дворянства и продолжал должность до сего времени» -(4 действие, 3 явление).

В комедии Н.В.Гоголя «Ревизор» перед читателями и зрителями проходят чиновники, городские помещики, мещане, полицейские, купцы и крепостные… гоголь изобразил типичный для первой половины19 века небольшой уездный город с характерными для него чертами жизни: произволом местных властей, отсутствием необходимого контроля за порядком в городе, невежественностью его обитателей, грязью, неблагоустроенностью.

Б) рассмотрение таблицы «Чиновники уездного города»:


Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский

Городничий: общее управление, полиция, обеспечение порядка в городе, благоустройства

Берет взятки, попустительствует в этом другим чиновникам, город не благоустроен, государственные деньги расхищаются

«Говорит ни громко, ни тихо; ни много, ни мало»; черты лица грубы и жестки; грубо развитые склонности души. «Смотри, у меня ухо востро!.. не по чину берешь!». Купцов «постоем заморил, хоть в петлю полезай». В немой сцене: «Чему смеетесь? Над собой смеетесь!..»

Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин

Судья

Занимается больше охотой, чем судопроизводством. Заседатель вечно пьян.

«Человек, прочитавший пять или шесть книг»; берет взятки «борзыми щенками». «Я вот уже пятнадцать лет сижу на судейском стуле, а как загляну в докладную записку – а! только рукой махну»

Артемий Филиппович Земляника

Попечитель богоугодных заведений

«Больные, как мухи, выздоравливают», кормят их прокисшей капустой, лекарств дорогих не употребляют

« Очень толстый, неповоротливый и неуклюжий человек, но при всем том проныра и плут»; «совершенная свинья в ермолке»; предлагает «подсунуть» ревизору взятку; доносит ему на других чиновников. «Человек простой: если умрет, так умрет, если выздоровеет, то и так выздоровеет»

Лука Лукич Хлопов

Смотритель училищ

Учителя «имеют очень странные поступки»

Напуган частыми ревизовками и выговорами неизвестно за что, а потому боится, как огня, всяких посещений; «Всего боишься: всякий мешается, всякому хочется показать, что он тоже умный человек».

Иван Кузьмич Шпекин

Почтмейстер

Дела в запустении, читает чужие письма, посылки не доходят

Простодушный до наивности человек, читать чужие письма – «преинтересное чтение», «смерть люблю узнать, что есть нового на свете»


В «Замечаниях для господ актеров» внимание уделено далеко не всем персонажам. Почему?

Почему Бобчинского и Добчинского Гоголь характеризует вместе?

Почему почтмейстера автор характеризует всего одной фразой: «простодушный до наивности человек»? (Обратить внимание на ироничность характеристики).

Какой прием использовал Гоголь при характеристике героев? (иронию и сатиру)

Давайте рассмотрим по словарю,что мы называем иронией? Что такое сатира? Юмор?

Юмор , -а,м. 1. понимание комического, умение видеть и показывать смешное, снисходительно-насмешливое отношение к чему-нибудь.

2. в искусстве:изображение чего-нибудь в смешном, комическом виде.

3. насмешливая, шутливяа речь.\\прилагательное юмористический,-ая,-ое.

(С.И.Ожегов)

Ирония – тонкая,скрытая насмешка.

(С.И.Ожегов)

Сатира, -ы, ж. 1.Художественное произведение, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности.

2. Обличающее, бичующее осмеяние

\\прилагательное сатирический, -ая,-ое. С.жанр, С.стиль

(С.И.Ожегов)


«Ревизор» - юмористическое или сатирическое, или ироническое произведение? Почему?


^ Знакомство с фрагментами из фильма «Инкогнито из Петербурга»

5Явление 1 действия, 2 действие 8 явление

Беседа по вопросам учебника.

Кого из чиновников больше всего беспокоит приезд ревизора и почему?

^ Городничего, потому что за ним много грешков. Много людей было им обижено, многих он притеснял.

Как обращаются чиновники к городничему? Только ли положение городничего выделяет его среди других?

^ Подобострастно, потому что он выше по чину и злопамятен, может отомстить.

Расскажите о порядках в городе и о тех распоряжениях, которые отдал городничий. Как вы оцениваете эти распоряжения?

^ Распоряжения, которые направлены на поверхностное скрытие непорядков. на самом деле проблемы и непорядки никуда не исчезают.

Почему Городничему до сих пор все сходило с рук?

^ Потому что он мошенник из мошенников, трех губернаторов обманул, умеет попользоваться где связями, где взятку даст

Как Гоголь передает лицемерную доброжелательность Городничего во время разговора с чиновниками? Почему именно так ведет с ними разговор?

^ Потому что он зависит от них на данный момент, боится, что они все расскажут ревизору

Какие меры пытаются принять чиновники перед приездом ревизора?

(Говорят и о чистых колпаках для больных, и о ломке забора на главной площади, и о подметании улиц, по которой проедет ревизор, то есть все усилия направляются не на реальное исправление недостатков и упущений, которыми полна жизнь города, а на своего рода лакировку действительности).

С какой целью городничий решает отправиться в гостиницу?

(Дальновидность, сообразительность Сквозника-Дмухановского не раз позволяли ему благополучно переживать разные «трудные случаи2, да еще и благодарность получать при этом. Он поступал обдуманно и расчетливо: если чиновник-ревизор скрывает свое имя и положение, если он хочет сохранить инкогнито, то торжественная встреча означала бы, что он узнан, а это вряд ли понравится петербургскому гостю.

Появляясь в гостинице, как заботливый хозяин города, чтобы узнать, «не терпят ли проезжающие неприятностей», городничий не только не нарушает инкогнито ревизора, но и предстает перед ним при самых выгодных обстоятельствах – в заботах об удобствах и благополучии горожан и случайных проезжих.

^ Посещение гостиницы создает очень удобные для городничего условия, чтобы разузнать о приехавшем и ознакомиться с ним без посторонних свидетелей.)


Развитие драматического конфликта

С начала комедии полноправным участником пьесы становится страх, возрастая от действия к действию и находя свое максимальное выражение в немой сцене. По меткому выражению Ю.Манна, «Ревизор» - это целое море страха».

Задание

Какие причины для страха имеет каждый чиновник? Найдите как можно больше разного рода проявлений страха в репликах героев и в авторских ремарках.

Примеры:

Городничий. Батюшки, не милы мне теперь ваши зайцы: у меня инкогнито проклятое сидит в голове. Так и ждешь, что вот отворится дверь и – шасть…

Бобчинский. …так он и в тарелку к нам заглянул. Меня так и проняло страхом.

Лука Лукич. Я, признаться, так воспитан, что заговори со мною одним чином кто-нибудь повыше, у меня просто и души нет, и язык, как в грязь, завязнул.

Амос Федорович. Ну, все кончено – пропал! Пропал!

Городничий (подходя и трясясь всем телом, силится выговорить). А ва-ва-ва-ва- … ва-.

Работа в группах

Задание

Попробуйте поставить себя на место этих героев в этой непростой ситуации. Прокомментируйте поведение героев в ходе диалога. Заполним таблицу. (2 действие, 8 явление)


Группа Городничего


Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух

«Робея»

«Все рассказали проклятые купцы».


«Извините, я право не виноват»

«Вытянувшись и дрожа всем телом»

«О, тонкая штука!...»

Ну, слава богу, деньги взял

«Пожалуйте, не погубите…»

«Дрожа»

«нужно быть посмелее…»

«Благое дело изволили предпринять»

«С лицом, принимающим ироническое выражение»

Да, рассказывай! – не знал, чем заплатить!...»; «В Саратовскую губернию!...»; «Прошу посмлотреть, какие пули отливает…»

«Осмелюсь ли просить вас…но нет, я недостоин…»



Группа Хлестакова


Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух

«Кланяется»






«Мое почтение…»

«сначала немного заикается, но к концу речи говорит громко»






Да что же делать!...я не виноват…Я, право, заплачу…

«бодрится»






Я,я,я…

«В размышлении»






Я не знаю, однако ж, зачем вы мне говорите о злодеях или о какой-то унтер-офицерской жене


- Почему у Хлестакова нет речи про себя? О чем это говорит?

- Это говорит о том, что Хлестаков не играет. Он на самом деле боится и на самом деле ничего не понимает, что вокруг происходит. Он глуповат, пустой человек.


- Объясните, почему Городничий, который «тридцать лет живет на службе», которого «ни один купец, ни подрядчик не мог провести», который «мошенников над мошенниками обманывал, пройдох и плутов таких, что весь свет готовы обворовать, поддевал на уду», который «трех губернаторов обманул», сам обманулся на счет Хлестакова, в котором «вот просто ни на полмизинца не было похожего» на ревизора?

С каким намерением собрались чиновники в доме городничего на следующий день?

- Какие детали указывают на то, что взятки – обычное дело для чиновников? (действие 4, явление 1)

  • (Чиновники изыскивают наилучшую форму представления «ревизору» и стремятся найти лучший способ дать взятку высокому гостю. Они не сомневаются в том, что взятку нужно дать, вопрос лишь в том, как половчее ее подсунуть и сколько дать.

  • Цель взяток весьма практическая: защитить, предохранить свое ведомство от ревизий и обезопасить себя. К активным попыткам городничего «обезвредить» ревизора подключаются все чиновники.

  • Чиновники убеждены, что ревизору необходимо «подсунуть» взятку, так, как это делается в «обществе благоустроенном», то есть «между четырех глаз… чтобы и уши не слышали…», - так считает Артемий Филиппович (1-ое явление,4 действие).)

- Перечитайте 1-е и 2-е явления 5 действия и обратите внимание на поведение городничего.

(Поведение городничего напоминает поведение Хлестакова в минуты вранья. Он в состоянии самодовольства, успокоения, торжества. Все происшедшее он воспринимает как «богатый приз», вполне заслуженный им, его стараниями и усилиями. Упиваясь новым положением тестя крупного петербургского чиновника, городничий строит радужные планы будущего. Он оповещает весь город, что «выдает свою дочь не то, чтобы за какого-нибудь простого человека, а за такого, что и на свете еще не было, что может все сделать, все, все, все!».)

- Какие стороны характера раскрываются в городничем в сцене с купцами? (2 явление 5 действия). В чем комизм ситуации?

( Жесткость, ненависть к людям низшего сословия. Об этом говорит его речь: «Что, самоварщики, аршинники, жаловаться? Архиплуты, протобестии, надувалы морские! Жаловаться? Что? Много взяли?» Городничий кичится своим дворянством, а сам участвует в расхищении казны вместе с купцами, бранится хуже извозчика, сыплет угрозами, как жандарм.)


«Приход купцов, - пишет Белинский, - усиливает волнение грубых страстей городничего: из животной радости он переходит в животную злобу… он пересчитывает Абдулину свои благодеяния, то есть напоминает случаи, где они вместе казну обкрадывали…»


В сцене разговора городничего с купцами выражен волчий закон мира мошенников.

- Что лежит в основе взаимоотношений в чиновном мире?

(Презрение к низшим, угодничество перед высшими чиновниками – это основа бюрократической машины России. Это узаконенная государственная система создала, сформировала психологию чиновника. Разве можно было вести речь об истинном достоинстве человека, если чин значил все!)

В.Г.Белинский в своей книге «Гоголь и театр» писал, что Сквозник-Дмухановский, опытный служака, «получил в наследство от отца и от окружающего мира следующее правило веры и жизни: в жизни надо быть счастливым, а для этого нужны деньги и чины, а для приобретения их – взяточничество, казнокрадство, низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством и скотская грубость перед низшими»


Итог урока

Давйте еще раз перечислим, какие пороки чиновничества разоблачает в своей комедии Н.В.Гоголь:

  • взяточничество

  • казнокрадство

  • низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

  • скотская грубость перед низшими

  • самоуправство

  • произвол

  • безнаказанность

  • мошенничество

  • подобострастие

  • фантасмагория



Закрепление

Тест-тренажер№10 (СД)


Домашнее задание

Перечитать 2 и 3 действия комедии. Сравнить сцены 3 и 5 явления 1 действия. Где юмор, где сатира? Подготовить выступление «Образ Хлестакова».

^ Группа Городничего


Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух















































^ Группа Хлестакова


Ремарки

Речи про себя

^ Говорит вслух
















































^ Характеристика героев комедии «Ревизор»


Имя чиновника

Сфера городской жизни, которой он руководит

Информация о положении дел в этой сфере

Характеристика героя по тексту

Антон Антонович Сквозник-Дмухановский












Аммос Федорович Ляпкин-Тяпкин












Артемий Филиппович Земляника












Лука Лукич Хлопов












Иван Кузьмич Шпекин













Пороки чиновничества,

разоблачаемые в комедии Н.В.Гоголя «Ревизор»

  • взяточничество

  • казнокрадство

  • низкопоклонство и подличанье перед властями, знатостью и богатством

  • скотская грубость перед низшими

  • самоуправство

  • произвол

  • безнаказанность

  • мошенничество

  • подобострастие

  • фантасмагория




Похожие:

Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconТестовая работа по комедии Гоголя «Ревизор» 1 вариант Какой из вариантов происхождения сюжета комедии «Ревизор»
Отметить, какой из видов комического жанра преимущественно использован в комедии
Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconРассказ Хлестакова о петербургской жизни в 3 действии как одна их кульминационных сцен комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»

Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconХарактеристика уездного города в комедии Н. В. Гоголя «Ревизор»
Городничий и уездные чиновники как взяточники, карьеристы, лица, нарушающие служебный долг, низкие люди
Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconДокументи
1. /открытый урок 6 класс гимнастика акробатика.doc
2. /открытый...

Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconДокументи
1. /Открытый урок/Литература.doc
2. /Открытый...

Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconДокументи
1. /Открытый урок/Литература.doc
2. /Открытый...

Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconКонспект урока литературы (урок-экскурсия в 9 кл о петербургском периоде жизни и творчества Н. В. Гоголя)
Методические рекомендации: разработка предназначена для проведения обзорных уроков по творчеству Гоголя в 8–ом и 9-ом классах, а...
Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconУрок по теме Цели и задачи
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме "Литература как искусство слова"
Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconОткрытый урок биология. 7 класс. Урок-зачет «Зоомир» Цель: проверить знания учащихся по теме «Класс Млекопитающие»
Цель: проверить знания учащихся по теме «Класс Млекопитающие»; развивать интерес учащихся к предмету
Открытый урок Литература. 8 класс. Разоблачение пороков чиновничества в комедии «Ревизор» Н. В. Гоголя. Цели iconН. В. Гоголя «Ревизор»? викторина
Кому принадлежат слова: «Человек простой: если умрёт, то и так умрёт; если выздоровеет, то и так выздоровеет»?
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы