Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература icon

Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература



НазваниеУчебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература
Дата конвертации01.10.2012
Размер109.13 Kb.
ТипУчебник

ВСЕРОССИЙСКОЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОБРАНИЕ


ВСЕРОССИЙСКИЙ КОНКУРС

«Педагогическая коллекция: урок технологии»


Пасхальный сувенир


Методическая разработка урока технологии

5 класс


Абрамова Ольга Александровна

учитель технологии и изобразительного искусства

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Медико – биологический лицей» города Саратова


2010


Тема урока: «Пасхальный сувенир»


Учебник для 5 класса В.Д. Симоненко « Технология» 2005


Дополнительная литература:


Тип урока: Изучение нового материала, закрепление и проверка полученных учащимися знаний, умений, навыков по теме «Пасхальный сувенир», урок с применением ИКТ.


Форма урока: Исследование с элементами игры.


Урок проводиться в рамках раздела “Культура дома”, тема “Обряды и праздники,”, 4-ий урок темы. Календарное планирование урока связывается с календарем церковных праздников. Урок является заключительным этапом в создании практической работы «Пасхальный сувенир». На организационно – подготовительном этапе (3 урока) создавались эскизы и блоки будущего панно (Приложение №1), обсуждалась работа исследовательских групп.


Актуальность данной работы в том, что она связана с пониманием духовных и нравственных традиций, которые достались нам в наследство от предыдущих поколений. Эффективным средством развития творческих качеств личности является народное искусство, оно помогает формировать интерес учащихся к культуре своего народа, воспитывает гражданина и патриота своей Родины.

Цели урока:

  • Сформировать знания об истории возникновения, обрядах праздника Пасхи в жизни наших предков

  • Развивать творческое отношение к повседневному труду

  • Подвести к выводу, что христианский праздник Пасха стал любимым у народа потому, что радость воскрешения к новой жизни у человека связана с ежегодным обновлением природы

Задачи урока:

  • Узнать историю праздника, его значение в Христианстве.


  • Научиться некоторым обрядам, связанным с праздником

  • Познакомиться с играми и занятиями, характерными для Страстной и Пасхальной недель

  • Обучить новым художественным приемам - техника «торцевания»

  • Развивать позитивное отношение к эстетике быта, мелкую моторику пальцев, устную связную речь

Оборудование

  • Наглядный материал, образцы готовых изделий (крашенные пасхальные яйца, яйца-сувениры), инструкционная карта (Приложение №2);

  • Компьютер, мультимедийный проектор”, презентации учащихся на тему праздника Пасха (Приложение №3)

  • Звукозапись праздничного звона колоколов, церковных песнопений

  • Цветная бумага, цветная гофрированная бумага, стержень от шариковой авторучки и клей ПВА


План урока


1.      Оргмомент

2.      Актуализация

3.      «Путешествие» в праздник Пасха

4.      Коллективная работа (Практические работы)

5.      Рефлексия
^

Ход урока


    1. Организационная часть

Жизнь народа, его обычаи и обряды складывались годами, веками. Каждый обряд, праздник имеет свой определенный смысл, тайное действо, которое совершается во имя самой жизни. Каждое слово имеет свой смысл.

В день Пасхи, радостно играя,

Высоко жаворонок взлетел

И, в небе синем исчезая,

Песнь воскресения запел.

И песнь ту громко повторяли

И степь, и холм, и темный лес.

«Проснись, земля, — они вещали, —

проснись: твой Царь, твой Бог воскрес.

Проснитесь, горы, долы, реки.

Хвалите Господа с небес.

Побеждена им смерть вовеки.

Проснись и ты, зеленый лес.

Подснежник, ландыш серебристый,

Фиалка — зацветите вновь,

И воссылайте гимн душистый

Тому, Чья заповедь — любовь».


    1. ^ Актуализация знаний

Звучит колокольный перезвон, на экране изображения церквей. (Приложение №4)

Одним из самых значимых праздников весны считается христианский праздник Пасха. Это торжество жизни. Радость пробуждения весны совпадала с христианской радостью воскрешения к новой жизни. Поэтому он так почитается народом. Солнышко в этот день играет, щедро и призывно звонят колокола в пасхальное воскресенье.

Повсюду благовест звенит,
Из всех церквей народ валит.
Заря гудит уже с небес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
С полей уж снят покров снегов,
И реки рвутся из оков,
И зеленеет ближний лес…
Христос воскрес! Христос воскрес!
Вот просыпается земля,
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!
Христос воскрес! Христос воскрес!

А сейчас группа исследователей приглашает нас в виртуальное путешествие в праздник «Пасха»

^ 3. «Путешествие» - выступление группы исследователей:

Методические приемы:

Информационно-коммуникационные технологии и предмет технология близки по воздействию на ученика (задействованы почти все органы чувств - зрительный, осязательный, слуховой…) ИКТ в образовательном процессе служат поддержкой современного урока и играют большую мотивационную роль в обучении. Ожидаемый результат урока с использованием ИКТ - учащиеся имеют возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, раскрыть вопрос ярко и привлекательно, отстаивать свою точку зрения, вовлекать в дискуссию одноклассников. При выполнении работы ученики показывают самый высокий уровень самостоятельности – творческий.

^ Применение технологии творческого развивающего обучения. Эта технология последовательно формирует творческие способности личности на основе свободного выбора ребёнка вида деятельности. Технология предполагает выявление и развитие творческих способностей. Чтобы выявить способность учащихся, я предлагаю задания различной степени трудности в различной технике. В данном случае – новая техника «Торцевания» и аппликация. Ожидаемый результат - достижение творческого уровня развития личности, развития знаний и умений, что способствует поиску и новым открытиям.

^ Исследовательский метод обучения - вовлечение учеников в ранний научный поиск. Ожидаемый результат – умение работать с разными источниками информации, презентация своей работы.

^ ПАСХА - СВЕТЛОЕ ХРИСТОВО ВОСКРЕСЕНИЕ (Приложение №3)

Праздник Светлого Христова Воскресения, Пасха, - главное событие года для православных христиан и самый большой православный праздник. Слово "Пасха" пришло к нам из греческого языка и означает "прехождение", "избавление".

Воскресение Христово - это основа и венец нашей веры, это первая и самая великая истина, которую начали благовествовать апостолы.

В 2010 году Пасха приходится на 04 апреля по новому стилю.


Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу.


Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.


Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.


^ Пасхальный огонь (Приложение № 3)

Пасхальный огонь играет большую роль в богослужении, а также в народных празднествах. Он символизирует Свет Божий, просвещающий все народы после Христова Воскресения. В Греции, а также в крупных городах России в православных храмах до начала пасхальной службы верующие ждут Благодатного огня от Храма Гроба Господня. В случае успешного прибытия огня из Иерусалима священники торжественно разносят его по храмам города. Верующие тут же возжигают от него свои свечи. После службы многие уносят лампаду с огнём домой, где стараются поддерживать его в течение года.


^ Пасхальная трапеза (Приложение № 3)

В течение Великой Субботы и после пасхального богослужения в храмах освящают куличи, творожные пасхи, яйца и всё, что приготовлено к праздничному столу для разговения после Великого поста. Пасхальные яйца верующие дарят друг другу как символ чудесного появления на свет — Воскресения Христова. По Преданию, когда Мария Магдалина поднесла в подарок императору Тиберию яйцо как символ Воскресения Христа, император, усомнившись, сказал, что как яйцо из белого не становится красным, так и мёртвые не воскресают. Яйцо в тот же миг стало красным. Хотя яйца красят в разные цвета, традиционным является красный, как цвет жизни и победы. В иконописной традиции воскресший Христос, а также при Преображении окружён сиянием в форме овала. Эта фигура, близкая по форме яйцу, у эллинов (греков) означало чудо или загадку, в отличие от правильного симметричного круга.

В православной традиции на Пасху освящается артос — квасной хлеб особого освящения. Те, кто не мог причаститься на Пасху могли ощутить единство через вкушение общего хлеба. Сейчас артос раздают верующим для хранения дома в течение года, в экстренных случаях используется как антидор (досл. греч."вместопричастие"), его принято вкушать натощак при болезнях. Символ единства перешёл к куличам и пасхам.


На творожной пасхе, как правило, ставят печати с буквами «ХВ» и агнцем. Символом Пасхи является агнец, в форме которого в России обычно испекают пирог. В южных странах — Болгарии, Италии, Балканах на Пасху обязательно закалывается ягнёнок или, по крайней мере, зажаривается «чеверме» (болг. «бедро») или «шиш» (болг. «шашлык» из ягнёнка).

Приготовление пасхального стола стараются закончить в Великий Четверг, чтобы ничто не отвлекало от служб Страстной Пятницы, дня вынос Святой Плащаницы и молитвы.


^ Народные обычаи (Приложение № 3)

Вечером Пасхи прямо на церковном дворе начинаются народные гуляния. В России народные гуляния с хороводами, играми, качелями продолжались в разных местностях от одного дня до двух-трёх недель и назывались Красная Горка. В Болгарии сотни изготовленных перед праздником больших и маленьких глиняных горшков разукрашенных добрыми пожеланиями сбрасываются с верхних этажей в ознаменование пасхальной победы над злом. Любой прохожий может взять черепок от разбитого горшка на счастье[источник не указан 17 дней].

В России и Сербии пасхальными яйцами «христосуются» — разбивая по очерёдности разные концы, так же как люди христосуются трижды в щёки. Детишки устраивают «покатушки» — у кого яйцо дальше укатится. Пасхальное крашенное яйцо в русской культуре означало новую жизнь, возрождение. Пасхальные яйца в России катали по земле, чтобы она была плодородной.


Бывало, накрывается

В гостиной стол огромнейший,

На нем и яйца красные,

И пасха, и кулич!

Н. А. Некрасов.


^ Почему на Пасху принято дарить друг другу яйца?

С давних времен хранится в Православной Церкви благочестивый обычай дарить в праздник Пасхи яйца. Этот обычай произошел от святой равноапостольной Марии Магдалины, когда она, по Вознесении Господнем, пришла в Рим для проповеди Евангелия, предстала пред императором Тиверием и, поднеся ему красное яйцо, сказала: "Христос воскресе!" начиная таким образом свою проповедь. По примеру равноапостольной Марии Магдалины мы теперь дарим в Пасху красные яйца, исповедуя животворящую смерть и Воскресения Господа - два события, которые Пасха соединяет в себе. Пасхальное яйцо напоминает нам об одном из главных догматов нашей веры и служит видимым знаком блаженного воскресения мертвых, залог которого мы имеем в Воскресении Иисуса Христа - Победителя смерти и ада. Как из яйца, из-под его неживой скорлупы, рождается жизнь, так из гроба, жилища смерти тления, восстал Жизнодавец, и так восстанут в вечную жизнь и все умершие.


^ Почему Церковь освящает пасхи и куличи?

Пасхальный кулич - это церковно-обрядовая пища. Кулич - это род артоса на нижней степени освящения.

Откуда же происходит кулич и почему на Пасху пекут и освящают именно куличи?

Нам, христианам, особенно следует причащаться в день Пасхи. Но так как многие православные христиане имеют обычай принимать Святые Тайны в продолжении Великого поста, а в Светлый день Воскресения Христова причащаются немногие, то, по совершении Литургии, в этот день благословляются и освящаются в храме особые приношения верующих, обыкновенно называемый пасхами и куличами, чтобы вкушение от них напоминало о причащении истинной Пасхи Христовой и соединяло всех верных во Иисусе Христе.

Употребление освященных пасох и куличей в Светлую Седмицу у православных христиан можно уподобить вкушению ветхозаветной пасхи, которую в первый день седмицы пасхальной народ Богоизбранный вкушал семейно (Исх. 12, 3-4). Так же по благословению и освящению христианских пасох и куличей, верующие в первый день праздника, прийдя из храмов домой и окончив подвиг поста, в знак радостного единения, всей семьей начинают и телесное подкрепление - прекращая говение, все едят благословенные куличи и пасху, употребляя их в течение всей Светлой седмицы.


Ребята, а вы дома празднуете Пасху?

Вы знаете, какие развлеченья будут соответствовать отмечаемому празднику?

Методический прием:

Организация урока с использованием здоровьесберегающих технологий.

Цель здоровьесберегающих технологий обучения – обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья, сформировать у него необходимые знания, умения и навыки по ЗОЖ.

На уроке технологии используется физкультминутка, физкультпауза, чтобы процесс обучения был радостным, доступным для всех, здоровьесберегающим. Использую игровую форму обучения. Игровая форма обучения позволяет оказывать воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить. Такой процесс обучения становится тоже здоровьесберегающим. Ожидаемый результат – готовность к самостоятельной творческой работе и оценке ее резуль­татов.


А теперь давайте поиграем. Игра называется катание яиц. (Разложить в ряд конфеты 6-7 штук. Игрок находится на расстоянии 1-1,5 м. катает в сторону конфет яйцо. Если яйцо коснулось конфеты, он забирает ее.)

Ребята давайте еще поиграем. Для этой игры мне нужно 5человек. Ваша задача крутануть яйцо так чтобы оно дольше всех прокрутилось. На счет три. Раз, два, три. Победил у нас ….


    1. ^ Коллективная работа (Практические работы)


Методический прием:

Коллективная практическая работа на уроке раскрывает индивидуальность каждого ребенка, ребенок может проявить себя, не боясь быть отвергнутым, не принятым. На уроке создаются условия, позволяющие в едином классном коллективе работать с ориентацией не на « усредненного» ученика, а с каждым в отдельности с учетом индивидуальных познавательных возможностей, потребностей и интересов, обеспечивается личностно – ориентированное образование. Ожидаемый результат - сотрудничество учителя и учащегося, направленного на совместный анализ процесса учебной деятельности.


Группы завершают работу по технологической карте «Техника торцевания» и составленным эскизам. Коллективно идет сборка блоков панно «Пасхальный сувенир» (Приложение № 5, 6)


5. Рефлексия

Как вы думаете, действительно ли Пасха – «праздник праздников и торжество из торжеств»? С какими чувствами вы уходите с урока? Какие новые идеи к празднику у вас возникли? Как их реализовать?

Вы хорошо поработали, много узнали. Я считаю, вы по-настоящему подготовились к празднику. Желаю удачи!


Д/З: Быть достойным помощником в доме при подготовке праздника Пасхи, сделать фотоснимки наиболее удачных идей и находок, поделиться ими с классом в форме слайд-шоу «Праздник Пасхи в нашей семье».







Похожие:

Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconУчебник для 5 класса общеобразоват учреждений. М.: Просвещение, 2005. Исменцы 2012-2013 учебный год
Учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват учреждений. – М.: Просвещение,...
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconПримерная программа для среднего (полного) общего образования (базовый уровень). Технология для неделимых классов под редакцией
Технология : 10 класс : учебник для учащихся общеобразовательных учреждений./ Б. А. Гончаров [и др.]; под ред. В. Д. Симоненко....
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconУчебник для 3 класса. М.: Баласс, 2005. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. М.: Баласс, 2005
Федерального компонента образовательного стандарта для начального образования по технологии и изобразительному искусству
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconУчебник «Технология 5 класс для сельских школ» под ред. В. Д. Симоненко Разработала: учитель технологии моу каширская сош старцева Светлана Васильевна
Методическая разработка уроков технологии в 5 классе по теме: «Приготовление бутербродов и горячих напитков»
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconУчебник для 2 класса: в 2 ч. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы В. Ю. Свиридовой, которая обеспечена...
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconУчебник для 2 класса: в 2 ч. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
России, планируемых результатов начально­го общего образования, а также авторской программы Н. Я. Дмитриевой, которая обеспечена...
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconРабочая программа по внеклассному занятию " Юный предприниматель" Учитель по технологии и экономики: Дружинин Константин Александрович
Учебник: «Основы предпринимательства». Авторы В. Д. Симоненко, под редакцией В. Д. Симоненко, Москва, Просвещение 1998г
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconКонкурс методических разработок уроков, классных часов, внеклассных мероприятий «Я расскажу вам о тыкве…»
Оборудование: учебник «Технология». (вариант для девочек). 6 класс, под ред. Симоненко В. Д., М.: «Вентана-Граф», 2008 г., рабочая...
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconУчебник для 2 класса: в 2-х частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
И. И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина Математика: Учебник для 2 класса:...
Учебник для 5 класса В. Д. Симоненко «Технология» 2005 Дополнительная литература iconУчебник для общеобразовательных учреждений. М.: Мнемозина, 2008 г. 288 с. Дополнительная литература
Программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев: Математика, 5 – 11 кл. \ Сост Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. / 2-е изд.,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов