Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории icon

Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории



НазваниеРабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории
Дата конвертации01.10.2012
Размер242.59 Kb.
ТипРабочая программа

«Рассмотрено» «Согласованно» «Утверждаю»

Руководитель МО Заместитель директора по УВР Директор МОУ «Медико-биологический

учителей начальных классов лицей г. Саратова

_________/Широких И.Г./

__________ /Асташкина С.Г./ _____________Сыромолотова Т.Я.

Протокол № 1 Приказ № 173


«30» августа 2011г. « 1» сентября 2011г. «1» сентября 2011г.


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

ПЕДАГОГА

Абрамовой Ольги Александровны,

высшей квалификационной категории

1 класс


2011 – 2012 учебный год


Пояснительная записка
Развернутое тематическое планирование по изобразительному искусству и художественному труду для 1 класса разработано на основе примерной программы, авторской программы, разработанной под руководством народного художника России, академика РАО Б. М. Неменского, утвержденной МО РФ в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта начального образования.

Программа «Изобразительное искусство и художественный труд» является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды искусства: живопись, графику, скульптуру, архитектуру и дизайн, народное и декоративно-прикладное искусство, зрелищные и экранные виды искусства. Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности – изобразительной, декоративной, конструктивной.

Связь искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы.

На уроках данной программы вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью накопления опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество обучающихся использовалось при оформлении школьных интерьеров.

^ Тематический план рассчитан на 33 часа в год.

Для реализации программного содержания используется учебник:

Неменская, Л. А. Искусство и ты: учебник для 1 класса. – М.: Просвещение, 2007.

Неменская Л. А. / Под.ред. Неменского Б. М.

Изобразительное искусство. Ты изображаешь, украшаешь и строишь. 1 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. (Школа Неменского)

Формой проведения занятий по программе является урок.

Урок состоит из:

- введения в тему занятия,

- восприятия произведений искусства по соответствующей теме и обращений к соответствующим реалиям окружающей жизни;

- созидательной творческой практической деятельности ученика по этой теме;

- обобщение и обсуждение итогов урока;

- подготовки и уборки рабочего места и художественных материалов.

Реальные формы организации занятий дают учителю широкий выбор возможностей проявления его творческой инициативы. Темы и задания уроков предполагают создание игровых и сказочных ситуаций, умений организовать уроки – путешествия, уроки- праздники.


Процесс обучения на уроке искусства характеризуют:

- сотворчество учителя и ученика;

- диалогичность;

- четкость оставленных задач и вариативность их решения;

- освоение традиций художественных культур и импровизационный поиск личностно значимых смыслов.


Программа « Изобразительное искусство и художественный труд» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности.

^ Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета

В результате изучения курса «Изобразительное искусство» в начальной школе должны быть достигнуты определенные результаты.

^ Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:

  • чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего народа;

  • уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;

  • понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;

  • сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;

  • сформированность эстетических потребностей — потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности;

  • овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;

  • умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;

  • умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.

^ Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • овладение умением творческого видения с позиций художника, т.е. умением сравнивать, анализировать, выделять главное, обобщать;

  • овладение умением вести диалог, распределять функции и роли в процессе выполнения коллективной творческой работы;

  • использование средств информационных технологий для решения различных учебно-творческих задач в процессе поиска дополнительного изобразительного материала, выполнение творческих проектов отдельных упражнений по живописи, графике, моделированию и т.д.;

  • умение планировать и грамотно осуществлять учебные действия в соответствии с поставленной задачей, находить варианты решения различных художественно-творческих задач;

  • умение рационально строить самостоятельную творческую деятельность, умение организовать место занятий;

  • осознанное стремление к освоению новых знаний и умений, к достижению более высоких и оригинальных творческих результатов.

^ Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:

  • знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);

  • знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;

  • понимание образной природы искусства;

  • эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;

  • применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;

  • способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;

  • умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и вырази­тельных средствах;

  • усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;

  • умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;

  • способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;

  • способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отно­шение к природе, человеку, обществу;

  • умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;

  • освоение умений применять в художественно—творческой деятельности основ цветоведения, основ графической грамоты;

  • овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;

  • умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;

  • умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;

  • изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;

  • умение узнавать и называть, к каким художественным культурам относятся предлагаемые (знакомые по урокам) произведения изобразительного искусства и традиционной культуры;

  • способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, — свидетелей нашей истории;

  • умение объяснять значение памятников и архитектурной среды древнего зодчества для современного общества;

  • выражение в изобразительной деятельности своего отношения к архитектурным и историческим ансамблям древнерусских городов;

  • умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.

^ Учебно-тематический план:

№ п/п

Раздел, тема

Количество часов

Тип урока, вид занятия

Содержание учебной темы

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

Измерители, виды и формы контроля

Материалы к уроку

Сроки проведения

план

факт

1

Изображения всюду вокруг нас

1

Рассказ, беседа, диагностика уровня и характера дошкольной подготовки учеников

Урок – знакомство. Знакомство с Мастером – изображения, который помогает нам рисовать, лепить

^ Знать форму изображения солнца.
Уметь:
– рассказать о своем настроении;

– рисовать форму круга (окружности)

Индивидуальная, изображение радостного солнца

Фломастеры или цв. карандаши

Сентябрь

1 нед.




2

Мастер изображения учит видеть

1

Рассказ, бе-
седа, наглядные пособия, игра

Развитие наблюдательности. Формирование поэтического видения мира. Знакомство с понятием форма

Уметь:
– использовать художественные материалы (цветные карандаши, бумага),
– работать с ножницами

Индивидуальная,
изображение сказочного леса, где все деревья похожи на разные по форме листья

гуашь

Сентябрь

2 нед.




3

Изображать можно


пятном

1

Рассказ, бе-
седа, упраж-

нения, наглядность,
демонстрация, игра

Овладение первичными навыками изображения на плоскости

Уметь применять основные средства художественной выразительности (пятно) в рисунке на плоскости.

Индивидуальная,


изображение зверушки из произвольно сделанного краской пятна

Пластилин

Сентябрь


3 нед.




4

Изображать можно в объеме

1

Беседа, наглядные пособия, демонстрация, игра

Развитие воображения и аналитических способностей глаза, поэтическое видение

^ Уметь использовать художественные материалы (пластилин).
Уметь применять технологию лепки от большой формы способами вытягивания и вдавливания.

Индивидуальная,
лепка птицы и животного из целого куска пластилина

Черный фломастер

Сентябрь

4 нед.




5

Изображать можно линией

1

Рассказ,
беседа,
наглядные пособия

Изображение линий на плоскости

Уметь применять основные средства художественной выразительности (линия) в линейном рисунке (по воображению).

Индивидуальная,
изображение рисунка линией на тему «Расскажи
нам о себе»

Гуашь

Октябрь

1 нед.




6

Разноцветные краски

1

Рассказ, наглядные пособия

Умение пользоваться красками, овладение навыками организации рабочего места

Развитие первичных навыков рисования
по памяти и воображению.

Индивидуальная,
изображение осеннего клена

Гуашь

Октябрь

2 нед.




7

Изображать можно и то, что невидимо

1

Рассказ, беседа, наглядные пособия

Изображать можно не только предметный мир, но и мир наших чувств

Уметь передать настроение в творческой работе с помощью тона и композиции.

Индивидуальная,

изображение музыки – создание образов, контрастных по настроению музыкальных пьес

Все работы

Октябрь

3 нед.




8

Художники
и зрители (обобщение темы)

1

Беседа, наглядные пособия

Начальное формирование навыков восприятия

Знать основные жанры произведений изобразительного искусства.

Узнавать отдельные произведения выдающихся художников (В. М. Васенцов).

Фронтальная,
выставка




Октябрь

4 нед.




9

Мир полон украшений

1

Рассказ, бе- седа, наг- лядные пособия, игра

Знакомство с мастером украшения.

^ Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Уметь понимать «язык» украшений.

Индивидуальная,
изображение сказочного цветка (по воображению

Иллюстрации с узорами

Ноябрь

2 нед.




10

Красоту надо уметь замечать: узоры на крыльях

1

Рассказ, бе- седа, наг- лядные пособия

Развитие наблюдательности. Приобретение опыта эстетических впечатлений

^ Знать понятие о симметрии.
Уметь использовать художественные материалы для графического изображения (гелевая ручка);
создавать творческие работы на основе собственного замысла.

Индивидуальная,
украшение крыльев бабочки

Иллюстрации с рыбами

Ноябрь

3 нед.




11

Красоту надо уметь замечать: красивые рыбы

1

Рассказ, бе-седа, упражнения, наглядные пособия

Знакомство с выразительными возможностями фактуры

^ Уметь использовать художественные материалы (гуашь).
Умение видеть красоту разнообразных поверхностей

Индивидуальная,
украшение рыбки узорами чешуи

Цв. бумага

Ноябрь

4 нед.




12

Красоту надо уметь замечать: украшение птиц

1

Рассказ
беседа, наглядные пособия,
демонстрация

Развитие декоративных чувств при рассматривании цвета и фактуры материала

Уметь использовать художественные материалы (бумага разной фактуры), работать с ножницами, развивать декоративное чувство при рассматривании цвета и фактуры материала.

Индивидуальная,

изображение нарядной птицы в технике объемной аппликации

Гуашь

Декабрь

1 нед.




13

Узоры, которые создали люди

1

Рассказ,
беседа,
наглядные пособия, игра

Красота орнаментов, созданных человеком

Уметь использовать художественные материалы (гуашь).

Индивидуальная,
изображение орнамента по воображению

Сказки

Декабрь

2 нед.




14

Как украшает себя человек

1

Рассказ,
беседа,
наглядные пособия

Рассматриваем персонажи сказок

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в рисунке на заданную тему (по воображению).

Индивидуальная,
изображение любимых сказочных героев
и их украшений

Цв. бумага, фольга

Декабрь

3 нед.




15

Мастер украшения помогает сделать праздник

1

Беседа,
наглядный материал, демонстрация

Подготовка к Новому году

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, работать с ножницами.

Индивидуальная,
конструирование праздничного украшения для новогодней елки, карнавальных масок




Декабрь

4 нед.




16

Постройки в нашей жизни

1

Беседа,
наглядный материал,
демонстрация, игра

Знакомство с мастером постройки

Уметь использовать художественные материалы (гуашь), применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению) и технику изображения с помощью печаток.

Индивидуальная,
изображение сказочного дома для себя и своих товарищей по воображению

Пластилин

Январь

2 нед.




17

Домики, которые построила Природа

1

Рассказ,
беседа,
наглядный материал,
демонстрация, игра

Наблюдение природных явлений с точки зрения Мастера Постройки

Уметь использовать художественные материалы (пластилин).

Индивидуальная,

лепка сказочных домиков в форме овощей и фруктов, грибов

Мелки, цв. карандаши

Январь

3 нед.




18-

19

Дом снаружи и внутри

2

Рассказ
наглядный материал

Соотношение внешнего вида и внутренней конструкции дома

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши); применять основные средства художественной выразительности в рисунке (по воображению) и приемы изображения цветными карандашами по акварельному фону.

Индивидуальная,
изображение дома в виде буквы алфавита

Бумага

Январь

4 нед.




20-

21

Строим город

2

Рассказ

наглядный материал,

демонстрация, игра

Приобретение навыков конструктивной работы с бумагой

^ Знать понятия: архитектор, архитектура.

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах, рассматривать здания реальных форм.

Индивидуально-коллективная,

конструирование домика из бумаги путем складывания бумажного цилиндра; постройка городка из бумажных домиков

Цв. бумага

Февраль

1-2 нед.




22-

23

Все имеет свое строение

2

Беседа,
упражнения, наглядный материал

Формирование первичных умений видеть конструкцию – построение предмета

Уметь видеть конструкцию – построение предмета;
использовать художественные материалы (бумага); применять навыки изображения в технике аппликации из простых геометрических форм.

Индивидуальная,
создание из простых геометрических форм изображения разных зверей
в технике аппликации

Цв. бумага

Февраль

3-4 нед.




24-

25

Постройка предметов (упаковок)

2

Рассказ,
наглядный материал,
демонстрация, технологические карты

Развитие конструктивного изображения и навыков постройки из бумаги

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в конструктивных работах.

Индивидуальная,
конструирование из бумаги и украшение упаковок

Гуашь

Март

1-2 нед.




26

Город, в котором мы живем

1

Беседа,
наглядный материал, прогулка-экскурсия

Итоговая тема четверти. Рассматривание улицы с позиции Мастера Постройки

^ Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы
(гуашь).

Коллективная,
создание панно «Город, в котором мы живем»




Март

3-4 нед.




27

Совместная работа трех братьев
Мастеров

1

Беседа,

ролевая игра

Цель урока – показать детям, что на самом деле наши три Мастера неразлучны

^ Знать основные жанры и виды произведений изобразительного искусства.

Уметь сравнивать различные виды и жанры изобразительного искусства (графика,
живопись, декоративно-прикладное искусство).

Фронтальная,

выставка работ за весь предыдущий период

Цв. бумага

Апрель

2 нед.




28-

29

«Сказочная страна». Создание панно

2

Беседа,
наглядность,
сказка

Изображение сказочного мира. Мастера помогут увидеть мир сказки и воссоздать его

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в декоративных работах.

^ Коллективная работа, создание панно

Цв. бумага

Апрель

3-4 нед.




30-31

«Праздник весны». Конструирование из бумаги

2

Беседа,
наглядность,

демонстрация

Конструирование из бумаги объектов природы и украшение их

Уметь использовать художественные материалы (бумага), применять основные средства художественной выразительности в декоративных и конструктивных работах, применить навыки бумагопластики.

^ Индивидуальная, коллективная работа, конструирование и украшение птиц , божьих коровок, жуков, стрекоз, бабочек




Май

1-2 нед.




32

Урок любования. Умение видеть

1

Беседа, демонстрация

Наблюдение живой природы с точки зрения трех Мастеров

Уметь использовать художественные материалы (цветные карандаши), применять основные средства художественной выразительности в рисунке (с натуры).

Фронтальная,
экскурсия в природу, зарисовки

Стихи о лете

Май

3 нед.




33

«Здравствуй, лето!»

1

Беседа,
наглядный материал

Образ лета в творчестве российских художников

^ Знать жанр изобразительного искусства – пейзаж.
Уметь использовать художественные материалы (гуашь) применять основные средства художественной выразительности в живописи (по памяти), воспринимать окружающий мир и произведения искусства.

Развивать зрительские навыки.

Индивидуальная,
создание композиции «Здравствуй, лето!» по впечатлениям от природы




Май

4 нед.





Учебно-методическое обеспечение:

Методические и учебные пособия –

  1. Работы учащихся 1 – 6 класс

  2. Динамическая таблица « Цветовой круг»

  3. Таблица « Виды орнамента»

  4. Фотографии с видами родного города

  5. Репродукции картин

  6. Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно – прикладному искусству

  7. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте, трафареты

Оборудование и приборы:

1.Мультимедийные обучающие художественные программы (Диск «Комплект уроков по ИЗО» содержит уроки ИЗО по программе Б.Н,Неменского 2008 года),

2. Презентации (разработанные самостоятельно)

Цветоведение

Анималистика

Пастель

Маски

Образ кошки

Аппликация

Осенние деревья

Изображать можно линией

Морозные узоры

Наши зимние забавы

Лепим птиц

Новогодняя игрушка

Дом для друзей

Домики, которые построила природа

3. Телевизор

4. Компьютер с художественным программным обеспечением

5. Мультимедиапроектор

6. Интерактивная доска

Список литературы:

Литература, использованная при подготовке программы –

  1. А.Д.Алехин. Когда начинается художник. М. 1993

  2. Я.В. Брук. Государственная Третьяковская галерея. М. Искусство. 1982

  3. Н.М. Сокольникова. Основы живописи.

  4. М.Д.Лахути Как научиться рисовать М. « Росмэн» 2003 г.

Литература, рекомендованная для учащихся –

  1. Книги с иллюстрациями Е, Чарушина, В. Лебедева, Т. Мавриной, М. Митурчина

  2. Книги – сказки с иллюстрациями

  3. Журнал « Юный художник»

Приложения:

  1. Коллективная творческая работа « Сказочный город»

  2. Коллективная творческая работа « Город, в котором мы живем»

  3. Коллективная творческая работа « Сказочные герои»





Похожие:

Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconАбрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории по изобразительному искусству 3 класс 2011 2012 учебный год пояснительная записка Развернутое тематическое планирование
России, академика рао б. М. Неменского, утвержденной мо РФ (М.: Просвещение, 2003) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconАбрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории по изобразительному искусству 2 класс 2011 2012 учебный год пояснительная записка: Развернутое тематическое планирование
России, академика рао б. М. Неменского, утвержденной мо РФ (М.: Просвещение, 2003) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 ступень, базовый уровень, 8 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 8 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 ступень, базовый уровень, 5 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 5 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству 2 ступень, базовый уровень, 6 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 6 класс составлена на основе примерной программы основного общего образования по...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству 2ступень, базовый уровень, 9 класс
Рабочая программа по изобразительному искусству 9 класс составлена на основе программы основного общего образования по изобразительному...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству для 1 класса
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по изобразительному искусству, Федеральных государственных стандартов...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconПрограмма по предмету «Изобразительное искусство» (фгос ноо 1 4 класс) пояснительная записка
Рабочая программа по изобразительному искусству для 1-4 классов создана на основе Примерной программы начального общего образования...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству класс Учитель: Винтер Эльвира Георгиевна 2011-2012 учебный год
Программа разработана на основе Примерной программы по изобразительному искусству федерального государственного образовательного...
Рабочая программа по изобразительному искусству педагога абрамовой Ольги Александровны, высшей квалификационной категории iconРабочая программа по изобразительному искусству для 2 класса
Рабочая программа по музыке составлена на основе Примерной программы начального общего образования фгос второго поколения, авторской...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы