«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» icon

«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня»



Название«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня»
Дата конвертации30.09.2012
Размер221.69 Kb.
ТипЛитература
1. /Исслед раб фольклор.doc«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня»


Районный конкурс исследовательских мини- проектов по краеведению

«Песенный фольклор малой Родины»


«Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня»


Авторы работы:

Савина Ирина 9класс, Федосеева Екатерина 9 класс

Парамоновская основная общеобразовательная школа.


Научный руководитель: Фролова Наталья Александровна,

зам. директора по ВР, учитель географии

Парамоновской основной школы.


Парамоново.

2011год.


Содержание.


Стр.


Введение 2-3


Основная часть:


- Из истории Петрова дня 4- 8

- Рассказы и воспоминания старожил 9- 11

Парамоновского поселения.


- Песенный фольклор нашей местности 12- 15


Заключение. 16


Литература 17


Введение

29 июня / 12 июля - Великий православный праздник памяти апостолов Петра и Павла, первых проповедников христианского учения. В народном мировоззрении эти святые являются хранителями ключей от рая и ада и управляют местами обитания душ умерших. Праздник был почитаем среди рыбаков и пастухов, а также считался праздником молодежи. Предшествовал сенокосу и подготовке к жатве.

День святых апостолов Петра и Павла считался одним из важных "годовых" праздников. К нему, как правило, готовились заранее: соблюдали пост (Петровский, Петров пост, Петровки), который, по мнению крестьян, "выдумали старые чертовки (тещи), скот собирать, да зятьев угощать", или священники, чтобы получать Петровщину - подать в виде зерна, масла, яиц; чистили и убирали избы, готовили кушанья, красили яйца в желтый цвет, варили пиво и запасали хмельные напитки. Обычно Петров день, как и другие большие праздники, отмечался два-три дня.

Более подробно мы ещё вернёмся к описанию этого обрядового праздника. Нами для исследования этот праздник был выбран не случайно. В нашей местности по сей день, многие жители знают и помнят о дне Петра и Павла, но празднуют по иному. Жители более зрелого возраста в этот день вспоминают о том, как раньше праздновали праздник, как проходили гуляния. В домах стараются прибраться, приготовить добротный ужин. А как же современная молодёжь встречает Петров день? Именно этот вопрос и стал для нас причиной начать исследовательскую работу.

В Орловской области, в частности и в нашем Корсаковском районе Петров день, он же Солнце Караул традиционно отмечается в ночь с 11 на 12 июля и заслуженно считается второстепенной орловской забавой после общеизвестных Орловских забав. Причина такой слабой популярности кроется в том, что Орловские народные забавы могут проводиться ежедневно и в любое время суток, а Солнце Караул только единожды в год, да и то ночью.

Изначально праздник появился в сельской местности и имел самое безобидное предназначение - выйти вечером на природу, попрыгать через костёр, попеть песни и частушки, дождаться восхода Солнца, которое только в этот день при появлении из-за горизонта играет всеми цветами радуги (если только не будет туч).

Но, как и многие хорошие задумки в нашей местности - всё скатилось до форменных безобразий. Молодёжь, отмечающая праздник, воспылала ненавистью к соседям, которые вместо того чтобы праздновать, мирно спали по своим домам. Пока сосед спал - самыми любимыми развлечениями становилось установить стукалочку, угнать телегу и поставить её посреди дороги или, ещё лучше - утопить в пруду, замазать окна дома навозом, запереть дом снаружи, собрать во дворе всевозможный хозяйственный инвентарь и устроить из него баррикаду на деревенской дороге, завалить соседскую уборную.

Как результат - на следующий год не спала вся деревня, так как все караулили своё подворье и пытались не упустить возможности насолить соседу. Из года в год, наутро можно было слышать от соседа, что какие-то нелюди перевернули у него во дворе всё что можно. С каждым годом ситуация накалялась и про восход Солнца уже никто и не вспоминал. Теперь стало допустимым не только донимать соседей мелкими пакостями, но и ломать-крушить народное богатство от телефонной будки, до дорожного столба. Так что утром 12 июля на улицах можно смело ожидать погром, бардак и завалы на дорогах. Местные жители публикуют свои обращения к молодёжи через районную газету, где убедительно просят вести себя подобающе. В сельском доме культуры организованы развлекательные мероприятия и дискотека. Но никакие мероприятия не останавливают современную молодёжь.

Мы тоже относим себя к молодёжи нового поколения, но так неприятно видеть, когда на фольклорных праздниках наши сверстники поют русские народные песни, частушки, страдания, а, выйдя за приделы школы, творят обратное. В своей работе мы хотим отразить утраченный и утерянный обычай проведения старинного христианского праздника, его обряды и календарно обрядовую поэзию. Собранные сведения и факты мы постараемся донести до наших сверстников, оставить этот материал для будущего поколения. Ведь именно так, из поколения в поколение, дошли до нас обрядовые праздники и обрядовая поэзия, которые по сей день идут с нами по жизни и радуют нас.


Основная часть

Петров день (Петр-Павел, Петры и Павлы, Петро, Петровки) - великий православный праздник, посвященный памяти первоверховных апостолов Петра и Павла; отмечается 29 июня / 12 июля. В этот день совершилось перенесение реликвий апостолов Петра и Павла из Рима в Сан-Себастиано. Событие это со временем забылось, а праздник стал осмысляться в христианской культуре как день общего мученичества святых Петра и Павла - "хотя они пострадали в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно" (Праздники и знаменательные даты 1993.)
Церковь почитает Петра и Павла как первых проповедников - "посланцев" христианского учения.

Один из них Петр (Симон), происходивший из семьи рыбака, был учеником Иисуса Христа. Именно ему Спаситель отвел роль основателя церкви: "И Я говорю тебе: ты - Петр, и на сем камне Я создам церковь мою, и врата ада не одолеют ее" (Евангелие от Матфея 16:18). После смерти и воскрешения Иисуса Христа Петр стал ревностным проповедником новой религии и возглавил одну из первых христианских общин; по легендам он являлся первым епископом вселенской (римско-католической) церкви. При гонениях, происходивших в период правления римского императора Нерона, Петр был распят на кресте вниз головой.

Павел (Савл) родился в семье богатых иудеев в малоазиатским городе Тарсе. Долгое время он сам был гонителем христиан. Жития повествуют, что однажды Павел, услышав Божий глас с неба, ослеп. После того как через три дня зрение вернулось к нему, он прозрел и в духовном отношении и воспринял христианский взгляд на мир. Его последующая деятельность заключалась в миссионерских поездках по Римской империи, в чтении проповедей, главной темой которых было раскрытие идеи духовного спасения. Это сыграло важную роль в распространении христианства среди представителей разных народов и превращении его в мировую религию. Подобно многим первым христианам, Павел принял мученическую смерть: по указанию императора Нерона он был усечен мечом в Риме.

В традиционном мировоззрении русского народа апостолы Петр и Павел занимали особое место. Петр относился к числу наиболее чтимых в России святых угодников. В сказаниях и былинах он фигурирует под именем апостола-ключаря. Считалось, что святой владеет ключами от Царства Небесного, закрывает и открывает врата рая. В некоторых поверьях оба апостола являются хранителями ключей; они стоят у дверей рая и ада. По представлениям крестьян Калужской губ., в функции Петра и Павла, кроме того, входит управление местами обитания душ умерших праведников и грешников.


"Полетите, полетите,

Все святые Петры-то и Павлы.

Понесите, понесите

Все ключи златые.

Отпирайте, отпирайте

Все раи тай муки.

Пропускайте, пропускайте

Все души безгрешны!"

                                (Традиционные обряды и …. 1985).

Петру поклонялись и молились как покровителю засеянных полей и рыболовства. Народ полагал, что Петр, подобно Господу Богу, а нередко и вместе с ним, ходит по земле и совершает благодеяния. Так, широко известен сюжет о встрече Петра с работающим на поле крестьянином и о помощи святого в возделывании земли. Рассказывали, что апостол вспахал, посеял, проборонил для бедняка, а затем дал ему две торбы - с хорошей погодой и с дождем.

Этнографические материалы свидетельствуют, что в некоторых районах России Петров день отмечался и как праздник пастухов. В этот день с пастухами производился расчет: крестьянская община выплачивала деньги за прошедшую часть пастбищного сезона. Соблюдался также обычай одаривать пастухов яйцами, хлебом и маслом; делали это, как правило, хозяйки.

В народном календаре Петров день составляет вместе с праздниками Аграфены Купальницы и Ивана Купалы единый праздничный цикл, призванный маркировать кульминационный момент полного расцвета природных сил, и осмысляется как его завершающий этап. В обрядово-мифологическом плане этот день включает ряд поверий и ритуальных действий, характерных для Ивана Купалы. В ночь на Петров день следовало ожидать и разгула нечистой силы, активизации колдунов и ведьм. Одним из действенных средств против них были костры. В Орловской губернии в костер, зажженный на перекрестке, кидали остатки от нового колеса, которое перед этим, надев на палку, катали вокруг поселения с целью узнать в каком доме живет колдун. Девушки взбирались на крыши бань, строений осмыслявшихся в традиционной культуре как места, служившие убежищем нечисти, усаживались там и пели песни:


"Зарождалися три ведьмы

На Петра да на Ивана:

Первая ведьма закон разлучает,

Другая ведьма коров заклинает,

Третья ведьма залом ломает.

Первой ведьме, что закон разлучает,

Её по уши в землю, ей прощенья нет!

Другой ведьме, что коров заклинает,

Ту по плечи в землю, ей прощенья нет!

Третью ведьму, что залом ломает,

Ту по пояс в землю, ей прощенья нет!

Вы катитесь, ведьмы, за мхи, за болоты,

За гнилые колодые, где люди не бают,

Собаки не лают, куры не поют, -

Вам там и место!"

                                  (Обрядовая поэзия. 1989.).


Роль девушек и женщин в обрядности Петрова дня, как и в предыдущий период, продолжает оставаться весьма значимой; их действия связаны с идеей плодородия. Они являлись главными исполнительницами аграрно-магических ритуалов. Группы женщин, к которым присоединялись девушки, ходили в поля, засеянные льном, бросали там куски творога и втыкали в землю тычину (палку), приговаривая при этом: "Дай Бог, чтобы лен был тверд, как смычина, длинен как тычина и бел как этот творог. В Орловской губ. женщины и дети вместо молодежи участвовали в ритуальном воровстве: они лазали по чужим садам, воровали яблоки и "кушали крыжовник".

В большей степени Петров день сохранил значение праздника молодежи. Молодые люди надевали лучшие костюмы. Им отводилась ведущая роль в обрядово-игровых действиях, в то время как остальное население, как правило, активного участия в нем не принимало, а выступало лишь в качестве наблюдателей.

Типичной чертой праздника являлись молодежные гуляния. Начинались они обычно накануне праздника, вечером, и продолжались в течении ночи и последующих одного-двух дней. Девушки и парни, собравшись вместе, отправлялись в места традиционных гуляний, которые располагались в центре поселения или за его пределами - в лесу, на полянах, возвышенностях, вблизи водных источников. Здесь специально для петровских гуляний устанавливали качели, которые часто воспринимались в народе как символ праздника.

Гулянья молодежи, разворачивавшиеся в ночь на Петров день, составляли неотъемлемую часть широко обрядового действа, известного под названием "караулить солнце". Желая увидеть игру светила на рассвете в день праздника, девушки и парни накануне вечером, сделав запасы еды, направлялись к месту традиционных летних гуляний. Здесь разводили костры и варили на них кашу или жарили яичницу, затем устраивали совместную трапезу. Так же как и в купальскую ночь огни, горевшие до утра, символизировали центр праздничного веселья.

С обрядом "караулить солнце" тесно связаны ритуальные бесчинства молодежи. Как правило, они являлись его неотъемлемой частью. В Орловской губернии молодежь совершала обходы деревень и посевов, гремя палками, заслонками, сковородами, колокольчиками, бубенцами; повсюду раздавались звуки гармоний, балалаек, бубнов, крики и пение. Предполагалось, что с помощью грохота, шума и криков можно отогнать от поселений ведьм, колдунов, русалок и прочую нежить. По некоторым поверьям, обряд "караулить солнце" и был установлен с целью оградить человеческое пространство от нечистой силы, и, в первую очередь, от русалок.

Петров день являлся важной вехой в календаре. Он воспринимался как дата смены времен года. В ряде мест праздник назывался "проводы весны", что согласуется с мнением современных исследователей, считающих Петров день завершающим праздником весеннего периода, началом которого является Масленица. О принадлежности обоих праздников к единому циклу говорят тексты песен "прощания с Масленицей":


"Сударыня наша Масленица!

Протянися до Велика дня,

От Велика дня

До Петрова дня!"


Другие считали, что Петров день открывает вторую половину лета: "С Петрова дня - красное лето". Этот момент характеризуют, как свидетельствуют приметы, изменения в погоде: "Как придет Петро, так и будет тепло", "Петр-Павел жару прибавил"; а также поворот солнца на зиму: "Петр-Павел день убавил". Представление о наступлении нового сезона базируется и на основе наблюдений за птицами: после Петрова дня кукушка перестает куковать, а соловей петь.

Петров день является и своеобразным рубежом, разделяющим виды хозяйственной деятельности крестьян. Новый цикл сельскохозяйственных работ включал сенокос, вывоз навоза на поля, подготовку к жатве. Заботы земледельцев в это время были связаны с уборкой урожая, тогда как в период, предшествующий Петрову дню все силы были направлены на рост, сохранение и преумножение урожая. Значение Петрова дня как границы в аграрно-магическом отношении, отразилось в поверье о кукушке. По приметам кукушка перестает куковать не раньше, чем ячмень выколосится, что и происходит по наблюдениям народа в период от Ивана Купалы до Петрова дня. Продолжающееся кукование означает, что ячмень уродится "пустозерным", а год "плохим"; крестьяне говорили, что в этом случае "и сам закукуешь, как кукушка".

Традиция требовала, чтобы до Петрова дня были закончены все полевые работы, проводимые обычно в весенне-летний период, переносить их (например, пересадку овощей и цветов) на более позднее время запрещалось, т.к., по поверью, прока в этом не будет. Кроме того, к Петрову дню готовили основные орудия труда, используемые в новом сезоне, - грабли, вилы, бастрики, приспособления для стягивания сена и соломы на возу. Петров день снимал запрет на вкушение плодов, строго соблюдаемый в течение весеннего периода.

В народной традиции Петров день осмыслялся и как последний день девичьих/женских гуляний, что и отразилось в пословице "Женское лето - до Петра, с Петрова дни страдная пора". 12 июля местами еще совершались некоторые ритуальные действия, характерные для периода Семик-Троица: завивание берез, заключительные этапы обрядов крещения и похорон кукушки, кумления. К этому дню приурочивались последние девичьи гадания с использованием зелени. После Петрова дня повсеместно переставали водить хороводы, качаться на качелях.

В народе была известна пословица "У мужика то и праздник, что Петров день". Традиционно в этот день устраивались мужские братчины. Тещи приглашали в гости зятьев и готовили для них "Петровское" угощение из продуктов, скопленных за пост.


На Петров день в нашем поселении молодожены посещали родителей невесты. А поскольку на Петров день кончался Петров пост, то говорили, что молодожены приходят «на сыры». На этот день отец невесты готовил для дочери новые вилы и грабли, которые и дарил ей в Петров день, чтобы молодая женщина в новой семье могла участвовать в предстоящем сенокосе. До Петрова дня соблюдали запрет на употребление фруктов нового урожая, главным образом яблок. Считалось, что в Петров день св. Петр на небе делит фрукты между умершими детьми. Наши жители верили, что в Петров день св. Петр трясет в раю яблоню, потом собирает детей и угощает их яблоками. При этом, если чья-нибудь мать нарушила запрет, ее ребенок лишался яблока. Этот ритуал старались соблюдать все женщины, потерявшие своих детей. Так, в Петров день они, прежде чем отведать фруктов, относили их на кладбище, давали нищим, устраивали угощение для соседских детей.


(Записано со слов М.А. Колосовой, 1923г.р., д. Парамоново.).

Для земледельцев нашего села это было хорошее время. Лето в самом разгаре. В лесу поспевают грибы (маслята, рыжики, грузди, лисички, белые и др.). В садах — крыжовник, малина, смородина, на огородах — ранние овощи. Сразу после прошедшего Петровского поста в этот день разговлялись, резали барана, птицу и готовили из них разные блюда. Еда в то время имела отличия от современной, продукты употребляли натуральные. К праздничному столу старались подать молодой картофель с укропом, свежими огурцами и свежими овощами, творог и сливочное масло. Пекли пироги со свежими ягодами, курятиной и творогом. Так как это время обычно было жарким, то особенной популярностью пользовались холодные первые блюда - квас, кисель и напитки из ягод.

В Петров день кумы с поклонами дарили крестникам пшеничные пироги. Сваты со стороны жены угощали сватов мужа ужином. В более ранние годы (молодость матери) в деревнях устраивали веселую братчину. Ставили широкие столы, раскладывали угощение: жареную баранину, пироги. Подавали вино, с которого братчина и начиналась. Его несли из всех домов, у кого сколько есть. Каждый пьющий приговаривал: «Батюшка Петр-Павел! Заткни в небе дыру, заткни тучи-облака, не лей дождем! Подай, Господи, зеленый покос убрать подобру-поздорову».Затем все веселились, плясали, пели песни:

Солнышко, покажись,

Солнышко, покажись,

Вот как, вот как покажись,

Вот как, вот как покажись,

Красное снарядись,

Красное снарядись,

Вот как, вот как снарядись,

Вот как, вот как снарядись.

На пиры пировать,

На пиры пировать,

Вот как, вот как пировать,

Вот как, вот как пировать.

Надо сказать, что для такого совместного гуляния в Петров день существовала своя причина. Дело в том, что летом колоть скотину в каждом доме было невыгодно: во-первых, она не успевала «нагулять» мясо, а во-вторых, в жару хранить мясо было затруднительно — оно быстро портилось. А потому, чтобы разговеться, резали барана на всех, его хватало, чтобы зараз поесть досыта свежего мяса жителям всей деревни. Так сама собой решалась проблема хранения. Баранина, являясь традиционным русским блюдом, была главным угощением на любом празднике. В Петров день было принято ходить в гости. Для этого родственники приезжали даже из дальних деревень. Все от души гуляли и веселились, ведь впереди вплоть до Рождества Пресвятой Богородицы (21 сентября) была трудная страдная пора.

( Записано со слов Л. К. Коноплиной, 1925 г. р, д. С.Выселки.)

 

Петров день — не только христианский праздник, в нем отразились, как мы уже видели, древние обряды, связанные с поклонением солнцу.

Петров день и предшествовавшая ему ночь были посвящены гулянью. Уже накануне Петрова дня парни, девушки, женщины и мужчины в ожидании восхода солнца отправлялись на возвышенное место за деревню, где всю ночь жгли костры, пели, веселились. Этот обычай назывался «караулить солнце». Шло такое поверье, что на Петров день солнце так же играет на небе, переливаясь разными цветами. Об игре солнца крестьяне говорили: «Солнце то спрячется, то покажется, то повернется, то вниз уйдет, то блеснет голубым, то розовым, то разными цветами вместе». На Петров день песни пели самые разные: покосные, любовные, бытовые.

У Петровских у ворот

Вьётся, вьётся хоровод,

Вьётся, вьётся хоровод,

Собирается народ.

Из избы Пётр выходил,

Ребятишек выводил,-

Уж как ждать- пождать,

У ворот постоять,

Солнышко встречать,

Мороз прогонять.

( записано со слов Н. К. Савиной, 1927г. р., д. С.Выселки).


Беседуя со старожилами д. Парамоново Федосеевой Р.А. и Митяевой М.А. нам удалось записать довольно большое количество примет, связанных с Петровым днём:


-Петр-Павел жару прибавил.

-На Петров день дождь - урожай не худой; два дождя - хороший; а три - урожай богатый.

-К Петрову дню вода в реке умеженится (спадет).

-Соловей поет до Петрова дня.

-С Петрова дня кукушка перестает куковать.

-  Утром роса западет — к вёдру, а нет росы — дождь будет.

-  Если белые облака поднимаются против ветра — дождь западет, а если по ветру идут облака — вёдро.
-  Как медь желты облака — к дождю.

- С этого дня начинался сенокос.

-  Строй косы к Петрову дню, так будешь мужик.

-  Не хвались баба, что зелен лук, а смотри, каков Петров день.

-  Коли дождь на Петра — сенокос мокрый.

-  На Петров день дождь — сено как хвощ (жесткое), зато урожай не худой.

- День убывает, жар прибывает.

-  На Петров день и кукушка подавится ватрушкой (птицы перестают петь).

-  Если кукушка перестает куковать до Петрова дня — к ранней зиме, а если после — к затяжной осени.

-  Отцветают хлеба, цветет картофель.
-  С нижних ветвей берез желтый лист сыплется — листопад пророчит.

-  Купание на Петров день имеет огромное значение. Речное купание в этот день очищает от любодейных грехов.

-  На Петров день готовили обетные угощения.

-  Родившийся в этот день твердо на земле стоит.

Ранним утром затихали петровские веселья, с ярким восходом солнца жители расходились по домам, но вовсе не на отдых, уже рано-поутру начинались трудовые будни.


Что касаемо непосредственно песенного фольклора на Петров день в нашей местности, мы выяснили в общении со старожилами Парамоновского поселения. Их воспоминания мало, чем расходились с литературным фольклором. Мы вели беседу с женщинами пожилого возраста деревень Парамоново и С. Выселки. Они охотно делились с нами своими воспоминаниями о проведении праздника- Петрова дня. На вопрос о песенном жанре в этот праздник все собеседники нам отвечали: «Особенных песен в этот праздник не пели, как например, на Коляду или Рождество. Но всю петровскую ночь не смолкали песни, частушки и пляски. Песни пели разные и про любовь, и про природу, про быт и многое другое. Наши бабки рассказывали, что в их время водили хороводы, качались на качелях». Слова некоторых песен были нами записаны. Вот некоторые из них.

Верила, верила, верю...( народная песня).



Домик стоит над рекою,

Пристань у самой реки;

Парень девчонку целует,

Просит он правой руки.

Верила, верила, верю,

Верила, верила я.

Но никогда не поверю,

Что ты разлюбишь меня.

Белая роза - свиданье,

Красная роза - любовь,

Желтая роза разлуки

Нас разлучила с тобой.

Белую розу срываю,

Красную розу дарю,

Желтую розу разлуки

Я под ногами топчу.

Любишь, не любишь - не надо,

Я ведь еще молода,

Время настанет - полюбишь,

Поздно уж будет тогда.

Годы прошли молодые,

Морщины покрыли лицо,

Волосы стали седые,

Больше не нужен никто.


***

Месяц спрятался за рощу, спят речные берега.

Хороши июльской ночью сенокосные луга.

Только я не виновата , что потеряно кольцо,

Что ладони пахнут мятой да ромашковой пыльцой.

Два цветочка лепестками зацепились у виска.

Я оставлю их на память от любимого дружка.

В небе вспыхнула зарница, над рекой туман поплыл.

И уж время расходиться, да расстаться нету сил.

Пусть подружки не ругают, никакой вины тут нет.

Слишком рано над лугами загорается рассвет.

Да и мало ль так бывает , что не спим мы до утра?

Ох, ты ночка луговая, сенокосная пора...


Ля-ли-ё (качельная).


1. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Как на горке на горушке,

Ля-ли-ё.
2. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Да горят огонюшки,

Ля-ли-ё.
3. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Там ребята комарей жарют,

Ля-ли-ё.
4. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Дег(ы)тем поливают(ы),

Ля-ли-ё.
5. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Пес(ы)ком(ы) посыпают,

Ля-ли-ё.
6. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Как на горке на горушке,

Ля-ли-ё.
7. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Да горят огонюшки,

Ля-ли-ё.
8. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Там девчата поросят жарют,

Ля-ли-ё.
9. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Мёдом поливают,

Ля-ли-ё.
10. Ля-ли-ё, ля-ли-ё!

Сахаром посыпают.

Ля-ли-ё.


Частушки.

1.Ой, кто ж там идёт                     2.  На столе стоит букет -

По-над балочкой? -                      Каждый листик вьётся.

Это мой милёночек                      На мои семнадцать лет

С балалаечкой.                             Миленький найдётся.

 

3. Ах, пыль, пыльцо -                 4. Вы, девчонки, тоже

На моё крыльцо.                           Никуда негожи:

Хороши наши ребята,                 Завле-завлекаете,

Только рыжи на лицо.                А потом тикаете.

 

5.Я сидела на лугу,                      6. Заиграли петухи,

Шила юбку голубу:                    Заплясали куры,

Нитки рвутся - я вяжу,               Появилися в кругу

Милый ходит - я гляжу.             Разные фигуры.

 

7. Утка сера в море села             8. Галя выходила,

И по волнам поплыла.               Брови выносила.

Девка смело к парню села,       Чёрны брови - до лица

Разговоры завела.                       И до Коли молодца.

 

9. Здесь народу очень много.    10.   Балалаечка гудит,

Здесь народу - сто один.            Пойду милого будить.

А из этого народа                        Разбужу, не разбужу -

Мне понравился один.               На личико погляжу.

 

11. Пойдём, девки, по домам:     12. И что это за любовь?

Эти парни не по нам.                   Сбоку посидела.

Хорошие - занятые,                     Пришла с улицы домой -

Мелюзга - не нужна нам.           Сердце заболело.

 

13. Пойдём, милый, по садам,      14.Голубая, голубая

Я платочек тебе дам -                 Веточка цикория.

Чистый, мытый, катаный,        Он влюбился, я влюбилась -

От мамаши спрятанный.           Вот и вся история.

 

15. Меня мама - ложкою,             16. Ягодиночка на льдиночке,

И папаша - ложкою.                    Ну а я на берегу.

А за что же ложкою?                   Брось, Андрюша, мне платочек,

"Не гуляй с Алёшкою!"               Я по нём перебегу.

 

17. Картошку варить -                18.Изведу тебя до гроба -

Надо переваривать.                    Будешь чёрный, как земля.

Девчонку любить -                       Десять раз будешь жениться -

Надо уговаривать.                       Всё равно буду твоя.

 

19.Деньги - дело нажитое.          20.Лягу спать на кровать,

О них нечего тужить.                  В белые подушки.

А любовь - дело другое,              Теперь мне не до вас,

Ею надо дорожить.                      Милые подружки.

 

21.Ой, мамаша, правда ваша,      22.  На столе стоит гармошка,

Правда ваша дорога:                  На гармошке - буквы.

Скоро буду я не ваша                  Приезжали меня сватать -

И - фамилия друга.                      Я играла в куклы.

 


Заключение

Данный собранный материал о христианском обрядовом празднике - Петров день, даст возможность окунуться и вспомнить исторические описания, фольклорное мастерство жителей своего родного края. В своей исследовательской работе нам удалось отразить историю проведения праздника, его религиозные и обрядовые особенности, а также песенный фольклор нашего селения в этот обрядовый праздник. Собрать и записать материал – первый шаг в начатой работе. На наш взгляд, он включил в себя достаточно материала и фактов, чтобы приступить ко второму шагу.

Вторым шагом будет работа по донесению материала для подрастающего поколения и жителей нашего сельского поселения. Достичь результата мы попытаемся, проводя информационные и фольклорные встречи с нашими жителями, подавая пример молодому поколению своими поступками.

Свою исследовательскую работу мы не случайно оформили в стиле -

«СВЕТОФОР». Три раздела работы разделены нами на цветовые сектора, которые несут свою определённую информацию: (как и сигналы светофора)

КРАСНЫЙ- раздел Введение. Здесь мы должны сказать « Стоп!».Праздник Петрова дня существует многие годы, но к сожалению утрачивает свою историю. Возникает проблема, а вместе с ней и вопрос: « Что не так? Почему нужно остановиться и задуматься?».

ЖЁЛТЫЙ – Основная часть. Здесь мы говорим «Внимание!». В этом разделе предоставлен достоверный материал по поставленной проблеме, который способствует осмыслению материала, готовит к наиболее верным решениям в данном направлении. Народная мудрость не случайно гласит: « Семь раз отмерь, а один раз отрежь». Так и нам сначала необходимо изучить, обдумать, а затем действовать.

ЗЕЛЁНЫЙ – Заключение. Познакомившись с материалами исследовательской работы, каждый сделает обязательно какие-то выводы, продолжит свои действия так, как ему подскажет его совесть и разум. Главным движением каждого человека является жизнь. А жизнь каждого человека зависит от правильно выбранных направлений и остановок в нужном месте.


Надеемся что данная работа заинтересует и поможет молодому поколению в выборе приоритетных направлений в их жизни, привьёт любовь к родному краю и песенному фольклору своей малой Родины.


Литература.


  1. Бурмистрова Ирина « Календарная обрядовая поэзия: традиции и современность», Орёл, 2004.




  1. Костин Валентин «Песенные родники», Орёл, 2004.




  1. Костин Валентин « Песни разных народов: проблемы взаимодействия», Орёл, 2004.

  2. Масленникова Раиса, хрестоматия « Живое слово», Орёл, 2007.




  1. Полосухин Владимир « Традиционная русская народная бытовая песня в орловских вариантах», Орёл, 2007.




  1. Сальникова Эльвира « Историко- культурное наследие Орловского края», Орёл, 2006.




  1. Записи, сделанные со слов старожил деревень С. Выселки и Парамоново, 2011.









Похожие:

«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconБытовой фольклор. Потешный фольклор. Бытовой фольклор. Потешный фольклор
Народная музыка в эстетическом воспитании. Виды песен: лирическая, колыбельная, плясовая, хороводная Описание игр по временам года....
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconТема: Український фольклор
У яких піснях календарно-обрядового циклу господаря порівнюють із місяцем, господиню із сонцем, а дітей із зорями
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconДетский фольклор Детский фольклор – произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей
Детский фольклор произведения устного народного творчества, созданные детьми и для детей
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconУрок: література І математика
Повторення та узагальнення знань із тем "Фольклор", "Літературна казка", розв'язування текстових задач
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» icon1. Что такое фольклор? Какие фольклорные жанры вы знаете?
Как фольклорные произведения передавались от одного человека к другому? Выберите из списка подходящие словосочетания
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconПояснительная записка к календарно-тематическому планированию по основам безопасности жизнедеятельности в 10 классе (обучение в составе малой группы)
Настоящее календарно-тематическое планирование разработано на основе адаптированной школьной программы
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconТест 10. Однородные члены предложения
Мальчик охотно и умело решал сложные задачи. 2 Пословицы, поговорки, загадки – малые жанры фольклора. 3 Фольклор создавался народом,...
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconДжеймс Джодж Фрэзер. Фольклор в ветхом завете
Библия священное писание") до юмористической перелицовки библейских сюжетов ("Занимательная Библия" Лео Таксиля). В религиоведческой...
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» icon«путешествие в прошлое россии»
Систематизировать и закрепить знания педагогов об истории России по разделам: наши предки славяне (их жизнь, быт, труд, одежда, жилище);...
«Песенный фольклор малой Родины» «Календарно- обрядовый фольклор Петрова дня» iconПоложение об областных встречах юных краеведов-книголюбов
«Программы образования школьников Кировской области средствами туристско-краеведческой деятельности «Отечество – земля Вятская» на...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы