7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни icon

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни



Название7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
страница1/3
Дата конвертации08.09.2012
Размер367.05 Kb.
ТипПрограмма
  1   2   3

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни


Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся - это комплексная программа формирования знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, обеспечивающих сохранение и укрепление физического и психического здоровья как одного из ценностных составляющих, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребенка, достижению планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на ступени начального общего образования являются:

  • Закон Российской Федерации «Об образовании»;

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования;

  • СанПиН, 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  • Рекомендации по организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 408/13-13 от 20.04.2001);

  • Об организации обучения в первом классе четырехлетней начальной школы (Письмо МО РФ № 202/11-13 от 25.09.2000);

  • О недопустимости перегрузок обучающихся в начальной школе (Письмо МО РФ № 220/11-13 от 20.02.1999);

  • Рекомендации по использованию компьютеров в начальной школе. (Письмо МО РФ и НИИ гигиены и охраны здоровья детей и подростков РАМ № 199/13 от 28.03.2002);

  • Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования (2009 г.
    );

  • Концепция УМК «Школа России»

Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учётом факторов, оказывающих существенное влияние на состояние здоровья детей:

неблагоприятные социальные, экономические и экологические условия;

факторы риска, имеющие место в образовательных учреждениях, которые приводят к дальнейшему ухудшению здоровья детей и подростков от первого к последнему году обучения;

чувствительность к воздействиям при одновременной к ним инертности по своей природе, обусловливающей временной разрыв между воздействием и результатом, который может быть значительным, достигая нескольких лет, и тем самым между начальным и существенным проявлением неблагополучных популяционных сдвигов в здоровье детей и подростков и всего населения страны в целом;

активно формируемые в младшем школьном возрасте комплексы знаний, установок, правил поведения, привычек;

особенности отношения обучающихся младшего школьного возраста к своему здоровью, что связано с отсутствием у детей опыта «нездоровья» (за исключением детей с серьёзными хроническими заболеваниями) и восприятием ребёнком состояния болезни главным образом как ограничения свободы, неспособностью прогнозировать последствия своего отношения к здоровью.

Задачи формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся:

сформировать представление о позитивных факторах, влияющих на здоровье;

научить обучающихся осознанно выбирать поступки, поведение, позволяющие сохранять и укреплять здоровье;

научить выполнять правила личной гигиены и развить готовность на основе её использования самостоятельно поддерживать своё здоровье;

сформировать представление о правильном (здоровом) питании, его режиме, структуре, полезных продуктах;

сформировать представление о рациональной организации режима дня, учёбы и отдыха, двигательной активности, научить ребёнка составлять, анализировать и контролировать свой режим дня;

дать представление с учётом принципа информационной безопасности о негативных факторах риска здоровью детей (сниженная двигательная активность, инфекционные заболевания, переутомления и т. п.), о существовании и причинах возникновения зависимостей от табака, алкоголя, наркотиков и других психоактивных веществ, их пагубном влиянии на здоровье;

дать представление о влиянии позитивных и негативных эмоций на здоровье, в том числе получаемых от общения с компьютером, просмотра телепередач, участия в азартных играх;

обучить элементарным навыкам эмоциональной разгрузки (релаксации);

сформировать навыки позитивного коммуникативного общения;

сформировать представление об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни;

сформировать потребность ребёнка безбоязненно обращаться к врачу по любым вопросам состояния здоровья, в том числе связанным с особенностями роста и развития.


Направления реализации программы


1. Создание здоровьесберегающей инфраструктуры образовательного учреждения.

В школьном здании созданы необходимые условия для сбережения здоровья учащихся. Все школьные помещения соответствуют санитарным и гигиеническим нормам, нормам пожарной безопасности, требованиям охраны здоровья и охраны труда обучающихся.

В школе работает столовая, позволяющая организовывать горячие обеды в урочное время, а также организовано обеспечение бесплатным молоком учащихся начальной школы.

В школе созданы условия для проведения уроков физкультуры и спортивных секций во внеурочное время. Одним из приоритетных направлений деятельности является обеспечение качественного уровня физической культуры, физического развития и физической подготовленности обучающихся. Имеются спортивный зал, спортивная площадка, спортивный инвентарь.


Использование возможностей УМК «Школа России» в образовательном процессе.

Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни средствами урочной деятельности может быть реализовано с помощью предметов УМК «Школа России»

Система учебников «Школа России» формирует установку школьников на безопасный, здоровый образ жизни. С этой целью предусмотрены соответствующие разделы и темы. Их содержание направлено на обсуждение с детьми проблем, связанных с безопасностью жизни, укреплением собственного физического, нравственного и духовного здоровья, активным отдыхом.

В курсе «Окружающий мир» — это разделы: «Здоровье и безопасность», «Мы и наше здоровье», «Наша безопасность», «Как устроен мир», «Путешествия» (и учебный проект «Путешествуем без опасности»), «Чему учит экономика» и др. и темы: «Что вокруг нас может быть опасным?», «Зачем мы спим ночью?», «Почему нужно есть много овощей и фруктов?», «Почему нужно чистить зубы и мыть руки?», «Почему в автомобиле и поезде нужно соблюдать правила безопасности?», «Почему на корабле и в самолете нужно соблюдать правила безопасности?».

При выполнении упражнений на уроках русского языка учащиеся обсуждают вопросы внешнего облика ученика, соблюдения правил перехода улицы, активного отдыха летом и зимой.

Формированию бережного отношения к материальным и духовным ценностям России и мира способствуют разделы, темы учебников, художественные тексты, упражнения, задачи, иллюстративный и фотоматериал с вопросами для последующего обсуждения.

В курсе «Технология» при первом знакомстве с каждым инструментом или приспособлением в учебниках обязательно вводятся правила безопасной работы с ним. В учебнике 1 класса в разделе «Человек и информация» показаны важные для безопасного передвижения по улицам и дорогам знаки дорожного движения, а также таблица с важнейшими номерами телефонов, которые могут потребоваться ребенку в критической ситуации.

В курсе «Английский язык» в учебниках “English 2—4” содержится достаточное количество информации, направленной на воспитание ценностного отношения к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей, на развитие интереса к прогулкам на природе (Have you ever been on a picnic? (3 кл.), подвижным играм (We like playing games), участию в спортивных соревнованиях (Расспросите друг друга о том, какие виды спорта или игры удаются вам лучше других. (2 кл.).

Учащиеся приобретают первоначальные представления о роли физической культуры, знакомятся с понятием «Олимпийские игры», с символами и талисманами летних и зимних Олимпийских игр (My favourite mascot. Кого бы вы хотели видеть в роли талисмана Олимпийских игр, которые будут проходить в России, в городе Сочи? (2 кл.). Олимпийские игры бывают летними и зимними. Какие из представленных ниже видов спорта летние, а какие зимние? (2 кл.).

В курсе «Физическая культура» весь материал учебника (1-4 кл.) способствует выработке установки на безопасный, здоровый образ жизни. На это ориентированы все разделы книги, но особенно, те, в которых сообщаются сведения по освоению и соблюдению режима дня, личной гигиены, закаливания, приема пищи и питательных веществ, воды и питьевого режима, необходимости оказания первой помощи при травмах.

Развитию мотивации к творческому труду, работе на результат служат материалы рубрики «Наши проекты», представленной в учебниках 1-4 классов по математике, русскому языку, литературному чтению, окружающему миру, а также материал для организации проектной деятельности в учебниках технологии, иностранного языка, информатики.

Содержание материала рубрики «Наши проекты» выстроено так, что способствует организации проектной деятельности, как на уроке, так и во внеурочной работе.

Задача формирования бережного, уважительного, сознательного отношения к материальным и духовным ценностям решается средствами всей системы учебников «Школа России», в течение всего учебно-воспитательного процесса.


Рациональная организация учебной и внеучебной деятельности обучающихся.


Сохранение и укрепление здоровья учащихся средствами рациональной организации их деятельности достигается благодаря систематической работе педагогического коллектива над вопросами повышения эффективности учебного процесса, снижения функционального напряжения и утомления детей, создания условий для снятия перегрузки, нормального чередования труда и отдыха.

В соответствии с гигиеническими нормами и требованиями основные предметы проводятся на 2-3 уроках, а учебная нагрузка в недельном цикле распределена таким образом, что наибольшая интенсивность приходится на вторник и среду. Домашние задания даются учащимся с учётом возможности их выполнения в следующих пределах:

2 класс – до 0,5 часа;

3-4 класс – до 1 часа.

В учебном процессе педагоги применяют методы и методики обучения, адекватные возрастным возможностям и особенностям обучающихся. Используемый в школе учебно-методический комплекс «Школа России» содержит материал для регулярного проведения учеником самооценки результатов собственных достижений на разных этапах обучения: в результате работы на конкретном уроке, в результате изучения темы или раздела, в результате обучения в том или ином классе начальной школы. Система заданий направленных на самооценку результатов собственных достижений, их сравнение с предыдущими результатами, на осознание происходящих приращений знаний, способствует формированию рефлексивной самооценки, личностной заинтересованности в приобретении, расширении знаний и способов действий. Содержание учебников имеет культурологический, этический и личностно ориентированный характер и обеспечивает возможность понимания школьниками основных правил поведения в обществе на основе традиционных духовных идеалов и нравственных норм. Достижению указанных личностных результатов способствует тесная связь изучаемого материала с повседневной жизнью ребенка, с реальными проблемами окружающего мира, материал о правах ребенка, о государственных и семейных праздниках и знаменательных датах. Особую актуальность имеет учебный материал, связанный с проблемой безопасного поведения ребенка в природном и социальном окружении.


В школе строго соблюдаются все требования к использованию технических средств обучения, время на уроках с применением ТСО не превышает 15-20 минут, в том числе компьютеров и аудиовизуальных средств.

Педагогический коллектив учитывает в образовательной деятельности индивидуальные осо­бенности развития учащихся: темпа развития и темп деятельности. В используемой в школе системе учебников «Школа России» учтены психологические и возрастные особенности младших школьников, различные учебные возможности детей. В этой связи и для достижения указанных личностных результатов в учебниках всех предметных линий представлены разнообразные упражнения, задачи и задания, обучающие игры, ребусы, загадки, которые сопровождаются красочными иллюстрациями, способствующими повышению мотивации обучающихся, учитывающими переход детей младшего школьного возраста от игровой деятельности (ведущего вида деятельности в дошкольном возрасте) к учебной.


Организация физкультурно-оздоровительной работы


Система физкультурно-оздоровительной работы в школе направлена на обеспечение рациональной организации двигательного режима обучающихся, нормального физического развития и двигательной подготовленности обучающихся всех возрастов, повышение адаптивных возможностей организма, сохранение и укрепление здоровья обучающихся и формирование культуры здоровья. Сложившаяся система включает:

полноценную и эффективную работу с обучающимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, в секциях и т. п.);

рациональную и соответствующую организацию уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера на ступени начального общего образования;

организацию динамических перемен, физкультминуток на уроках, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

организацию работы спортивных секций и создание условий для их эффективного функционирования;

регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий (дней здоровья, соревнований, походов и т. п.).

Реализация дополнительных образовательных программ

В школе созданы и реализуются дополнительные образовательные программы, направленные на формирование ценности здоровья и здорового образа жизни. Так в начальных классах во внеурочной деятельности проводится курс «Я и моё здоровье», рассчитанный на 3 года обучения .

Инновационная деятельность направлена на качественное изменение показателей уровня здоровья воспитанников, формирование здоровьесберегающих компетенций учащихся и повышения комфортности обучения.

Просветительская работа с родителями (законными представителями).

Сложившаяся система работы с родителями (законными представителями) по вопросам охраны и укрепления здоровья детей направлена на повышение их уровня знаний и включает:

проведение соответствующих лекций, семинаров, круглых столов и т. п.;

привлечение родителей (законных представителей) к совместной работе по проведению оздоровительных мероприятий и спортивных соревнований, дней здоровья, походов;

создание библиотечки детского здоровья, доступной для родителей и т.п.


Оценка эффективности реализации программы


Планируемые результаты программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни:

ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;

элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;

первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;

первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;

знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.

Основные результаты реализации программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни учащихся оцениваются в рамках мониторинговых процедур, ежегодного медицинского осмотра, предусматривающих выявление: динамики сезонных заболеваний; динамики школьного травматизма; утомляемости учащихся и т.п.

Развиваемые у учащихся в образовательном процессе компетенции в области здоровьесбережения выявляются в процессе урочной и внеурочной работы. На уроках в процессе обсуждения вопросов, связанных с охраной и укреплением здоровья. Во внеурочной деятельности в процессе реализации дополнительных программ оздоровительной направленности.

В начальных классах во внеурочной деятельности проводится курс «Я и моё здоровье», рассчитанный на 3 года обучения. Возраст учащихся 6-11 лет, срок реализации: 2011 - 2013г. Составитель: Постникова Татьяна Ивановна, заместитель директора по воспитательной работе.

Содержание:


  1. Пояснительная записка 4

  2. Содержание программы 6

  3. Раздел 1: Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма 6

  4. Раздел 2: Реализация программы «Полезные привычки - навыки –выбор» 7

5. Раздел 3: Организация спортивных мероприятий 7

6. Раздел 4:Организация оздоровительных мероприятий 8

7. Оценка результатов 8

8. Список литературы 9

9. Приложение 10

Пояснительная записка.

Современное представление о здоровье имеет системный характер. Всемирная организация здравоохранения еще в 1946 году в своем Уставе записала, что "… здоровье следует понимать как состояние полного физического, душевного и социального благополучия, а не только как отсутствие болезней или физических дефектов". Известно, что здоровье ребенка, его социально-психологическая адаптация, нормальный рост и развитие во многом определяются средой, в которой он живет. Для ребенка от 6 до 18 лет этой средой является система образования. С пребыванием в учреждениях образования связано более 70% времени его бодрствования. По данным Института возрастной физиологии РАО, школьная образовательная среда порождает факторы риска нарушений здоровья, с действием которых связано от 20 до 40 % негативных влияний, ухудшающих здоровье детей школьного возраста. На сегодняшний день перенасыщенность учебных программ научными сведениями без возможности их личностного осмысления привела к тому, что состояние здоровья российских школьников стало вызывать серьезную тревогу специалистов. Наглядным показателем неблагополучия явилось то, что здоровье школьников ухудшилось и продолжает ухудшаться по сравнению с их сверстниками двадцать или тридцать лет назад. При этом наиболее значительное увеличение частоты всех классов болезней происходит в возрастные периоды, совпадающие с получением ребенком общего среднего образования.

Согласно статьям №12,13,20,32 Закона РФ «Об образовании», где чётко обозначена ответственность образовательного учреждения за жизнь и здоровье детей, то забота о нём – одна из главных задач школы.

По данным медицинского обследования учащихся МОУ «Кушкопальская общеобразовательная средняя школа №», уровень их здоровья постепенно снижается. Анализ состояния здоровья учащихся 1- 4 классов показывает, что среди детей до 11 лет I группу здоровья (это здоровые дети) имеет 3 % учащихся. Основная часть школьников (47%) имеет II группу здоровья, 50 % группа подготовительная. Увеличивается количество детей, имеющих III, IV группы здоровья (хронические заболевания). Диагностическая работа с учащимися позволяет своевременно выявить группу детей с повышенным риском формирования различных вредных привычек и нарушений поведения. К сожалению, сложившаяся в нашем обществе система не формирует должной мотивации к здоровому образу жизни. Большинство людей знают, что курить, пить и употреблять наркотики вредно, но очень многие взрослые привержены этим привычкам. Никто не спорит с тем, что надо двигаться, закаляться, но большинство взрослых людей ведут малоподвижный образ жизни. Таким образом, нам, взрослым, необходимо срочно пересмотреть свое отношение к собственному здоровью и здоровью своих детей. Необходимость усиления работы школы по укреплению и сохранению здоровья всех участников образовательного процесса – очевидна.

Ещё одна не менее значимая задача, стоящая перед школой – совершенствование профилактической работы. Наши дети сегодня – это наше общество завтра. Современная профилактическая программа «Полезные привычки - навыки – выбор» введена в учебно – воспитательный процесс на классных часах в 1- 4 классах.

Решению задач по сохранению и укреплению здоровья всех участников образовательного процесса способствует реализация школьной программы «Моё здоровье».

^ Цель программы:

Обеспечение сохранения и укрепления здоровья всех участников образовательного процесса через связь и согласованность компонентов образования: целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации учебно-воспитательного процесса.

Задачи:

  1. Отработать систему выявления уровня здоровья учащихся школы и целенаправленного отслеживания его в течение всего времени обучения.

  2. Создать условия для обеспечения охраны здоровья всех участников образовательного процесса через строгое соблюдение санитарно-гигиенических требований, предъявляемых к организации учебно-воспитательного процесса.

  3. Организовать систему профилактической работы по предупреждению детского и производственного травматизма, дорожно-транспортного травматизма, предотвращению роста заболеваемости.

  4. Формировать сознательную культуру здоровья всех участников образовательного процесса, ответственного отношения к проблеме сохранения и укрепления здоровья, вовлекать в процесс проектирования и создания здоровьесберегающей среды учащихся, педагогов, родителей.

^ III. Основные направления работы по реализации программы:

  1. Создание оптимальных условий для обеспечения охраны здоровья всех участников образовательного процесса.

  2. Объединение и сотрудничество с медицинскими учреждениями педагогического, ученического, родительского коллективов, в решении задач сохранения, укрепления и профилактики здоровья всех участников образовательного процесса.

  3. Профилактическая работа по предупреждению роста заболеваемости всех участников образовательного процесса.

  4. Профилактическая работа по предупреждению детского и производственного травматизма, дорожно-транспортного травматизма.

  5. Профилактическая работа по предупреждению употребления учащимися психоактивных веществ.

Все разделы реализуются параллельно в течение 3 лет (2010-2013 г.г.) при участии всего педколлектива, родителей и социума. Возраст участников программы – от 6 до11 лет.

Программа « Моё здоровье» состоит из 4 разделов:

1. Профилактика детского дорожно – транспортного травматизма.

2. Реализация программы «Полезные привычки - навыки - выбор»

3. Организация спортивных мероприятий.

4. Организация оздоровительных мероприятий.

Предполагаемый результат реализации программы «Моё здоровье» - улучшение состояния физического и психического здоровья всех участников образовательного процесса, понижение уровня заболеваемости в группах риска, формирование правильного отношения к своему здоровью.

Содержание программы:

  1   2   3




Похожие:

7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни Пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Нормативно-правовой и документальной основой Программы формирования культуры здорового и безопасного образа жизни обучающихся на...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни моу сош с п. Хушто-Сырт на 2011-2015 гг. Паспорт программы Наименование Программы
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни (далее – Программа)
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования cформирована с учётом...
7. Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни iconПрограмма формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Программа формирования ценности здоровья и здорового образа жизни на ступени начального общего образования сформирована с учетом...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов