Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» icon

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир»



НазваниеПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир»
Н. Я. Дмитриевой
Дата конвертации17.12.2012
Размер353.55 Kb.
ТипПояснительная записка

Пояснительная записка
к развернутому тематическому планированию
по предмету «Окружающий мир»


Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», созданной авторским коллективом под руководством Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова.


Тематический план ориентирован на использование учебного комплекта:

для учащихся:

Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Мы и окружающий мир: учебник. 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2002, 2004.

Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. др. Рабочая тетрадь «Мы и окружающий мир». 2 класс. – Самара: корпорация «Федоров», 2002, 2004.

Трофимова, Г. В. Тайны далекие и близкие: кн. для чтения. – Самара: корпорация «Федоров», 2002;

для учителя:

^ Дмитриева, Н. Я., Казаков, А. Н. Методические пояснения к курсу «Мы и окружающий мир». 1–2 классы. – Самара: корпорация «Федоров», 2002.

Цели обучения предмету «Окружающий мир»:

– развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, характеризовать объекты окружающего мира, рассуждать, решать творческие задачи;

– освоение знаний об окружающем мире, единстве и различиях природного и социального; о человеке и его месте в природе и в обществе;

– воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру; экологической и духовно-нравственной культуры, патриотических чувств; формирование потребности участвовать в творческой деятельности в природе и обществе, сохранять и укреплять здоровье.



^ Требования к уровню подготовки обучающихся

К концу 2-го класса учащиеся должны

иметь представление:

– о связи между движением Земли, сменой дня и ночи, сменой времён года,

– о природных явлениях и стихийных бедствиях на Земле и в своей местности,

– о том, как изучают окружающий мир,

– о царствах живой природы: растениях, животных, грибах, бактериях;

устанавливать связи:

– между растениями и животными,

– между деятельностью человека и природой;

владеть общеучебными умениями (в рамках изученного):

– осуществлять группировку объектов окружающего мира по самостоятельно выделенным признакам (при указании количества групп);

– подводить объект (явление) под понятия разного уровня обобщения (природа живая и неживая, классы животных, группы растений);

– пользоваться источниками информации об окружающем мире (наблюдать, проводить измерения и опыты);

– доказывать (устно) высказываемые утверждения;

– описывать (устно) объекты (явления) природы;

– пользоваться учебной и дополнительной литературой;

знать:

– что Земля – планета, Солнце – звезда, Луна – спутник Земли;

– названия материков и океанов;

– что такое горизонт, линия горизонта, стороны горизонта;

– устройство компаса и правила пользования им;

– три состояния воды, основные свойства воды и воздуха, причины круговорота воды в природе;

– условия, необходимые для жизни растений и животных;

– особенности рельефа, погоды, растительного и животного мира своей местности;

– правила поведения в природе и меры ее охраны;

уметь:

– ориентироваться на местности относительно своего тела;

– определять стороны горизонта по компасу, по природным приметам;

– показывать на карте и глобусе основные формы поверхности и водоемы;

– различать вещества и тела;

– измерять температуру воды, воздуха и своего тела;

– различать мхи, папоротники, хвойные, цветковые; дикорастущие и культурные растения; съедобные и ядовитые грибы; диких и домашних животных; животных разных групп;

– приводить примеры представителей разных групп растений и животных;

– ухаживать за комнатными растениями; подкармливать птиц зимой;

– выполнять правила личной гигиены.

^ Окружающий мир



Развернутое тематическое планирование


п/п

Наименование раздела программы

Тема урока

Кол-во часов

Тип
урока

Элементы
содержания

Требования к уровню
подготовки обучающихся

Вид
контроля

Элементы
дополнительного
содержания

Домашнее задание

Дата проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

1

^ Общий взгляд на Землю (5 часов)

Связь прошлого с настоящим.
С. 3–7

1

Урок получения новых знаний

Что такое история. Зависимость жизни человека от природы и её состояния

^ Иметь представления детей об изменениях в природе и человеческом обществе в настоящее время, каким закономерностям они подчиняются

Коллективное чтение, беседа

Появление жизни на Земле, становление человека

С. 7,
задания
1–3







2

Россия – родина космонавтики.
С. 8–10

1

Урок получения новых знаний

Земля – планета

Знать значение космонавтики для изучения Земли. Познакомить детей с правилами ведения тетради и работы с текстом.

Коллективное чтение, беседа

Первый полёт спутника и человека в космос










3

Материки.
С. 10–12

1

Комбинированный

Материки, их названия, расположение на карте

Знать о своеобразии расположения материков; понятие материк

Практичес-
кая работа с картой

Пояса Земли: холодный, умеренный, жаркий










4

Материки и части света.
С. 13

1

Комбинированный

Материки, их названия, расположение на карте

Знать своеобразии расположения суши и Мирового океана; понятия материк и части света, их отличие и сходство

Части света, континенты










5

Мировой океан

1

Комбинированный

Океаны, их названия, расположение на карте

^ Иметь первичное представление о взаимодействии суши и океана, его влиянии на жизнь человека; активизировать представление детей о том, что такое погода

Мировой океан. Роль мирового океана в зарождении жизни на Земле

С. 16–19, читать, выполнить задания







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

6

^ Как изучают окружающий мир (8 часов)

Органы чувств человека: зрение и слух.
С. 20–23

1

Комбинированный

Система органов чувств. Гигиена органов чувств

Знать об органах чувств человека, как средства познания окружающего мира

Кол-
лективное чтение, беседа













7

Органы чувств человека: обоняние и вкус, осязание. С. 24–26

1













8

Язык науки. С. 27–29

1

Комбинированный

Способы познания окружающего мира: наблюдения, рассуждения, выводы. Источник информации об окружающем мире – энциклопедия, справочник

Уметь дифференцировать понятия и определять их принадлежность наукам;
самостоятельно работать с текстом; приводить примеры научных понятий окружающего мира и давать им определения, выделять существенные признаки

Кол-
лективное чтение, беседа

Метод рассуждения: от частного к общему, от общего к частному










9

Наблюдения, рассуждения, выводы.
С. 30–32

1










10

Инструменты и приборы. Назначение и устройство термометра.
С. 33–35

1

Комбинированный

Температура воздуха. Измерение температуры тела человека

^ Уметь дифференцировать понятия «инструменты и приборы».
Знать устройство термометра и правила пользования термометром

Кол-лектив-
ное чтение, беседа. Практичес-
кая работа

Различие понятий инструменты и приборы. Флюгер. Устройство термометра










11

Книги и другие средства информации.
С 35–37

1

Источники информации об окружающем мире: книги, энциклопедии

Знать разнообразные источники познания окружающего мира

Сеть «Интернет»










12

Тела и вещества.
С. 37–42

1

Урок получения новых знаний

Разнообразие веществ в окружающем мире: твёрдые, жидкие, газообразные. Примеры веществ

^ Уметь выделять тела в окружающем мире и определять вещества, из которых они состоят.
Знать три состояния вещества в природе

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа. Практи-

ческая работа

Различие понятий: тела и вещества










^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13




Что такое экология.
С. 42–43

1

Комбинированный

Правила поведения в природе. Оценка своего и чужого поведения в природе (на конкретных примерах)

Знать правила поведения человека в природе. Выяснить, что такое экология

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа. Проверочная работа

Экология










14

^ Космос и Земля (14 часов)

Солнце – источник жизни на Земле. С. 44–48

1

Урок получения новых знаний

Значение Солнца для живой природы

Уяснить значение изучения космических тел, развивать умение наблюдать за небом и небесными телами

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа

Солнечная система. Солнце – небесное тело, источник света и тепла для всего живого на Земле










15

Планеты. Звёзды и созвездия. С. 49–53

1

Общие сведения о планетах, звездах и созвездиях

Расширить знания детей о космических телах, научить определять Полярную звезду, познакомить с её особенностями и значением на звёздном небе

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа

Планеты Солнечной системы. Звезды и созвездия. Полярная звезда










16

Луна – спутник Земли. Фазы Луны. С. 53–60

1

Общее представление о Луне. Наблюдения за Луной

На основе наблюдений за Луной установить причину смены фаз Луны, солнечного и лунного затмения

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа

Луна – спутник Земли. Фазы Луны. Полнолуние, новолуние, солнечное затмение, лунное затмение










17

Планета Земля – наш общий дом. Строение Земли. С. 61–63

1

Урок получения новых знаний

Земля – планета. Общее представление

^ Иметь общее представление о строении Земли и географической оболочке как области жизни, в которой взаимодействуют живая и неживая природа, человек и человеческое общество, о рельефе местности, климате на основе наблюдений

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа, наблюдение

Строение Земли. Литосфера, гидросфера, атмосфера – географические оболочки Земли










18

Географические оболочки Земли. С. 63–64

1

Формы земной поверхности. Равнины, горы, холмы, овраги (общее представление)










^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

19




Горизонт. Форма Земли.
С. 65–68

1

Урок получения новых знаний

Наблюдения
и рассуждения
о форме Земли.
Форма Земли

^ Уметь наблюдать, рассуждать и сделать вывод о шарообразности земли.
Уяснить понятия горизонт и линия горизонта

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа

Горизонт, линия горизонта










20




Открытие шарообразности Земли. С. 68–70

1













21




Ориентирование. Стороны света. С. 70–73

1




Определение сторон горизонта

Уметь находить главные и промежуточные стороны горизонта, ориентироваться на карте; определить по карте России положение родного города по отношению к Москве, Смоленску, Новосибирску

Кол-
лектив-
ное чтение, беседа, работа с картой













22

Промежуточные географические направления.
С. 73–74

1

Комбинированный

Определение сторон горизонта

Промежуточные стороны горизонта










23

Компас. Народные приметы ориентирования.
С. 74–77

1

Комбинированный

Определение сторон горизонта при помощи компаса

Знать компас, его устройство и правила пользования; об ориентировании на основе народных примет

Практическая работа

Определение сторон горизонта по народным приметам










24–25

Глобус и географическая карта. С. 77–80

2

Комбинированный

Глобус – модель Земли. Географическая карта

Расширить и систематизировать знания детей о глобусе и карте

Практическая работа
с картой

Полюсы, экватор, тропики, полярные круги










26

Рельеф Земли. С. 80–82

1

Урок получения новых знаний

Формы земной поверхности: равнины, горы

^ Знать понятие «рельеф».
Уметь читать карту
















27

Ландшафт. с. 83–84.

Проверочная работа

1

Комбинированный




^ Знать понятие «ландшафт».
Уметь читать карту

Проверочная работа

Ландшафт










28




Тепловые пояса Земли.
С. 85–87

1

Урок получения новых знаний

Смена времён года

Уяснить зависимость наличия тепловых поясов от формы Земли, то есть различия в её нагревании;

Практичес-
кая работа.

Тепловые пояса Земли










^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

29–30




Смена времён года.
С. 87–91

2







систематизировать знания детей о смене времен года

Кол-
лективное чтение, беседа

Дни весеннего и осеннего равноденствия, день зимнего солнцестояния










31

^ Взаимодействие сил природы (22 часа)

Влияние Солнца на сушу. С. 91–94

1

Урок получения нов. знаний

Рассуждения о воздействии, Солнца на сушу

^ Знать о воздействие Солнца на сушу.
Уметь определить разницу в нагревании воды, воздуха, суши и их свойств при нагревании

Коллективное чтение, беседа. Практическая работа
с энциклопедиями

Влияние Солнца на сушу

Подготовить сообщения о вулканах и земле трясениях







32

Внутренние силы Земли.
С. 94–97

1

Урок получения новых знаний




Знать, что такое вулканы и землетрясения, от чего они происходят

Вулканы, землетрясения










33–34

Вода и её свойства.
С. 97–99

2

Урок получения но-
вых зна-
ний

Вода. Легко определяемые свойства воды: цвет, вкус, прозрачность, текучесть

В процессе проведения опытов выявить свойства воды. Уяснить значение воды для живых организмов

Практичес-
кая ра-
бота

Тёплое течение Гольфстрим










35

Три состояния воды.
С. 99–101

1

Урок получения но-
вых зна-
ний

Вода. Три состояния воды

Уметь наблюдать и делать выводы; сравнить свойства воды в разных состояниях

Практичес-
кая ра-
бота













36–37

Снег и лёд.
С. 101–104

2

Урок получения нов. знаний

Вода. Три состояния воды

В процессе наблюдения и рассуждения выявить, что такое снег и лёд, как образуются снег и лёд в природе

Коллективное чтение, беседа

Айсберги. Свойства льда и снега










38–39

Вода – растворитель.
С. 105–107.
Проверочная работа

2

Урок получения нов. знаний

Свойства воды

Уметь выявлять свойства воды; делать выводы

Практичес-
кая ра-
бота.

Проверочная работа

Вода – растворитель. Фильтрование. Подземные воды, гейзеры










^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

40




Воздух. Состав воздуха.
С. 109–111

1

Урок получения нов. знаний

Воздух – смесь газообразных веществ

В ходе рассуждений и опытов познакомиться с составом воздуха

Коллективное чтение, беседа

Азот, кислород, углекислый газ










41–42




Свойства воздуха.
С. 112–115

2




Легко определяемые свойства воздуха: не виден, не имеет запаха, летуч, легко сжимается

В ходе рассуждений и опытов выявить свойства воздуха




Барометр – прибор для измерения давления воздуха. Давление воздуха










43–44

Движение воздуха. Ветры. С. 115–121

2

Урок получения но-
вых зна-
ний




^ Иметь представление об образовании ветров, об их созидательной и разрушительной силе; о влиянии на формирование земной поверхности.
Уметь самостоятельно использовать дополнительные источники знаний

Коллективное чтение, беседа, работа
с энциклопедиями

Ветер. Ураган, смерч, пассаты, муссоны, бриз










45–46

Круговорот воды в природе. С. 122–125

2

Урок получения новых знаний

Три состояния воды

Знать о круговороте воды
в природе; повышать познавательную активность; прививать основы экологических знаний

Коллективное чтение, беседа, практическая работа

Круговорот воды
в природе










47

«Круговорот» отравленной воды. С. 126–127

1




Охрана природных богатств, воды




Экология










48

Обобщение по теме «Взаимодействие сил природы»

1

Комбинированный






















49

Контрольная работа по теме «Взаимодействие сил природы»

1

Урок контроля знаний




Выявить уровень знаний по данной теме

Контрольная работа













^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

50




Жизнь – особенность нашей планеты.
С. 128–130

1

Урок получения новых знаний

Царства живой природы

Иметь представление
о многообразии живой природы и условиях жизни

Коллективное чтение, беседа

Биология










51

^ Живая природа (19 часов)

Растения. Классы, группы растений. С. 131–132

1

Урок получения новых знаний

Растения, их разнообразие

Иметь представление
о разных группах растений,
о постепенном их усложнении в результате исторического развития

Коллективное чтение, беседа

Классы растений










52

Водоросли, лишайники, мхи, папоротники.
С. 132–135

1

Урок получения новых знаний

Растения, их разнообразие

Выяснить особенности растений: водорослей, лишайников, мхов, папоротников

Коллективное чтение, беседа

Особенности размножения и развития водорослей, лишайников, мхов, папоротников










53

Хвойные и цветковые растения. С. 136–139

1

Урок получения новых знаний

Растения, их разнообразие. Деревья, кустарники, травы. Части растений

Рассмотреть многочисленность и разнообразие цветковых и хвойных растений; знать о частях растения – цветке и плоде, способах распространения хвойных
и цветковых растений

Коллективное чтение, беседа

Хвойные и цветковые растения










54

Дикорастущие и культурные растения.
С. 140–142

1

Комбинированный

Дикорастущие и культурные растения, их различие

Выявить различия дикорастущих и культурных растений

Коллективное чтение, беседа, работа с допол-
нительной ли-
тературой













55–56

Условия, необходимые для развития растений. Растения, которые мы едим. С. 142–146

2

Комбинированный

Части растений. Дикорастущие и культурные растения, их различие

Научить детей правильно определять съедобные части растений, классифицировать фрукты и овощи

Корнеплоды, зерновые культуры










57

Растения-путешествен- ники. С. 147–149

1

Комбинированный

Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям

Учить выявлять, откуда появилось то или иное растение













^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

58




Грибы. С. 149–152

1

Комбинированный




Систематизировать знания о грибах как о царстве живой природы, расширить знания детей о многообразии грибов; учить правилам сбора грибов

Коллективное чтение, беседа

Грибы. Съедобные и несъедобные грибы. Знание грибов своей местности. Правила сбора грибов










59




Животные. Связь растительного и животного мира. С. 152–153

1

Комбинированный

Животные, их разнообразие

Выявить взаимосвязь растительного и животного мира; систематизировать знания о классах животных, побуждать детей к высказываниям, выводам




Взаимосвязь животного и растительного мира











60–61

Классы животных.
С. 153–160

2

Комбинированный

Животные, их разнообразие

Уметь установить принадлежность животного к той или иной группе. Выявить разнообразие животного мира на Земле

Коллективное чтение, беседа

Классы, или группы, животных










62

Особенности размножения разных групп животных. Животные и среда их обитания.

С. 160–163

1

Комбинированный

Условия, необходимые для жизни животных. Размножение разных животных

Систематизировать полученные знания о животных, расширять кругозор,
выявить, что необходимо для жизни разным группам животных

Коллективное чтение, беседа

Среда обитания










63

Питание животных.

С. 164–165

1

Комбинированный

Особенности питания разных животных

Установить цепи питания некоторых животных

Коллективное чтение, беседа

Цепи питания










64

Дикие и домашние животные. С. 166–168

1

Комбинированный

Разнообразие животных. Дикие и домашние животные. Бережное отношение человека к животным

Систематизировать полученные знания о диких
и домашних животных,
расширять кругозор детей

Коллективное чтение, беседа













^ Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

65




Бактерии. С. 169–170

1

Урок получения новых знаний




^ Иметь представление
о бактериях и их роли
в жизни человека

Коллективное чтение, беседа

Бактерии – мельчайшие организмы. Вредные и полезные бактерии










66

Гигиена. С. 170–172

1

Комбинированный

Личная гигиена

Уметь соблюдать правила личной гигиены.
Иметь представление
о том, где могут находиться вредные бактерии

Коллективное чтение, беседа













67–68

Резервное время

2




Повторение






















Похожие:

Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир»
Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова «Мы и окружающий мир», утверждённой мо РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004) в соответствии с...
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 3 класса Н. Ф. Виноградовой (М.: Вентана-Граф, 2001)
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебник. 3 класс в 2 частях. – М.: Вентана-Граф, 2003
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы для 2 класса Н. Ф. Виноградовой, М.: Вентана-Граф, 2001
Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: учебник для 2 кл в 2 частях – М.: Вентана-Граф, 2006
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру 4 класс
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе «Окружающий мир», авторы Н. Я. Дмитриева, А....
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру
Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой, Г. С. Калиновой (М.: Вентана-Граф,...
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру 1 класс
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Окружающий мир», авт. А. А. Вахрушев, Д....
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к тематическому планированию по окружающему миру 3 класс Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова
Дмитриева Н. Я., Казаков А. Н. Мы и окружающий мир. 3 класс. – Самара: корпорация «Федоров», изд-во «Учебная литература», 2003
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по изобразительному искусству
В. С. Кузина, утверждённой мо РФ (М.: Дрофа, 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта...
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по математике
И. И. Аргинской «Математика», утверждённой мо РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров» 2004) в соответствии с требованиями федерального компонента...
Пояснительная записка к развернутому тематическому планированию по предмету «Окружающий мир» iconПояснительная записка к развернутому тематическому планированию по технологии
Н. А. Цирулика «Трудовое обучение», утверждённой мо РФ (Самара: Корпорация «Фёдоров», 2004) в соответствии с требованиями федерального...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов