Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 icon

Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005



НазваниеУчебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005
страница1/3
А. А. Вахрушев
Дата конвертации16.12.2012
Размер0.52 Mb.
ТипУчебник
  1   2   3

Окружающий мир

3 класс


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Развернутое тематическое планирование составлено на основе:

– учебной программы: Окружающий мир (авторы А. А. Вахрушев, Д. Д. Данилов, А. С. Раутиан, С. В. Тырин, Е. Э. Белицкая, Н. В. Иванова, 2004).


На изучение учебного предмета «Окружающий мир» отводится 68 часов в учебный год (2 часа в неделю).


Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия:

1. Вахрушев А. А., Данилов Д. Д. и др. Окружающий мир. Обитатели Земли: учебник-тетрадь для 3 класса. – В 2 частях. – М.: Баласс, 2005.

2. Данилов Д. Д., Тырин С. В. Мое Отечество. Вводный курс истории и обществознания: учебник для 3 класса. – В 4 частях. – М.: Баласс, 2005.

3. Данилов Д. Д. Рабочая тетрадь к учебнику «Мое Отечество». 3 класс. – М.: Баласс, 2005.


Промежуточная и итоговая аттестация обучающихся по курсу «Окружающий мир» осуществляется согласно Уставу образовательного учреждения и Положению об аттестации обучающихся начальной школы.


Содержание авторской учебной программы, не обязательное для изучения, в развернутом тематическом планировании внесено в раздел «Элементы дополнительного (необязательного) содержания»

^ Тематическое планирование



п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Тип урока

Элементы

содержания

Требования к уровню

подготовки

обучающихся

Вид

контроля

Элементы

дополнительного

(необязательного)

содержания

Домашнее задание

Дата

проведения

план

факт

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

^ Раздел 1. Вещество и энергия (5 часов)

1

Введение

1

Урок введения новых знаний




Знать:

– что такое тело, природное явление; вещество; свойства твердых, жидких и газообразных веществ; энергия;

– роль Солнца как главного источника тепла и света на Земле для существования живых организмов и человека на Земле.

Уметь:

– применять законы и правила к природным процессам и предсказывать конечный результат в совокупности взаимосвязанных явлений;

– различать твердые тела, жидкости и газы;

– пользоваться бытовыми приборами для взаимопревращения воды, льда и пара

Текущий контроль

(устный опрос)




с. 2







2

Тела и вещества

1

Урок открытия новых знаний

Неживая и живая природа (различение, краткая характеристика объектов неживой и живой природы, отличие от изделий). Понимание взаимосвязи неживой и живой природы. Твердые, жидкие, газообразные вещества; легко определяемые свойства веществ

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 4, вопросы)

Тела естественные и искусственные.

Вещество – то, из чего состоят все предметы и тела в природе

с. 3–4







3

Из чего состоит вещество?

1

Комбинированный урок

Наблюдение разных состояний воды

Текущий контроль

(лабораторная работа

«Смеси»)

Вещество состоит из частиц. ^ Атомы и молекулы – мельчайшие частицы вещества. Три состояния вещества: твердые тела, жидкости и газы, расположение в них частиц. Превращение веществ










^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

4

Что такое энергия?

1

Урок

открытия новых знаний







Текущий контроль

(тест 1)

Энергия – источник движения. Многообразие проявлений энергии. Электричество, солнечный свет, падающая во-да – явления, обусловлен-ные действием энергии

с. 9–12,

№ 6







5

Превращение энергии

1

Урок рефлексии




Текущий контроль

(письменный опрос,

с. 14,

№ 2)

Превращение энергии на примере быта людей. Неистребимость энергии. Превращение энергии и выделение тепла. Энергия и вещество

с. 13–14







^ Раздел 2. живая оболочка планеты (6 часов)

6

Где обитают живые организмы?

1

Урок открытия новых знаний




Знать:

– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;

– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

Текущий контроль

(устный опрос)

Человек и его связь с природой. Связь человека с компонентами природы. Оболочки Земли. Воздушная. Водная и каменная оболочки. Распространение живых организмов. Живая оболочка Земли – биосфера. Живые и неживые компоненты биосферы

с. 15–18, № 4







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

7

Большой круговорот веществ

1

Комбинированный урок




– выделять звенья круговорота веществ;

– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ

Знать:

– что такое биосфера; – начальные сведения о круговороте веществ;

– значение кислорода для дыхания живых организмов и человека.

Уметь:

– приводить примеры взаимосвязей между живой и неживой природой;

– выделять звенья круговорота веществ;

– классифицировать живые организмы по их ролям («профессиям») в круговороте веществ

Текущий контроль

(тест 2)

Важнейшее условие жизни людей – порядок окружающего мира. Стабильность условий – следствие большого круговорота веществ в природе.

Жизнь – участник круговорота веществ. Стабильность условий на поверхности Земли и согласованность компонентов природы – заслуга жизни

с. 19–23, № 2, 3







8

Живые участники круговорота веществ

1

Урок рефлексии




Текущий контроль

(устный опрос,

с. 27, вопросы)

Участники круговорота веществ. Растения и их роль в обеспечении пищи и кислорода. Животные и их роль в ограничении числа растений. Грибы и бактерии и их роль в превращении умерших организмов в минеральные питательные вещества для растений. Биосфера – единство живого и неживого

с. 24–28, № 5







9

Путешествие веществ через организм

1

Комбинированный урок




Текущий контроль

(письмен-ный опрос, с. 31,

№ 5, 6)

Участие живых организмов в круговороте веществ

с. 29–32, № 7







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

10

Обмен веществ

в организме. Горение и дыхание

1

Урок-обобщение







Текущий контроль

(устный опрос,

с. 31, вопросы)

Поток вещества, идущий через живой организм (питание, дыхание). Использование поглощенных веществ на обмен веществ, рост и размножение

с. 32–33







11

Как живые организмы запасают энергию Солнца?

1

Комбинированный урок







Текущий контроль

(письмен-ный опрос, с. 35, № 2, 3)

Роль Солнца как источника энергии. Запасание энергии Солнца живыми организмами

с. 34–36, № 4







^ Раздел 3. экологическая система живой оболочки Земли (10 часов)

12

Жизнь экосистемы

1

Урок открытия новых знаний




Знать:

– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

– что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

– выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

(устный опрос)

Экологическая система – ячейка биосферы. Круговорот веществ в экосистеме. Живые и неживые компоненты экосистемы. Цепи питания

с. 37–40, № 3







13

Почва – важнейшая часть экосистемы

1

Комбинированный урок

Текущий контроль

(тест 3)

Почва, ее значение для жизни. Полезные ископа-емые, распространенные в данной местности. Их использование человеком

с. 41–43, № 4







14

Экосистема озера

1

Урок открытия новых знаний

Вода в природе. Водоемы, их использование человеком, охрана

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 47, вопросы)

Экосистема озера. Мелкие одноклеточные и крупные водоросли. Дафнии и циклопы – излюбленный корм аквариумных рыб. Озерные и речные рыбы. Бактерии и их роль в переработке отходов. Постепенное зарастание озера

с. 44–47,

№ 5







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

15

Экосистема болота




Урок открытия новых знаний

Растения: разнообразие, части растения, условия, необходимые для жизни

Знать:

– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

– что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

– выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

(письмен-ный опрос. Карточки 1, 2, 3, 4, 5)

Болото – заросшее озеро. Болотные растения. Сфагнум и его роль в поглощении лишней воды. Болотные ягоды и их потребители. Животные болот. Не полностью

замкнутый круговорот болот. Торф и накопление отмершей органики. Самоосушение болота

с. 48–51, № 5, 6







16

Экосистема луга

1

Урок открытия новых знаний

Дикорастущие и культурные растения родного края



Текущий контроль

(устный опрос,

с. 55, вопросы)

Природные сообщества родного края.

Экосистема луга. Луговые растения: злаки и разнотравье. Дерновина и ее роль в сохранении и создании рельефа. Насекомые-опылители и растения – пример взаимовыгодного сотрудничества. Животные лугов. Дождевые черви и бактерии, их роль в почвенном плодородии. Зарастание луга лесом

с. 52–55, № 8







17

Деревья – главные производители экосистемы леса

1

Урок открытия новых знаний

Деревья, кустарники, травы

Текущий контроль

(самосто-ятельная работа 1

«Деревья, кустарники, травы»)

Экосистема леса. Деревья – главные растения леса. Древесина. Дере-вья – мощные насосы (передвижение воды с минеральными солями по стволу). Распространение семян растений (береза, дуб, малина)

с. 56–58, № 7







^ Продолжение табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

18

Потребители и разрушители лесной экосистемы

1

Урок рефлексии

Животные: разнообразие (насекомые, рыбы, птицы, звери); особенности их внешнего вида, питания, размножения. Взаимосвязь растений и животных




Текущий контроль

(письмен-ный опрос,

тест 4)

Значение лесных животных.

Лесные грибы и бактерии и их роль в замыкании круговорота веществ

с. 59–62,

№ 4







19

Как природа залечивает раны?

1

Комбинированный урок




Знать:

– основные компоненты экосистемы (растения, животные, грибы, бактерии, воздух, вода, почва);

– об основных экосистемах (озеро, болото, луг, лес, поле) и их специфике;

– что такое почва и какова ее роль в плодородии.

Уметь:

– выделять цепи питания в экосистемах;

– определять принадлежность растений и животных к основным изученным систематическим группам

Текущий контроль

(устный опрос,

с. 65, вопросы)

Роль воды и ветра в разрушении гор, смывании почвы. Роль жизни в сохранении живой оболочки. Смена экосистем и восстановление замкнутого круговорота веществ. Жизнь вылечивает раны биосферы. Зарастание кострища, брошенного поля (залежи). Как помочь природе вылечить раны?

с. 63–66,

№ 4







20

Экосистема поля

1

Урок открытия новых знаний

Дикорастущие и культурные растения родного края


Текущий контроль

(лабораторная работа 1 «Культурные растения»)

Поле – искусственная экологическая система. Культурные растения, сажаемые на полях. Сезонная жизнь крестьян. Животные полей. Зависимость круговорота веществ на полях от деятельности человека. Вспашка полей. Удобрение поля. Неспособность культурных растений к защите – массовые размножения сорняков и вредителей.

с. 67–71,

№ 4






  1   2   3



Похожие:

Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconУчебник для 3 класса. М.: Баласс, 2005. Рабочая тетрадь к учебнику «Прекрасное рядом с тобой» для 3 класса. М.: Баласс, 2005
Федерального компонента образовательного стандарта для начального образования по технологии и изобразительному искусству
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconМетодические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2002. Горячев А. В. Информатика и икт: учебник для 3 класса. М.: Баласс, 2006
Горячев А. В. Сборник программ «Образовательная система «Школа 2100» / под ред. А. А. Леонтьева. – М.: Баласс, 2004
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconУчебник для 3 класса. М. Баласс Русский язык. Учебник для 4 класса четырехлетней начальной школы / Т. Г. Рамзаева -12-е изд. М.: Дрофа
Учебники, которые будут использоваться в 2013-2014 уч году гбоу сош №3 с. Приволжье
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconМетодические рекомендации для учителя. М.: Баласс, 2002. Горячев, А. В. Информатика и икт: учебник для 3 класса. М.: Баласс, 2006
Развернутое тематическое планирование разработано применительно к учебной программе развивающего обучения Л. В. Занкова
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconУчебник для 5 класса общеобразоват учреждений. М.: Просвещение, 2005. Исменцы 2012-2013 учебный год
Учебник: В. Я. Коровина, В. П. Журавлев, В. И. Коровин. Литература: учебник для 5 класса общеобразоват учреждений. – М.: Просвещение,...
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconУчебник для первоклассников. М.: Баласс, 2006. Пронина, О. В. Мои волшебные пальчики: прописи для первоклассников к учебнику «Моя любимая азбука» в пяти тетрадях. М.: Баласс, 2005
Развернутое тематическое планирование составлено на основе авторской учебной программы «Обучение грамоте» Р. Н. Бунеева, Е. В. Бунеевой,...
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconУчебник для общеобразовательных учреждений. В 2 частях. М. Просвещение, 2011. Цели курса
В основу рабочей программы по русскому языку для 2 класса мбоу сош №25 г. Уфы положена авторская прог­рамма, разработанная А. В....
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconКнига для чтения во 2 классе. Части 1 и М.: Баласс, 2005. Бунеев, Р. Н., Бунеева, Е. В. Тетрадь по чтению к учебнику «Маленькая дверь в большой мир». 2 класс. М.: Баласс, 2005
Для реализации программного содержания используются следующие учебники и учебные пособия
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconУчебник для 1 класса: в 2 частях / М. И. Моро, С. И. Волкова, С. В. Степанова М.: Просвещение, 2011 Тетрадь по математике для 1 класса: в 2 частях / М. И. Моро, С. И. Волкова. М.: Просвещение, 2011
Горецкий В. Г., Канакина В. П. и др. Русский язык. Рабочие программы. 1 – 4 классы
Учебник для 3 класса. В 4 частях. М.: Баласс, 2005 iconУчебник для 2 класса: в 2-х частях. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров», 2011
И. И. Аргинской, которая обеспечена учебником (И. И. Аргинская, Е. И. Ивановская, С. Н. Кормишина Математика: Учебник для 2 класса:...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы