Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку icon

Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку



НазваниеРекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку
Леонова Л.А
Дата конвертации28.02.2013
Размер249.21 Kb.
ТипДокументы

Рекомендации

для старшеклассников по подготовке к ЕГЭ по русскому языку.

Составитель: Леонова Л.А., учитель русского языка МОУ СОШ № 36.

Часть А: элементы содержания, проверяемые заданиями работы.

А1 орфоэпические нормы (произношение согласных звуков, ударение). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных орфоэпических норм русского литературного языка.

А2 лексические нормы (употребление слова). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных лексических норм русского литературного языка.

А3морфологические нормы. Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных морфологических норм русского литературного языка.

А4синтаксические нормы (построение предложения с деепричастием). Умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм рус.лит.языка.

А5синтаксические нормы: нормы согласования; построение предложений с однородными членами; нормы управления; построение СПП; умение оценивать речь с точки зрения соблюдения основных синтаксических норм русского литературного языка.

^ А6 - синтаксические нормы (построение предложения с причастным оборотом).

А7 текст. Смысловая и композиционная целостность текста. Последовательность предложений в тексте. Умение использовать основные приёмы информационной обработки текста.

А8 средства связи предложений в тексте. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

А9предложение. Грамматическая основа предложения. подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Умение определять принадлежность предложения к определённой синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

А10синтаксический анализ предложения (обобщение). Умение определять принадлежность предложения к определенной синтаксической модели по его смыслу, интонации и грамматическим признакам.

^ А11морфологический анализ. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его грамматическим признакам.

А12лексическое значение слова. Умение проводить лексический анализ слов.

^ А13правописание –н- и –нн- в суффиксах различных частей речи. Умение проводить орфографический разбор слова, предложения.


А14правописание корней. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

А15правописание приставок. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

А16правописание личных окончаний глаголов и суффиксов причастий настоящего времени. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

А17правописание суффиксов различных частей речи (кроме –н-/-нн-). Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

А18правописание НЕ и НИ. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

А19слитное, раздельное, дефисное написание. Умение применять знания по фонетике, лексике, морфемике, словообразованию, морфологии и синтаксису в практике правописания.

^ А20пунктуация в простом и сложном предложении. Умение проводить пунктуационный разбор предложения.

А21знаки препинания в предложениях при обособленных членах предложения (определения, обстоятельства). Умение проводить пунктуационный разбор предложения.

А 22знаки препинания в предложениях со словами и конструкциями, грамматически не связанными с членами предложения. Умение проводить пунктуационный разбор предложения.

А23 – знаки препинания в простом осложненном предложении (однородные члены предложения). Умение проводить пунктуационный разбор предложения.

^ А 24 знаки препинания в БСП. Умение проводить пунктуационный разбор предложения.

А25 – знаки препинания в СПП. Умение проводить пунктуационный разбор предложения.

А26знаки препинания в СП, на стыке союзов. с союзной и бессоюзной связью. Сложное предложение с разными видами связи, пунктуационный разбор предложения.

А27 текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

А28 текст как речевое произведение. Смысловая и композиционная целостность текста. Умение адекватно понимать информацию (основную и дополнительную, явную и скрытую) письменного сообщения.

^ А29стили и функционально-смысловые типы речи. Умение определять стили речи.

А30 - лексическое значение слова. Умение проводить лексический разбор слов.


Часть В: элементы содержания, проверяемые заданиями работы.

В1 – основные способы словообразования. Умение их определять.

^ В2 – морфологический анализ слов. Умение определять принадлежность слова к определенной части речи по его признакам.

В3 – словосочетание. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

В4 – предложение. Грамматическая основа предложения, подлежащее и сказуемое как главные члены предложения. Двусоставные и односоставные предложения. Умение проводить синтаксический анализ предложения.

^ В5 – осложненное ПП. Умение проводить синтаксический анализ предложения и словосочетания.

В6 – СП. Умение проводить синтаксический анализ предложения.

В7 – средства связи предложений в тексте. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.

В8 (4 балла) – речь. Анализ средств выразительности. Умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности достижения поставленных коммуникативных задач.


Часть С: элементы содержания, проверяемые заданиями работы.


  1. Умение понимать и интерпретировать содержание исходного текста.

  2. Умение анализировать форму исходного текста.

  3. Умение создавать связное высказывание, выражая в нем собственное мнение по поводу прочитанного.

  4. Умение последовательно излагать собственные мысли.

  5. Умение использовать в собственной речи разнообразие грамматических конструкций и лексическое богатство языка.

  6. Умение оформлять речь в соответствии с орфографическими, грамматическими и пунктуационными нормами литературного языка.



На ЕГЭ по русскому языку выдвигаются к сочинению следующие требования:

  1. Сформулировать и прокомментировать одну из проблем, поставленных автором текста, избегая чрезмерного цитирования.

  2. Сформулировать позицию автора.

  3. Объяснить, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста, аргументируя свой ответ примерами из жизненного и читательского опыта (не менее 2 аргументов).

Работа над сочинением начинается с определения проблемы.


К 1. Формулировка проблем исходного текста.(1балл)


Что такое проблема?

Проблема – вопрос, требующий решения, исследования.

Тема текста – о чем? Это предмет повествования, изображения, исследования.

Основная мысль текста (для чего, т.е. отношение автора к предмету речи, его оценка изображаемого) – формулируется как простое предложение, в котором подлежащее называет тему текста, а сказуемое - то новое, что по этой теме будет говориться. В целом это выявленная вами проблема, поднимаемая автором текста.

^ Ваши мыслительные операции:

- о чем говорится в тексте? (определяете тему);

- что конкретно говорится об этом? (выявляете проблему(ы).

Проблему можно определить как сложную, трудную, важную, злободневную, серьезную, глубокую, основную, главную, актуальную, острую, назревшую и т.д. Это могут быть проблемы сохранения окружающей среды, проблемы смысла жизни, проблемы связи языка и мышления…Такие вопросы могут затрагивать разные стороны: устройство мироздания, состояние мира, экономики, политики, идеологии, воспитания, образования, жизнь природы или общества, внутренний мир человека и др.

Выделяют различные виды проблем: философские, социальные, политические, идеологические, национальные, международные, экологические, нравственные (этические).

В некоторых случаях автор сам формулирует проблемный вопрос. (Например: Что делать, когда очень одиноко?)


^ Сформулировать проблему можно двумя основными способами:

  1. Оценить объект проблемы (ответить на вопросы «Чья это проблема?», «Что это за проблема?»), например: «Автор затрагивает проблему «отцов» и «детей»; «В тексте поднимается проблема одиночества»; «Текст Ю.Лотмана заставил меня задуматься над сложной проблемой восприятия художественного текста»;

  2. Определить проблему в виде вопроса (а проблема и есть вопрос, требующий решения). Этим путем можно идти, если кратко сформулировать проблему текста сложно. Например, так: «Возможно ли органичное сочетание в жизни человека духовного и материального начал?» Этой сложной проблеме посвящен текст Ю.Нагибина».

Определяя проблему, следует задуматься над тем, каким образом содержание текста касается вас и других людей. Помните, что описанная в тексте конкретная ситуация, факты чьей-либо биографии и т.д.- это иллюстрация, частный случай. Поэтому формулируйте проблему так, чтобы она охватывала не только данный конкретный случай, но и многие подобные.

Речевые клише:

  • Коснуться проблемы…; Уделить внимание …проблеме;

  • …проблема возникает (встает, представляет интерес, заслуживает внимания, ждет решения). Поставить, выдвинуть, рассмотреть, изложить, обсудить, разрешить … проблему.

  • Размышляя о …, автор предлагает нам задуматься над такой проблемой.

  • …? На этот вопрос убедительно отвечает автор текста.

  • … - вот проблема, к которой обращается автор текста.

  • Проблема, поставленная в тексте, является актуальной (значимой, злободневной…). Она связана с …

  • Я думаю, никто не может остаться равнодушным к этому вопросу, т.к…

  • Автор содержанием этого текста обращает наше внимание на проблему…

  • Автор в этом тексте высказывает (оригинальную, общепризнанную и др.) точку зрения на проблему…

  • Одной из проблем, затронутых автором (имя) в данном тексте, является …

Нельзя писать: проблема текста в том, что…


Пример:

«Автор текста рассказывает о жизни ученого Алексея Лосева, который прошел суровую жизненную школу: был арестован, выжил в нечеловеческих условиях лагеря, работал на стройке Беломор-Балтийского канала, практически потерял зрение, но не утратил оптимизма и воли к жизни, продолжал научную работу и добился мирового признания. Прочитав такой текст, стоит задуматься о том, что многим людям пришлось преодолевать трудности. Достаточно вспомнить биографию А.И.Солженицына, рассказавшего всему миру правду о сталинских лагерях. Проблема данного текста может быть сформулирована следующим образом: «Что может помочь человеку выжить в нечеловеческих условиях и не потерять своего достоинства?»


К 2. Комментарий к сформулированной проблеме.(2 балла)


Комментарий (пояснение, примечания, толкование) – это

- объяснение текста, «следование» за автором в раскрытии проблемы;

- интерпретация текста.

Именно комментарий показывает, насколько глубоко и полно понята проблема, как пишущий сумел увидеть ее аспекты, намеченные автором, проследил за ходом авторской мысли.

Важно определить, насколько актуально то, о чем пишет автор: кому и в каких ситуациях приходится сталкиваться с подобной проблемой. Если возможно, коснитесь «истории вопроса», т.е. коротко расскажите о том, как эту проблему рассматривали, пытались решить другие авторы…

В любом случае комментарий должен осуществляться с опорой на прочитанный текст. Конкретизировать содержание комментария можно с помощью следующих вопросов:

Как, на каком материале автор раскрывает проблему?

На чем заостряет внимание?

Какие аспекты проблемы рассматриваются в тексте?

Какие средства выразительности помогают выявить авторское отношение к проблеме?

^ Комментарий представляет собой логический переход от формулировки проблемы к изложению авторской позиции по данной проблеме.

Чтобы отличить комментарий от пересказа, помните: пересказывая, мы говорим о том, что делают герои, а комментируя, мы говорим о том, что думает по этому поводу автор.


Пример:

1). От частных фактов к формулировке проблемы. «Начиная разговор на эту тему, автор буквально «наступает на больную мозоль». Действительно, кто из нас с подобным не сталкивался? На вопросы, которыми писатель предваряет свои размышления, тут же начинаешь мысленно отвечать: «И это случалось». А потом и себе задашь вопрос: «Почему у нас такое творится, отчего происходит?» От невежества, глупости, бескультурья? А может быть, оттого что не научились уважать личность другого человека? Ведь пакостник никогда не думает о том, что кто-то старался, вкладывал силы, душу. В.И.Даль как раз советует: «Всякую пакость к себе примени…»

2). ^ От формулировки проблемы к комментарию. «Уважение к минувшему – вот черта, отличающая образованность от дикости». Так сказал однажды великий русский поэт А.С.Пушкин. Актуальна ли эта проблема в наше время? Многие ли могут оглянуться назад и с теплотой вспомнить то, что было в далеком прошлом, например, в юности, в детстве? Именно о сказочной поре своего детства, о том времени, когда формируется характер и мировоззрение ребенка, закладываются те основы, с которыми ему придется жить в будущем, и рассуждает Ю.Нагибин в своем тексте».


Речевые клише:

  • Автор считает, что…

  • Автор стремится донести до читателя мысль о том, что…

  • Автор убеждает нас в том, что…

  • В тексте доказывается мысль о том, что…

  • Основная мысль текста заключается в том, что…

  • Писатель открыл для меня новый взгляд на проблему…, помог мне по-новому взглянуть на …, словно повторил мои мысли о …, выразил близкие мне чувства о …

  • Как часто мы не задумываемся об этом. Но ведь в жизни …

  • Когда я читал(а) этот текст, я задумался (лась) над тем, что …

  • Как часто (иногда, однажды), приходя…мы видим…


К 3. Отражение позиции автора текста. (1 балл)

Оценка может выражаться:

-частью предложения;

-с помощью самостоятельного предложения;

-оценка часто выражается словами: хорошо, плохо, интересно, полезно, опасно, увлекательно, честно…

-предложения со словами оценки передают лишь отношения к предмету речи, чувства и не содержат информации о нем.

Если проблема текста формулируется в виде вопроса, то позиция автора – это ответ на вопрос, поставленный в тексте.

Если позиция автора публицистического текста обычно выражена четко и ясно, то выявление авторской позиции в художественном тексте требует усилий. Для того чтобы выявить позицию автора, надо ответить на вопросы: «Что хотел сказать своим читателям автор, создавая текст?» «Как автор оценивает описываемую конкретную ситуацию, поступки героев?»

Важно: не просто сформулировать позицию автора, а показать его мнение по выявленной и прокомментированной вами проблеме.


Пример:

В тексте В.Астафьева речь идет о дружбе. «Что такое настоящая дружба? Какую ценность имеет дружба по сравнению с самой важной, неотложной работой, профессиональными обязанностями человека! Как сохранить те сердечные добрые отношения, которые связывают человека с друзьями? Что значит для человека дружеская поддержка в трудные минуты его жизни? Об этом заставляет задуматься анализируемый текст писателя …»


Речевые клише:

  • Автор не навязывает нам своего мнения, он лишь хочет быть понятым…

  • Автор сочувствует герою, и это выражается в том…


К 4. Аргументация собственного мнения по проблеме (3 балла).


В этой части работы надо строго следовать правилам построения текста-рассуждения. Цель аргументации – убедить в чем-либо, укрепить или изменить мнение. Для этого используется логически стройная система доказательств.

Типичное рассуждение строится по схеме:

-тезис (положение, которое надо доказать);

-аргументация (доказательства, доводы);

-вывод (общий итог).

Тезис – это главная мысль автора текста, которую необходимо обосновать, доказать или опровергнуть.


Аргументы – это доказательства, приводимые в поддержку тезиса: факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, все, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают на вопрос: «Потому что…».

Внимание: не повторять доводы автора, а привести свои.

Различают аргументы «за» (свой тезис) и аргументы «против».

Аргументы «за» должны быть:

  • правдивыми, опираться на авторитетные источники;

  • доступными, простыми, понятными;

  • отражающими объективную реальность.

Аргументы «против» должны убедить в том, что аргументы, приводимые в поддержку критикуемого тезиса, слабые, не выдерживают критики. Помните о тактичности:

  • я не вполне согласен с позицией автора и считаю, что …

  • уважая автора текста, позволю себе не согласиться с его точкой зрения на данную проблему…

^ Важное правило аргументации: аргументы приводите в системе – по силе возрастания, т.к. последний фиксируется в памяти лучше, чем первый.


Пример:

«От прочитанного осталось бы чувство безысходности, если бы не заключительные строки текста, которые вселяют надежду. Все можно изменить, если мы будем воспитывать с раннего детства в подрастающем поколении любовь к Родине, начиная с малого – любви к семье, школе, району, краю и к людям других национальностей, чьи обычаи, дом и родной язык нужно уважать. Я считаю, что автор поднял важную проблему. О ней нужно как можно больше говорить, писать, иначе мы можем остаться без истории, без прошлого. А без прошлого, как известно, нет будущего».

«Мне кажется, трудно не согласиться с основной мыслью автора: люди, особенно это касается ученых, не должны терять «живость восприятия» окружающего. Во-первых, мир вокруг нас чрезвычайно разнообразен и часто опровергает, казалось бы, незыблемые закономерности, установленные человеком. Во-вторых, большинство величайших открытий было сделано учеными, которых порой считали безумными чудаками. На самом же деле Коперник, Эйнштейн, Лобачевский доказали людям, что их особое видение мира не только имеет право на существование, но и открывает новые горизонты науки. Люди науки не раз становились героями художественных произведений. Так, например, М.А.Булгаков определил как одну из значимых проблем любого времени ответственность ученых за свои открытия. Его герой профессор Преображенский мечтает улучшить «породу» человека, он много работает над этим. Однако его опыты заканчиваются плачевно: преобразить Шарикова – Клима Чугункина не получилось, не вышел из него новый человек. Булгаков привлек внимание к этому вопросу, и он, безусловно, прав: ученый должен в полной мере осознавать последствия своих открытий.

Кроме всего прочего, ученому свойственно умение видеть в обыденном необычное, видеть жизнь во всей полноте. Именно настоящему ученому мир готов открыть все свои тайны, надо только суметь правильно распорядиться ими».


Типы аргументов:


  1. Естественные:

  • показания свидетелей, документы, данные экспертизы, т.е. «довод к очевидному» - ссылка на общезначимый опыт, который имеет (или мог бы иметь) каждый человек: каждый испытывал боль, каждому знакомо чувство обиды, большинству знакомо чувство вдохновения… Важно: описание должно содержать конкретные детали, быть ярким, образным, психологически убедительным. Следует занять позицию наблюдателя, свидетеля событий и описать их так, как будто они стоят перед глазами.

  • свидетельства самого автора сочинения (события из своей жизни или жизни окружающих), которые имеют отношение к доказываемому тезису. Важно: не приводить примитивные (детские, наивные) примеры.

  • ссылки на авторитет – мнение авторитетного общественного деятеля, ученого, специалиста в какой-либо области, упомянуть пословицу, поговорку, апеллируя к народной мудрости. Важно: мы обращаемся к коллективному запасу знаний. Имени лица обычно сопутствуют добавочные характеристики: известный русский писатель, выдающийся ученый, философ…Пример: Еще Петр 1 говорил, что… Любой историк скажет вам, что… Как установлено учеными… (помните о правилах цитирования – используйте только точные цитаты или ссылки на них).

  • примеры из художественной литературы (с 2009 года – обязательно!). Лучшие примеры – из русской классики: А.С.Пушкин, М.Ю.Лермонтов, Н.В.Гоголь, А.Н.Островский, И.С.Тургенев, Ф.М.Достоевский, Л.Н.Толстой, А.П.Чехов, М.А.Булгаков, М.А.Шолохов…

Пример: рассуждения над проблемой духовности можно проиллюстрировать духовными поисками Пьера Безухова и Андрея Болконского; в сочинении о патриотизме – привести примеры истинного и ложного патриотизма из романа «Война и мир».

^ Художественная литература дает богатейший материал для построения аргументации.


  1. Логические:

  • аргументы, апеллирующие к человеческому рассудку, к разуму. Можно построить на определении, уточнении какого-то понятия. Пример: «Кто такой писатель? Это человек, который умеет писать? Нет. Писать умеет каждый грамотный человек. Может, это человек, который пишет правильно? Нет. Правильно писать умеют все образованные люди. Стало быть, писатель – это тот, кто пишет интересно, увлекательно? Нет. Автором интересного текста может быть журналист, ученый, политик. Писатель – это человек, который создает художественные произведения, с помощью искусства слова, отражает многообразие человеческого бытия».

  • аналогия – сравнение на основе наличия у двух явлений общих признаков. Важно: аналогия нуждается в принципиально похожем примере, должна иметь ярко выраженный образный характер.

Пример: «Иной раз, выбрав неверную дорогу, человек может заблудиться или даже погибнуть в лесной чаще, не найдя правильного пути. Не меньшую опасность таит в себе ошибка при выборе профессии: можно бесцельно потратить всю жизнь, занимаясь нелюбимым делом, не найдя достойного применения своим способностям».


  1. Чувственные:

  • Эмоциональное отношение к чему-либо: убеждающий стремится выразить свою позицию, заразив ею слушающего (читающего). Уместно в том случае, если рассматриваются общечеловеческие ценности (сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство) и пороки (расизм, коррупция, бюрократия, насилие, жестокость, подлость, предательство). Важно: не прибегать к излишнему пафосу, не использовать слишком сильные выражения, не обращаться за поддержкой к тому, кто будет читать ваше сочинение (Не пишите: «Давайте будем беречь природу!» «Давайте жить дружно!»)


^ Итак, ваши аргументы должны быть убедительными.


К5. Смысловая цельность и композиционная стройность. (2 балла).

При написании сочинения не требуется придерживаться строгих рамок того или иного жанра. Сочинение может быть классическим трехчастным, т.е. состоять из вступления, главной части и заключения, может быть представлено одной микротемой и может, напротив, члениться на несколько частей со своими микротемами в каждой. Желательно соразмерять части сочинения.

Важно: не допускать нарушения смысловой цельности и связности высказывания, т.к. связность – обязательный признак текста. Снизить балл могут логические ошибки (см. приложение) и/или отсутствие абзацев.


Речевые клише:

См. в приложении 2.


К6. Точность и выразительность речи. (2 балла).


Эти характеристики речи определяют качество передачи содержания высказывания, т.к. ясно, ярко и убедительно выразить свои мысли и чувства может тот, кто хорошо и свободно владеет речью.

Важны: точность словоупотребления, чистота речи, отбор языковых средств в соответствии с условиями и задачами общения, чувство стиля.


К11. Соблюдение этических норм. (1 балл).


Этическая ошибка – это проявление речевой агрессии как внешне выраженными, так и скрытыми. Речевая агрессия – грубое, оскорбительное, обидное общение; словесное выражение негативных эмоций: угроза, грубое требование, обвинение, насмешка, употребление бранных слов и т.д.

Пример этической ошибки: «Этот текст меня бесит». «Михалков в своем репертуаре! Пишет детские книги, поэтому и требует, чтобы читали именно в детстве. Это настоящий пиар! Нечего морочить людям мозги устаревшими истинами».


К12. Фактическая точность в фоновом материале (1 балл).


Фактические ошибки –

- неверное изложение фактов, не упоминающихся в исходном тексте (факты биографии автора или героя текста, даты, фамилии, авторство называемых произведений и цитат и т.п.: «Гёте – французский писатель»;

- приводятся факты, противоречащие действительности, напр.: «Столица США – Нью-Йорк», «Ленский вернулся в свое имение из Англии»;

- преувеличение или преуменьшение факта, напр.: «Маяковский – вдохновитель народа в борьбе с интервенцией»; «Построена школа, которая каждый год выпускает около тысячи учеников»

^ Наличие фактических ошибок отражает низкий интеллектуальный и культурный уровень.


Приложение 1.


Типология ошибок.


  1. Лексические ошибки.


а) нарушение смысловой точности: он упал навзничь и уткнулся лицом в землю (навзничь – «вверх лицом»); он пристально слушал мой рассказ (пристально смотрят, а слушают – внимательно).

б) употребление слова в несвойственном ему значении: Мы были шокированы прекрасной игрой актеров.

в) неразличение синонимичных слов: В конечном предложении автор применяет градацию.(вместо в последнем).

г) неуместное употребление эмоционально-окрашенных слов: Астафьев то и дело прибегает к …

д) нарушение соразмерности соединяемых понятий, напр.: форум – «широкое, представительное собрание, имеющее большое общественное значение», поэтому его можно употребить в словосочетании форум молодежи азиатских стран, но нельзя употребить в выражении форум учителей областного центра.

е) смешение паронимов – слов, близких по звучанию, но не совпадающих по смыслу: Люди начали радостно и хлопотно выполнять приказание (вместо хлопотливо); Были приняты эффектные меры (вместо эффективные).

ж) употребление лексических анахронизмов: Печорин получил путевку на Кавказ.

з) нарушение сочетаемости слов: родилась традиция (она может сохраниться, быть унаследованной и т.д.); памятный сувенир (это и есть подарок, сделанный на память).

и) ошибки при воспроизведении фразеологического оборота: факир (калиф) на час; выбивать из нормы (из колеи); львиная часть (доля).


  1. Стилистические ошибки.


а) тавтология – повторение рядом одинаковых или однокоренных слов: Этот необыкновенный случай случился со мной недавно; В этом рассказе рассказывается о реальных событиях

б) плеоназм – языковое излишество: он рассказал мне автобиографию своей жизни; Поэт испытывал сильную ностальгию по родине; Мы дорожим каждой минутой времени; Отступить назад на два шага.

в) смешение разностильных языковых элементов: В преддверии собрания нам нужно подготовить все необходимые бумажки (книжный и разговорный); Ввиду отсутствия красной розы сердце принца будет разбито (официально-деловой и поэтический).

г) употребление просторечных слов: Таким людям всегда удается объегорить других.

д) бедность и однообразие синтаксических конструкций: Когда писатель пришел в редакцию, его принял главный редактор. Когда они поговорили, писатель отправился в гостиницу.


3. Грамматические ошибки.

№ п/п

Вид ошибки

примеры

1

В словообразовании

^ Трудолюбимый, надсмехаться

2

В образовании формы существительного

Многие чуда техники, не хватает время

3

В образовании формы прилагательного, причастия

^ Более интереснее, красившее. Ручейки воды, стекаемые вниз, поразили автора текста

4

В образовании формы числительного

С пятистами рублями

5

В образовании формы местоимения, наречия

^ Ихнего пафоса, с ими. Автор тута был не прав.

6

В образовании формы глагола, деепричастия

Им двигает (движет) чувство сострадания. Они ездиют, хочут; пиша о жизни. Вышев на сцену, певцы поклонились

7

Нарушение согласования

Я знаком с группой ребят, серьезно увлекающимися джазом

8

Нарушение управления

^ Повествует читателей

9

Нарушение связи между подлежащим и сказуемым

Большинство возражали против такой оценки его творчества

10

Нарушение способа выражения сказуемого

Все были рады, счастливы и веселые. Он написал книгу, которая эпопея.

11

В построении предложения с однородными членами

Страна любила и гордилась поэтом.

12

В построении предложения с деепричастным оборотом

^ Читая текст, возникает такое чувство.

13

В построении предложения с причастным оборотом

Узкая дорожка была покрыта проваливающимся снегом под ногами

14

В построении сложного предложения

Человеку показалось то, что это сон.

15

Смешение прямой и косвенной речи

Автор сказал, что я не согласен с мнением рецензента.

16

Нарушение границ предложения

Когда герой опомнился. Было уже поздно.

17

Нарушение видовременной соотнесенности глаг. форм

Замирает на мгновение сердце и вдруг застучит вновь.

18

Неудачное употребление местоимений

У меня сразу возникла картина в своем воображении. Данный текст написал В.Белов. Он относится к художественному стилю.

19

Неумеренное употребление частиц

Хорошо было бы, если бы на картине стояла бы подпись художника

Избежать такого рода ошибок можно только в том случае, если постоянно работать над расширением своего словарного запаса, читать хорошую литературу, публицистику, находя значение незнакомых слов в словарях. При использовании слова надо учитывать его точное значение, лексическую сочетаемость, богатство ассоциативных связей слова в системе языка.


Приложение 2.

Оценочные слова и речевые клише.

  1. Выражения эмоциональной оценки: к сожалению, нельзя не удивиться; великолепно; радует то, что; вызывает восхищение; читатель растроган тем, что…; нельзя остаться равнодушным; интересно и т. д.

  2. Выражения согласия/несогласия с мнением автора:

  • должны согласиться; разделяя точку зрения автора; автор подходит к решению вопроса оригинально, по-своему; интересен взгляд автора на проблему; следует признать (отметить); не могу не согласиться; с удовольствием отмечаю …

  • к сожалению, вынужден возразить; хочется оспорить; сомнительно, что…; автор, на мой взгляд, не совсем прав; автор упускает из виду; он необоснованно утверждает.

  1. Выражение уверенности или предположения: уверен; убежден; считаю, что…; автор убедительно доказывает; не сомневаюсь в правоте автора; разумеется, что…; очевидно, что…; не сомневаюсь в том, что…; точка зрения автора мне понятна и близка; могу допустить (предположить).

  2. Глаголы: автор анализирует, характеризует, отмечает, доказывает, сравнивает, сопоставляет, противопоставляет, называет, описывает, разбирает, подчеркивает, ссылается на…, останавливается на …, отмечает важность, формирует, исходит из…; утверждает; поднимает проблему; ставит задачу; причину этого явления видит в том, что…; приходит к выводу, заключению; подводит итог; обобщая сказанное; из этого следует, что…; в заключении можно сказать, что…; важно отметить, что…

  3. Средства рациональной оценки в сочинении: поднятая нравственная проблема актуальна, злободневна; позиция автора достойна уважения, производит глубокое впечатление; автора отличает тонкая наблюдательность и тщательность в подборе фактов; точка зрения оригинальна, своеобразна; не может не волновать; доказательства убедительны; манера изложения отличается краткостью, точностью выбора слова, чувством слова; точка зрения автора не только оригинальна, эффектна, но и продумана, выстрадана и т.д.


^ Несколько общих советов:

  1. Не превращайте сочинение в изложение, так как нужен не пересказ текста (за это 0 баллов), а толкование поднятых в тексте проблем, их интерпретация;

  2. Не начинайте свое сочинение с таких оборотов речи: «в этом тексте говорится о …», автор этого текста пишет…»и т.п.;

  3. Не бойтесь высказывать свое мнение, рассуждайте, анализируйте;

  4. Будьте «взрослыми», то есть приводите серьезные примеры, не опускайтесь до уровня «одна бабушка рассказывала»…;

  5. Используйте самые весомые аргументы - из художественной литературы. Сочинение выиграет, если такой аргумент будет из классической литературы;

  6. При написании сочинения применяйте все, чему учились: создавайте текст, используя богатство и выразительность речи, разнообразие синтаксических конструкций;

  7. Помните: умение логически последовательно строить текст (не забудьте об абзацах), приводить убедительные аргументы, делать верные выводы – все это свидетельство зрелости мысли;

  8. Сохраняйте чувство собственного достоинства;

  9. Будьте тактичны; соблюдайте культуру речи;

  10. Пишите аккуратно, «читаемым» почерком.


Успеха на экзамене!




Похожие:

Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconМетодические рекомендации по написанию части С, по выполнению задания А27, включённого в кимы 2009 года, и общие советы по совершенствованию методики обучения русскому языку
Курошина Л. Н. Рекомендации по подготовке к егэ по русскому языку / Л. Н. Курошина – Ульяновск: уипкпро, 2009. – 45 с. – экз
Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconСправка по результатам контроля по подготовке учащихся 4 класса к контрольной работе в формате егэ по русскому языку
Цель: проверить работу учителя по подготовке уч-ся к контрольной работе в формате егэ по русскому языку, уровень подготовленности...
Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconСочинение по русскому языку. Итак, егэ по русскому языку
Русский язык входит в программу обязательной сдачи егэ для всех выпускников 11 классов. Дополнительная подготовка к экзамену по русскому...
Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconСценарий школьной площадки для 10-классников «Готовимся к егэ по русскому языку»
Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с форматом работы егэ по русскому языку, с трудными заданиями кимов, попробовать себя в...
Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconСценарий школьной площадки для 10-классников «Готовимся к егэ по русскому языку»
Сегодня мы собрались, чтобы познакомиться с форматом работы егэ по русскому языку, с трудными заданиями кимов, попробовать себя в...
Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconПрактикум по подготовке к егэ по русскому языку 6 10 13 00 13 45 13 00 13 45

Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconПрактикум по подготовке к егэ по русскому языку 10 13 55 14 40 Л. П. Плотникова

Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку icon& Правило – правила в схемах и таблицах, разработанные специально для заданий егэ gловушка!
Успешность сдачи экзамена по русскому языку во многом определяется тем, насколько ты подготовлен к этому экзамену. Проверь свои знания...
Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconЦель: повторная проверка работы учителей по подготовке уч-ся к гиа по русскому языку в 9, 11 классах
Справка по итогам повторного контроля по подготовке учащихся к сдаче гиа по русскому языку
Рекомендации для старшеклассников по подготовке к егэ по русскому языку iconПрограмма по русскому языку Пояснительная записка
Рабочая программа по русскому языку для основной общеобразовательной школы составлена на основе Государственного стандарта, Примерной...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов