Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели icon

Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели



НазваниеСказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели
Дата конвертации26.11.2012
Размер253.49 Kb.
ТипСказка

ТЕМА: Сказка - ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок


 

Цели: обобщение знаний и расширение представлений о русских народных сказках; развитие коммуникативных навыков, творческих способностей; создание благоприятной эмоциональной среды и психологического климата в детском коллективе.

Задачи: выяснить, какие сказки знают дети, лучших знатоков сказок; способствовать развитию речи детей, воображения, мышления, памяти; воспитывать любовь к чтению художественной литературы.

Оборудование: компьютер, сказочные герои, фишки.

 

Ход занятия.

 

1.Организационный момент.

Добрую сказку помню я с детства.

Хочу, чтобы сказку послушал и ты.

Пусть подкрадется к самому сердцу

И зародит в нем зерно доброты.

 

2. Постановка темы занятия.

Все дети с раннего детства любят слушать сказки. Проходит время, малыши идут в школу и начинают читать их сами. Читая сказки, вы проникаете в загадочный мир. Ведь в сказках совершаются самые невероятные чудеса. И сегодня нас с вами ожидает путешествие в загадочный мир сказок.

 

3. Презентация слайдов.

Слайд 1. <Сказка- ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок>.

Слайд 2. < Сказка - неразлучный спутник детства>.

-Кому мама дала пирожки и горшочек масла?

- Кто ехал на печи, уплетая калачи?

- Ч то за скатерть кормит всех досыта?

-Какой был летательный аппарат у Бабы-Яги?

- Он большой друг Чебурашки.

-Куда спешил доктор Айболит, чтобы помочь больным зверям?

-Как звали девочку, которая была ростом с дюйм?

 

-Жилище Бабы- Яги?

-Что потеряла Золушка?

 

-От кого убежала посуда?

-Герои какой сказки хотели съесть?

 

-У кого в дверях застрял Винни- Пух?

-Какое лекарство предпочитал Карлсон?

-Как зовут сказочного героя, у которого большие уши?

-Кто такой дядя Фёдор?

-Семеро друзей Белоснежки.

 





Слайд 3.

Вспомните, какие песни пели герои сказок.

 

Слайд 4. < Узнай сказку и её героев>.


 

Сказки просят:
- А сейчас

Вы, друзья, узнайте нас!

Отворили дверь козлята

И :пропали все куда-то!

В сказке небо синее,

В сказке птицы страшные.

Реченька, спаси меня,

 


Реченька, спаси меня!

Вымолвил словечко-

Покатилась печка

Прямо из деревни

К царю да царевне.

И за что, не знаю,Повезло лентяю.

Колотил да колотил

По тарелке носом-

Ничего не проглотил

И остался с носом:

А дорога- далека,

А корзинка- нелегка,

Сесть бы на пенек,

Съесть бы пирожок.

Красна девица грустна,

Ей не нравится весна,

Ей на солнце тяжко!

Слезы льет бедняжка.

Мышка дом себе нашла,

Мышка добрая была:

В доме том в конце концов

Стало множество жильцов.

Вот она какая,

Большая- пребольшая.

Вытащить её решили.

Вшестером одну тащили.

Но уселась крепко.

Кто же это?

 





Слайд 5. < Загадки>

 

Всех на свете он добрей,
Лечит он больных зверей,

И однажды из болота

Вытащил он из болота.

Он известен, знаменит.

Это доктор:.

Весел он, как балалайка,

А зовут его:..

В сумке у меня не киска,

В сумке у меня Лариска.

Вредной быть люблю страсть как

И зовусь я:

Бабушка девочку очень любила.

Шапочку красную ей подарила.

Девочка имя забыла своё.

Скорей подскажите имя её.

Толстяк живет на крыше,

Летает он всех выше.

Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.

Летела стрела и попала в болото,

И в этом болоте поймал её кто-то.

Кто, распростившись с зеленою кожей,

Сделался милой, красивой, пригожей?

Была у злодея до пят борода.

В театре всех кукол он мучил всегда!

<Подайте мне плетку!>,-гремел его бас.

Скажите, кто он

 









Слайд 6-7. <Сказочный переполох>.

Слайд 8. <Разгадай имена сказочных героев>.

Слайд 9. <Кому принадлежат эти вещи?>

 




Слайд 10.

Слайд 11. <Молодцы!>

 

3. Итог занятия.

(Объявляется счет и выявляется победитель. Ей вручается приз, остальным участникам объявляется благодарность и утешительные призы. )

Подошло к концу наше путешествие по сказкам, которое показало, что вы знаете и любите сказки. Но есть еще очень много сказок, которые вами не прочитаны. Вас ещё ждут интересные и неожиданные встречи с героями сказок.

Кому из вас понравилось путешествие?

Кто бы хотел его продолжить?

Какое настроение у вас осталось после встречи со сказками?








Цели урока:

обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь;

познакомиться с деятельностью выдающегося ученого-лингвиста Александра Матвеевича Пешковского.


Оборудование: интерактивная доска; таблицы; учебник; карточки с текстами; отрывки из произведений Б.Заходера, И.Никитина, И.Грекова, М.Исаковского.


^ ХОД УРОКА


I. Организационный момент


II. Проверка домашнего задания


А) Учащиеся рассказывают, что они узнали о деятельности А.М.Пешковского.


Б) Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация.


Учитель. Приглашаю вас в страну Ошиблику. Вот первое, что вы можете увидеть, подъезжая к Ошиблике: (текст проектируется на доске)


Очень – очень странный вид:

Речка за окном горит,

Чей-то дом хвостом виляет,

Песик из ружья стреляет,

Мальчик чуть не слопал мышку.


Кот в очках читает книжку.

Старый дед влетел в окно,

Воробей схватил зерно

Да как крикнет, улетая:

– Вот что значит запятая!


Б.Заходер.


– Интересно, а при чем тут запятая?

– Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами.

– Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи?

– Зачем нужны знаки препинания на письме?


В) Языковой эксперимент – сравнение двух текстов: со знаками препинания и без них.


Ученикам раздаются карточки с текстом, напечатанным без знаков препинания. Текст проектируется на доске.


Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути журавушки


Одному из учеников предлагается прочитать текст вслух. Затем учащиеся отвечают на вопрос:.


– Почему было трудно читать эту запись. А нам слушать? (Потому что нет знаков препинания. Чтобы было легче читать, нужно поставить знаки препинания.)


Один ученик выполняет эту работу на интерактивной доске. Затем учащиеся сравнивают два варианта. Исправляют допущенные ошибки; тест читается со знаками препинания. Учащиеся полнее отвечают на вопрос, поставленный в начале урока: для чего нужны знаки препинания на письме? Для уточнения ответа ученикам предлагается подумать. Какие знаки препинания использованы в тексте; почему в этом тексте нельзя было использовать только один знак препинания, например, точку?


Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять.


Г) Составление таблицы «Знаки препинания и их роль».


– Предлагаю вам начать работу по составлению таблицы о роли знаков препинания на письме. По ходу изучения знаков, выполняя задания с разными знаками препинания и выясняя их роль в каждом случае, вы будете вносить новые сведения в свои таблицы.

Знаки препинания

Роль знаков препинания

Пунктуационные знаки завершения:

Точка

Вопросительный знак

Восклицательный знак Завершение предложений в тексте


III. Изучение новой темы на основе наблюдения


Учащиеся отрабатывают умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений.


А) Чтение основного теоретического материала на с. 95.


Б) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании (с.99, упражнение 260 выполняют учащиеся с низким уровнем обучения, а упражнение 261 – остальные учащиеся).


В) Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова (с.101, упражнение 268).


Г) Понятие об именных и глагольных словосочетаниях, их употребление в речи (с.102, чтение теоретического материала).


IV. Постановка и решение проблемной ситуации.


(Проектируется два столбика слов.)Степь,

глухой,

над,

путь,

неизвестный,

в,

облака,

цепью,

бесконечный,

плыть. Над глухой степью

в неизвестный путь

бесконечной цепью

облака плывут.


И.Никитин.


– Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образуют текст.)


Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставить пропущенные орфограммы (слова записаны на интерактивной доске).


Пож…леть, друг; увл…каться спорт; уд…вительный зрелище; спуститься герой; смелый снег.


– Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание).


V. Составление и заполнение таблиц


Виды словосочетаний по строению

Именные

Глагольные


Таблица заполняется примерами из упражнения 270 на с. 102–103 (работа у доски).


Составляется таблица, которая заполняется примерами из стихотворения И.Грекова.


Виды именных словосочетаний.Прилагательное + существительное Существительное + существительное

На зеркальной воде На зелени дерев


Текст спроектирован на доске. Учащиеся выразительно читают его, затем выписывают словосочетания, заполняя таблицу, и делают вывод.


Мелькает желтый лист на зелени дерев,

Работу кончил серп на нивах золотистых,

И покраснел уже вдали ковер лугов,

И зрелые плоды висят в садах тенистых.


И.Греков.


Виды глагольных словосочетаний

Глагол + существительное

Глагол + наречие


Таблица заполняется примерами из стихотворения, текст которого проецирован на доске, делается вывод.


По оврагам, по обрывам,

Через пальцы ивняка

Льется тихо и пугливо

Желтолистая река.


М.Исаковский.


VI. Орфоэпический диктант с самопроверкой


Птицы задолго предугадывают перемену погоды. Но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигает внезапный ураган. До берегов далеко, птицы утомились в далеком полете. Счастье для птиц, если они встретят в эти минуты морское судно. Тучей спускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их доверчивости.


Задание: 1-я группа выписывает пять именных и глагольных словосочетаний, а 2-я группа выписывает слова с орфограммой в корне слова.


VII. Проверочный тест


1. Укажите именные словосочетания:


А) устный счет;

Б) участие в соревновании;

В) участвовать в игре;

Г) чествовать победителя;

Д) шел по дороге.


2. Укажите глагольные словосочетания:


А) гигантский завод;

Б) сверкнуть на солнце;

В) доблестный воин;

Г) неприятный запах;

Д) работать на поле.


3. Найдите глагольные словосочетания:


А) ужасный ветер;

Б) расстилаться по равнине;

В) искусный мастер;

Г) вершина ели;

Д) собирать крыжовник.


Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д.


VIII. Итог урока


– Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока. Заполните таблицу примерами устно: распределите словосочетания по группам.

Именные

Глагольные


Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, отдавал много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок,

хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись.


^ Тема урока: «Одна и две буквы н в суффиксах прилагательных».


Цели урока:

Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных.

Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н.

Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных.


Ход урока


1. Организационный момент.


2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов.

Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы.

Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н?


(Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.)


2 слайд (по щелчку).


3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н-нн.


3 слайд (по щелчку).


4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных?


Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена.


Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами:


масляный – масленый, соляной – солёный.


Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128.


Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях:


ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель).


4 слайд (по щелчку).


5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127.


6. Правописание следующих слов нужно запомнить:


зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний.


В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н.


(Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.)


5 слайд (по щелчку).


7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных.


Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный.


Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом.


6 слайд (по щелчку).


8. Объясните написание пропущенных букв.


(Записываем только слова, в которых пропущены буквы.)


7 слайд (по щелчку).


9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил.


На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту.


Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом.

Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки.


Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня.

Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8.


8 слайд (по щелчку).


10. Подведение итогов.


11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-(-ян-) или –енн


























Цели:

совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками пре- и при-.

развитие навыков работы с алгоритмом, опорными сигналами.

развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти.


I. Словарная работа.


Тренировочное упражнение – проверка памяти. Один учащийся отвечает у доски, проверяют все. Орфографическое чтение.


Прийти', преобразова'ть, преврати'ть, преодоле'ть, приобрести', привыкать, причина, прилежный, прия'тный, препятствие, привычка, презирать.


II. Развитие речи.


Рассыпанные слова. Составить предложение из слов трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести.


Приобрести плохие привычки легко – расстаться трудно.


III. Повторение правила.


Лингвистическая сказка (читают два учащихся):


Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить.


Вывод:

По смыслу ПРЕ

=

очень

=

ПЕРЕ


Приставка при- – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий.


Не топнет, а притопнет,

Не сядет, а присядет,

Не откроет, а приоткроет.


Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения:

“друг к другу” – присоединение,

“близко” – приближение,

“около” – близость.


Значений приставок много – шесть. Часто ошибаются в написании слов с этими приставками. Поэтому воспользуемся алгоритмом.


IV. Алгоритм.


Чтение алгоритма (ранее работали уже с ним):


V.


Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание.


Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения.


VI. Разминка.


Отдохнем. Веселые стихи. На слух определить слово с приставкой, записать, проговаривая, объяснить (смотри алгоритм).1.


Грач качался в гамаке,

Гуси – в волнах на реке.

Мимо голуби летели

И на веточку присели.

Веточка качается –

Неплохо получается. 2.


Грустный клоун –

Бегемот

Грустным голосом

Поет.

Песню грустную –

Прегрустную:

– Я люблю лягушку вкусную.

3.


В лес дремучий я пойду,

Зайца серого найду.

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой. 4.


Приходили к мухе блошки

Приносили ей сапожки.

А сапожки не простые

В них застежки золотые.


VII. Самостоятельная работа.


Вставить пропущенные буквы, записать, проверить, открыв последнюю строчку.


Если ты в пришкольный сад

Прибежал прикрыть салат,

Или дерево привить,

Иль теплицу приоткрыть,

Знай, что здесь приставка ПРИ

Ее значенье повтори.


VIII. Обобщение.


Работа с карточкой Е-И. (Кто ошибается, обращается к алгоритму).Карточка Е-И


Привинтить, прибить, приморский, предлинный, престарелый,

преувеличить, примчатся, прикасаться, преградить, преобразить,

пригородный.


Карточка Е-И


Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый,

пр…увеличить, пр…мчатся, пр..касаться, пр…градить, пр…образить,

пр…городный.


IX. Домашнее задание.


Цель урока:

познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих;

научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв;

вырабатывать у учащихся навык работы с интерактивной доской.


Ход урока


I. Организационный момент.


II. Повторение предыдущего материала.


Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация на интерактивной доске в режиме Office, слайд № 1.)(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м.


Учитель. Какое правило было использовано при написании последних слов?

Ученики. Правило о правописании гласных букв о, ё и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах прилагательных.


III. Изучение нового материала.


Учитель. Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 2 заполняется на интерактивной доске.)


Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.


Учитель. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом?

Ученики. Это имена прилагательные.

Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков?


(Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.)


Учитель. Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Слайд № 3.)

Тема урока

Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных.


Учитель. Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 4 заполняется на интерактивной доске.)Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый.


Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы.

Учитель. Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем?

Ученики. Они падают на разные морфемы.

Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных.


(Дети формулируют.)


IV. Работа с учебником.


Учитель. Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 131 (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.)

Учитель. Теперь давайте сравним объяснение в учебнике с нашей записью.

Учитель. Выполните упражнение № 314. Запишите слова в две колонки, обозначая условия выбора орфограмм. (Слайд № 5.)


V. Закрепление материала.


1. Выборочный диктант.


Распределите слова в колонки таблицы. (Слайд № 6 заполняется учениками на интерактивной доске.)

Гласные о и е после шипящих и ц

корень суффикс окончание


Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый.


2. Работа с текстом.


На экране слайд № 7 с текстом упражнения.


В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки.


(Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.)


Учитель. Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. (Слайд № 8 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.)


VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке.


Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало? (Слайд № 9)

Подведение итогов

Учились писать буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных.

Помогла постановка ударения.


^

Литературная игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

Цели урока:


  1. познавательный аспект: формировать у учащихся внимательное отношение к детали в художественном произведении, к её роли и идейно-образной структуре; проверить знание художественного произведения, степень овладения литературоведческим аппаратом;

  2. развивающий аспект: развивать мыслительно-речевую деятельность учащихся, умение обобщать, логически верно излагать свои мысли; продолжать работу по раскрытию творческих способностей; создавать условия для развития коммуникативных навыков;

  3. воспитательный аспект: развитие системы ценностных отношений к русской литературе; воспитание бережного отношения к слову автора, ответственного отношения к собственному слову, формирование эстетического восприятия с помощью других видов искусств: музыки, живописи; совершенствование навыков этичного межличностного общения.
^

Правила игры:


  1. Все учащиеся делятся на две команды.

  2. Количество учащихся в команде – любое.

  3. Организация пространства: количество игровых столов – 2 + стол для жюри.

  4. Команды заранее готовят название, девиз (можно эмблемы и др.) и выбирают капитана.

  5. Вопросы задаются поочередно командам. Команда имеет право ответить один раз на свой вопрос. Если дан неправильный ответ, то право ответа имеет команда соперников. В случае неверного ответа второй команды вопрос разыгрывается среди эрудитов, и присуждаются персональные баллы учащемуся, давшему верный ответ.

  6. Каждый правильный ответ – 1 балл.

  7. В состав жюри могут входить как педагоги, так и учащиеся.

Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации Приложение1, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, ордена эрудитов.
^

Ход урока:


  1. Оргмомент. Объявление темы урока. Слайд 1

  2. Целеполагание. Правила игры

  3. Литературная игра

Задание №1. Композиция романа.


Вопрос эрудитам:

  1. Что такое композиция художественного произведения?

  2. В чём особенности композиции романа «Дубровский»

Команды работают с карточкой №1.



Проверьте себя. Слайд 2
^

Задание№2. Роман «Дубровский» в иллюстрациях


Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман (Д.Шмаринов, Б.Кустодиев, Б.Косульнико, Е.Лансере, А.Пахомов, Б.Бойма ) – по 1 баллу за фамилию

Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:

  • Слайд 3. На псарне у Троекурова

  • Слайд 4. Сцена в суде Д.Шмаринов

  • Слайд 5. «Больной указывал пальцем на двор с видом ужаса и гнева» Б.Косульников

  • Слайд 6. Пожар Б.Кустодиев

  • Слайд 7. Дефорж и медведь

  • Слайд 8. Нападение на свадебный поезд
^

Задание №3. О каких сценах, событиях идёт речь?


  1. «Он шёл не разбирая дороги; сучья поминутно задевали и царапали его, ноги его поминутно вязли в болоте, он ничего не замечал.» О каком герое идёт речь? В какой момент он так изображается? (Владимир Дубровский после похорон отца)

  2. «…ужасное смятение изобразилось на лице его; багровый румянец заступил место обыкновенной бледности, глаза засверкали, он произносил невнятные звуки» (Андрей Гаврилович Дубровский, когда увидел Троекурова перед смертью)

  3. Что сделал Троекуров, когда Шабашкин явился к нему с поклоном и поздравлениями в связи с приобретением имения Дубровского? (прогнал его)

  4. Дубровский был отменно сердит, прежде сего никогда люди Троекурова, известные разбойники, не осмеливались шалить в пределах его владений…» На что сердит Дубровский? (мужики Троекурова воровали лес)

  5. «Вдруг он поднял голову, глаза его засверкали, он топнул ногою, оттолкнул секретаря с такою силою, что тот упал». Назовите героя и эпизод. (Дубровский в суде после провозглашения приговора)

  6. Что сделал Дубровский с покровскими мужиками, воровавшими у него лес? (проучил прутьями)

  7. По какому поводу был дан званый обед в поместье Троекурова, после которого Дубровский ограбил Антона Пафнутьича? (церковного праздника)

  8. Что делал мальчик, посыльный Дубровского, в саду Троекурова, по его собственным словам? (собирал ягоды)

  9. Чем была занята у окна Марья Кирилловна, когда получила вторую записку от Дубровского? (вышивала на пяльцах)

  10. С какой целью Дубровский стремился попасть в дом Троекурова? (отомстить)
^

Задание №4. Исторические реалии. Особенности лексики


  1. «Накануне был отдан приказ псарям и стремянным быть готовыми к пяти часам утра. Кто такой стремянный? (конюх-слуга, ухаживающий за лошадью барина)

  2. «Кирилла Петрович громко засмеялся при дерзком замечании своего холопа». Кто такой холоп? (крепостной слуга)

  3. Чем занимается гувернёр? (воспитатель)

  4. Кто такой стряпчий? Где он работает? (стряпчий – ходатай по служебным делам)

  5. «На днях покровский пономарь сказал на крестинах у нашего старосты: полно вам гулять; вот ужо приберет вас к рукам Кирилла Петрович». Где служит пономарь? (в христианской церкви)

  6. Что такое купчая? (документ на приобретённое, купленное имущество)

  7. Кем был по профессии у себя на родине настоящий Дефорж-француз? (кондитер)

  8. -Так, видно, этот Кирилла Петрович у вас делает что хочет
    - И вестимо, барин: заседателя, слышь, он и в грош не ставит, исправник у него на посылках» Кто такой исправник? (начальник местной полиции)

  9. «Троекуров часто говаривал Дубровскому: «Слушай, брат, Андрей Гаврилович, коли в твоём Володьке будет путь, так отдам за него Машу; даром что он гол как сокол» Что обозначает выражение «гол как сокол»?

  10. «Не наше холопье дело разбирать барские воли, а, ей-богу, напрасно батюшка ваш пошёл на Кириллу Петровича, плетью обуха не перешибёшь» что значит пословица «плетью обуха не перешибёшь»? (о твердолобом человеке; обух – тупая сторона острого орудия)

  11. «Соседи рады были угождать малейшим его прихотям; губернские чиновники трепетали при его имени; Кирилла Петрович принимал знаки подобострастия как надлежащую дань»… Что такое подобострастие? (льстивость, угодливость)

  12. «Несмотря на необыкновенную силу физических способностей, он раза два в неделю страдал от обжорства и каждый вечер бывал навеселе… С крестьянами и дворовыми обходился он строго и своенравно, но они тщеславились богатством и славою своего господина». Что значит тщеславились? (хвалились, кичились)
^

Задание №5. Узнайте героев романа по описанию:


  1. «…в залу вошёл, насилу передвигая ноги, старик высокого роста, бледный и худой, в халате и колпаке». (Андрей Гаврилович Дубровский)

  2. Он лишился матери с малолетства и, почти не зная отца своего, был привезён в Петербург на восьмом году своего возраста» (Владимир Дубровский)

  3. «Будучи расточителен и честолюбив, он позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем…» (Владимир Дубровский)

  4. Этот герой «…выказывал пороки человека необразованного», «привык давать волю всем порывам пылкого нрава и всем затеям довольно ограниченного ума». «Надменный… с людьми самого высшего звания», «с крестьянами и дворовыми обходился строго и своенравно» ? (Троекуров)

  5. Маленький человечек в кожаном картузе и фризовой шинели вышел из телеги. О каком герое идёт речь? (заседатель Шабашкин)

  6. Ему «было около пятидесяти лет, но он казался гораздо старее. Излишества всякого рода изнурили его здоровье и положил на нём свою неизгладимую печать.» (князь Верейский)

  7. Кто в доме Троекурова между всеми отличался, танцевал более всех, все барышни выбирали его и находили, что с ним легко вальсировать. (Дефорж)

  8. Фамилия Антона Пафнутьевича, который из-за страха перед Дубровским решил переночевать в комнате француза и был им же ограблен. (Спицын).
^

Задание №6. Значение имени.


  1. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает «господин, владыка, повелитель», а отчество – скала, утёс, камень (Кирилла Петрович)

  2. Имя этого героя в переводе с греческого обозначает мужественный, храбрый, а его отчество в переводе с древнееврейского – сильный муж или крепость. О ком идёт речь? (Андрей Гаврилович Дубровский).
^

Задание №7. Звания героев


  1. В каком звании вышел из кадетского корпуса Владимир Дубровский? (корнет)

  2. Назовите чин Андрея Гавриловича Дубровского (отставной поручик гвардии)

  3. В каком чине вышел в отставку Кирилла Петрович Троекуров? (генерал-аншеф, высший генеральский чин)

  4. Назовите титул героя по фамилии Верейский (князь)
^

Задание №8. Второстепенные и эпизодические персонажи.




Проверьте себя. Слайд 9

Задание №9. Дворянские усадьбы


  1. Как называется деревня Троекурова? (Покровское)

  2. Как называется деревня Дубровского? (Кистенёвка)

  3. Как называлось имение князя Верейского? (Арбатово)

  4. «Он ехал берегом широкого озера, из которого вытекала речка и вдали извивалась между холмами; на одном из них над густою зеленью рощи возвышалась зелёная кровля и бельведер огромного каменного дома; на другом – пятиглавая церковь и старинная колокольня». Назовите имение. (Покровское)
^

Задание №10. «Дубровский» в цифрах


  1. Сколько душ крестьян было у Дубровского? (70)

  2. Сколько кошек было в загоревшейся усадьбе Дубровского? (одна)

  3. Сколько денег предложил Дубровский Дефоржу за его документы? (10 тыс.)

  4. Сколько денег послала Анна Савишна Глобова своему сыну? (две тысячи)

  5. Сколько лет было Владимиру Дубровскому по полицейскому описанию? (23)

  6. Сколько душ крепостных крестьян было у князя Верейского? (3 тысячи)
^

Задание №11. Музыкальные вопросы


Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»? (Э.Ф.Направник)

Вопросы командам:

  1. Какую песню постоянно насвистывает Троекуров? («Гром победы раздавайся…»)

  2. На каком музыкальном инструменте играла Марья Кирилловна? (фортепиано)

Задание №12. Творческие задания


  1. Придумайте название газете, которая бы выходила в губернском городе, и напишите заметку о розыске молодого разбойника Владимира Дубровского (до 5 баллов)

  2. Загадайте с помощью жестов и мимики эпизод из романа «Дубровский» (до 5 баллов)

Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого эрудированного игрока.





Похожие:

Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели icon«Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок»
Настоящее Положение определяет цели и задачи фестиваля среди воспитанников доу сортавальского муниципального района
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconЗадание 1
Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие....
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconСказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок
Мишаня, озорной и подвижный мальчуган. Жили не тужили: все дела у них ладились, нужды они не видели, беда их не настигала. Мать с...
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconСценарий классного часа «Сказка ложь, да в ней намек…»
Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса благоприятные, естественные условия для...
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconСказка ложь, узнайте правду в контексте фольклорной традиции
Цикл ольги громыко «сказка – ложь, узнайте правду» в контексте фольклорной традиции
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconУрока: Корней Чуковский «Муха цокотуха» Тип урока- урок общеметодологической направленности. Цели: Деятельностная
Формировать представления о понятиях «авторская сказка», «сказка в стихотворной форме»
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconУрок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (урок-игра) Цели: Обобщить знания по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке»
Закрепить знания по сказке великого русского писателя; формировать умение определять главную мысль произведения
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconС добрым утром! – с добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз) – Вы проснулись? (смотрим в бинокль) – с добрым утром, ручки! (поглаживаем) – Вы проснулись? (хлопаем) – с добрым утром, ножки!

Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconСказка о курочке (рябе): Курочка- татарушка снесла яичко (Коран- ключ)… разбилось. Дед плачет (Иудаизм). Бабка плачет (Римская Церковь). Поп порвал книги (ложь «христианства»
Сказка о курочке (рябе): Курочка- татарушка снесла яичко (Коран- ключ)… разбилось. Дед плачет (Иудаизм). Бабка плачет (Римская Церковь)....
Сказка ложь, да в ней намёк: добрым молодцам урок Цели iconУрок сказка «Теремок»
Цели: актуализировать ранее изученный материал; способствовать развитию логического мышления, математической речи, внимания; совершенствовать...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов