|
Цели урока: обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Синтаксис и пунктуация это раздел науки о языке»; объяснить их неразрывную связь; познакомиться с деятельностью выдающегося ученого-лингвиста Александра Матвеевича Пешковского. Оборудование: интерактивная доска; таблицы; учебник; карточки с текстами; отрывки из произведений Б.Заходера, И.Никитина, И.Грекова, М.Исаковского. ^ I. Организационный момент II. Проверка домашнего задания А) Учащиеся рассказывают, что они узнали о деятельности А.М.Пешковского. Б) Беседа о том, что изучает синтаксис и пунктуация. Учитель. Приглашаю вас в страну Ошиблику. Вот первое, что вы можете увидеть, подъезжая к Ошиблике: (текст проектируется на доске) Очень – очень странный вид: Речка за окном горит, Чей-то дом хвостом виляет, Песик из ружья стреляет, Мальчик чуть не слопал мышку. Кот в очках читает книжку. Старый дед влетел в окно, Воробей схватил зерно Да как крикнет, улетая: – Вот что значит запятая! Б.Заходер. – Интересно, а при чем тут запятая? – Какое значение в письменной речи имеют знаки препинания? Докажите примерами. – Почему синтаксис и пунктуация рассматриваются в неразрывной связи? – Зачем нужны знаки препинания на письме? В) Языковой эксперимент – сравнение двух текстов: со знаками препинания и без них. Ученикам раздаются карточки с текстом, напечатанным без знаков препинания. Текст проектируется на доске. Чудесное осеннее утро березки стоят в золотых сарафанах клены роняют свои резные листья осыпались последние цветы но что это кто нарушил тишину это красавцы журавли отправились в свой дальний путь счастливого пути журавушки Одному из учеников предлагается прочитать текст вслух. Затем учащиеся отвечают на вопрос:. – Почему было трудно читать эту запись. А нам слушать? (Потому что нет знаков препинания. Чтобы было легче читать, нужно поставить знаки препинания.) Один ученик выполняет эту работу на интерактивной доске. Затем учащиеся сравнивают два варианта. Исправляют допущенные ошибки; тест читается со знаками препинания. Учащиеся полнее отвечают на вопрос, поставленный в начале урока: для чего нужны знаки препинания на письме? Для уточнения ответа ученикам предлагается подумать. Какие знаки препинания использованы в тексте; почему в этом тексте нельзя было использовать только один знак препинания, например, точку? Вывод: знаки препинания нужны в тексте для того, чтобы пишущий мог точно и ясно выразить свои мысли, а слушающий мог точно их понять. Г) Составление таблицы «Знаки препинания и их роль». – Предлагаю вам начать работу по составлению таблицы о роли знаков препинания на письме. По ходу изучения знаков, выполняя задания с разными знаками препинания и выясняя их роль в каждом случае, вы будете вносить новые сведения в свои таблицы. Знаки препинания Роль знаков препинания Пунктуационные знаки завершения: Точка Вопросительный знак Восклицательный знак Завершение предложений в тексте III. Изучение новой темы на основе наблюдения Учащиеся отрабатывают умение устанавливать смысловую и грамматическую связь в словосочетании, сравнивают слова и словосочетания, вычленяют словосочетания из предложений. А) Чтение основного теоретического материала на с. 95. Б) Понятие главного и зависимого слова в словосочетании (с.99, упражнение 260 выполняют учащиеся с низким уровнем обучения, а упражнение 261 – остальные учащиеся). В) Понятие о словах, не являющихся словосочетаниями. Обращаю внимание на то, что (по мнению авторов учебника) не являются словосочетанием сочетание подлежащего и сказуемого, однородные члены предложения, существительные с предлогом и не связанные по смыслу слова (с.101, упражнение 268). Г) Понятие об именных и глагольных словосочетаниях, их употребление в речи (с.102, чтение теоретического материала). IV. Постановка и решение проблемной ситуации. (Проектируется два столбика слов.)Степь, глухой, над, путь, неизвестный, в, облака, цепью, бесконечный, плыть. Над глухой степью в неизвестный путь бесконечной цепью облака плывут. И.Никитин. – Есть ли смысл в том, что записано в первом столбике? Во втором? Почему? (Самостоятельные слова служат для названия предметов, их признаков, действий и т. д, но взятые отдельно они редко являются высказываниями. Предложения образуются из слов и словосочетаний. Предложение содержит сообщение, высказывание. Сочетание предложений образуют текст.) Задание: составить возможные словосочетания. Записать их, обозначить стрелками зависимость между частями словосочетания. Вставить пропущенные орфограммы (слова записаны на интерактивной доске). Пож…леть, друг; увл…каться спорт; уд…вительный зрелище; спуститься герой; смелый снег. – Почему нельзя составить словосочетание из двух последних пар слов? (Это случайный подбор слов; сочетание их лишено смысла, поэтому они не образуют словосочетание). V. Составление и заполнение таблиц Виды словосочетаний по строению Именные Глагольные Таблица заполняется примерами из упражнения 270 на с. 102–103 (работа у доски). Составляется таблица, которая заполняется примерами из стихотворения И.Грекова. Виды именных словосочетаний.Прилагательное + существительное Существительное + существительное На зеркальной воде На зелени дерев Текст спроектирован на доске. Учащиеся выразительно читают его, затем выписывают словосочетания, заполняя таблицу, и делают вывод. Мелькает желтый лист на зелени дерев, Работу кончил серп на нивах золотистых, И покраснел уже вдали ковер лугов, И зрелые плоды висят в садах тенистых. И.Греков. Виды глагольных словосочетаний Глагол + существительное Глагол + наречие Таблица заполняется примерами из стихотворения, текст которого проецирован на доске, делается вывод. По оврагам, по обрывам, Через пальцы ивняка Льется тихо и пугливо Желтолистая река. М.Исаковский. VI. Орфоэпический диктант с самопроверкой Птицы задолго предугадывают перемену погоды. Но часто бывает, что перелетных странников на середине безбрежного моря вдруг застигает внезапный ураган. До берегов далеко, птицы утомились в далеком полете. Счастье для птиц, если они встретят в эти минуты морское судно. Тучей спускаются они на палубу, на рубку, на снасти, на борта. И суровые моряки никогда не обидят их, не оскорбят их доверчивости. Задание: 1-я группа выписывает пять именных и глагольных словосочетаний, а 2-я группа выписывает слова с орфограммой в корне слова. VII. Проверочный тест 1. Укажите именные словосочетания: А) устный счет; Б) участие в соревновании; В) участвовать в игре; Г) чествовать победителя; Д) шел по дороге. 2. Укажите глагольные словосочетания: А) гигантский завод; Б) сверкнуть на солнце; В) доблестный воин; Г) неприятный запах; Д) работать на поле. 3. Найдите глагольные словосочетания: А) ужасный ветер; Б) расстилаться по равнине; В) искусный мастер; Г) вершина ели; Д) собирать крыжовник. Ответ: 1 – а, б; 2 – б, д; 3 – б, д. VIII. Итог урока – Сделайте основные выводы по теме сегодняшнего урока. Заполните таблицу примерами устно: распределите словосочетания по группам. Именные Глагольные Освещала комнату, безболезненный укол, Кощей Бессмертный, отдавал много сил, сдружился с девочкой, бесценный дар, бесчестный поступок, хороший рассказчик, безвкусно одетый, сшибли с ног, воскликнул артист, иззябнуть на ветру, расшифруешь запись. ^ Цели урока: Познакомить учащихся с одной и двумя буквами н в суффиксах прилагательных. Научить правильно писать прилагательные с одной и двумя буквами н. Рассуждать, устно и письменно объяснять условия выбора одной и двух букв н в суффиксах прилагательных. Ход урока 1. Организационный момент. 2. Мы продолжаем знакомиться с суффиксальным способом образования слов. Образуйте прилагательные от существительных: сон, станция, солома, утка, песок, нефть, выделите словообразовательные суффиксы. Как вы думаете, почему в одних прилагательных пишется одна буква н, а в других - две н? (Ребята пытаются вывести правило написания н-нн в суффиксах прилагательных.) 2 слайд (по щелчку). 3. Затем предлагаю ребятам познакомиться с алгоритмом. Главное в работе над алгоритмом – убедить учащихся набраться терпения и ничего не пропускать, приучаться к последовательности действий. Учащиеся записывают в тетрадях по ходу объяснения, в каких суффиксах пишется н-нн. 3 слайд (по щелчку). 4. Ребята, мы с вами рассмотрели правописание н-нн в суффиксах полных прилагательных. А сколько же н пишется в суффиксах кратких прилагательных? Учащиеся узнают, что краткая форма как полная: ценная вещь – ценна, ветреная погода –ветрена. Обращаю внимание ребят на правописание слов ветреная – ветряная. Правописание этих слов зависит от значения. Попутно знакомлю и с другими такими словами: масляный – масленый, соляной – солёный. Выполняем упражнение 319 по учебнику на странице 128. Определите, какие гласные в суффиксах нужно писать в следующих случаях: ветр..ная (погода), ветр..ные (дни), ветр…ное (утро), ветр..ная (особа), ветр..ный (юноша), ветр..ная (мельница), ветр..ной (двигатель). 4 слайд (по щелчку). 5. Знакомство с орфограммой № 38 по учебнику стр. 127. 6. Правописание следующих слов нужно запомнить: зелёный, синий, багряный, пряный, свиной, юный, бараний, фазаний, румяный, тюлений, павлиний. В них буква н входит в состав корня, поэтому в словах пишется одно н. (Учащиеся записывают эти слова в тетрадь.) 5 слайд (по щелчку). 7. Предложенные слова из упражнения 321 выписать в два столбика с одной н и с двумя н в суффиксах прилагательных. Революционный, орлиный, восторженный, овсяный, шерстяной, обеденный, оловянный, кожаный, деревянный, звериный, торфяной, экскурсионный, письменный, стеклянный, авиационный, песчаный, костяной, обыкновенный. Объяснить написание пропущенных букв, пользуясь алгоритмом. 6 слайд (по щелчку). 8. Объясните написание пропущенных букв. (Записываем только слова, в которых пропущены буквы.) 7 слайд (по щелчку). 9. Последний этап урока – закрепление. Предлагаю ребятам тест «Проверь себя» - контрольно-тренировочное задание в письменной форме, которое характеризуется быстротой процедуры выполнения и точностью оценки результата и позволяет выявить уровень усвоения правил. На этом этапе урока учащиеся действуют самостоятельно. Самостоятельная работа на этапе первичного закрепления проверяется сразу после её выполнения. Самым эффективным приёмом, на мой взгляд, является самопроверка или взаимопроверка по предлагаемому ответу к тесту. Такая работа способствует развитию орфографической зоркости, позволяющей видеть, как написано слово. После проверки учащиеся, допустив ошибки, объясняют алгоритм орфографических действий с этим словом. Разберись по алгоритму в написании слов, в которых допущены ошибки. Чугунная решётка, ветреный день, багряные закаты, гусиные лапки, машинное отделение, болезненное чувство, диковинное происшествие, старинные часы, юное лицо, ледяная гора, холстинной мешок, петушиные бои, жестяная коробочка, жизненная драма, величественная колонна, лебединая песня. Поставь себе оценку: «5» - за 16 правильных ответов, «4» - за 13-15, «3» - за 9-12, «2» - за 6-8. 8 слайд (по щелчку). 10. Подведение итогов. 11. Домашнее задание: параграф 56, упр. 320. К данным существительным подберите однокоренные прилагательные с суффиксами –н-, -ан-(-ян-) или –енн ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() ![]() Цели: совершенствование орфографических навыков в написании слов с приставками пре- и при-. развитие навыков работы с алгоритмом, опорными сигналами. развитие интеллектуальной сферы, развитие речи, памяти. I. Словарная работа. Тренировочное упражнение – проверка памяти. Один учащийся отвечает у доски, проверяют все. Орфографическое чтение. Прийти', преобразова'ть, преврати'ть, преодоле'ть, приобрести', привыкать, причина, прилежный, прия'тный, препятствие, привычка, презирать. II. Развитие речи. Рассыпанные слова. Составить предложение из слов трудно, привычки, плохие, расстаться, легко, приобрести. Приобрести плохие привычки легко – расстаться трудно. III. Повторение правила. Лингвистическая сказка (читают два учащихся): Жили-были две приставки. Одна пре-, другая при-. Приставка пре- очень добрая, очень гордая, очень серьезная. Пре- дружила с прилагательными и играла с ними в новые слова: очень добрая – предобрая, очень гордая – прегордая. Приставка пре- дочь приставки пере-, она очень похожа на мать. Только одну букву она не взяла от своей матери, букву е. Благодаря сходству в значении она может заменять пере- в глаголах: перегородить – преградить, переступить – преступить. Вывод: По смыслу ПРЕ = очень = ПЕРЕ Приставка при- – хорошо воспитанная барышня. Покажите разницу в выполнении действий. Не топнет, а притопнет, Не сядет, а присядет, Не откроет, а приоткроет. Вывод: (покажите жестом с помощью ладоней) Она все делает “ чуть-чуть” – неполное действие. У нее есть такие значения: “друг к другу” – присоединение, “близко” – приближение, “около” – близость. Значений приставок много – шесть. Часто ошибаются в написании слов с этими приставками. Поэтому воспользуемся алгоритмом. IV. Алгоритм. Чтение алгоритма (ранее работали уже с ним): V. Записать словосочетания, выделить приставку, объяснить ее написание. Преинтересный рассказ, приостановить движение, прерывать изложение, придорожный цветок, пришкольный участок, приподнять стол, приземлиться неудачно, претерпевать изменения. VI. Разминка. Отдохнем. Веселые стихи. На слух определить слово с приставкой, записать, проговаривая, объяснить (смотри алгоритм).1. Грач качался в гамаке, Гуси – в волнах на реке. Мимо голуби летели И на веточку присели. Веточка качается – Неплохо получается. 2. Грустный клоун – Бегемот Грустным голосом Поет. Песню грустную – Прегрустную: – Я люблю лягушку вкусную. 3. В лес дремучий я пойду, Зайца серого найду. Принесу его домой – Будет этот зайка мой. 4. Приходили к мухе блошки Приносили ей сапожки. А сапожки не простые В них застежки золотые. VII. Самостоятельная работа. Вставить пропущенные буквы, записать, проверить, открыв последнюю строчку. Если ты в пришкольный сад Прибежал прикрыть салат, Или дерево привить, Иль теплицу приоткрыть, Знай, что здесь приставка ПРИ Ее значенье повтори. VIII. Обобщение. Работа с карточкой Е-И. (Кто ошибается, обращается к алгоритму).Карточка Е-И Привинтить, прибить, приморский, предлинный, престарелый, преувеличить, примчатся, прикасаться, преградить, преобразить, пригородный. Карточка Е-И Пр…винтить, пр…бить, пр…морский, пр…длинный, пр…старелый, пр…увеличить, пр…мчатся, пр..касаться, пр…градить, пр…образить, пр…городный. IX. Домашнее задание. Цель урока: познакомить учащихся с условиями выбора букв о и е в суффиксах имён прилагательных после шипящих; научить учащихся сопоставлять правила правописания букв о, ё и е после шипящих и ц в различных частях слова разных частей речи; сформировать и закрепить навык выбора букв; вырабатывать у учащихся навык работы с интерактивной доской. Ход урока I. Организационный момент. II. Повторение предыдущего материала. Орфографическая диктовка. (Работа выполняется по цепочке с одновременным объяснением написания; параллельно запускается презентация на интерактивной доске в режиме Office, слайд № 1.)(Не)извес(?)ная величина; (не)правда; совсем (не)весёлое настроение; (не)нас(?)ный день; (не)большая, а интересная книга; (не)широкая, но красивая река; этаж..м; беч..вка; врач..м; грач..нок; полотенц..м. Учитель. Какое правило было использовано при написании последних слов? Ученики. Правило о правописании гласных букв о, ё и е после шипящих и ц в суффиксах и окончаниях имён существительных и суффиксах прилагательных. III. Изучение нового материала. Учитель. Перед вами на слайде слова, при написании которых вам надо будет использовать ранее полученные знания (Слайд № 2 заполняется на интерактивной доске.) Вставить пропущенные буквы, обозначая орфограммы.Туч..й, пирож..к, книж..нка, реч..нка, ландыш..м, огурц..в, улиц..й, чертеж..м, ключ..м, птиц..й, камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. Учитель. Как вы думаете, почему последние слова выделены другим цветом? Ученики. Это имена прилагательные. Учитель. Как вы считаете, какие буквы нужно вставлять на месте пропусков? (Ученики дают разные ответы, но близкие к правильному.) Учитель. Правило о написании гласных о – е после шипящих и ц в суффиксах имён прилагательных мы с вами будем изучать сегодня. (Слайд № 3.) Тема урока Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных. Учитель. Вернёмся к тем словам, пропущенные буквы в которых вы ещё не вставили. Вспомните, какие условия мы соблюдаем, чтобы правильно записать гласные после шипящих в именах существительных? (Слайд № 4 заполняется на интерактивной доске.)Камыш..вый, плюш..вый, грош..вый, беж..вый. Ученики. Ставим ударение и выделяем морфемы. Учитель. Давайте применим данные требования к нашим словам. Что вы заметили после постановки ударения и выделения морфем? Ученики. Они падают на разные морфемы. Учитель. Попробуем сформулировать правило написания гласных после шипящих в суффиксах имён прилагательных. (Дети формулируют.) IV. Работа с учебником. Учитель. Проверьте себя. Открываем учебники на стр. 131 (авторы М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская и др.) Учитель. Теперь давайте сравним объяснение в учебнике с нашей записью. Учитель. Выполните упражнение № 314. Запишите слова в две колонки, обозначая условия выбора орфограмм. (Слайд № 5.) V. Закрепление материала. 1. Выборочный диктант. Распределите слова в колонки таблицы. (Слайд № 6 заполняется учениками на интерактивной доске.) Гласные о и е после шипящих и ц корень суффикс окончание Задачей, пейзажем, шелк, ситцевый, образцовый, причёска, шалашом, плющом, чащей, стражей, ландышем, грачом, рубашонка, одежонка, девчонка, в свежем, дворцовый, ежовый, речонка, жёлтый. 2. Работа с текстом. На экране слайд № 7 с текстом упражнения. В раннее весеннее утро ребята во главе со стажёром провели в старом саду борьбу с листожором на грушевых и алычовых деревьях. В камышовом шалаше ребят ждёт сторож. На голове у него шапчонка. Из-под пиджака выглядывает холщовая рубашонка, на шее кумачовый платок. Сторож показывает ребятам самодельные щётки и трещотки, затем угощает всех спелым крыжовником. А ребята предлагают ему шоколадки. (Из кн.: Д.Розенталь, И.Голуб. Русский язык. М.: Айрис, 1999.) Учитель. Найдите и выпишите из текста слова, с правилами написания которых мы сегодня работали. (Слайд № 8 демонстрируется после выполнения учениками задания. Они сверяются с записью на интерактивной доске, делая обозначения.) VI. Подведение итогов и выставление оценок за работу на уроке. Учитель. Чему сегодня научились на уроке? Что помогало? (Слайд № 9) Подведение итогов Учились писать буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах имен прилагательных. Помогла постановка ударения. ^
Оборудование: авторский цифровой ресурс в виде слайдовой презентации Приложение1, компьютер, медиапроектор, карточки с заданиями, ордена эрудитов. ^
Задание №1. Композиция романа.Вопрос эрудитам:
Команды работают с карточкой №1. ![]() Проверьте себя. Слайд 2 ^ Вопрос эрудитам: Назовите художников, которые иллюстрировали роман (Д.Шмаринов, Б.Кустодиев, Б.Косульнико, Е.Лансере, А.Пахомов, Б.Бойма ) – по 1 баллу за фамилию Назовите эпизоды из романа, которым соответствуют представленные иллюстрации:
![]() Проверьте себя. Слайд 9 Задание №9. Дворянские усадьбы
Вопрос эрудитам: Кто автор оперы «Дубровский»? (Э.Ф.Направник) Вопросы командам:
Задание №12. Творческие задания
Подведение итогов игры, определение команды–победителя и самого эрудированного игрока. |
![]() | «Сказка ложь, да в ней намек! Добрым молодцам урок» Настоящее Положение определяет цели и задачи фестиваля среди воспитанников доу сортавальского муниципального района | ![]() | Задание 1 Притчи- это вековая мудрость народов всего мира. Зло и добро, мир и война, любовь и ненависть, глупость и мудрость, лень и трудолюбие.... |
![]() | Сказка ложь, да в ней намек, добрым молодцам урок Мишаня, озорной и подвижный мальчуган. Жили не тужили: все дела у них ладились, нужды они не видели, беда их не настигала. Мать с... | ![]() | Сценарий классного часа «Сказка ложь, да в ней намек…» Максимальное использование игровых, занимательных, активных форм работы при изучении курса благоприятные, естественные условия для... |
![]() | Сказка ложь, узнайте правду в контексте фольклорной традиции Цикл ольги громыко «сказка – ложь, узнайте правду» в контексте фольклорной традиции | ![]() | Урока: Корней Чуковский «Муха цокотуха» Тип урока- урок общеметодологической направленности. Цели: Деятельностная Формировать представления о понятиях «авторская сказка», «сказка в стихотворной форме» |
![]() | Урок по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке». (урок-игра) Цели: Обобщить знания по сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» Закрепить знания по сказке великого русского писателя; формировать умение определять главную мысль произведения | ![]() | С добрым утром! – с добрым утром, глазки! (поглаживают веки глаз) – Вы проснулись? (смотрим в бинокль) – с добрым утром, ручки! (поглаживаем) – Вы проснулись? (хлопаем) – с добрым утром, ножки! |
![]() | Сказка о курочке (рябе): Курочка- татарушка снесла яичко (Коран- ключ)… разбилось. Дед плачет (Иудаизм). Бабка плачет (Римская Церковь). Поп порвал книги (ложь «христианства» Сказка о курочке (рябе): Курочка- татарушка снесла яичко (Коран- ключ)… разбилось. Дед плачет (Иудаизм). Бабка плачет (Римская Церковь).... | ![]() | Урок сказка «Теремок» Цели: актуализировать ранее изученный материал; способствовать развитию логического мышления, математической речи, внимания; совершенствовать... |