Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы icon

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы



НазваниеПсихолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы
Дата конвертации03.06.2013
Размер48.81 Kb.
ТипДокументы

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения

на уроках русского языка и литературы


Подготовила: Жесткова Елена Александровна


Здоровьесберегающие технологии – это система мер по охране и укреплению здоровья учащихся, учитывающая важнейшие характеристики образовательной среды и условия жизни ребенка, воздействующие на здоровье. Здоровье подрастающего человека – это главная проблема современной школы и не только социальная, но и нравственная.

Основной формой организации учебной работы был и остаётся урок, на котором должно использоваться всё умение учителя и другие резервы по решению данной проблемы. Каждый новый урок – это ступенька в знаниях и развитии ученика, новый вклад в формирование его умственной и моральной культуры, поэтому важно конструирование и осуществление каждого урока.

Современные психолого-педагогические здоровьесберегающие технологии

на уроках русского языка и литературы.


Снятие эмоционального напряжения

Использование игровых технологий, оригинальных заданий, введение в урок исторических экскурсов и отступлений позволяют снять эмоциональное напряжение. Этот прием также позволяет решить одновременно несколько различных задач: обеспечить психологическую разгрузку учащихся, дать им сведения развивающего и воспитательного плана, показать практическую значимость изучаемой темы, побудить к активизации самостоятельной познавательной деятельности и т.п. Вызывают неизменный интерес у школьников нетрадиционные уроки повторения, обобщения, одновременно снимая у них элементы стресса и напряжения.

Формы снятия эмоционального напряжения:

1. Музыкальное вступление.

2. Песенное начало.

^ Создание благоприятного психологического климата на уроке

Пожалуй, одним из важнейших аспектов является именно психологический комфорт школьников во время урока. С одной стороны, таким образом, решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой стороны, появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка.

Доброжелательная обстановка на уроке, спокойная беседа, внимание к каждому высказыванию, позитивная реакция учителя на желание ученика выразить свою точку зрения, тактичное исправление допущенных ошибок, поощрение к самостоятельной мыслительной деятельности, уместный юмор – вот далеко не весь арсенал, которым может располагать педагог, стремящийся к раскрытию способностей каждого ребенка.

Учащиеся должны входить в класс не со страхом получить плохую оценку или замечание, а с желанием продолжить беседу, продемонстрировать свои знания, получить новую информацию. В процессе такого урока не возникает эмоциональный дискомфорт даже в том случае, когда ученик с чем-то не справился, что-то не смог выполнить. Более того, отсутствие страха и напряжение помогает каждому освободиться внутренне от нежелательных психологических барьеров, смелее высказываться, выражать свою точку зрения.

Следует заметить, что в обстановке психологического комфорта и эмоциональной приподнятости работоспособность класса заметно повышается, что, в конечном итоге, приводит и к более качественному усвоению знаний, и, как следствие, к более высоким результатам.

Важная составная часть здоровьесберегающей работы педагога – это рациональная организация урока. Показателем рациональной организации учебного процесса являются:

  1. Объем учебной нагрузки – количество уроков и их продолжительность, включая затраты времени на выполнение домашних заданий;

  2. Нагрузка от дополнительных занятий в школе;

  3. Занятия активно-двигательного характера: динамические паузы, уроки физической культуры, спортивные мероприятия и т.п.

От соблюдения гигиенических и психолого-педагогических условий проведения урока в основном и зависит функциональное состояние школьников в процессе учебной деятельности. Для повышения умственной работоспособности детей, предупреждения преждевременного наступления утомления и снятия у них мышечного статического напряжения необходимо проводить физкультминутки и другие оздоровительные моменты на уроке, проводить эмоциональную разрядку, строго следить за соблюдением учащимися правильной осанки, позы, за ее соответствием виду работы и чередованием в течение урока. Обязательное условие эффективного проведения физкультминуток – положительный эмоциональный фон. Выполнение упражнений со скучающим видом, нехотя, как бы делая одолжение учителю, желаемого результата не даст, скорее, наоборот.

^ Здоровьесберегающее обучение.

Направлено на обеспечение психического здоровья учащихся.

Достигается через:

  • учет особенностей класса (изучение и понимание человека);

  • учет периодов работоспособности детей на уроке (период   «врабатываемости», период высокой   продуктивности, период снижения продуктивности с признаками утомления);

  • учет возрастных и физиологических особенностей ребенка на занятиях (разных видов деятельности на уроках, их продуктивность);

  • наличие эмоциональных разрядок на уроках;

  • создание благоприятного психологического фона на уроке;

  • использование приемов, способствующих появлению и сохранения интереса к учебному материалу;

  • наличие в содержательной части урока вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация, прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как к ценности;

  • создание условий для самовыражения учащихся; инициацию разнообразных видов деятельности; предупреждение гиподинамии.

Приводит к предотвращению усталости и утомляемости; повышению мотивации к учебной деятельности; прирост учебных достижений.

На уроках русского языка возможно использование для лингвистического анализа, в качестве контрольных, самостоятельных работ текстов, пропагандирующих спорт, разные его виды, туризм.

При изучении числительных можно использовать тексты, рассказывающие детям об истории Олимпийских игр, завоёванных нашими спортсменами в разные периоды медалях.

На уроках литературы необходимо читать произведения о животных, родном крае и говорим об их сохранении.

Внедрение в обучение здоровьесберегающей технологии ведет к снижению показателей заболеваемости детей, улучшению психологического климата в коллективах. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным обеспечить наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности каждого ребенка, а, следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Здоровьесберегающие технологии не могут быть вырваны из общей системы образования, они способствуют грамотному и рациональному использованию других приемов и средств обучения, развития и воспитания. Основой современной педагогики является не только стремление к максимальному развитию творческих и познавательных способностей каждого отдельного индивидуума, но и забота о воспитании физически и нравственно здорового поколения граждан.



Похожие:

Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconПрограмма творческого развития учителя русского языка и литературы Журавлёвой Натальи Николаевны
Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconУрок русского языка. 7 класс. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская Светлана Фёдоровна
Данный урок позволяет представить опыт использования приёмов технологии критического мышления (кластера и синквейна) на уроках русского...
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconМо учителей русского языка и литературы. Руководитель мо: Шевченко О. Н. Методическая тема мо : «Изучение средств выразительности на уроках русского языка и литературы» Задачи
Информировать преподавателей о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconЧернова Татьяна Петровна моу «Шаховская сош», учитель русского языка и литературы Секция Система здоровьесбережения подростков и старшеклассников статья
Статья «Создание условий для укрепления физического и нравственно-психологического здоровья школьников на урока русского языка»
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconМетод проектов на уроках русского языка и литературы Крупко А. И., учитель русского языка и литературы, гимназия №6 г. Мурманска в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Использование метода проектов один из наиболее адекватных способов решения этих задач
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconЕдинственный путь, ведущий к знанию, -деятельность. Бернард Шоу
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы с использованием технологии
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconИспользование компьютера на уроках русского языка
Из опыта работы учителя русского языка и литературы моу межозёрной сош журавлёвой Натальи Николаевны
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconКомпетентностный подход на уроках русского языка и литературы Мастер – класс подготовила учитель русского языка и литературы моу сош
Мастер класс подготовила учитель русского языка и литературы моу «сош с. Ездочное» Сигарёва О. И
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...
Психолого-педагогические технологии здоровьесбережения на уроках русского языка и литературы iconДенега С. В. учитель русского языка и литературы школы-интерната IV вида г. Владимира формирование ууд на уроках русского языка и литературы в школе III и IV вида
«Профессия учителя не терпит шаблона, отставания от требования времени. Новый человек может быть воспитан только новым человеком....
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы