Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) icon

Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная)



НазваниеПостановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная)
Дата конвертации03.06.2013
Размер167.74 Kb.
ТипДокументы

ПОСТАНОВКА УДАРЕНИЯ (ОРФОЭПИЧЕСКИЕ НОРМЫ)

(ударная буква - заглавная)



алфавИт

агЕнт


баловАть, балУю, балУясь

бензопровОд

былА

берестА


вЕтреный человек

ветрянАя мельница

ворОта

вЫздоровеешь

взЯт, но взятА

вы прАвы, но она правА


газопровОд

грущу по вас


далА, но дАли

две пары сапог

двое ботинок

добрЫ

у доскИ, но на дОску

досУг

добЫча

договорЁнность

двИжимый

добелА

дО смерти

дОсуха

дОсыта

диалОг

докумЕнт


звонИть, звонИшь, звонИт


инженЕры

изобретЕние

инструмЕнт

искрИться

истомленА, истомленЫ

без инструктАжа


каучУк

квартАл

киломЕтр

копИровать

красИвее

крУжево, но кружевА

кУхонный

каталОг

к дЕньгам

кладовАя


лежАть, лежИт, но лЯг, лЯгте


магазИн

мЕльком


нАчал, но началА

начАвший

нАчатый

намЕрение

нефтепровОд

переводнОй, но перевОдный

нанесЁн, но нанесенА


облегчИть


планЁр

повторИт

положИл, но полОжишь

понЯл, но понялА

портфЕль

платО

премировАть

прИбыл, но прибылА

путепровОд

переведЁн, но переведенА

пО двое, пО трое

поднЯвший

пОднятый

подОлгу

понЯвший

пОнятый

прибЫвший

привезенА

повтОренный, но повторенА


развитОй язык

рАзвитый ребёнок

расположИть, но располОжишь

руководИть

резЕрв

ржАвея

раскаленА, раскаленЫ

родИлся, но родилАсь


сантимЕтр

свЁкла

сИлос

сОздал, но создалА

столЯр

скучает по вас

срЕдствами

сОздан, но созданА

сОслепа (сОслепу)


тОрты

тоскуешь по нас


углубИть, углубИт

упростИть, упростИт

украИнский

увЯдший


фарфОр

формировАть


хлОпок


цемЕнт


чЕрпая


шофЁры


щавЕль


языкОвая колбаса

языковАя ситуация



^ ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ СЛОВ


У некоторых слов на ряду с прямым значением есть ещё и переносное. Перенос названия происходит, если у предметов есть какое-либо сходство. Всмотритесь в словосочетания: железные гвозди – гвозди, сделанные из железа (прямое значение); железное здоровье - крепкое, нельзя сказать «здоровье, сделанное из железа» (переносное значение); потерянный взгляд - неуверенный, нельзя сказать «взгляд, который потеряли».

Нередко действия людей приписываются неживым предметам (олицетворение), в этом случае значение слова переносное: ветер уснул.


^ СЛОВООБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ЦЕПЬ


Словообразовательная цепочка - это ряд однокоренных слов, последовательно образованных друг от друга: свет светить осветить освещение.


^ ИМЯ ЧИСЛИТЕЛЬНОЕ


Имя числительное – часть речи, которая обозначает количество предметов, число, а также порядок при счёте: три, одиннадцать, третий, сорок пятый, двое, трое, три седьмых и др.

Числовое значение могут иметь и другие части речи. Как отличить их от числительного? Числительное можно записать словами и цифрами, а другие части речи – только словами.

^ Числительные Не числительные

Первый пятилений (от пять лет) – прилагательное;

Семеро пятак (что?) – сущ.

двое двухсменный (от две смены) – прилаг.

оба двухсотка (что?) – сущ.

трём четвёрка (оценка) - (что?), сущ.

пятеро

пятьдесят

тремя

шестеро

^ СКЛОНЕНИЕ ЧИСЛИТЕЛЬНЫХ

У сложных числительных (состоящих из двух корней) склоняются обе части:

И.п. (кто? что?) девятьсот рублей

Р.п. (кого? Чего?) девятисот рублей

Д..п (кому? Чему?) девятистам рублям

В.п (кого? Что?) девятьсот рублей

Т.п. (кем? Чем?) девятьюстами рублями

П.п (о ком? О чём?) о девятистах рублях

^ ЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ, ОГРАНИЧЕННЫЕ В СКЛОНЕНИИ:

И.п.

В.п

Сорок


Девяносто

Сто

Полтораста

Р.п

Д.п

Т.п

П.п.

сорока

Девяноста

Ста

Полутораста

Собирательные числительные ОБА, ОБЕ в мужском и среднем роде имеет основу ОБА-, в женском роде ОБЕ-: обоих мальчиков, обеих девочек.


^ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ И НАРЕЧИЯ


Форма кратких прилагательных подчас совпадает с наречиями, так же как и формы сравнительных степеней наречий и прилагательных. Как их отличить?

Во-первых, прилагательные являются сказуемыми и отвечают на вопрос КАКОВ?, а наречия – обстоятельствами и отвечают на вопрос КАК?

Во-вторых, при наречии есть глагол, а при прилагательном нет, так как оно само выполняет функцию сказуемого.

Примеры:

Мой брат (каков?) выше меня. (в предложении нет глагола, перед нами прилагательное в сравнительной степени).

Мой брат через планку прыгает (как?) выше меня ( в предложении есть глагол, от которого задаём вопрос, перед нами наречие в сравнительной степени).

Зимнее солнце (каково?) неласково (в предложении нет глагола, перед нами краткое прилагательное).

Неласково (как?) встретил лес ребятишек ( в предложении есть глагол, от которого задаём вопрос, перед нами наречие).


^ ПРАВОПИСАНИЕ НАРЕЧИЙ


1.Дефис в наречиях пишется:

- после приставок ПО-, В-, ВО-, если в слове есть суффиксы –ОМУ, -ЕМУ, -ЫХ. –ИХ, -И: по-моему, по-новому, во-первых, в-третьих, по-французски;

- после приставки КОЕ-: кое-как;

- перед суффиксами –ТО, -ЛИБО, -НИБУДЬ: где-то, когда-нибудь, где-либо;

- в сложных наречиях, образованных с помощью однокоренных слов или повтором слов: волей-неволей, мало-помалу, точь-в-точь. НО: БОК О БОК.

2.Буквы О и А на конце наречий.

В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква А, если эти наречия образованы от бесприставочных прилагательных: досуха (от СУХОЙ – без приставки).

В наречиях с приставками ИЗ-, ДО-, С- на конце пишется буква О, если эти наречия образованы от прилагательных, в которых уже были приставки: досрочно (от досрочный – с приставкой).

В остальных случаях на конце пишется О: неожиданно, безвольно.

ОМОНИМИЯ НАРЕЧИЙ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ. Задайте вопрос и посмотрите, является то слово, написание которого вам нужно определить, главным или зависимым. Если зависимым, пере вами наречие; если главным для другого слова, перед вами существительное с предлогом.

Подоспеть (как?) вовремя – наречие

Во время (чего) выступления – существительное с предлогом

Замучил (как?) вконец – наречие

В конец (чего) коридора – сущ. с предлогом


^ КЛАССИФИКАЦИЯ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ.


1.По цели высказывания:

- повествовательные (сообщается о чём-либо),

- побудительные (побуждение к действию),

- вопросительные (содержится вопрос).

2. По эмоциональной окраске:

- восклицательные (в конце есть восклицательный знак),

-невосклицательные (нет !).

3.По количеству грамматических основ:

-простые (одна грамматическая основа, одна мысль),

- сложные (несколько грамматических основ, несколько мыслей).

4. По строению грамматической основы:

а) односоставные (либо только подлежащее, либо только сказуемое):

- назывные (главный член – подлежащее: ЗИМА. ВЕЧЕР.),

- определенно-личные (главный член – сказуемое, можно подставить местоимения Я, ТЫ, МЫ, ВЫ: Иду на бал. – Я иду на бал; Пишите письмо. – Вы пишите письмо; Танцуем танго. – Мы танцуем танго; придёшь завтра. – Ты придёшь завтра);

- неопределённо-личные (главный член – сказуемое, можно подставить местоимение ОНИ: увидели магазин. – Они увидели магазин; Построены зимой. – Они построены зимой.);

- безличные (главный член – сказуемое, нельзя подставить местоимение, чаще всего выражают состояние природы, животных, человека: Холодно. Светает. Потеплело. Надо писать.);

- обобщённо-личные (главный член – сказуемое, пословицы и поговорки: Что посеешь, то и пожнёшь).

б) двусоставные (есть и подлежащее, и сказуемое).

5.По наличию второстепенных членов:

- распространённые (есть хотя бы один второстепенный член);

- нераспространённые (нет второстепенных членов).

6 По наличию осложняющих членов:

- осложнённые (есть осложняющие члены: однородные члены предложения; обращения; вводные слова; прямая речь; обособленные определения, выраженные причастными оборотами; обособленные обстоятельства, выраженные деепричастными оборотами и одиночными деепричастиями).


^ ПРЯМАЯ РЕЧЬ И КОСВЕННАЯ РЕЧЬ


Прямая речь – это слова какого-либо лица, передаваемые от его имени. Прямая речь сопровождается словами автора.

Возможные схемы:

А: «П.» А: «П!» А: «П?»

Одна из слушательниц задала вопрос: «А не могли бы вы пояснить, что хотели сказать этим произведением?»

«П», - а. «П!» - а. «П?» - а.

«Мы ещё об этом поговорим», - отвечал генерал.

«П, - а. - П» «П! – а. – П.» «П? – а. - П»

«Василиса Егоровна – прехрабрая дама, - важно заметил Швабрин. – Иван Кузмич может это подтвердить».

Косвенная речь – это речь, какого-либо лица, сообщаемая от лица того, кто её передаёт: Швабрин сказал, что Василиса Егоровна – прехрабрая дама.


^ ПРАВОПИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ





1 склонение ( ж.р. и м.р. с окончанием –А, -Я )

2 склонение (ср.р с окончанием –О, -Е; м.р с нулевым окончанием)

3 склонение (ж.р. с нулевым окончанием)

На –ИЯ, -ИЕ, - ИЙ

Р.п.

И дачи, берёзы

Только Е

О враче , в посёлке

Только И

К дочери, к мыши

Только И

Станции, планетарии, сиянии

Д.п

Е даче, берёзе

П.п

Е о даче, о берёзе



^ ПРАВОПИСАНИЕ Е, Ё и О ПОСЛЕ ШИПЯЩИХ


В корне под ударением

В окончании

В суффиксе

В причастиях

Запомни!

Ё

Чёрт - чертёнок, жёлудь - желудёвый

Искл: шомпол, шорох, шоколад, шов, капюшон, крыжовник

Под ударением – О:

Молодцо/м

Без ударения – Е:

Полоте/нцем

Под ударением – О:

Холщо/вый

Без ударения - Е:

Гля/нцевый


Только Ё:

Завершённый

Ожёг (что сделал?) руку

НО

Ожог (что?) лица


^ ЧЕРЕДУЮЩИЕСЯ ГЛАСНЫЕ В КОРНЕ


Корни

Основные условия выбора

Примеры

Исключения

 

^ 1. Основное условие выбора - конечные согласные корня

 

 

-лаг- — -лож-

В безударном положении пишется а, если корень оканчивается на -г-; пишется о, если корень оканчивается на -ж-

полагать -положить

полог

-рос- — -раст-

(-ращ-)

В безударном положении перед -с- пишется о, перед -ст- и -щ- пишется а

Вырос -  растение -выращу

отрасль, росток, ростовщик,

Ростов, Ростислав

-скак- — -скоч-

В безударном положении перед –к- пишется а, перед -ч - -о

скакать -проскочить

скачок, скачу, скачи

 

^ II. Основное условие выбора гласных в корне -наличие суффикса -а- после корня

 

 

-кос- — -кас-

В безударном положении в корне пишется а, если после корня следует суффикс  -; если нет суффикса -а-, пишется о

касаться - коснуться (нет а)

 

-бир- - -бер-

-пир- - -пер-

-дир- - -дер-

-тир- - -тер-

-мир- - -мер-

-блист- - -блест-

-стил- - -стел-

-жиг- - -жег-

-чит- - -чет-

В безударном положении в корне пишется и, если после корня следует суффикс

-а-; пишется е, если нет суффикса -а-

собирать - соберу (нет -ж-), запирать - запер (нет -а-), вычитать -вычет (нет -а-)

сочетать,

сочетание,

чета

-ним- - -ня-

-мин- - -мя-

-клин- - -кля-

-пин- - -пя-

-жим- - -жа-

-жин- - -жа-

-чин- - -ча-

 В безударном   положении пишется и, если после   корня   следует суффикс

-а-

занимать -занять, сминать -смять,

проклинать -проклясть, распинать -распять, сжимать -сжать, начинать -начать

 





^ ПРАВОИСАНИЕ ОКОНЧАНИЙ ГЛАГОЛОВ




Мн.число ут, ют ат,ят


ФУНКЦИИ СОЮЗОВ В ПРЕДЛОЖЕНИИ


Союзы не являются членом предложения, однако служат для связи однородных членов предложения и частей сложного предложения.

Союзы делятся на сочинительные и подчинительные.

Сочинительные союзы связывают однородные члены и части сложносочинённого предложения, делятся на три группы:

- соединительные: и, да (=и), не только…но и, как…так и;

- противительные: а, но, да (=но), однако же, зато;

- разделительные: или, либо, то-то, не то – не то.

Подчинительные союзы соединяют части сложноподчинённого предложения, могут нести значение:

- причины: потому что, оттого что, так как, ввиду того что, благоларя тому что, вследствие того что, в связи с тем что;

- цели: чтобы, для того чтобы, с тем чтобы;

- времени: когда, едва, лишь, лишь только, пока;

- условия: если, если бы, раз, ли, как скоро;

- сравнения: как, будто, словно, как будто, точно;

- пояснения: что, чтобы, как.

Союзы, состоящие из одного слова, называют простыми; состоящие из нескольких слов - составными.

ВНИМАНИЕ! Нужно быть внимательным при постановке запятых при союзе И:

Для метода голландских художников определяющее значение имеет опыт непосредственного созерцания и реализации его в художественном образе (союз соединяет однородные определения, запятая не нужна).

^ Пришла весна, и прилетели грачи (союз соединяет части сложносочинённого предложения, запятая нужна).

Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ пишутся слитно. Союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ можно заменить союзом И, союз ЧТОБЫ – союзом ДЛЯ ТОГО ЧТОБЫ.

Их следует отличать от сочетаний ТАК ЖЕ, ТО ЖЕ, ЧТО БЫ. В этих сочетаниях частицы ЖЕ, БЫ можно опустить или переставить.

Примеры:

По этому пути (пути (какому?) этому) давно не ездили, оттого что (= потому что) дорога поросла густой травою.

Мой друг так же, как и я (так, как и я), долго выбирал, что бы ему почитать (что ему почитать).

Пришлось отказаться от того (отказаться (от чего?) от того), что было задумано, так как деньги на счёт не поступили (не поступили (на что?) на счёт).

Чтобы (= для того чтобы) изучить поведение этих животных, биологам прищлось долго наблюдать за ними, зато (= но) результат наблюдался интересный.


^ РАЗРЯДЫ МЕСТОИМЕНИЙ


Личные

Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они; увидел (кого?) его; окликнул (кого?) их; спросил (кого?) её

Возвратное

себя

Вопросительные (в простых вопросительных предложениях)

Кто? Что? Какой? Чей? Сколько? Каков?

Относительные (на границе частей сложноподчинённого предложения)

Кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Неопределённые

Некто, нечто, некоторый, несколько, кое-кто, кое-что, кто-то, кто-нибудь, что-нибудь

Отрицательные

Никто, ничто, никакой, ничей, некого, нечего

Притяжательные

Мой, твой, свой, наш, ваш; (чей?) их карандаш, (чей?) его пиджак, (чья?) её машина

Указательные

Тот, этот, такой, таков, столько

Определительные

Весь, всякий, каждый, сам, самый, любой, иной, другой


^ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ СТИЛИ РЕЧИ


Стиль

Задача

Художественный

Нарисовать картину словами

Публицистический

Поставить проблему и выразить своё отношение к ней

Научный

Сообщить научные сведения, факты

Разговорный

Неофициальное общение

Официально-деловой

Оформление документов


^ ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ ТИПЫ РЕЧИ


Тип

Задача

Повествование

Рассказ о событиях, много глаголов в тексте, можно найти завязку, кульминацию, развязку

Описание

Нарисовать картину чего-либо словами, много наречий и прилагательных в тексте

Рассуждение

Высказать своё мнение о какой-либо проблеме, доказать его с помощью примеров, аргументов


^ СПОСОБЫ ОБРАЗОВАНИЯ СЛОВ



Приставочный

потемнеть

Суффиксальный

Автозаводской, размышление

Приставочно-суффиксальный

Соединять

Бессуффиксный

Выход, полёт, побег, синь, явь

Сложение основ (с помощью соединительной гласной)

Ледокол, мореход

Сложение слов (нет соединительной гласной)

Ивангород, рыба-меч, вагон-ресторан

Переход из одной части речи в другую

Школьная столовая из столовая комната



^ ПРАВОПИСАНИЕ БУКВ Н и НН


Прилагательные

Причастия

Н

НН

Н

НН

В суффиксах –АН, -ЯН:

Песчаный

Искл: деревянный, стеклянный, оловянный

На стыке корня и суффикса: осенний, балконный

Нет приставки: кованый, жёваный, гружёный

Есть приставка: выкованный, прожёванный, разгруженный, выполненный

В суффиксе –ИН: львиный

В суффиксах –ОНН, -ЕНН: квалификационный, естественный, промышленный

Искл: ветреный

Но: безветренный

Нет зависимых слов:

Гружёная телега

Есть зависимые слова:

Гружённая яблоками телега







Есть суффиксы –ОВА, -ЕВА:

Маринованный

В кратких причастиях: выкован, выгружен, выполнен



ОПРЕДЕЛЕНИЕ


Определение может быть согласованным, выраженным прилагательным (берёзовый сок), местоимением (мой фонарь), причастием (отшлифованная доска), и несогласованным, выраженным существительным (девочка с косичками), наречием (яйцо всмятку), глаголом (привычка грызть ногти).


Правописание приставок

^ 1. Правописание согласных в приставках

2. Правописание гласных в приставках

1. В приставках с-, в-, об-, над-, под-, пред-, от- конечные согласные прис-тавок на письме сохраняются независи-мо от произношения:

сбить - спилить, влететь – вперед

ни зги, здание, здесь, здоровье

2. Приставки на з: раз-, воз-, вз-, из-, низ-, без-, чрез- - пишутся перед глас-ными и звонкими согласными:

безответственный, беззаботный

близсидящий, близстоящий

3. Приставки на с: рас-, вое-, вс-, ис-, нис-, бес-, чрес- — пишутся перед глухими согласными:

расстроиться, вспыхнуть

4. Иноязычные приставки дез- (диз-) пишутся перед гласной и ъ, дис- - перед согласным (звонким и глухим): дезорганизация, дизъюнкция, дисгармония

1. В безударных приставках о-, об-, от-, воз-, до-, по-, про-, под-, за-, на-, над-, пере-, пред- (кроме раз-) пишется та же

гласная, что и под ударением:

оберегать - опись

алогичный, аморфный (а=не),

прародина (пра=первоначальный),

паводок, пагубный

1. В приставках на согласный иногда появляется беглое о:

отрывать – оторвать

2. В приставках раз-, рас-, роз-, рос- о пишется под ударением, а - без ударения:

роспись – расписание

розыскной

Приставки при- и пре-

при-

пре-

Имеет значение:

1. Нахождения вблизи чего-то:

пригородный, приморье

Имеет значение:

1. Высокой степени действия, качества, близкой по значению к очень:

предобрый, премило







2. Присоединения, приближения, прибавле-

ния:

приклеить, пририсовать

3. Неполноты действия:

приоткрыть, притормозить

4. Доведения действия до конца:

приучить, прибить

5. Действия в чьих-то интересах (для себя

или кого-нибудь):

припрятать, приберечь

6. Сопутствующего действия:

присвистывать

2. Приставки пере-:

преградить (перегородить)

^ Словарные слова

прибор

приключение

приличный

примитивный

причина

неприятности

восприятие

присутствовать

привилегия

приватный

приоритет

предмет

преимущество

прельщать

знаки препинания

претить

не преминуть

прекословить

преамбула

президент

прерогатива

препарат

презумпция

^ III. Гласные ы - и после приставок

ы

и

После русских приста-

ок на согласный, а также

 

 

в следующей за первой

приставке:

сымпровизировать,

обыграть, но: поиграть

взимать

взимание

После приставок

меж-, сверх-:

межиздатель-

ский, сверхинте-

ресный

После ино-странных прис-

тавок на соглас- ный дез-, пан-, пост-, контр-, супер-, суб-, транс-:

дезинформация, контригра, пан- исламизм, пост- импрессионист

После трех-, четырех- и т.д. в сложно-

сокращенных словах: Главиздат, трехимпульсный


СПОСОБЫ СВЯЗИ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В ТЕКСТЕ


  1. Союзы

  2. Лексический повтор (повтор слов)

  3. Местоимения

  4. Однокоренные слова

  5. Синонимы, антонимы



Похожие:

Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconОрфоэпические нормы (постановка ударения)
Лексические нормы (употребление слова в соответствии с точным лексическим значением и требованием лексической сочетаемости)
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconОрфоэпия. Нормы ударения
...
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconУрок во 2-м классе (русский язык + окружающий мир) "Заглавная буква в именах собственных", учитель начальных классов Статья отнесена к разделу
Интегрированный урок во 2-м классе (русский язык + окружающий мир) "Заглавная буква в именах собственных"
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) icon2. Если вам встретятся вариативные ударения, отметьте это
Сколько удивительного порою узнаешь, читая лингвистические словари! Но, пожалуй, ни один другой словарь так не удивляет школьника,...
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconНормы ударения Колебание ударения у существительных
Существительные м р на –лог, называющие неодушевленные предметы, имеют ударение на последнем слоге (эпил`ог, катал`ог, некрол`ог,...
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconГрАжданство
В каком слове допущена ошибка в постановке ударения: неверно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук?
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconТесты орфоэпические нормы
Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова, запишите также правильный
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconТесты орфоэпические нормы
Укажите примеры с ошибкой в образовании формы слова, запишите также правильный
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconРусский язык егэ тематическая рабочая тетрадь учени класса школы Комментарии к каждой теме Тематические задания Задания в формате егэ ответы часть 1 нормы русского литературного языка орфоэпические нормы
Его и надо найти. Орфоэпический минимум поможет вам подготовиться к выполнению этого задания
Постановка ударения (орфоэпические нормы) (ударная буква заглавная) iconУрок №1 Тема Нормы русского ударения
Проверка способности нормативно употреблять наиболее трудные для произношения слова
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы