Тема Основные свойства живых организмов icon

Тема Основные свойства живых организмов



НазваниеТема Основные свойства живых организмов
Дата конвертации14.05.2013
Размер138.67 Kb.
ТипДокументы

СОДЕРЖАНИЕ

РАЗДЕЛ 1

Строение и свойства живых организмов

(26ч.)

Тема 1.1. Основные свойства живых организмов (2 часа)

Многообразие живых организмов. Основные свойства живых организмов: клеточное строение, сходный химический состав, обмен веществ и энергии, питание, дыхание, выделение, рост и развитие, раздражимость, движение, размножение.

Требования к ЗУН:

Называть признаки живых организмов, их значение.

Находить в тексте учебника и других источниках информации о признаках живых организмов.

Тема 1.2. ^ Химический состав клеток (3 часа)

Содержание химических элементов в клетке. Вода, другие неорганические вещества, их роль в жизнедеятельности клеток. Органические вещества:

белки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты, их роль в клетке.

• Лабораторная работа Определение состава семян пшеницы.

*Лабораторная работа Определение свойств белков жиров и углеводов.

^ Требования к ЗУН:

Различать неорганические и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

Называть органические вещества и органические вещества, их роль в жизнедеятельности клетки;

Находить в тексте информацию о химическом составе клетки.

^ Тема 1.3. Строение растительной и животной клеток

(2 часа)

Клетка — элементарная единица живого. Безъядерные и ядерные клетки. Строение и функции ядра, цитоплазмы и ее органоидов. Хромосомы, и значение. Гомологичные хромосомы.

^ Требования к ЗУН:

Называть признаки живых организмов- клеточное строение.

Распознавать и описывать на таблице основные части и органоиды клетки.

Доказывать, что клетка- элементарная единица живого.

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать клетки живых организмов.

Сравнивать клетки растений и животных и делать выводы на основе сравнения.

Лабораторная работа Строение клеток живых организмов.(на готовых препаратах)

Вирусынеклеточная форма жизни. Различия в строении растительной и животной клеток.

^ Тема 1.4. Деление клетки (2 часа)

Деление клеткиоснова роста и размножения организмов. Основные типы деления клеток. Митоз. Основные этапы митоза. Сущность мейоза, его биологическое значение.

Демонстрация микропрепаратов митоза, хромосомного набора человека, животных и растений.

Тема^ 1.5. Ткани растений и животных (3час)

Понятие «ткань». Клеточные элементы и межклеточное вещество. Типы тканей растений, их многообразие, значение, особенности строения. Типы тканей животных организмов, их строение и функции.

• Лабораторная работа Ткани растительных организмов.

• Лабораторная работа Ткани животных организмов.

^ Требования к ЗУН:

Давать определение понятию «ткань»;

Называть и различать типы и функции тканей растений и животных организмов;

Рассматривать на готовых микропрепаратах и описывать ткани живых организмов;

Находить в учебнике и других источниках информацию о строении и функциях тканей растений.

Сравнивать ткани растений и животных и делать выводы наа основе сравнения.


1 Курсивом в данной программе выделен материал, который подлежит изучению, но не включается в Требования к уровню подготовки выпускников.

^ Тема 1.6. Органы и системы органов (12 часов}

Понятие «орган». Органы цветкового растения. Внешнее строение и значение корня. Виды корней. Корневые системы. Видоизменения корней. Микроскопическое строение корня.

Строение и значение побега. Почка — зачаточный побег. Листовые и цветочные почки. Стебель как осевой орган побега. Передвижение побега. Передвижение веществ по стеблю. Лист. Строение и функции. Простые и сложные листья. Цветок, его значение и строение (околоцветник, тычинки, пестики). Соцветия. Плоды. Значение и разнообразие. Строение семян. Типы семян. Строение семян однодольного и двудольного растений. Системы органов. Основные системы органов животного организма: пищеварительная, кровеносная, дыхательная, выделительная, опорно-двигательная, нервная, эндокринная, размножения.

• Лабораторная работа Изучение органов цветкового растения

• Лабораторная работа Распознавание органов у животных

^ Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям ткань, орган, побег, вегетативные органы, репродуктивные органы, двудольные и однодольные растения, система органов.

Называть типы корневых систем.

Распознавать и описывать на таблицах органы цветкового растения- корень и корневые системы, побег и его части.

Изучать биологические объекты- органы цветкового растения.

Находить в тексте информацию об органах цветкового растения.

Описывать многообразие соцветий.

Приводить примеры многообразия плодов.

Характеризовать строение цветка как органа размножения.

Называть органы и системы органов, функции органов и систем органов.

Изучать биологические объекты- органы и системы органов животных.

Находить в тексте информацию об органах и системах органов животных.

^ Тема 1.7. Растения и животные как целостные организмы (1час)

Взаимосвязь клеток, тканей и органов в организмах. Живые организмы и окружающая среда.

^ Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям ткань, органы, системы органов.

Называть особенности строения и функции многоклеточного оргапнизма.

Называть причины нарушения целостности организма.

Доказывать, что организм- единое целое.

РАЗДЕЛ 2

^ Жизнедеятельность организма (36 часов)

Тема 2.1. Питание и пищеварение (8 часов)

Сущность понятия «питание». Особенности питания растительного организма. Почвенное питание. Роль корня в почвенном питании. Воздушное питание (фотосинтез). Значение фотосинтеза. Значение хлорофилла в поглощении солнечной энергии.

Особенности питания животных. Травоядные животные, хищники, трупоеды; симбионты, паразиты.

Пищеварение и его значение. Особенности строения пищеварительных систем животных. Пищеварительные ферменты и их значение. |

• Демонстрация действия желудочного сока на белок, слюны на крахмал; опыта, доказывающего образование крахмала на свету, поглощение углекислого газа листьями; роли света и воды в жизни растений.

^ Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям питание, почвенное питание, фотосинтез.

Описывать сущность биологического процесса- почвенное питание, воздушного питания растений- фотосинтеза; питания животных.

Объяснять значение почвенного питания в жизни растений; значение воздушного питания в жизни растений; значение фотосинтеза для жизни на Земле.

Называть органы почвенного и воздушного питания у растений и узнавать их на рисунке, живых объектах.

Характеризовать роль корня в почвенном питании растения; роль листа в процессе фотосинтеза.

Находить информацию о почвенном и воздушном питании растений.

Использовать приобретенные знании я и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Называть органы пищеварительной системы животных и узнавать их на рисунках и таблицах.

Приводить примеры животных: травоядных, хищных, трупоедов, симбионтов, паразитов.

Находить в биологических словарях и справочниках значение биологических терминов: симбионты, паразиты.

Тема^ 2. Дыхаиие (3 часа)

Значение дыхания. Роль кислорода в процессе расщепления органических веществ и освобождения энергии. Типы дыхания. Клеточное дыхание. Дыхание растений. Роль устьиц и чечевичек в процессе дыхания растений. Дыхание животных. Органы дыхания животных организмов.

• Демонстрация опытов, иллюстрирующих дыхание прорастающих семян, дыхание корней; обнаружение углекислого газа в выдыхаемом воздухе.

^ Требования к ЗУН:

Давать определение дыханию.

Описывать сущность биологических процессов: дыхание.

Характеризовать особенности дыхания растений; роль органов растений в процессе дыхания.

Находить информацию в тексте источника о дыхании растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений и ухода за ними.

Называть органы дыхания разных животных и узнавать их на рисунках, таблицах.

Характеризовать особенности дыхания животных, роль дыхания в жизни животных.

Находить в тексте учебника и других источниках информацию о дыхании животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания животных, ухода за ними.

^ Тема 2.3. Передвижение веществ в организме (4 часа)

Перенос веществ в организме, его значение. Передвижение веществ в растении. Особенности строения органов растений, обеспечивающих процесс переноса веществ. Роль воды и корневого давления в процессе переноса веществ. Особенности переноса веществ в организмах животных. Кровеносная система, ее строение, функции.

Гемолимфа, кровь и составные части (плазма, клетки крови).

Лабораторная работа Передвижение воды и минеральных веществ по стеблю.

^ Демонстрация опыта, иллюстрирующего пути передвижения органических веществ по стеблю; строения клеток крови лягушки и человека.

Требования к ЗУН :

Описывать процессы переноса веществ в растении, его значение.

Характеризовать особенности перемещения воды, минеральных веществ и органических веществ по стеблю.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

Описывать сущность процесса переноса веществ в организме животного, его значение.

Называть органы в кровеносной системы и узнавать их на рисунке; функции органов кровеносной системы; состав крови, ее функции; типы кровеносных систем.

Приводить примеры животных с разными типами кровеносных систем.

Характеризовать особенности транспорта веществ у животных.

Тема 2.4. Выделение (4 часа)

Роль выделения в процессе жизнедеятельности организмов, продукты выделения у растений и животных. Выделение у растений. Выделение у животных. Основные выделительные системы у животных. Обмен веществ и энергии. Сущность и значение обмена веществ и энергии. Обмен веществ у растительных организмов. Обмен веществ у животных организмов.

^ Требования к ЗУН:

Описывать сущность процесса выделения у животных организмов, его значение; процесса обмена веществ у животных организмов, его значение.

Называть органы растений, различных животных ти узнавать их на таблице.

Характеризовать особенности процесса выделения, процесса обмена веществ у растений и у разных животных.

Находить в тексте учебника информацию о выделении у растений и у животных.

Давать определения понятию обмен веществ.

Называть органы, участвующие в выделении у растений и животных.

Сравнивать обмен веществ у растений и у животных и делать выводы на основе сравнения.


Тема 2.5.^ Опорные систем (2 часа)

Значение опорных систем в жизни организмов. Опорные системы растений. Опорные системы животных. Наружный и внутренний скелет. Опорно-двигательная система позвоночных.

Лабораторная работа Разнообразие опорных систем животных.

• Демонстрация скелетов млекопитающих, распилов костей, раковин моллюсков, коллекций насекомых.

^ Требования к ЗУН:

Описывать строение и разнообразие опорных систем и узнавать их на рисунке.

Называть значение опорных систем в жизни растений и животных; типы скелетов у животных.

Распознавать и описывать на рисунках части внутреннего скелета.

Соотносить строение опорных систем животных с условиями жизни.

Тема 2.6. Движение (2 часа)

Движение как важнейшая особенность животных организмов. Значение двигательной активности. Механизмы, обеспечивающие движение живых организмов. Движение одноклеточных и многоклеточных животных. Двигательные реакции растений.

• Лабораторная работа Движение инфузории туфельки. •Лабораторная работа Перемещение дождевого червя.

^ Требования к ЗУН:

Называть роль движения в жизни растений и животных, способы передвижения животных.

Описывать на таблицах органы движения животных.

Приводить примеры животных с разными способами передвижения.

Наблюдать за поведением животных.

Сравнивать движения растений и животных и делать выводы на основе сравнения.


^ Тема 2.7. Регуляция процессов жизнедеятельности (5 часов)

Жизнедеятельность организма и ее связь с окружающей средой. Регуляция процессов жизнедеятельности организмов. Раздражимость. Нервная система, особенности строения. Основные типы нервных систем. Рефлекс, инстинкт.

Эндокринная система.^ Ее роль в регуляции процессо жизнедеятельности. Железы внутренней секреции. Ростовые вещества растений.

• Демонстрация микропрепаратов нервной ткани, коленного и мигательного рефлексов, моделей неравных систем, органов чувств растений, выращенных после обработки ростовыми веществами.

^ Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям раздражимость, рефлекс.

Распознавать и описывать на таблицах основные отделы и органы нервной системы.

Называть системы, обеспечивающие координацию и регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, значение НС, принцип работы НС, типы НС.

Находить информацию в различных источниках о нервной регуляции процессов жизнедеятельности.

Называть органы, обеспечивающие регуляцию процессов жизнедеятельности у животных, роль эндокринной системы в регуляции жизнедеятельности позвоночных.

Наблюдать за поведением животных.

Описывать сущность регуляции процессов жизнедеятельности растений.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Тема 2.8. Размножение (4 часа)

Биологическое значение размножения. Виды размножения. Бесполое размножение животных (деление простейших, почкование гидры). Бесполое размножение растений. Половое размножение организмов. Особенности полового размножения животных. Органы размножения. Половые клетки. Оплодотворение. 'Половое размножение растений. Размножение растений семенами. Цветок как орган полового размножения; соцветия. Опыление, двойное оплодотворение. Образование плодов и семян.

• Практическая работа Вегетативное размножение комнатных растений.

• Демонстрация способов размножения растений; разнообразия и строения соцветий.

^ Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям размножение, вегетативные органы, гамета, оплодотворение, зигота, опыление, самоопыление.

Называть значение размножения, полового размножения, виды размножения формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения, полового размножения, виды размножения, формы бесполого размножения у растений и животных, органы вегетативного размножения, полового размножения растений и животных, узнавать их на рисунке; женские и мужские половые клетки.

Описывать сущность бесполого и полового размножения растений и животных; строение цветка как органа полового размножения растений, двойного оплодотворения.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, ухода за ними.

Объяснять преимущества полового размножения организмов по сравнению с бесполым.

Тема 2.9. ^ Рост и развитие (4 часа)

Рост и развитие растений. Индивидуальное развитие. Распространение плодов и семян. Состояние покоя, его значение в жизни растений. Условия прорастания семян. Питание и рост проростков; Особенности развития животных организмов. Развитие зародыша (на примере ланцетника). Постэмбриональное развитие животных. Прямое и непрямое развитие.

• Лабораторная работа ^ Прямое и непрямое развитие насекомых (на коллекционном материале)

• Демонстрация способов распространения плодов и семян; прорастания семян.

^ Требования к ЗУН:

Давать определение понятию индивидуальное развитие.

Распознавать и описывать на рисунке части цветка, семена 1- и 2-дольных растений, типы плодов. Называть роль семян и плодов в жизни растения, условия среды для формирования и прорастания семян, способы распространения семян.

Наблюдать за ростом и развитием растений.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания культурных растений, уход зан ними.

Приводить примеры животных с разным типом постэмбрионального развития.

Называть этапы развития животных, типы постэмбрионального развития.

Описывать сущность эмбрионального и постэмбрионального развития животных.

Наблюдать за ростом и развитием животных.

Использовать приобретенные знания и умения для выращивания домашних животных, ухода за ними.

РАЗДЕЛ 3

^ Организм и среда (4 часа)

Тема 3.1. Среда обитания. Факторы среды (2 часа)

Влияние факторов неживой природы (температура, влажность, свет) на живые организмы. Взаимосвязи живых организмов.

•Демонстрация коллекций, иллюстрирующих экологические взаимосвязи живых организмов, пищевые цепи и сети.

^ Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям природное сообщество, экосистема, цепи питания.

Называть три группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, редуцентов, консументов.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.

Тема^ 3.2. Природные сообществ (2 часа)

Природное сообщество и экосистема. Структура и связи в природном сообществе. Цепи питания.

• Демонстрация структуры экосистемы, моделей экологических систем.

Требования к ЗУН:

Давать определения понятиям природное сообщество, экосистемы, цепи питания.

Называть три группы организмов в экосистеме.

Приводить примеры природных сообществ, продуцентов, редуцентов, консументов.

Объяснять взаимосвязи организмов и окружающей среды.

Проводить самостоятельный поиск информации о состоянии природных сообществ.

Анализировать и оценивать последствия деятельности человека в экосистемах, влияние собственных поступков на живые организмы и экосистемы.




Похожие:

Тема Основные свойства живых организмов iconБилет №2 Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы
Признаки живых организмов. Основные отличия живых организмов от тел неживой природы
Тема Основные свойства живых организмов iconСодержание введение 2 часа}
Мир живых организмов. Уровни организации и свойства живого. Основные положения учения Ч. Дарвина о естественном отборе. Естественная...
Тема Основные свойства живых организмов iconТема: изменчивость организмов
...
Тема Основные свойства живых организмов iconТрофические уровни
Это точно согласованный комплекс множества факторов окружающей среды, и приспособление к ним живых организмов обуславливает возможность...
Тема Основные свойства живых организмов iconАнтропогенное воздействие на атмосферу. Основные загрязнители атмосферы
Антропогенное воздействие на животный мир. Причины вымирания видов живых организмов
Тема Основные свойства живых организмов iconДокументи
1. /Кроссворды 9 класс на сайт/Вид, его критерии, структура 1.doc
2. /Кроссворды...

Тема Основные свойства живых организмов iconЭкологическая игра Закончите предложения
Наука о взаимоотношениях живых организмов между собой и с окружающей средой
Тема Основные свойства живых организмов iconКлассный час в 11 классе
В августе в пределах нашей школьной экосистемы появилось новое слабоопознанное сообщество живых организмов 11-тиклассников
Тема Основные свойства живых организмов iconЭкологические Проблемы мбоу «Гимназия №5»
Экология-это наука о взаимодействиях живых организмов и их сообществ между собой и с окружающей средой
Тема Основные свойства живых организмов iconИтоговый тест по курсу экологической биотехнологии (специальность биоэкология)
Чужеродное для живых организмов вещество, появляющееся в результате антропогенной деятельности, способное вызывать нарушение биотических...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов