И ее структура icon

И ее структура



НазваниеИ ее структура
страница1/5
Дата конвертации13.10.2012
Размер0.66 Mb.
ТипРеферат
  1   2   3   4   5





Содержание.

Введение………………………………………………………………………..3

  1. Литературная справка

Антропоэкосистема и ее структура…………………………………....5

2. Материал, объект и методика исследования…………………………17

3. Результаты исследования.

3.1 Динамика численности населения п. Пешковка (с 1900 по 2007 гг.)………………………………………………………………………...23

3.2 Половозрастной состав населения………………………………….26

3.3 Национальный состав ……………………………………………….29

3.4 Уровень здоровья населения п. Пешковка…………………………31

3.5 Уровень образа жизни………………………………………………37

3.6. Уровень экологического сознания………………………………...41

Вывод……………………………………………………………………....45

Использованная литература……………………………………………...47

Приложение………………………………………………………………..48


Введение.

Человек – это мельчайшая частица общества. Общность людей –это объединение людей, в котором сохраняется хотя бы в течение короткого периода определенная социальная связь.

Наука, направленная на познание закономерности взаимодействия человеческой общности с окружающей средой, носит название экология человека. Ее целью является обеспечивать общество соответствующей информацией о состоянии среды и процессов, протекающих в человеческих общностях.

Одна из задач экологии человека – изучение антропосоциоэкосистем. Под термином антропосоциоэкосистема понимается половозрастной состав человека, уровень здоровья, уровень образования, экологическое сознание, демографическое поведение человека.

Сложность биосоциальных антропоэкологических систем и гетерогенность формирующих их подсистем предопределяет необходимость изучение этих систем с применением разносторонних научных подходов и междисциплинарных исследований. Важное место в этом отношении должно принадлежать и географическим подходам, что связано, прежде всего, с территориальной неоднородностью антропоэкологических систем. [17]

Выделяют два уровня антропоэкосистем:

  1. Глобальный (мировой) – антропосфера. Он охватывает всю поверхность Земли. Состоит из биосферы и всего населения планеты.

  2. Местный (город, район, небольшой населенный пункт).

Наши исследования по дипломной работе протекают в рамках второго уровня. Объектом моего исследования является поселок Пешковка Федоровского района Костанайской области.

Целью работы является изучение демографических характеристик (возрастной, половой, национальный состав населения) поселка Пешковка, уровень образования и здоровья населения, изучение уровня экологического сознания жителей поселка Пешковка в настоящее время.


Для осуществления цели наших исследований были поставлены следующие задачи:

  1. изучить литературные источники по проблемам антропосоциоэкосистемам;

  2. собрать данные по динамики численности населения поселка Пешковка;

  3. собрать данные, характеризующие здоровье жителей поселка Пешковка;

  4. собрать данные, характеризующие уровень образования поселка Пешковка;

  5. провести тестирование по изучению образа жизни и по выявлению уровня экологического сознания.

Исследования, по изучению антропосоциоэкологических характеристик поселка Пешковка, нами проводится впервые, поскольку ни в научных, ни в литературных, ни в журнальных изданиях сведений по антропосоциоэкосистеме мы не нашли.



  1. ^ Литературная справка.

Антропосоциоэкосистема и ее структура.

Антропоэкосистема – это экосистема, в которой протекает жизнедеятельность человека. Каждая антропоэкосистема характеризуется определенной внутренней однородностью (гомогенностью) и отличается разнородностью (гетерогенностью) с соседними антропоэкосистемами. Достаточно типичный пример двух соседних антропоэкосистем – город и окружающая его сельская местность.

Б.Б. Прохоров утверждает, что антропоэкосистема имеет ключевое значение в экологии человека, поскольку антропоэкологические исследования в практическом смысле сводятся к изучению различных антропоэкосистем – городских, сельских, арктических, тропических, лесных, степных, современных, первобытных, прошедших эпох, а при прогнозировании даже возможных антропоэкосистем близкого или отдаленного будущего [18].

Появлению термина «антропоэкосистема» предшествовали некоторые другие понятия, применявшиеся в пространственной системе, с которой связан человек в процессе своей жизнедеятельности – антропоэкосистема [19], антропобиогеоценоз [11] и антропогеоценоз [2].

Наиболее частый сюжет исследований по экологии человека – изучение отдельной группы людей или всего населения о взаимодействии с окружающей средой на ограниченной территории. Для этого рассматриваются различные процессы жизнедеятельности населения на фоне конкретных условий внешнего мира. Отдельные стороны жизнедеятельности человека анализируются в увязке с такими показателями среды обитания людей, как суровость климата, запаса и гидрологического режима источников водоснабжения, их химический состав, характер рельефа и особенности растительности, а также социально-экономическая ситуация в регионе или стране, местные и национальные обычаи, религия, степень загрязнения окружающей среды, уровень благоустройства жилья и обеспеченность населения жилой площадью, специфика труда и его организация, тип питания и т.д.

Антропоэкосистема состоит из совокупности компонентов и связывающих их процессов, происходящих в определенном пространстве в конкретное время. В исследовате6льских целях обычно создаются модели соответствующих антропоэкосистем [17].

Цуканов Е.А., ориентируясь на работы Прохорова Б.Б., предлагает графическую модель антропоэкосистемы. В центре модели находится общность людей. Она взаимодействует с природой, хозяйством, населением, частью которого является (население города – часть населения региона, население региона – часть населения страны, трудящиеся – часть всего населения и т.д.), с социально-экономическими условиями. Очень сильное влияние на человека оказывает загрязнение окружающей среды. При этом все элементы внешнего для человеческой общности окружения, в свою очередь взаимодействуют между собой, составляя большую систему. Свойство отдельных элементов и всей совокупности факторов внешней среды приводят к тому, что меняются основные характеристики общности людей – демографическое поведение, экологическое сознание, уровень здоровья, профессиональные предпочтения, уровень культуры и уровень образования. Изменения эти могут быть как положительными, так и отрицательными [20].

В антропосоциологических литературных источниках имеются работы авторов, характеризующие отдельные блоки модели антропоэкосистемы.

Алексеев В.П. дает характеристику блоку №1 («Общность людей»). Основной смысл антропоэкологических исследований сосредоточен на изучении условий, в которых протекает жизнедеятельность общности людей и тех процессов, которые происходят внутри самой человеческой общности. Поэтому в представленной модели этот блок помещен в ее центр. Что же такое общность [3]?

Прохоров Б.Б. пишет: наиболее просто определить это достаточно сложное понятие следующим образом: человеческая общность – объединение людей, в котором созданы и сохраняются хотябы в течение очень короткого периода, определенная социальная связь. В зависимости от целей исследования может быть выбрана любая общность людей: профессиональная (например, шахтеры среди всего населения Кузбасса), этническая (ханты среди всего населения Ханты-мансийского автономного округа), возрастная (пожилые жители Нечерноземья) и т.д.[18].

Райх Е.Л. утверждает, что человеческая общность, которая взаимодействует с остальным населением, участвует в той или иной степени в хозяйстве всего региона и зависит от него, а также находится в сложных противоречивых отношениях со своим природным окружением. Изучение жизнедеятельности населения (его труд, быт, отдых, семейно-брачные отношения, образование, культура, общественная жизнь, национальное отношение) и влияющих на нее факторов среды обитания человека, связаны с проблемами образа жизни. Образ жизни охватывает совокупность типичных видов жизнедеятельности социальной группы, которая просматривается в единстве с условиями жизни, определяющими ее. При изучении образа жизни выявляются ценностные ориентации людей и причины их поведения, обусловленные укладом, уровнем и качеством жизни .

Андерсон Дж. говорит о том, что основной смысл антропоэкологических исследований сосредоточен на изучении условий, в которых протекает жизнедеятельность общности людей и тех процессов, которые осуществляются внутри самой человеческой общности [5].

Акимова Т.А. дает характеристику блоку №2 («Природа»): природа определяет наиболее важные параметры производства хозяйства и условия жизни населения, но одновременно сама находится под ощутимым прессингом хозяйственной деятельности людей. На жизнедеятельность населения (в том числе на его здоровье и демографическое поведение) непосредственно и опосредованно через социально-экономические условия влияют как отдельные компоненты природной среды, так и их совокупность. Среди них наиболее существенными являются: приземный слой атмосферы, со всеми происходящими в нем процессами и явлениями, природные воды, почвенный покров, геологическое строение территорий. В некоторых районах, где хозяйственная деятельность с эксплуатацией биологических ресурсов (охотничий промысел, заготовка ценных сортов древесины и т.д.), важную роль в жизни людей играют растительность и дикие животные. Биологические компоненты ландшафта, имеющие промысловое значение, могут в то же время стать источниками тяжелых отравлений, вследствие контактов с ядовитыми растениями и животными, а также опасных для жизни людей инфекционных заболеваний, возбудители которых сохраняются в природе и переносятся животными. Во многих районах нашей планеты огромную опасность для жизни и здоровья людей представляют стихийные явления – землетрясения, сели, паводки, цунами, ураганы, оползни, лавины. Вопрос этот недостаточно исследован, но можно полагать, что у населения, живущего в зонах, подверженных действию стихийных бедствий, вырабатывается особый стереотип поведения, влияющий на их жизнь. В качестве примера можно привести японцев с их многовековой традицией строительства «бумажных домов» - легких конструкций, наименее травмоопасных во время частых землетрясений. В районах, где в течении длительного периода года держатся очень низкая температура воздуха, формируются своеобразный ритм и стиль жизни, нарушение которых чревато для людей тяжелыми последствиями. Влияние природных условий отражается не только на уровне популяционного здоровья, но и на демографическом поведении населения. Несомненно, наличие тесной взаимосвязи между состоянием здоровья людей обусловлены внешними факторами и их демографическим поведением, а также происходящими в популяции демографическими процессами. Фундаментальные исследования по геохимической экологии показывают, что избыток или недостаток биологических активных микроэлементов в цепи: геологические породы

почвы сельскохозяйственные культуры продукты питания, приводят к тяжелым заболеваниям (эндемический зоб и его крайние проявления – кретинизм, уровская болезнь, гипофлюороз, эндемическая подагра и др. ). Известно возникновение тяжелых сердечно-сосудистых заболеваний среди населения, употребляющего для питья ультрапресные воды. Количество примеров, показывающих, как природные факторы способствуют возникновению болезней, многие из которых выводят заболевших из брачного круга, приводимых к ранней смерти [1].

Блок №3 («Население») описан в работах Андреевой Т.А.: жизнедеятельность любой общности людей самым тесным образом связана с остальным населением, частью которого является. Эти связи носят преимущественно положительный характер, но могут иметь и отрицательные последствия. Хозяйственные навыки, культурные традиции, религия, система воспитания, экономические процессы, торговля, осуществление крупнейших строительных проектов, защита от внешнего врага – все это и многое другое объединяет конкретные общности с остальными людьми, живущими с ними в едином хозяйственном, социальном, политическом пространстве, делает возможным их существование. Отдельные человеческие общности могут пострадать от ненамеренного или намеренного вмешательства в их жизнедеятельность других людей. Из истории хорошо известно о болезнях и даже гибели коренных жителей островов, не имевших иммунитета против инфекционных болезней, когда они соприкасались с европейскими мореплавателями, среди которых были носители возбудителей такого рода заболеваний [6].

Вишневский А.Г. пишет: знаменитый путешественник и крупный этнограф Тур Хейердал описывает трагедию острова Пасхи, когда туда вернулись из Перу несколько местных жителей: «они привезли с собой оспу, которая подобно чуме, быстро распространилась по острову, унося с собой почти все население». Распостранение инфекционных заболеваний из одних регионов в другие, из города в город, от одной группы людей к другой и т.д. в наши дни продолжает оставаться волнующей проблемой. Достаточно вспомнить о трагической эпидемии СПИДа, вырвавшейся с Африканского континента и охватившей весь мир, или о пандемиях различных форм гриппа, возникающих то в одном, то в другом регионе планете и, подобно степному пожару, проносящихся по всем странам. Не только случайный занос инфекционных болезней угрожает тем или иным человеческим общностям при взаимодействии с остальным населением. Даже в наш, казалось бы, цивилизованный век происходят кровавые межэтнические и религиозные конфликты и войны. Яркий тому пример – многолетнее противостояние протестантов и католиков в Северной Ирландии. Столкновения на бытовой почве между разными группами населения наблюдается сегодня, к сожалению, и в нашей стране. Таким образом, проблемы взаимоотношений отдельных общности людей и остального населения – важная часть исследований по экологии человека. Эти исследования тесно соприкасаются с такими дисциплинами как политология, социальная психология, этнография, эпидемиология [8].

Блок №4 («Хозяйство») рассматривает в своих трудах Лось В.А.: от уровня развития хозяйственной деятельности в рамках изучения существующей социальной системы зависит качество жизни населения. В наиболее обобщенной форме хозяйство трактуется, как процесс взаимоотношений между человеческим обществом и природой, в результате которого люди посредством своего труда, используя исторически определенные орудия производства, в условиях конкурентных производственных отношений добывают себе необходимые средства существования и развития. Хозяйство складывается из экономических объектов, в рамках которых осуществляется это производство и завершается его определенный цикл в виде готовой продукции. Любой экономический объект всегда содержит элементы, необходимые для осуществления производственного цикла. В число этих элементов входят: вся совокупность лиц, связанных с функционированием данного объекта, совокупность знаний, сооружений, машин, системы коммуникаций и прочих; а также специфические формы общественной организации производства. Различные типы человеческих общностей характеризуются различной степенью участия в хозяйстве населения, среди которого они живут. Кроме того, существуют общности людей, о которых можно уверено сказать, что одна общность - одно хозяйство. Таким часто было феодальное хозяйство, которое называют натуральным [13].

Валова В.Д. пишет, что при антропоэкологических исследованиях современное общество людей, живущих преимущественно на высокоурбанизованных территориях и так или иначе связанных с индустриальным производством, обычно рассматриваются две стороны единой проблемы:

1.Хозяйство как источник материальных благ и жизненного комфорта;

2.Хозяйство как источник деградации окружающей среды, производственного травматизма, психологической усталости, стрессов и т.д.

Сразу можно заметить, что любое общество стремится к максимальному усилению производственной функции хозяйства и минимизации его отрицательных свойств. Эта проблема весьма непроста и требует глубокого изучения [7].

Гирусов Э.В. изучил блок №5 («Социально-экономические условия»). Он говорит, что этот блок объединяет большое число показателей. Специалисты по экологии человека используют в своих исследованиях публикуемые в сборниках отдела статистики информацию, характеризующую социально-экономические условия жизни населения. В их число можно отнести: размер жилой площади на одного человека, уровень зарплаты, уровень безработицы, состав корзины потребителя и ее стоимость и т.д. [9].

Характеристику блока №6 («Загрязнение окружающей среды») дал Новиков Ю.В. он пишет, что на условия жизни людей весьма существенно и постоянно увеличивающиеся негативные воздействия оказывают факторы среды, возникшие в результате технологической деятельности человечества. Существует весьма обширная и все время пополняющаяся литература, посвященная воздействию техногенных факторов на окружающую среду и население. Госкомстат России ежегодно публикует материалы, посвященные природным ресурсам и охране окружающей среды. Хорошо известно, что загрязнение окружающей среды приводит к ухудшению состояния здоровья населения, изменению демографического поведения, также к порче и гибели рекреационных ресурсов (усыхание лесов, загрязнение водоемов и пляжей и т.д.), снижению продуктивности лесных насаждений, невосполнимому урону святыням национальной мировой культуры и истории. Существуют другие многочисленные последствия, связанные с разрушением жилого фонда, транспортных коммуникаций и т.д. [15].

Основные характеристики блока №7 («Демографическое поведение») рассматривал Коробкин В.И.: демографическое поведение – важная характеристика общности людей. Оно представляет собой систему взаимосвязанных действий или поступков, направленных на изменение или сохранение демографического состояния людей. Демографическое поведение включает действие, связанное с воспроизводством населения (брачное и репродуктивное поведение), миграцией населения (миграционное поведение), отношения к своему здоровью (самосохранительное поведение). Собственно говоря, именно демографическое поведение, результаты которого проявляются через демографические процессы, представляющие наибольший интерес при проведении антропоэкологических исследований. Среди базовых понятий демографии, имеющих ключевое значение для экологии человека, необходимо назвать рождаемость, смертность, естественное движение населения, продолжительность жизни, жизненный потенциал населения, миграция населения. Например, интенсивное загрязнение окружающей среды может существенно влиять на репродуктивное поведение населения. Так, техногенное воздействие приводит не только к бесплодию и ранней смертности, но и к тому, что в сильно загрязненных районах некоторые люди опасаются заводить детей из-за страха рождения ребенка с врожденными дефектами [12].

Алишева К.А. дает характеристику блоку №8 («Экологическое сознание»): экологическое сознание (иногда его называют созологическим, т.е. природоохранным сознанием) – это способность понимания неразрывной связи человеческого общества с природой, зависимости благополучия людей от ценности и сравнительной неизменностью природной среды и использования этого понимания практической деятельности. Широкое распространение в тех или иных кругах людей высокого уровня экологического сознания чаще всего связана с пережитыми или какими-либо экологическими катаклизмами, которые заставляют людей задуматься о последствиях своей хозяйственной деятельности для природного окружения. В первую очередь это связано истощением или гибелью жизненно важного природного ресурса: эрозией сельскохозяйственных земель в результате неправильной агротехники, пастбищной дигрессией от перевыпаса скота, сокращением численности или полным исчезновением промысловых животных или промысловых рыб, резким уменьшением запасов дикорастущих пищевых, лекарственных, витаминосных растений и т.д. Иногда экологическое сознание появляется слишком поздно, когда уже ничего изменить нельзя, а иногда – в тот момент, когда целенаправленные действия всей общности позволяют изменить ситуацию в благоприятную сторону. Видимо, именно такие события были причиной сохранения в общественном сознании определенных созологичексих правил, или созологического этикета, запрещавших членам сообщества те или иные действия, которые рассматривались как преступления против общины. Для коренного сибиряка, например, срубить или повредить кедр, чтобы собрать с него урожай орехов, представляется тяжким грехом [14].

Блок №9 («Уровень здоровья населения») описан в трудах Николайкина Н.И. Он пишет, что уровень или качество общественного здоровья можно оценить или «измерить» с помощью медико-демографических

коэффициентов заболеваемости, инвалидности, смертности и т.д. Уровень здоровья – показатель адаптированности конкретной общности людей к определенным условиям жизни (антропологические ситуации). Он зависит от природных социальных, эколого-гигиенических условий и отражает, насколько данные условия комфортны для нормальной жизнедеятельности этой общности людей. Воздействие факторов природы на здоровье может приводить к метеострессам, обострению сердечно-сосудистых заболеваний, возникновению некоторых форм онкологических патологий (например, рак кожи в районах интенсивной инсоляцией), развитию эндемических заболеваний (кариес зубов, эндемический зоб), заражение природно-очаговыми инфекциями, травматизму при стихийных бедствиях и т.д.[14].

Передельский А.В. дает характеристику блоку №10 («Профессиональные предпочтения»). Он утверждал, что условия жизни существенно влияют на выбор профессии внутри реальных общностей людей. При этом определяющая роль принадлежит как природным, так и социально-экономическим условиям. Понятно, что житель тундры не может стать земледельцем, а житель пустыни – лесорубом. Природные ресурсы в ареале проживания человеческой общности в значительной мере определяют рот занятий людей. Исчезновение ресурсов ведет к перестройке профессиональной структуре общности. Социальная структура общности также резко сокращала варианты выбора профессий. Ребенок феодала мог выбирать, чем ему заняться, а у крепостного - такой возможности не было. Современная жизнь породила десятки тысяч профессий и в демократических странах любому человеку открыт доступ к любому занятию [16].

Блок №11 («Уровень культуры») описан в работах Валовой В.И. Анализ этого блока, в первую очередь, нуждается в определении понятия «культура», поскольку этот термин имеет различный, иногда далекие друг от друга значения. В данном контексте культура рассматривается как социальная система взглядов человеческой деятельности, которые сформировались на основе функционально-полезных для общества норм и ценностей и закрепились в общественной практике и сознании общества. Культура любой человеческой общности формируется под воздействием всех элементов антропоэкосистемы, в том числе и религии. В свою очередь культура влияет на жизнедеятельность людей, на хозяйство и социально-экономические условия, на отношение людей к природе, к другим людям, культуре наследия и к другим культурам, проблемам войны и мира. Общности с подлинно высоким уровнем культуры заботятся не только о своем благополучии, но их волнуют судьбы всего человечества, так как они понимают свою причастность к мировым проблемам, свою зависимость от их решения [7].

Прохоров Б.Б. характеризует блок №12 («Уровень образования»). Образование рассматривается как социальный институт, который выполняет в обществе несколько крайне важных функций: экономической, социальной, культурной. Экономическая функция образования состоит в создании и поддержании профессиональной структуры общества. Социальная функция – участие наряду с семьей и другими общественными институтами, в социализации личности, т.е. в процессе столкновения каждого человека, усвоения им духовных и культурных ценностей, которые присущи данному обществу. Культурная функция заключается в том, чтобы использовать ранее накопленную культуру в целях посвящения и воспитания людей. Между средним уровнем образования общности людей и внешним миром существует отчетливая обратная связь. Высокий уровень образования позволяет наиболее эффективно работать, извлекая максимально разумное и возможное из оборудования и природных ресурсов, в минимальной степени при этом окружающую среду. В то же время высокий уровень образования возможен только в обществе с достаточно хорошими социально-экономическими условиями, при которых человек с самых ранних лет не должен думать о куске хлеба. Но помимо возможностей получения образования должен быть и стимул для этого. Вероятно, таким стимулом служит отношение близких людей, непосредственного окружения к возможному и желательному получению хорошего образования [17].

  1   2   3   4   5




Похожие:

И ее структура iconПриложение Структура и содержание основных общеобразовательных программ
Структура основной образовательной программы моу дд и мшв «Усть-Лопьинская нш-дс»
И ее структура iconСтруктура структур
Под структурой структур понимается личностная структура, способная воспроизвести, организовать и уточнить всё многообразие личностного...
И ее структура iconСтруктура проектной работы
Структура проектной работы выявление проблемы (нужд и потребностей конкретного человека, социальной группы или общества в целом)
И ее структура iconТема Персонал предприятия как объект управления > 1 Структура персонала
Тема Функциональное разделение труда и организационная структура службы управления персоналом
И ее структура iconВопросы к экзамену/зачёту структура сети. Вычислительная система. Прикладные процессы. Типы вычислительных систем. Структура сети
Территориальные вычислительные сети. Компоненты вычислительной сети. Коммуникационные сети
И ее структура iconСтруктура урока основные звенья (этапы) современного урока
Структура урока это совокупность различных вариантов взаимодействий между элементами урока, возникающая в процессе обучения и обеспечивающая...
И ее структура iconМатериалы для подготовки к государственной аттестации по дисциплине «теория и методика обучения литературе»
Содержание и структура литературного образования в средней школе. Государственный стандарт по литературе: назначение; компоненты...
И ее структура iconСтруктура урока
Макроструктура урока состоит из ряда этапов, которые вводятся в учебное занятие, в зависимости от выбранной учителем типологии урока....
И ее структура iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Управление в апк» (3, 5 курс экономический факультет) Сущность и содержание управления в апк. Предмет и задачи науки управления, метод её познания
Дайте определение понятий «производственная структура» и «организационная структура», изобразите примерные схемы данных структур
И ее структура iconЛ. Д. Беднарская (Орёл) обучение рассуждению в части с гиа по предметам школьного курса структура гиа
Ключевые слова: структура компетентностной основы современного образования; творческий компонент – создание текста-рассуждения; рассуждение...
И ее структура iconСтруктура традиционного урока и урока с применением методов активного обучения
Вам предлагается структура традиционного урока, а структуру интерактивного урока составьте самостоятельно. Подумайте о результатах...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов