Образовательные стандарты второго поколения icon

Образовательные стандарты второго поколения



НазваниеОбразовательные стандарты второго поколения
Дата конвертации19.09.2012
Размер287.84 Kb.
ТипДокументы

Образовательные стандарты второго поколения

Российская академия образования завершает подготовку нового государственного образовательного стандарта для основной школы (5–9 классы). Апробация материалов для начальной школы уже идет в 14 субъектах РФ. Совсем скоро образовательные стандарты второго поколения станут главным документом для педагогического сообщества России.

Напомним, что федеральные государственные образовательные стандарты являются одним из основных инструментов реализации конституционных гарантий прав человека и гражданина на образование. Их установление – конституционная норма, закрепленная в ст. 43 Конституции РФ.
Как шла разработка нового образовательного стандарта? Почему потребовалось обновлять уже имеющиеся? Чем стандарты нового поколения будут принципиально отличаться от предыдущих? Чему и как в соответствии с новыми нормативами должны учить детей в российских школах? Что такое "Три Т"?


^ На эти и другие вопросы нашего корреспондента Людмилы Пронозы отвечает руководитель проекта Александр Михайлович Кондаков.

Александр Михайлович! Обновление образовательных стандартов проходило в России дважды – в 1998 и 2004 годах. Но особых изменений в школьную жизнь они не внесли, практически все оставалось по-прежнему. Почему потребовалось обновлять имеющиеся образовательные стандарты?

Сама задача обновления стандартов была заложена еще в пояснительной записке к стандарту 2004 г., там было указано, что это стандарты – переходные, а в декабре 2004 г. было принято решение Правительства РФ о разработке стандартов второго поколения. В чем была основная необходимость разработки новых стандартов? Стандарты первого поколения создавались в определенных исторических условиях. Во-первых, в условиях развала Советского Союза, исчезновения сверхдержавы, резкой смены идеологических и политических векторов нашей жизни. Эти стандарты прошли под лозунгом деидеологизации и гуманизации образования. Их отличительной чертой явилось то, что, с одной стороны, они сконцентрировались на отборе нового содержания образования, а с другой – формировались в условиях невнятных идеологических и политических установок. Например, тезис о том, что мы строим рыночную экономику. Какую экономику? Или – мы строим новое общество. Какое общество? Их отличительной чертой еще являлось то, что они охватывали исключительно учебный процесс. Я никогда не забуду фразу бывшего Министра образования Эдуарда Дмитриевича Днепрова: "Лучше нет никакого воспитания, чем воспитание советское". Соответственно, с уходом всего советского из школы ушла важнейшая составляющая часть образовательного процесса – воспитание. Конечно, полностью воспитание из школьной жизни выкинуть нельзя даже приказом министра.
Но внятно, четко сформулированных государственных, общественных ориентиров для развития системы воспитания не существовало и не существует до настоящего времени в этих нормативных документах.

Вторая отличительная черта заключалась в том, что стандарты того времени не учитывали мотивацию населения к получению общего образования, основные стратегические направления социально-экономического развития страны и не были привязаны к ним. Не проводилось анализа социально-экономических и политических рисков, связанных с их введением. Но я не могу предъявлять претензий к предшественникам по разработке, потому что, еще раз подчеркну, они работали в достаточно специфических социально-политических условиях, в которых жила вся наша страна. К сожалению, этот период затянулся, но он был, и с этим следует считаться. Причины, которые я обозначил, привели к тому, что разработка стандартов, в основном, велась самим педагогическим сообществом, которое решало, например, как распределить часы между отдельными предметами, как отобрать содержание образования, что более и что менее важно для изучения в школе и т. п. К сожалению, мы получили ряд негативных последствий, о которых нужно сказать. Во-первых, это большая перегрузка учащихся, когда желания предметных лобби практически не имели ограничений. Не случайно вопрос В.В. Путина насчет строения ланцетника стал уже хрестоматийным.

Когда в декабре 2004 г. было принято решение о разработке новых стандартов образования, встало несколько вопросов. И первый – каковы роль и место системы образования в жизни российского общества? Что такое система образования как институт? Мы с вами хорошо знаем, что на протяжении последних ста лет неоднократно образование поднимали на известную высоту вместе с учителем, но никто четко не фиксировал их роли и места. Например, в советское время система школьного образования решала вполне понятные задачи – воспитание поколения правильно мыслящих людей, которые способны решать те задачи, которые ставит партия и правительство. До определенного этапа эти задачи блестяще решались – до тех пор, когда КПСС перестала четко и внятно для самой себя формулировать ориентиры будущего развития страны (что особенно обострилось в конце 70-х годов).

В основу разработки стандартов второго поколения мы положили один из ключевых тезисов Послания В.В. Путина Федеральному Собранию 2004 г. : "Мы строим открытое гражданское общество". Этот тезис получил дальнейшее развитие и был конкретизирован в первом Послании Президента РФ Д.А. Медведева. Говоря о гражданском обществе, мы прежде всего исходим из того, что это – требования семьи, общества и государства к результатам образования.

Мы рассматриваем образование не только как важнейший социальный институт, но и как важнейшую социальную деятельность общества. Это было весьма существенным при определении предмета разработки стандартов. С одной стороны, можно рассматривать образовательную среду, т. е. образовательное учреждение, – каким образом оно реализует задачи обучения и воспитания. С другой стороны, предметом реформы может быть образование как отрасль социально-экономического развития государства. Здесь основное внимание следует акцентировать на организационно-экономических, финансовых механизмах, инфраструктурных вопросах деятельности образования.

Но мы остановились на третьем подходе: считая образование важнейшей социальной деятельностью общества, в качестве предмета нашей разработки мы рассматриваем образовательное пространство страны как совокупность институтов социализации, которая оказывает воздействие на формирование будущих поколений ее граждан. Это – принципиальное отличие нашей разработки от всех предыдущих. Подчеркну – мы рассматриваем школу не как отдельное изолированное учреждение, а в сложном взаимодействии с такими партнерскими институтами социализации, как семья, СМИ, культура, религия и др. В этом и сложность, потому что, к сожалению, сегодня о партнерстве можно говорить только теоретически. Но мы понимаем, что в эпоху информационной и технологической революции сохранить школу за высоким забором нельзя, и говорим об открытых системах образования, о школе, открытой по отношению к окружающей ее среде.

Еще один важный момент мы определили для себя, как разработчики новых образовательных стандартов: миссию системы образования – формирование гражданской идентичности как условие укрепления российской государственности.

Какими принципами Вы руководствовались при отборе содержания образования?

Миссия новой системы образования четко соотносится и с важнейшими социальными эффектами системы образования – это обеспечение социальной и духовной консолидации нации, конкурентоспособности и безопасности личности, общества и государства. Это второй очень важный момент с четкими целями – воспитание гражданина России. Говоря об этом, мы должны и семье, и обществу, и государству дать ответ на вопрос – что мы понимаем под российской идентичностью? Прежде всего, это этническая, региональная идентичность, чувство малой Родины. Это очень важно для любого человека, поэтому в основу разработки философии нового стандарта мы положили концепцию многокультурного плюрализма – все нации и народы, проживающие на территории Российской Федерации, равны между собой и имеют равные права на развитие своей культуры, своего языка и т. д. в рамках одной российской культуры. Эта идентичность формируется в инвариантной части базисного учебного плана (родной язык и литература), а также в предметах вариативного компонента: краеведение, история родного края. За счет этого компонента может быть увеличено число часов и на родной язык.

Кроме того, гражданская идентичность ("Я – гражданин России!") – формируется на таких предметах, как обществознание, русский язык, русская литература, отечественная история, география и др. Конечно, мы не можем забывать, что живем в открытом мире, поэтому говорим и об общечеловеческой идентичности современного молодого человека, который: толерантен по отношению к окружающим, может свободно общаться с представителями разных культур и чувствовать себя равно комфортно в Европе, Японии или Центральной Африке, и быть успешным в реализации своих целей и задач независимо от того, где он находится. Она формируется при изучении: всеобщей истории, всемирной литературы, географии мира, иностранного языка, математики как универсального языка общения, биологии, экологии и т. д.

Как велась разработка стандартов нового поколения? В какой стадии находится эта работа сегодня?

Впервые за длительное время на разработку стандартов было выделено почти три года. И это здорово хотя бы потому, что российская система образования устала от скоропалительных экспериментов, которые сегодня придумывали, а завтра начинали претворять в жизнь. Признаюсь, что разработка новых стандартов выявила очень серьезные научные и методологические провалы, лакуны, которые нам пришлось закрывать. На сегодняшний день количество этих лакун, к сожалению, не сокращается. А даже возрастает вслед за разработкой самого стандарта. Это касается проблем воспитания в современном обществе, принципов отбора содержания образования, которое могло бы соответствовать опять же не разработанной на сегодняшний день дидактике современной информационно-образовательной среды, это касается вопросов, связанных с особенностями деятельности человека в современной информационной среде, и многих других. Поэтому два года, которые нам были даны на разработку, были посвящены вопросам системного характера как общеметодологического, так и психолого-педагогического.

На сегодняшний день мы имеем в значительной степени завершенный этап теоретических исследований, которые будут продолжаться и дальше. Я думаю, что наиболее серьезным результатом этого этапа является разработка программы универсальных учебных действий, апробация которой показала хорошие результаты.

К подобным разработкам можно отнести новую систему оценивания достижений учащихся, основанную на критериальном подходе, а также изучение и обобщение требований семьи, общества и государства к результатам образования, которые позволили создать новый для нашей педагогики документ – "Планируемые результаты", являющийся ориентиром в деятельности образовательного учреждения. Ну и так далее – этот список я могу продолжать долго.

В настоящее время идет апробация стандарта в 14 субъектах Российской Федерации – от Калининграда до Якутска, от Ямало-Ненецкого автономного округа до Дагестана. Были отобраны различные регионы: регионы-доноры, дотационные, национальные республики и т. д. Апробация проводится в начальных школах. Мы были категорически против введения широкомасштабного эксперимента. Очень важным был вопрос отбора образовательных учреждений в субъектах РФ, формирование региональных команд по апробации стандартов. Я думаю, что с этой задачей мы вместе с коллегами из регионов успешно справились. Те первые результаты, которые мы получили по апробации стандартов второго поколения, показывают, что отношение к той работе, которая была сделана Российской академией образования, в целом, позитивная. Недавно у нас прошел семинар с участием представителей от всех субъектов РФ по первым итогам апробации, который выявил, учитывая масштаб эксперимента, определенные недочеты, есть и свои недоработки, есть вещи, которые требуют уточнений. Одним из важнейших результатов разработки явилась поправка к ст. 7 Закона РФ "Об образовании" в определении понятия стандарта. В предыдущей версии оно было таким: "Стандарт – это обязательный минимум содержания образования, требований к уровню подготовки выпускника". То есть мы фиксировали некий набор дидактических единиц, которые выпускник должен был показать на выходе. Сегодня под стандартом понимается система требований: требования к результатам освоения основных образовательных программ, требования к структуре основных образовательных программ и требования к условиям реализации основных образовательных программ.

Это и есть "Три Т"?

Да, эти "Три Т" существенным образом влияют на организацию деятельности системы образования в целом. Почему я говорю о системе образования в целом? Дело заключается в том, что главным документом в разработке стандартов второго поколения являются требования к результатам освоения основных образовательных программ. То есть это совокупность потребностей семьи, общества и государства к результатам образования, сформулированная на основе обобщения результатов глубоких социологических исследований. С нами работали ученые Института социологии Российской академии наук, работа продолжается в течение трех лет. Это абсолютно новый формат работы для нашей образовательной системы, который позволил достигнуть общественного консенсуса по требованиям к результатам образования. На основе обобщенных требований и был разработан документ "Планируемые результаты". Ясно, что важно понять функцию и второго "Т", если первое "Т" – требования к результатам освоения основных образовательных программ – является основой для проведения итоговой аттестации выпускников и аккредитации образовательных учреждений.

Требования к структуре основных образовательных программ – это требования к организации образовательного процесса. Это базисный учебный план, примерные программы, которые включают в себя планируемые результаты, программы внеурочной деятельности, программа воспитания и социализации, которая, в свою очередь, включает в себя программу по работе с семьей, и т. д. То есть это огромное количество нормативных документов, регламентирующих организацию деятельности школы, обеспечивающее достижение планируемых результатов.
Я особенно подчеркиваю, что этот документ формируется самим образовательным учреждением и должен обеспечивать достижение планируемых результатов.

В свою очередь, образовательный процесс должен обязательно иметь ресурсное подкрепление. Для этого и существует третье "Т" – требования к условиям реализации основных образовательных программ, совокупность регламентов и нормативов, которые обеспечивают успешное функционирование образовательного учреждения по реализации основной образовательной программы, а она, в свою очередь, – достижение планируемых результатов. Грубо говоря, должен быть ресурс, который обеспечивал бы процесс достижения результата.

В предыдущих образовательных стандартах подобного не было…

Совершенно верно, не было. Система "Трех Т" делает ситуацию прозрачной: должны быть квалифицированные учителя, должно быть абсолютно соответствующее СНиПам и СанПиНам здание, должна быть соответствующая материально-техническая база, информационные ресурсы, спортивные сооружения, библиотека и т. д., которые отвечают требованиям стандарта. Если этого нет – мы говорим, что образовательное учреждение не способно обеспечить учебный процесс для достижения планируемых результатов. Обратите внимание, что в данном случае мы с вами не говорим об уровне подготовки выпускника, как это было в предыдущих разработках стандартов. Крайним становится не ученик и не учитель, и даже не всегда директор школы, что все меняет в корне. Ведь если школа не обеспечена – это ответственность муниципалитета, управления образования. Что требуется от школы сейчас в таком случае? По действующим правилам, которые наши читатели знают на практике, крайним оказывается директор, а за ним – учитель и ученики, которые страдают от недоработок.

Второй момент заключается в том, что эта схема достаточно прозрачна. Если есть согласованные требования семьи, общества и государства, если есть основная образовательная программа и примерные требования к условиям, т. е. деньги, кадры и т. п., следовательно, мы эту модель реализуем. Если нет – то либо ищем деньги, либо снижаем требования, т. е. этот процесс можно сопоставить с бизнес-процессом. Если он обеспечен ресурсом – мы его реализуем, если ресурса не хватает – предпринимаем разные шаги по его реализации. Я еще раз хочу обратить внимание именно на то, что центр тяжести ответственности за результат смещается с ученика на основных участников образовательного процесса. Причем очень любопытной новацией в этом плане является то, что кроме муниципалитета, образовательного учреждения ответственным становится и семья. Более того, мы сейчас разработали примерный договор между семьей, школой и муниципалитетом об их солидарной ответственности за результаты образования* (приложение).

Дело в том, что сама система "Трех Т" является, по сути дела, интегральной солидарной ответственностью семьи, общества и государства за результат образования. Сейчас этот документ проходит апробацию в 14 регионах. Должен сказать, что первую реакцию мы уже получили, причем со всех сторон и весьма неожиданную. Семья отреагировала позитивно в том плане, что в этом договоре фиксируется основная образовательная программа, школа принимает на себя вполне понятные определенные обязательства по отношению к семье. Если школа становится несостоятельной в реализации каких-то своих обязательств, тогда семья имеет право в установленном законом порядке предъявить свои претензии к школе. Этот момент весьма любопытен, потому что образование еще с советских времен находится у нас в зоне публичного, а не гражданского права, и фактически здесь ответственность очень занижена.

Одна из задач, которую разработчики сейчас считают наиболее актуальной – поставить перед руководством Минобрнауки России вопрос о том, что образование должно перейти в зону гражданского права. Вступая во взаимоотношения со страховой компанией, с магазином, где что-то приобретаем, с банком, где берем кредит, мы знаем свои права и обязанности. К сожалению, в отношении образования даже права семьи пока на сегодняшний день четкой нормативной базы не имеют, в силу того что образование находится в зоне публичного права. Образовательные учреждения при этом тоже имеют право предъявить свои требования к семье. Насколько семья надлежащим образом выполняет свои обязанности по воспитанию и обучению ребенка, насколько семья обеспечивает условия для выполнения домашних заданий ребенка, его участия во внеурочных мероприятиях и т. д. Безусловно, здесь меняются и взаимоотношения муниципалитета с образовательным учреждением. Недавно мы это обсуждали с мэрами малых городов России. Они прямо говорят, что раньше вся система взаимодействия со школой заключалась в том, чтобы город им дал денег для починки крыши или ремонта здания, и все. В данном случае по новым образовательным стандартам муниципалитет не просто деньги дает, но и может требовать от школы определенного результата. Все эти позиции в договоре зафиксированы.

На первом этапе мы опасались того, что обязанности, которые ложатся на каждого участника образовательного процесса, вызовут негативную реакцию. Оказалось, что те плюсы, которые заложены в Договор, перевесили – и в отношении школы, и в отношении семьи, и в отношении даже муниципалитета, за который мы опасались больше всего.

По результатам апробации в документы будут вноситься поправки, которые позволят реально превратить школу в фундамент построения гражданского общества. Об этом говорил Президент РФ Дмитрий Анатольевич Медведев на Совете по образованию при Президенте РФ, это позволит превратить школу в один из формирующихся институтов гражданского общества, где сходятся интересы семьи, общества и государства в подготовке подрастающего поколения будущих россиян.

Что людей больше всего интересует в тех регионах, где уже начался эксперимент?

Больше всего людям импонируют понятные цели, которых они должны достигнуть по новым стандартам. Потому что они хотят получить не некий предметный результат, а ребенка, который будет успешен. В этом нет ничего уникального и нового, это, как всегда, хорошо забытое старое, то, к чему мы привыкли, с чем мы сами жили. То есть возвращается изменение целевых установок.

По мнению Министра образования и науки РФ Андрея Фурсенко, запланированная мощная финансовая поддержка образования сможет стать намного эффективнее, если образовательная система будет включать в себя самые современные знания и технологии. Как новый стандарт будет работать на развитие инноваций?

Надо адекватно и правильно воспринимать роль общего образования в жизни государства. Недавно в одном из документов я прочитал, что основой российского образования является система профессионального образования. Это – глубокое заблуждение! Даже не школьное, а дошкольное образование формирует базу личностного развития, базу образования для современного человека. Именно с этой точки зрения нужно относиться к отбору содержания школьного и дошкольного образования, педагогических технологий и вообще всего того, что приходит в школу и становится жизнью нашего ребенка.

Мы в этом отношении в новые стандарты второго поколения первоначально заложили программы научно-технического развития Российской Федерации, которые были утверждены Президентом РФ, а начиная с 2007 г. – стали в качестве ориентира использовать Программу долгосрочного социально-экономического развития страны до 2020 г. Там очень четко прописаны вектора развития и требования. Это инновационный, социально ориентированный тип развития. На сегодняшний день мы уже являемся свидетелями того, как инновационная революция инициировала революцию в образовании. Это, знаете, как в свое время книгопечатанье породило появление классических университетов и привело к формированию классно-урочной системы Яна Амоса Каменского. Так и сейчас информационная революция породила открытое образование, колоссальную образовательную среду, в которой мы сегодня живем, где просто механическая передача знаний от учителя к учащемуся осталась в далеком прошлом.

Сама жизнь требует использования новых информационных и педагогических технологий, позволяющих формировать инновационное поведение человека, которое способствует его креативной деятельности, позволяет ему эффективно адаптироваться к быстро изменяющимся условиям окружающей среды, экономики, менять профессии и т. д. Поэтому, конечно, формирование инновационного поведения, использование самых эффективных педагогических технологий, таких как проектная деятельность, исследовательская деятельность ребенка – это ориентир. Одним из главных лозунгов новых стандартов второго поколения является формирование компетентности ребенка по освоению новых знаний, умений, навыков, способностей и пр. Отличительной особенностью новых стандартов является их личностная ориентация – отказ от предметно-центризма и переход к личностной центрации образования.

Александр Михайлович! Заложено ли в новом образовательном стандарте формирование у школьников национальной системы позитивных ценностей и идеалов?

Когда мы анализировали все плюсы и минусы современной российской системы образования, прежде всего, пытались для себя вычленить те ключевые проблемы и зоны, на которые следует в первую очередь обратить внимание. Очень серьезная, существенная проблемная зона – формирование ценностных ориентиров, нравственных систем, морально-этических норм у подра­стающего поколения. В этом плане достаточно широко известен тот проект, который был выполнен нами в прошлом году и сейчас активно внедряется в школьную практику – новая концепция преподавания истории и обществознания в российских школах. В т. ч. это касается и географии, как предмета обществоведческого цикла. Очень важно здесь то, что в базисный учебный план включена вторая половина дня. Разрабатываются рекомендации по включению ее в обязательную часть оплачиваемой нагрузки. Это очень важный момент.

Второй очень существенный момент, на который нельзя не обращать внимания, говоря о современном человеке, – это его коммуникативная компетенция. Я как издатель и как ученый могу сказать, что наши учебники и русского, и иностранного языка до сих пор грешат тем, что имеют сильный крен в сторону языкознания, а учебники литературы – в сторону литературоведения. Это серьезная проблема, потому что мы должны четко для себя понять – что мы хотим получить от детей на выходе из школы? Какими компетенциями должен обладать ученик?

Еще один важный момент – математическое образование, поскольку развитие современных технологий требует серьезных математических знаний, которыми традиционно сильна наша школа. И последнее – естественно­научное образование – нанотехнологии, биотехнологии, азы знаний которых должна закладывать школа, т. к. за ними будущее страны. Это значит, что мы должны обратить особое внимание на отбор того содержания образования, которое является абсолютно необходимым для будущего успешного развития страны и социальной успешности наших граждан.

Конечно, не менее важную роль играют гуманитарные знания. Уже есть новые концепции преподавания истории и обществознания, это очень серьезный вопрос, потому что мы до сегод­няшнего дня преподаем эти предметы с использованием старых подходов. Вынужден сказать, что, например, в целом ряде учебников по истории положен принцип формационного подхода, который показал себя исторически тупиковым. Поэтому в основу новой концепции положен цивилизационный, историко-культурный подход. Мы в условиях деидеологизации и отсутствия ценностных ориентиров потеряли еще один очень существенный момент, без которого невозможно сформировать идентичность современного россиянина – на примерах каких исторических личностей, их деятельности и жизни мы должны воспитывать подрастающее поколение? К сожалению, этот вопрос только поставлен перед нами в текущем году, и мы будем вести широкую общественную дискуссию по отбору тех героев, на примере которых будем воспитывать наших детей.

Еще хочу отметить, что в рамках разработки стандартов второго поколения возникло одно очень интересное неформальное объединение – поликонфессиональная рабочая группа при Российской академии образования, где объединились представители крупнейших конфессий России. С ними мы обсуждаем вопросы, связанные с ценностными ориентирами стандарта: с тем, каким мы хотим видеть нашего выпускника, какие, с их точки зрения, позиции должны быть зафиксированы в стандарте. Они будут приниматься всеми конфессиями и не ущемлять права отдельных из них. Это очень существенные моменты, поскольку школьное образование должно быть основой объединения, а не разъединения, не раскола нации.

Введение новых образовательных стандартов потребует многих изменений в школьной жизни. Одно из них – новые учебники. Будет ли определен какой-либо список обязательных произведений школьной программы, обязательных учебников?

Мы стараемся максимально создать условия для автономности деятельности образовательного учреждения, особенно учителя по отбору тех материалов, на основе которых достигаются планируемые результаты. Естественно, говоря о разработке новых примерных программ по литературе, мы думаем над отбором этих произведений и будем очень внимательно их обсуждать. Я не очень уверен, что те произведения, которые традиционно считаются классическими, понятны современным школьникам. Важны ведь целевые установки – для чего изучается это произведение, с какой целью, что оно даст ребенку? Привьет ли желание читать другие произведения или, наоборот, вызовет раздражение и заставит забыть о чтении на долгие годы? А ведь именно это мы сейчас и фиксируем у наших детей. Такие сложные вопросы мы держим в поле внимания и надеемся успешно на них ответить. Мы разрабатываем новые критерии для отбора учебников и учебных пособий, которые могут использоваться в учебном процессе. Это принципиальная вещь. Я могу сказать, что современная экспертиза школьных учебников, к сожалению, не всегда способна дать адекватную оценку учебникам уже следующего поколения, подчеркиваю, не нового учебника, а учебника следующего поколения, который будет рассчитан на широкое использование в т. ч. и ресурсов Интернета, и пр.

Подводя итог вышесказанному, я бы сказал, что разработка стандарта сложна и комплексна, она тянет за собой огромные системные изменения в образовательной среде. Не надо этих изменений пугаться, потому что задача, которая поставлена перед разработчиками, сформулирована просто – современный учитель должен быть способен реализовать новый стандарт второго поколения после повышения квалификации, потому что никакой стандарт не сможет быть реализован, если он не будет подкреплен ресурсом того человека, которого мы называем "Учитель".

Настоящий проект концепции государственных стандартов общего образования России сохраняет многие идеи, реализованные с различной степенью полноты в предшествующих проектах, и встраивает их в предлагаемую новую модель. В нем нашли свое отражение многие продуктивные идеи, которые имеют немалый потенциал для разработки стандартов нового поколения. Наша работа продолжается.

 


ПРИЛОЖЕНИЕ

^ ПРИМЕРНАЯ ФОРМА ДОГОВОРА

о предоставлении общего образования муниципальными и государственными общеобразовательными учреждениями

 

_________________________        "__" ______________________ г.
               (место заключения договора)                                       (дата заключения договора)

Общеобразовательное учреждение (далее – Школа) 

______________________________________________________________________
                                              (полное наименование учреждения)

на основании лицензии № ____________, выданной _________________________

_______________________________________________________________________
                                                            (наименование органа, выдавшего лицензию)

на срок с "___" __________________ г. до "___" __________________ г., и свидетельства о

государственной аккредитации № _____________________________________, выданного   

_____________________________________________________________________________
                                   (наименование органа, выдавшего свидетельство)

на срок с "___" __________________ г. до "___" __________________ г., в лице руководителя

_______________________________________________________________________________ ,
                                                                                      (фамилия, имя и отчество)

действующего на основании устава, и ______________________________________________ 
                                                                  (наименование органа местного самоуправления или учредителя)

в лице руководителя _____________________________________________________________ ,
                                                                                                     (фамилия, имя и отчество)

действующего на основании ______________________________________________________ 
                                                                                             (вид документа, удостоверяющего полномочия)

(в дальнейшем – Муниципалитет), с одной стороны, и, с другой стороны,

________________________________________________________________________________
(фамилия, имя, отчество и статус законного представителя несовершеннолетнего – мать, отец, опекун, попечитель, уполномоченный представитель органа опеки и попечительства или учреждение социальной защиты, в котором находится нуждающийся в опеке или попечительстве несовершеннолетний, либо лица, действующего на основании доверенности, выданной законным представителем)

(в дальнейшем – Родители) и ______________________________________________________
                                                                  (фамилия, имя, отчество несовершеннолетнего, достигшего 14-летнего возраста)

(в дальнейшем – Обучающийся) заключили в соответствии с Законом Российской Федерации "Об образовании" настоящий договор о нижеследующем:

1. Предмет договора

1.1. Настоящим договором стороны определяют взаимные права и обязанности по обеспечению реализации Обучающимся права на получение бесплатного качественного общего образования следующих ступеней: ______________________________________________________________ 
                                                                  (начального, основного и среднего (полного) общего образования)

2. Обязанности и права Школы

2.1. Школа обязуется обеспечить предоставление Обучающемуся бесплатного качественного общего образования следующих ступеней: _____________________________________________ 
                                                                                             (начального, основного и среднего (полного) общего образования)

в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта и с учетом запросов Родителей и Обучающегося.

2.2. Школа обязуется обеспечить реализацию Обучающемуся следующих образовательных программ Школы ________________________________________________________________

в соответствии с учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий.

2.3. Школа обязуется обеспечить проведение воспитательной работы с Обучающимся в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта, и разрабатываемыми Школой ________________________________________________________ 
                                                  (перечень документов школы, регламентирующих воспитательную деятельность школы)

2.4. Школа обязуется во время оказания образовательных услуг и осуществления воспитательной деятельности проявлять уважение к личности Обучающегося, оберегать его от всех форм физического и психического насилия, обеспечить условия укрепления нравственного, физического и психического здоровья, эмоционального благополучия Обучающегося с учетом его индивидуальных особенностей.

2.5. Школа обязуется обеспечить, при условии соблюдения участниками договора принятых на себя обязательств, освоение Обучающимся образовательных программ Школы.

2.6. Школа обязуется соблюдать санитарные и гигиенические требования, обязательные нормы и правила противопожарной и иной безопасности, предъявляемые к образовательному и воспитательному процессам.

2.7. Школа принимает на себя ответственность за жизнь и здоровье Обучающегося во время осуществления учебной, воспитательной и иной деятельности при нахождении Обучающегося в Школе и пришкольной территории, а также за пределами Школы и пришкольной территории, если такое пребывание осуществляется в соответствии с учебной, воспитательной и иной деятельностью Школы.

2.8. Школа принимает на себя обязательства по организации питания и медицинского обслуживания, а также, при условии отдельных соглашений, обязательства по организации охраны и доставки Обучающегося в Школу и домой, по оказанию дополнительных образовательных услуг.

2.9. Школа обязуется обеспечить неразглашение сведений о личности и состоянии здоровья Обучающегося и личных данных Родителей, ставших известных Школе в соответствии с настоящим договором, за исключением случаев, когда обязанность предоставления таких сведений предусмотрена законодательством или необходима для сохранения жизни и здоровья Обучающегося.

2.10. Школа обязуется в доступной форме обеспечить ознакомление Родителей и Обучающегося с учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы, а также не менее чем за 7 рабочих дней информировать Родителей о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.

2.11. Школа обязуется осуществлять текущий и промежуточный контроль за успеваемостью Обучающегося и в доступной форме информировать о его результатах Родителей и Обучающегося.

2.12. Школа обязуется на безвозмездной и возвратной основе обеспечить Обучающегося необходимыми учебниками и учебными пособиями, обеспечить бесплатный доступ к библиотечным и информационным ресурсам Школы в рамках реализуемых образовательных программ.

2.13. Школа вправе требовать от Обучающегося и Родителей соблюдения устава школы, правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность.

2.14. Школа вправе в случае нарушения Обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность, применить к Обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и вышеуказанными актами. Школа обязана поставить в известность Родителей о намерении применить и о применении к Обучающемуся мер дисциплинарного воздействия.

3.   Обязанности и права Муниципалитета

3.1. Муниципалитет обязуется обеспечить финансирование деятельности и содержание Школы в соответствии с установленными нормативами.

3.2. Муниципалитет обязуется обеспечить, по согласованию с Родителями, перевод Обучающегося, в т. ч. временный, в другое общеобразовательное учреждение в случае аннулирования или приостановления лицензии Школы, утраты Школой государственной аккредитации, реорганизации или ликвидации или в иных случаях приостановления или прекращения деятельности Школы.

3.3. Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях, если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования в форме, выбранной Родителями и Обучающимся.

3.4. Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях, если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования на родном языке, выбранном Родителями и Обучающимся.

4.   Обязанности и права Родителей

4.1. Родители Обучающегося обязаны обеспечить получение Обучающимся основного общего образования и создать условия для получения им среднего (полного) общего образования, в т. ч. обеспечить:

посещение Обучающимся занятий согласно учебному расписанию и иных школьных мероприятий, предусмотренных документами, регламентирующими образовательную и воспитательную деятельность Школы;

подготовку Обучающимся домашних заданий;

Обучающегося за свой счет (за исключением случаев, предусмотренных законодательством и актами органов местного самоуправления) предметами, необходимыми для участия Обучающегося в образовательном процессе (канцелярскими принадлежностями, спортивной формой и т. п.) в количестве, соответствующем возрасту и потребностям Обучающегося.

4.2. Родители обязаны выполнять и обеспечивать выполнение Обучающимся устава и правил внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность.

4.3. Родители обязаны проявлять уважение к педагогам, администрации и техническому персоналу Школы и воспитывать чувство уважения к ним у Обучающегося.

4.4. Родители обязаны при поступлении Обучающегося в Школу и в процессе его обучения своевременно предоставлять необходимые документы и сведения о личности и состоянии здоровья Обучающегося и сведения о Родителях (перечень документов и необходимой информации определен в приложении 2 к настоящему договору), а также сообщать руководителю Школы или классному руководителю об их изменении.

4.5. Родители обязаны посещать родительские собрания, а при невозможности личного участия обеспечивать их посещение доверенными лицами, по просьбе руководителя Школы или классного руководителя приходить для беседы при наличии претензий Школы к поведению Обучающегося или его отношению к получению общего образования.

4.6. Родители обязаны извещать руководителя Школы или классного руководителя об уважительных причинах отсутствия Обучающегося на занятиях.

4.7. Родители обязаны возмещать ущерб, причиненный Обучающимся Школе, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4.8. Родители вправе выбирать формы получения общего образования, в т. ч. семейное образование. Если Школа не имеет условий для реализации программ общего образования в форме, выбранной Родителями и Обучающимся, то Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении общего образования в различных формах в иных общеобразовательных учреждениях. Родители вправе, с учетом возможностей Обучающегося, просить установить Обучающемуся индивидуальный учебный план или ускоренный курс обучения.

4.9. Родители вправе требовать предоставление Обучающемуся основного общего образования на родном языке. Если Школа не имеет условий для реализации программ основного общего образования на родном языке, выбранном Родителями и Обучающимся, то Муниципалитет оказывает содействие Родителям и Обучающемуся в получении основного общего образования на родном языке в иных общеобразовательных учреждениях.

4.10. Родители вправе защищать законные права и интересы ребенка, в т. ч.:

получать в доступной форме информацию об успеваемости Обучающегося;

не позднее чем за месяц получать в доступной форме информацию о намерении Школы применить к Обучающемуся меры дисциплинарного воздействия, предусмотренные законодательством и актами Школы, а также в течение семи рабочих дней – информацию о применении к Обучающемуся мер дисциплинарного воздействия, участвовать в проведении проверки в отношении Обучающегося;

вправе быть принятым руководителем Школы и классным руководителем по вопросам Обучающегося, принимать участие в заседании педсовета по вопросам, касающимся Обучающегося.

4.11. Родители вправе принимать участие в управлении Школой, в т. ч.:

входить в состав органов самоуправления Школы;

вносить предложения о содержании образовательной программы Школы, языке обучения, режиме работы Школы и т.п.;

в доступной форме ознакомиться с учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы;

в доступной форме получать не менее чем за 7 рабочих дней информацию о проведении родительских собраний и иных школьных мероприятий, в которых Родители обязаны или имеют право принимать участие.

4.12. В случае ненадлежащего исполнения Школой своих обязанностей и условий настоящего договора Родители имеют право обжаловать действия Школы в установленном порядке учредителю Школы, органам, осуществляющим надзор и контроль в сфере образования, и в судебном порядке, а также требовать возмещения ущерба, нанесенного в результате ненадлежащего исполнения Школой своих обязанностей и условий настоящего договора.

5. Обязанности Обучающегося (для договора с потребителем, достигшим 14-летнего возраста)

5.1. Обучающийся обязан:

посещать занятия, указанные в учебном расписании;

выполнять задания по подготовке к занятиям, даваемые педагогами Школы;

соблюдать устав Школы, правила внутреннего распорядка Школы и иных актов Школы, регламентирующих ее деятельность, учебную дисциплину и общепринятые нормы поведения, в частности проявлять уважение к педагогам, администрации, техническому персоналу Школы и другим Обучающимся, не посягать на их честь и достоинство;

бережно относиться к имуществу Школы.

5.2. Обучающийся имеет право на получение образования в соответствии с федеральными государственными образовательными стандартами, обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам, ускоренный курс обучения.

5.3. Обучающийся имеет право выбора формы получения образования.

5.4. Обучающийся имеет право в доступной форме ознакомиться с учредительными документами школы, лицензией, свидетельством о государственной аккредитации, основными и дополнительными образовательными программами, с учебным планом, годовым календарным учебным графиком, расписанием занятий, правилами внутреннего распорядка и иными документами, регламентирующими образовательную, воспитательную и административную деятельность Школы.

5.5. Обучающийся имеет право на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами библиотек.

5.6. Обучающийся имеет право на участие в управлении образовательным учреждением, уважение своего человеческого достоинства, свободу совести, информации, свободное выражение собственных мнений и убеждений.

5.7. Обучающийся имеет право получать полную и достоверную информацию об оценке своих знаний и критериях этой оценки.

6 . Основания изменения и расторжения договора и прочие условия

6.1. Условия, на которых заключен настоящий договор, могут быть изменены либо по соглашению сторон, либо в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации. Условия, ухудшающие положение Обучающегося по сравнению с действующим законодательством, считаются недействительными.

6.2. Договор считается расторгнутым в случае исключения Обучающегося из Школы по основаниям и в порядке, предусмотренными законодательством, в т. ч. по завершению обучения, а также в случае перевода Обучающегося в другое образовательное учреждение.

6.3. Настоящий договор вступает в силу со дня его заключения сторонами и издания Школой приказа о зачислении Обучающегося.

6.4. Обязательства Школы, предусмотренные пунктами 2.10 и 2.11, считаются выполненными, если они выполнены хотя бы в отношении одного из Родителей.

6.5. Договор составлен в трех (четырех) экземплярах, имеющих равную юридическую силу.

7. Подписи и реквизиты сторон




Похожие:

Образовательные стандарты второго поколения iconПриказ №109 ┌ о подготовке введения ┐ федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения
«О создании рабочей группы по переходу на государственные образовательные стандарты второго поколения», в целях эффективной организации...
Образовательные стандарты второго поколения iconПротокол № от 2012 г. «Согласовано»
Требований к результатам освоения основных образовательных программ начального общего образования (стандарты второго поколения),...
Образовательные стандарты второго поколения iconДокументи
1. /Документы, регламентирующие переход на новые образовательные стандарты второго поколения...
Образовательные стандарты второго поколения iconПриказ №28 «О создании и полномочиях Совета по введению фгос второго поколения»
В целях организации работы по подготовке к переходу начальной школы на новые образовательные стандарты, на основании приказа управления...
Образовательные стандарты второго поколения iconПояснительная записка I. Общие положения
Общеобразовательное учреждение в 2012-2013 учебном году реализует в 5-х классах федеральные государственные образовательные стандарты...
Образовательные стандарты второго поколения iconПояснительная записка к учебному плану моу нижневерейской сош, реализующей стандарты второго поколения в 1-х классах в 2011-2012 учебном году
Учебный план сформирован на основе базисного учебного плана, рекомендованного фгос второго поколения с учетом особенностей и возможности...
Образовательные стандарты второго поколения iconПриказ №954 г. Нижний Новгород
Внести в приказ министерства образования Нижегородской области от 27. 02. 2010 №180 "О создании рабочей группы по переходу на федеральные...
Образовательные стандарты второго поколения iconПлан работы методического совета мбоу арефинской сош 2012 2013 учебный год
Тема работы методсовета: Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные...
Образовательные стандарты второго поколения iconМониторинг повышения квалификации учителей начальных классов моу сош №6 с. Серафимовского Арзгирского района Ставропольского края оу фио учителя класс 2010-2011
«Федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения как условия совершенствования качества образования в современной...
Образовательные стандарты второго поколения iconПриказ №180 о создании рабочей группы по переходу на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения
На основании решения коллегии министерства образования Нижегородской области от 18 февраля 2010 года №3 – р "Об итогах реализации...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов