Социальные отношения icon

Социальные отношения



НазваниеСоциальные отношения
Дата конвертации07.09.2012
Размер152.43 Kb.
ТипДокументы

Социальные отношения

  1. Признаком нации как историко-культурной общности яв­ляется:

    1. язык;

    2. похожесть внешних данных;

    3. общность исторического пути.

  1. Стремление нации к расширению связей, ломке нацио­нальных перегородок называется:

    1. национальной интеграцией;

    2. национальной адаптацией;

    3. национальным самосознанием;

    4. национальной дифференциацией.

  1. Одной из причин национального конфликта может быть:

    1. признание культурной автономии меньшинства;

    2. произвольное изменение административных границ;

    3. преследование языка и традиций.

  2. Геноцид - это:

    1. лишение избирательных прав по национальному признаку;

    2. ограничение в получении образования;

    3. уничтожение целых народов по национальному признаку.

  3. Форма расовой дискриминации, когда население ограни­чивается в правах по национальному признаку, - это:

    1. шовинизм;

    2. расизм;

    3. апартеид.

  1. Возвеличивание какой-либо нации в ущерб другим - это:

    1. шовинизм;

    2. расизм;

    3. геноцид.

  1. Суть гуманистического подхода к национальным пробле­мам в:

    1. отказе от национального насилия в любой форме;

    2. признании приоритета прав личности над правами государства и нации;

    3. признании приоритета самой большой по числен­ности нации;

    4. стремлении уйти от решения национальных проблем.

  2. Сохранение национальных интересов состоит в том, что необходимо:

    1. сохранить свою особенность и неповторимость;

    2. противопоставить свои обычаи и культуру другим;

    3. способствовать сближению культуры своего наро­да с другим.

  3. Интеграция и дифференциация - это:

    1. взаимоисключающие процессы;

    2. две стороны одного и того же процесса;

    3. взаимосвязанные процессы

    4. никак не связанные процессы.

  1. Тенденция к межнациональной интеграции проявляется в

    1. сепаратизме

    2. усилении национальных особенностей

    3. сближении народов

    4. национальной изоляции

  1. К этническим группам относятся:

    1. молодежь

    2. городское население

    3. средний класс

    4. племя

  1. Верны ли следующие суждения о межнациональных отношениях?

      1. Межнациональное сотрудничество способствует развитию национальной культуры.

      2. Межнациональное сотрудничество способствует преодолению национальной ограниченности.

а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны

  1. Предотвратить межнациональные конфликты можно через:

    1. создание национально однородных государств;

    2. компактное расселение одной национально­сти в пределах многонационального государства;

    3. обеспечение прав и свобод всех граждан, независи­мо от национальной принадлежности;

    4. последовательного наращивания военного потенци­ала государства.

  2. Приведите в соответствие причины и типы конфликтов, исключив лишнее

      1. Территориальные

      2. Экономические

      3. Социальные

      4. Культурно-языковые

  1. Умаление роли родного языка

  2. Борьба за обладание собственностью, материальными ресурсами, в том числе за землю, недра.

  3. Ущемление гражданского равноправия, равенства перед законом

  4. Борьба за создание нового, независимого государства

  1. Вставьте пропущенное в схеме слово:

  2. Отклоняющееся поведение - это

    1. любые изменения в жизни человека

    2. перемещение человека в пределах своей группы

    3. несоблюдение принятых в обществе норм

    4. изменение статуса человека

  3. Примером негативного отклоняющегося поведения явля­ется

    1. повышенный интерес к результатам спортивных состязаний

    2. фанатическая преданность творчеству музыкальной группы

    3. применение криминальных методов для решения личных проблем

    4. чрезмерное увлечение гуманитарными предметами

  4. Мера отрицательного или положительного воздействия на человека - это

    1. социальная норма

    2. социальная санкция

    3. социальная роль

    4. социальный статус

  1. Автор романа получил гос. премию. Другим примером формальных позитивных санкций является:

    1. всенародная слава

    2. вручение памятного подарка

    3. всеобщее уважение

    4. лестные отзывы читателей

  1. Одобрение окружающими поступков человека может быть выражено в виде формальных и неформальных санкций. К числу неформальных относится

    1. вручение грамоты

    2. лестный отзыв

    3. премирование

    4. вручение памятного подарка

  1. Изобретательство - это форма

    1. негативного отклоняющегося поведения

    2. позитивного отклоняющегося поведения

    3. неправомерного поведения

    4. неотклоняющегося поведения

  1. Установите соответствие

      1. психологическое объяснение при­чин отклонений

      2. социологическое объясне­ние причин отклонений

      3. биологическое объясне­ние причин отклонений

  1. в основе поведения, нарушающего установленные нормы, лежит иная система ценностей и правил, чем та, которая закреплена в праве.

  2. наличие у людей при­рожденной предрасположенности к нарушениям социальных норм

  3. зависимость отклоняющегося поведения от кризисных явлений в общественном развитии.

  4. ценностно-нормативные представления личности: по­нимание окружающего мира, отношение к социальным нор­мам

  1. Соотнесите термины и их определения и примеры:

А. престиж; Б. авторитет

    1. Оценка обществом общественной значимости тех или иных позиций, занимаемых людьми;

    2. Степень признания обществом личных и деловых качеств какого-либо из их членов.

  1. харизма человека

  2. профессия человека.

  1. В обществе укоренилось представление о том, что ученик должен выполнять домашние задания. Этот пример иллюстрирует особенности его

    1. социальной мобильности

    2. социального положения

    3. социального статуса

    4. социальной роли

  1. Положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением:

    1. социальная роль

    2. иерархия

    3. социальный статус

    4. социальная стратификация

  1. В ходе игры в "дочки-матери" дети в первую очередь:

    1. овладевают способами действий

    2. приобретают знания

    3. осваивают социальные роли

    4. следят за соблюдением ритуалов

  1. После расторжения брака гражданин Б. продолжал по выходным дням совершать с сыном лыжные прогулки. Этот пример иллюстрирует особенности

    1. выполнения социальной роли

    2. соблюдения социальной нормы

    3. осуществления социального контроля

    4. проявления социальной мобильности

  1. Какой статус относят к предписанному статусу?

    1. муж

    2. отец

    3. преподаватель

    4. внук

  1. Какой статус относят к достигаемому статусу?

    1. Маркиза

    2. Преподаватель

    3. Дочь

    4. Молдаванка

  1. Установите соответствие между видами и критериями статуса:

А. достигаемый Б. предписанный

    1. национальность

    2. профессия

    3. пол

    4. образование

    5. язык

    6. раса

  1. Выделите из параметров, определяющих статус человека те, которые могут быть как предписанными, так и достигаемыми

    1. Финансовое положение

    2. Семейное положение

    3. Социальное происхождение

    4. Религиозная принадлежность

    5. Возраст

    6. Пол

    7. Язык

    8. профессия

  1. Назовите три черты человека, предопределяющие его негативное отклоняющееся поведение.

  2. Эстетические нормы

    1. закрепляются в государственном законодательстве

    2. обеспечиваются силой государственного принуждения

    3. основаны на вере в сверхъестественные силы

    4. закрепляют представления о прекрасном и безобразном

  3. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

А. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество.

Б. При частичном разрешении конфликта сохраняются условия для его продолжения.

а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны

  1. "На основе усиления межплеменных связей складываются народности, а из родственных и не родственных друг другу народностей в результате развития экономических связей возникли________"

  2. Раскройте на трех примерах роль социальных норм в жизни общества.

  3. Поведение, не соответствующее требованиям социальных норм, назы­вается:

    1. аморальным

    2. девиантным

    3. безнравственным

    4. противоправным

  1. Племена и народности — это:

    1. исторические типы общества

    2. социальные страты

    3. этнические общности

    4. социальные группы

  1. По какому признаку выделены такие социальные группы, как род, племя, народность?

    1. Демографическому

    2. Этническому

    3. Территориальному

    4. социально-классовому

  1. Какая из перечисленных социальных групп не имеет общего социаль­но значимого признака?

    1. Дети

    2. Пожилые люди

    3. Мужчины

    4. Молодежь

  1. Семья в отличие от других малых групп характеризуется:

    1. высокой политической активностью

    2. общностью быта

    3. общими увлечениями

    4. профессиональными интересами

  1. Самостоятельное регулирование индивидом своего поведения согласно общепринятым социальным нормам:

    1. самоконтроль

    2. самообразование

    3. социализация

    4. самореализация

  1. Верны ли следующие суждения?

А. Нравственные нормы возникли позже правовых.

Б. Эстетические нормы находят отражение в законах, международных договорах.

а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны

  1. К малым группам, в отличие от больших, можно отнести:

    1. мелких предпринимателей страны

    2. директоров предприятий региона

    3. бригаду рабочих на крупном предприятии

    4. рабочих страны

  1. Какому понятию соответствует следующее определение? «Правила, требования общества к человеку, в которых более или ме­нее точно определены объем, характер, а также границы возможного в его поведении».

  2. Какие социальные санкции существуют?

  3. Репродуктивная функция семьи проявляется в

    1. организации потребления

    2. моральной регламентации поведения

    3. воспитании детей в традициях семьи

    4. биологическом воспроизводстве

  1. Т. и В. проживают вместе, имеют общего ребенка. Какая дополнительная информация позволит сделать вывод о том, что этот союз с юридической точки зрения является семьей?

    1. Они совместно владеют квартирой.

    2. Т. и В. живут вместе уже 15 лет.

    3. У них общий бизнес по предоставлению туристических услуг

    4. Отношения Т. и В. зарегистрированы в органах ЗАГС

  2. Верны ли следующие суждения о социальных ролях человека?

      1. Социальная роль определяет модель поведения в той или иной ситуации.

      2. Все социальные роли официально закрепляются за человеком

а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны

  1. Основной особенностью норм права, в отличие от других социальных норм, является то, что они

    1. устанавливаются государством

    2. складываются в течение жизни нескольких поколений

    3. регулируют отношения в сфере власти

    4. устанавливают справедливость

  1. Верны ли следующие суждения

А. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другому так, как другой поступает по отношению к тебе».

Б. Золотое правило морали гласит: «Поступай по отношению к другому так, как хочешь, чтобы другой поступал по отношению к тебе».

а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны

  1. В ходе социологического опроса 2007 г. (Левада-Центр) 1600 россиянам предлагалось ответить на вопрос о равноправии женщин и мужчин в современной России. Полученные результаты (отдельно по ответам двух групп: мужчины и женщины) представлены в графическом виде. (Статистическая погрешность подобных опросов не превышает 3%.)Сформулируйте любые три вывода по результатам опроса. Приведите обоснование одного из сделанных выводов.

  2. Правила «Не воруй», «Не лги», «Почитай старших» являются нормами:

    1. искусства

    2. науки

    3. морали

    4. права

  1. Моральные нормы:

    1. поддерживаются страхом наказания;

    2. обеспечиваются силой государственного принуждения;

    3. имеют оценочный характер, их нарушение встречает общественное осуждение;

    4. закрепляют представление о прекрасном и безобразном в поведении людей, в производстве и быту

  2. Верны ли следующие суждения

А. Моральные нормы не убей, не кради, не лги, уважай старших являются общечеловеческими.

Б. Вышеперечисленные моральные нормы признаются как образцы для поведения только в обществах, в которых установлена демократия.

а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны

  1. Основными типами социально-этнических общностей являются

    1. род, племя, народность, нация

    2. семья, община, ассоциация, объединение

    3. село, район, город, область

    4. слой, подгруппа, группа, страта

  1. Этническое самосознание выражается в осознании принадлежности к одному

    1. этносу

    2. региону

    3. государству

    4. семейному клану

  1. Позиция, положение человека в группе или обществе.

    1. статус

    2. роль

    3. предмет

    4. объект

  1. Механизм регуляции поведения индивидов и групп, включающий нормы и санкции.

    1. социальный контроль

    2. социализация

    3. социальный статус

    4. социальная роль

  1. Социальный конфликт представляет собой

    1. острое противоречие между субъектами общества по поводу каких-либо ресурсов этого социума

    2. утрату властью контроля за политическим процессом

    3. ослабление социальных институтов

    4. рост влияния неподвластных социальной системе групп населения

  2. Продолжите фразу: Особое взаимодействие индивидов, групп и объединений при столкновении их несовместимых взглядов, позиций и интересов называется социальным __________.

  3. Верны ли следующие суждения о социальных конфликтах?

      1. Полное разрешение конфликта предполагает, что на смену борьбе приходит сотрудничество.

      2. При частичном разрешении конфликта сохраняются условия для его продолжения.

а) Верно только А б) Верно только Б в) Верны оба суждения г) Оба суждения неверны

  1. В
    ставьте в схему пропущенные слова:

  2. Основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта и взаимной ответственностью, - это

    1. Род

    2. Сословие

    3. Семья

    4. Элита

  1. Одной из тенденций развития современной семьи является:

    1. тесная связь поколений

    2. усиление роли мужчины

    3. рост численности гражданские браков

    4. увеличение численности многодетных семей

  1. Взрослый сын оказывает материальную поддержку своим родителям. Какая из функций семьи проявляется?

    1. экономическая

    2. репродуктивная

    3. досуговая

    4. социально-статусная

  1. Принадлежность к семье Р. предоставляет ее членам возможность сделать хорошую карьеру. Какая функция семьи иллюстрируется данным примером?

    1. экономическая

    2. социального контроля

    3. эмоционально-психологическая

    4. социально-статусная

  1. Отношения между супругами, родителями и детьми, прежде всего, регулируются правом

    1. административным

    2. трудовым

    3. уголовным

    4. семейным

  1. В Российской Федерации юридическую сипу имеют:

    1. фактические брачные отношения;

    2. зарегистрированный брак;

    3. религиозный брак.

  1. Прочитайте текст и выполните задания

Современную демографическую революцию порой сво­дят к изменению баланса смертности и рождаемости, т.е. делают акцент на механизмах демографического воспро­изводства населения. Между тем демографическая рево­люция - это и качественное изменение одного из важнейших общественных институтов - семьи. Для выявления социологических и социально-психологических последствий демографической революции нужно сопоставить две фор­мы семьи: традиционную, патриархальную, существовав­шую многие тысячи лет... и современную, нуклеарную.

Одной из наиболее ярких демографических характерис­тик патриархальной семьи была её многодетность. Пат­риархальная семья характеризовалась жесткой авторитар­ностью отношений, навязываемых мужчинами женщинам, старшим - младшим членам семьи. Это означает, что в качестве социального института патриархальная семья по­ставляла обществу рабочую силу, ориентированную на сле­пое повиновение, на минимум профессиональной автономии и инициативы...

Демографическая революция разрушила патриархальную семью и на её место воздвигла новую, нуклеарную. Начал­ся процесс возрастающего общественного самоопределе­ния новых поколений: достигшие совершеннолетние и всту­пающие в брак дети предпочитают жить отдельно от роди­телей и строить отношения по своему усмотрению...

Не менее важным оказались и собственно демографи­ческие последствия, связанные с процессами самоопреде­ления женщин. Их стремление к равенству, профессиональ­ному самоутверждению, образованию и культуре, досугу неизбежно отразились на процессах рождаемости: демог­рафически необходимое (отданное родам, кормлению, вос­питанию детей) время сократилось в пользу демографичес­ки свободного, предназначенного для удовлетворения дру­гих нужд.

Так начала формироваться малодетная семья... патри­архальная семья давала количественный рост населения,.. нуклеарная семья делает акцент на качестве поколения, А.Ю. Лазебникова

На основе знаний курса и авторского текста назовите два типа семьи.

Какие факторы, по мнению автора, повлияли на переход от одного к другому типу семьи?

Опираясь на текст и обществоведческие знания, назо­вите характерные черты нуклеарной семьи.

Опираясь на текст и обществоведческие знания приве­дите не менее трех характеристик положения женщины в современной семье.



Похожие:

Социальные отношения iconСоциальные отношения Проверяемые знания
Социальная структура общества; социальные группы; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте;...
Социальные отношения iconВопросы к зачету по социологии для заочной формы обучения
Социальное взаимодействие и социальные отношения. Общественное мнение как институт гражданского общества
Социальные отношения iconI. Социальные факторы
Социальные и исторические предпосылки развития Средневековой культуры. 11. Культура Европы Нового Времени(сер. 17-нач. 20). Эпоха...
Социальные отношения iconПонятие " хозяйственное право" может использоваться в пяти значениях
Как отрасль законодательства, – это совокупность юридических норм, регулирующих отношения, в том числе предпринимательские и иные...
Социальные отношения iconКак наладить отношения с одноклассниками
К сожалению, не у каждого складываются хорошие отношения с одноклассниками. Хотя больше всего времени Вы проводите с ними. Так как...
Социальные отношения iconПриказ №501 Об областной акции «В будущее без риска» (работа образовательных учреждений по пропаганде здорового образа жизни)
И с целью формирования отношения к здоровому образу жизни как к личному и общественному приоритету, пропаганды ответственного отношения...
Социальные отношения iconЭкономика. Кризис и его социальные последствия
Экономика. Кризис и его социальные последствия 2009 год в экономическом отношении являлся наиболее трудным годом для Республики Коми....
Социальные отношения iconЗакон республики беларусь 8 января 1998 г. №135-з о совместном домовладении Принят Палатой представителей 17 декабря 1997 года Одобрен Советом Республики 20 декабря 1997 года Изменения и дополнения
Настоящий Закон определяет правовые, социальные, организационные и экономические отношения в совместном домовладении и направлен...
Социальные отношения iconКлассный час на тему: «Правда о наркотиках»
Формирование позитивного отношения подростков к себе, ответственности за свое поведение, негативного отношения к наркотикам и их...
Социальные отношения iconПрактическая работа Тема: Отношения между понятиями: тождество, пересечение, подчинение
Задача 1: Изобразите с помощью кругов Эйлера отношения: тождества, пересечения, подчинения
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы