Тема политика в жизни общества icon

Тема политика в жизни общества



НазваниеТема политика в жизни общества
страница1/3
Дата конвертации07.09.2012
Размер0.59 Mb.
ТипДокументы
  1   2   3

Политика - 2

Тема ПОЛИТИКА В ЖИЗНИ ОБЩЕСТВА

Политика - многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их интересы, политических организаций, институтов, движений, лидеров по поводу власти и управления обществом.



 

Политика как деятельность охватывает комплекс взаимосвязанных явлений и процессов:

  • организованные действия социальных групп и представляющих их учреждений власти по управлению общественной жизнью;

  • общественные отношения между социальными группами и сообществами людей по поводу государственной власти, её завоевания, удержания и использования;

  • научно обоснованную теорию, ориентирующую политику, определяющую её цели, стратегию, тактику;

  • политическую идеологию, совокупность идеологических ценностей и норм;

  • профессиональное политическое руководство.

 Подходы к анализу политики как общественного явления:

  • политика - как деятельность. Главное внимание уделяется политической практике, деятельности политических институтов, отдельных социальных групп;

  • политика - как наука включает в себя прежде всего теоретические разработки, различного рода политические документы, методологические основы политики;

  • политика - как искусство - искусство управления, осуществления власти.

 Функции политики

Интеграция различных сфер общественной жизни, обеспечение целостности и стабильности общества.

Выражение интересов социальных групп и слоев общества, отдельных граждан.

Управление и руководство политическими и общественными процессами в интересах наиболее влиятельных слоев и групп населения и (или) общества в целом.

Обнаружение и рассмотрение социально-политических конфликтов, разрешение их цивилизованными способами и методами.

Социализация личности, включение ее в сложный мир общественных отношений.

Обеспечение преемственности и обновления развития общества и человека.

Тема Политическая система, ее структура и функции

Политическая система общества — это сложная, раз­ветвленная совокупность различных политических инсти­тутов, социально-политических общностей, форм взаимо­действий и взаимоотношений между ними, реализуемых че­рез политическую власть.

В политической системе, согласно одному из подходов, су­ществующих в политологии, выделяется пять структурных компонентов, которые называют подсистемами.


Структура политической системы общества



подсистемы



Институциональная

Нормативная

Культурно-идеологическая

Функциональная

Коммуникативная

Структурные компоненты (подсистемы) политической системы общества

Подсистема

Ее сущность

Институцио­нальная

Включает:

  • государство — это единая политическая организация общества, которая распрост­раняет свою власть в отношении всего населения на закрепленной за ним террито­рии, располагает специальным аппаратом управления, издает обязательные для всех веления и обладает суверенитетом. Это главный институт политической системы;

  • политические партии — это организован­ные группы единомышленников, выражаю­щие интересы определенных социальных слоев и стремящиеся к достижению опреде­ленных политических целей (завоевание го­сударственной власти или участие в ее осуществлении);

  • общественно-политические движения — это добровольные формирования, возникшие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на осно­ве общности своих интересов

  • иные политические институты

Нормативная

Включает: политические принципы; политиче­ские традиции; нормы морали, воплощенные в конституциях, иных законах, партийных про­граммах, уставах политических объединений, а также в процедурах, определяющих правила поведения в политике

Функци­ональная

Охватывает формы и направления политической деятельности, методы осуществления власти

Коммуника­тивная

Совокупность связей и взаимодействий:

  • между подсистемами политической системы;

  • между политической системой и другими подсистемами (сферами общественной жиз­ни) общества: экономической, социальной и т. п.;

  • между политическими системами различ­ных стран

Культурно-идеологиче­ская

Охватывает:

  • политическую психологию — совокуп­ность представлений, чувств, эмоций, пси­хологических стереотипов, отражающих непосредственное отношение людей к сло­жившейся политической системе общества, политике, политическим институтам;

  • политическую идеологию — систему идей, взглядов, концепций на политическую жизнь, способов объяснения мира полити­ки, в основе которого лежат ценности, ори­ентации на те или иные политические яв­ления, процессы, структуры;

  • политическую культуру — систему сло­жившихся в обществе норм политического по­ведения на основе представлений о полити­ческих идеалах, справедливом государстве, смысле политической жизни, значимости по­литической борьбы, способов оценивания и объ­яснения политических явлений

Функции политической системы

    • Определение целей, задач, путей развития общества.

    • Организация деятельности общества по выполнению принятых целей и программ.

    • Распределение материальных и духовных ценностей.

    • Формирование политического сознания, приобщение членов общества к политическому участию и деятельности.

    • Согласование разнообразных интересов государства и социальных общностей.

    • Обеспечение внутренней и внешней безопасности и ста­бильности политического строя.

    • Разработка правил и законов поведения людей и групп в обществе.

    • Контроль за соблюдением выполнения законов и пра­вил, пресечение действий, нарушающих политические нормы.




Взаимодействие политической системы со средой

























Воздействие общества на по­литическую систему




Воздействие политической системы на общество
















Импульсы, побуждающие по­литическую систему реагиро­вать на них




Решения, осуществление мер по их претворению в жизнь

Тема Государственный аппарат

Государственный аппарат (механизм) — система го­сударственных органов и учреждений, при помощи которых осуществляются государственная власть и государствен­ное управление.

Структура государственного аппарата определяется функ­циями государства и зависит от тех конкретных задач, кото­рые оно призвано решать в конкретно-историческую эпоху. Первичной ячейкой государственного аппарата выступают его органы и учреждения.

Государственные органы — составные части аппарата го­сударства (физические лица или организации), наделенные государственно-властными полномочиями и участвующие в осуществлении функций государства.

Эти органы имеют юри­дическую основу деятельности (нормы права); действуют от имени государства; могут применять принуждение; структур­но обособлены.

Государственные учреждения — государственные орга­низации, выполняющие те или иные функции государства, но не наделенные властными полномочиями (образовательные и научно-исследовательские учреждения, библиотеки, почты, телеграфы, вокзалы и другие учреждения связи и транс­порта).

Государственный аппарат состоит из следующих струк­турных элементов:

1. Служащие, профессионально занимающиеся управле­нием и получающие за это материальное вознаграждение.

2. Иерархичная система государственных органов и уч­реждений, которые правомочны совершать действия, направ­ленные на урегулирование всех сфер общественной жизни.

3. Материальные средства, которые необходимы для функ­ционирования первых двух элементов.

Многообразие функций государства, форм и методов их реализации обусловливает наличие достаточно развитой сис­темы государственных органов. В их числе в современном де­мократическом государстве выделяют: главу государства; органы законодательной власти; органы исполнительной власти; органы судебной власти; органы государственного принуждения (органы внутренних дел, государственной без­опасности, прокуратура, исправительные учреждения); во­оруженные силы.

Компетенция государственного органа — это объем и перечень государственно-властных полномочий, закреплен­ных за этим органом, а также его юридические обязанности.

Кроме этого, часто в понятие компетенции включается пе­речень вопросов, по которым данный орган вправе самостоя­тельно принимать властные решения.

Принципы организации и деятельности государственного аппарата

  • Принцип представительства интересов граждан во всех звеньях государственного аппарата

  • Принцип разделения властей, который исключает возможность произвола со стороны государственных органов и должностных лиц .

  • Принцип демократизма, позволяющий учитывать интересы большинства граждан государства

  • Принцип законности, означающий обязательность соблюде­ния законов во всех звеньях государственного аппарата

  • Принцип гласности, обеспечивающий открытость деятель­ности государственных органов

  • Принцип профессионализма и компетентности государст­венных служащих, гарантирующий высокий уровень реше­ния вопросов государственной жизни

  • Принцип федерализма (в федеративных государствах), обеспечивающий разграничение предметов ведения между феде­рацией и ее субъектами

Структура госаппарата

Класси­фикация

Органы госаппарата

Разделение властей

  • Система законодательных (представи­тельных) учреждений

  • Исполнительно-распорядительные органы

  • Судебные органы

Выполняемые функции

  • Органы, осуществляющие внешние функции (вооруженные силы, разведка, органы меж­государственных отношений, информации)

  • Органы, осуществляющие внутренние функ­ции

    • органы правопорядка, безопасности: поли­ция, суд, прокуратура и др.;

    • органы социально-экономического регулирования: финансово-на­логовый аппарат, учреждения связи, транспор­та, коммунальной службы и др.;

    • органы духов­ного производства: учреждения образования, культуры, органы информации и др.

Государственный аппарат осуществляет свою деятельность в двух формах:

      • организационной — направлена на внедрение в деятельность органов государства научных и эффективных методов организации труда, выработку и реализацию реко­мендаций по ее совершенствованию и т. п. и

      • правовой — носит властный характер, реализуется в общеобязательных предпи­саниях, адресованных соответствующим субъектам.

Тема Политические партии и движения.

Политическая партия (от лат. pars (partis) — часть, участие, доля) — это организованная группа единомыш­ленников, выражающая интересы определенных социаль­ных слоев и стремящаяся к достижению определенных политических целей (завоевание государственной власти или участие в ее осуществлении).

Отличительные признаки политической партии

  • Носитель определенной идеологии или особого видения мира и человека.

  • Нацеленность на завоевание и осуществление власти.

  • Наличие политической программы, т. е. документа, в котором формулируются цели и задачи партии как в плане участия в политической жизни, так и на тот случай, если пар­тия придет к власти.

  • Наличие организации:

    • в любой партии есть руководящие органы, как цент­ральные, так и местные, на которых лежит задача выработки стратегий и тактик политической активности партии;

    • любая партия характеризуется членством, т. е. состоит из строго определенного числа членов, которые обычно пла­тят членские взносы и определенным образом участвуют в де­ятельности партии;

    • любая партия имеет устав, т. е. документ, в кото­ром устанавливаются важнейшие нормы внутрипартийной жизни.

  • Наличие разветвленной сети местных организаций, ядро которых образуют активисты-добровольцы.

Основные функции политической партии:

    • борьба за власть в государстве и влияние на политику государства; участие в осуществлении власти;

    • участие в формировании власти; политическое воспитание;

    • формирование обществен­ного мнения; подготовка кадров политиков;

    • выражение инте­ресов социальных групп.

Клас­сификация

Виды партий

Идеологиче­ская направ­ленность

  • Социал-демократические — выступают за более заметное участие государства в жизни общества, в управлении экономикой при сохранении ос­новных свобод

  • Коммунистические — стремятся к полному ого­сударствлению экономики, распределению бо­гатств с учетом интересов всех социальных слоев общества, полному контролю со стороны госу­дарства над сферами образования, здравоохране­ния и т. д.

  • Консервативные и либеральные — ориентиру­ются на разгосударствление экономики и неко­торых других сфер жизни, т. е. на минимизацию участия государства в жизни общества

  • Клерикальные — придерживаются религиозной идеологии

  • Националистические — строят свою деятель­ность на основе националистических и фашист­ских идей

Участие в

осуществ­лении власти

  • Правящие — это те партии, которые находятся у власти

  • Оппозиционные — это те партии, которые не на­ходятся у власти и имеют главную задачу — за­воевать власть: легальные, полулегальные, неле­гальные

Характер

членства

  • Кадровые партии: — немногочисленны; — в них свободное членство; — опираются на профессиональных политиков и финансовую элиту; — в них только те члены, которые голосуют на выборах за данную партию; — проводят деятельность только в период выбо­ров

  • Массовые партии: — многочисленны; — в них преобладает воспитательная функция; — отличаются тесной связью между членами партии; — в них есть жесткая дисциплина; — есть первичные парторганизации; — их деятельность проводится систематически

Шкала

политическо­го спектра

  • Левые партии (социалистические и коммунис­тические партии): — за реформы; — за вытеснение частного сектора; — социальная защита трудящихся; — радикально-революционные методы действия

  • Центристские партии: — компромисс; — сотрудничество

  • Правые партии (либеральные и консервативные партии): — за сильное государство; — охрана частной собственности; — за стабильность; — отрицательное отношение к революции

Способ деятельности

  • Реформистские — стремятся к постепенным преобразованиям общества с использованием за­конных средств воздействия на власть и закон­ных средств достижения власти

  • Революционные — стремятся к преобразованию общества с использованием средств борьбы, ко­торые, с точки зрения существующего государст­венного устройства и политического режима, яв­ляются незаконными

Партийная система — совокупность партий, участ­вующих в формировании законодательных и исполнитель­ных структур власти.

В зависимости от того, сколько партий функционирует в политической сфере, выделяют однопартийные, двухпар­тийные и многопартийные системы.

Типы партийных систем

Наимено­вание

Его сущность

Однопар­тийная

В обществе функционирует одна партия, которая со временем выводит из политической жизни всех конкурентов (например, КПСС до 1990 г.). Формируется при авторитарных и тоталитарных режимах. ж Нередко сопровождается таким явлением, как «ис­кусственная многопартийность» (не следует пу­тать с многопартийностью в собственном смысле слова): существует множество политических пар­тий, связанных с национальными и другими об­щностями и имеющих форму народных фронтов. Однако идеологическая жизнь зависит от одной партии, которая целиком определяет деятельность и любую политическую активность остальных пар­тий

Двухпар­тийная

В обществе существуют две сильные партии, кото­рые периодически приходят к власти. «Обмен властью» осуществляется в результате выборов лишь между этими двумя партиями (например, рес­публиканская и демократическая партии в США). Существуют и другие партии, но они не обладают достаточной популярностью, чтобы прийти к власти. Формируется в экономически развитых странах. Обычно базируется на мажоритарной избиратель­ной системе

Многопар­тийная

В обществе существует конкуренция между многи­ми партиями, ни одна из которых не имеет преиму­ществ перед другими. Раздробленность политических сил приводит к не­обходимости поиска компромисса (от лат. compro-missum — соглашение, достигнутое путем уступок) и объединений. Образуются партийные блоки (на­пример, во Франции) и многопартийные коалиции (например, в Нидерландах, Финляндии). Формируется в развитых демократических общест­вах, в которых соблюдается большинство свобод граждан, высок уровень экономического развития, что проявляется прежде всего в наличии мощного и большого среднего класса. Складывается под влиянием пропорциональной из­бирательной системы.

Политические (социально-политические, обществен­но-политические) движения — добровольные формирова­ния, возникающие в результате свободного и сознательного стремления граждан объединиться на основе общности сво­их интересов.

В современном мире существуют следующие демократи­ческие движения:

  • за сохранение и развитие демократии, прав и свобод че­ловека;

  • антивоенные, антиядерные;

  • за землю и социальные права крестьян;

  • за новый экономический порядок (антиглобализм);

  • неприсоединения;

  • экологические;

  • против расовой и национальной дискриминации;

  • женские, молодежные, студенческие.

Отличительные признаки политических движений

    • Стремятся не к достижению власти, а к воздействию на власть в нужном для них направлении (например, в требо­вании от власти изменения во внутренней или внешней поли­тике, решения социальных проблем и т. д.).

    • Имеют добровольное членство либо вообще не имеют четких, формальных процедур, связанных с членством:

    • в большей степени приближены к обыденной жизни людей, чем политические партии;

    • более широкая, аморфная, пестрая социальная база, чем у политической партии;

    • необязательность полного идеологического единения в отличие от политической партии.

    • Не имеют строгой иерархии, т. е. четкого распределе­ния между центром и периферией в них не обнаруживается.

    • Ориентируются на выражение частных интересов той или иной группы людей.

Этапы развития политических движений

I этап

—»»

II этап

—»»

III этап

• Зарождение идей

• Появление ак­тивистов

• Выработка об­щих взглядов


• Пропаганда взглядов

• Агитация

• Привлечение максимального количества сто­ронников

• Более четкое фор­мирование идей и требований

• Развитие общест­венно-политиче­ской активности


































— Оформление в общественно-по­литическую организацию или партию

— Участие в политической власти




— Цели достигнуты или отсутствуют перс­пективы их достижения

— Движение затухает

Виды политических движений

Основа классификации

Виды движений

Идеологическая

направленность

Социально-политические Конфессиональные Экономические Экологические Антивоенные

Способ деятельности

Революционные Контрреволюционные Реформаторские Консервативные

Количество участников

Массовые Элитарные

Шкала политического спектра

Левые Центристские Правые

Политические партии в России стали возникать значи­тельно позднее, чем в странах Запада: лишь на рубеже XIX— XX веков.

Основные этапы становления многопартийности в России

Эта­пы

Хроно­логия

Основные партии

Содержание этапа

I

Рубеж XIX— XX вв.

Российская социал-демократическая ра­бочая партия (РСДРП), партия со­циалистов-револю­ционеров (эсеров)

Зарождающиеся партии действуют подпольно, не­легально. Их основная политиче­ская цель: покончить с самодержавием и пере­житками крепостничества

II

1905— 1907 гг.

Партия конституци­онных демократов (кадеты), «Союз 17 октября» (октябрис­ты), эсеры, РСДРП, «Союз русского на­рода»

Формирование многопар­тийности на легальной ос­нове. Участие партий в избирательной кампании в Государственную думу

III

1917— 1920 гг.

РСДРП(б) — Россий­ская Коммунистиче­ская партия (боль­шевиков) (РКП(б)), левые эсеры, мень­шевики

Сохранение многопартий­ности

IV

1920— 1977 гг.

РКП(б) — Всесоюз­ная Коммунисти­ческая партия (боль­шевиков) (ВКП(б)) — Коммунистическая партия Советского Союза (КПСС)

Единственную монопо­лию на власть получает партия большевиков-ком­мунистов. Однопартий­ная система в СССР не бы­ла еще юридически оформленной

V

1977— 1988 гг.

КПСС

Юридическое оформле­ние однопартийной сис­темы в стране в ст. 6 Конс­титуции СССР 1977 г. о руководящей и направ­ляющей роли КПСС

VI

1988— 1991 гг.

КПСС, Движение демократических реформ, Демократи­ческая партия Рос­сии, Республикан­ская партия РФ,

Зарождение основных по­литических партий. Отмена ст. 6 Конституции СССР означала конец мо­нополии КПСС (1990). Принятие закона

VI

1988— 1991 гг.

«Демократическая Россия», ЛДПР, Крестьянская пар­тия России и др.

«Об общественных объ­единениях». Реформирование КПСС. Официальная регистра­ция наряду с КПСС Либе­рально-демократической партии России (ЛДПР)

VII

1991-1993 гг.

« Гражданский союз », « Демократический выбор», «Трудовая Москва», «Память», Коммунистическая партия Российской Федерации (КПРФ), ЛДПР, Аграрная партия, «Выбор Рос­сии»

Распад КПСС. Принятие на референдуме Конститу­ции РФ, закрепившей многопартийность в каче­стве конституционного принципа (ст. 13). Воз­никновение десятков и да­же сотен мелких полити­ческих партий

VIII

Рубеж XX— XXI вв.

♦Единая Россия», КПРФ, «Справедли­вая Россия», ЛДПР, «Яблоко»

Принятие «Закона о поли­тических партиях» (2001). Размежевание по­литических сил, борьба вокруг сущности, направ­лений и темпов реформ в России, участие политиче­ских партий и блоков в вы­борах в Государственную Думу и Президента РФ

Формирование влиятельных партий является важным условием демократического развития России. Однако оно в любом случае не может повторить политический процесс в странах Запада, с одной стороны, в результате самобытности национально-культурной традиции, а с другой — в силу не­обратимости исторического времени.

  1   2   3



Похожие:

Тема политика в жизни общества iconТема: Политика перестройки и гласности. Распад советского общества
А созыв съезда народных депутатов б проведение выборов на альтернативной основе
Тема политика в жизни общества iconКонспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.)
В заключении необходимо доказать, что противоречивая политика Александра I с 1812 по 1825 гг привела к росту недовольства всех слоев...
Тема политика в жизни общества iconИнформационные технологий и сетевая политика в современном мире Выпускная работа по «Основам информационных технологий»
ИТ, а также формирование эффективных связей политических сил с общественностью с использованием новых каналов коммуникации. Современные...
Тема политика в жизни общества iconПрактикум 3 Тема: Россия в первой половине XIX века
Пруссией и Австрией 2 политика Наполеона I, направленная на экономическое ослабление Англии 3 политика Александра I, направленная...
Тема политика в жизни общества iconЭл почте o-a-a@mail ru Содержание
Основой жизненного уклада российского общества традиционно являлась семья. За последние годы в социальной жизни нашего общества многое...
Тема политика в жизни общества iconПолитика Проверяемые знания
Власть — организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над дру­гими классами общества
Тема политика в жизни общества iconПрактическая работа 4 Обществознание 10 класс Тема: Политическая сфера общества
А человек, продавец фруктов, в год выборов ему исполнилось 18 лет, он получил возможность участвовать в выборах. Что поменялось в...
Тема политика в жизни общества iconТема: Социальная сфера жизни общества (задания части В)
Ниже приведён ряд терминов. Все из них, за исключением двух, относятся к понятию «Малая группа». Найдите и укажите термины, «выпадающие»...
Тема политика в жизни общества iconТема философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества
Онтологическое, гносеологическое, аксиологическое, праксиологическое отношение человека к миру. Формы связи философии с жизнью. Философия...
Тема политика в жизни общества iconИтоговое тестирование по курсу Новой истории 8 класс
А обновление всех сторон жизни общества б переход от индустриального общества к традиционному в создание огромных колониальных империй...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы