Политика Проверяемые знания icon

Политика Проверяемые знания



НазваниеПолитика Проверяемые знания
Дата конвертации07.09.2012
Размер301.38 Kb.
ТипДокументы

Политика

Проверяемые знания:

Власть; роль политики в жизни общества; понятие и признаки государства; разделение властей; формы государства; политический режим; демократия; местное самоуправление; участие граждан в политической жизни; выборы, референдум; политические партии и движения, их роль в общественной жизни; гражданское общество и правовое государство.

Тема 1. Власть, ее происхождение и виды

Подходы к решению вопроса о природе власти:

Классовая (марксистская) концепция

Власть — организованное господство одного класса (экономически доминирующего) над дру­гими классами общества

Элитарная (от фр. elite — луч­шее, отборное) концепция

Власть исходит из разделения общества на элиту и массы и представляет собой отношение между господствующей элитой (меньшинством) и под­чиненными массами (большинством)

Структурно-организа­ционная концепция

Власть проистекает из универсальности иерар­хической структуры организации политической жизни, предполагающей отношения подчине­ния низших уровней высшим. Власть — это со­циальное сосредоточение командования

Поведенческая концепция

Власть, стремление к ней — доминирующая чер­та человеческой психики и сознания

Нет устоявшихся однозначных подходов к сущности власти

Власть появляется одновременно с человеческим общест­вом, которое не может обойтись без нее, так как безвластие оз­начает хаос, распад, бесцельность существования.

Любая власть предполагает неравенство в отношениях между властвующими (субъектами власти) и подвластными (объектами власти). С этим связана возможность злоупотреб­ления властью и использования ее во вред подвластным. Можно выделить следующие компоненты власти.

Субъект власти - человек, общность людей, организа­ция, народ, миро­вое сообщество, объединенное в ООН

Объект власти - индивид, соци­альная группа, класс и т. п.

Источники власти - авторитет, сила, престиж, закон, бо­гатство, харизма, тайна, интерес и др.

Функции власти - господство, руко­водство, регуля­ция, контроль, уп­равление, коорди­нация, организа­ция, мобилизация

Основания власти - база, источники, на которые опира­ется власть: эконо­мические, социаль­ные, юридические, административно-силовые, культур­но-информацион­ные основания

Ресурсы власти - все то, что инди­вид или группа могут использо­вать для влияния на других: при­нуждение, наси­лие, убеждение, поощрение, пра­во, страх, тради­ции, мифы и т. д.

Существует множество классификаций (типологий) власти.

Основа классификации

Виды власти

Степень институциализации

Правительственная, городская, школьная и др.

Субъект власти

Классовая, партийная, народная, президентская, парламентская

Режим правления

Демократическая, авторитарная, деспотическая и др.

Правовой признак

Законная — незаконная; легальная — нелегальная

Количество индивидов, принимаю­щих ключевые решения

Коллективная (общественная, клас­совая, групповая)

Личная (едино­личная)

Сферы воздействия

Экономическая, политическая, ин­формационная, идеологическая, ду­ховная и др.

Одной из важнейших в жизнедеятельности человеческого общества является политическая власть.

Политическая власть (от гр. politike — искусство управ­ления государством, от polis — город-государство) — это пра­во, способность и возможность отстаивать и претворять в жизнь определенные политические взгляды, установки и цели.

Политическая власть имеет ряд признаков, отличающих ее от других видов власти.

Политическая власть имеет множество разновидностей.

Основа классификации

Разновидности политической власти

С точки зрения своего предназначения

Законодательная» исполнительная, судебная

По месту в структуре власти

Центральная, региональная, мест­ная

По основному субъекту

Монархическая, республиканская

Существует классификация видов политической власти в зависимости от типов социального господства, которые с ней связаны.

Создана немецким социологом, философом и историком М. Вебером.

Типы политической власти

  • Традиционный — опирается на традиции, ритуалы; это власть обыденности, привычности и неизменности.

  • Легальный — основывается на правовых нормах и ра­циональных понятиях.

  • Харизматический (гр. charisma — милость, Божий дар) — опирается на особую притягательную силу лидера.

Эти три идеальных типа господства практически нигде не представлены в абсолютном виде. Можно привести примеры каждого из них, однако любая политическая система включа­ет элементы всех трех типов.

Исследователи выделяют следующие функции политиче­ской власти:

  • формирование политической системы общест­ва, организация его политической жизни, политических от­ношений, которые включают отношения между государством и обществом, общественными институтами, классами;

  • управ­ление делами общества и государства на разных уровнях, ру­ководство органами власти и политическими и неполитиче­скими процессами, контроль политических и иных отноше­ний;

  • создание определенного, характерного для того или иного общества типа правления, политической системы, соот­ветствующих ей политических отношений и других полити­ческих характеристик общества.

Политическая власть в современном мире должна быть:

    • ограничена, т. е. разделена на законодательную, ис­полнительную и судебную;

    • регламентирована, т. е. определена рамками закона и находится под общественным контролем;

    • институциональна, т. е. имеет организационное выра­жение;

    • легитимна (лат. legitimus — законный), т. е. имеет об­щественно-моральное оправдание и признание.

Важнейшей составляющей политической власти является государственная власть.

Государственная власть — один из видов власти в об­ществе, где в качестве субъекта власти выступает госу­дарство в лице своих органов, учреждений и должностных лиц, а в качестве объекта власти — население страны: граждане (в республиках) или подданные (в монархиях).

Государственная власть имеет свои отличительные при­знаки:

  • публичный характер, т. е. выступает от имени обще­ства;

  • суверенный характер, т. е. верховенство по отноше­нию ко всем другим физическим лицам, учреждениям, организациям внутри страны (внутренний суверенитет) и неза­висимость в решении всех вопросов своей политики в отноше­ниях с другими государствами (внешний суверенитет);

  • ограниченность территорией, это базовое условие су­ществования государства.

Понятие «политическая власть» шире понятия «государ­ственная власть». Политическая власть осуществляется не только в рамках государства, но и в рамках партий, профсою­зов, международных организаций. Однако государственная власть является стержнем политической власти.

Большое значение для политической власти имеет пробле­ма ее устойчивости.




Основные принципы устойчивости политической власти













Легитимность власти




Результативность власти

Процедура общественного признания власти, политиче­ских решений, лидеров, пар­тий, организаций и движений




Степень выполнения влас­тью тех функций и ожида­ний, которые возлагает на нее население

Признаки




Признаки

• Положительная оценка власти, признание права на управление, согласие на подчинение

• Признание власти граж­данским обществом

• Признание власти мировым сообществом




• Успешная экономическая политика

• Устойчивый рост благосос­тояния основной части насе­ления

• Укрепление общественно­го порядка

• Авторитет на международ­ной арене

Одной из самых распространенных классификаций госу­дарственной власти является ее деление на

законодательную, исполнительную и судебную. Эта типология основывается на теории разделения властей. Цель разделения властей - предотвратить возвышение оной из властей над другими, утверждение авторитаризма и диктаторского режима в обществе; предусмотреть систему «сдержек и противове­сов», направленную на то, чтобы свести к минимуму воз­можные ошибки в управлении

Теория разделения властей (Дж. Локк, Ш. Монтескье, А. Гамильтон, Д. Мэдисон)

Основные положения

  • Законода­тельная, ис­полнитель­ная, судеб­ная власти предоставля­ются различ­ным людям и органам со­гласно конс­титуции

  • Все власти равны и автоном­ны, ни од­на из них не может быть уст­ранена лю­бой другой

  • Никакая власть не может пользо­ваться пра­вами, пре­доставлен­ными конститу­цией дру­гой власти

Разделение властей и их основные функции

Законодатель­ная (парламент) - представляет ин­тересы граждан, издает законы

Исполнительная (правительство) - управляет госу­дарственными делами

Судебная (судьи всех уровней) - следит за соблю­дением законов органами власти

Судебная власть дейст­вует незави­симо от поли­тического влияния, судьи пользу­ются правом длительного пребывания в должности

Тема 2. Признаки, функции, формы государства

Государство — политико-территориальная суверенная ор­ганизация публичной власти, располагающая специальным аппаратом в целях осуществления управленческо-обеспечительной, охранительной функций и способная делать свои веления обязательными для населения всей страны.

Основные теории происхождения государства

  • Теологическая (Августин Блаженный, Фома Аквинский) — государство сотворено Богом; правитель подчинен Божественной воле;

  • Классовая (К. Маркс, В. И. Ленин) — государство — продукт классовой борьбы, орудие в руках господствующих классов;

  • Патриархальная (Р. Филмер) — государство выросло из семьи; подданные относятся к монарху, как дети к отцу;

  • Договорная (естественно-правовая) (Г.Гроций, Ж.Ж.Рус­со, Дж, Локк) — государство — продукт договора между людьми о защите их естественных прав;

  • Теория насилия (Е. Дюринг, Д. Юм, Л. Гумплович) — государство создается в процессе завоевания для подчинения побежденных.

Признаки государства

1. Территориальная ор­ганизация власти (инс­титут гражданства, го­сударственная граница)

2. Публичный характер власти (несовпадение государства и общества, особый аппарат власти и управления)

3. Суверенный характер власти (верховенство государства внутри стра­ны и его независимость во внешних отношениях)

4. Принудительный ха­рактер власти (приме­нение насилия в целях исполнения принимае­мых государством реше­ний)

5. Исключительные прав на взимание налогов сборов с населения, эмиссию (выпуск) денег

6. Обязательность членства в государстве

7. Претензии на предста­вительство общества как целого и защиту об­щих интересов и общего блага

8. Наличие государствен­ной символики (гимн, герб, флаг)

Наряду с указанными основными, в современной науке выделяют дополнительные признаки государст­ва:

  • язык как средство общения на территории того или иного государства;

  • единую оборонную и внешнюю политику;

  • единую транспортную, информационную, энергетиче­скую системы и др.

Функции государства — это основные направления дея­тельности государства, в ко­торых выражаются и конкре­тизируются его сущность и социальное назначение

Внутренние:

 

Внешние:

  • законотворческая;

  • экономическая (государство- предприниматель, координирующий экономический процесс);

  • социальная (организация социальной жизни);

  • обеспечение правопорядка;

  • защита существующего общественного строя от внутренних деструктивных сил;

  • культурно-воспитательная, пропагандистская.

 

  • обеспечение внешней безопасности и целостности государства, его независимости;

  • сотрудничество с другими государствами;

  • участие в решении глобальных проблем.


ЭЛЕМЕНТЫ ГОСУДАРСТВА



 

Качества государства, превращающие его в важнейший субъект политической жизни

  • Государство является самой массовой политической организацией у так как оно включает в себя всех членов обще­ства.

  • Любой человек участвует в жизни государства как политической организации,

  • Государство обладает суверенитетом, т. е. полной независимостью от других политических образований, как внутри страны, так и за ее пределами.

  • Государство является собственником ресурсов и средств производства.

  • Государство располагает развитой системой юри­дических средств, при помощи которых оно может осу­ществлять контроль и регулирование различных сфер обще­ственной жизни.

  • Государство имеет специальный аппарат, который может следить за соблюдением положений законодательства, а следовательно, помогать государству достигать стоящих пе­ред ним целей.

Форма государства — это устройство поли­тической организации общества, призванное обеспечить ее стабильность и нормальное функционирование




Виды монархий и их признаки

Линии сравнения

Абсолютная

Дуалистиче­ская

(от лат. duo — два)

Парламентская

(конституционная)

1. Принадлеж­ность законо­дательной власти

Монарху

Разделена между мо­нархом и пар­ламентом

Парламенту

2. Осуществ­ление испол­нительной власти

Монарх

Формально — монарх, фактиче­ски — правитель­ство

3. Назначение главы прави­тельства

Монарх

Формально — монарх, но с уче­том парламент­ских выборов

4. Ответствен­ность прави­тельства

Перед монархом

Перед парламен­том

5. Право рос­пуска парла­мента

(парламент отсутствует)

У монарха (неограни­ченное)

У монарха (по ре­комендации пра­вительства)

6. Право veto монарха на ре­шения парла­мента




Абсолютное veto

Предусмотрено, но не исполь­зуется

7. Чрезвычай­но-указное за­конодательст­во монарха

Неограничен­ное (указ мо­нарха имеет силу закона)

Только в пе­риод между сессиями парламента

Предусмотрено, но не исполь­зуется

8. Современ­ные государ­ства

Бахрейн, Ка­тар, Кувейт, Оман, Саудовская Аравия

Иордания, Марокко, Непал

Бельгия, Велико­британия, Дания, Испания, Нидер­ланды, Япония

Виды республик и их признаки

Линии сравнения

Президентская

Полупрези­дентская

(смешанная)

Парламентская

1. Порядок избрания пре­зидента

Избирается всенародным голо­сованием

(внепарламентский путь)

Избирается на заседании пар­ламента

2. Порядок образования правительства

Президент формирует правительст­во при опреде­ленном парла­ментском контроле

Правительство формируется президентом из лидеров побе­дившей на вы­борах в парла­мент партии и должно полу­чить вотум до­верия парла­мента

Правительст­во формиру­ется парла­ментом из лидеров побе­дившей на вы­борах партии

3. Ответственность правительства

Перед президентом.

Парламент не может выразить вотум недоверия правительству

Двойная ответственность — перед парламентом и частично перед

президентом.

Президент не ответственен за

действия правительства. Вотум

недоверия парламента правительству невозможен

Перед парламентом. Парламент может

внести вотум недоверия правительству в целом или одному из

его членов, что влечет за собой отставку правительства

4. Право роспуска парламента у президента

Отсутствует

Президент имеет право роспуска парламента

5. Наличие поста премьер-министра

Отсутствует

Существует пост премьер-министра

6. Объем полномочий президента

Полномочия президента:

он не только глава государства, но и глава исполнительной власти

Президент — глава государства. Полномочия в осуществлении исполнительной власти разделены между президентом и правительством

Президентские полномочия номинальны, любые действия он совершает по

рекомендации правительства, которое несет за них ответственность







Форма государственно-территориального устройства –

способ взаимосвязи территориальных обра­зований государства,

закрепленный консти­туцией

Линии сравнения

Унитарное государство

(от фр. unitaiге — единый)

Федерация

(от лат. foedus — со­юз, договор)

Конфедерация

(от лат. confoederatio — союз, сообщество)

1. Сущность формы государственно- территориального устройства

Единое, неделимое, составляющее одно целое государственное устройство

Объединение нескольких территориальных единиц в одно государство

Объединение абсолютно независимых субъектов, имеющих независимую систему государственных органов и законодательств, свою валюту, гражданство, национальные армии

2. Конститутивные (определяющие) решения

Принимаются высшими органами власти

Принимаются высшими союзными органами; в сфере совместного ведения – с участием субъектов федерации

Принимаются высшими органами власти государств-участников

3. Территория

Единая, границы административно-территориальных единиц устанавливаются и изменяются центром

Образуют территорию субъектов, внутренние границы изменяются только с согласия субъектов в установленном конституцией порядке

Отсутствие единой территории

4. Политическая самостоятельность

Административно-территориальные единицы не наделены политической

самостоятельностью

Субъекты обладают определенной политической самостоятельностью

Государства-участники сохраняют полную политическую самостоятельность

5. Конститу­ция

Единая

Союза и субъек­тов, верховенс­тво конститу­ции союза

Государств-участников

6. Граждан­ство

Единое

Союзное и субъ­ектов

Государств-участников

7. Правовая и судебная системы

Единая

Верховенство союзного зако­нодательства, право субъек­тов в сфере своей компе­тенции прини­мать законода­тельные акты

Отсутствие еди­ной правовой и судебной систем

8. Междуна­родная деятель­ность

В полном объ­еме: откры­тие посольств и представи­тельств за ру­бежом, заклю­чение межго­сударственных договоров, участие в меж­дународных организациях

Субъекты мо­гут иметь пред­ставительства за рубежом, участвовать в международ­ных организа­циях, иметь на­учные и куль­турные обмены

Государства-участники осу­ществляют международ­ную деятель­ность в полном объеме

9. Право расторже­ния дого­вора




Субъекты ли­шены права расторгнуть фе­деративный до­говор и выйти из федерации

Может быть рас­торгнут госу­дарствами-учас­тниками и в од­ностороннем порядке

10. Совре­менные го­сударства

Великобрита­ния, Дания, Испания, Ита­лия, Швеция, Япония

Австралия, Бра­зилия, Герма­ния, Индия, Ка­нада, Мексика, Россия, США, Швейцария

Содружество Независимых Государств (СНГ), Европей­ский союз (ЕС)

Тема 3. Политический режим. Типы политических режимов

Политический режим - это совокупность методов и способов осуществле­ния в стране го­сударственной власти и управ­ления







Политический режим


































Определяется




Обеспечивает

• Уровнем развития и интенсив­ностью общественно-политиче­ских процессов

• Структурированностью правя­щей элиты

• Состоянием отношений с бюрок­ратией

• Развитостью общественно-поли­тических традиций, господствую­щими в обществе политическим сознанием и поведением

• Доминирующим в обществе ти­пом легитимности




• Стабильность полити­ческой власти

• Управляемость граж­дан, приемлемую для власти динамику и на­правленность политиче­ских отношений

• Достижение целей по­литики, реализацию ин­тересов властвующей элиты

Виды режимов

Линии сравнения

Демократический

Недемократический

Тоталитарный

Авторитарный

1. Формы

Непосредственная и

представительная

демократия

Итальянский фашизм, немецкий национал-социализм, советский

социализм, китайский маоизм

От буржуазных, социалистических до военно-диктаторских, например, военный режим Пиночета в Чили, теократический режим

аятоллы Хомейни в Ира-

не, режим гражданских диктатур, например, в странах Арабского Востока

2. Социальная база

Опора на большинство населения, которое сознательно поддерживает демократические ценности

Опора на массовые движения люмпенизированных слоев населения

Опора на традиционные социальные институты -

бюрократию, армию, церковь

3. Государственное устройство

Правовое государство, построенное на основе разделения и взаимного контроля властей, ориентация на удовлетворение потребностей населения

«Всеобщее государство», осуществляющее тотальный (полный) контроль всех сторон частной и общественной жизни

Традиционное государство,

поддерживающее общественный порядок путем жестокого контроля определенных секторов общественной

жизни

4. Партийная система

Многопартийность

Господство одной партии

Правящая партия огосударствлена

5. Оппозиция

Действует легально

Отрицается

Ее деятельность ограничена жесткими рамками

6. Правовой принцип

Разрешено все, что не запрещено законом

Запрещено все, что не разрешено законом

Все, что касается политической деятельности, строго регламентировано властью

7. Права и свободы граждан

Большой объем прав и свобод граждан, которые не только провозглашаются, но и гарантируются фактически.

Закон защищает права и свободы граждан

Права и свободы граждан лишь декларируются, люди совершенно беззащитны перед произволом властей. За-

кон защищает не личность, а

государство

Права и свободы граждан существенно ограничены, особенно в политической сфере. Закон преимущественно стоит на защите интересов государства, а не личности

8. Экономика

Смешанная экономика, доминирует частный сектор; государственное регулирование частного предпринимательства носит косвенный характер

Централизованная экономика, государственное планирование с милитаристской направленностью. Жесткая производственная дисциплина

Обширный государственный сектор может уживаться с рыночной экономикой

9. Идеология

Политический плюрализм - это принцип, содействующий существованию многообразия политических сил с конкуренцией между ними за представительство в органах государственной власти. 

Существует единственная обязательная официальная идеология

Доминирует официальная идеология, но допускается наличие других идейных течений

10. Карательные органы

Строго подчиняются закону

Пронизывают все сферы государства, осуществляют политический сыск, репрессии, фактически бесконтрольны

Важный элемент государственного аппарата

Тема 4. Избирательные системы

Избирательная система представляет собой основной де­мократический механизм формирования власти, который со­здавался в течение длительного времени.

Избирательная система — особый политический инс­титут, связанный с организацией выборов политических деятелей, способом проведения голосования и определения его результатов, а также с распределением мандатов меж­ду партиями.

Избирательная система включает следующие компоненты.




Компоненты избирательной системы
















Избирательное право




Избирательный процесс

Комплекс правовых норм о порядке выборов

Комплекс действий в процессе выборов



















В узком смыс­ле слова




В широком смысле слова




Политическое право гражда­нина избирать (активное пра­во) и быть из­бранным (пас­сивное право)

Избиратель­ные законы и иные акты (например, инструкции, разъясне­ния)




Основные принципы демократического избирательного права

Принципы

Их сущность




Принцип равенства

Кандидаты имеют в процессе выборов равные пра­ва. Так, каждый депутат представляет равное число граждан. Все кандидаты должны иметь равные финансовые и прочие возможности. Каждый изби­ратель в одинаковой степени влияет на общий ре­зультат выборов




Принцип всеоб­щности

Любой дееспособный гражданин имеет право быть как избирающим, так и избираемым. Ограничения, накладываемые на действие данного принципа, на­зывают цензами. В российском избирательном праве действуют два основных ценза — возрастной ценз (в выборах в качестве избирателей могут принимать участие все граждане, достигшие 18 лет, а в качест­ве избираемых — лица, достигшие 21 года) и ценз гражданства (в выборах могут принимать участие только лица, которые являются гражданами Рос­сийской Федерации). Остальные цензы (например, имущественный, половой, образовательный) в на­стоящее время практически нигде в мире не приме­няются




Принцип тайного голосова­ния

Все выборы проводятся тайно, а избиратель имеет право не сообщать о сделанном им выборе. Обеспечивается возможность свободного изъявле­ния воли избирателя и исключается возможность давления на него

Принцип непосред­ствен­ности

Избиратель голосует непосредственно за депутата, а не за выборщика, который впоследствии будет го­лосовать за кандидата. Данный принцип не реализуется при выборах пре­зидента США, а также не соблюдался в дореволю­ционной России

Принцип состяза­тельности

Выборы проводятся на альтернативной основе, т. е. избиратель должен иметь возможность выбора. Ни­кто не имеет права создавать препятствия к участию в выборах другим кандидатам. Данный принцип не соблюдался в СССР, а на терри­тории России был введен лишь в 1993 г.

Принцип гласности

Общественность может осуществлять контроль за проведением выборов: присутствие независимых наблюдателей на избирательных участках

Принцип свободы выборов

Любой гражданин участвует в выборах доброволь­но, и никто не имеет право оказывать на него давле­ние

Принцип ограниче­ния срока выборов

Выборы нельзя откладывать или переносить, если для этого нет веских причин, предусмотренных за­конодательством

Типы избирательных систем

Тип избирательной системы

Его сущность

Достоинства

Недостатки

Мажоритарная

система

(от фр. Majoritaire-большинство)

Система определения результатов выборов, согласно которой избранным считается кандидат, набравший установленное законом большинство голосов

Устанавливается прямая ответственность избранного депутата перед своими избирателями и населением округа

Получившие незначительное меньшинство могут быть вообще не представлены во властных структурах

Относительного большинства

Победившим считается кандидат, набравший простое большинство голосов. Для победы на таких выборах число набранных голосов может быть менее 50%. Применяется в Индии, Канаде, США и др.

Обеспечивает партии-победителю значительное большинство в парламенте, позволяющее при парламентарных и смешанных формах прав­ления фор­мировать устойчивое правительство

Частая нерезультативность выборов, которая

приводит либо к повтор-

ному, либо к альтернатив-

ному голосованию

Практически исключает возможность победы на вы­борах маленькой партии

Абсолют­ного боль­шинства

Избранным счита­ется кандидат, который набрал аб­солютное большинство голосов, т. е. 50% + 1 голос. Применяется при выборах Президента в России и во Франции

Пропорциональная система

Система представительства партий и движений, основанная на том, что

каждая партия получает в представительном органе власти (парламенте) число мандатов пропорционально количеству голо­сов, поданных за ее кандидатов на вы­борах. Применяется при выборах депутатов российской Госу­дарственной Думы, а также при выборах в Изра­иле, Италии и др.

Представляет широкий спектр политических партий, тем самым отражая волю меньшинства

Является гарантом представи­тельства в парламенте мелких и средних пар­тий

Избранные по партийным

спискам депутаты не столь-

ко ответственны перед избирателем, сколько перед

самой партией

Избиратель выбирает не отдельных персон, а спи­сок кандида­тов, которые в большинстве своем ему не известны

Появление в парламенте множества мелких фрак­ций, которые могут препят­ствовать при­нятию нуж­ных решений

Мажоритарно-про-порциональная

(смешан­ная) сис­тема

Часть мест распре­деляется в соответ­ствии с мажоритар­ной системой, а другая часть в соот­ветствии с пропор­циональной изби­рательной систе­мой. Обязательное вве­дение нижнего предела, который препятствует про­хождению в парла­мент слишком мелких партий. Выборы в Россий­ской Федерации проходят в соот­ветствии с законо­дательством по ма­жоритарной сис­теме (выборы Президента РФ) и по пропорциональной системе (выборы депутатов Государственной Думы),

Первоначально (с 1993 по 2006 г.)

выборы в Думу осуществлялись на основе смешанной системы

Формиру­ется дейст­вительно представи­тельный парламент

— В большей степени бла­гоприятна для столич­ных партий, чем для мест­ных полити­ческих объ­единений и независимых кандидатов — Партии не отражают в полном объ­еме интересы своих избира­телей

Тема 5. Местное самоуправление

Местное самоуправление — это форма власти, предпо­лагающая самостоятельное решение населением (под свою ответственность) вопросов локального значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью.

Самоуправляющиеся территориальные единицы (село, район, город) обычно называют муниципальными образова­ниями (от лат. municipium — самоуправляющаяся община). Они могут объединять несколько поселений, часть населения, составлять иные населенные территории.

Функции (основные направления деятельности) органов местного самоуправления Российской Федерации

  • Обеспечение участия населения в решении местных дел (развитие муниципальной демократии, создание условий для поддержки инициатив и социальной самостоятельности граждан).

  • Управление муниципальной собственностью (формиро­вание, утверждение и исполнение местного бюджета, установ­ление местных налогов и сборов).

  • Обеспечение развития соответствующей территории (утверждение программы ее развития).

  • Охрана общественного порядка (обеспечение режима законности на данной территории).

  • Защита интересов и прав местного самоуправления, га­рантированных Конституцией РФ.

  • Обеспечение потребностей населения в социально-культурных, коммунально-бытовых и иных услугах.

Осуществляя данные функции, местное самоуправление как публичная власть территориальных сообществ оказыва­ет существенное влияние на жизнедеятельность и развитие гражданского общества.

В основе организации и функционирования местного само­управления лежат следующие принципы:

  • самостоятельность решения населением всех вопросов местного значения;

  • орга­низационное обособление местного самоуправления в системе управления обществом и государством;

  • многообразие форм осуществления местного самоуправления;

  • соразмерность пол­номочий местного самоуправления материально-финансовым ресурсам.

Местное самоуправление осуществляется через различ­ные виды и институты прямого волеизъявления населения: непосредственно (на выборах, референдумах, сходках, т. е. общих собраниях жителей), а также через создаваемые мест­ные органы (представительные (совет, земство, дума, муниципальный комитет) и органы администрации во гла­ве с мэром, старостой, главой администрации).








Похожие:

Политика Проверяемые знания iconПроверяемые знания
Предпринимательство; малое предпринимательство и индивидуальная трудовая деятельность; деньги; заработная плата и стимулирование...
Политика Проверяемые знания iconСоциальные отношения Проверяемые знания
Социальная структура общества; социальные группы; семья как малая группа; многообразие социальных ролей в подростковом возрасте;...
Политика Проверяемые знания iconПеречень вопросов к экзамену по дисциплине «Кадровая и социальная политика»
Кадровая политика организация: понятие, виды, основные положения, значение для организации
Политика Проверяемые знания iconТема политика в жизни общества
Политика многообразный мир отношений, деятельности, поведения, ориентаций, взглядов социальных (этнических) групп, выражающих их...
Политика Проверяемые знания iconПолитика в отношении обработки персональных данных мбу сош №33 г о. Тольятти
Настоящая Политика в отношении обработки персональных данных мбу сош №33 г о. Тольятти (далее Политика) составлена в соответствии...
Политика Проверяемые знания iconПолитика обработки и защиты персональных данных Муниципального дошкольного образовательного учреждения «Детский сад №125 комбинированного вида» города Магнитогорска Магнитогорск 2012 Общие положения
Магнитогорска ) в отношении порядка работы с персональными данными. Политика обработки и защиты персональных данных (далее — Политика)...
Политика Проверяемые знания iconПрактикум 3 Тема: Россия в первой половине XIX века
Пруссией и Австрией 2 политика Наполеона I, направленная на экономическое ослабление Англии 3 политика Александра I, направленная...
Политика Проверяемые знания iconКонспект урока. Внутренняя политика Александра I (1812-1825 гг.)
В заключении необходимо доказать, что противоречивая политика Александра I с 1812 по 1825 гг привела к росту недовольства всех слоев...
Политика Проверяемые знания iconУмения, проверяемые заданием 2
Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста ( 2)
Политика Проверяемые знания iconУчебное пособие по курсу «Социальная политика» Составитель д и. н.‚ проф. М. А. Фельдман Екатеринбург‚ 2008. Предисловие
Охватывает такие области социальной сферы, как охрана здоровья, социальное обеспечение, образование и др. Социальная политика детерминируется,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы