Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся icon

Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся



НазваниеИспользование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся
Харченко А.А
Дата конвертации11.10.2012
Размер263.61 Kb.
ТипУрок


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области


Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся.


Выполнил:

Харченко А.А.,

учитель технологии

МОУ СОШ №1


2010 год


Содержание


Раздел I. Информация об опыте............................................................................3

  • Условия возникновения и становления опыта………………………………3

  • Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе…………3

  • Ведущая педагогическая идея опыта………………………………………..4

  • Длительность работы над опытом……………………………………………4

  • Диапазон опыта………………………………………………………………..4

Теоретическая база опыта......................................................................................4

Новизна опыта……………………………………………………………………..8

Раздел II Технология описания опыта...................................................................8

  • Постановка целей и задач педагогической деятельности…………………...8

  • Организация учебно-воспитательного процесса…………………………….9

Результативность опыта........................................................................................13

Библиографический список...................................................................................15

Приложения............................................................................................................16


^ Раздел I. Информация об опыте


Тема опыта: Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся.


^ Условия возникновения и становления опыта

Возникновение опыта связано с пониманием, что в наше время, время повальной компьютеризации, технология перешла в разряд не самой престижной науки. Это сложная наука, которая может заинтересовать не всех учащихся. Ее результаты трудно достижимы, а потому она не может дать мгновенный, головокружительный доход, обеспечить стремительную карьеру. В масштабах всей страны интерес к предмету падает. Поэтому от учителя зависит, с какой мотивацией будут приходить учащиеся на урок. Ведь даже самое очень развитое общество не может состоять из одних экономистов и программистов. Не менее значимы для страны инженерно – технические кадры.
Уроки технологии профессионально ориентированны именно на техническую и технологическую составляющую развития промышленности и сельского хозяйства страны. Каждый учитель должен идти в ногу со временем и нельзя не замечать огромную роль компьютерных технологий в каждой отрасли хозяйства. Одной из задач школы является социальная адаптация подрастающего поколения к жизни в современных компьютеризированных условиях. Решение данной проблемы возможно на уроках технологии при реализации проектного обучения с помощью возможностей компьютерной техники.


^ Актуальность опыта

Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Разрешение этих противоречий происходит и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.

Для младших школьников характерны стремление к воспроизведению вызвавших интерес объектов, подражание, ожидание личного успеха, поэтому ученики должны выполнять в основном конструкторско-технологические проекты.

Учащиеся средних классов хотя и тяготеют к выбору знакомых и "нужных" объектов, нацелены на успешный результат, но уже проявляют и попытки добиться оригинальности.

Для старшеклассников характерны желание испытать свои возможности, предвкушение творчества, поэтому они, как и учащиеся 8-9 классов, должны выполнять в основном художественно-конструкторские проекты.

Примерную тематику проектных заданий разрабатывается по каждому году обучения технологии. Она должна быть достаточно широкой, постоянно обогащаться с учетом интересов и возможностей как учащихся, так и самого учителя, имеющейся материально-технической базы. Чем полнее при этом окажутся востребованными полученные школьниками знания и умения, тем в большей мере отвечает своему назначению проект.

Необходимо обратить особое внимание на отражение в тематике проектов региональных и местных особенностей, связанных с народным творчеством.


^ Ведущая педагогическая идея опыта

В процессе реализации проектного обучения на уроках технологии формируется компьютерная компетентность обучающихся, что важно, т.к. в современных условиях перед школой стоит задача постепенного, формирования компетенций, которые на выходе преобразуются в компетентность. Важно учитывать, что компетенция – это набор определенных знаний, умений, навыков, личностных качеств в определенной сфере деятельности, а компетентность – это качество владения, то, каким образом компетенция проявляется в деятельности. При традиционном подходе к образованию мы формируем компетенции, а жизнь требует преобразование их в компетентность, что возможно в процессе использования метода проектной деятельности с использованием возможностей компьютерной техники.

^ Длительность работы над опытом

Работа по разрешению противоречия между умениями школьников эффективно и грамотно пользоваться возможностями персонального компьютера и выполнением проекта на уроке технологии охватывает период с сентября 2008 года по декабрь 2010года.


^ Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен системой уроков по формирования компьютерной компетентности обучающихся.


Теоретическая база опыта

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. А значит, каждый ученик должен получить навыки этой деятельности. Программы всех школьных предметов, в том числе и технологии, ориентированы на реализацию требований стандарта образования. Таким образом, проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной школе. И это очень важно, т.к. именно в процессе правильной организованной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающегося, его умения не заучивать информацию, которая может быть бесполезной для него, а учиться работать с информацией, найти ее.

Заведующий лабораторией "Технологии" ИОСО РАО, доктор педагогических наук, профессор В. М. Казакевич в своей статье "Технологическое образование в век высоких технологий" ("Школа и производство", 2001, №1) писал "Принципиальное отличие обучения технологии от традиционного трудового обучения в основной школе будет состоять в новой направленности учебных целей. Учащиеся не должны, подобно ремесленникам, научиться делать ограниченный круг вещей или работ, как это традиционно было на уроках технического, обслуживающего или сельскохозяйственного труда. От них потребуется, в первую очередь, на примере доступных для изучения технологий овладеть следующими умениями:

обосновывать цель деятельности с учетом общественных потребностей, принимать решение и идти на риск создания продукта труда;

находить и обрабатывать необходимую информацию с использованием современной техники;

проектировать предмет труда и технологию деятельности с учетом доступных в данных условиях материалов и технических средств;

овладевать политехническими трудовыми знаниями, навыками и умениями пользования орудиями труда, выполнения технологических операций;

осуществлять технологические процессы, результаты которых будут иметь потребительскую стоимость;

экономически и функционально обосновывать оптимальность процесса и результатов деятельности;

давать экологическую и социальную оценку технологии и продукту труда;

выдвигать предпринимательские идеи в рамках изученных технологий;

оценивать свои профессиональные интересы и склонности, выбирать профессию;

сотрудничать в коллективе и выполнять функции лидера.

В школе изучение "Технологии" должно быть направлено главным образом на овладение совокупностью методов творческой проектной деятельностью, освоение способов научного и практического поиска новых решений применительно к кругу познавательных и профессиональных интересов учащихся. С учетом профиля общеобразовательного учреждения (гимназия, колледж, технологическая школа и др.) проектная деятельность может иметь соответствующую предметную направленность".

В полной мере овладеть вышеперечисленными умениями школьник может только в ходе учебного проектирования, которое все более становится основным методом обучения учащихся в технологии. В проекте "Концепции структуры и содержания общего среднего образования (в 12-летней школе)" ("Школа и производство", 2000, №3) прямо сказано, что основу курса технологии составляет самостоятельная проектная деятельность учащихся. И это не удивительно, ведь такая деятельность способствует активному овладению знаниями и умениями, развитию творческих способностей, воспитанию нравственно-трудовых и других положительных качеств личности.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность приучает школьников самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты. Подготовка и реализация проектной деятельности на уроке предполагает четкое представление типологии проектов:

  1. Исследовательские. Требуют хорошо продуманной структуры, целей, актуальности для всех участников, продуманных методов, экспериментальных и опытных работ, методики обработки результатов.

  2. Творческие. Не имеют детально проработанной структуры, она развивается по ходу работы, планируется только конечный результат (реферат, презентация, видеофильм).

  3. Игровые. Структура только намечается и остается открытой до окончания проекта. Участники принимают на себя определенные роли, обусловленные содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи, выдуманные герои, имитирующие социальные и деловые отношения. Сюда можно отнести мастер – класс, который учитель дает для своих коллег.

  4. Информационные. Направлен на сбор информации о каком – либо объекте. Его структура: цель, методы получения и обработки информации, результат, презентация.

  5. Практико – ориентированные. Четко обозначенный результат, тщательно продуманная структура, четкое определение функций каждого участника, координация этапов работы, презентация конечных результатов, оценка работы.

В формировании культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта важное место принадлежит - уроку-исследованию.

Осуществляя исследовательскую деятельность, обучающиеся осуществляют следующие действия:

  1. Постановка проблемы.

  2. Уточнение неясных вопросов.

  3. Формулировка гипотезы исследования.

  4. Планирование учебных действий.

  5. Сбор данных.

  6. Анализ и синтез данных. Подготовка сообщений. Выступления с сообщениями.

  7. Ответы на вопросы, корректировка.

  8. Обобщения, выводы.

  9. Самооценка, рефлексия.

Педагогическая деятельность учителя строится в соответствии с алгоритмом:

  1. Постановка целей.

  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).

  3. Моделирование учебного процесса:

    1. Осмысление способов, приемов, средств мотивации;

    2. Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладение системой умений;

    3. Организация процесса рефлексии.

4. Анализ процесса учителем.

Не менее актуальным в настоящее время является и урок-проект. Учебный проект как технология основан на следующей идее: основная ценность проекта – общий конечный результат. Цель проекта: создание условий для формирования и развития умений и навыков решения практических задач.


Мотивация:

  1. Определение цели проекта и этапов достижения цели, т.е. определение задач проекта.

  2. Распределение ролей и планирование работы.

Этапы работы:

  1. Сбор информации.

  2. Обсуждение полученных данных, их систематизация.

  3. Выдвижение гипотезы.

  4. Изготовление моделей, сценария.

  5. Выбор способов представления результатов.

  6. Распределение ролей для защиты.

  7. Защита, презентация.

  8. Коллективное обсуждение защиты, обсуждение.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Использовать данный алгоритм действий не только на уроке, но и во внеурочное время. Необходимо отметить, что положительный результат от использования проектной деятельности на уроке можно достичь в случае совпадения мотивации учителя и учеников на достижение конечного результата. Тогда распределение участников образовательного процесса на учителя и ученика станут условными, т.к. они станут партнерами.

Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения мини-маркетингового исследования, определения цели проекта и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, используя для этого возможности ИНТЕРНЕТа, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

Младшие школьники, в силу возрастных особенностей, плохо разбираются в чертежах и технологических картах. Можно попробовать использовать в качестве дополнительного источника обучения мобильные телефоны детей. Чертежи и технологические карты совместить с фотографиями или небольшим учебным фильмом по изготовлению изделия (фильм может быть легко перекодирован в формат, пригодный для просмотра на мобильном телефоне). У детей сразу появляется интерес к изделию, процесс обучения значительно упрощается. Размножить подобный фильм или серию цветных фотографий для всего класса дело нескольких минут. По своей сути это та же самая технологическая карта, только в виде фотографий или фильма с описанием процесса изготовления. Подобная методика может быть также использована и при изготовлении проекта. Проект в виде маленького фильма детям гораздо интереснее и удобнее. Они с удовольствием будут обмениваться друг с другом такими проектами (приложение №1).

Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

^ На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

^ На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

^ На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта в виде компьютерной презентации.


^ Новизна опыта

    • в комбинировании элементов традиционной методики составления технологических карт и возможностей компьютерных технологий при реализации проектной работы на уроке и при выполнении домашнего задания по технологии;

    • в рационализации, усовершенствовании отдельных этапов проектной деятельности на уроке;

    • в увеличении интереса обучающихся к урокам технологии через использование компьютерных технологий на уроке и при выполнении домашнего задания.


^ Раздел II. Технология описания опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности


Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках технологии, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.

Достижению этих целей служит решение задач:

  • объяснение материала на более высоком, чем минимальный, уровне;

  • чёткое выделение содержания учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;

  • перед началом реализации проектной технологии ознакомление учеников с результатами, которых они должны достичь;

  • формирование у детей стремления к состязательности, здоровому соперничеству, полной реализованности;

  • организация групповой работы учащихся с использованием компьютерных технологий, с учётом интеллектуальных способностей и интересов учащихся.



^ Организация учебно-воспитательного процесса


Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п.

После выполнения эскиза разрабатывается технологический процесс изготовления изделия, в котором обязательно указывается порядок выполнения работы и применяемые инструменты.

Изготовление объекта проектирования начинается только при наличии конструкторской и технологической документации, а именно эскиза и технологического процесса изготовления изделия.

Не следует стремиться, чтобы учащиеся все работы делали в школе, в учебных мастерских. Часто отведенного времени бывает недостаточно, особенно если разрабатываются усложненные конструкции изделий. Поэтому значительную часть проекта, особенно связанную с его описательной частью, оформлением, можно выполнять дома. Мои ученики некоторые работы, например, по обоснованию конструкции изделия и технологического процесса, экономическому обоснованию, экологической оценке проекта выполняют параллельно с изготовлением изделия.

Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Защита может осуществляться в разной форме, но наиболее зрелищной и интересной обучающимся является защита в виде компьютерных презентаций. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи, вовлекать в защиту проекта всех детей.

К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.

Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата 210х297 мм. По содержанию она включает ("Школа и производство", 2001, №1):

1.      Титульный лист.

2.      Оглавление.

3.      Введение.

4.      Главы основной части:

Глава 1. Конструкция изделия.

^ Глава 2. Технология изготовления.

Глава 3. Экономическое обоснование проекта.

Глава 4. Экологическая оценка проекта.

5.      Заключение.

6.      Библиографический список использованной литературы.

7.      Приложения.

Титульный лист является первой страницей пояснительной записки. В верхнем поле указывается полное наименование учебного заведения. В среднем дается название проекта без слова "тема" и кавычек. Оно должно быть по возможности кратким и точным – соответствовать основному содержанию проекта. Далее указываются фамилия, имя и класс проектанта (в именительном падеже). Затем фамилия и инициалы руководителя проекта. В нижнем поле указываются место и год выполнения работы (без слова "год").

Вслед за титульным листом помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки пояснительной записки и указываются страницы, на которых они находятся. Сокращать их или давать в другой формулировке, последовательности и соподчиненности нельзя.

Во введение к работе обосновывается актуальность выбранной темы, цель и содержание поставленных задач, формулируется планируемый результат, сообщается, в чем состоит новизна проекта.

Содержание глав основной части должно точно соответствовать теме работы и полностью ее раскрывать. Эти главы должны показать умение проектанта сжато, лаконично и аргументировано излагать материал.

В первой главе, описывающей конструкцию изделия, приводится краткий обзор литературы, разрабатывается банк идей и предложений по решению проблемы, рассматриваемой в проекте.

В технологической части проекта необходимо разработать последовательность выполнения объекта. Она может включать в себя перечень этапов, технологическую карту, в которой описывается алгоритм операций с указанием инструментов, материалов и способов обработки.

Далее необходимо рассмотреть экономическую и экологическую оценки проекта.

В экономической части представляется полный расчет затрат на изготовление проектируемого изделия (состав расчета изменяется в зависимости от класса, в котором учатся ребята). Результатом экономического расчета должно быть обоснование экономичности проектируемого изделия и наличия рынка сбыта.

Особое внимание необходимо уделить экологической оценке проекта: обоснованию того, что изготовление и эксплуатация проектируемого изделия не повлекут за собой изменений в окружающей среде, нарушений в жизнедеятельности человека. Экологическая оценка проекта включает в себя экологическую оценку конструкции и технологии изготовления, оценку возможностей изготовления изделия из материалов - отходов производства, оценку возможности использования отходов, возникающих при выполнении проекта

Пояснительная записка завершается заключением. В нем последовательно излагаются полученные результаты, определяется их соотношение с общей целью и конкретными задачами, сформулированными во введении, дается самооценка учащимся проделанной им работы. В некоторых случаях возникает необходимость указать пути продолжения исследования темы, а также конкретные задачи, которые предстоит при этом решить.

После заключения принято помещать список использованной литературы. Каждый включенный в него источник должен иметь отражение в пояснительной записке.

Вспомогательные или дополнительные материалы, которые загромождают основную часть работы, помещают в приложениях.

О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Я до учеников эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:

рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);

рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);

рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);

рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

рассказать о решении экологических задач;

сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.

Итоговая оценка творческого проекта не только подводит итог труда учащегося, но имеет большое воспитательное значение. При этом я считаю, что и при выполнении работы по проекту на каждом занятии нужно выставлять текущие оценки, которые подтягивают, дисциплинируют ребят, и учитывать их при подведении итогов работы. Для этого целесообразно, чтобы учитель выставлял эти оценки в зачетный лист - сколько недель ребята делают проект (8-10), столько и оценок, а к защите проекта выводил среднеарифметическую оценку текущей работы каждого ученика.

Общая оценка является среднеарифметической четырех оценок: за текущую работу, за изделие, за пояснительную записку и за защиту работы.

При оценке текущей работы учитывается правильность выполнения приемов и способов работы, рациональность выполнения труда и рабочего места, экономное расходование материалов, электроэнергии, соблюдение правил техники безопасности, добросовестность выполнения работы, осуществление самоконтроля.

При оценке изделия учитывается практическая направленность проекта, качество, оригинальность и законченность изделия, эстетическое оформление изделия, выполнение задания с элементами новизны, экономическая эффективность проекта, возможность его более широкого использования, уровень творчества и степень самостоятельности учащихся.

При оценке пояснительной записки следует обращать внимание на полноту раскрытия темы задания, оформление, рубрицирование, четкость, аккуратность, правильность и качество выполнения графических заданий: схем, чертежей.

При оценке защиты творческого проекта учитывается аргументированность выбора темы, качество доклада (композиция, полнота представления работы, аргументированность выводов), качество ответов на вопросы (полнота, аргументированность, убедительность и убежденность), деловые и волевые качества выступающего (ответственное отношение, стремление к достижению высоких результатов, способность работать с перегрузкой).

Примерными критериями творческого проекта, учитывающими оценку изделия и пояснительную записку, могут быть следующие:

оценка "отлично" выставляется, если требования к пояснительной записке полностью соблюдены. Она составлена в полном объеме, четко, аккуратно. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то тема работы должна быть интересна, в нее необходимо внести свою индивидуальность, свое творческое начало. Работа планировалась учащимися самостоятельно, решались задачи творческого характера с элементами новизны. Работа имеет высокую экономическую оценку, возможность широкого применения. Работу или полученные результаты исследования можно использовать как пособие на уроках технологии или на других уроках.

оценка "хорошо" выставляется, если пояснительная записка имеет небольшие отклонения от рекомендаций. Изделие выполнено технически грамотно с соблюдением стандартов, соответствует предъявляемым к нему эстетическим требованиям. Если это изделие декоративно-прикладного творчества, то оно выполнено аккуратно, добротно, но не содержит в себе исключительной новизны. Работа планировалась с несущественной помощью учителя, у учащегося наблюдается неустойчивое стремление решать задачи творческого характера. Проект имеет хорошую экономическую оценку, возможность индивидуального применения.

оценка "удовлетворительно" выставляется, если пояснительная записка выполнена с отклонениями от требований, не очень аккуратно. Есть замечания по выполнению изделия в плане его эстетического содержания, несоблюдения технологии изготовления, материала, формы. Планирование работы с помощью учителя, ситуационный (неустойчивый) интерес ученика к технике.

Более низкая оценка за проект не выставляется. Он подлежит переделке или доработке.

Оценивание результатов творчества всегда драматично и противоречиво. Во всяком случае, не стоит абсолютизировать его правильность. Ближе к объективной будет рейтинговая оценка, включающая в себя самооценку, среднюю коллективную оценку экспертов и оценку учителя.

Итоги защиты желательно отразить в стенгазете или фотогазете. Лучшие работы могут быть использованы как пособия на уроках, направлены на выставку технического и декоративно-прикладного творчества или для личных целей: украшения дома, подарка родителям и т.д.

Предложенный порядок защиты – примерный. Он может быть изменен в зависимости от подготовки учителя и творческих возможностей класса. Желательно, чтобы защита проектов превратилась в настоящий праздник, не была заорганизована, чтобы учитель и ученики получили удовлетворение от ее проведения, чтобы школьники после защиты вышли с новыми идеями, творческими задумками, готовыми сделать следующий проект еще более интересным и совершенным.


^ Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта является то, что ежегодно мои ученики поступают в технические, технологические высшие учебные заведения. Это Арнаутовский , Христенко Д., Лапшин Р., Бугаенко Д., Ткаченко А. и.др.

Для успешного поступления в высшие учебные заведения необходимым условием является реализация на уроке всех уровней усвоения знаний:

Уровни усвоения знаний

Требования к действиям учащихся

^ Первый уровень

Восприятие и запоминание.

Связано с непосредственным воспроизведением

содержания изученного материала различной сложности

Показывать (опознавать), называть, распознавать, узнавать, давать определение, пересказывать и т.д.

^ Второй уровень

Применение знаний в знакомой ситуации по образцу. Выполнение действий с четко обозначенными правилами. Применение знаний на основе обобщаемого алгоритма.

Измерять, объяснять, составлять что – то по готовой схеме, соотносить, характеризовать, сравнивать, соблюдать правила и т.д.

^ Третий уровень

Применение знаний в незнакомой ситуации, т.е. творчески. Предполагает применение в качестве ориентира какой – либо обобщенной идеи, методологических знаний.

Составить устный или письменный ответ на проблемный вопрос, высказать суждение, выделить существенные признаки, анализировать информацию, написать сочинение, дать отзыв или рецензию, проводить и обосновывать собственные примеры и оценки, искать необходимую информацию.



Только пройдя все уровни, учащиеся смогут успешно выдержать экзамены, выбрать профессию и обучаться в течение пяти лет. Мои ученики успешно с этим справляются.

Уровень обученности моих учащихся по итогам каждого года составляет 100 %, что является хорошим показателем, а качество знаний около 90%.

Мои ученики являются победителями и призерами муниципальных олимпиад по технологии и различных конкурсов муниципального и регионального уровней. Так, Бабуцкий Е. (9б класс) и Савченко В (11 класс) являются призерами муниципальной олимпиады по технологии в 2010 году. Бородаенко А., Дутова Е., Веретенникова Д. награждены Почетной грамотой департамента образования, культуры и молодежной политики Белгородской области за 2 место в 1 областном конкурсе детских медиапроектов "Наши дела - родному Белогорью" (номинации "Телепроект"), учащейся 8 класса Кузнецов Даниил, занявшему 1 место в разделе "Машиностороение" в выставке технического творчества "Дети, техника, творчество"вручена Грамота управления образования и науки администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка Белгородской области", команде учащихся МОУ СОШ №1, занявшей 2 место в районной выставке технического творчества "Дети, техника, творчество-2010" вручена

Грамота управления образования и науки администрации муниципального района "Алексеевский район и город Алексеевка".

Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, я считаю, что реализация проектного метода в обучении технологии обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.


Литература


  1. Байбородова Л.В., Серебрянников Л.Н. Обучение технологии в средней школе: 5-11 кл.: Методическое пособие. - М.: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003.

  2. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. - М.: Просвещение, 1967.

  3. Ефремов В.И. Творческое воспитание и образование детей на базе ТРИЗ. - Пенза, 2001.

  4. Лопанова Е.В., Рабочих Т.Б. Личностно-деятельностные технологии обучения: учебно-методическое пособие. Омск. ОмГПУ, 2004.

  5. Павлова М. Б., Сасова И. А., Питт Дж., Гуревич М.И. Технология 5 кл. - М.: Вентана - Граф.

  6. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся: Практическое пособие для работников общеобразовательных учреждений. - М.: АРКТИ, 2005.



Приложение №1

Проект «Горелка спиртовая»

Область применения данного изделия необычайно широка. Приготовление и разогрев пиши в походных условиях, незаменимая вещь для путешественника, охотника и рыбака. Горелка успешно может заменить традиционные стеклянные спиртовые горелки на уроках физики и химии. При случайном опрокидывании топливо из неё не прольётся. Легкая, прочная, надежная, технологичная и дешевая. Простота конструкции просто поразительна. Её очень легко сделать даже в походных условиях, имея из инструментов только складной нож. Может быть использована в качестве проектного изделия на уроках технологии в 5-6 классах при изучении раздела о работе с тонколистовым металлом. Особо стоит обратить внимание детей на правила пожарной безопасности, применять только в присутствии взрослых и под их контролем. В качестве горючего использовать только этиловый спирт.


Рисунок 1


Для изготовления потребуются: две пустые алюминиевые банки объёмом 0,33 л, нож, ножницы, маркер, абразивный круг мелкой зернистости, кусочек минеральной ваты (любой негорючий утеплитель).

Рисунок 2


Сначала намечаем линию будущего разреза. Ставим банку на стол. Маркер укладываем на подставку толщиной 10 мм. Вращая банку вокруг её оси, получаем линию надреза. Можно счистить краску с банки, но можно и не счищать.

Рисунок 3

Разрезаем обе банки ножом примерно посредине. Рисунок 4


Обрезаем обе полученные половинки с донышками точно по линии разметки, используя обычные ножницы.

Рисунок 5


На абразивном круге зачищаем и выравниваем острые края полученных заготовок.

Рисунок 6


Закладываем в одно донце минеральную вату с учетом того, что после соединения

половинок изделия весь внутренний объём будет заполнен полностью.

Рисунок 7


Соединяем обе половинки.

Рисунок 8


Для упрощения процесса соединения можно слегка стянуть нижнюю половинку тонкой проволокой или использовать нож.

Рисунок 9


Тонким шилом делаем 4-5 отверстий в центре. Внимание! Отверстия должны быть только в верхней части горелки. Дно должно быть герметичным.


Рисунок 10


Намечаем примерно 15 отверстий равномерно по окружности. От диаметра отверстий зависит длительность работы на одной заправке. Диаметр и количество отверстий подбирается экспериментально в зависимости от назначения горелки.


Рисунок 11


Заправлять удобно медицинским шприцем. Но можно и просто налить спирт в верхнюю часть горелки.

Рисунок 12


Для выхода горелки на рабочий режим подогреваем её снизу зажигалкой или свёрнутым в трубочку бумажным листом. Кружку объемом до 200 мл можно ставить на горелку без подставки. Внимание! Во время работы корпус горелки нагревается.


Рисунок 13


 







Похожие:

Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconИспользование проектного обучения на уроках технологии как средство повышения мыслительной активности обучающихся

Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconИспользование проектного обучения на уроках технологии как средства формирования познавательной активности обучающихся II ступени обучения
I. Информация об опыте
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconИспользование мультимедийных средств обучения как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся Выступление Мартыновой Т. В., учителя географии моу «сош №36»
Использование мультимедийных средств обучения как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconИспользование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconСписок выступающих на заседании ммо учителей начальных классов и семинаре практикуме «Использование интерактивной доски на уроках в начальной школе как условие формирования положительной учебной мотивации учащихся» 11. 09
Мастер-класс «Использование техники «Модульное оригами» на уроках технологии в начальной школе»
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconМетодические приемы формирования познавательной компетентности школьников на уроках математики в. В. Сидорова моу «Хотьковская средняя общеобразовательная школа №5»
В статье автор описывает ряд методических приемов, способствующих осуществлению продуктивной учебной деятельности школьников на уроках...
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconИспользование информационных технологий в образовательном процессе до 2007 года
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconИсследовательская работа по биологии во внеурочное время, как средство формирования исследовательской компетентности учащихся
Е годы интерес ученых к изучению формирования исследовательской компетентности существенно усилился в связи с резкими изменениями...
Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconАлгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения на уроках по русскому языку и литературе

Использование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся iconТехнология сотрудничества на уроках физической культуры. Евсеева Венера Нурхановна, Челно-Вершины (моу челно-Вершинская сош (ОЦ)) «Современные образовательные технологии как средство формирования компетентностей ученика»
Я. А. Коменский «Найти такой порядок обучения, при котором оно осуществлялось бы по единым законам человека и природы»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов