Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства icon

Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства



НазваниеОсновные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства
Дата конвертации10.10.2012
Размер262.26 Kb.
ТипДокументы

  1. ОСНОВНЫЕ ТЕОРИИ ПРОИСХОЖДЕНИЯ ГОСУДАРСТВА.

1.1.Классовая теория происхождения государства

Основоположниками данной теории является К. Маркс, Ф. Энгельс, В. Ленин. Основой происхождения государства и права признается экономический фактор. Другие факторы носят несущественный характер. Государство возникает на определенной ступени развития производительных сил, характеризуемой расколом первобытного общества на классы с противоположными экономическими интересами. Эти интересы носят непримиримый характер. Функции государства - специальными средствами управления, прежде всего насилия, сдерживать противоборство классов, защищая интересы экономически господствующего класса.

Класс - это социальная группа людей (часть сообщества), объединенная общностью экономических интересов, что обусловлено одинаковым отношением к средствам производства. Отношения классов к средствам производства, их роль в общественном производстве, способы и доля получения общественного богатства закрепляются законом. Поскольку между классами существуют непримиримые противоречия, какое-либо социальное партнерство между ними невозможно.

Социальное и имущественное расслоение обусловливают такие явления, как непрерывная классовая борьба, постоянные социальные конфликты. Родоплеменная организация, рассчитанная на монолитное единство людей, уже не в силах предохранить общество от распада. Потребность в создании новой властной организации и системы социальных норм, отвечавших изменившимся условиям, приводит к возникновению государства и права.

Государство, по словам В. Ленина, возникает там, тогда и постольку, где, когда и поскольку классовые противоречия не могут быть примирены. Таким образом, государство представляет собой продукт и проявление непримиримости классовых противоречий, которые объективно не могут быть примирены.

Государство по Ленину - это машина, аппарат для подавления одним классом другого. В свою очередь, право есть возведенная в закон воля господствующего класса. Она приобретает государственный характер, поскольку правотворчество есть исключительная прерогатива государства. Право - это всего лишь инструмент, средство для навязывания воли господствующего класса.

Классовая теория определяет государство и право как исторически преходящие, временные явления, связанные с существованием классовых различий. В будущем они отомрут, уступив место бесклассовому обществу.

^ 1.2.Теологическая теория

Основоположниками данной теории являются Фома Аквинский, а также многочисленные церковные деятели прошлого и настоящего.

Возникновение государства объясняется божественной волей. Государство - божественное творение, дарованное людям «свыше» и продолжающее процесс сотворения Богом мироздания.
Законы изначально были переданы людям сверхъестественным путем от Бога через пророков и ангелов. Провозглашается незыблемость, вечность государства, необходимость всеобщего подчинения государственной воле как власти от Бога. Вместе с тем и государство зависит от божественной воли, проявляющейся через церковь. Государственная власть обожествляется. Правитель наделяется властью не народом, а Богом для того, чтобы проводить божественную волю в государстве. При этом церковная власть остается первичной, государственная власть - производна от нее.

^ 1.3. Патриархальная теория

Основоположниками данной теории является Платон, Аристотель, Фильмер. Государство возникает из разрастающейся кровнородственной семьи. Глава семьи превращается в главу государства, становится вождем, царем, монархом. Его власть органично продолжает власть отца над членами семьи. Последний вправе руководить семейной собственностью, наказывать своих ближних. Точно так же и глава государства - отец нации вправе управлять судьбами своих подданных. Как биосоциальное существо человек стремится к созданию патриархальной семьи; в свою очередь, рост и объединение семей приводит к возникновению государства.

^ 1.4. Органическая теория

Основоположником данной теории является Г. Спенсер.

Государство сравнивается с живым организмом, его развитие аналогично общей эволюции органического мира. При этом биологические закономерности распространяются на общественное развитие. Утверждается, что законы природы - естественный отбор, межвидовая конкуренция, эволюция, борьба за существование приводят к объединению людей в единый организм - государство.

^ 1.5Теория насилия

Основоположниками данной теории являются Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг, Р. Иеринг, Ф. Оппенгеймер.

В основе происхождения государства лежат военные завоевания. Государственный аппарат формируется для организации подавления племенами-победителями завоеванных народов.

^ 1.6 Теория общественного договора

Основоположниками данной теории являются Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, П. Гольбах, Ж. -Ж. Руссо.

Государству предшествует естественное состояние - либо «золотой век», либо варварство (война всех против всех). В это догосударственное время человечество существовало в условиях абсолютной свободы. В целях всеобщего благополучия люди договорились ограничить свою индивидуальную свободу в пользу государства. Поэтому они наделяют государство некоторыми полномочиями и обязуются подчиняться государственной власти. В свою очередь, государство обязано поддерживать порядок, заботиться о людях, соблюдать и защищать неотчуждаемые права и свободы граждан.

^ 5.ПРИЗНАКИ ГОСУДАРСТВА, ПОНЯТИЕ ГОСУДАРСТВА.

Государство - это универсальная политическая организация, обладающая особой публичной властью и специализированным аппаратом регулятивного воздействия, выражающая, прежде всего интересы доминирующего социального слоя и выполняющая общие для общества задачи.

Государство - это суверенная политическая организация, официально представляющая и охватывающая все население в пределах определенной территории, имеющая собственную налоговую и денежную систему, национальное законодательство, официальную символику и располагающая специальным аппаратом управления и принуждения.

Признаки государства:

Территория - пространство, в рамках которого действует суверенная государственная власть. Территория государства ограничивается государственной границей - плоскостью, определяющей пределы действия государственной власти как суверенной. Таким образом, государственная территория является не географической, а политико-правовой категорией. Для первобытного общества территориальные границы среды обитания вследствие кочевого образа жизни были весьма условны. Государство же характеризует четкое закрепление как внешних границ, так и внутреннего деления территории на отдельные управляемые единицы.

С момента возникновения государства защита государственных границ и территориальной целостности является его важнейшей функцией. Принцип территориальной целостности (неприкосновенности границ) государства - один из устоев современного международного права.

Структура территории складывается из следующих элементов: сухопутная часть, водная часть, недра, воздушная территория, морские и воздушные суда, космические аппараты с государственной символикой, территории посольств и дипломатических представительств за рубежом.

Население представляет собой совокупность индивидов, объединенных не по кровнородственному или национальному признаку, а территориально и гражданством - правоотношением между человеком и государством, включающем взаимные права, обязанности и ответственность.

Государство обязано оказывать своим гражданам поддержку и покровительство, в том числе за рубежом. Только граждане вправе участвовать в государственном управлении. Данное участие выражается в реализации избирательного права, государственной службы, участия в референдумах, местном самоуправлении.

Гражданство и общая территория проживания являются формально-юридическими факторами, объединяющими индивидов в население. Кроме этого, людей в государстве связывает общность языка, религии, традиций, исторического развития, духовные, культурные и этнические факторы и т.д.Таким образом, все приведенные факторы и обусловливают принадлежность человека к населению определенного государства.

Немаловажным элементом государства является государственный аппарат. Государство характеризует специальный аппарат управления и принуждения, распространяющий свое властное воздействие на все население и на всю территорию государства. Государство является политически организованным обществом.

Власть - это способность и возможность управлять поведением третьих лиц, воздействовать на их поведение, навязывать свою волю, в том числе и принудительно.

В то же время, государство не совпадает с обществом, это особая политическая организация внутри него, осуществляющая управление общественными делами. Такую власть называют публичной.

Реализует публичную власть государственный аппарат как особая система органов и организаций, в которых работают служащие-профессионалы - чиновники. Их функция - управление определенной сферой общественной жизни.

В государстве управленческий труд отделяется от производства. Чиновник занимается только управлением, реализуя властные функции государства. Таким образом, государственная власть осуществляется уполномоченной группой лиц - правящей элитой, реализующей в управлении как общесоциальные функции, так и собственные, групповые интересы.

В структуре государственного аппарата особое место занимает аппарат государственного принуждения, прежде всего правоохранительная система. Государство - это единственная организация в обществе, располагающая военизированными формированиями такими как армия, тюрьмы, полиция. Государству принадлежит монополия на принуждение, на применение вооруженной силы, на легализованное насилие в случае необходимости. Но такое насилие должно носить исключительно правовой характер, то есть осуществляться исключительно в рамках закона, и оно должно применяться только в тех случаях, когда без него обойтись невозможно.

Таким образом, государственная власть - это концентрированное выражение воли и силы, мощи государства, воплощенное в государственных органах и учреждениях. Она обеспечивает стабильность и порядок в обществе.


Неотъемлемым атрибутом государства является суверенитет. Он включает в себя два аспекта - внутренний и внешний. К первому относится верховенство государственной власти внутри страны, ко второму - независимость государства в международных отношениях. Суверенитет - главное юридико-политическое свойство, отличающее государство от всех иных организаций.

В любом обществе существует множество систем власти-подчинения. При этом государственная власть обладает верховенством по отношению ко всем остальным властным источникам. При всем многообразии источников власти государственная власть обладает безусловным приоритетом. Нет власти выше государственной.

Государственная власть носит универсальный характер, распространяя свое властное действие на все население, на всю территорию страны. Веления государства являются всеобщими, имеют безусловный приоритет перед велениями любых других коллективов и организаций.

Государство как самостоятельное независимое образование вправе свободно и независимо от других государств проводить свою внутреннюю и внешнюю политику.

При этом политические решения государства в целях соблюдения интересов других государств регулируются и реально ограничиваются нормами международного права, прежде всего, в области прав человека.

Важнейшим элементом государства является его денежная система. Она включает в себя различные элементы финансовой системы, а именно национальную валюту, государственные банки, таможенную систему, порядок эмиссии и денежного обращения.

Следующим элементом государства являются налоги. Государство путем налогообложения формирует бюджет и внебюджетные фонды (пенсионного социльного и медицинского страхования) - централизованные денежные фонды, расходуемые на публичные цели, то есть в интересах всего общества. Налог - это обязательный платеж изымаемый в бюджет, устанавливаемый государством в одностороннем порядке и обеспеченный его принудительной силой.

Функционирование государства регламентирует национальное законодательство. Оно представляет собой систему установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных правил поведения общего характера (нормы), соблюдение которых обеспечивается и гарантируется государством. Посредством указанных норм государство регулирует общественные отношения, осуществляет управление. Именно государство устанавливает единый правопорядок для всех членов общества.

Неотъемлемой частью государства является его государственная символика, которая включает в себя официальное наименование государства, столицу, флаг, герб, гимн, государственный язык, ритуалы и церемонии, награды (ордена, медали, почетные звания). Если остальные признаки характеризуют исключительно государственную власть и не могут принадлежать каким-либо иным субъектам, то символика не является монопольным атрибутом государства.

^ 6.ФОРМА ПРАВЛЕНИЯ ГОСУДАРСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Форма государства - это структура государственного устройства, которая состоит из таких компонентов как форма правления, государственное устройство, политический режим.

Форма правления - это структура высших органов государственной власти, порядок их образования, взаимодействия и распределения компетенции между ними. Форма правления характеризует степень участия населения в формировании системы государственной власти. Форма правления показывает, кто управляет государством, кто стоит во главе его.

В настоящее время в теории государства выделяют две формы правления - монархию и республику.

Монархия – это форма правления, при которой верховная государственная власть полностью или частично принадлежит одному лицу, занимающему свою должность по законам престолонаследия.

^ Признаки монархии:

  • Единоличный глава государства - монарх (царь, король, император, эмир, шейх, султан и др. );

  • · Бессрочный (пожизненный) характер власти. Монарх ни прямо, ни косвенно не избирается населением.

  • · Передача верховной власти по наследству по законам престолонаследия. При этом воля народа (избирателей) не учитывается. Таким образом, источником монархической власти выступает не народовластие, а традиция, подчас религиозно освященная.

  • · Юридическая неприкосновенность, неподсудность монарха. Монарх не несет ответственности за свои политические действия.

  • · Монарх олицетворяет единство нации, историческую преемственность традиций и поколений, представляет государство на международной арене.

  • · Религиозная, божественная основа монархической власти. Монархические ритуалы, как правило, сопровождаются церковными действиями.

На сегодняшний день в обществе присутствуют следующие виды монархий:

^ Абсолютная монархия (самодержавие). Верховная власть в государстве всецело и без каких-либо ограничений принадлежит монарху. Какие-либо законодательные акты и органы, ограничивающие монархическую власть, отсутствуют. В настоящее время к самодержавному типу государства может быть отнесен Бруней.

^ Конституционная монархия бывает двух видов: дуалистическая и парламентская. При дуалистической монархии верховная государственная власть разделена между монархом и парламентом, монарх является главой исполнительной власти. В этой сфере он независим и назначает правительство, ответственное перед ним. Парламенту принадлежат полномочия в сфере законотворчества и одобрения бюджета. Монарх обладает правом вето и может по своему усмотрению распустить парламент. Сегодня подобная форма существует в Иордании, Кувейте, Марокко;

При парламентской монархии власть монарха носит представительный характер, она реально ограничена конституцией и высшим представительным органом (парламентом). Монарх - лишь номинальный глава государства, символ нации. Формально именно монарх назначает главу правительства и министров, подписывает законы, но реальная государственная власть сосредоточена у парламента и правительства. Правящая элита формируется населением в ходе выборов и далее по партийным спискам. Правительство несет политическую ответственность перед парламентом, а не перед монархом. Все акты монарха вступают в силу только после согласования с соответствующими министрами. Яркие примеры парламентской монархии - Испания, Япония, Великобритания, Швеция, Дания, Норвегия.

Республика - это форма правления, при которой верховная государственная власть осуществляется выборными органами, избираемыми прямо или косвенно населением на определенный срок.

Признаки республики:

  • · Во главе государства - президент и коллегиальный представительный орган (парламент).

  • · Срочный характер государственной власти. Выборность и сменяемость высших органов государства. Таким образом, государственная власть формируется непосредственно населением (избирателями).

  • · Возможность привлечения к политической и юридической ответственности высших должностных лиц государства.

  • · Разделение государственной власти на судебную, законодательную и исполнительную, включая взаимный контроль или как часто применяемый термин "систему сдержек и противовесов" и взаимодействие всех ветвей власти.

Виды республик.

^ Президентская республика. Характеризуется соединением в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Формальный признак президентской республики - отсутствие должности премьер-министра, поскольку президент сам непосредственно возглавляет исполнительную власть. Президент формирует правительство, является верховным главнокомандующим. И парламент, и президент избираются непосредственно населением. Следует отметить значительную независимость, обособленность правительства и парламента друг от друга. Правительство политически не отвечает перед парламентом. Парламент не может выразить недоверие президенту. Президент, в свою очередь, не вправе распустить парламент. Наличие у президента права вето на законы, принимаемые парламентом. Примеры президентской республики - США, Мексика, Бразилия, Аргентина.

^ Парламентарная республика. В данной разновидности республики президент является главой государства с представительскими функциями и формальными полномочиями. Исполнительную власть осуществляет правительство во главе с премьер-министром. Премьер-министр назначается президентом из числа правящей партии или партийной коалиции", имеющей большинство голосов в парламенте. Для парламентарной республики характерны непрямые парламентские выборы президента и определенное верховенство парламента в политической жизни государства, обусловленное партийным характером правления. Парламент избирает президента, формирует правительство и осуществляет контроль за его деятельностью. Парламент вправе выразить недоверие правительству и отправить его в полном составе или отдельных министров в отставку. Президент, в свою очередь, всегда действуете согласия правительства. Издаваемые им акты вступают в юридическую силу после одобрения их правительством или парламентом. Примеры парламентарной республики - Австрия, ФРГ, Швейцария, Италия, Израиль, Турция, Индия, Финляндия, Греция.

^ Смешанная республика характеризуется сочетанием различных элементов. В ней как институты государственной власти одновременно присутствуют и президент с реальными полномочиями, и правительство, и парламент. Властные функции в различных пропорциях разделены между ними. Примеры - Франция, Россия.

В настоящее время наблюдается тенденция сближения различных форм правления.

^ 7. ФОРМА ГОСУДАРСТВЕННОГО УСТРОЙСТВА: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Государственное устройство - это внутренняя территориальная структура государства, раскрывающая его деление на составные части, взаимоотношения между государством в целом и отдельными его частями, в частности между центральными и местными органами власти.

Выделяют три вида территориального устройства:

  • · унитарное государство;

  • · федерация;

  • · конфедерация.

Унитарное государство - это единое централизованное государство, состоящее из административно-территориальных единиц, так или иначе подчиненных центральным органам власти. Административно-территориальные единицы унитарного государства не обладают какими-либо суверенными свойствами.

^ Признаки унитарного государства следующие:

Единые, общие для всей страны, высшие представительные, исполнительные и судебные органы, осуществляющие руководство местными органами. Характерна единая система законодательной, исполнительной и судебной власти, где чиновники местного уровня назначаются вышестоящими органами. Центральные органы власти могут решить по существу любой вопрос, находящийся в ведении местных органов.

На территории унитарного государства действуют одна конституция, единая система законодательства. За административно-территориальными единицами не признается право на законотворчество.

Единое гражданство.

Все внешние официальные международные связи осуществляют центральные органы, официально представляющие государство на международной арене.

Административно-территориальное устройство, включая общее количество административно-территориальных единиц, их размеры, границы между ними определяются исключительно центральной властью без согласования с местными органами.

Большинство современных государств являются унитарными (Китай, Япония; Франция, Испания, Швеция и др. ).

Федерация - это добровольное объединение самостоятельных государственных образований - субъектов федерации в единое союзное децентрализованное государство.

Субъекты федерации обладают отдельными суверенными свойствами.

^ Рассмотрим признаки федерации.

Территория федерации состоит из территорий ее отдельных субъектов (штатов, земель, республик). Изменить территорию субъекта федерации можно только с его согласия. Таким образом, субъект федерации обладает территориальной целостностью и неприкосновенностью.

Статус субъекта федерации не может быть изменен без его согласия. Это касается упразднения, преобразования, слияния субъектов федерации.

Наряду с общими для всей страны федеральными органами, в каждом субъекте федерации существуют свои высшие органы государственной власти, которые избираются непосредственно населением, а не назначаются центральной властью.

Предмет ведения между федерацией и ее субъектами разграничивается федеральным законодательством и договорами. При этом федерация не вправе вмешиваться в сферу ведения ее субъектов.

Наряду с единым союзным гражданством может устанавливаться гражданство субъектов федерации.

Формальный признак федеративного государства - наличие верхней палаты в парламенте, представляющей интересы субъектов федерации (в РФ - это Совет федерации).

Субъекты федерации имеют право создавать свою правовую систему, принимать свою конституцию, что не должно идти вразрез с общими правовыми началами, установленными федерацией;

Субъекты федерации имеют собственную государственную символику, участвуют в международных связях от своего имени, вправе выпускать государственные ценные бумаги, вступать в кредитно-финансовые отношения и принимать на себя соответствующие обязательства, устанавливать региональные налоги и сборы.

Федерации делятся на национальные (Бельгия, Югославия), территориальные (ФРГ, США, Мексика), смешанные (Российская Федерация, Индия).

Конфедерация - это юридический союз суверенных государств, созданный на договорной основе для обеспечения их общих интересов. Участниками конфедерации становятся, как правило, государства, граничащие территориально и обладающие общими историческими, социально-культурными, экономическими корнями. Общие интересы могут находиться в экономической, военной, гуманитарной сферах.

Участники конфедерации, принимая на себя определенные обязательства по реализации общих интересов, сохраняют в полном объеме государственный суверенитет.

Конфедерация не является государством в собственном смысле его статуса, скорее, это государственно-подобное образование.

^ Признаки конфедерации:

Участники конфедерации могут иметь общие законодательные, исполнительные, судебные, иные органы. Но конфедеративные (объединенные) органы управления, создаваемые из представителей государств-участников, решают исключительно общие проблемы, не вмешиваясь в жизнедеятельность каждого отдельного участника.

Конфедерация не предполагает создания единой армии, общей налоговой и банковской системы, единого бюджета.

Сохраняется, хотя и в упрощенном виде, режим государственных границ между государствами - участниками конфедерации.

Каждое государство - участник конфедерации вправе в любое время выйти из ее состава.

Примеры современных конфедераций: Европейское Сообщество, Содружество Независимых Государств, Союз России и Белоруссии.

8^ . ПОЛИТИЧЕСКИЙ РЕЖИМ: ПОНЯТИЕ И ВИДЫ.

Политический режим - это совокупность приемов, методов, способов, средств осуществления государственной власти.

Если форма правления показывает, кто правит в государстве, то политический режим - как, каким образом государственное правление реализуется на практике. Главный критерий классификации политических режимов - реальность прав и свобод человека в государстве.

Демократический режим.

Сущность демократии проявляется в том, что государственная власть выражает волю большинства населения при обязательном признании и защите прав меньшинства. Права и свободы человека не только закреплены законом в качестве высшей ценности, но и реализуются в качестве таковых на практике. Государство не вмешивается в частную жизнь граждан. Регулярно проводятся выборы должностных лиц, функционируют институты непосредственной демократии.

Для демократического режима характерны независимые средства массовой информации, многопартийность, отсутствие единой официальной идеологии, политическое и идеологическое многообразие, существование легальной оппозиции действующей власти, реальное разделение властей. Обязательный атрибут демократии - рыночная экономика, гарантирующая право частной собственности и свободу предпринимательской деятельности.

Антидемократическими режимами являются:

· тоталитарный режим – система полного контроля государства над всеми сторонами жизни личности и общества в целом.

Наличие единственной массовой политической партии, единственной разрешенной идеологии, монополия государства на производство вооружений, на средства массовой информации, массовый террор, жесткий контроль над всеми сферами общества.

· авторитарный режим –переходный режим между тоталитарным и демократическим: сочетание политической системы тоталитарного государства и экономической системы государства демократического. Авторитарный режим более мягкий по сравнению с деспотизмом и тоталитаризмом, однако, при нём личность не пользуется всеми правами и свободами, хотя они и провозглашаются, власть не подчиняется праву, не формируется и не контролируется народом, выборы проводятся формально, управление чрезмерно централизовано и опирается на аппарат принуждения, включая внесудебные методы расправы. Оппозиция не допускается, хотя могут существовать различные политические силы.


10. ^ ПОНЯТИЕ ПРАВА И ЕГО ПРИЗНАКИ.

Право - это система установленных или санкционированных государством, общеобязательных, формально-определенных норм общего характера, обеспеченных государственной защитой.

Право (классовый подход)- система гарантированных государством юридических норм, выражающих возведенную в закон государственную волю экономически господствующего класса.

Право (общесоциальный подход)- выражение компромиссов между классами, группами, социальными слоями общества.

Право в объективном смысле –система юридических норм, выраженных в соответствующих нормативных актах государства, не зависящих от каждого отдельного индивида, а под правом в субъективном смысле понимают систему прав, свобод и обязанностей граждан, закрепленных в действующем законодательстве или вытекающих из многочисленных правоотношений, а также присущих индивиду с рождения.

Таким образом, слово "право" - многозначно, имеет богатое разностороннее содержание. Во-первых, его употребляют в общесоциальном смысле (моральное право, право народов и т.п.), в рамках которого речь идет о нравственных, политических, культурных и иных возможностях в поведении субъектов (например, моральное право руководить коллективом; поступить по совести; изменить, следуя моде, свой внешний вид; право члена общественного объединения и т.п.).
Во-вторых, с помощью этого термина обозначается определенная правовая возможность конкретного субъекта. В данном случае такое право называется субъективным, принадлежащим личности и зависящим от его воли и желания (право на образование, на труд, на пользование культурными ценностями, на судебную защиту и т.д.).
В-третьих, под правом понимают юридический инструмент, связанный с государством и состоящий из целой системы норм, институтов и отраслей. Это так называемое объективное право (конституция, законы, подзаконные акты, правовые обычаи, нормативные договоры).


Признаки права:

Нормативность. Исходящие от государства властные предписания можно разделить на две группы - индивидуально-правовые и нормативные. Первые - суть конкретные указания, вторые - правила общего характера. Право представляет собой именно систему норм, то есть не конкретных указаний - кому, что и как делать, а наиболее общих, типичных моделей поведения. Именно поэтому правовые нормы часто называют образцами, эталонами, критериями, масштабом правомерного поведения, в соответствии с которыми строится поведение каждого лица, попавшего в нормативно регламентированную ситуацию. Нормативность права обусловлена типичностью, однородностью, массовостью, повторяемостью отдельных социальных ситуаций, явлений, взаимодействий.

Правовые нормы регулируют не какой-то отдельный случай, а широкий круг однородных обстоятельств, общественных отношений, распространяя свое регулирующее действие на все случаи данного рода. Норма права показывает, как следует себя вести в той или иной нормативно описанной ситуации, какое поведение является правомерным, что можно, нужно или нельзя делать в определенном, урегулированном правом социальном взаимодействии.

Общеобязательность. Неправовые социальные нормы носят локальный характер, замыкаясь в определенном сообществе людей. Право же регулирует поведение каждого лица, находящегося в нормативно предусмотренной ситуации. Никто не выпадает из-под действия права. Все субъекты без исключения должны выполнять правовые требования. Право носит всеобщий характер, распространяя свое действие на всю территорию страны, на все ее население. При этом правовые нормы обязательны для всех, в том числе и для государства. Иногда нормы права регулируют узкий, ограниченный круг общественных отношений или субъектов, действуют строго определенный период времени.

Императивность, обязательность права не зависит от усмотрения или согласия отдельных лиц подчиняться правовому воздействию.

Кроме того, право обладает безусловным верховенством в системе социальных норм

. Формализованность. Для права характерна документальная фиксация правовых норм в определенных источниках, принятых по установленной процедуре. Правые нормы официально закрепляются в законах, указах, постановлениях и других юридических формах, содержащих обязательные реквизиты (наименование, нумерация, дата, подпись уполномоченного лица и т.п.).

Нормы права - это не просто идеи, мысли, намерения, формы общественного сознания; они всегда внешне выражены (объективированы) и зафиксированы материально. При этом нормы не просто объективируются вовне, они должны быть приняты на основании определенной процедуры, утверждены и подписаны компетентными должностными лицами, опубликованы. Таким образом, право излагается в определенной форме, нарушать которую недопустимо. Принятие источников права осуществляется путем официально установленных и строго обязательных процедур, называемых правотворческим процессом. Процедурным аспектам в правоведении придается огромное значение.

Определенность. Правовые нормы отличает особый юридический язык, особая юридическая техника. Речь прежде всего идет о четкости, ясности, недвусмысленности изложения нормативного материала. Право должно точно фиксировать требования, предъявляемые к поведению людей, рамки и условия возможного, должного и запрещенного поведения, подробно расписывать возможные или требуемые варианты правомерных поступков, последствия их нарушения.

Кроме того, язык закона должен быть общедоступен для восприятия, понятен каждому.

Точность, конкретность, однозначность нормы обеспечивает правовую унификацию, то есть единообразное понимание и применение права всеми участниками правоотношений. Неопределенность содержания правовой нормы, напротив, допускает возможность неограниченного усмотрения в процессе реализации права, что приводит к разногласиям, произволу, правовым конфликтам.

Государственная природа. Государство и право неразрывно связаны, взаимодействуют, взаимообусловливают друг друга. В обществе действует множество различных социальных норм. Но только право непосредственно исходит от государства. Тем самым праву придается официальный, публичный характер. Нормы права формируются не стихийно, а в результате целенаправленной правотворческой деятельности, выступающей атрибутивным признаком государства.

Правовые нормы всегда устанавливаются или санкционируются государством. Все государственные органы в рамках своей компетенции издают нормативные акты. Представительные органы власти специализируются именно на реализации нормотворческой функции.

Государственная защита. Этот признак вытекает из общеобязательности права и дополняет его. В то время как моральные, корпоративные, обычные, религиозные и иные социальные нормы поддерживаются исключительно общественными санкциями, право охраняется и гарантируется государством. В случае необходимости правопорядок обеспечивается государственным принуждением. В случае нарушения правовых норм, неисполнения юридических обязанностей и запретов применяются государственные санкции.

Системность. Право представляет собой не случайную совокупность, а стройную, целостную систему норм - организованное множество структурных элементов, определенным образом взаимосвязанных и взаимодействующих между собой. Разумеется, эта система не исключает возможных коллизий. Но в целом право обладает внутренним единством, структурированностью, непротиворечивостью.


^ 12. Система права. Система права – иерархически организованная совокупность отраслей права, подотраслей, правовых институтов и норм, отражающая единство правовых норм и их специализацию. Система права современного общества объединяет следующие основные отрасли:

  • Государственное право – отрасль права, закрепляющая основы общественного и государственного устройства страны, систему органов государства.

  • Административное право – регулирует общественные отношения.

  • Финансовое право – представляет совокупность норм, регулирующих общественные отношения в сфере финансовой деятельности.

  • Земельное право – регулирует общественные отношения в области использования и охраны земли, недр, вод, лесов.

  • Гражданское право – регулирует разнообразные имущественные отношения.

  • Трудовое право – регулирует общественные отношения в процессе трудовой деятельности человека.

  • Семейное право – регулирует брачно-семейные отношения.

  • Гражданско-процессуальное право – регулирует отношения, возникающие в процессе рассмотрения судами гражданских, трудовых, семейных споров.

  • Уголовное право – представляет собой комплекс норм, которые устанавливают, какое общественно опасное поведение является преступным и какое наказание за его совершение применяется.

  • Уголовно-процессуальное право – объединяет нормы, определяющие порядок производства по уголовным делам.

  • Исправительно-трудовое право – регулирует отношения, складывающиеся при исполнении мер уголовного наказания и связанные с исправительно-трудовым воздействием.

^ 13. Понятие социальной нормы и виды. Социальные нормы – это общие правила поведения людей в обществе, обусловленные его социально-экономическим строем и являющиеся результатом их сознательно-волевой деятельности. Они «страхуют», предохраняют общественную жизнь от хаоса и самотека, направляют ее течение в нужное русло. Виды социальных норм: эстетические, нормы культуры, политические, организационные, нормы религиозных организаций, нормы трудовых коллективов.

^ 15. Структура правовой нормы, ее элементы.

  1. Гипотеза (если…) — элемент юридической нормы, который указывает на условие, при котором эта норма должна осуществляться и на кого распространяется (адресаты, юридические факты).

  • Прямая гипотеза предполагает какое-то одно условие, через которое реализуется юридическая норма.

  • Сложная гипотеза связывает действие нормы с наличием двух и более условий.

  • Абстрактная гипотеза указывает на условия действия нормы, акцентирует внимание на общих, родовых признаках.

  • Казуистическая гипотеза связывает реализацию юридической нормы, возникновение, изменение или прекращение основанных на ней правоотношений, которые трудно отразить с помощью абстрактной гипотезы.

2. Диспозиция (то…) — элемент юридической нормы, который указывает на правило поведения, каким может и каким должно быть это поведение, которому должны следовать участники правоотношений (субъективные права и обязанности адресатов).

  • Управомочивающие - предоставляющие участникам общественных отношений право действовать определенным образом.

  • Обязывающие – устанавливающие обязанность совершать опр. действия.

  • Запрещающие – устанавливают запрет совершать действия.

  1. Санкция (иначе…) — элемент юридической нормы, который содержит описание неблагоприятных последствий для правонарушителя, мер государственного принуждения, наказания (меры юридической ответственности).

^ 16. Понятие источника права. Классификация. Источник (форма) права – способ, с помощью которого закрепляются нормы права. Классификация:

    • Правовой обычай – санкционированное государством правило поведения, которое стало юридической нормы вследствие своего общего значения и длительного применения.

    • Судебный прецедент – судебное решение высшей инстанции по конкретному делу, которое приобретает силу юридической нормы и применяется при последующем решении подобных дел.

    • Нормативный правовой акт - это официальный письменный документ, принятый правотворческим органом государства, в пределах его полномочий и направленный на установление, изменение или отмену правовых норм.

    • Нормативный договор – соглашение, регулирующее взаимные отношения сторон и признаваемое государством в качестве обязательного к применению.

^ 19. Структура правоотношения: субъект, объект, содержание правоотношения.

Субъекты правовых отношений делятся на 3 категории.

        1. физические лица (субъекты в правовых статусах):

        • лицо без гражданства

        • гражданин

        • иностранец

        • беженец

        • индивидуальный предприниматель.

    1. юридические лица, как таковые (у них нет обособленных правовых статусов).

    2. государство (правовыми статусами здесь являются ветви власти):

    • президент

    • правительство

    • парламент

    • судебная власть

    • муниципалитет.

Объект правоотношения – это те явления (предметы) окружающего нас мира, на которые направлены субъективные юридические права и обязанности.

Содержание правоотношения – это то фактическое поведение (действие или бездействие), которое управомоченный может, а правообязанный должен совершить.

^ 20. Субъект правоотношения: понятие и виды. Субъект правовых отношений – это социально-правовые единицы, между которыми складываются отношения. То есть это лица, а также государство, наделенные правами и обязанностями; это непосредственные участники правоотношения. Виды субъектов:

Субъекты правовых отношений делятся на 3 категории.

        1. физические лица (субъекты в правовых статусах):

        • лицо без гражданства

        • гражданин

        • иностранец

        • беженец

        • индивидуальный предприниматель.

  1. юридические лица, как таковые (у них нет обособленных правовых статусов).

  2. государство (правовыми статусами здесь являются ветви власти):

    • президент

    • правительство

    • парламент

    • судебная власть

    • муниципалитет.

^ 21. Правоспособность и дееспособность граждан.

Правоспосо́бность — установленная законом способность гражданина, организации или публично-правового образования быть носителем субъективных прав и юридических обязанностей. Способность быть субъектом права как такового принято называть «общей правоспособностью», которая признается за гражданами с момента их рождения, а за юридическими лицами и публично-правовыми образованиями - с момента их создания.

Дееспосо́бность — способность физического лица осуществлять действия в соответствии со своей правоспособностью, дающая возможность наделять его правами и возлагать на него ответственность, обязанности..

Дееспособность граждан — это способность гражданина своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права, создавать для себя гражданские обязанности и исполнять их, возникающая с наступлением совершеннолетия, то есть по достижении восемнадцатилетнего возраста (ГК РФ ст.21).




Похожие:

Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconТеории происхождения государства мифологические и религиозные концепции происхождения государства
Основной характеристикой является отсутствие разделения между обществом и государством. Подобные представления появились во время...
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconТеории происхождения государства
По вопросу о происхождении (возникновении) государства и права существуют самые различные представления. Это естественно: человеческое...
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconТематика курсовых работ по теории государства и права происхождение государства. Сущность и типология государств. Функции Российского государства. Механизм государства
Развитие прав граждан и усиление их гарантий в условиях формирования правового государства
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства icon"теория государства и права: учебник" (Н. И. Матузов, А. В. Малько) (Юристъ, 2004)
Роль теории государства и права в формировании правовой культуры современного юриста
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconТесты по теме: «Зарождение и развитие в древнерусской литературе жанра повести»
Какое из перечисленных древнерусских произведений описывает историю происхождения славянской письменности и образования Русского...
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconТемы курсовых работ по курсу «Теория государства и права» Происхождение государства. (Мельник А. С.)
Общая характеристика отдельных типов государств (рабовладельческого, феодального и др.)
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconЭкзаменационные вопросы по курсу «Правоведение» на 2011-2012 уч/год. Причины происхождения государства и права
Общественная власть и социальное регулирование в первобытном обществе, их отличие от власти и социального регулирования в государственно-организованном...
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconВопрос 1: Теория государства и права как наука. Предмет, структура, функции
Проблемы возникновения, природы, сущности государства и права, их функционирования, роли и значения относится к числу сложнейших...
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconУрок обществознания в 11 классе Тема: «Признаки, функции, формы государства»
Признаков, форм и функций государства; формирование системы знаний о содержании функций государства
Основные теории происхождения государства. Классовая теория происхождения государства iconУрока: Роль и функции государства в экономике. Цели: Определить функции государства в экономики
Классифицировать примеры действий государства и государственной политики по выполнению различных экономических функций
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов