Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 icon

Программа эксперимента: "Школа как социокультурный центр". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14



НазваниеПрограмма эксперимента: "Школа как социокультурный центр". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14
Дата конвертации10.10.2012
Размер280.06 Kb.
ТипПрограмма

Программа эксперимента: "Школа как социокультурный центр".


СОДЕРЖАНИЕ стр.

Введение 3

База эксперимента 7

Сроки и этапы эксперимента 14

Методы исследования 16 Принципы деятельности в эксперименте 16

Планируемые способы организации

психолого-педагогического обеспечения

социализации учащихся в условиях моделирования

единого социокультурного пространства. 17

Основные направления отслеживания эксперимента 18

Предполагаемые общие критерии отслеживания

социализации и культуры личности ученика 18 Критерии эффективности реализации проекта 18 Предполагаемый результат 19


 Введение.

Актуальность исследования. Специфика современных социально-экономических изменений общества заключается в возрастании противоречивости требований, предъявляемых к личности для ее успешной адаптации. Однако целый ряд личностных особенностей, не находящих должной корректировки со стороны воспитательной среды, может приводить к социально-психологической дезадаптации личности.

Особого внимания в этой связи заслуживает проблема социальной адаптации детей нашего микрорайона. Эта проблема крайне актуальна, так как школа находится в сельской местности, микрорайоном и одновременно культурно-образовательным пространством развития школьников является обширный участок территории длиной около 7 километров, где помимо школы и детского сада №9, нет никаких других культурно-просветительских и спортивных учреждений.

Результаты социологического исследования на тему «Ценностные ориентации учителей, учащихся и их родителей в условиях проживания в микрорайоне МОУ СОШ № 2» свидетельствуют, что под влиянием перехода к рынку образ жизни жителей микрорайона деформировался. Наблюдается снижение уровня социальной безопасности участников образовательного социума, микрорайон теряет традиционную стабильность и безопасность: всего лишь 11% опрошенных семей чувствуют себя в полной безопасности, в 5,5 раз больше тех, кто считают свою безопасность лишь частичной, а 15% семей вообще не считают жизнь в микрорайоне безопасной.

Тяжелые новые черты образа микрорайона: алкоголизация, наркомания, насилие. По признанию 97% учителей, 92% родителей и 92% старшеклассников сегодня пьянство - распространенное явление в микрорайоне. Наркомания перестала быть городской чертой и появилась в микрорайоне. Сталкиваются с ней 23% учителей, 17% родителей и почти 28% старшеклассников. Несоблюдение норм полового поведения отмечают от 21% учителей и 12% родителей до 22% старшеклассников. Социальными последствиями обозначенных явлений являются воровство (его отмечают от до 72% опрошенных), бытовое хулиганство (65-66%) и насилие в семье.
Лишь 3% учителей и 16% оптимистично настроенных родителей считают, что отмеченных негативных явлений в их микрорайоне вообще нет.

Психологический настрой части родителей характеризуется напряженностью, раздражением и подавленностью (18%), страхом и тоской (12-17%). Преобладающая часть населения микрорайона неспокойна за будущее своих детей и семей. Образовательный уровень родителей учеников и социальный состав семей по-прежнему остается на низком уровне:


Период

Образовательный уровень родителей %

высшее

среднее

ПТУ

основное

неоконченное высшее

специальное (техникум)

2006-2007

7

42

15

19

1

16

2007-2008

6

38

14

24

1

17

2008-2009

5

32

13

32

1

17

Период

Социальный состав семей %

малообеспеченные

многодетные

неблагополучные

семей

в них детей

семей

в них детей

семей

в них детей

2006-2007

47

38

17

27

3

7

2007-2008

49

40

18

47

3

7

2008-2009

52

54

19

54

3,2

9



Данная характеристика является тем реальным социальным и психологическим фоном, на котором развивается образование в нашем микрорайоне.

Такие социокультурные характеристики населения могут приводить к социальной дезадаптации учащихся, наиболее тяжелые последствия которой - различные деформации психического развития ребенка. Дефицит эмоциональных впечатлений приводит в дальнейшем к тому, что у детей не формируется активная позиция во взаимодействии с людьми и с миром в целом.

Наряду с этим, у них появляется целый комплекс защитных средств: различные способы аутостимуляции, в первую очередь, моторные стереотипии, агрессия и самоагрессия, отказ и избегание. Условия воспитания в остронуждающихся, малообеспеченных, многодетных семьях нашего микрорайона приводят к тому, что дети неадекватно реагируют на различные изменения социальной среды, им недоступно решение самых простых адаптивных задач.

Адаптационные возможности ребенка из неблагополучной семьи ограничены, поэтому переход в новые условия жизни может привести к различным вариантам дезадаптивного поведения, сопряженным со значительными эмоциональными нарушениями. Кроме того, замкнутость и специфичность социума, ограниченность потенциала образовательной среды и узость культурно-воспитательного пространства микрорайона уже само по себе обеспечивает выпускникам школы особенности их социализации (испытывают проблемы адаптации, обладают недостаточными стартовыми возможностями).

Проблема моделирования единого социокультурного пространства в условиях сельской школы изучена недостаточно. Актуальность настоящей работы определяется необходимостью экспериментального исследования особенностей организации социокультурного пространства школы с целью обеспечения развития, взросления и социализации личности, а также определения возможности и эффективности психолого-педагогического обеспечения этого процесса. В связи с этим, в качестве проблемы исследования выступает противоречие между возрастающими требованиями современного общества, системы образования к внутренней активности личности ученика, необходимостью его активной социализации и недостаточной разработанностью проблемы психолого-педагогического обеспечения процесса социализации учащихся сельских школ, которые, в виду социально-психологических особенностей современного сельского социума, обладают сниженными адаптационными ресурсами.

Данное обстоятельство определило выбор темы эксперимента: «Психолого-педагогическое обеспечение социализации учащихся сельской школы в условиях моделировании единого социокультурного пространства.

^ Объектом исследования выступил процесс социализации учащихся сельской школы.

Предметом исследования явилась система психолого-педагогического обеспечения социализации учащихся школы микрорайона.

^ Цель эксперимента: на основе изучения философской, психолого-педагогической литературы и определения теоретико-методологических положений развития в школе социокультурной среды спрогнозировать педагогические условия создания социокультурного центра в общеобразовательной школе и, разработав, внедрить новую комплексную программу «Общеобразовательная школа – социокультурный центр», содержащую инновационные образовательные технологии.

^ Задачи исследования.

1.    Разработать и апробировать нормативно-правовые и организационно-методические основы функционирования социокультурного центра.

    Предполагаемые действия:

  • выявить культурно-образовательные ресурсы школы;

  • разработать и заключить договора с учреждениями и организациями, изъявившими желание участвовать в работе социокультурного центра;

  • разработать и реализовать программы совместных действий по формированию культурно-образовательного пространства микрорайона;

   2.    Определить, освоить и использовать в работе педагогического коллектива школы индивидуально-ориентированные формы, методы и приёмы работы с участниками образовательного процесса.

    Предполагаемые действия:

  • создание условий для становления человека-гражданина, интегрированного в современное общество;

  • через систему «школа – социокультурный центр» дать возможность выбора учащимися социальных и личностных способов самореализации и саморазвития;

  • обновление содержания образования путём введения новых предметов, интегрированного обучения, профилизации и технологизации обучения;

  • обучение и воспитание осуществлять на основе принципов демократизации и гуманизации, личностно-ориентированного подхода, принципов субъектности, творчества и успехов, доверия и поддержки.

  3.    Предоставить каждому ребёнку, исходя из его способностей,  потребностей и интересов,  возможность реализовать себя, проявить свою индивидуальность в ходе образовательного процесса.

   Предполагаемые действия:

  • организация мониторинга потребностей семьи по развитию ребёнка;

  • организация мониторинга способностей, потребностей и интересов школьников;

  • разработка образовательных программ, в которых будут учтены  образовательные запросы детей и их родителей;

  • создание кружков, секций, клубов, межвозрастных объединений на базе школы и социальных партнеров;

  • расширение культурно-образовательного пространства развития детей посредством организации дополнительного образования школьников на основе компьютерных технологий, совместных мероприятий, экскурсионных поездок и туристических походов;

  • разработка цикла дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.



В качестве гипотезы выступает следующее предположение: при увеличении субъектов образовательной деятельности, апробации новых форм социального взаимодействия, развитии способностей и умений учащихся, росте профессионального мастерства специалистов, эффективность психолого-педагогического обеспечения социализации учащихся сельской школы повысится, и, как следствие, выпускник школы сумеет найти свое достойное место в обществе, так как социальный тип личности, сформированный в данных условиях позволит ему сочетать в себе высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, толерантность, способность к саморазвитию и самореализации.

  1. ^ База эксперимента.

МОУ СОШ № 2 основана в 1954 году как начальная школа. В 1957 году организована основная школа, просуществовавшая до 2000 года. В 1997 году школа получила новое типовое здание, проектной вместимости на 160 учащихся. В 2000 году произошло закрытие средней школы № 1 путем присоединения к школе № 2, в результате чего школа стала средней, численный состав учащихся возрос до 350 человек, школа перешла на двухсменный режим работы. Учредителем школы выступает администрация Верхнебуреинского муниципального района в лице отдела образования.

^ Особенности управления школой.

Непосредственное управление школой осуществляет директор через Управляющий совет, педагогический и методический советы. Управляющий совет состоит из представителей родителей (законных представителей) педагогических работников школы и учащихся старших классов. Цель деятельности Управляющего совета – руководство функционированием и развитием школы.

Заместители директора осуществляют управление образовательным и воспитательным процессом, осуществляют информационно-аналитическую, планово-прогностическую, контрольно-регулировочную и оценочно-результативную функции. Органом ученического самоуправления является «Большой школьный совет», где учащимся предоставлена возможность разработки, принятия и осуществления решения по различным вопросам школьной жизни. В управлении школой принимает участие «Совет отцов»- выборный орган общественного объединения родителей. Совет контролирует посещаемость ученых занятий учащимися, оказывает помощь в ремонте школы и мебели, участвует в рейдах по неблагополучным семьям.

^ Характеристика педагогического коллектива.

В настоящее время в школе работает 25 учителей. Средний возраст педагогов- 39 лет. Средний педагогический стаж- 16 лет. Средний возраст администрации- 36 лет. Высшее образование имеют 23 учителя (92%), незаконченное высшее - 2 учителя (8%). По итогам аттестации высшую категорию имеет 1 учитель (4%), 1 категорию-12 учителей (48%), 2 категорию- 8 педагогов (32%). Курсы повышения квалификации за последние три года прошли 14 учителей, что составляет 56 %. На уровне района обобщен передовой педагогический опыт троих учителей школы. Три учителя школы награждены грамотами Министерства образования Российской Федерации, два человека имеют звание «Отличник народного просвещения».

^ Характеристика учащихся и их семей.

На начало 2009 года в школе обучается 197 детей, объединенных в 14 классов-комплектов. На первой ступени обучается 77 учащихся, на второй ступени - 95, на третьей - 25. 106 учащихся живут в 30 многодетных семьях, 39 учащихся воспитываются в 32 неполных семьях. Остронуждающихся - 46 семей в них -65 детей. Опекаемых - 10 детей, 1 – ребенок-инвалид. На особом учете и контроле состоит 5 неблагополучных семей, в них- 17 детей, на учете в ОПДН стоит 5 учеников. Основным местом работы для родителей учеников школы является единственное градообразующее предприятие ОАО «Ургалуголь», где работают 75% родителей.


^ Особенности учебного процесса.

Образовательный процесс осуществляется в две смены. Продолжительность урока- 45 минут. Школа включает в себя три ступени обучения. Первая ступень - начальная школа: продолжительность обучения 4 года. На первой ступени реализуется программа «Начальная школа ХХI век» Н.Ф. Виноградовой. Вторая ступень обучения - основная школа: продолжительность обучения 5 лет. Вторая ступень обучения обязательная для всех школьников в возрасте до 15 лет. На второй ступени обучения организована предпрофильная подготовка. В рамках предпрофиля реализуются следующие программы элективных курсов:

  1. Ориентационный курс «Твоя профессиональная карьера»

  2. Предметные курсы по выбору:

  3. «Избранные вопросы математики»

  4. «Учись грамотно писать»

  5. «Политическая карта мира»

  6. «Города мира»

  7. «Культура деловых отношений»

  8. «Конституционная экономика»

  9. «Культурология»

  10. «Человек имеет право»

Кроме этого учащиеся 9-х классов проходят предпрофильную подготовку на базе профессионального училища № 39, где изучают курсы по выбору, знакомящие с рабочими профессиями.

Третья ступень - средняя школа: продолжительность обучения- 2 года. На третьей ступени осуществляется профильное обучение по социально-экономическому профилю. Обучение на профильном уровне ведется с 2006 года. Кроме базовых и профильных предметов старшеклассники изучают элективные курсы. В 10 классе: «Коммерческая география: Россия и мировой рынок», « Прикладная этика», «Функция. Графики функций. Их исследования», « Практическая стилистика»; в 11 классе: «Деловой русский язык»,

« Замечательные неравенства их обоснование и применение».

Для подготовки к поступлению учащихся в высшие и средние учебные заведения в школе организованы платные курсы по математике и русскому языку, но выбор предметов может ежегодно меняться в зависимости от социального заказа.

Численный состав учащихся Миграция населения приводит к ежегодному сокращению численного состава учащихся.

Данные сохранности контингента учащихся




Учебный год

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

На начало учебного года

255

243

232

224

на конец учебного года

246

236

227

223

прибыло в течение года

19

9

8

6

выбыло в течение года

28

16

13

7

Численность учащихся в школе




Учебный год

2004-2005

2005-2006

2006-2007

2007-2008

количество классов

17

16

16

15

1 ступень

5

5

6

6

2 ступень

10

9

8

7

3 ступень

2

2

2

2

Общее количество

обучающихся

246

236

227

223

Особенности воспитательного процесса. Приоритетными в воспитательной деятельности нашей школы являются следующие направления: героико-патриотическое воспитание, профилактика правонарушений, школьное самоуправление и творчество учащихся.

Система патриотического воспитания школы предусматривает формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности, патриотизма в процессе воспитания и обучения; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую всеми членами педагогического коллектива.

Основными целями работы по героико-патриотическому и нравственному воспитанию школьников школа считает следующие:

  • обеспечение возможности для полноценной социализации личности, более активного вовлечения ее в решение социально-экономических и других проблем;

  • утверждение в сознании и чувствах учащихся в патриотических ценностях, взглядов, идеалов, уважения к старшим, историческому и культурному прошлому России, повышение престижа военной службы и защиты Отечества;

  • создание эффективной системы патриотического воспитания, обеспечивающее оптимальные условия развития у школьников любви к Родине, готовности укреплять основы общества и государства, достойно и честно выполнять обязанности гражданина Отечества, патриота России.

В школе функционирует эколого-краеведческий музей, который был создан в 1998 году, паспортизацию прошел в 2002 году. Имеется свидетельство № 8327 от 12.11.2002 года. В числе посетителей школьного музея - учащиеся, родители, воспитанники ДОУ № 9, гости школы, военнослужащие части 67695 п. ЦЭС, ветераны. Материалы музея используются учащимися для подготовки сообщений, рефератов, исследовательских работ, они востребованы также студентами вузов и техникумов.

Большая работа проводится с ветеранами ВОВ, тружениками тыла. Учащиеся посещают пожилых людей, оказывают посильную помощь, поздравляют с традиционными праздниками, приглашают в школу.

Школа тесно сотрудничает с воинской частью 67695. Ежегодно проводятся товарищеские встречи по волейболу, смотры строя и песни, концерты.

В целях военно-профессиональной ориентации молодежи, популяризации технических и военных знаний, воспитания у юношей и девушек чувства национального достоинства, преданности интересам родины в школе ежегодно планируется и проводится месячник по героико-патриотическому воспитанию, который проходит в феврале-марте месяце.

Следующей из основных приоритетных задач воспитательной работы нашей школы является профилактика преступности, предупреждение безнадзорности, правонарушений учащихся и пропаганда ЗОЖ. Ежегодно проводится месячник «За здоровый образ жизни».

Демократическое управление обеспечивает детским коллективам право на самоопределение, саморазвитие и самоуправление в общешко­льном коллективе. Самоуправление учащихся выражается в самостоятельности прояв­лять инициативу, принимать решения и реализовывать их в интересах своего коллектива или организации. Самоуправление осуществляется в интересах своего коллектива или организации благодаря самоанализу, самооценке, самокритике и самоустановкам, сделанным учащимися по отношению к своей деятельности или коллективу.

В повседневной деятельности самоуправление проявляется в планировании деятельности коллектива; организации этой деятельности; в анализе своей работы; подведении итогов сделанного и принятии решений.

Жизнь школы насыщена событиями. В практике сложились традиции общих праздников, «ключевых дел», КТД и т.п. Подготовка, реализация, рефлексия событий школьной (классной) жизни эффективно осуществляется самими школьниками в режиме самоуправления. Большое место в воспитательной работе отводится организации досуговой деятельности, развитию творческих способностей учащихся. Традиционным стало проведение предметных недель, в которых принимают активное участие учащиеся и педагоги школы.

В каникулярное время работают профильные и оздоровительные лагеря.

Воспитательная система базируется на вышеуказанных направлениях через вовлечение ребят в систему дополнительного образования.

Наименование кружка

Направление

деятельности

Количество

охваченных детей

2005-2006 учебный год

«Караоке»

творческое

12

«Голосок»

творческое

10

«Веселый пластилин»

творческое

20

«Букварята»

Художественно-эстетическое

20

«Этюд»

творческое

15

«Азбука вязания»

Художественно-эстетическое

12

«Искатель»

краеведческое

15

«Компас»

туристическое

15

Баскетбол

спортивное

13

Волейбол

спортивное

14

2006-2007 учебный год

Шахматный кружок

спортивное

15

«Голосок»

творческое

18

«Спектр»

Художественно-эстетическое

15

«Этюд»

творческое

15

Баскетбол

спортивное

18

Волейбол

спортивное

15

2007-2008 учебный год

Плетение

творческое

15

«Голосок»

творческое

15

Баскетбол

спортивное

18

Волейбол

спортивное

18

«Азбука нравственности»

Художественно-эстетическое

15

«Этюд»

творческое

15

«Искатель»

краеведческое

18

«Букварята»

Художественно-эстетическое

15

Результатом воспитательной деятельности школы является положительная динамика развития личностных качеств и ключевых компетенций выпускника школы.

Характеристика материальной базы школы. Здание школы не имеет центрального тепловодоснабжения. Осенью 2006 года построен тепловой модуль, позволивший перейти на автономное тепловодоснабжение. В школе имеется 13 учебных кабинетов, столярная и слесарная мастерская, спортивный зал, библиотека, столовая, рассчитанная на 60 посадочных мест , компьютерный класс, музей, пришкольный земельный участок( 0,25 га).

Кабинет информатики оснащен 8 ученическими компьютерами и 1 компьютером учителя, в кабинете установлен мультимедийный проектор, сканер, принтер. Кабинет используется не только для проведения учебных занятий, но и для индивидуальной работы учащихся и педагогов, в том числе и для выхода в Интернет. АРМ учителя установлены в кабинетах: начального обучения, математики (здесь же установлена интерактивная доска с проектором), географии, иностранного языка (ноутбук, проектор, экран, принтер, цифровой фотоаппарат), русского языка и литературы. Компьютеры, расположенные в кабинете информатики, библиотеке, секретаря школы, завуча, директора, объединены в единую локальную сеть. За счет средств спонсоров приобретен копир и DVD- проигрыватель. Для проведения воспитательных мероприятий в школе имеется телевизор, видеомагнитофон, магнитофон.

Для кабинета технологии приобретены четыре швейные машины, электроплита. Столярная мастерская оборудована токарным и сверлильным станками, циркулярной пилой.

В январе 2008 года школа оборудована автоматической пожарной сигнализацией с речевым оповещением.

Библиотечный фонд составляет 12525 книг, из них учебной литературы - 3419. Учащиеся обеспечены учебниками на 100%.

^ Характеристика микросоциума школы.

Микрорайон, в котором находится школа - поселок Нижний Чегдомын, растянут от железнодорожной станции на несколько километров. В застройке преобладает частный сектор, домов с благоустроенными квартирами всего два. В микрорайоне не осталось учреждений культурно-бытового назначения, кроме ДОУ № 9, с которым школу связывает работа по преемственности. Микросоциум школы характеризуется следующими признаками: удаленностью от центра поселка, где расположены учреждения дополнительного образования, библиотеки, кинотеатр, Дом культуры, спортивные центры; значительным количеством неблагополучных и малообеспеченных семей, в которых редко занимаются вопросами воспитания и развития своих детей; низким уровнем информационной культуры населения Нижнего Чегдомына.

Взаимодействие.

Школа в своей работе взаимодействует с

  1. - Центром развития и творчества детей и юношества;

  2. - Государственным заповедником «Буреинский»;

  3. - Центральной районной библиотекой;

  4. - Районным краевым музеем;

  5. - ДЮК ФП «Лидер»;

  6. - Центром диагностики и консультирования;

  7. - Районным Домом культуры;

  8. - Ассоциацией по химическому образованию г. Москва;

  9. - Русским Географическим Обществом г. Санкт-Петербург.

2.Сроки и этапы эксперимента: 2008-2013 гг.

1 этап проектно – аналитический.

(2008 – 2009 гг.)

1.Проектирование содержания эксперимента.

2.Научно-информационные исследования, на основании которых необходимо определить теоретико-методологические положения развития школы как социокультурного центра.

3.Оценка влияния мультикультурной среды на развитие личности ребенка.

4.Диагностическое исследование в процессе моделирования образовательной системы (анкетирование родителей, учащихся; обработка и анализ результатов).

5.Изучение и прогнозирование условий социокультурного пространства.

6. Разработка комплексной сквозной программы и методик диагностирвания участников (медико-социо-психолого-педагогические диагностики).  

7.Установление договорных отношений между школой и её предполагаемыми социальными партнёрами.

8.Формирование творческих лабораторий учителей по разработке и апробации форм и способов индивидуально-ориентированного взаимодействия.

2 этап – адаптация и конструирование.

(2009 – 2010 г.г.)

1. Обновить нормативно-правовую базу развития образовательного учреждения.

2. Создать систему внеурочной работы с повышенным уровнем школьного самоуправления, направленной на развитие личности ребёнка (в соответствии с запросом социума).

3. Разработка нового содержания воспитательного и образовательного процесса, направленного на развитие и социализацию ребенка.

4. Ввести в учебный план школы предметы, обеспечивающие формирование личностных качеств обучающихся с учётом кадрового потенциала.

5. Создать систему непрерывного экологического образования и воспитания (на основе учебного плана и внеурочной деятельности).

6. Определить критерии результативности эксперимента в едином образовательном пространстве.

7. Провести исследования по комплексной сквозной программе.

8. Разработка новых технологий социализации школьников.

9. Разработать цикл совместных со Школой искусств дел, направленных на проявление и развитие творческих способностей учащихся, на презентацию их личностных достижений.

8. Создать единую социокультурную программу совместно с социальными партнерами школы.

9. Анализ результатов 2 этапа эксперимента и внесение корректив в содержание экспериментальной программы.

3 этап – совершенствование модели.

(2010 - 2011 г.г.)

1. Совершенствование модели образовательного блока на основе принципа  технологизации.

2. Расширение блока дополнительного образования путём поиска и включения новых социальных партнеров.

3. Профилизация обучения с учётом  запросов социума учащихся.

4.  Экологизация. Экология как образ мышления и норма жизни.

4 этап – рефлексивно – обобщающий.

(2011– 2012 г.г.)

1. Внедрение, отслеживание и корректировка содержания работы школы как социокультурного центра.

2.Осуществление коллективной рефлексии в сообществе педагогов, учащихся, их родителей и социальных партнёров процесса и результатов деятельности по построению системы социокультурного центра.

3. Анализ и подведение итогов эксперимента.

4. Оформление результатов эксперимента.

5. Определение перспектив дальнейшего развития социокультурного центра.

5 этап – творческий обмен.

(2012 – 2013 г.г.)

1.Обобщение и презентация опыта работы по формированию социокультурного центра.

2. Публичный доклад о деятельности школы в рамках программы развития.

3. Творческий отчет школы на районном семинаре.

4. Внешняя экспертиза результата инновационной деятельности.

^ 3. Методы исследования:

  • общенаучные;

  • психолого-педагогические: научно-информационные, анализ документов первоисточников, наблюдение, опрос, анкетирование, эксперимент;

  • специальные: циклографический, видеозапись.

^ 4. Принципы деятельности в эксперименте:

  1. принцип личностно-ориентированного, дифференцированного обучения;

  2. демократизации, гуманизации и толерантности;

  3. принцип признания уникальности личности, индивидуальности каждого ребёнка;

  4. принцип выбора: учащиеся должны жить, учиться в условиях постоянного выбора цели, содержания, форм процесса жизнедеятельности в классе и школе;

  5. принцип доверия и поддержки;

  6. принцип сотрудничества и сотворчества;

  7. принцип технологизации обучения;

  8. принцип здоровьесберегающих технологий.

^ 5. Планируемые способы организации психолого-педагогического обеспечения социализации учащихся в условиях моделирования единого социокультурного пространства.

  1. Индивидуализация учебного-воспитательного процесса:

  • самостоятельный выбор учащимися дополнительных образовательно-воспитательных услуг;

  • самостоятельное определение тем и направлений творческой, исследовательской проектной деятельности (учащиеся оформляют индивидуальный учебный план, который составляется ими на основе образовательных ресурсов, имеющихся у школы, региона и т.д.);

  • открытость и вариативность авторских программ.

  1. Расширение пространства социальной реализации жителей микрорайона:

  • публичная деятельность учащихся (особенно старшеклассников: научно-практические конференции, конкурсы, фестивали, защита проектов);

  • возможность жителей приобщаться к социально значимым программам регионального и федерального уровня;

  • обеспечение реализации социальных проектов учащихся;

  • организация стажировки или практики (предпрофильная подготовка);

  • социальные пробы старшеклассников с организационно-педагогическим сопровождением (продюсирование).

  1. Организация пространства рефлексии и мыследеятельности, т.е. рефлексия образовательного культурно-воспитательного центра:

  • наличие особой педагогической позиции – «тьютор» где предметом консультаций является обсуждение с учащимся его образовательных целей и перспектив, его образовательной истории и социального опыта; анализ образовательной деятельности; формулирование сознательного заказа к обучению и подготовке.

  1. Переход от «знаниевого» к « способному» содержанию образования:

  • переход творчества, исследования и проектирования в базовый способ деятельности.

  1. Развитие сетевых форм организации образовательной деятельности:

  • использование учащимися сетевых образовательных программ;

  • использование школой сетевого взаимодействия с другими ресурсными центрами образования: школами, социокультурными центрами, музеями, вузами и т.д.

^ 6. Основные направления отслеживания эксперимента:

    1. сформированность духовно-личностной культуры;

    2. сформированность социального опыта;

    3. обученность учащихся;

    4. развитие интеллекта учащихся;

    5. социальная и психологическая адаптация педагога и ученика;

    6. рост профессионализма участников эксперимента.

^ 7. Предполагаемые общие критерии отслеживания социализации и культуры личности ученика:

  1. Уровень психологического комфорта ученика и педагога.

  2. Уровень эмоционально-волевого развития ученика и педагога.

  3. Уровень интеллектуального развития личности.

  4. Уровень самосознания ученик и педагога.

Уровень самореализации ученика и педагога.

^ 8. Критерии эффективности реализации проекта:

  1. Количественные.

    1. Количественный рост субъектов образовательной (воспитательной) деятельности.

    2. Апробация новых форм взаимодействия (социального партнёрства) с социумом.

    3. Освоение детьми и взрослыми различных видов деятельности.

    4. Обогащение через образовательный процесс субъектного опыта ребёнка, способствующего его успешной социализации в условиях сельской среды.

  1. Качественные.

1. Наличие мотивации к самообразованию, самореализации и потребности в дополнительном образовании участников комплекса.

2. Реалистичное отношение к жизненным перспективам.

3. Устойчивость ценностных ориентаций.

4. Развития определённых групп способностей и умений учащихся.

5. Изменения в поведении ребёнка (культура поведения и т.д.).

III. Рост профессионального мастерства специалистов социокультурного центра.

IV. Изменение имиджа школы, определяющего жизненный стиль, культуру, форму жизнедеятельности детей и взрослых в микрорайоне.

^ 9. Предполагаемый результат реализации данного эксперимента.

Модель школы 2013 года:

  1. школа, где дети учатся жить активно, развивают и реализуют свои способности;

  2. школа равных возможностей с достаточно широким диапазоном учебной и внеурочной деятельности;

  3. школа, где комфортно учиться, где защищены права и возможности учащегося, его отношение к основным сторонам жизнедеятельности в школе;

  4. школа, конкурентоспособная на рынке образовательных услуг;

  5. школа, расширяющая возможности дополнительного образования;

  6. школа, максимально использующая свою материальную базу;

  7. школа, объединяющая учащихся, родителей и население по интересам так, что помогает оздоровить социальную обстановку в микрорайоне;

  8. школа, дающая новое качество сельского образования и значительно повысившая уровень предоставляемых культурных и социальных услуг населению;

  9. школа, обеспечивающая массовость предоставляемых услуг;

Образ выпускника 2013 года:

социальный тип личности, сочетающий в себе мировоззренческую культуру, высокие нравственные качества, деловитость, творческую индивидуальность, гуманистическое отношение к миру, толерантность, способность к саморазвитию и самореализации, умеющий найти своё достойное место в обществе.




Похожие:

Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconОтчет о реализации экспериментального исследования мкоу сош №2 по теме: «Школа социокультурный центр»
В период 2010-2011 учебного года школа в соответствии с программой экспериментального исследования реализовывала третий этап эксперимента,...
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconПлан деятельности по выполнению эксперимента
Формулировка и обоснование гипотезы, которую можно положить в основу эксперимента
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconАналитическая справка по реализации эксперимента по снижению преступности среди несовершеннолетних в мбоу сош №5 за 2011 год
Основанием реализации эксперимента по снижению преступности среди несовершеннолетних является нормативно-правовая база
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconОсновы психологического эксперимента
Готтсданкер Р. Основы психологического эксперимента: Учеб пособие. Пер с англ. — М.: Изд-во Моск ун-та, 1982. — 464 с
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconПриказ №250 «О проведении эксперимента по применению новой модели оплаты труда работников муниципальных общеобразовательных учреждений», в связи с введением новой системы оплаты труда, проведением эксперимента в городе
На основании Постановления Коллегии Администрации Кемеровской области от 17. 09. 2007 года №250 «О проведении эксперимента по применению...
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 icon«утверждаю» Научный руководитель эксперимента, Директор школы Щепилов В. В. Программа опытно-экспериментальной работы по проблеме «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»
Тема эксперимента «Формирование вариативно-развивающей образовательной среды в сельской малочисленной школе»
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconО продлении эксперимента по применению новых моделей оплаты труда работников образовательного учреждения. На основании Постановления главы администрации Краснодарского края №32 от 25.
От 25. 01. 2008г. «О продлении эксперимента по применению новых моделей оплаты труда работников образовательных учреждений» и приказа...
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconПриказ №14-51-131/13 от 14. 05. 04 г., письма гуо администрации Красноярского края №1692 от 01. 06. 04 г., распоряжения и о. главы города Шарыпово в рамках краевого эксперимента «Введение Управляющих советов»
На основании письма Министерства образования Российской Федерации №14-51-131/13 от 14. 05. 04 г., письма гуо администрации Красноярского...
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconПриказ №7 муниципального образования Павловский район На основании главы муниципального образования Павловский район от 12. 02. 2008 года №104 «О продлении эксперимента
...
Программа эксперимента: \"Школа как социокультурный центр\". Содержание стр. Введение 3 База эксперимента 7 Сроки и этапы эксперимента 14 iconПриказ Х. Большие Челбасы «27» февраля 2009 №30/1 о продлении эксперимента по применению новых моделей оплаты труда работников моу оош №41
«О внесении изменений в Постановление Главы муниципального образования Каневской район от 17. 12. 2007 года №2026 «О продлении эксперимента...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов