С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План icon

С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План



НазваниеС. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План
Дата конвертации17.10.2012
Размер90.3 Kb.
ТипУрок

МОУ Бердниковская ООШ


Изучение метода проекта и применение

его на уроках технологии и экономики.


Выступление по теме самообразования на методическом объединении учителей экономики


Учитель:

Смирнова

Татьяна Николаевна


с. Бердники

2010

Тема: Изучение метода проекта и применение

его на уроках технологии и экономики.


План.


  1. Проект и проектирование задачи и роль.

  2. Немного об истории проектного обучения.

  3. Этапы работы методом проектов

  4. Творческие проекты на уроках технологии. Об организации проектной деятельности на уроках экономики.


Оборудование:

  1. Творческие проекты учащихся.

  2. Мультимедийные презентации


Используемая литература:


  1. Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении: пособие для учителей и студентов педагогических ВУЗов. – М.; АРКТИ, 2003

  2. Скоробогатова Г.Г. Проблемная, проектная, модульная и модульно-блочная технология в работе учителя. – М.; МИОО, 2002

  3. Химия: Проектная деятельность учащихся /авт.-сост. Н.В. Ширшина, Волгоград: Учитель, 2007

  4. Савенков А.И. Проектирование и исследование в современном образовании. Журнал, Химия в школе, №6, 2008

  5. Преподавание экономики в современной школе; теория и практика. – Н.Новгород: НГЦ, 2004


Ход урока.


  1. ^ Проект и проектирование: задачи и роль.

Сегодня учителей волнуют вопросы будущего школы и системы образования. Что нужно современному ученику, чтобы комфортно чувствовать себя в новых социально-экономических условиях? Общество заинтересовано в специалистах, способных самостоятельно и активно действовать, принимать решения, быстро адаптироваться к изменяющимся условиям жизни. Поэтому перед школой встает задача подготовки выпускников, соответствующим запросам общества: способных грамотно работать с информацией (собирать факты, анализировать, обобщать их, выдвигать гипотезы, предлагать способы решения проблемы, сопоставлять с аналогичными или альтернативными вариантами решения и т.д.), коммуникативных, умеющих работать в группе.

Традиционный подход к процессу обучения не позволяет создавать реальные условия для качественного решения этой задачи. Внимание современного учителя должно быть направлено на вовлечение каждого школьника в активную познавательную деятельность.
Это возможно при использовании новых образовательных и информационных технологий в условиях новой парадигмы образования, подразумевающей взаимосвязи ученик – предметно- информационная среда – учитель.


^ Одна из таких технологий – метод проектов.

В программе образовательной области «Технология» раскрывается суть этого метода: «Под проектом понимается творческая завершенная работа, соответствующая возрастным возможностям учащихся, выполняемая под руководством учителя» - и там же его роль: «Использование метода проектов позволяет на деле реализовать деятельностный подход в обучении учащихся интегрировать знания и умения, полученный ими при изучении различных школьных дисциплин разных этапах обучения». В результате внедрения метода проектов в педагогическую практику обеспечивается индивидуальное саморазвитие ребенка.

^ 2. Немного об истории проектного обучения.

Как и всякое направление обучения, проектное обучение имеет свою историю и свои корни в культуре. В этой связи особого внимания заслуживает тот факт, что оно зародилось и стало успешно развиваться в рамках англосаксонской культурно-образовательной традиции, где и продолжает счастливо процветать. Знаменательно и то, что в настоящее время имеет место уже вторая попытка внедрения проектного обучения в нашу культурно-образовательную среду. Первая, предпринятая в начале XX в., как известно, оказалась неудачной.

Утверждение проектного обучения тесно связано с внедрением в образование идей философии прагматизм, также рожденной в недрах англосаксонской культуры. Один из ярких и последовательных сторонников прагматизма философ и педагог Джон Дьюи полагал, что содержание образования должно быть максимально приспособлено к субъективным, индивидуальным запросам учащихся: «То, что называется учебным предметом, - арифметика, история, география или одна из естественных наук – должно основываться на материале, который изначально выводится из обычного жизненного опыта». Только таким образом, по его мнению, можно придать обучению «естественный характер», сделать школу для ребенка местом «общественной жизни», а учебную деятельность – средством реализации и развития индивидуальных, личностных особенностей.

С точки зрения теоретиков прагматизма, естественный путь к овладению социальным наследием – приобщение ребенка к тем видам деятельности, которые «позволили цивилизации стать тем, чем она является» (Дж. Дьюи). Поэтому основное внимание в процессе образования должно быть обращено не на усвоение абстрактных истин и развитие когнитивных способностей, а на занятия конструктивного характера. В этих условиях предельно прагматичный метод проектов оказался самым приемлемым педагогическим инструментом.

Его автором считается профессор педагогики учительского колледжа при Колумбийском университете Уильям Херд Киллпатрик (1871-1965). Суть его новаторской идеи заключалась в том, что вместо распространенного в гимназиях той поры преимущественно репродуктивного изучения абстрактных знаний, мало приложимых к жизненной реальности, учащиеся, исходя из своих интересов, вместе с учителем выполняли собственные проекты. Так, решая какую-либо практическую задачу, они включались в реалии жизни и овладели новыми знаниями. Важно понимать, что в результате этих инноваций обучение в его традиционном, гимназическом варианте было полностью вытеснено работой на индивидуальными коллективными проектами.

^ 3. Этапы работы методом проекта

Работа над проектом проходит в несколько этапов.

  1. Подготовка

Погружение в проект

  1. Планирование

Организация деятельности

  1. Исследование

Осуществление деятельности

  1. Результаты и выводы

Презентация результатов


Учитель

Учащиеся

1 этап – погружение в проект

Формулирует:

  1. проблему проекта

  2. сюжетную ситуацию

  3. цель и задачи

Осуществляют:

  1. личностное присвоение проблемы

  2. вживание в ситуацию

  3. принятие, уточнение и конкретизация цели и задач

2 этап – организация деятельности

Организует деятельность (оснащает всем необходимым и создает условия для самостоятельной работы)

  1. организовать группы

  2. распределять амплуа в группах

  3. спланировать деятельность по решению задач проекта

  4. возможные формы презентации результатов

Осуществляют:

  1. разбивку на группы

  2. распределение ролей а группе

  3. планирование работы в группе

  4. выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов

3 этап – осуществление деятельности

Не участвует, но:

  1. консультирует необходимости

  2. ненавязчиво контролирует

  3. Дает новые знания, когда у учащихся возникает в этом необходимость

  4. репетирует с учениками предстоящую презентацию

Работать активно и самостоятельно:

  1. каждый в соответствии со своими амплуа и сообща

  2. консультируются по необходимости

  3. «добывают» недостающие знания

  4. подготавливают презентацию результатов.

4 этап - презентация

Принимаем отчет:

  1. обобщаем и резюмирует полученные результаты

  2. подвод итоги обучения

  3. оценивает умения: общаться: слушать, обосновывать свое мнение, толерантность и др.

  4. акцентирует внимание на воспитательном моменте: умении работать в группе на общий результат и др.

Демонстрируют:

  1. понимание проблемы, цели и задач

  2. умение планировать и осуществлять работу

  3. найденный способ решения проблемы

  4. рефлексию деятельности и результата

  5. дают взаимооценку деятельности и ее результативности

Результаты работы над Проектом можно представить в различных формах:

Учебный проект отличается от просто коллективно подготовленного мероприятия или групповой работы с представлением наглядных результатов тем, что демонстрируется главный результат работы над проектом – анализ деятельности и представление способа решения проблемы проекта.

  1. Устный отчет

  2. Компьютерные презентации

  3. Реферат

  4. Статьи

  5. Видеопроект.


^ 4.Творческие проекты на уроках технологии

Методом проекта мы работаем на уроках технологии. В учебниках 5-7 кл (Вариант для девочек) под редакцией В.Д. Симоненко разработаны примеры творческих проектов, а также алгоритм проектной деятельности. Здесь ясно выделены три этапа работы: подготовительный, технологический, контрольный. Подготовительный этап включает в себе обоснование проблемы, выбор модели, ткани, инструментов, приспособлений и оборудования, конструирование и моделирование, а также организацию рабочего места.

^ Технологический этап – это процесс изготовления изделия, начиная с раскроя ткани и заканчивая приданием окончательной формы изделия.

Контрольный этап – это оценка качества и защита проекта.


Каждый ученик, работая методом проекта, может:

  1. оценить свои возможности в проектной деятельности;

  2. разработать и выполнить проект

  3. изготовить по проекту швейное изделие или другой продукт труда;

  4. оценить продленную работу

На уроках кулинарии проектная деятельность носит, как правило краткосрочный период, а по изготовлению швейного изделия работа идет в течение 22-24 уроков

^ По кулинарии, как правило, над проектом работают парой или группой, а при изготовлении швейного изделия – индивидуально.

В ходе работы над проектом у учащихся кроме предметных знаний, формируются навыки самостоятельной работы, Самостоятельное принятие решения, умения общаться, мыслительной деятельности. В кабинете накоплен материал творческих проектов по изготовлению швейных изделий.

5. Применение проектной деятельности на уроках экономики носит начальный и эпизодический характер. Мною были сделаны попытки создать проект по теме: «Безработица» на примере села «Бердники» в 2008-2009 учебном году и по «Моделированию работы фирмы в 2009-2010 учебном году.

^ Учащиеся 7 классов охотно взялись за свою работу.

По виду деятельности эти проекты носят исследовательский и практико-ориентированный характер

^ По длительности – среднесрочный.

По проекту «Безработица» в селе «Бердники» были определены задачи:

- определить структуру населения села,

- изучить наличие рабочих мест, виды, уровень и последствия безработицы. Второй частью этого проекта было показать роль государства в регулировании занятости населения, оказано безработным помощи через Центры (службы) занятости.

До конца работу мы не довели, так как наполняемость классов маленькая (4-5 человек). Учащиеся подготовили презентацию по теме «Безработица в с. Бердники», которую мы использовали на открытом уроке: «Меры социальной защиты безработных» который проходил в форме практикума (презентация прилагается).

^ По теме «Моделирование деятельности фирмы. Расчет затрат на производство и прибыль фирмы» проект остался не законченный.

Группе из трех человек было установлено время работы 2,5 месяца. Дана учебная задача: создать фирму произвести товар, продать его и подсчитать затраты, выручку и прибыль.

Стадии разработки проекта:

  1. Подготовка: определение темы, цели и задачи работы.

  2. Планирование: определение источников информации, способов ее сбора и анализа, а также формы отчета.

  3. Исследование: самый длительный, трудоемкий и важный этап разработки проекта. На данном этапе проводятся сбор и предварительная обработка информации, решаются все промежуточные задачи.

  4. Подведение шагов и выводов: анализ всей информации и формирование выводов.

  5. Защита проекта: представление творческого продукта как конечного результата проектировочной деятельности учащихся

  6. ^ Оценка и самооценка процесса проектирования и его результатов.


Ученики вникли в данный проект, проявили самостоятельность в сборе информации, в работе с дополнительной литературой. Они сами предложили в проект «Моделирование деятельности фирмы» внести проект изготовления товара (швейного изделия) и формой отчета выбрали мультимедийную презентацию.

Закончили работу над проектом на открытом уроке по теме «Доходы и прибыль от продажи произведенной продукции».

Я считаю, что урок удался, но надо было дать учащимся доработать и уже на уроке представить защиту проекта (см. открытый урок и презентацию) Подобный вид деятельности приводит к повышению уровня учебной мотивации.

Способствует развитию познавательного интереса к предмету, позволяет осознать практическую значимость изучаемого.




Похожие:

С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconИндивидуальная проблемная тема самообразования: «Применение коллективного метода обучения на уроках физической культуры.»
Познакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет
С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconТемы по самообразованию учителей мо естественно-математического цикла
Применение метода интеллект-карт как инструмента личностного развития обучающихся на уроках информатики
С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconИспользование метода проекта на уроках
Регионального многопрофильного колледжа г. Ставрополя Косторнова Л. Н., отличник профессионально технического образования
С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconПрименение диалоговой технологии на уроках литературы с целью формирования нравственных качеств у учащихся

С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconАвтор и руководитель проекта Дружинин К. А. учитель технологии и экономики, руководитель кружка «Исследователь»
...
С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconПрименение контрольно-корректирующей образовательной технологии на уроках профессионально-трудового обучения (швейное дело) в коррекционной школе VIII вида

С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconИспользование гомеопатического метода лечения в гинекологической практике
Задача врача заключается в выборе, в соответствие с его воззрениями, квалификацией и опытом, методологии и метода для получения результата...
С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconЭтно – культурное воспитание учащихся на уроках технологии
На своих уроках главной задачей считаю использование народных истоков в подготовке детей к труду. Народные мудрости являются целями...
С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconИстория возникновения и развития метода учебных проектов
Этим мы и занимаемся в своей проектной деятельности на уроках и во внеурочное время. Помогает мне в этом и кружок "Творческая мастерская",...
С. Бердники 2010 Тема: Изучение метода проекта и применение его на уроках технологии и экономики. План iconИнформационная карта инновационного опыта участника приоритетного национального проекта «образование»
«Современные технологии как фактор повышения качества знаний на уроках информатики и икт»
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов