Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб icon

Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб



НазваниеРабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб
Дата конвертации15.12.2012
Размер246.73 Kb.
ТипРабочая программа



Рабочая программа

элективного курса

Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования

Школьный компонент

Класс 9 аб

Учитель Гриценко Наталья Ивановна

Количество часов: по программе 0,5 /17 по учебному плану 0,5 /17

(неделя/год) (неделя/год)

Программа составлена на основе программы Чистяковой С.Н. Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс. М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006


^ Учебно-методический комплекс

  • С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (учебное пособиедля учащихся 9 класса ()льский центр "ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006

  • С.Н Чистякова, Н.Ф.Родичев, Е.О.Черкашин Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования: элективный ориентационный курс для учащихся 9 класса (книга для чтениядля учащихся 9 класса ()льский центр "ектории дальнейшего образованияории.ом; выявление факторов принятия решения о выборе проф), М.: Образовательно-издательский центр «Академия», 2006



Пояснительная записка.

Цель курса – оказание психолого– педагогической поддержки учащимся в выборе профиля обучения в старшей школе и пути дальнейшего образования.

Задачи курса:

  • Сформировать у школьников представления о требованиях изменяющегося общества к выпускникам старшей школы, начального, среднего и высшего профессионального образования, будущим профессионалам;

  • Способствовать развитию у школьников отношения к себе как к субъекту будущего профессионального образования и профессионального труда;

  • Обеспечить школьников способами и приёмами принятия адекватных решений о выборе индивидуального образовательного и профессионального маршрута;

  • Способствовать приобретению практического опыта, соответствующего интересам, склонностям личности школьника и профилю дальнейшего обучения.

Данный курс является вводным, общим, предваряющим изучение других модулей. Этот курс знакомит школьников с общими основами выбора профиля обучения (информационными, психологическими, практическими). Знание этих слов обеспечивает учащимися принятие адекватного решения как о выборе конкретного профиля, а также позволяет им сделать выбор соответствующего модуля (военные профессии, строительство и архитектура и т.д.).

Предлагаемый ориентационный курс представляет собой сочетание специально организованных эвристических процедур практического знакомства с содержанием образовательной деятельности по тому или иному направлению, информационной поддержки выбора профиля дальнейшего образования и наиболее адаптированных в данной ситуации активизирующих методов помощи в профессиональном выборе, доступных специалисту с педагогическим образованием. Работа сопровождается анализом материалов СМИ, знакомством с реалиями рынка труда и рынка образовательных услуг; с проблемой профессиональных притязаний человека; с технологией вербализации и анализа факторов, влияющих на выбор.

Также целесообразно предложить школьникам сопоставить потенциальное профессиональное « хочу» и реальное «могу » и по возможности перенести ситуацию этого сопоставления на проблему выбора профиля обучения, а также создать « педагогически - провокационную» ситуацию столкновения таблиц принятия решения. Работа с ними позволит учащимся формулировать, ранжировать и наглядно, « количественно» соотносить аргументы « за и против» совершаемого выбора профиля.

Завершается ориентационный курс индивидуальными и групповыми консультациями, процедурами рефлексивного осмысления проведенной работы.

Количество часов, отводимых на данных курс в соответствии с программой – 17.

В результате изучения данного курса у школьников должны быть сформированы:

  • Знания и представления о требованиях современного общества к профессиональной деятельности человека, о рынке профессионального труда и образовательных услуг; о возможностях получения образования не только в условиях избираемого профиля, но и в дальнейшей перспективе; о психологических основах принятия решения в целом и выборе профиля обучения, в частности.

  • Умения находить выход из проблемной ситуации, связанной с выбором профиля обучения и пути продолжения образования; объективно оценивать свои индивидуальные возможности в соответствии с избираемой деятельностью; ставить цели и планировать действия для их достижения; выполнять творческие упражнения, позволяющие приобрести соответствующий практический опыт.






Название темы

кол-во часов

Цели занятий

оснащение

1

Твои возможности без границ.

1 т

Активизировать размышления учащихся о принятии ответственности за совершаемый выбор профиля обучения; о возможных ограничителях этого выбора; о праве на собственное содержание образования.

учебное пособие, книга для чтения, распечатки с афоризмами, примерная схема действий учащегося по выполнению эвристического задания

2

Изменения, происходящие в обществе и мире профессионального труда.

1 т

Сформировать представления учащихся об особенностях постиндустриального общества и его требованиях к образованности и профессионализму человека; способствовать становлению у школьника позиции участника социальных отношений, потребителя и созидателя новых культурных ценностей.

учебное пособие, книга для чтения, распечатки с афоризмами, примерная схема действий учащегося по выполнению эвристического задания

3


4

Рынок труда и образовательных услуг.


Помощники человека в поиске работы.

2 т/п

Познакомить учащихся с феноменом рынка (в широком и узком смысле) как условного места купли-продажи не только материальных и нематериальных ценностей, но и человеческих ресурсов. Охарактеризовать основные тенденции на рынке труда и образовательных услуг, способствовать формированию у учащихся ценностного и ответственного отношения к ситуации самопрезентации на рынке труда, субъективной позиции в отношении необходимости сохранения собственной уникальности при совершении прагматических действий по эффективной «продаже себя» работодателю и «покупке» образовательных услуг.

учебное пособие, книга для чтения, распечатки с афоризмами, примерная схема действий учащегося по выполнению эвристического задания, материалы из средств массовой информации и коммуникации, отражающие различные аспекты рынка труда и образовательных услуг.

5


6

Пути продолжения образования и приобретения профессии.

Рынок образовательных услуг. Риски предстоящего выбора.

2 т/п

Ознакомить школьников с основными путями получения профессионального образования, его уровнями и видами учебных заведений, востребованностью их выпускников на региональном и общероссийском рынке труда.

учебное пособие, книга для чтения, распечатки с афоризмами, примерная схема действий учащегося по выполнению эвристического задания, материалы из средств массовой информации и коммуникации, отражающие различные аспекты рынка труда и образовательных услуг, справочник для поступающих в учебные заведения, информационная образовательная карта территории для выпускников 9 классов.

7


8

Притязания человека и его профессиональная карьера.


Пути достижения карьеры.

2 т/п

Знакомство с ключевыми понятиями, значимыми для достижения успеха в образовательной и профессиональной деятельности (притязания, карьера, ценностные ориентации, воля), их смыслами в контексте продолжения образования в старшей школе.

учебное пособие, книга для чтения, распечатки с афоризмами, примерная схема действий учащегося по выполнению эвристического задания, методика исследования волевой организации личности, методика оценки потребности в достижении.

9


10


11

Принятие решения о выборе профиля обучения.


«Взвешивание»факторов выбора профиля обучения.


Согласование рационального и интуитивного в выборе.

3т/п/п

Знакомство с правилами принятия решения, рациональными и интуитивными его основаниями; выполнение алгоритма, обеспечивающего формулирование вариантов выбора направления образования, совершаемого школьником; выявление факторов принятия решения о выборе профиля обучения.

учебное пособие, книга для чтения, распечатка таблиц принятия решения, калькулятор.

12


13


14

Проектирование версий индивидуальной образовательной траектории.


Алгоритм проектирования индивидуальной образовательной программы.


Критерии готовности к принятию решения о выборе профиля обучения.

3т/п/п

Оценка готовности подростка к самостоятельному выбору образовательной траектории.

учебное пособие, книга для чтения, методика «оценка способностей», методики изучения мотивов выбора образовательной области, методика выявления личностной значимости предмета для продолжения образования.

15-17

Индивидуальные и групповые консультации.

3п\п/п

занятия проводятся совместно со школьным психологом



Приложение:


  1. Ваше будущее профессиональное образование и деятельность будут постоянно связаны с освоением различных областей знания. Выберите такие области из нижеперечисленных и укажите, насколько они вам нравятся.






п/п

Области знаний.

Очень.

Нравиться.

Не нравиться.

1

Математика.










2

Русский язык.










3

Литература.










4

История.










5

Обществознание.










6

География.










7

Биология.










8

Физика.










9

Химия.










10

Технология.










11

Иностранный язык.










12

Информатика, программирование.










^ 2. Чем вы собираетесь заниматься после окончания школы?

1 – продолжить обучение в вузе;

2 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;

3 – работать;

4 – пока не знаю.

^ 3. Как вы собираетесь продолжить своё образование после окончания 9 класса?

1 – продолжить обучение в школе;

2 – продолжить обучение в профильных 10 – 11 классах;

3 – учиться экстерном;

4 – учиться в вечерней школе;

5 – продолжить обучение в колледже, техникуме или профессиональном училище;

6 – пока не знаю.

^ 4 С какой сферой деятельности вы связываете свою будущую профессию.




п/п

Сферы деятельности

Да.

Нет.

1

Техника, производство, материальные технологии.







2

Информационные техника и технологии.







3

Медицина.







4

Строительство.







5

Транспорт.







6

Торговля.







7

Сервис, обслуживание населения, услуги.







8

Педагогика.







9

Экономика, организация и управление.







10

Армия, милиция.







11

Право, юриспруденция.







12

Психология.







13

Искусство.







14

Фундаментальная наука.







15

Литература, история.







16

Другое.







17

Пока не знаю.










^ 5. Какое образование имеют ваши родители?



п/п

Образование.

Мать.

Отец.

1

Неполное среднее.







2

Среднее.







3

Начальное профессиональное (например, профессионально – техническое училище. )







4

Среднее профессиональное (например, техникум, колледж. )







5

Высшее.







6

Не знаю.








^ 6. Какие профессии имеют ваши родители?



п/п

Профессии.

Мать.

Отец.

1

Рабочие массовых профессий.







2

Рабочие высокой квалификации.







3

Служащие.







4

Медицинские работники.







5

Педагоги, учителя, преподаватели.







6

Научные работники.







7

Торговые работники.







8

Военнослужащие, милицейские работники.







9

Экономисты, бухгалтеры.







10

Работники сферы услуг, сервиса, обслуживания.







11

Работники искусств.







12

Управляющие, менеджеры.







13

Юристы







14

Другое.







15

Не знаю.








^ 7. Если бы вам предоставился выбор профильных 10 -11 классов, то такой профиль вы бы выбрали?




п/п

Профиль обучения.

Да.

Нет.

1










2










3










4










5










6










7












^ 8. Какие факторы оказали влияние на выбор вами области будущей профессиональной деятельности и профильных 10 – 11 класса?



п/п

Факторы выбора.

Да.

Нет.

1

Будущая профессия, которую вы уже окончательно выбрали для себя.







2

Желание продолжить обучение в конкретном профессиональном учебном заведении.







3

Профессии родителей.







4

Школьные предметы, которыми бы вы хотели углублённо заниматься.







5

Художественная литература, кино – и видеофильмы, СМИ.







6

Собственный практический опыт профессиональной работы.







7

Примеры и опыты друзей, знакомых.







8

Советы родителей или других родственников.







9

Рекомендации учителей.







10

Дополнительное ( внеклассное) образование.







11

Пока ничего не повлияло, выбор не сделан.








^ 9. Какие факторы вы считаете наиболее важными при выборе вами будущей профессии ( а также специальности, должности, места работы).



п/п

Факторы выбора.

Да.

Нет.

1

Соответствующий вашим особенностям характер работы( умственная – физическая; опасная – безопасная; творческая – монотонная и др.)







2

Благоприятные условия работы

( характеристики рабочего места , напряженность рабочего графика и др.)







3

Возможность постоянного повышения квалификации.







4

Сообразность задатков вашей личности.







5

Возможность профессионального роста, успешной карьеры.







6

Востребованность на рынке труда.







7

Достаточная престижность профессии.







8

Достойный уровень оплаты труда.







9

Ничего, просто нравится такая профессия.








^ 10. Какие предложения вы считаете необходимо осуществить в 10 – 11 классах для вашего успешного профессионального самоопределения?



п/п

Предложения.

Да.

Нет.

1

Увеличить объем информации о мире труда и профессий, соответствующих им путей продолжения образования.







2

Ввести в школах преподавание профориентационных курсов.







3

Увеличить возможности диагностирования и самодиагностирования профессионально важных качеств.







4

Увеличить объём сведений об особенностях обучения в различных учебных заведениях.







5

Чаще проводить экскурсии на различные предприятия.







6

Организовать технологические и предпрофессиональные практики.







7

В профильных классах больше внимания уделять вопросам выбора будущей профессии.







8

Предоставить возможность выполнения проб выбора профиля обучения.







9

Приблизить содержание образования к практической деятельности людей.







10

Учитывать устремления и склонность учащегося в уровне преподавания школьных предметов.







11

Организовать психолого-педагогическое консультирование учащихся для поддержки их профессионального самоопределения.






12

Ничего менять не надо.









^ 11. Что может помешать вам осуществить ваши профессиональные планы?




п/п

Препятствие.

Да.

Нет.

1

Неправильный выбор места продолжения образования , профессии, специальности, профильных 10 – 11 класса.







2

Трудности получения профессионального образования и освоения профессии.







3

Неполнота знаний об особенностях выбранной профессии.







4

Недостаточная подготовленность к профессиональному образованию.







5

Невысокая вероятность найти работу по специальности, резкие изменения рынка.







6

Проблемы со здоровьем.







7

Семейные обстоятельства.







8

материальное положение семьи.







9

Недостаточное знание своих качеств и способностей.







10

Другое.







11

Ничего не может помешать.








^ 12.Если бы вам был предоставлен свободный доступ в Интернет, какие сведения вы хотели бы получить для уточнения своих профессиональных планов?





п/п

Интерес – сведения.

Да.

Нет.

1

Сведения о различных заведениях профессионального образования, правилах приёма в них.







2

Рассказы о разных профессиях и путях их получения.







3

Тесты для диагностирования своих профессиональных ваших качеств.







4

Требования на вступительных экзаменах в различных учебных заведениях профессионального образования.







5

Перспективы изменения регионального рынка труда на ближайшие 10 лет.







6

Возможности и условия получения профессионального образования за рубежом.







7

Списки учебных пособий( книги, видеофильмы, CD,DVD и др.)по профориентации и профессиональному самоопределению; условия их приобретения.







8

Общение со сверстниками о выборе будущей профессии.







9

Другое.







10

Ничего не нужно.









Похожие:

Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconДокументи
1. /Рабочая программа элективного курса Основы права в 9 классе.doc
2. /Рабочая...

Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconРабочая программа по учебному курсу «География материков и океанов» 7 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования
Курс географии материков и океанов – это второй по счету школьный курс географии. В содержании курса увеличен объем страноведческих...
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconПротокол №1 от 5 сентября 2011 г от 2 сентября 2011 предпрофильного курса для 9 класса по английскому языку
...
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconРабочая программа по предмету «Информатика и икт» 2 класс на 2011 2012 учебный год I ступень обучения
Рабочая программа составлена на основе программы курса информатики для 2-11 классов начальной общеобразовательной школы
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconПрограмма элективного учебного курса по русскому языку в 11 классе мбоу «Синезерская сош» «Трудные вопросы орфографии и пунктуации» Учитель Шилкина Т. Н
Программа предназначена для обучения учащихся 11 класса, рассчитана на 34 часа, базируется на программно-методических материалах...
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconРабочая программа по учебному курсу «География. Природа России» 8 класс Базовый уровень рабочая программа для основного общего образования
Рабочая программа конкретизирует содержание блоков образовательного стандарта, дает распределение учебных часов по крупным разделам...
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconРабочая программа по элективному курсу «Стереометрия» Прокопенко Тамары Кирилловны, учителя математики
Рабочая программа элективного курса «Стереометрия» составлена на основе учебного пособия «Стереометрия» для учащихся 7-9 классов...
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconРабочая программа по предмету «Математика и конструирование» 3 класс I ступень обучения, уровень базовый
Рабочая программа составлена на основе программы и планирования учебного курса «Математика и конструирование» 1-4 классы. Авторы:...
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconПрограмма рассчитана на 102 часа / 1 час в неделю в 9, 10, 11 классах /; программа элективного курса может быть рекомендована для учащихся любого профиля
Подготовка к сочинению, его написание, оценка учителем и самооценка школьником занимают одно из важных мест в системе образования....
Рабочая программа элективного курса Предмет Слагаемые выбора профиля обучения и траектории дальнейшего образования Школьный компонент Класс 9 аб iconПрограмма элективного курса «Биофизика» в 9 классе Цели курса
Программа курса предназначена для учащихся 9 класса, выбирающих дальнейший профиль обучения, и рассчитана на 17 часов. Она состоит...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы