Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование icon

Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование



НазваниеКонспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование
Дата конвертации14.12.2012
Размер88.76 Kb.
ТипКонспект

Конспект урока МХК по теме «Первые художники Земли»

Тип урока: введение в новую тему.

Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой.

Оборудование:

- компьютеры, подключенные к Интернету;

- мультимедийный проектор;

- информационные карты урока;

Интернет-ресурсы:

http://www.portal-slovo.ru/rus/art/2898/3183/

http://www.scit.boom.ru/Vadoon/Pervobitnoe.htm

http://vm.kemsu.ru/rus/mezolith/index.html

^ Цели урока:

активизировать познавательную деятельность учащихся посредством включения их в поисковую работу по сети Интернет;

формировать и развивать навыки сбора, обработки и систематизации, анализа информационного материала;

расширить образный ряд за счет введения разных источников информации;

выявить особенности первобытного искусства, анализируя основные памятники этого периода и сопоставляя их с произведениями художников XX века;

^ Структура урока:

Постановка проблемного вопроса.

Работа с термином «примитивный», с использованием справочных материалов, почерпнутых из Интернета.

Заполнение «Информационной карты».

Анализ памятника «Первобытная Венера».

Анализ наскальных рисунков эпохи палеолита.

Работа с таблицей «Особенности первобытной живописи» (первый столбик).

Анализ памятников эпохи мезолита и неолита с помощью Интернета.

Работа с таблицей «Особенности первобытной живописи» (второй и третий столбики).

Поиск ответа на проблемный вопрос, поставленный в начале урока (письменно).

Домашнее задание.

Иллюстративный материал:

- Женская статуэтка из Виллендорфа;

- «Костенковская Венера». Эрмитаж, Санкт-Петербург

- Лошадь и олени. Пещерная живопись. Пещера Ласко;

- Раненый бизон. Роспись пещеры Альтамира. Верхний палеолит;

- Сражающиеся лучники. Неолит. Кастильон, Испания

- Охота на оленей. Испания. Неолит

- Венера Милосская. II век до н. э. Лувр, Париж

- С. Боттичелли «Рождение Венеры». XV век. Галерея Уффици, Флоренция;

- Джорджоне «Спящая Венера». XVI век.

- Тициан «Венера Урбинская». XVI век. Галерея Уффици, Флоренция

- А. Руссо «В тропическом лесу.
Нападение тигра на быка». 1908. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург

- Н. Гончарова «Крестьяне, собирающие яблоки». 1911 г. ГТГ, Москва.

- М. Ларионов «Провинциальная франтиха». 1907 г. Музей изящных искусств республики Татарстан, Казань.

Учитель (демонстрирует репродукции художников-примитивистов XX века и наскальные рисунки). Что объединяет эти произведения искусства? Можно ли найти в них общее?

Ученики. В них можно выделить наивность, они похожи на детские рисунки, какие-то примитивные,

Учитель. А ведь и на самом деле некоторые эти произведения в XX веке называли примитивными. Что это означает, вы узнаете, познакомившись со словарными статьями из Интернета. Для этого вам надо войти в поисковую систему «yandex», раздел — словари, выбрать 2 источника и составить одно общее определение, что такое примитивизм или примитивный, и записать это определение к себе в «Информационный листок».

(Работа со словарями Интернета)

Учитель. Итак, что называют примитивным искусством?

Ученики. Намеренное опрощение изобразительных средств и обращение художников к формам т. н. примитивного искусства — первобытного, средневекового, народного, искусства древних внеевропейских цивилизаций, детского творчества (БСЭ)

Учитель. Почему художники XX века обратились к первобытному искусству, что было в нем такое, что спустя тысячелетия мы вновь обращаемся к творчеству первых художников земли?

Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Какое же наследие оставили первобытные художники?

(демонстрация слайда)

Перед вами первые произведения искусства каменного века — примитивные человеческие фигуры, преимущественно женские. Особое внимание обращает на себя так называемая «Первобытная Венера»

Похожи ли они на Венеру в нашем понимании, такую, которую мы привыкли видеть в произведениях греческих мастеров, художников эпохи Возрождения? (на одном слайде представлена «Первобытная Венера» и рядом живописные и скульптурные шедевры более поздних времен)

Ученики. Нет, потому что Венера — это богиня любви в римской мифологии, стройная, красивая, высокая, а здесь маленькая, части тела сильно преувеличены.

Учитель. Как, по-вашему, зачем первобытные люди преувеличили такие части тела, как бедра и грудь?

Ученики. Может быть, они хотели подчеркнуть другую функцию этой Венеры, не любви, а просто женщины — матери.

Учитель. Возможно, они и правду символизировали плодородие, либо были связаны с культом женщины-матери: кроманьонцы жили по законам матриархата, и именно по женской линии определялась принадлежность к роду, который почитал свою прародительницу. Поэтому для первобытных художников самым главным являлись не грация, не стройность и нега юного женского тела, а животворящая сила родоначальницы.

В этих произведениях одновременно присутствует мастерство (в пластике объемов тела) и примитивность. Попробуйте определить, в чем примитивность «Первобытных Венер»?

Ученики: На них нет лица, видимо, первобытным художникам лицо трудно было нарисовать его или оно вообще их не интересовало.

Учитель (демонстрирует следующий слайд). Первые образы наскальной живописи — росписи в пещере Альтамир (Испания) — были обнаружены в 1875 году. Уникальная пещера Ляско была открыта 1940, ее еще называют «доисторической Сикстинской капеллой». А здесь вы видите палеолитические изображения из Каповой пещеры, описанной П. И. Рычковым еще в 1760 г. Что объединяет эти произведения?

Ученики. В центре изображения находится животное, они точно прописаны, кроме того, все росписи цветные.

Учитель. Но до сих пор в его глухой пещере

Толпой теней, стремительно живой,

Летят по стенам яростные звери,

Свирепые противники его.

Глаз мамонта испуганно косится,

Бежит олень, погоней окрылен,

Упал и, умирая, шевелится

И кровь глотает раненый бизон.

Охотники бесшумно шли по следу,

И громким криком открывали бой,

И закрепляли трудную победу

Рисунком легким, тонкою резьбой.

О какой характерной особенности наскальной живописи говорит автор В. Берестов в стихотворении «Первые рисунки»?

Ученики. Первобытный человек чаще изображал раненых животных или охоту на него.

Учитель. Какой смысл имели изображения раненных животных для первобытного человека?

Ученик. Это имело магический смысл. Ведь если мужчина совершал магический обряд, поразив изображения, то, согласно примитивной магии, на охоте ему улыбнется удача, и он поразит живого зверя.

Учитель. Писатель, журналист Лев Дмитриевич Любимов в книге «История древнего мира» писал: «Человек изучал на охоте все повадки зверя, своего соперника, и анатомию его, когда свежевал и на части разрывал его тушу. И изучив, запечатлевал, углубляя и утверждая таким образом свое знание, зафиксировал облик зверя, цепко выхваченного им из этого огромного, вечно меняющегося калейдоскопа, который представляет собой видимый мир». Но посмотрите, как зафиксированы животные, обратите внимание на композицию.

(демонстрация слайда с росписями из пещеры Альтамир)

Ученики. Животные расположены кто где, беспорядочно, хаотично. Некоторые мы видим вверх ногами. Мы не видим четкой композиции.

Учитель. Может быть, такие росписи вам что-то напоминают?

Ученики. Они напоминают рисунок трехлетнего ребенка, может чуть постарше. Для детей этого возраста не существует композиции, они рисуют так, как расположен листок, да еще сами будут крутить им в поисках свободного места.

Учитель. Тут действительно возможна аналогия с детским рисунком. Видимо, само мышление первобытного человека, очень натренированного в одном отношении, беспомощно и примитивное в другом — в осознании связей. Он пристально вглядывается в отдельные явления, но не понимает их причинных связей и взаимозависимостей. А если не понимает, то и не видит.

Но посмотрите, каких животных изображает первобытный человек.

Ученики. Он изображает только тех, на которых охотится. Наверно, остальных он не мог нарисовать, так как не видел, а следовательно, не мог представить и нарисовать.

Учитель. А теперь подведите самостоятельно итог: особенности искусства эпохи палеолита, заполнив первый столбик таблицы «Особенности первобытного искусства» в «Информационной карте»

(выполнение работы)

Учитель. В эпоху мезолита и неолита жизнь первобытного человека заметно динамизируется, благодаря изобретению лодки начинают активно осваиваться обширные пространства, появление лука и стрел делает охоту более эффективной. Изменения происходят и в изобразительном искусстве. Какие это изменения, вы узнаете из тех сайтов, которые вам предложены для рассмотрения в папке «Мезолит». Новшества в первобытной живописи вы должны зафиксировать в «Информационной карте»

Учитель. Мы видим, что содержание искусства в эпоху мезолита становится шире, разнообразнее. Что появляется в изобразительном искусстве этого времени? Отметим нововведения, которые вы нашли, в композиции «Сражающиеся лучники».

Ученики. Здесь мы видим человека, а именно он занимает первое место в живописи этого периода. Но люди здесь напоминают знаки: тонкие черные силуэты. Появляется композиция, в данном случае это многофигурная композиция.

Учитель. Это был прогресс, но прогресс противоречивый и двойственный: что-то очень важное приобреталось, зато что-то утрачивалось — утрачивалась первозданная непосредственность видения, свойственная искусству охотников. Изображения приобретают условный характер, а правдоподобие отходит на второй план

Вспомните, какой вопрос был поставлен в начале урока?

Ученики. Почему художники XX века обратились к первобытному искусству.

Учитель. Подумайте, пожалуйста, над этим вопросом, зная уже о том, что представляло собой первобытное искусство, и продолжите фразу, записанную у вас в «Информационной карте».

Учитель. Пусть предок жизнью жил полузвериной,

Но мы его наследьем дорожим.

Еще в начале позапрошлого столетия о первобытном искусстве никто не знал. Примерно с середины XIX века началась серия открытий, ставших возможными благодаря развитию научной археологии. В потайных скалистых пещерах были найдены целые «музеи» первобытной живописи и скульптуры. Они потрясали и до сих пор удивляют не только своим мастерством, но той наивностью, которая была характерна для первобытного человека.

В наше сегодняшней теме сочетается древнейший и при этом не до конца познанный пласт культуры, первобытность, и наисовременнейший, позволяющий осуществлять познание любых эпох и культурных явлений, вплоть до древнейших, Интернет.

Запишите домашнее задание (на выбор):

1. Найти отражение первобытного искусства в современной художественной культуре (живопись XX века, танец и т. д.) (приветствуется использование программы Power Point);

2. Подобрать иллюстративный ряд (можно предложить собственный: предметы, рисунки), соответствующий первобытным верованиям и культам;

3. Анализ памятника искусства первобытности по плану, предложенному в информационной карте.


^ Информационная карта урока.

Ф. И. ____________________________

1. Примитивный – это ____________________________________________________

________________________________________________________________________

Источник: ______________________________________________________________

2. Заполните таблицу «Особенности первобытного искусства»

Палеолит

Мезолит

Неолит










3. Продолжите фразу.

Художники конца XIX – начала XX обращались к искусству первобытного человека потому, что находили в нем______________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. Домашняя работа

План анализа памятника первобытности:

Характеристика исторического и культурного контекста;

Специфика изображения (композиция, структурные особенности, детали, принцип изображения);

Смысл и значение произведения, его культурная функция.


^ Список литературы для учителя

1. Ерохина Т. И., Преподавание Мировой художественной культуры в 10—11 классах,  методические рекомендации по спецкурсу. Ярославль: Изд-во ЯГПУ, 2004

2. Злотникова Т. С., Методические рекомендации по преподаванию курса «История мировой художественной культуры» в гимназических классах. — Ярославль, 1994

3. Львова Е. П., Фомина Н. Н., Некрасова Л. М., Кабкова Е. П. Мировая художественная культура. От зарождения до XVII века (очерки истории). — СПб.: Питер, 2006.

4. Адреса сайтов:

http://www.krugosvet.ru

http://www.bibliotekar.ru/hist1—1/19.htm

http://www.historic.ru/books/item/f00/s00/z00/z0000016/index.shtml


Список литературы для учащихся:

1. Данилова Г. И., Мировая художественная культура. От истоков до XVII века, учебник для 10 класса. —  М, 2006

2. Дмитриева Н. А., Краткая история искусств: Очерки. —  М.: Изд-во «искусство», 1968.

3. Любимов Л., Искусство древнего мира: Кн. для чтения. —  М.: Просвещение, 1980

4. Энциклопедия для детей, Т.7, Искусство. Ч.1. —  М. «Аванта +», 1998.




Похожие:

Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconПрезентация по теме урока, учебники, тетради Ход урока: Введение в тему урока. ( слайд 1 )
Воспитательная: воспитание в обучающихся средствами урока уверенности в своих силах
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconПлан-конспект урока физической культуры для учащихся 10 класса. Тип урока: комбинированный. Вид урока: по баскетболу. Тема урока
Тема урока: «Физические упражнения, ориентированные на развитие специальных физических качеств баскетболиста»
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconСценарий урока по теме: «Политика гласности: достижения и издержки» 9 класс Учитель: Агеева Л. Н. Дата проведения: 02. 2012
...
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconКонспект урока на тему: «Информационные ресурсы современного общества» Предмет: Информатика и икт. Тип урока: Урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Охватывает всех видов национальных информационных ресурсов. Отметим лишь, что само это понятие сформировалось не так давно, в начале...
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconУрок технологии в 5-м классе по теме: "Кулинария" Форма проведения урока: Урок игра. Название урока: " Приготовление блюд из сырых и варёных овощей "
Цель урока: систематизировать знания о видах овощах, о способах их кулинарного использования, и приготовить из них салат
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconУрока: иоанн креститель библия выдумка или реальность тип урока: изучение нового материала. Форма урока: урок путешествие
Библия священная книга. Это запись божественных откровений человеку, которые передавались на протяжении столетий
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconТема урока: «Взаимосвязь «человек музыка» в современности»
Тип урока: углубление в тему (комбинированный урок с привлечением медработников)
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconКонспект урока русского языка для учащихся 6 класса
Оборудование: мультимедийный комплекс (компьютер, проектор, экран, аудиоколонки, презентация по теме урока)
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconРазработка урока по теме «Простейшие задачи в координатах»
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний (комбинированный, урок ключевых задач, комбинированное семинарское...
Конспект урока мхк по теме «Первые художники Земли» Тип урока: введение в новую тему. Форма урока: урок с использованием Интернет-ресурсов и презентационной поддержкой. Оборудование iconУрока: «золотое правило» механики тип урока: интегрированный урок обобщения и систематизации знаний. Организационные формы общения: индивидуальные и коллективные Цели урока
Обобщить, систематизировать знания по теме «Работа, мощность. Простые механизмы», совершенствовать навыки решения задач различного...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов