Урок по теме Цели и задачи icon

Урок по теме Цели и задачи



НазваниеУрок по теме Цели и задачи
Дата конвертации14.12.2012
Размер50.42 Kb.
ТипУрок

Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме "Литература как искусство слова"

(«Отображение природы в искусстве» 1 урок по теме)


Цели и задачи:

Создание художественного образа весны.

Обучение - знакомство с выдающимися произведениями искусства, творчеством выдающихся деятелей искусства;

Развитие - развитие познавательного интереса, творческих способностей, формирование у учащихся основ целостного анализа произведений искусства, развитие навыков устной речи;

Воспитание - приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям, памятникам культуры, шедеврам классического искусства;

Оборудование: мультимедийная презентация; карточки; компьютер, магнитофон, мультимедиапроэктор;

^ Межпредметные связи: литература, изобразительное искусство, музыка


Ход урока:

Учитель:

Не то, что мните вы, природа:

Не слепок, не бездушный лик –

В ней есть душа, в ней есть свобода,

В ней есть любовь, в ней есть язык.

Давайте вместе подумаем, какое место природа занимает в жизни человека.

Ученики: Природа позволяет человеку выжить: даёт пищу, одежду, кров. Человек – часть природы.

Учитель: В словаре В.И. Даля значится: природа – это естество, вселенная, всё мироздание, наш мир, земля, всё созданное на ней.

^ Природа не имеет органов речи, но создаёт языки и сердца, при посредстве которых говорит и чувствует” - Гёте. Как вы понимаете это высказывание автора?

Ученики: Природа полна звуков, которые нас окружают: шелест листьев, звон капели, пение птиц. Она вдохновляет таланты, которые говорят о ней.

Учитель: Тема сегодняшнего урока “Природа в музыке, поэзии и живописи”.

Давайте прослушаем музыкальный фрагмент, и вы определите, с каким временем года он вызовет ассоциацию.

Звучит музыка С.Рахманинова “Весенние воды”.

Учащиеся: С весной.

Учитель: Действительно. Прозвучала музыка Сергея Рахманинова “Весенние воды”. По каким признакам вы определили, что это именно весна?

Учащиеся: Мелодия напоминает потоки весенней воды, бурные журчащие ручьи.

Учитель: Композитор сумел передать состояние природы с помощью средств музыкальной выразительности: мелодии, быстрого темпа, мажорного лада. Мелодия словно повторяет переливы движущейся воды. Кажется, что мы стоим возле ручья.

Музыка, не говоря ни слова, одним сочетанием звуков нарисовала в нашем воображении картину пробуждающейся природы, хотя композитор и исполнитель не пользовались кистью художника.

Давайте послушаем ещё одно музыкальное произведение, и постараемся услышать картину природы, которую нарисует нам композитор.

Звучит музыка П.И.Чайковского из цикла Времена года “Весна” Ученики анализируют музыкальный фрагмент.

На доске записывают несколько слов, характеризующие образ весны, созданный в музыкальных произведениях (например: бурлящая, журчит, поёт).

Учитель: И все-таки музыка, этот непосредственный язык души, хоть и может выразить многое, но не обладает конкретностью поэзии. При всей своей эмоциональности музыка лишена подобной описательной точности, досказанности, и чтобы “увидеть” что-то в её звучании, нужно прибегнуть к помощи фантазии.

Слово, прежде всего, воздействует на ум, а потом уже на чувства.

Учащиеся выразительно читают стихи Фёдор Тютчева

Весенние воды

Ещё в полях белеет снег,

А воды уж весной шумят –

Бегут и будят сонный брег,

Бегут и блещут и гласят…

Они гласят во все концы:

“Весна идёт, весна идёт!

Мы молодой весны гонцы,

Она нас выслала вперёд!”

Весна идёт! Весна идёт!

И тихих, тёплых, майских дней

Румяный, светлый хоровод

Толпится весело за ней.


***

Еще земли печален вид,

А воздух уж весною дышит,

И мёртвый в поле стебль колышет,

И елей ветви шевелит.

Ещё природа не проснулась,

Но сквозь редеющего сна

Весну прослышала она

И ей невольно улыбнулась…

Душа, душа, спала и ты…

Но что же вдруг тебя волнует,

Твой сон ласкает и целует

И золотит твои мечты?..

Блестят и тают глыбы снега,

Блестит лазурь, играет кровь…

Или весенняя то нега?..

Или то женская любовь?..

Учитель: О чём автор говорит в этих стихотворениях?

Учащиеся: Природу Тютчев одухотворяет, одушевляет, она в его изображении живая и очеловеченная.

Учитель: С какими чувствами Тютчев отождествляет весеннюю природу?

Ученики: С рождением чувств, любви.

На доске записывают несколько слов, характеризующие образ весны, раскрытые в поэзии (например: оживляет чувства, долгожданная).

Учитель: А художники? Обращаясь к пейзажной живописи, не стремились ли они показать “музыкальность” красок.

Исаак Ильич Левитан в своей картине “Март” передаёт своё эмоциональное переживание природы. Радостная, овеянная весенней свежестью картина мартовского солнечного дня полна света, воздуха, живого трепета жизни. Всё сверкает на солнце – голубизна неба, жёлтые стены дома, зелень сосен, голубые тени от деревьев на снегу. “Протокольная правда никому не нужна, - говорил И.И. Левитан. – Важна ваша песня, в которой вы поёте лесную или садовую тропинку”. Левитана часто сравнивают с Чайковским, в музыке которого русская природа нашла удивительное сердечное выражение.

Левитан был учеником Алексея Кондратьевича Саврасова, воспевшего поэтическую красоту родных пейзажей. С его полотен словно доносится до нас немного грустная, проникающая в душу, мелодия русской песни. Внешне непритязательные уголки приобретают в его картинах значимость, и вместе с тем они бесхитростны и неброски, как бы овеяны дымкой поэзии.

Лучшая картина Саврасова – “Грачи прилетели”. Давайте посмотрим, какое настроение звучит в этой картине

Ученики: На холсте изображён вид русской деревни с небольшой церквушкой, деревянным домом, нераспустившимися берёзами. Сколько звуков в этой картине.

Учитель: Действительно, вы правы.

“Пейзаж не имеет цели, - говорил Саврасов, - если он только красив. В нём должна быть история души. Он должен быть звуком, отвечающим сердечным чувствам. Это трудно выразить словом, это так похоже на музыку ”.

^ На доске записывают несколько слов, характеризующие образ весны, созданные в картинах (например: рождение новой жизни, свежая, трепетная).

Учитель: Давайте обобщим впечатления от произведений искусства, с которыми мы познакомились на уроке и выразим их несколькими предложениями.

Учитель: Сегодня мы смогли увидеть образ весны, который создали в своих художественных произведениях русские поэты, художники и композиторы XIX века. Мы убедились в том, что природа является неисчерпаемым источником вдохновения для творческих личностей.

В суматохе современного мира, мы часто не успеваем оглянуться вокруг, и не замечаем красоты природы, которая нас окружает. Завершить урок хотелось бы словами великого немецкого писателя Гёте.

Природа - единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания” - Гёте.

Звучит музыка из цикла “Времена года” Антонио Вивальди.

Домашнее задание:

1. Подготовить выразительное чтение (желательно наизусть) стихотворения о природе, дать краткий комментарий.

Использованная литература:

  1. Детская энциклопедия т.12. Искусство,М.,1977.

  2. Тарасов Л., Музыка в семье муз, С-Пб.,1985.

  3. Трибис Е.Е., Живопись, М., 2003.

  4. Энциклопедия для детей “Аванта +”, т. II, М., 2003.

  5. Школьная хрестоматия по литературе для 5-10 классов, М.,2001.



Похожие:

Урок по теме Цели и задачи iconУрока The usa. From Columbus to present days. Урок английского языка в 8 классе. Цели и задачи урока. Познакомить учащихся с новыми словами по теме
Оргмомент. Фонетическая зарядка. Аудирование. Новые слова по теме. Чтение текста по теме. Домашнее задание. Итоги урока
Урок по теме Цели и задачи iconУрок по теме Цели и задачи
Охватывает природу, они не изображают ее чуждой человеку
Урок по теме Цели и задачи iconОбобщающий урок-игра по теме «атмосфера» в 6 классе (с использованием компьютерных технологий). Цели и задачи урока: обобщить пройденный материал, проверить усвоение материала по теме «Атмосфера»
Обобщающий урок-игра по теме «атмосфера» в 6 классе (с использованием компьютерных технологий)
Урок по теме Цели и задачи iconУрок зачёт по теме «Межотраслевые комплексы России». Цели и задачи урока: Образовательные
Обобщить и систематизировать знания учащихся по теме «Важнейшие межотраслевые комплексы России»
Урок по теме Цели и задачи iconМикушова Елена Владимировна 2009 г. Цели и задачи урок
Цели и задачи урока: 1 дать первое научное представление о Солнечной системе, о её составе, о различии между планетой и звездой
Урок по теме Цели и задачи iconУрок Мужества в 9 классе по теме «Подвиг столицы» Цели и задачи урока: наглядно и образно воссоздать панораму событий, происходивших на подступах к Москве
Москвой на других уроках, часах общения, в написании рефератов и других творческих работ
Урок по теме Цели и задачи iconУрок английского языка во втором классе по теме: «Описание животного» Цели и задачи: Развитие навыков аудирования. Тренировка техники чтения
Активизация использования в речи ле названий животных, цветов, прилагательных для описания животного, сказочного персонажа
Урок по теме Цели и задачи iconУрок истории по теме «Смутное время» Цели и задачи : образовательные :- воспроизвести в памяти учащихся основные события Смутного времени и его причины; дать оценку Смуты
Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности: словесные, наглядные, практические, самоконтроль
Урок по теме Цели и задачи iconУрок по теме: «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» Цели: Формировать знания учащихся о защите организма от микроорганизмов
Комбинированный урок по теме «Борьба организма с инфекцией. Иммунитет» проводится в виде мини-конференции. Рассчитан на 40 минут
Урок по теме Цели и задачи iconКонспект урока" Hobbies and Entertainment". Цели урока: Учить ребят составлять творческое монологическое высказывание по теме «Хобби и развлечения». Задачи урока:- активизация лексики по теме
Цели урока: Учить ребят составлять творческое монологическое высказывание по теме
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы