Программа формирования универсальных учебных действий icon

Программа формирования универсальных учебных действий



НазваниеПрограмма формирования универсальных учебных действий
Дата конвертации17.10.2012
Размер322.17 Kb.
ТипПрограмма
1. /основная образовательная программа, начальная школа/анкетирование/анкета.doc
2. /основная образовательная программа, начальная школа/анкетирование/анкетирование сентябрь.doc
3. /основная образовательная программа, начальная школа/анкетирование/карта психич. развития.doc
4. /основная образовательная программа, начальная школа/оценка планир рез-тов.doc
5. /основная образовательная программа, начальная школа/планир рез-ты.doc
6. /основная образовательная программа, начальная школа/пояснит. записка.doc
7. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/1 личностные/1.1.КИМ.doc
8. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/1 личностные/1.2.психолог 1 кл..doc
9. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/1 личностные/1.3.психологическое представление.doc
10. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/2 метапредметные/2.1.комплексный СОВА.doc
11. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/2 метапредметные/2.2.проект деят.doc
12. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/3 предметные/3.1.Итоговая интегрированная контрольная в 1 классе.-1.doc
13. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/3 предметные/3.2.КИМ матем.doc
14. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/3 предметные/3.3.Литературное чтение.doc
15. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/3 предметные/3.4.МАТЕМ.doc
16. /основная образовательная программа, начальная школа/приложение фгос/4. портфолио.doc
17. /основная образовательная программа, начальная школа/программа по ДУХ-НР.doc
18. /основная образовательная программа, начальная школа/программа формирования культуры здорового образа жизни.doc
19. /основная образовательная программа, начальная школа/режим дня 1 класс.doc
20. /основная образовательная программа, начальная школа/ууд урочн и внеур..doc
21.
/основная образовательная программа, начальная школа/учебный план.doc
Инструкция Перед вами 80 вопросов, систематизированных по десяти относительно самостоятельным областям поведения и деятельности ребенка.
Osnovnaya obrazovatelnaya programma nachalnaya shkola
Карта психического развития ребенка (6-7л.) Ф. И. ребенка: Костина Алина Дмитриевна
Система оценки достижений планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования
Планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования
Пояснительная записка Основной образовательной программы начального общего образования моу «Таборская основная общеобразовательная школа»
Приложение входной контрольно-измерительный материал. 1 класс. Входной Часть А
Приложение план диагностики личностного развития учащихся 1 класса
Приложение психолого-педагогическое заключение на учащегося
Приложение комплексная интегрированная письменная контрольная работа
Приложение оценивание проектной деятельности учащихся начальной школы
Приложение итоговая контрольная (комплексная) работа в 1 классе
Приложение мониторинг по математике в начальной школе 1 класс Введение
Тесты по изученному произведению, теме, разделу; тексты для фронтальной проверки навыка чтения вслух и молча с вопросами и заданиями на понимание прочитанного
Приложение итоговые контрольные работы за год для учащихся 1-4 классов
Приложение системная оценка личностных, метапредметных и предметных результатов
Программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования пояснительная записка
Программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни
Расписание кружков Понедельник 13. 30 14. 00 «Доброе слово»
Программа формирования универсальных учебных действий
Пояснительная записка Рабочий учебный (образовательный) план


Программа формирования универсальных учебных действий


Программа направлена на обеспечение системно-деятельностного подхода, положенного в основу Стандарта. Она призвана конкретизировать требования к результатам начального общего образования, необходима для планирования образовательного процесса в начальной школе и обеспечения преемственности образования.

Формирование универсальных учебных действий на начальной ступени обеспечивается: средствами урочной деятельности (УМК Перспектива) и внеурочной деятельностью с использованием ресурсов школы, ИДЦ, родителей.

Целью программы является создание условий , разработка механизма для реализации программы УУД (расписание, режим дня, недели, четверти) и описание системы контроля и оценки метапредметных результатов.

Задачи программы:

-определить четыре наиболее актуальных для школы УУД, уточнитиь характеристики УУД и типовые задачи их формирования для 1 класса начальной школы;

- определить в каких формах будет организован контроль предъявления метапредметных результатов учащихся, с какой периодичностью и на основе какой шкалы будет производиться оценка.

- определение круга учебных предметов, в рамках которых оптимально могут быть сформированы конкретные виды УУД;

- построение содержания внеурочной деятельности с ориентацией на конкретные УУД;

-разработка механизмов взаимосвязи универсальных учебных действий и содержания учебных предметов; уточнение характеристик личностных результатов и регулятивных, познавательных, коммуникативных УУД;

-разработка и описание типовых задач для диагностики сформированности УУД на каждом этапе образовательного процесса;

-разработка преемственных связей формирования УУД при переходе от дошкольного к начальному общему образованию.


Ценностные ориентиры содержания образования на ступени начального общего образования

1. Формирование основ гражданской идентичности личности:

- чувство сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю;

- восприятие мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий;

- уважение истории и культуры каждого народа.

2. Формирование психологических условий развития общения, кооперации сотрудничества.

- доброжелательность, доверие и внимание к людям,

- готовность к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;

- уважение к окружающим – умение слушать и слышать партнера, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учетом позиций всех участников;

3. Развитие ценностно-смысловой сферы личности на основе общечеловеческой нравственности и гуманизма.

- принятие и уважение ценностей семьи и общества, школы и коллектива и стремление следовать им;

- ориентация в нравственном содержании и смысле поступков, как собственных, так и окружающих людей, развитие этических чувств - стыда, вины, совести - как регуляторов морального поведения;

- формирование чувства прекрасного и эстетических чувств на основе знакомства с мировой и отечественной художественной культурой;

4. Развитие умения учиться как первого шага к самообразованию и самовоспитанию:

- развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;

- формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);

5. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности как условия ее самоактуализации:

- формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе;

- готовность открыто выражать и отстаивать свою позицию;

- критичность к своим поступкам и умение адекватно их оценивать;

- готовность к самостоятельным действиям, ответственность за их результаты;

- целеустремленность и настойчивость в достижении целей;

- умение противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и общества в пределах своих возможностей.

В концепции УМК «Перспектива» ценностные ориентиры формирования УУД определяются вышеперечисленными требованиями ФГОС и общим представлением о современном выпускнике начальной школы.

Это человек:

  • Любознательный, интересующийся, активно познающий мир

  • Владеющий основами умения учиться.

  • Любящий родной край и свою страну.

  • Уважающий и принимающий ценности семьи и общества

  • Готовый самостоятельно действовать и отвечать за свои поступки перед семьей и школой.

  • Доброжелательный, умеющий слушать и слышать партнера,

  • Умеющий высказать свое мнение.

  • Выполняющий правила здорового и безопасного образа жизни для себя и окружающих.

В составе основных УУД, соответствующих ключевым целям общего образования, можно выделить четыре вида:

личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные.

Личностные связаны с ценностно-смысловой ориентацией обучающихся и ориентацией в социальных ролях и межличностных отношениях. В соответствии с Примерной программой и планируемыми результатами выделяется три вида личностных результатов: самоопределение, смыслообразование, нравственно-этическая ориентация.

Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся: целеполагание, планирование, осуществление учебных действий, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка и саморегуляция.

- Познавательные универсальные учебные действия включают:
общеучебные, знаково-символические, информационные, логические действия.

Коммуникативные универсальные учебные действия включают в себя инициативное сотрудничество, планирование учебного сотрудничества, взаимодействие, управление коммуникацией.


Характеристика результатов формирования УУД на разных этапах обучения
по УМК «Перспектива» в начальной школе


Класс

Личностные УУД

Регулятивные УУД

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

1 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважать к своей семье, к своим родственникам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирование интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

3. Слушать и понимать речь других.

4. Участвовать в паре.


2 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг».

2. Уважение к своему народу, к своей родине.

3. Освоение личностного смысла учения, желания учиться.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место.

2. Следовать режиму организации учебной и внеучебной деятельности.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Соотносить выполненное задание с образцом, предложенным учителем.

6. Использовать в работе простейшие инструменты и более сложные приборы (циркуль).

6. Корректировать выполнение задания в дальнейшем.

7. Оценка своего задания по следующим параметрам: легко выполнять, возникли сложности при выполнении.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания.

2. Отвечать на простые и сложные вопросы учителя, самим задавать вопросы, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать и группировать предметы, объекты по нескольким основаниям; находить закономерности; самостоятельно продолжать их по установленном правилу.

4. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; составлять простой план .

5. Определять, в каких источниках можно найти необходимую информацию для выполнения задания.

6. Находить необходимую информацию, как в учебнике, так и в словарях в учебнике.

7. Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы


1.Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).


3 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

2. Уважение к своему народу, к другим народам, терпимость к обычаям и традициям других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; желания продолжать свою учебу.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

1. Самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий.

2. Самостоятельно определять важность или необходимость выполнения различных задания в учебном процессе и жизненных ситуациях.

3. Определять цель учебной деятельности с помощью самостоятельно.

4. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

5. Определять правильность выполненного задания на основе сравнения с предыдущими заданиями, или на основе различных образцов.

6. Корректировать выполнение задания в соответствии с планом, условиями выполнения, результатом действий на определенном этапе.

7. Использовать в работе литературу, инструменты, приборы.

8. Оценка своего задания по параметрам, заранее представленным.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

3. Извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, экспонат, модель,

а, иллюстрация и др.)

4. Представлять информацию в виде текста, таблицы, схемы, в том числе с помощью ИКТ.

5. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

1. Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета.

6. Критично относиться к своему мнению

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом.


4 класс

1. Ценить и принимать следующие базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья», «мир», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого», «народ», «национальность» и т.д.

2. Уважение к своему народу, к другим народам, принятие ценностей других народов.

3. Освоение личностного смысла учения; выбор дальнейшего образовательного маршрута.

4. Оценка жизненных ситуаций и поступков героев художественных текстов с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей, ценностей гражданина России.

1. Самостоятельно формулировать задание: определять его цель, планировать алгоритм его выполнения, корректировать работу по ходу его выполнения, самостоятельно оценивать.

2. Использовать при выполнения задания различные средства: справочную литературу, ИКТ, инструменты и приборы.

3. Определять самостоятельно критерии оценивания, давать самооценку.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела; определять круг своего незнания; планировать свою работу по изучению незнакомого материала.

2. Самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация буде нужна для изучения незнакомого материала;

отбирать необходимые источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников, электронные диски.

3. Сопоставлять и отбирать информацию, полученную из различных источников (словари, энциклопедии, справочники, электронные диски, сеть Интернет).

4. Анализировать, сравнивать, группировать различные объекты, явления, факты.

5. Самостоятельно делать выводы, перерабатывать информацию, преобразовывать её, представлять информацию на основе схем, моделей, сообщений.

6. Составлять сложный план текста.

7. Уметь передавать содержание в сжатом, выборочном или развёрнутом виде

Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки.

2.Оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учетом своих учебных и жизненных речевых ситуаций.

3.Читать вслух и про себя тексты учебников, других художественных и научно-популярных книг, понимать прочитанное.

4. Выполняя различные роли в группе, сотрудничать в совместном решении проблемы (задачи).

5. Отстаивать свою точку зрения, соблюдая правила речевого этикета; аргументировать свою точку зрения с помощью фактов и дополнительных сведений.

6. Критично относиться к своему мнению. Уметь взглянуть на ситуацию с иной позиции и договариваться с людьми иных позиций.

7. Понимать точку зрения другого

8. Участвовать в работе группы, распределять роли, договариваться друг с другом. Предвидеть последствия коллективных решений.

Универсальные учебные действия в УМК «Перспектива» рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

  • знаю/могу,

  • хочу,

  • делаю




Психологическая терминология

Педагогическая терминология

Язык ребенка

Педагогический ориентир.

(результат педагогического воздействия, принятый и реализуемый школьником )

знаю/могу, хочу, делаю

Личностные универсальные учебные действия.


Воспитание личности

(Нравственное развитие; и формирование познавательного интереса)

«Я сам».


Что такое хорошо и что такое плохо

«Хочу учиться»

«Учусь успеху»

«Живу в России»

«Расту хорошим человеком»

«В здоровом теле здоровый дух!»

Регулятивные универсальные учебные действия.


самоорганизация

«Я могу»


«Понимаю и действую»

«Контролирую ситуацию»

«Учусь оценивать»

«Думаю, пишу, говорю, показываю и делаю»

Познавательные универсальные учебные действия.


исследовательская культура


«Я учусь».


«Ищу и нахожу»

«Изображаю и фиксирую»

«Читаю, говорю, понимаю»

«Мыслю логически»

«Решаю проблему»

Коммуникативные универсальные учебные действия

культуры общения

«Мы вместе»


«Всегда на связи»

«Я и Мы»



Наиболее актуальные для школы универсальные учебные действия:

Самоопределение

Является ключевой задачей развития в юношеском возрасте. Однако уже в раннем возрасте происходит формирование личности ребенка, подготавливающее успешность будущего жизненного и профессионального самоопределения.

С приходом ребенка в школу начинается новый этап в его развитии, который характеризуется возникновением новой социальной позиции: ребенок становится учеником, т.е. участником учебной деятельности, которая требует большого напряжения сил, воли, интеллекта. В школе к ребенку сразу предъявляются новые требования со стороны учителя, родителей, сверстников.

В младшем школьном возрасте развиваются Я-концепция и основы идентичности личности, в первую очередь социальной идентичности (семейной, этнической, гражданской, групповой). Следствием определения «Я» является порождение системы смыслов, находящих отражение в отношении ребенка к школе, учению, семье, сверстникам, к себе и социальному миру.


Направл. деят-ти

Виды и формы

Сроки

Ответствен-ные

Урочная деятельность

Самоопреде-ление

личностное



Обучение грамоте:

-система заданий на основе русских народных сказок, ориентированных на обсуждение поступков героев, оценивание ситуаций; составление сценариев к диафильму (кратко, подробно) по этим сказкам, чтение сказок с последующим обсуждением.

Математика:

Задания на формирование положительного отношения к школе.

Развитие речи:

задания, ориентированные на взаимодействие личности и социальной среды «Как правильно написать письмо», «Как написать поздравление
с Новым годом», «Как написать поздравление с
Днём 8 Марта», формирование положительного мотива к обучению: устные мини-сочинения «Хочу учиться, чтобы быть как папа», «Люблю писать», «Научусь читать».

Окружающий мир:

Система уроков, ориентированных на оценивание ситуаций, взаимодействие личности и социальной среды:

- Что вокруг нас может быть опасным?

- Что окружает нас дома?

-Что мы знаем о своем городе, селе, стране и своей планете?

В течение

года


1 четверть


Учитель

нач. классов






Внеурочная деятельность










Факультативный курс «Тропинка к своему «я»».

Цикл бесед по теме: «Школа этикета»:

-Этические нормы общения;

-Этикет;

-Нормы отношений с окружающими;

-Этика отношений в коллективе;

-Этические игры.

Цикл бесед с приглашением родителей на тему «Интересные рассказы родителей о своих школьных годах».

Постановка спектаклей на кружке «Кукольный театр» по теме «В гостях у дедушки этикета».

В теч. года


1 четв.

2 четв.

3 четв.

4 четв.

сентябрь


4 раза в год


психолог

Кл.руководи-тель


Кл. руководитель


Руководитель кружка



Смысловое чтение

Чтение, по словам многих выдающихся отечественных ученых, педагогов, психологов играет огромную роль в образовании, воспитании и развитии человека. Чтение не только важнейший вид речевой и умственной деятельности, но и сложный комплекс умений и навыков, используемый учеником при работе с печатными или рукописными материалами, источниками какой-либо информации. В целом навык чтения складывается из двух сторон – смысловой, которая обеспечивается процессом понимания, уразумения читаемого, и технической, подчиненной первой и обслуживающей ее. Главенствующее, ведущее место в этом комплексе занимает такой компонент, как осознанность, понимание того, что прочитывается. Собственно, чтение осуществляется ради того, чтобы извлечь определенное содержание, заключенное в читаемом тексте, понять и осознать его смысл.

Смысловая сторона чтения – это совокупное понимание читающим: 1) значений большей части слов, употребленных в тексте как в прямом, так и в переносном смысле; 2) содержания каждого из предложений, входящих в состав текста, уяснение смысловой связи между предложениями; 3) предметного плана содержания отдельных частей текста (абзацев, эпизодов, глав) и смысла этих частей; 4) основного смысла всего содержания текста, т.е. осознание этого содержания и своего отношения к прочитанному.



Направл. деят-ти

Виды и формы

Сроки

Ответственные




Урочная деятельность







Смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели.

Обучение грамоте

работа с текстом и иллюстрациями: перечитывание текста с разными задачами, оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек, подробный пересказ, чтение по ролям, инсценировка

Математика:

Знакомство с первыми задачами в игровой форме, осмысление условия и вопроса;

ориентироваться в учебной книге: читать язык условных
обозначений (математические знаки); находить фрагмент текста по заданию учителя (компоненты задачи), находить нужную дидактическую иллюстрацию; коллективно и самостоятельно иллюстрировать текст задачи; представлять на уровне прикидки, какие знаки и группы знаков находятся в его начале, конце, середине; научится работать с двумя источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью): сопоставлять условные обо-
значения учебника и рабочей тетради.

Русский язык:

ориентироваться в учебнике: читать язык условных
обозначений; находить фрагмент текста по заданию учителя (компоненты задачи), находить нужную дидактическую иллюстрацию; коллективно и самостоятельно составлять предложения.

Окружающий мир:

ориентироваться в учебнике: читать язык условных
обозначений; находить фрагмент текста по заданию учителя, находить нужную дидактическую иллюстрацию; научится работать с двумя источниками информации (учебной книгой и рабочей тетрадью): сопоставлять условные обозначения учебника и рабочей тетради.



В течение года


3 четверть


В течение года



Учитель нач. классов




Внеурочная деятельность







Кружок «Кукольный театр»

Выбор пьесы, чтение и обсуждение сценария, распределение и пробы ролей.

Проектная деятельность:

Кружок «Я – творец »Создание проектов на тему «Азбука содержания животных»: осознанный отбор информации в различных источниках, подбор загадок, стихов, пословиц и поговорок, разучивание песен.

Кружок «Решение логических задач» (подготовка к участию в интеллектуальных играх).

В течение года


2-ое полугодие

Рук. Кружка


Рук. кружка

Инициативное сотрудничество

должно строиться как договор о сотрудничестве и взаимопомощи, в составлении которого участвуют обе «высокие стороны»: и учитель и дети.

Каждый раз, предлагая новую норму учебных взаимоотношений, учитель предлагает детям ситуацию открытого выбора между правилосообразным (школьным) и неправильным (дошкольным) поведением и предоставляет каждому возможность попробовать, примерить к себе и то и другое, не на словах, а на деле перейти от дошкольного поведения к школьному.

Все нормы школьных взаимоотношений должны носить общий характер и регулировать не только отношения ребенок – взрослый, но и отношения ребенок – ребенок



направление деят-ти

Виды и формы

Сроки

Ответственные

Инициативное сотрудничество

Обучение грамоте:

-система заданий на основе русских народных сказок: дети ставят вопросы, требующие простых и сложных ответов (Игра «Толстые и тонкие вопросы»); работа в группах и в парах в ходе составление сценариев к диафильму (кратко, подробно) по этим сказкам, чтение сказок с последующим обсуждением.

Математика:

Обучение основам работы в группе, в парах: уроки-соревнования; игры на решение коммуникативных и познавательных задач

Развитие речи:

задания, ориентированные на проявление активности во взаимодействии в группе для решения коммуникативных и познавательных задач:

познакомить с особенностями диалогического общения: понимать его цель, обдумывать вопросы и ответы, выслушивать, не перебивая собеседника, поддерживая разговор с ним вопросами и репликами в вежливой форме, высказывать свою точку зрения по обсуждаемой теме или произведению с опорой на текст и личный опыт. Использование норм речевого этикета.


Окружающий мир:

ставить вопросы, обращаться за помощью, формулировать свои затруднения;

предлагать помощь и сотрудничество.


В течение года

Учитель начальных классов




Внеурочная деятельность

Проектная деятельность:

Кружок «Я – творец »

Создание проектов на тему «Азбука содержания животных»:

-освоение приемов работы в группе; постановка вопросов.

Постановка спектаклей на кружке «Кукольный театр» по теме «В гостях у дедушки этикета»

Самоуправление в классе. Работа дежурных.

-Знакомство с обязанностями дежурных в классе; распределение обязанностей по интересам: спортивные, интеллектуальные, санитарные, организационные.

Цикл бесед по теме: «Школа этикета»:

Моделирование и оценивание ребенком различных ситуаций поведения в школе и в общественных местах, умение различать допустимые и недопустимые, а также оптимальные формы поведения во взаимоотношениях с одноклассниками и взрослыми.


2-е полугодие


В теч. года


Сентябрь


Кл.рук-ль


Рук. Кружка


Кл. рук-ль



Планирование

В сфере регулятивных УУД ученики смогут овладеть всеми типами учебных действий, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию, в том числе во внутреннем плане, контролировать и оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение. Начальное образование предполагает развитие способности учащегося к саморегуляции и принятие ответственности за свои поступки. В начальной школе можно выделить следующие регулятивные учебные действия, которые отражают содержание ведущей деятельности детей младшего школьного возраста:

- умение учиться и способность к организации своей деятельности (планирование);

-умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

-формирование целеустремленности и настойчивости в достижении целей, жизненного оптимизма, готовности к преодолению трудностей.


Направл. деят-ти

Виды и формы

Сроки

Ответствен-ные

Урочная деятельность

Планирование

Обучение грамоте:

Нахождение и чтение слов и выражений, с помощью которых можно нарисовать устный портрет

Нахождение и чтение слов и выражений, которые можно использовать при написании сочинения (осень, зима)

- чтение стихотворений, расстановка пауз;

- нахождение и чтение слов, предложений, которые читаются громко, тихо, быстро, медленно, с логическим ударением.

       поиск информации в предложенных источниках;

     взаимный диктант (метод М.Г. Булановской) ;

Математика:

- решение задач в одно действие – определение последовательности действий с учетом конечного результата:

Окружающий мир:

Мини-проекты по темам «Звери», «Реки», «Времена года», «Мой цветник»;

Составление режима дня;

Составление плана выступления по мини-проектам;

-знакомство с правилами пользования дополнительными источниками (словари, энциклопедии, интернет, худ.литература).

В течение года

Учитель начальных классов




Внеурочная деятельность

Проектная деятельность:

Кружок «Я – творец». Создание проектов на тему «Азбука содержания животных»:

-планирование работы в группе; постановка вопросов.

-освоение приемов отбора информации; знакомство с правилами содержания домашних животных; освоение приемов фотографирования птиц и животных.

Цикл бесед по планированию режима дня:

-Делу – время, потехе – час;

-От чего зависит настроение;

-Будильник «тик-так»;

-Хочу, не хочу и надо.

2-е полугодие


В течение года

Классный руководитель


Классный руководитель



Связь универсальных учебных действий с содержанием учебных предметов (на основе образовательных ресурсов УМК «Перспектива»)

Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных предметных дисциплин. Требования к формированию универсальных учебных действий находят отражение в планируемых результатах освоения программ учебных предметов «Русский язык», «Литературное чтение», «Математика», «Окружающий мир» в отношении ценностно-смыслового, личностного, познавательного и коммуникативного развития учащихся.

Каждый из предметов УМК «Перспектива», помимо прямого эффекта обучения – приобретения определенных знаний, умений, навыков, вносит свой вклад в формирование универсальных учебных умений:

  • Коммуникативных умений, в том числе умения ориентироваться в ситуации общения, адекватно понимать речь партнера и строить свое речевое высказывание; контролировать и корректировать речь в зависимость от задач и ситуации общения; извлекать из текста информацию в соответствии с коммуникативной задачей;

  • Умения использовать знаковые системы и символы для моделирования объектов и отношений между ними;

  • Умений выполнять логические действия абстрагирования, сравнения, нахождения общих закономерностей, анализа, синтеза; осуществлять эвристические действия; выбирать стратегию решения; строить и проверять элементарные гипотезы.

Каждый учебный предмет в зависимости от его содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования универсальных учебных действий.



Смысловые

акценты УУД

Русский язык

Литературное чтение

Математика

Окружающий мир

личностные

жизненное само-

определение

нравственно-этическая ориентация

смысло

образование

нравственно-этическая ориентация

регулятивные

целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, алгоритмизация действий (Математика, Русский язык, Окружающий мир, Технология , Физическая культура и др.)

познавательные

общеучебные

моделирование (перевод устной речи в письменную)

смысловое чтение, произвольные и осознанные устные и письменные высказывания

моделирование, выбор наиболее эффективных способов решения задач

широкий спектр источников информации

познавательные логические

формулирование личных, языковых, нравственных проблем. Самостоятельное создание способов решения проблем поискового и творческого характера

анализ, синтез, сравнение, группировка, причинно-следственные связи, логические рассуждения, доказательства, практические действия

коммуникативные

использование средств языка и речи для получения и передачи информации, участие в продуктивном диалоге; самовыражение: монологические высказывания разного типа.



Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспектива»

Типовые задачи формирования универсальных учебных действий на основе УМК «Перспектива» конструируются учителем на основании следующих общих подходов:

  1. Структура задачи. Любая задача, предназначенная для развития и/или оценки уровня сформированности УУД (личностных, регулятивных, познавательных и коммуникативных) предполагает осуществление субъектом (в свёрнутом или развёрнутом виде) следующих навыков: ознакомление-понимание - применение-анализ-синтез-оценка.

В общем виде задача состоит из информационного блока и серии вопросов (практических заданий) к нему.

  1. Требования к задачам. Для того, чтобы задачи, предназначенные для оценки тех или иных УУД, были валидными, надёжными и объективными, они должны быть:

- составлены в соответствии с требованиями, предъявляемыми к тестовым заданиям в целом;

- сформулированы на языке, доступном пониманию ученика, претендующего на освоение обладание соответствующих УУД;

- избыточными с точки зрения выраженности в них «зоны ближайшего развития»;

- многоуровневыми, т.е. предполагающими возможность оценить: общий подход к решению; выбор необходимой стратегии;

- «модульными», т.е. предусматривающими возможность, сохраняя общий конструкт задачи, менять некоторые из её условий.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования.

Организация преемственности осуществляется при переходе от дошкольного образования к начальному образованию, от начального образования к основному образованию, от основного к среднему полному образованию. На каждой ступени образовательного процесса проводится диагностика (физическая, психологическая, педагогическая) готовности учащихся к обучению на следующей ступени. Стартовая диагностика определяет основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с особенностями ступени обучения на определенный период выстраивается система работы по преемственности.

Преемственность формирования универсальных учебных действий по ступеням общего образования обеспечивается за счет:

- принятия в педагогическом коллективе общих ценностных оснований образования, в частности - ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.

- четкого представления педагогов о планируемых результатах обучения на каждой ступени;

- целенаправленной деятельности по реализации условий, обеспечивающих развитие УУД в образовательном процессе (коммуникативные, речевые, регулятивные, общепознавательные, логические и др.).

Основанием преемственности разных ступеней образовательной системы становится ориентация на ключевой стратегический приоритет непрерывного образования – формирование умения учиться.1

В Таблице «Значение универсальных учебных действий для успешности обучения в начальной школе основной школе» 2 представлены УУД, результаты развития УУД, их значение для обучения.

УУД

Результаты развития УУД

Значение для обучения

Личностные действия

-смыслообразование

-самоопределение

Регулятивные действия

Адекватная школьная мотивация.

Мотивация достижения.

Развитие основ гражданской идентичности.

Рефлексивная адекватная самооценка

Обучение в зоне ближайшего развития ребенка. Адекватная оценка учащимся границ «знания и незнания». Достаточно высокая самоэффектив-ность в форме принятия учебной цели и работы над ее достижением.

Регулятивные, личностные, познавательные, коммуникативные действия

Функционально-структур-ная сформированность учебной деятельности. Произвольность восприятия, внимания, памяти, воображения.

Высокая успешность в усвоении учебного содержания. Создание предпосылок для дальнейшего перехода к самообразованию.

Коммуникативные (речевые), регулятивные действия

Внутренний план действия

Способность действовать «в уме». Отрыв слова от предмета, достижение нового уровня обобщения.

Коммуникативные, регулятивные действия

Рефлексия – осознание учащимся содержания, последовательности и оснований действий

Осознанность и критичность учебных действий.



Планируемые результаты в освоении школьниками универсальных учебных действий по завершении начального обучения.

Педагогические ориентиры: Развитие личности.

В сфере личностных универсальных учебных действий у выпускников будут сформированы внутренняя позиция обучающегося, адекватная мотивация учебной деятельности, включая учебные и познавательные мотивы, ориентация на моральные нормы и их выполнение.

Педагогические ориентиры: Самообразование и самоорганизация

В сфере регулятивных универсальных учебных действий выпускники овладеют всеми типами учебных действий, направленных на организацию своей работы в образовательном учреждении и вне его, включая способность принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать её реализацию (в том числе во внутреннем плане), контролировать и

оценивать свои действия, вносить соответствующие коррективы в их выполнение.

Педагогические ориентиры: Исследовательская культура

В сфере познавательных универсальных учебных действий выпускники научатся воспринимать и анализировать сообщения и важнейшие их компоненты — тексты, использовать знаково_символические средства, в том числе овладеют действием моделирования, а также широким спектром логических действий и операций, включая общие приёмы решения задач.

Педагогические ориентиры: Культура общения

В сфере коммуникативных универсальных учебных действий выпускники приобретут умения учитывать позицию собеседника (партнёра), организовывать и осуществлять сотрудничество и кооперацию с учителем и сверстниками, адекватно воспринимать и передавать информацию, отображать предметное содержание и условия деятельности в сообщениях, важнейшими компонентами которых являются тексты.

Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.

Учитель знает:

− важность формирования универсальных учебных действий школьников;

− сущность и виды универсальных умений,

- педагогические приемы и способы их формирования .

Учитель умеет:

- отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом формирования УДД

- использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

- привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД



1



2






Похожие:

Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Мкоу «Любимовская оош» Далматовский район. Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий
Формирования универсальных учебных действий: обеспечить системный подход к формированию метапредметных умений средствами умк, используемых...
Программа формирования универсальных учебных действий iconИнформационно-коммуникационные технологии – инструментарий универсальных учебных действий. Подпрограмма формирования икт-компетентности обучающихся стр
Программа формирования универсальных учебных действий начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования муниципального общеобразовательного учреждения Белогорской средней общеобразовательной школы
Характеристика личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных универсальных учебных действий
Программа формирования универсальных учебных действий iconПрограмма формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
С этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный...
Программа формирования универсальных учебных действий iconЛичностное результаты и универсальные учебные действия обучающихся в Федеральном государственном образовательном стандарте
Цель программы формирования универсальных учебных действий: обеспечение системного подхода к личностному развитию и формированию...
Программа формирования универсальных учебных действий icon4. Программа формирования универсальных учебных действий с
...
Программа формирования универсальных учебных действий iconФормирование универсальных учебных действий в контексте усвоения учебных предметов федерягина Ольга Николаевна, мкоу «Затеченская основная общеобразовательная школа»
Современное начальное образование на основе фгос ноо закладывает основу формирования учебной деятельности ребенка – умение принимать,...
Программа формирования универсальных учебных действий iconМуниципальное бюджетное образовательное учреждение
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся
Программа формирования универсальных учебных действий iconПротокол №7 от 24. 05. 11 г
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Программа формирования универсальных учебных действий icon1. Целевой раздел
Программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов