Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси icon

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси



НазваниеУрок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси
Дата конвертации17.10.2012
Размер146.1 Kb.
ТипУрок

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси»


Цели:

– познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси;

– продолжить развитие наглядно-образного и рационально-логического мышления;

– развивать познавательный интерес к истории своего государства, воображение;

– воспитывать гордость и восхищение мастерством русских зодчих, ремесленников, иконописцев.

Оборудование: фотографии старинных храмов, икон, видеозапись (о расселении славянских племен), словарь Ожегова, БИБЛИЯ.

^ Ход урока

I этап урока. Проверка готовности учащихся.

Цель: Сконцентрировать внимание, возможности учащихся для активного включения в предстоящую учебно-воспитательную деятельность.

^ II этап урока. Актуализация опорных знаний.

Цель: Подготовить учащихся к восприятию нового материала, актуализировать ранее усвоенные знания.

У: Мы продолжаем разговор о жизни наших предков – славянах.

Видеозапись (о расселении славянских племен).

У: Как называется летопись, в которой говорится о расселении славян?

^ У: Кто был ее составителем?

У: Монах Нестор рассказал нам и о происхождении славян, и о нашествии кочевников, и об образовании первых славянских княжеств.

У: Кто основал первую княжескую династию на Руси? Ответы учащихся.

На доске выставляю карточку     ^ НОВГОРОД    РЮРИК   862 (приложение 1)

У: Почему возникла необходимость объединения разрозненных славянских племен?

^ Д: Сообща легче было отражать набеги кочевых племен. Надо было контролировать торговый путь “из варяг в греки”

У: Откройте тетради, проверьте, как ваш сосед обозначил этот путь.

^ У: Показать по карте торговый путь “из варяг в греки”. Вблизи каких городов он проходил?

Д: В местах, где купцы останавливались для отдыха и торговли, появились первые русские города - Новгород, Псков, Полоцк, Смоленск, Киев.

У: Неспокойно было на “пути из варяг в греки”. Много людей погибло в постоянных войнах между племенами. И Рюрик с сильной дружиной был призван объединить под своей властью те земли, через которые продвигались купцы.

У: Постепенно князья распространили свою власть на территории, которые находились намного южнее Новгорода. Летопись связывает эти события с правлением какого князя?

^ На доске выставляю карточку ОЛЕГ 882 (приложение 1)

У: Олег успешно воевал с кочевым народом – хазарами, прославился своими походами в Византию, присоединил к владениям другие славянские земли, а столицей сделал какой город?

^ На доске выставляю карточку КИЕВ (приложение 1)

У: С объединением Новгорода и Киева под властью одного князя возникло Древнерусское государство или как оно называлось?

На доске выставляю карточку ^ КИЕВСКАЯ РУСЬ (приложение 1)

У: Кто продолжил подчинять власти Киева славянские племена?

На доске выставляю карточку ИГОРЬ (приложение 1)

У: А после смерти Игоря, кто стал княжить?

На доске выставляю карточку ОЛЬГА (приложение 1)

У: Ольга неустанно заботилась о порядке в Русской земле. Она первая из русских правителей приняла крещение во время своего визита в Константинополь. Православная церковь нарекла Ольгу Святой, а русский народ прозвал Мудрой.

^ На доске выставляю карточку КРЕЩЕНИЕ (приложение 1)

У: Как вы понимаете значение слова “крещение”?

^ ПОСЛЕ ОБЪЯСНЕНИЯ ЗНАЧЕНИЯ СЛОВА УБРАТЬ ТАБЛИЧКУ В ЦЕНТР ДОСКИ (приложение 1, приложение 2)

У: По ходу урока мы должны выяснить, правы ли мы?

У: Вырос сын Ольги.

На доске выставляю карточку СВЯТОСЛАВ (приложение 1)

У: Он прославился военными походами. Никогда не нападал неожиданно, исподтишка, всегда вызывал врага на честный поединок словами, вошедшими в историю: “Иду на Вы!” Святослав сложил свою голову в бою с кочевниками-печенегами.

^ У: Обобщим. Чем занимались первые русские князья?

Д: Расширяли границы своих владений, обкладывали данью соседские племена, воевали с недругами, ходили походами на Царь-град (так называлась столица Византии – Константинополь.

^ III этап урока. Изложение нового материала, восприятие и понимание его учениками.

Цель: Дать понятие о крещении Руси, сформировать понимание необходимости перехода от языческой веры к христианству, раскрыть особенности христианской религии.

Задача: Организовать изучение нового материала, максимально активизируя класс, заинтересовать детей. Донести до учеников мысль, что принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель.

^ У: После гибели Святослава на киевский княжеский престол взошел

На доске выставляю карточку Владимир (приложение 1)

У: Это время было неспокойным. На огромном расстоянии в степях Дона и Волги (показываю на карте) селились кочевые племена. Неоднократно нападали они на южные земли Руси, заставляли платить дань, сжигали, разоряли жилища, уводили мастеров, женщин и детей в рабство.

^ Князь Владимир – собрал Русь в единое целое, около Киева построил множество городов для защиты от нападений кочевников; и целью его походов было не столько завоевание новых земель, сколько защита Руси от внешних врагов.

О времени княжения Владимира сложено много былин. Народ называл его …

^ На доске выставляю карточку Красное Солнышко (приложение 1)

У: А, как вы думаете, почему?

Д: Был умелым воином и мудрым правителем. Превратил он Русь в великую державу, о которой с уважением говорили в Европе. И в летописи, и в русских былинах Владимир выступает как могучий государь, который заботился о своей дружине и пользовался ее любовью и уважением. Заботился и о русском народе.

У: Древнерусское государство вступило в пору своего расцвета.

Период правления князя Владимира можно разделить на II этапа: языческий и христианский.

Наши предки на каждом шагу встречались с таинственным и непонятным. Задумываясь над тем, как устроен окружающий мир, они искали объяснение всему неизвестному. Так появились религиозные верования.

^ У: Что же такое религия?

На доске выставляю карточку Религия (приложение 2)

Религия это вера людей в сверхъестественные существа (богов, духов, души) и поклонение им.

У: Все окружающее казалось человеку в древние времена живым. Весь мир казался ему населенным добрыми и злыми духами.

А еще славяне носили амулеты-обереги. По их представлениям, они защищали их от бед и злых духов. На амулетах они изображали солнце, огонь, воду и растения.

^ У: Как вы думаете, почему славяне верили в духов, и их верования были тесно связаны с природой?

Д: Люди не могли объяснить причины неудач в быту, в занятиях рыбной ловлей, охотой, земледелии и скотоводстве. Поэтому и верили в духов.

^ Поклонение множеству богов называется языческой верой (религией).

На доске выставляю карточку Языческая вера (приложение 2)

У: Единства в верованиях не было. Каждое славянское племя могло поклоняться своим богам. А так как самих богов никто не видел, то славяне создавали идолов, деревянные изображения.

^ У: А что могли предпринять славяне, чтобы уберечь себя от козней злых духов и гнева богов?

Д: Они обращались к богам с молитвами (просьбы и благодарности), приносили им подарки и жертвы (дары богам), для чего существовали специальные места – святилища.

^ У: Владимир пытался свести верования различных племен в одно. Начал он с того, что в Киеве, возле своего дворца, соорудил место - пантеон (что означает “все боги”).

Но эта попытка успеха не имела. У каждого племени были свои наиболее почитаемые боги

Чем больше смотрел князь на деревянных божков, тем чаще сомневался в их силе. С язычниками невозможен был настоящий мир – ведь они клялись соблюдать его именами разных богов. Именно поэтому Владимир пришел к мысли о единой вере.

У: В “Повести Временных лет” содержится подробный рассказ о выборе веры.

К X веку многие народы и государства Русь окружали. Решил Владимир пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.

^ Выступление заранее подготовленных учащихся. (приложение 4)

У: В результате Владимир выбрал христианство.

На доске выставляю карточку Владимир (приложение 2)   христианство

У: А как вы думаете, почему именно греческую веру решил принять Владимир?

Д: Князь Владимир решил, что если Русь станет христианской, ей будет гораздо удобнее договариваться с соседними странами. Русь давно имела прочные связи с Византией. К тому же княгиня Ольга была христианкой.

^ У: Согласно легенде, Владимир с дружиной крестился в Корсуни в 988 г.,

На доске выставляю карточку 988 г

а затем, вернувшись в Киев, крестил и весь народ. По приказу Владимира в Киеве “на холме” были опрокинуты идолы во главе с Перуном. Деревянную статую верховного божества проволокли по городу и сбросили в Днепр. Затем Владимир приказал всем киевлянам спуститься к реке и принять крещение днепровской водой.

^ На доске выставляю карточку Крещение (приложение 2)

У: Он объявил через гонцов: “Если кто не придет завтра на реку креститься – будь он богатый или бедный – будет мне враг”.

В назначенный день люди собрались на берегу Днепра, вошли в воду, и священники начали читать молитву. Князь Владимир с высокой горки наблюдал за обрядом крещения. Тех, кто не хотел расставаться с прежними богами, по приказу князя загоняли в Днепр силой.

Показываю иллюстрацию из книги И.К.Пименова, И.Н.Рассох, И.М.Соломадина, Н.А.Соломадина. История человечества. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1998

У: Вслед за Киевом Владимир ввел христианство и в других русских городах, а в Киеве главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.

После крещения Руси старая вера не исчезла бесследно. Вера в приметы, в талисманы, обереги – все это отголоски языческих верований наших предков, дошедшие до наших дней. Не исчезла и языческая вера в злых и добрых духов – лешие, домовые, кикиморы, водяные стали персонажами любимых сказок.

^ IV этап урока. Осмысление нового материала.

Цель: установление различных связей изученного материала с имеющимися знаниями учащихся, а также связей между отдельными элементами изучаемых знаний.

^ У: Так что же такое крещение?

Высказывания детей.

У: В словаре Ожегова написано так: “Крещение – христианский обряд принятия кого-нибудь в число верующих, приобщение к церкви…”

У: А кто из вас прошел обряд крещения?

Высказывания детей.

^ V этап урока. Систематизация знаний, применение усвоенного, закрепление изученного.

Цель: Выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.

1. Работа в тетради на печатной основе (приложение 3)

2. Выполнив № 8, вы узнаете, как в русской истории почетно именуется князь Владимир.

На доске выставляю карточку Святой (приложение 2)

У: Принятие христианства на Руси связано с именем князя Владимира.

VI этап урока. Работа в компьютерном классе с программой для ЭВМ “Дракоша и занимательная история России”.

У: Работаем четко, быстро, организованно.

1.

1 статья. Откуда пошло выражение “Чур меня”?

2 статья. В каком году Русь приняла христианство?

3 статья. Какое значение имело принятие христианства на Руси?

Обобщение: ^ Принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития русских земель. Оно укрепило власть князя над всеми поданными.Укрепляло и территориальное единство Киевской Руси. Оно имело большое международное значение, поскольку Русь, отвергнув язычество, становилась равной другим христианским странам. Связи с соседями-христианами в XI веке значительно расширились.Принятие христианства сыграло большую роль в развитии русской культуры. Вместе с христианством Русь приняла письменность на основе славянской азбуки, созданной Кириллом и Мефодием в IX веке. Обретя письменность, Русь получила доступ к византийской книжной культуре. Христианство способствовало также развитию образования, изобразительного искусства, архитектуры, скульптуры. Так как новая вера требовала длительных постов и вводила пищевые ограничения, на Русь проникают новые огородные культуры, которые начинают возделываться в монастырских хозяйствах.Сразу же после крещения Руси Владимир начал отдавать детей на обучение монахам.

2. Тест. Проверка.

^ VII этап урока. Проверка и общение знаний, подведение итогов, рефлексия.

Цель: Установление правильности и осознанности усвоения нового материала, выявление пробелов, неверных представлений и их коррекция.

Обобщение по плану, получившемуся на доске (приложение 2)

^ У: Какой год считается годом крещения Руси?

У: В правление какого князя произошло крещение Руси?

У: Почему князь Владимир выбрал для Руси православное христианство?

^ У: Чем привлекла князя Владимира христианская вера?

Д: Она понравилась его послам больше всего, в церкви было красиво и хорошо. Князь Владимир принял христианскую веру, потому что этой веры была и его бабушка княгиня Ольга, а она была умным человеком.

^ У: А зачем надо было крещение Руси?

У: С какой целью князь Владимир крестил Русь?

Д: В Европе в те времена эта религия была распространена в большинстве стран, и если Русь станет христианской, гораздо удобнее станет договариваться с соседними странами. Чтобы объединить государство, чтобы вера была единой.

^ У: Как происходило крещение Руси?

Д: Владимир повелел всем прийти к реке, и священники совершили обряд крещения.

У: Чем отличается христианство от язычества?

Д: Язычники верят во многих богов, ставят им идолы, поклоняются им.

Язычники приносили жертвы богам, даже людей. А новая вера учила думать не только о своем благе, но и о благе ближнего, сплачивала людей.

^ У: Легко ли народ принял новую веру?

Д: Новая вера прижилась не сразу. Некоторые обряды и празднества сохранились до наших дней.

У: Христианство учило человека быть добрым, честным, справедливым, терпеливым, мириться со своими бедами и болями, не совершать плохих поступков, любить людей, помогать бедным и несчастным, уважать родителей, власть государства

Мы знаем из уроков чтения, что первые книги были религиозные. Одна из самых важных – БИБЛИЯ. (Не убивай. Не кради. Не обманывай. Не клевещи. Не будь завистлив).

У: Кто доволен своей работой на уроке?

Анализ и оценка успешности достижения цели. Приложение 5

VIII этап урока. Домашнее задание.

  1. Учебник с.43-45

  2. ТПО с.17-18

  3. Желающие могут подготовить рассказ об одном из чудес Иисуса Христа, прочитав его в Библии.

Приложение 1


ВЫДАЮЩИЕСЯ ПРАВИТЕЛИ РУСИ IX – XI вв


Рюрик (Новгород)

(862-879)


Олег Вещий (Киевская Русь) 882 г – образование Киевской Руси

(879-912)


Игорь Ольга

    1. (945-964)


Святослав

(964-972)


Владимир Красное Солнышко (Святой)

(980-1054)


^ КРЕЩЕНИЕ РУСИ


Приложение 2


Крещение


Религия


Языческая вера Христианство

Владимир (Святой)

(980-1054)


Приложение 4


Выступление заранее подготовленных учащихся.

К X веку многие народы и государства Русь окружали. Множество послов в Киев-град приходили, каждый свою землю и свою веру нахваливал. Однако помнил Владимир рассказы своей бабушки, княгини Ольги, о красоте византийских храмов.

Крепко задумался князь о единой для всей русской земле вере. Нельзя сказать, что Владимир своих русских богов не любил. Еще в 980 году на высокой горе в Киеве он всех языческих идолов собрал и место то почитаемым сделал. Однако чем больше смотрел князь на своих божков деревянных, тем чаще сомневался в их силе. Решил он тогда пригласить в Киев со всех земель послов, чтоб об их вере послушать и решить, что для Руси милее всего будет.

Пришли к Владимиру вначале посланники того народа, что поклоняется пророку Мухаммеду. Веру свою они мусульманством зовут. Рассказали князю послы, что по их вере, Бога надо почитать, свинины не есть, вина не пить, чтобы в раю начать жить в свое удовольствие. Послушал их Владимир, ничего не сказал, а сам решил: «Что ж это за радости после смерти? Лучше жизнь в веселье прожить».

Затем обратились к Владимиру те, кого называли на Руси немцами за то, что их языка не понимали, то есть католики. Однако не понравились и они Владимиру: слишком много строгости было в их рассказе, не столько они свою веру хвалили, сколько русских языческих богов ругали.

После прибыли к киевскому князю хазарские евреи. Спросил их князь: «А где земля ваша?». Заплакали евреи и поведали, что прогневался на них Бог и расселил их народ по всему свету. Опечалился такому ответу Владимир, ибо не хотел он Русь по миру пустить.

В конце концов пришел к Владимиру мудрец греческий, что о православной вере рассказывал. Пуще всех речей князю его слова понравились, все тут для Руси подходило. Но не сразу решился на эту веру Владимир. Собрал он свою дружину верную, бояр и купцов и так им наказал: «Поезжайте-ка вы в разные земли и сами все посмотрите, а после вернетесь и доложите, кто как веру свою соблюдает и Бога чтит».

Отправились десять лучших мужей по свету т ровно через год воротились обратно. О мусульманах сказали бояре, что «нет в них веселия, а от того и закон их не добр». О католиках – «красоты не видели никакой». Лишь православие понравилось боярам: и веселье в нем есть, и радость, и красота. А еще любит православный люд пиры и праздники, именно такие, как при дворе князя Владимира устраивают.

Вот что поведал Владимиру греческий посланник.

Рассказал он киевскому князю, как много лет назад на окраине ^ Римской империи родился мальчик, которого нарекли Иисус. Тогда еще никто не знал, что именно ему будет суждено изменить мир, очистить души людей от зла. Лишь волхвы-пастухи, увидев, как в небе над Вифлеемом зажглась новая звезда, поняли, что это знамение, то есть знак: в мир пришел Спаситель – Мессия.

Много добрых дел и чудес совершил Иисус Христос на своем недолгом земном веку: мертвых воскрешал, хромых исцелял, слепым зрение давал. И всюду вместе со своими 12 учениками проповедовал добро и милосердие, просил людей перестать делать зло друг другу, совершать грехи.

Знал Иисус, что придется ему принять смерть, чтобы расплатиться за грехи рода человеческого: грозит ему мученическая судьба – быть распятым на кресте, но Он не боялся страданий.

В 33 года прервалась земная жизнь Иисуса, принял Он смерть на горе Голгофе. Случилось это в Страстную пятницу, а через три дня Он воскрес. Так и назвали этот день недели – воскресенье.

С тех времен по всем христианским землям возводят величественные храмы в честь Иисуса Христа. Лучшие художники пишут иконы. И такая сила заключена в этих изображениях, что не зря их называют нерукотворными. Войдет христианин под своды церкви, зажжет свечу, помолится Богу, и снисходит на него благодать – божественный свет истины и прощения.


И.К.Пименова, И.Н.Рассох, И.М.Соломадина, Н.А.Соломадина. История человечества. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1998


Приложение 5


^ КРЕЩЕНИЕ РУСИ

Литература:


  1. Энциклопедия для детей. История России - М.: Аванта+, 1996

  2. Н.Я.Чутко, Л.Е.Родионова. Учебник-хрестоматия по истории. Твоя Россия.- Духовное возрождение, 1998

  3. Иллюстрированная мировая история. Славяне.- М.: Росмэн, 1999

  4. Е.В.Саплина, А.И.Саплин. Путешествие в историю.- М.: Центр гуманитарного образования, 1995

  5. В.Петрухин. Древняя Русь.- М.: Слово, 2000

  6. Я познаю мир. Энциклопедия. История.- М.: Аст, 2001

  7. М.Ильин. Сто тысяч почему.- Л.: Детская литературара, 1989

  8. З.В.Левицкая. История отечества для детей. -М.: Владос, 1996

  9. В.М.Соловьев. Наша Россия. М.: Русское слово.1997

  10. В.А.Бердинских, М.Л.Бердинских. Родная страна. Книга для чтения по истории. -М.: Баллас, 2005

  11. Н.И.Ворожейкина, Н.Ф.Виноградова. Наша Родина в прошлом. Беседы по истории России. - Смоленск, Ассоциация XXI век, 2005

  12. И.К.Пименова, И.Н.Рассох, И.М.Соломадина, Н.А.Соломадина. История человечества. Рождение Руси: Пособие для развивающего обучения. – М.: ЗАО Изд-во Эксмо-пресс, 1998

  13. Ю.В.Зайцев. История России. От глубокой древности до династии Романовых. -Эксмо-пресс, 2002

  14. В.Д.Сиповский. Родная старина. - Нижний Новгород, 1993

  15. Л.П.Борзова, История России в картинках, рассказах, путешествиях – М.: «Росмэн», 2006



Приложение 3


Рабочая тетрадь № 2 к учебнику для 4 класса О.Т.Поглазова «Окружающий мир». Смоленск. Ассоциация XXI век, 2010

^ 3. С помощью учебника сформулируй и запиши определение.


Крещение – это обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви; человека погружают в воду или кропят водой.

Важное событие в русской истории.


^ 4. Объясни название главной улицы современного Киева – Крещатик.

Главная улица в память крещения до сих пор называется Крещатиком.


5. Собери слово из слогов.

Дружина – в Древней Руси вооруженный отряд при князе. Делилась на «старшую» («князьи мужи», «бояре») и «младшую» («гриди», «отроки», «детские», «пасынки»). Слово дружина происходит от слова друг. Видимо, князя и дружинников когда-то действительно связывали дружеские узы, которые подкреплялись взаимными личными обязательствами.

Экономической основой отношений князя и дружины были походы за данью — полюдье. Князь, очевидно, брал на себя справедливое распределение средств, добытых им совместно с дружиной. Дружина, в свою очередь, должна была поддерживать и защищать своего князя.

Дружина находилась вне общины. Дружинники жили обособленно, на княжеском «дворе» (в княжеской резиденции). В дружинной среде князь считался первым среди равных.

Крещение – это обряд, с помощью которого человека приобщают к христианской церкви; человека погружают в воду или кропят водой.

Бояре – старшие дружинники, которые получали от князя землю за службу.


^ 6. Верны ли эти утверждения?

1. Нет.

2. Да.

3. Да.

4. Нет.

5. Да.


7. Отметь на «ленте времени» год Крещения Руси.

988 год


8. Разгадай слова. СВЯТОЙ

1. Ближайшая к Земле звезда – Солнце.

2. Вторая по счету планета от Солнца – Венера.

3. Последняя буква русского алфавита – я.

4. Запиши словом число «1000» - тысяча.

5. Созвездие, названное по имени охотника из древнегреческих мифов – Орион.

6. Буква русского алфавита с расположенной над ней загогулинкой – й.



Похожие:

Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconКрещение Руси князем Владимиром как феномен древнерусской истории
В общих чертах, Крещение Руси было ничем иным, как учреждением поместной Церкви, управляемой епископатом на местных кафедрах, которое...
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconТема: Князь Владимир и крещение Руси
Цель урока: рассмотреть историю Древнерусского государства при князе Владимире, причины, процесс и итоги крещения Руси
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconУрок по разделу «Как жили наши предки» Цели: Обобщить знания учащихся о быте и культуре наших предков; проверить полученные знания
Издавна люди на Руси занимались земледелием, скотоводст­вом, различными ремеслами, охотой Охота одно из самых древнейших занятий...
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconУрок истории в 3-м классе по теме: "Одежда в разные времена. Как одевались на Руси" Цели
Через историю русского костюма показать жизнь человека, рассказать какую роль в ней играла одежда
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconКурс «История России с древнейших времен до начала XXI века». 11 класс
Д. С. Лихачев в статье «Крещение Руси и государство Русь» писал о значении принятия христианства на Руси
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconУрок окружающего мира во 2 классе Тема: Формы земной поверхности. Урок окружающего мира во 2 классе Тема : Формы земной поверхности
Дать понятие основных форм земной поверхности; познакомить со строением холмов и гор
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconУрок по теме Цели и задачи
Урок мировой художественной культуры в 9-м классе по теме "Литература как искусство слова"
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconТесты по теме: «Предыстория крещения Руси» 5 класс
Кто из учеников Иисуса Христа, согласно Преданию, первым пришел на славянские земли с проповедью христианского учения?
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconРабочая программа по углубленному курсу истории «Русская культура и быт с древнейших времен до конца XVI века»
Охватывает историческое пространство Киевской Руси, Русских княжеств XIII – XV вв, Московской Руси
Урок окружающего мира в 4-м классе по теме: «Крещение Руси» Цели: познакомить учащихся с тем, как на смену языческой вере пришло христианство, как развивалась культура после крещения Руси iconКлассный час «Пасха любимый праздник на Руси»
Повысить интерес учащихся к православной вере, к обычаям, традициям православных христиан
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы