Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся icon

Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся



НазваниеИспользование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся
ХарченкоЕ.П
Дата конвертации15.10.2012
Размер312.85 Kb.
ТипУрок


Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области


Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся


Выполнил:

ХарченкоЕ.П,

учитель химии

МОУ СОШ №1

Г. Алексеевки


2011 год


Содержание


Раздел I. Информация об опыте.....................................................................3

  • Условия возникновения и становления опыта……………………………3

  • Актуальность и перспективность опыта, его практическая значимость для повышения качества учебно-воспитательного процесса в школе………5

  • Ведущая педагогическая идея опыта……………………………………..7

  • Длительность работы над опытом…………………………………………7

  • Диапазон опыта……………………………………………………………..7

Теоретическая база опыта..............................................................................8

Новизна опыта………………………………………………………………….11

Раздел II Технология описания опыта................................................................11

  • Постановка целей и задач педагогической деятельности………………..11

  • Организация учебно-воспитательного процесса…………………………11

Результативность опыта................................................................................16

Библиографический список...........................................................................18

Приложения....................................................................................................20


^ Раздел I. Информация об опыте. Условия возникновения и становления опыта


Тема опыта: Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся


«Всё, что я познаю, я знаю,
 для чего это мне надо и
где и как я могу эти знания
 применить»
(Дж. Дьюи)


В настоящее время резко увеличилось число критических замечаний в адрес химии, обвинений ее в причастности к загрязнению окружающей среды и созданию неблагоприятной экологической обстановки. Явно прослеживается антипропаганда химических знаний, которая вызывает у учащихся хемофобию, боязнь и нежелание изучать химию. Это подтверждают результаты анкетирования учащихся различных возрастных группах. Дополнительной информации межпредметного характера о значимости химии в различных областях народного хозяйства, в быту, а также в решении проблем сохранения и укрепления здоровья позволяют заинтересовать школьников практической химией.
Но такой мотивации недостаточно. Необходимо идти дальше и видеть цели обучения в том, чтобы не только заинтересовать учащихся проблемами химии, но и повысить их познавательную активность, развить аналитические способности, расширить знания о глобальных проблемах, сформировать умения разрабатывать способы их решения. Только глубокие знания химии позволят избежать экологической катастрофы. В связи с этим возникает необходимость поиска и научного обоснования эффективных и общедоступных методик преподавания химии, осуществление новых нетрадиционных подходов к проведению уроков химии в школе.

Обучая детей химии в течение долгих лет, я пришла к выводу, что в преподавании естественных наук, и в частности химии, основная задача состоит в том, чтобы, прежде всего заинтересовать учащихся процессом познания: научить их ставить вопросы и пытаться найти на них ответы, объяснять результаты, делать выводы. Ученики очень восприимчивы к коллективным методам обучения, коим является проектное обучение, т.к. здесь большое внимание уделяется вопросам творческой, исследовательской деятельности, ориентированной на их развитие и саморазвитие. При этом важно в процессе проектирования не просто выделить обучающие технологии, но и особенно те, которые влияют на мотивацию и установки профессионального выбора учащихся, на их социальную адаптацию.

Началом работы по теме опыта стало проведение диагностики уровня обучаемости школьников, их умению самостоятельно находить ответы на поставленные вопросы, самостоятельно формулировать в процессе учебно-познавательной деятельности для чего необходимо искать ответы на те или иные вопросы. По результатам диагностики в группе оказалось только 11,17% учащихся, способных четко обосновывать свои действия в процессе решения учебной проблемы (творческий уровень), 57,33% учащихся группы находились на продуктивном уровне, 31,5% - на репродуктивном уровне. По классам это распределение произошло следующим образом:

Класс

Творческий

уровень (%)

Продуктивный

уровень (%)

Репродуктивный

уровень (%)



8

45

47



9

58

33



11

57

32



12

61

27

10

14

60

26

11

13

63

24


Диаграмма уровня обученности обучающихся 8-11 классов сентябре 2008 года



8а 8б 9а 9б 10 11


Таким образом, произошло расслоение класса, на первый взгляд, однородного состава на несколько микрогрупп. Выявились лидеры, а также учащиеся, которые нуждаются в большей дозе педагогической поддержки даже на базовом уровне обучения. Необходимость создания условий для активизации мыслительной деятельности обучающихся, творческой самореализации в учебно-познавательной деятельности при обучении химии всех учащихся класса привела к мысли о целесообразности использования проектного обучения на уроках.

Так как, при внедрении в учебный процесс таких технологий, как исследовательские проекты, в значительной мере учитываются технологические факторы, меняется роль учителя: из оракула, вещающего истины, он превращается в руководителя поиска истин.

Таким образом, исследовательская работа – прекрасное поле деятельности для учащихся, при выполнении которой решаются задачи: решение практических, общественно-значимых задач; самореализация личности; гуманность по отношению к окружающему миру; приобретение навыков правильного образа жизни, активизация познавательной деятельности.


^ Актуальность опыта

Внедрение исследовательского подхода в обучении химии способствует усилению мотивации учебной деятельности. Использование естественнонаучных знаний, полученных в результате проведения исследовательской работы учащимися, позволяет изменить качество учебного процесса и повысить успешность обучения школьников.

Только в вузе студенты начинают заниматься научной работой и для большинства учащихся процесс получения научных данных остается незнакомым и непонятным. Умению проводить научные исследования надо обучать уже в школе. Только так можно избежать противоречия между жизненной необходимостью активизации мыслительной деятельности обучающихся и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения.

Организация научно-исследовательской деятельности учащихся создает положительные результаты: у них формируется научное мышление, а не простое накопление знаний. Исследовательская деятельность дает ученику возможность развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учетом индивидуальных особенностей и склонностей. Исследовательский проект как элемент научного творчества учащиеся сегодня часто рассматривают и как органичную составляющую часть современных педагогических технологий. Введение в педагогические технологии элементов исследовательской деятельности учащихся позволяет педагогу не столько учить, сколько помогать ребенку учиться, направлять его познавательную деятельность. Одним из наиболее распространенных видов исследовательского труда школьников в процессе учения сегодня является метод проектов. Современный проект учащихся – это дидактическое средство активизации познавательной деятельности и развития креативности и одновременно формирования определенных личностных качеств. Метод проектов – педагогическая технология, цель которой ориентируем не на интеграцию фактических знаний, а на применение актуализированных знаний, и приобретение новых для активного включения в проектную деятельность, освоение новых способов человеческой деятельности в социокультурной среде.

Метод проектирования коренным образом меняет функцию учащегося в образовательном процессе. Этот метод делает ученика не объектом, на который направлена обучающая активность учителя, а субъектом процесса обучения, поскольку для решения поставленной задачи действия по образцу недостаточно, необходимо проявить инициативу в поиске, освоении и применении новых знаний. Этот подход необычен, что поначалу ставит учащихся, воспитанных в рамках традиционных образовательных систем, в тупик. Когда первое ощущение беспомощности в связи с отсутствием возможности скопировать образец проходит, учащиеся постепенно обнаруживают, что их окружает множество информационных систем, которые при умелом использовании становятся инструментами решения поставленной перед ними задачи. Это и литературные источники, и помощь взрослых, и совместная деятельность с товарищами, и консультации учителя, и самое главное, практически неисчерпаемые собственные возможности рассуждать и фантазировать. Порой приходится преодолевать первоначальную инертность ребят, привыкших к более пассивным формам обучения, но каждое маленькое открытие, сделанное ими в процессе работы над проектом вовлекает их в интересный процесс самостоятельного творчества и стимулирует на новые поиски и открытия. По мере того, как проект обретает черты законченности, учащиеся все яснее ощущают его как продукт собственного труда. Это способствует решению важнейшей педагогической задачи – каждый учащийся приобретает уверенность в собственных возможностях. Эмоциональная составляющая в процессе создания и представления проекта столь велика, что на этом фоне творческие усилия каждой группы переживаются как личностно значимые, а приобретенные при этом знания и умения становятся интегральной частью жизненного опыта каждого ученика. Логика включения исследовательских ученических проектов в арсенале технологий позволяет говорить еще об одном позитивном результате этой деятельности. Это обучение собственно технологии проектирования. Проектирование как вид интеллектуальной деятельности является одной из наиболее глобальных технологий современной культуры.

Использование исследовательского метода обучения:

  • позволяет осуществить максимальную самостоятельность и творческую активность ученика;

  • способствует формированию и развитию творческого химического мышления, привитие исследовательского подхода к выполнению практических работ;

  • помогает овладению доступными для учащихся научными методами исследования химических процессов и явлений.

Научный подход к процессу исследования в педагогической практике требует реализации ряда принципов, в частности:

  • принцип естественности – проблема должна быть не надуманной, а реальной, интерес должен быть не искусственным, а настоящим;

  • принцип осознанности как проблемы, целей и задач, так и хода исследования и его результатов;

  • принцип самодеятельности - когда ученик овладевает ходом исследования только через проживание его, т.е. через собственный опыт;

  • принцип наглядности - ученик изучает мир не только по книгам, а какой он есть на самом деле;

  • принцип культуросообразности. Важно учитывать ту традицию миропонимания, которая существует в данной культуре, ту традицию взаимодействия, которая существует в данной социальной общности.

Исследовательский способ позволит в максимальной степени приблизить процесс ученического познания к научному познанию, так как в его основе лежит ориентация на научное исследование как образец построения учебного процесса. Следовательно, при организации на уроке учебного исследования ученик ставится в позицию ученого, что способствует усвоению им не только самих знаний, но и методологии их получения. В условиях исследовательского принципа качественно меняется стиль проблемно-поисковой деятельности учащихся, она складывается из отдельных этапов:

  • Ознакомление старшеклассников с предметной областью, содержанием предстоящего исследования;

  • Столкновение с проблемой. Формулирование целей и задач исследования;

  • Сбор достоверных данных об изучаемом объекте, явлении или процессе;

  • Экспериментальное (теоретическое) исследование: выделение изучаемых фактов, выдвижение гипотезы, моделирование эксперимента;

  • Построение объяснения;

  • Формирование выводов и оформление проделанной работы.

Что дает ученику? От исследовательской деятельности учащиеся получают творческий импульс или желание расширять и умение радоваться постоянно расширению собственных познавательных горизонтов. Это качество развивается подчас непросто, но, возникнув, способно увлекать желанием не сидеть, сложа руки, все время действовать. И, наверное, главное, что волнует в юношеском возрасте – потребность в общении, познании себя и своих возможностей. Указанные факторы значимые для учащихся, позволяют педагогу использовать их как действенное средство повышения учебной активности ребят, и усиления успешности.


^ Ведущая педагогическая идея опыта

          Традиционная система преподавания предмета не позволяет в полной мере активизировать мыслительную деятельность обучающихся, а метод проектов развивает у учащихся познавательный интерес к изучаемому предмету, дает возможность углубить знания, выявить свои склонности и способности, развивает интерес к исследовательской работе, учит экспериментировать, наблюдать, работать с литературой, выступать с докладом. Это, как правило, коллективная работа, предусматривающая сотрудничество учащихся и преподавателей. Использование проектного метода обучения позволит:
— индивидуализировать обучение;
— актуализировать знания и умения;
— изучать каждому учащемуся интересующие его проблемы;
— выполнять работу каждому ребенку (что очень важно) в собственном ритме;
— организовывать новое взаимодействие входящих в одну группу учеников в процессе их совместной исследовательской работы.    

Исследовательский способ обучения на уроках химии позволит сформировать у учащихся представление о характере и логике научного поиска, его трудностях и закономерностях. Он также дает возможность сформировать опыт соответствующей деятельности, что будет способствовать развитию интуиции. Воображения, умения нестандартно мыслить на основе системы научных знаний о природе и человеке как ее части. Таким образом, проектное обучение на уроках химии является средством активизации мыслительной деятельности обучающихся


^ Длительность работы над опытом

Работа по использование проектного обучения на уроках химии как средства активизации мыслительной деятельности обучающихся охватывает период с сентября 2008 года по сентябрь 2010года.


^ Диапазон опыта

Диапазон опыта представлен методическими разработками уроков и организаций внеклассной работы по активизации мыслительной деятельности обучающихся с помощью проектного обучения.


^ Теоретическая база опыта

Метод проектов — не новое явление в педагогике. Возник он в начале ХХ века в американской школе, применялся и в отечественной дидактике (особенно в 20-З0-е годы). В последнее время этому методу уделяется пристальное внимание во многих странах мира. Первоначально ею называли методом проблем, и связывался он с идеями гуманистического направления в философии и образовании, разработанными американским философом и педагогом Джоном Дьюи, а также его учеником В.Х. Килпатриком. Дж. Дьюи предлагал строить обучение на активной основе, через целесообразную деятельность ученика, сообразуясь с его личной заинтересованностью именно в этом знании.

Метод проектов привлёк внимание и русских педагогов. Под руководством С.Т. Шацкого в 1905 году была организована группа сотрудников, использовавшая проектные методы в практике преподавания. При Советской власти, эти идеи широко внедрялись в школу, но недостаточно продуманно и последовательно, и в 1931 году метод проектов был осужден и забыт.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умения ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического мышления.

Работа над проектом даёт возможность учащимся приобретать навыки и умения, позволяющие им легче адаптироваться в новых жизненных условиях после окончания школы, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах.

   Работа по методу проектов предполагает постановку какой-то проблемы и последующее ее раскрытие, решение, что включает наличие замысла или гипотезы решения проблемы. Четкое планирование действий, распределение (если имеется в виду групповая работа) ролей, т.е. заданий для каждого участника при условии тесного взаимодействия, ответственность участников проекта за свою часть работы, регулярное обсуждение промежуточных шагов и результатов. Метод проектов эффективен в том случае, когда в учебном процессе ставится какая-либо исследовательская, творческая задача, для решения которой требуются интегрированные знания из различных областей. Проектная форма педагогической деятельности эффективна только в контексте общей концепции обучения и воспитания.   

В педагогической литературе можно встретить различные определения учебного проекта. В любом случае учебный проект основывается на следующих моментах:
• развитии познавательных, творческих навыков учащихся, умений самостоятельно искать информацию,  развитии критического мышления;
• самостоятельной деятельности учащихся: индивидуальной, парной, групповой, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени;
• решении какой-то значимой для учащихся проблемы, моделирующей деятельность специалистов какой-либо предметной области;
• представлении итогов выполненных проектов в «осязаемом» виде (в виде отчета, доклада, стенгазеты или журнала и т.д.), причем в форме конкретных результатов, готовых к внедрению;
• сотрудничестве учащихся между собой и учителем («педагогика сотрудничества»).

^ Исследовательские проекты. Этот тип проектов предполагает аргументацию    актуальности взятой для исследования темы, формулирование проблемы исследования, его предмета и объекта. Определение методов исследования, источников информации, выдвижения гипотез решения означенной проблемы, разработку путей ее решения, в том числе экспериментальных, опытных, обсуждение полученных результатов, выводы, оформление результатов исследования, обозначение новых проблем для дальнейшего развития исследования.

   Сущность исследовательского метода обучения сводится к тому, что учитель вместе с учащимися формулирует проблему, разрешению которой посвящается отрезок учебного времени; знания учащимся не сообщаются. Учащиеся самостоятельно добывают их в процессе разрешения (исследования) проблемы, сравнения различных вариантов получаемых ответов. Средства для достижения результата также определяют сами учащиеся; деятельность учителя сводится к оперативному управлению процессом решения проблемных задач; учебный процесс характеризуется высокой интенсивностью, учение сопровождается повышенным интересом, полученные знания отличаются глубиной, прочностью, действенностью.

Исследовательский метод обучения предусматривает творческое усвоение знаний. Учитель может подсказать источники информации, а может просто направить мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска. Но в результате ученики должны самостоятельно и в совместных усилиях решить проблему, применив необходимые знания подчас из разных областей, получить реальный и ощутимый результат. Вся работа над проблемой, таким образом, приобретает контуры проектной деятельности.

       Практика показывает, что знания, добытые самостоятельно и с хорошей мотивацией наиболее прочны и эффективны. Ученики, выполнившие некоторую серьезную работу от начала и до конца, получают хороший стимул для дальнейшей учебы, проходят очередной этап самоутверждения в жизни. Они видят, как полученные знания находят практическое применение, что делает процесс обучения значительно более эффективным. Созданные в результате проекты наглядно демонстрируют высокую эффективность этого метода.
       Проектное мышление необходимо взрослым и детям. Мы постоянно сталкиваемся с проблемой правильного проектирования своей деятельности, планирования своей работы. Сегодня любой человек должен предвидеть свою жизнь, идти навстречу новому. То есть быть способным проектировать взаимодействие с непрестанно и непредсказуемо изменяющимся миром. Это означает, что нам нужно учиться непрерывно и безостановочно.
        Проектный подход применим к изучению любой школьной дисциплины и особенно эффективен на уроках, имеющих целью установление межпредметных связей.

Алгоритм разработки проекта:

  1. Исследование темы.

  2. Определение цели (цель одна).

  3. Постановка задач, вытекающих из поставленной цели, т.е. своеобразная разбивка на этапы достижения цели.

  4. Определение способов реализации проекта.

  5. Определение работ, необходимых для достижения цели.

  6. Выбор диагностических методик, контролирующих ход реализации проекта.

  7. Прогнозирование результатов проекта.

  8. Выявление новых проблем, требующих решения.

Основные характеристики проекта:

  1. Целеустремленность.

  2. Новизна, направленность на изменения.

  3. Ориентация на выявление и решение конкретных проблем.

  4. Локальность проекта.

  5. Встроенность проекта в деятельность школы.

  6. Наличие авторских начал.

  7. Востребованность опыта.

  8. Ответственность менеджеров проекта.

  9. Взаимосвязь действий проекта.

  10. Организованность и ограниченность ресурсов.

  11. Ограниченность во времени.

  12. Однократность, уникальность целей и самого проекта.

  13. Высокая степень рисков.

  14. Высокий уровень рациональности. Ограниченность методов анализа и оценки.

Таким образом, из вышеперечисленных характеристик видно, что проектная деятельность на уроке– это эффективный способ достичь желаемого результата.

Существуют определенные правила успешности проектной деятельности

1. В команде нет лидеров. Все члены команды равны.

2. Команды не соревнуются (в случае, если реализуются несколько проектов).

3. Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и от того, что они вместе выполняют проектное задание .

4. Каждый должен получить удовольствие от чувства уверенности в себе.

5. Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело. Не должно быть так называемых «спящих партнеров».

6. Ответственность за конечный результат несут все члены команды, выполняющие проектное задание.

В исследовательских проектах много положительных аспектов.

По мнению ряда исследователей метод проектов позволяет формировать некоторые личностные качества, которые развиваются лишь в деятельности. В первую очередь, это относится к групповым проектам, когда действует небольшой коллектив. К таким качествам можно отнести умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности. И еще очень важна способность ощущать себя членом команды: подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела. Участие в проекте позволяет приобрести уникальный опыт, невозможный при других формах управления.


^ Новизна опыта

    • в комбинировании элементов традиционной методики преподавания предмета, информационных технологий и коллективных методов обучения при реализации проектной работы на уроке и при выполнении домашнего задания по реализации проекта;

    • в рационализации, усовершенствовании отдельных этапов проектной деятельности на уроке;

    • в увеличении интереса обучающихся к урокам химии через использование компьютерных технологий, коллективных способов обучения на уроке и при выполнении домашнего задания.


^ Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта

Данный опыт может быть применен уроках и во внеурочное время при организации кружковой работы. Для реализации проектного обучения нет возрастных ограничений, ограничений в использовании учебно-методического комплекса на уроке, уровня обучения (базовый или профильный). Опыт может быть успешно использован любым педагогом с разным опытом работы.


^ Раздел II. Технология описания опыта

Постановка целей и задач педагогической деятельности


Целью педагогической деятельности является обеспечение положительной динамики развития учащихся на уроках химии, раскрытие индивидуальности ребёнка, что создаёт благоприятные условия для развития познавательной активности, профессиональной направленности личности.

Достижению этих целей служит решение задач:

  • усвоение материала на более высоком, чем минимальный, уровне;

  • чёткое выделение содержания учебного материала, который ученики должны усвоить, занимаясь на том или ином уровне;

  • перед началом реализации проектной технологии ознакомление учеников с результатами, которых они должны достичь;

  • формирование у детей стремления к состязательности, здоровому соперничеству, полной реализованности;

  • организация групповой работы учащихся с использованием компьютерных технологий, с учётом индивидуальных интеллектуальных способностей и интересов учащихся.


^ Организация учебно-воспитательного процесса

Проектная деятельность учащихся прописана в стандарте образования. А значит, каждый ученик должен получить навыки этой деятельности. Программы всех школьных предметов, в том числе и химии, ориентированы на реализацию требований стандарта образования. Таким образом, проектная деятельность учеников становится все более актуальной в современной школе. И это очень важно, т.к. именно в процессе правильной организованной самостоятельной работы над созданием проекта лучше всего формируется культура умственного труда обучающегося, его умения не заучивать информацию, которая может быть

бесполезной для него, а учиться работать с информацией, найти ее.

Проектный метод обучения предполагает, что проектирование выполняется не под опекой преподавателя, а вместе с ним, строится не на педагогическом диктате, а на педагогике сотрудничества, когда учитель превращается в консультанта, опытного руководителя творческой деятельностью учащихся.

Самое главное в проекте после определения темы – это выработка гипотезы, постановка проблемы, планирование учебных действий, сопоставление фактов. Вся эта поэтапная деятельность приучает школьников самостоятельно добывать знания. Всему этому необходимо обучать детей в ходе обучения предмету. Вот почему особенно актуальны сегодня уроки-исследования и уроки – проекты.

В формировании культуры умственного труда учащихся в ходе подготовки и презентации проекта важное место принадлежит - уроку-исследованию (Приложение №1 Урок – исследование: «Химия и повседневная жизни человека», 11 класс).

Осуществляя исследовательскую деятельность, обучающиеся осуществляют следующие действия:

  1. Постановка проблемы.

  2. Уточнение неясных вопросов.

  3. Формулировка гипотезы исследования.

  4. Планирование учебных действий.

  5. Сбор данных.

  6. Анализ и синтез данных. Подготовка сообщений. Выступления с сообщениями.

  7. Ответы на вопросы, корректировка.

  8. Обобщения, выводы.

  9. Самооценка, рефлексия.

Педагогическая деятельность учителя строится в соответствии с алгоритмом:

  1. Постановка целей.

  2. Выбор содержательной модели (модели, которая соответствует предметным целям).

  3. Моделирование учебного процесса:

    1. Осмысление способов, приемов, средств мотивации;

    2. Планирование учебной деятельности как процесса поэтапного освоения знаний, овладение системой умений;

    3. Организация процесса рефлексии.

4. Анализ процесса учителем.

Не менее актуальным в настоящее время является и урок-проект (приложение №2 «Карбоновые кислоты», 10 класс). Учебный проект как технология основан на следующей идее: основная ценность проекта – общий конечный результат. Цель проекта: создание условий для формирования и развития умений и навыков решения практических задач.

Мотивация:

  1. Определение цели проекта и этапов достижения цели, т.е. определение задач проекта.

  2. Распределение ролей и планирование работы.

Этапы работы:

  1. Сбор информации.

  2. Обсуждение полученных данных, их систематизация.

  3. Выдвижение гипотезы.

  4. Изготовление моделей, сценария.

  5. Выбор способов представления результатов.

  6. Распределение ролей для защиты.

  7. Защита, презентация.

  8. Коллективное обсуждение защиты, обсуждение.

Педагогическая деятельность учителя такая же, как и на уроке-исследовании.

Таким образом, проводя эти два вида уроков, мы формируем у учащихся культуру умственного труда, приучая детей к исследовательской деятельности, к самостоятельной осознанной работе над проектом. Использовать данный алгоритм действий не только на уроке, но и во внеурочное время. Необходимо отметить, что положительный результат от использования проектной деятельности на уроке можно достичь в случае совпадения мотивации учителя и учеников на достижение конечного результата. Тогда распределение участников образовательного процесса на учителя и ученика станут условными, т.к. они станут партнерами.

Работа над проектом начинается с выбора и обоснования темы, проведения мини-маркетингового исследования, определения цели проекта и решаемых задач. После этого ученики приступают к просмотру литературы, используя для этого возможности ИНТЕРНЕТа, анализу конструкций существующих аналогичных изделий, отмечают их достоинства и недостатки. На основании этого анализа и разрабатывается конструкция нового изделия, которая должна иметь максимум отмеченных достоинств и минимум недостатков.

Проектная деятельность учащихся во внеурочное время состоит также из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.

^ На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.

^ На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.

^ На заключительном этапе проводится защита проекта (приложение №3 исследовательский проект «Развитие метрологии в России»).


Формы, методы и средства учебно-воспитательной работы, их оптимальный выбор в соответствии с поставленными целями и задачами, технология их применения

К проектной деятельности учащихся наиболее оптимально привлекать в 9 классе, когда у большинства из них сформировано представление о предмете химии и её месте среди естественных наук. Целесообразно начинать работать с краткосрочными проектами, рассчитанными на 1 – 2 урока. В 9-ом классе изучается химия элементов. Рассмотрение свойств элемента или группы элементов происходит по определённому алгоритму, в котором прослеживается взаимосвязь «строение – свойства – применение». После прохождения тем «Общие свойства металлов», «Щелочные металлы», «Щелочноземельные металлы» у ребят достаточно чётко формируются представления о порядке изучения свойств естественных семейств элементов. Поэтому, при рассмотрении последующих тем, им предлагается участие в подготовке урока и предоставляется возможность выступить в образе учителя. Происходит это по-разному. Как правило, в подготовке урока участвуют несколько человек. Каждый отвечает за определённую часть урока. Это может быть строение атома, положение в периодической системе химических элементов, физические и химические свойства, получение, применение и т.д.   Техническая база современного кабинета химии позволяет ребятам применить свои знания информационных технологий, полученных на уроках информатики и проводить уроки в виде презентаций. Примером такого краткосрочного проекта является урок по теме «Д.И. Менделеев и периодическая система химических элементов» (Приложение №4 презентация «Эта загадочная система химических элементов»). Учащиеся активно включаются в эту работу, они с удовольствием не только разрабатывают ход урока, но и выступают в роли учителя. Подобная работа приводит к возникновению проектов, которые находят выход на научно-практические конференции. Представленная здесь работа принимала участи в районной научно – практической конференции, посвященной 175-летию со дня рождения Д.И. Менделеева.

В 9 классе, при изучении оксидов азота, мы делаем акцент на два из них –оксид азота (II) и (IV). Об остальных только упоминаем. Учащимся было предложено найти сведения о всех соединениях и выступить с сообщением. Так родилась проектная работа «Азот и его соединения» (Приложение №5) Эта работа относится к информационным проектам, он получился содержательным и интересным.

Работа над любым проектом начинается со сбора информации по выбранной теме. Материал черпается из различных литературных источников, используются возможности Интернета. Полученные данные обрабатываются, и на их основе формируется теоретическая часть проекта. Параллельно идёт работа и над экспериментальной частью. Используя учебники и пособия по аналитической химии, отбираются методики по определению составных частей исследуемых веществ и методики по изучению их химических свойств в соответствии с целями и задачами проекта.

Немало важная часть проекта – это его представление. В настоящее время возможности информационных технологий и компетенция современных учеников в этой области позволяют делать это в виде мультимедийной презентации, видиофильма. Для создания презентации, фильма учащиеся фиксируют основные этапы работы с помощью видеокамер, фотоаппаратов. Кроме этого необходимо научить ребят держаться перед аудиторией, правильно отвечать на вопросы, находить выход из трудных ситуаций, которые могут создаться при выступлении (Приложение № 6 «Видиофильм «Белки». Автор: Бородаенко А.»).

Итак, проектная деятельность учащихся – это неотъемлемая часть современного образования, которая открывает перед ними широкие возможности приобрести умения находить интересные виды деятельности, исследовать условия практической деятельности, осуществлять деятельность на практике, оценивать полученные результаты, делать выводы. Как писал С.Т. Шацкий в книге воспоминаний «Годы исканий»[30]: «Дети гораздо, серьёзнее, интереснее и умнее, чем мы предполагаем. Итак, поменьше готового, пусть дети изобретают, добиваются и ошибаются, мы будем им помогать, лишь бы только они побольше проявляли инициативы и интереса».

Тему проекта ученик может выбрать сам, без чьей-либо подсказки, или определить ее с помощью родителей, или воспользоваться темой, предложенной учителем. Самостоятельность определения темы заслуживает поощрения, но учителю следует удостовериться, что выбор обоснованный, продуманный, учитывающий возможности и самого школьника, и материально-технической базы мастерской. Разумное участие родителей в проектной деятельности можно только приветствовать, но нужно учитывать, что они могут выбрать тему не столько для ребенка, сколько для себя, с намерением самим выполнить проект. Опыт подсказывает, что выбор темы проекта с помощью учителя наиболее предпочтителен. Но это справедливо при двух условиях: если педагог хорошо знает своих питомцев и в состоянии предложить каждому нечто подходящее, интересное и посильное, и если он сам тщательным образом все продумал и взвесил: наличие оборудования, инструментов и материалов, свои возможности как руководителя, консультанта, сроки работы и т.п.

О дате защиты проектов нужно сообщать заранее. Также заранее до учеников должны быть доведены критерии оценки и порядок проведения защиты. Я до учеников эти сведения довожу на первом занятии по выполнению творческого проекта.

Защита работы проводится перед специальной экспертной комиссией, состоящей из 3-4 человек (чаще всего одноклассников, реже - учащихся других классов) или перед комиссией, состоящей из учителей технологии и представителей администрации школы. Для выступления каждому учащемуся дается 5-7 минут. В своем выступлении ученик должен:

рассказать о цели проекта (аргументировать выбор темы, обосновать потребность в изделии);

рассказать о поставленных перед собой задачах: конструктивных, технологических, экологических, эстетических, экономических и маркетинговых;

дать краткую историческую справку по теме проекта (время возникновения изделия, конструкции изделия в прошлом и в настоящее время, применяемые материалы);

рассказать о ходе выполнения проекта (использованная литература, конструкторско-технологическое решение поставленных задач, решение проблем, возникших в ходе практической работы);

рассказать о экономической целесообразности изготовления изделия (исходя из анализа рыночной цены аналогичного изделия, расчетной себестоимости изделия и реальных денежных затрат);

рассказать о решении экологических задач;

сделать выводы по теме проекта (достижение поставленной цели, результаты решения поставленных задач, анализ испытания изделия, возможная модернизация изделия);

После выступления присутствующие могут задавать вопросы, высказывать свое мнение. Вопросу и объяснения должны быть по существу проектной работы. От учащегося защищающего свою работу, должны быть получены все объяснения по содержанию, оформлению и выполнению работы, аргументированные ссылки на источники информации.


^ Раздел III. Результативность опыта

Критерием результативности опыта является то, что:

    1. По результатам диагностики фактического уровня обученности учащихся 8-11 классов после применения технологии проектного обучения увеличилось количество детей, находящихся на продуктивном и творческом уровнях.




Класс

Творческий

уровень (%)

Продуктивный

уровень (%)

Репродуктивный

уровень (%)



17

63

20



15

64

21

10

20

65

15

11

22

68

10


Диагностика фактического уровня обученности учащихся 8-11 классов




9а 9б 10 11

    1. Ежегодно мои ученики поступают в медицинские, технологические высшие учебные заведения. Это Арнаутовский , Христенко Д., Лапшин Р., Бугаенко Д., Ткаченко А. и.др.

    2. Уровень обученности моих учащихся по итогам каждого года составляет 100 %, что является хорошим показателем, а качество знаний около 90%.

В результате проделанной мной работы:

  • усилилась мотивация учебной деятельности обучающихся;

  • изменяется качество учебного процесса в связи с исследованием технологий научно-исследовательской деятельности (содружества);

  • повысилась успешность обучения (качественная на 7%);

  • повысился интерес учащихся к предмету химия (увеличилось число обучающихся, выбирающих сдачу химии на итоговой аттестации по предмету в 9 классе с 3 человек в 2009г. до 14 человек в 2011г.) ;

  • улучшились навыки обработки результатов лабораторных исследований;

  • в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности учащихся расширился их кругозор. Так, в 2010-2011 учебном году ученица 11а класса Шевцова Екатерина стала победителем регионального этапа конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержке Благотворительного фонда Д.И. Менделеева (приказ государственного образовательного учреждения дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов» (ГОУ ДПО БелРИПКППС) от 15.12.2010 года №252 «Об итогах областного этапа всероссийского конкурса исследовательских работ обучающихся общеобразовательных учреждений при поддержке Благотворительного фонда Д.И. Менделеева»

  • учащиеся продвинулись по пути познания себя, лучше поняли природу человека и его возможности;

  • дети стали более самостоятельными в деятельности по приобретению знаний;

  • наблюдается интеллектуальный рост (Шевцова Екатерина стала призером муниципального этапа олимпиады по химии в 2010 году).

Таким образом, результативность деятельности развития учащихся очевидна. Исходя из этого, я считаю, что реализация проектного метода в обучении технологии обеспечивает положительную динамику индивидуального развития каждого учащегося.


Библиографический список для учителя


1. Чечель И.Д. Управление исследовательской деятельностью педагога и учащегося в современной школе. – М.: Сентябрь, 1998. 144 с.

2. Девяткина Г.В. Проектирование учебно-технологических игр. // Школьные технологии. 1998. №4. С. 121-126.

3. Грабарь М.И. Проблема измерений и проверки гипотез при мониторинге результатов обучения. // Стандарты и мониторинг в образовании. 2000. №3. С. 49-55.

4. Штейнберг В.Э. Технология проектирования образовательных систем и процессов. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 3-24.

5. Шадриков В.Д. Индивидуализация содержания образования. // Школьные технологии. 2000. №2. С. 53-67.

6. Бухтиярова И.Н. Метод проектов и индивидуальные программы в продуктивном обучении. // Школьные технологии. 2001. №2. С.108-115.

7. Данюшенков В.С., Сычкина Л.А. Педагогическая интерпретация как форма информационного взаимодействия в процессе обучения. // Наука и школа. 2000. №2. С. 19-25.

8. Монахова Л.Ю. Теоретические аспекты технологии проектирования индивидуальных образовательных программ. // Наука и школа. 2000. №1. С. 45-52.

9. Горбунова Н.В., Кочкина Л.В. Методика организации работы над проектом. // Образование в современной школе. 2000. №4. С. 21-27.

10. Современная гимназия: взгляд теоретика и практика/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000. 11. Новые педагогические и информационные технологии в системе образованияд/ Под ред. Е.С.Полат – М., 2000

11. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка/ Иностранные языки в школе - № № 2, 3 - 2000 г.

12. Почепцов Г. Г. Психологические/информационные операции.— Киев, 1999.

13. Расторгуев С. П. Философия информационной войны.— М., 2000.

14. Самохвалов В. П. Психический мир будущего.— Симфе­рополь: КИТ, 1998.

15. Стариш А. Г. Интуиция и её роль в познании // Матер. науч­.-практ. сем. «Идеология и массовое сознание»: Пре­принт.— Симферополь, 1990.

16. Стариш А. Г. Теория открытых систем как парадигма процессов глобального раз­вития.— Симферополь: Универсум, 2003.

17. Турчин В. Ф. Феномен науки. Кибернетический подход к эволюции. М.: Наука, 1993.

18. Янковский С. Я. Концепции общей теории информации.— М., 2000

19. Выготский Л.С. История развития высших психических функций /Собрание сочинений, т. 3. — М., 1983.
20. Гальперин П.Я. К учению об интериоризации //Вопросы психологии, 1966, № 6.
21. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. — М., 1981.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. — СПб., 1998.

23. Викулина М.А. Личностно-ориентированная подготовка студентов в педагогическом вузе (основы теории): Монография. - Н.Новгород: Нижегогродский гуманитарный центр, 2000.- 136с.
24. Крылова Н.Б. Культурология образования. - М.: Народное образование, 200.- 272с.
25. Куликова Л.Н. Гуманизация образования и саморазвитие личности. – Хабаровск:ХГПУ, 2001. - 333с.
26. Куликова Л.Н. Проблемы саморазвития личности. - Хабаровск: ХГПУ, 1997. - 315с.
27. Кульневич С.В. педагогика самоорганизации: феномен содержания. - Воронеж, 1997.- 415с.


Библиографический список для ученика

1. Полат Е.С. Типология телекоммуникационных проектов. Наука и школа - № 4, 1997

2. Бехтерев В. М. Коллективная рефлексология.— Пг., 1923.

3. Вернадский В. И. Биосфера и ноосфера / Отв. ред. Б. С. Соколов.— М.: Наука, 1989.

4. Маралов В.Г. Основы самопознания и саморазвития. - М.: Издательский центр "Академия", 2002. - 256с.

5. Мольц М. Я – это Я, или Как стать счастливым.— М.: Прогресс, 1991.

6. Корогодин В. И. Информация и феномен жизни.— Пущино, 1991.

7. Маркузе Г. Одномерный человек: Пер. с франц.— М., 1994.

8. Маклаков Г. Ю. Метод исследования информационного воздействия на психосоматические структуры человека // Информационные технологии и безопасность: Матер. науч.-практ. конф.— К.: Знание, 2001.








Похожие:

Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconИспользование проектного обучения на уроках технологии как средство повышения мыслительной активности обучающихся

Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconИспользование проектного обучения на уроках технологии как средство формирования компьютерной компетентности обучающихся
Муниципальное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 г. Алексеевки Белгородской области
Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconИспользование проектного обучения на уроках технологии как средства формирования познавательной активности обучающихся II ступени обучения
I. Информация об опыте
Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconV. Литература. I. Актуальность темы проблемой активизации учебной работы занимается каждый учитель
Активизация мыслительной деятельности обучающихся через различные формы работы на уроках математики
Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconИспользование мультимедийных средств обучения как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся Выступление Мартыновой Т. В., учителя географии моу «сош №36»
Использование мультимедийных средств обучения как средство формирования коммуникативной компетентности обучающихся
Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconТема самооб-разования, год
Применение различных способов активизации мыслительной деятельности учащихся на уроках физики с учетом индивидуальных особенностей...
Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconАлгоритм деятельности учителя и учащихся в технологии проектного обучения на уроках по русскому языку и литературе

Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconДоклад на тему: «Дидактическая игра как средство активизации познавательной деятельности школьников как условие успешности обучения»
Гоу «Серпуховская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попече­ния родителей, с отклонениями...
Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconИспользование информационных технологий в образовательном процессе до 2007 года
Политика развития образования в гимназии №1532 предполагает использование компьютерной техники в процессе обучения учащихся как на...
Использование проектного обучения на уроках химии и во внеурочное время как средство активизации мыслительной деятельности обучающихся iconПути активизации мыслительной деятельности учащихся на различных этапах урока русского языка
Основной формой учебной работы по русскому языку, как и по другим предметам, является урок
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов