План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения icon

План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения



НазваниеПлан анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения
Дата конвертации18.12.2012
Размер33.32 Kb.
ТипДокументы

План анализа прозаического произведения

1. История создания произведения.

2. Жанр произведения.

3. Тематика и идея произведения. (Важно уяснить, что тем в произведении может быть много, но главная — только одна, основная).

4. Проблематика произведения. Как правило, в русской литературе проблемы, затрагиваемые автором, являются вечными, свойственными многим произведениям.

Например:

а) Проблема поиска положительного героя. (А. С. Грибоедов «Горе от ума», «Герой нашего времени» М. Ю. Лермонтов, «Евгений Онегин» А. С. Пушкин, «Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Обломов» И. А. Гончаров, Л. Н. Толстой «Война и мир», «Преступление и наказание» Ф. М. Достоевского и т. д.)

б) Проблема смысла жизни/счастья (те же произведения).

в) Проблема чувства и долга (уже - проблема любви) (А. С. Грибоедов, А. Н. Островский, И. С. Тургенев, А. С. Пушкин, Л. Н. Толстой, М. Н. Шолохов, М. А. Булгаков и т.

г) Проблема отцов и детей (Островский, Тургенев, Толстой, Чехов, Шолохов и др.).

^ 5. Образная система. Здесь нужно подробнейшим образом разобраться, для чего нужен тот или иной персонаж, понять его функцию и роль. 

6. Конфликт (какой, сколько конфликтов, как они показаны в произведении).

^ 7. Художественные особенности.

а) Композиция (форма, построение произведения): экспозиция, завязка, кульминация, развязка.

Если в произведении несколько сюжетных линий (напр. «Отцы и дети»), то следует разобрать все композиционные части для каждой из них.

Так, в романе «Отцы и дети» можно выделить по крайней мере 3 сюжетные линии (столько же и конфликтов в романе). Каждая из них развивается самостоятельно.

  • Сюжетная линия Базаров — братья Кирсановы (социально-политический конфликт): экспозиция — приезд и знакомство, завязка — спор, кульминация — дуэль, развязка — смерть.

  • Сюжетная линия Базаров — Одинцова (любовный конфликт): экспозиция — знакомство на балу, завязка — приезд в Никольское, кульминация — признание, развязка — прощание, смерть.

  • Сюжетная линия Базаров — родители (конфликт поколений): экспозиция — первый приезд к родителям и завязка, кульминация — разговор о том, что Базаров заразился при вскрытии, развязка — смерть, эпилог — посещение родителями могилы Базарова.

б) Художественные приёмы.

  • Портрет.

  • Интерьер.

  • Психологизм: изображение поступков героев, их переживаний (исповедь, монолог, диалог, авторская речь, комментарии, мнения других персонажей).


  • Роль художественных деталей для характеристики героя.

  • Приём антитезы.

  • Юмор, сатира, ирония, гротеск, фантастика.

Для поэтических произведений:

  • метафоричность языка;

  • эпитеты, сравнения;

  • образный параллелизм;

  • аллитерации; и т. д.

^ 8. Полемика вокруг произведения или точки зрения критиков и современников.

Например, о комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» была написана статья И.А. Гончарова «Мильон терзаний». Необходимо знать основные тезисы этой статьи и наиболее яркие высказывания и характеристики, данные в ней. И.А. Гончаров даёт положительную оценку главному герою комедии: «Чацкий, не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умён… Словом — это человек не только умный, но и развитой… Чацкий, как личность, несравненно выше Онегина и лермонтовского Печорина… Ими заканчивается их время, а Чацкий начинает новый век — и в этом всё его значение и весь «ум».

Совершенно по-другому оценивает главного героя комедии современник А.С Грибоедова А.С. Пушкин: «Всё, что говорит он — очень умно. Но кому говорит он  всё это? Фамусову? Скалозубу? На бале московским бабушкам? Молчалину? Это непростительно».

Здесь мы видим две исключающие друг друга точки зрения. Это говорит о противоречивости, неоднозначности образа Чацкого.

Если произведение спорно, если по-разному можно относиться к его героям, то экзаменующемуся предоставляется выбор, какую же точку зрения принять, с кем из критиков поспорить, а может быть, высказать своё собственное мнение.

Анализировать произведение, о котором есть многочисленные отзывы современников, критиков гораздо проще и интереснее.

Кроме того, можно воспользоваться яркой и запоминающейся цитатой и начать (или закончить) работу.

Естественно, что в анализе могут быть освещены не все аспекты, указанные выше, а лишь те, которые наиболее полно и точно раскрывают специфику произведения.

© 2006-2010 Бесплатная виртуальная электронная библиотека "ВВМ".E-mail




Похожие:

План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconСхема анализа литературно-художественного произведения
Речевое построение произведения (авторское описание, исповедь, отступления, размышления)
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconУрок анализа произведения
Цель урока: научить приёмам работы с текстом, проанализировать характер и поступки героев произведения
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconМетодика анализа литературного произведения
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconШкольный этап олимпиады по литературе, 7 класс Задания. Назовите три основных рода литературы (3 балла)
Определите жанр произведения по отрывку, назовите автора и название произведения (6 баллов)
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconСхема литературоведческого анализа художественного текста
Доказать, что представленный отрывок из прозаического произведения (стихотворение) является текстом
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconСхема анализа литературно-художественного произведения
При анализе художественного произведения следует различать идейное содержание и художественную форму
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconПроизведения Л. Н. Андреева, имеющиеся в библиотеке «Произведения Л. Андреева напоминают письма самоубийц: «Под ложью правда, как под пеплом огонь; огня не видать, а дотроньтесь – обожжёт»
Андреев, Л. Н. Анатэма: избранные произведения / Л. Н. Андреев; Предисловие Т. Г. Свербиловой. Киев: Днiпро, 1989. – 575с
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconВсероссийская научно-практическая конференция «Словесник. Учитель. Личность»
Вспомнить или прочитать произведения писателей ХХ века, в которых раскрывается образ учителя (многие произведения изучались до 11...
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconИдея художественного произведения
Общая, эмоциональная, образная мысль, лежащая в основе художественного произведения. Для чего это произведение написано
План анализа прозаического произведения История создания произведения. Жанр произведения iconСписок литературы к 7 классу
Произведения, которые мы будем изучать в 7 классе, небольшие по объему, поэтому можно их читать во время учебного года. Произведения,...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов