Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” icon

Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов”



НазваниеПрактическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов”
Дата конвертации31.05.2013
Размер362.37 Kb.
ТипРеферат

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Машиностроительный институт

Кафедра сварочного производства и методики профессионального обучения


Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке


Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов”


Разработал


Екатеринбург 20___

Реферат

Практическое задание содержит 32 листа машинописного текста, 6 рисунков, 2 таблицы, 19 использованных источников литературы.

Ключевые слова: Производственное обучение, методика организации, инструкционно-технологические карты, Технология кислородной резки металлов.

В практическом задании рассмотрены теоретические подходы к анализу педагогического опыта. Проведена аналитическая работа по оценке педагогического опыта при проведении производственного обучения в образовательных учреждениях системы начального профессионального образования. Даны рекомендации по совершенствованию методики производственного обучения.








Содержание


ВВЕДЕНИЕ

4

1 Организация уроков производственного обучения в учебных мастерских

6

2 Дидактические средства, применяемые при проведении занятий по производственному обучению

10

3 Разработка инструкционно-технологической карты по теме: «Технология кислородной резки металлов»

17

Заключение

31

Список использованной литературы

32



Введение

Качество подготовки по рабочей профессии в системе начального профессионального образования (НПО) зависит от условий организации учебно-профессиональной деятельности.

Существующие методики профессиональной подготовки рабочих не всегда отвечают требованиям современного производства и общества.


Совершенствование методического обеспечения производственного обучения определяет эффективность профессиональной подготовки рабочих, заключающееся в приобретении профессионально значимых умений и навыков, определяющих уровень подготовки к профессиональной деятельности, и как следствие, формированию конкурентоспособности будущего специалиста.

Главной целью профессиональной подготовки рабочих в условиях НПО является подготовка компетентностного специалиста, максимально реализующего свою профессиональную деятельность на практике.

Одним из ведущих средств обучения является использование на занятиях производственного обучения инструкционных карт.

Разнообразие используемых инструкционных карт в образовательном

процессе, способствует выработке у будущего специалиста таких личностных

качеств как:

  • последовательность;

  • способность к самоконтролю;

  • своевременная ориентация в определенных производственных ситуациях.

Как результатом успешности организации учебного процесса производственного обучения, будет выступать способность будущего специалиста постоянному самостоятельному профессиональному росту в условиях изменяющихся требований в профессиональной деятельности.

Объектом работы является процесс производственного обучения по профессии «Сварщик» (электросварочные и газосварочные работы).

Предмет – разработка инструкционно-технологической карты по теме: «Технология кислородной резки металлов».

Исходя из актуальности выбранной темы, целью работы является разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов”.

Для достижения поставленной цели необходимо решение следующих задач:

  1. Планирование производственного обучения по теме «Выполнение кислородной резки металлов по операционной карте в соответствии с требованиями техники безопасности»;

  2. Разработка инструкционных карт по теме: «Технология кислородной резки металлов».



^ 1 Организация уроков производственного обучения в учебных мастерских


Качественная подготовка квалифицированных рабочих зависит от хорошо организованной материально-технической базы про­изводственного обучения.

В условиях производства очень трудно и невозможно ор­ганизовать нормальный учебный процесс, одновременную работу мас­тера с группой учащихся, что очень важно в начальный период обуче­ния. Кроме того, в производственные планы редко включаются все ви­ды работ, предусмотренные профессиональными характеристиками и программами производственного обучения, что не позволяет обеспечить методически выдержанную систему обучения и подобрать работы для последовательного получения учащимися необходимых навыков и умений. В связи с этим предусматривается организация оборудованных мастерских в училищах. Здесь учащиеся приобретают навыки рациональной органи­зации рабочего места, знакомятся с механизмами и инстру­ментами, необходимыми для выполнения работ, овладевают трудовыми приемами по выполнению операций и комплексов работ в технологиче­ской последовательности, осваивают производственную культуру, учат­ся соблюдению тре­бований техники безопасности, производственной и технологической дисциплины.

Наличие учебных мастерских создает необходимые условия для фронтального обучения учащихся, позволяет рационально чередовать теоретические занятия с производственным обучением, обеспечивает последовательность изучения материала в соответствии с програм­мами. Правильная организация учебных мастерских, формы и методы производственного обучения способствует созданию благоприятных условий труда для мастера п/обучения и учащихся, достижению макси­мального эффекта в учебно-воспитательной работе при минимальных затратах времени мастера и учащихся, дальнейшему улучшению ка­чества подготовки квалифицированных рабочих.

Учебные мастерские оснащаются основным и вспомогательным учеб­но-производственным оборудованием индивидуального и общего поль­зования, необходимым для выполнения учащимися заданий в соответ­ствии с требованиями программ производственного обучения, охраны труда и техники безопасности. Основным учебно-производственным оборудованием индивидуаль­ного пользования учащихся являются: в мастерских для механической обработки соответствующие токарные, фрезерные или другие станки; в слесарной мастерской – верстаки со слесарными тисками и т. д. Вспомогательным учебно-производственным оборудованием общего пользования являются сверлильные и заточные станки, разметочные и правильные плиты [17].

Типы и количество оборудования индивидуального и обще­го пользования определяются требованиями программ производствен­ного обучения, а также характером выполняемых в учебных мастерских производственных работ.

Учебно-производственное оборудование, а также средства механи­зации должны отвечать современному уровню техники и обеспечивать учащимся возможность изучения всех тем учебных программ. Количе­ство основного учебно-производственного оборудования индивидуаль­ного пользования определяется из расчета работы учащихся не более чем в две смены; для каждой профессии должны быть отдельные, соот­ветствующим образом оснащенные рабочие места.

Под рабочим местом подразумевается определенная часть площади мастерской, находящаяся в ведении отдельного уча­щегося с наиболее целесообразно расположенным на ней оборудованием, приспособлениями, инструмен­тами и материалами, необходимыми для выполнения производственного задания. К элементам рабочего места относятся: площадь, необходимая для нормальной работы, на которой располо­жены средства труда, используемые учащимся; оборудование и приспособления, на которых произво­дится работа; устройства для расположения и хранения материалов, полуфабрика­тов, готовой продукции, отходов (стеллажи, тара); устройства для расположения и хранения инструментов, приспособ­лений и технической документации (различные полки, рамки); устройства, обеспечивающие безопасные условия труда (освещение, вентиляция, ограждения, предусмотренные техникой безопасно­сти); место для самого учащегося и приспособления для удоб­ной работы (подставки для ног, стулья).

Рабочее место должно быть организовано так, чтобы обеспечивались условия для качественного прохождения всех тем программы производственного обучения. Научная организация труда на рабочем месте предусматривает рациональный трудовой процесс, снижение утомляемости учащихся, избавление от лишних и неудобных движений, обеспечивает высо­кую производительность труда и качество работы. Рабочие места должны организовываться так, чтобы создать безо­пасные условия труда. От планировки, т.е. характера разме­щения на рабочем месте основного и вспомогательного оборудования, заготовок, обработанных деталей, инструментов и приспособлений, за­висит создание условий для высокопроизводительной работы учащихся.

Большое значение для успешного производственного обучения учащихся в учебной мастерской имеет рационально оснащенное и организованное работ место мастера. Рабочее место мастера, независимо профиля учебной мастерской, должно соответствовать следующим общим требованиям: образцовое учебно-техническое оснащение и эстетическое оформление, что оказывает на учащихся воспитательное влияние, служит для них образцом; обеспечение нормальных условий для эффективного показа трудовых приемов и способов выполнений учебно-производственных работ – оснащение специальными устройствами, их расположение, освещенность, фон; обеспечение условий хорошего обозрения всех учащихся; удобство размещения, хранения и использования оборудования, оснащения, учебно-технической документации, дидактических и технических средств обучения – все должно находиться под рукой.

Устройство и оснащенность рабочего места мастер зависят от специфики соответствующей профессий, возможностей училища, опыта мастера. Условно можно выделить обязательное и дополнительное оснащение рабочего места мастера. К обязательному осна­щению следует отнести: подиум, на котором размещается оборудование рабочего места мастера; рабочий стол и стул, классная доска; дидактические средства и учебно-техническая до­кументация по всем изучаемым операциям и типичным учебно-производственным работам; устройства для демонстрации трудовых приемов и способов выполнения учебно-производственных работ (демонстрационный верстак, станок и т. п.); устройства для хранения инструментов, приспосо­блений, материалов, документации, дидактических средств обучения (шкафы, ящики и т.п.).

К элементам дополнительного оснащения относятся: шкаф (методический) для хранения, системати­зации и применения дидактических и технических средств обучения; экран для демонстрации слайдов; стол для приемки выполненных учеб­но-производственных работ.

Организуя свое рабочее место, мастера особое внимание уделяют оснащению его необходи­мым набором приспо­соблений, шаблонов, инструментов. На рабочем месте обязательно должны быть все необходимые справочные таблицы, все учебники и учебные посо­бия по соответствующей профессии. Это вносит порядок в работу мастера, значительно экономит рабочее время.


^ 2 Дидактические средства, применяемые при проведении занятий по производственному обучению


Исследования последних лет показали: люди усваивают 20 % услышанного, 30 % увиденного и более 50 % того, что одновременно видели и слышали. Использование дидактических средств при преподавании междисциплинарных курсов (МДК) профессионального модуля ПМ.02. «Сварка и резка деталей из различных сталей, цветных металлов и их сплавов, чугунов во всех пространственных положениях» представляется непременным условием эффективности учебно-воспитательного процесса, поскольку они включают все инструменты и оборудование, которыми пользуются мастер производственного обучения (мастер п/о) и учащиеся для более эффективной реализации задач образования.

Дидактическими средствами являются как все предметы реальной деятельности человека, так и их модельные, словесные, образные или символические заменители, которыми преподаватель (мастер п/о) воздействует на зрение, слух, осязание и т.д. учащихся.

Ученый И. Зборовский предложил классифицировать дидактические

средства в соответствии с тем, какие функции выполняют они в процессе обучения [6].

Функции дидактических средств (по И. Зборовскому):

  • ^ Познавательная функция, дидактические средства обучения служат непосредственному познанию учащимися определенных фрагментов действительности;

  • Формирующая функция, дидактические средства обучения являются средством развития познавательных способностей, также чувств и воли учащихся;

  • ^ Дидактическая функция, дидактические средства обучения представляют собой важный источник знаний и умений, приобретаемых учащимися, облегчают закрепление проработанного материала, проверку степени овладения знаниями и т. п. [6].

Перечисленные функции дидактических средств пересекаются между собой и дополняют друг друга. Вместе с тем значительное расширение обучающих средств за счет современных технических (использование компьютерной техники, цифровых видеосредств и др.) вызвало, по мнению ряда ученых (Р.Фуш, К. Кроль и др.), и расширение функций. Дидактическим средствам нового поколения соответствуют такие функции:

  • Мотивационная (значительно повышается интерес к предмету);

  • Информационная (актуализируется передача информации);

  • Оптимизационная (становится возможным достижение лучших дидактических результатов с меньшей затратой сил и времени).

Эти функции выступают вместе как слагаемые, структуры; вместе с тем информационная функция в любом структурном сочетании почти всегда выполняет доминирующую роль [6].

Существуют различные классификации дидактических средств. В большинстве своем они учитывают характер воздействия этих средств, а именно: визуальный, аудиальный, аудиовизуальный.

В арсенал дидактических средств мастера производственного обучения могут входить следующие приспособления и технические устройства: доски, устройства для светопроекции (кодоскопы и т.п.), устройства для записи и воспроизведения звука (магнитофоны), аудиовизуалъная техника (видеомагнитофоны), дидактические машины (тренировочные устройства и симуляторы, стенды изучения работы оборудования и т.п.); копировальная, множительная техника для воспроизведения текстов и образов (ксероксы, фотокопирующие устройства), приемные устройства средств массовой информации (радио, телевидение), ЭВМ и электронные учебные пособия [6].

Более подробно дидактические средства производственного обучения, их дидактические функции и области применения представлены в таблице 1.

Таблица 1 – Дидактические средства производственного обучения


^ Средства обучения


Преимущественные

дидактические функции

(возможности)




Типичные учебные

ситуации применения

1

2

3



Учебники

(учебные пособия)



Содержат: необходимые сведения о технике и технологии выполнения типичных работ по профессии; рекомендации о правилах, приемах и способах работы; сведения о средствах и способах контроля; необходимые справочные материалы.

Являются основным источником для повторения и самостоятельного изучения материала специальных и общетехнических предметов, необходимого для сознательного усвоения материала предстоящих уроков производственного обучения



^ Подготовка к очередному уроку производственного обучения; использование справочных материалов и рекомендаций при самостоятельной разработке

технологического процесса выполнения работ по профессии




^ Сборники задач и заданий



Позволяют оперативно предъявлять учащимся задания для разбора типичных производственных ситуаций, решения задач, выполнения лабораторно-практических работ



^ Выполнение диагностических упражнений, упражнений по отработке принятия решений в разнообразных производственных ситуациях. Деловые игры


Справочники


Являются источником получения справочной информации, необходимой для планирования и выполнения учебно-производственных работ. Способствует формированию умений пользоваться справочной литературой.




^ Решение задач, самостоятельное проектирование технологических процессов, конструирование приспособлений, оснастки и т.п.



^ Изобразительные наглядные пособия: плоскостные

(плакаты, таблицы, схемы, фотографии и т.п.)



Передают информацию в образной, графической, схематизированной, цифровой формах.

Позволяют показать внешний вид, внутреннее устройство, принцип работы, раскрыть качественные и количественные зависимости изучаемых объектов, процессов, явлений



Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, устройства, назначения, количественных и качественных зависимостей. Создание зрительного образа приемов и способов выполнения трудовых действий


Модели


Позволяют изучить принцип действия, взаимодействие частей, кинематику механизмов в действии


Демонстрация и самостоятельное изучение принципа действия, взаимодействия составных частей, кинематических цепей механизмов. Отработка приемов управления и регулировка механизмов


^ Макеты, муляжи, эталонные изделия (детали)



Позволяют получить точные представления о внешнем виде, устройстве, форме, размерах, цвете, технических требованиях к качеству обработки, сборки, расположения, взаимосвязи, масштабных соотношениях частей изучаемых объектов



^ Демонстрация в процессе объяснения и самостоятельное усвоение общих сведений об изучаемых объектах.

Применяются при проведении вводного инструктажа и в процессе упражнений как образцы-эталоны


Диафильмы,

диапозитивы,


Позволяют воспроизводить системы взаимосвязанных изображений, построенных в соответствии с логикой учебного материала; являются самостоятельным источником информации


Изучение взаимосвязанных объектов, процессов, явлений. Создание зрительного образа приемов и способов осваиваемых трудовых действий. Изучение способов обслуживания оборудования


^ Экранные пособия:

Учебное кино

(кинофильм, кинофрагменты), видеозаписи


Раскрывают процессы и явления в динамике их развития. Являются средством демонстрации осваиваемых приемов и способов выполнения трудовых действий. Позволяют изучать новую технику и технологию, передовые методы труда. Позволяют замедлять темп, ритм изучаемого действия, демонстрировать его элементы в статистке, повторно воспроизводить осваиваемые действия необходимое количество раз.

Показ и объяснение процессов, недоступных непосредственному восприятию. Изучение внутреннего устройства машин и механизмов. Создание у учащихся в процессе вводного инструктирования зрительного образа осваиваемых приемов и способов трудовых действий. Видеозапись и анализ действий учащихся в процессе выполнения упражнений

Натуральные

наглядные пособия


Позволяют получить точное представление о внешнем виде, устройстве, взаимодействии частей, свойствах, требованиях

к качеству, а также освоить способы применения, регулировки, настройки изучаемых объектов


Демонстрация и объяснение назначения, устройства, свойств, способов обработки и применения, регулировки и наладки оборудования, приспособлений, в процессе вводного инструктирования учащихся

^ Дидактические материалы для работы учащихся на уроке: рабочие чертежи, карточки-задания, таблицы типичных ошибок, критерии оценки

Позволяют быстро предъявлять учащимся различные урочные и внеурочные задания, материалы для самоконтроля, инструктивные и справочные материалы.

^ Позволяют индивидуализировать процесс обучения

Проведение вводного инструктажа.

Упражнения, лабораторно-практические работы, домашняя работа учащихся; самоконтроль и самоанализ выполняемых. учебно-производственных работ


^ Тренировочные устройства (примеры: отработка ударов при рубке, координации движений при опиливании и т.п.)

Позволяют отрабатывать трудовые приемы и способы работы в облегченных условиях, Создают возможность регулировать характер требований к выполнению приемов. Обеспечивают оперативный контроль и самоконтроль правильности выполнения приемов


^ Тренировочные упражнения по отработке первоначальных умений на начальных этапах изучения приемов и способов выполнения операций


Тренажеры


Моделируют устройство и функции технических объектов; способствуют взаимосвязи теории и практики; создают

возможность приблизить учащихся к реальной производственной обстановке, исключая опасность аварий и поломок; позволяют задавать учащимся и многократно повторять различные режимы работы технических объектов, имитировать сложные условия работы и аварийные ситуации; помогают развивать приемы самоконтроля


^ Отработка умений и навыков обслуживания сложного производственного оборудования в учебных условиях


Инструкционные карты


Содержат инструктивные указания и пояснения о последовательности, правилах и технических требованиях к выполнению трудовых приемов и видов работ

^ Изучение и отработка трудовых приемов и способов выполнения операций, функций и видов работ


Инструкционно - технологические (технологические) карты


Раскрывают технологическую последовательность выполнения работ комплексного характера, инструктивные указания, технические требования, средства и режимы работы применительно к технологическим переходам


^ Выполнение работ комплексного характера




Дидактические средства производственного обучения должны использоваться в тесной связи с остальными элементами процесса обучения. Их подбор зависит от поставленных целей, методов учебной работы, возраста обучаемых. Использование лекции как основного метода на данном занятии обусловливает применение дидактических средств, отличное от того, которое будет иметь место на уроке, предполагающем выполнение лабораторно-практической работы [6].


3 Разработка инструкционно-технологической карты по теме: «Технология кислородной резки металлов»


3.1.Упражнения:

1. Разделитель­ная ручная кислородная резка.

2. Поверхностная ки­слородная резка.

3. Машинная кислородная резка.

4. Качество кислородной резки.

Необходимое оборудование: пост для газовой резки.

Инструменты: молотки, зубила, напильники, стальные щетки, линейки.

3.2.Материалы: пластины из низкоуглеродистой стали толщиной 20 – 30 мм, обрезки уголков, швеллеров, двутавров, сваренные пластины с дефектами шва и корня шва,



^ ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ


ИНСТРУКТИВНЫЕ УКАЗАНИЯ



САМОКОНТРОЛЬ

3.3.Упражнение 1. Разделительная ручная кислородная резка

Резка пластин

1.Установить пластину на подставки.


2.Нагреть подогревающим пламенем резака поверх­ность металла вдоль предполагаемой линии реза.


3.Зачистить металлической щеткой прогретую по­верхность от окалины, отделившейся от металла в ре­зультате нагрева пламенем.


4.Разметить предполагаемую линию реза мелом.


5.Установить необходимые номера наружного № 1 и внутреннего № 2 мундштуков в зависимости от тол­щины разрезаемого металла (20 мм).


6.Установить давление газов на ацетиленовом и ки­слородном редукторах в зависимости от выбранных мундштуков и толщины разрезаемого металла.

7.Выполнить разделительную резку.


Подготовка кромок под сварку

1.Повторить п. 1 – 6.


2.Подготовить кромки на металле толщиной 20 мм под V-образную разделку.


Вырезка отверстий на пластинах

1.Выбрать пластину.


2.Очистить поверхность от окалины и других за­грязнений.


3.Разметить мелом фигуры типа треуголь-ника, квадрата, кольца (фланца, рис. а).


4.Наметить центры будущих отверстий 1, 2, 3 для обеспечения начала резки, а в фигуре типа кольца наметить еще и центр 4 для установки ножки тележки (рис. б).


5.Просверлить отверстия сверлом диаметром 10 – 12 мм.


6.Расположить пластину на подставках для резки.


7.Подготовить пост газокислородной резки к ра­боте.


8.Зажечь подогревающее пламя резака и вырезать фигуры по разметочным линиям.


Резка профильного металла

1. Выполнить резку уголка.


2. Разрезать двутавровую балку.


Резка швеллера

1.Установить мундштук резака под углом к поверх­ности швеллера.


2.Нагреть кромку и начать резку.


Резка прутков квадратного профиля

1.Начать резку с угла.


2.В конце резки наклонить головку резака на 5-10° в сторону, противоположную направлению резки (рис. в), с тем чтобы в первую очередь прорезать нижний угол.


Резка проката круглого профиля

1.Нагреть металл в верхней точке (зените) круга (рис. а). Пустить струю режущего кислорода на нагретый участок металла.


2.Осуществить разделительную резку, перемещая головку резака в положения 3 – 6 (рис. б).


3.Выполнить резку по схеме рис. в.


Резка труб

1.Разметить трубу.


2.Трубу расположить на роликовом стенде (рис. б).


3.На головке мундштука прикрепить каретку (рис. в)


4.Выполнить резку по схеме (рис. г).




Уложить пластину из низкоуглеро-дистой стали размером 200× 200 × 20 мм на подставки так, чтобы расстоя-ние от пола до разрезаемой пластины было не менее 100 – 150 мм.


7.1.Зажечь и отрегулировать до нормального по­догревающее пламя.

7.2.Установить мундштук резака на расстоянии 3–4 мм от разрезаемого металла под углом 90° или с не­боль-шим наклоном (5–10°) в сторону, обратную на­правлению резки (рис. а).

7.3.Подогреть поверхность торца пластины до тем­пературы, близкой к температуре плавления, при резке низкоуглеродистой стали – до температуры 1350 – 1360°С.

7.4.По истечении 5 – 10 с открыть вентиль режущего кислорода и начать процесс резки перемещением ре­зака вдоль линии реза (рис.б).

7.5.После прорезания пластины на 15–20 мм уста­новить угол наклона 20 – 30° (рис. в).

7.6.В процессе резки резак переме-щать с постоянной скоростью; резку выполнять на оптималь­ной скорости, на что указывает поток искр, вылетающих под углом 85 – 90° к разрезаемой поверхности (рис. г); при слишком малой скорости резки поток искр вылетает в сторону, обратную перемещению резака (рис. д), а при большой – под углом меньше 85° (рис. е).

7.7. По окончании резки закрыть вентиль режущего кислорода, затем вентиль горючего газа и подогреваю­щего кислорода.


2.1.Нагреть подогревающим пламе-нем резака по­верхность торца размеченной пластины (рис. а) до температуры воспламенения металла в кислороде (для низкоуглеродистой стали – 1350 – 1360° С). Угол наклона головки резака к изделию а поддерживать в пределах 45°.

2.2.Подать на нагретый металл струю режущего кислорода и, как только металл прорежется на всю глу­бину, перемещать головку резака вдоль линии реза. Угол β между осью головки резака и поверхностью раз­резаемого металла в начале процесса резки должен быть порядка 90°, в процессе резки – порядка 60 – 70° (рис. б).

2.3.Поверхности реза бу­дут полу-чаться неодинаковыми. Поверхность b всегда лучше, чем поверхность а (рис. в). Оплавление метал­ла сверху объясняется тем, что в этом месте концентри­руется большее количество тепловой энергии подогре­вающего пламени, а скругление нижней кромки обус­ловлено действием жидкого шлака и кислородной струи, выходящей в сторону поверхности а. Нужно стремиться к тому, чтобы в отходы шла обрезь с поверхностью а.


Подобрать пластину из низкоуглеродистой стали размером 300 × 200 × 20 мм.


Обеспечить свободное удаление продуктов резки.


8.1.Расположить пламя резака над кромкой отвер­стия 1 перпендикуляр-но и на расстоянии 2–3 мм от яд­ра. Нагреть металл до температуры воспламенения его в кислороде.

8.2.Открыть вентиль режущего кислорода и вы­полнить резку.

8.3.Нагреть кромку отверстия 2, расположенную ближе к направ-лению резки, до требуемой темпе-ратуры. Направить струю режущего кислорода на нагретую поверхность и вырезать прямоугольную фигуру.

8.4.Установить на головку резака опорную тележку с циркулем, зажечь пламя, установить резак в исходное положение для вырезки кольца по внешнему контуру (рис. в).

8.5.Выполнить резку по внешнему контуру кольца. Оставить непро-резанным участок длиной 40 –50 мм (рис. г).

8.6.Перевести резак в исходное положение над от­верстием 3. Вырезать внутренний контур кольца по всему периметру.

8.7. Снять тележку с головки мундштука и вырезать кольцо. Резку выполнить в направлении, показанном на рис. д.


1.1.Установить уголок 40×40 мм (60×60 мм) так, чтобы обеспечить расстояние под уголком 100 – 150 мм для свободного выброса продуктов резки.

1.2.Установить требуемую мощность подогревающе­го пламени.

1.3.Осуществить резку так, как показано на рис.а. Сначала прорезать одну полку снизу вверх, затем резак плавно развернуть, установить перпендику­лярно второй полке и закончить резку. Последовательность резки можно изменить (рис. б).


2.1.Начать резку следует с верхней точки одной из полок (рис. б). Прорезать полку на всю длину и тол­щину. Для этого при подходе резака к стойке балки скорость резки уменьшить с целью прорезания стойки на некоторую величину l до точки А (рис. г).

2.2.Переместить резак в точку А и установить его перпендикулярно стойке двутавровой балки. Нагреть металл и прорезать стойку до точки Б (рис. д).

2.3.Установить резак в верхнюю точку второй полки (рис.е) и закончить резку. Резку можно выполнить и по схеме, показанной на рис. ж.


В про­цессе резки менять положение пламени относительно разрезаемой поверхности так, как показано на рис. д. Выполнить резку в таком же порядке, но резак разместить снаружи контура швеллера.


Головку резака установить под углом 45° (рис.а). Нагреть металл до температуры воспламенения. Пере-вести головку резака в вертикальное положение (рис. б). Начать резку.


Нагрев металла производить до температуры воспламенения. Перевести головку резака в положение 2 (рис. б), пустить струю режущего кислорода на нагретый участок металла.


Расстоя­ние мундштука от поверхнос-ти металла поддерживать постоян-ным.


Производительность процесса кисло-родной резки повысится, если осуществлять резку нескольких прут­ков, расположенных друг за другом (рис. г). Особен­ность процесса резки состоит в том, что в местах перехо­да на каждый последующий пруток нужно наклонять мундштук резака в сторону, обратную направлению резки.


При разметке используйте метал-лическую гиб­кую линейку и мел.

Опоясать трубу линейкой, провести разметочную линию мелом (рис. а).


Зажечь подогревающее пламя. Расположить го­ловку резака с кареткой в верхней точке трубы. Нагреть металл до температуры воспламенения, подать струю режу-щего кислорода, т. е. начать процесс резки. Одно­временно вращать трубу по направлению стрежи (рис. г).

































^ 3.4.Упражнение 2. Поверхностная кислородная резка


1.Подготовить резак для поверхностной резки (РАП-1).


2.Подготовить пластину из низкоугле-родистой ста­ли размером 200×200× 20 мм.


3.Установить режимы резки


4.Выполнить поверхностную резку металла


5.Вырезать канавки по линиям разметки 3, 4 и 5.


6. Снять поверхность металла на глубину 8 – 10 мм грубой (рис. ж) и чистой (рис. з) поверхностной резкой.


7.Вырезать дефектное место в корне шва на ранее сваренных образцах (толщина металла 10 мм).



2.1.Для выполнения упражнения по резке нанести мелом линию 1 для вырезки канавки глубиной 4 – 5 мм, линию 2 (рис. а) для вырезки канавки глубиной 12 – 16 мм.

2.2.Нанести мелом линию 3. В на-чале места реза поставить зарубку (зубилом и молотком) для ускорения процесса нагрева металла до температуры воспламене­ния (рис. а).

2.3.Нанести линии 4, 5 для поверх-ностной вырезки канавок на малой и большой скоростях. Оставить часть поверхности неразмеченной (рис. б).


Режимы резки: мундштук № 1, расход кислорода 30 – 32 м3/ч, расход ацетилена 0,9 – 0,95 м3/ч.


4.1.Зажечь пламя. Установить мундш-тук резака под углом 70 – 80° к поверхности металла в исходной точке разметочной линии 1 (рис. в).

4.2. Нагреть до температуры воспламенения кромку металла.

4.3.Включить режущий кислород и ус­тановить мундштук под углом 15 – 20°. Вырезать канав­ку глубиной 4 – 5 мм, выдерживая размеры, показанные на рис. г. Резак перемещать быстро без колебаний, струю режущего кислорода направлять по линии раз­метки и следить чтобы ось мундштука совпадала с осью размеченной линии.

4.4. Вырезать канавку глубиной 12 – 16 мм по линии разметки, для чего сменить мундштук на второй номер, установить расход кислорода 50 – 55 м3/ч и ацетилена 0,9 – 1,0 м3/ч, скорость резки поддерживать в пределах 3 – 4 м/мин, угол наклона мундштука 30 – 40°.

5.1.Вырезку канавки 3 начать с нагрева выступаю­щего металла, обра-зованного зарубкой зубилом (рис. д). Скорость выдержать нормальной, как и при резке канавки 2.

5.2.Процесс резки по линии 4 начать с нагрева плоской поверхности пластины. Резку вести на повы­шенной скорости.

5.3. Процесс резки по линии 5 начать с нагрева и расплавления конца присадочной проволоки диаметром 4 мм на поверхности металла (рис. е), т. е. нанести в начале реза расплав-ленный металл проволоки и пустить струю режущего кислорода. Скорость резки уменьшить по сравнению со скоростью вырезки канавки 3.


7.1. Отступить от дефекта на расстояние 10 – 15 мм вправо (рис. а). Вырезать канавку на глубину залегания дефекта. Резку закончить примерно на сере­дине дефектного места.

7.2.Начать резку в точке, отстоящей от дефектного места слева на 10 –15 мм, и закончить вырезку дефекта, перемещая пламя резака слева направо (рис. б).
























^ 3.5.Упражнение 3. Машинная кислородная резка


Резка листов под прямым углом

1. Подготовить к резке металл


2. Подготовить к работе машину АСШ-70


3.Вырезать деталь.



Расположить стальной лист на под-ставках в горизонтальном поло­жении


2.1. Проверить исправность маши­ны внешним осмотром и пуском ее на холостом ходу.

2.2. Установить копир на консо­ли машины.

2.3.Установить параметры режи­ма резки.

2.4. Зажечь подогревающее пламя и отрегулировать до нормального. Пустить струю режущего кислорода и убедиться в отсутствии нарушения формы подогреваю­щего пламени.


3.1.Подвести резак к начальной точке реза, чтобы ось режущего канала мундштука находилась над точкой начала реза.

3.2.Нагреть металл до появления ванночки расплав­ленного металла.

3.3.Включить перемещение резака на пониженной скорости и режущий кис-лород пониженного давления, затем постепенно наращивать давление режущего кис­лорода до требуемого.

3.4. По окончании вырезки детали перекрыть вен­тиль режущего кисло-рода и перевести резак в исходную точку.








^ 3.6.Упражнение 4. Качество кислородной резки


1. Качество резки определяется точностью резки.


2. Величина отклонений от заданного контура зависит также от длины, толщины, состояния поверхности ли­ста, формы вырезаемой заготовки, установления пра­вильной последовательности резки и др.


3. Качество поверхности реза оценивается следую­щими параметрами.


Точность резки зависит от квали-фикации резчика при ручной резке и возрастает при резке на машинах.


Качество резки характеризуется отклонением f поверхности реза от перпендикулярности (рис. а) и шириной реза.

Неперпендикулярность снижается точным ведением резки без отклонений резака от вертикального положения (рис. б).


3.1.Шероховатостью поверхности, т. е. количеством бороздок на единицу длины и глубиной бороздок, остав­ляемых режущей струей кислорода.

3.2.Отклонением бороздок от пря-молинейности в результате отста-вания ∆ от оси мундштука режущей струи кислорода (рис. в).

3.3.Оплавлением кромок.

3.4.Наличием или отсутствием грата (рис. г). ГОСТ устанавливает три класса качества поверхно­сти при машинной резке: 1-й класс – высший, 2-й класс – повышенный, 3-й класс – обычный. Для каж­дого класса установлены предельные допуски






Заключение


В ходе данной работы были описаны наглядные средства обучения и разработана инструкционная карта для урока производственного обучения по теме: «Технология кислородной резки металла”. Благодаря этому урок производственного обучения будет максимально направлен на изучение и понимание учебного материала.

В работе рассмотрена организация производственного обучения учащихся в профессиональном училище по профессии «Сварщик»: особенности организации производственного обучения в профессиональном училище; методика организации и проведения урока производственного обучения с применение инструкционно-технологических карт.

В ходе данной работы была решена задача, заключающаяся в комплексной подготовке будущих рабочих по профессии «Сварщик» в системе начального профессионального образования по теме: «Технология кислородной резки металла».


список использованной литературы


  1. Библиотечка мастера производственного обучения: Сб. 1. – М.: Высш.шк., 1984. – 43 с.

  2. Кругликов, Г.И. Методика преподавания технологии с практикумом. – М.: Издательский центр «Академия», 2002. – 480 с.

  3. Кругликов, Г.И. Настольная книга мастера профессионального обучения. – М: Издательский центр «Академия», 2008. – 272 с.

  4. Никитина, Н.Н., Железнякова, О.М., Петухов, М.А. Основы профессионально-педагогической деятельности.– М.: Мастерство, 2002. – 288 с.

  5. Маслов, В.И. Сварочные работы – М.: Издательский центр «Академия», 2008. – 413 с.

  6. Макиенко, Н.И. Педагогический процесс в училищах профессионально-технического образования. – Минск: Вышэйш. шк, 1977. – 256 с.

  7. Морева, Н.А. Технологии профессионального образования: Учеб. пособие для студ.высш.учеб.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 432 с.

  8. Подласый, И.П. Педагогика. Новый курс: учеб. для студ. высш. учеб.заведений. – М.: Гуманитар.изд.центр ВЛАДОС, 2004. – 574 с.

  9. Полевой, Г.В. Газопламенная обработка металлов (1-е изд.) учебник – М.: Издательский центр «Академия», 2005. – 245 с.

  10. Профессиональная педагогика: Учебник для студентов. – М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1997. – 512 с.

  11. Производственное обучение в профессионально-технических училищах: учебно-методическое пособие для индустриально-педагогических техникумов. – М.: Высш. шк., 1972. – 320 с.

  12. Скакун, В.А. Введение в профессию мастера производственного обучения: Метод. пособие. – М.: Высш. шк., 1988. – 239 с.

  13. Скакун, В.А. Преподавание общетехнических и специальных предметов в средних ПТО: Профпедагогика. – М.: Высш.шк., 1980. – 232 с.

  14. Труханов, И.И. Формы и методы обучения учащихся в условиях производства. – М.: Высш.шк., 1979. – 56 с.

  15. Федеральный государственный образовательный стандарт начального профессионального образования по профессии 150709.02 Сварщик (электросварочные и газосварочные работы). - М.: ИРПО, 2009. – 28 с.

  16. Федорова О.Ф. Некоторые вопросы активизации учащихся в процессе теоретического и производственного обучения. - М.: Высш.шк., 1970. – 307 с.

  17. Чернышов Г.Г. Справочник электрогазосварщика и газорезчика / Под ред. Чернышова Г.Г. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 324 с.

  18. Цукерман М.Б. Источники питания сварочной дуги и электрошлакового процесса. – М.: Высш.шк., 1975.– 238 с.

  19. Юхин Н.А. Газосварщик. – М.: Издательский центр «Академия», 2007. – 135 с.




Похожие:

Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconКомплект инструкционных карт по разделу Выполнение кислородной резки металлов по
«Выполнение кислородной резки металлов по операционной карте в соответствии с требованиями техники безопасности»
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconМетодические указания для выполнения практического задания государственного
Методические указания для выполнения практического задания государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической...
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconВопросы государственного экзамена по психолого-педагогической подготовке
Методика профессионального обучения (мпо) как отрасль педагогических знаний. Место мпо в системе психолого-педагогических и отраслевых...
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconРазработка плана-конспекта традиционного урока по теме: «Горючие газы»
Практическое задание содержит листов машинописного текста, рисунков, таблиц, использованных источников литературы, приложений на...
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconПрактикум по теме: «Разработка презентации» 5 кл. Т ема урока «Разработка презентации» Цели и задачи урока
Сегодня мы обращаемся к теме «Разработка презентации». Важность этой темы обусловлена большим объёмом знаний по данной теме. Отсюда...
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconРаспределение студентов по дням сдачи Итогового междисциплинарного экзамена по специальности
Итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Экономика и управление на предприятии городского хозяйства»
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconПрограмма комплексного государственного экзамена по специальности
Ноу впо «мпсу» по программам высшего профессионального образования студентов, обучающихся по специальности 080505. 65 «Управление...
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconРаспределение студентов по дням сдачи Итогового междисциплинарного экзамена по специальности
Итогового междисциплинарного экзамена по специальности «Экономика и управление на предприятии транспорта»
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconРазработка урока по теме
...
Практическое задание государственного междисциплинарного экзамена по психолого-педагогической подготовке Разработка и обоснование комплекса средств наглядности для урока производственного обучения по теме: “Технология кислородной резки металлов” iconПравила оформления плана-конспекта производственного обучения по операционной теме Этап (время) Содержание этапа I. (5 мин)
Правила оформления плана-конспекта производственного обучения по операционной теме
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов