Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения icon

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения



НазваниеМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
страница1/3
Дата конвертации18.02.2013
Размер453.86 Kb.
ТипМетодические указания
  1   2   3


Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Российский государственный профессионально-педагогический университет»

Машиностроительный институт

Кафедра сварочного производства и методики профессионального обучения


МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ

к выполнению курсовой работы по дисциплине

«Методика профессионального обучения»

для студентов всех форм обучения

специальности 050501.65 Профессиональное обучение

(машиностроение и технологическое оборудование) (030500.08)

специализации «Технологии и технологический менеджмент в сварочном производстве» (030504.08)


Екатеринбург 2012

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, ФГАОУ ВПО «Рос. гос. проф.-пед. университет», 2012. 34 с.


Составители: ст. преподаватель Радченко Е.В.,

доц., канд.пед.наук Федулова М.А.,

доц., канд.пед.наук Ульяшина Н.Н.


Одобрены на заседании кафедры сварочного производства и методики профессионального обучения МаИ РГППУ. Протокол от 02.02.2012 г. № 7.


Заведующая кафедрой СП М. А. Федулова


Рекомендованы к печати методической комиссией Машиностроительного института РГППУ. Протокол от 15.02.2012 г. № 6.


Председатель

методической комиссии МаИ А. В. Песков


© ФГАОУ ВПО «Российский

государственный профессионально-педагогический университет», 2012


Подписано в печать Формат 60х84/16. Бумага для множ. аппаратов.

Печать плоская. Усл.печ.л. Уч.-изд.л. Тираж экз. Заказ

ФГАОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет». Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

Ризограф ФГАОУ ВПО РГППУ. Екатеринбург, ул. Машиностроителей, 11.

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

4

1. Структура курсовой работы, требования к оформлению

5

1.1. Структура курсовой работы

5

1.2. Оформление курсовой работы

7

2. Содержание основной части курсовой работы

9

2.1.
Описание представленной технологии в теории и практике профессионального образования

9

2.2.Анализ и разработка нормативной документации подготовки рабочих

11

2.3. Методический отбор содержания темы междисциплинарного курса

12

2.4. Методическое проектирование учебного занятия

12

2.4.1. Постановка целей учебного процесса

13

2.4.2. Выбор методов обучения

14

2.4.3. Выбор форм теоретического или производственного обучения

16

2.4.4. Разработка средств организации эффективного учебного процесса в соответствии с выбранной технологией обучения

17

2.4.5. Разработка плана – конспекта урока

19

2.5. Заключение курсовой работы

20

2.6. Требования к списку использованных источников

20

2.7. Приложения к курсовой работе

21

3. Тематика курсовой работы

21

4. Семестровый график выполнения курсовой работы

24

5. Критерии оценивания курсовой работы

24

Список рекомендуемой литературы

26

ПРИЛОЖЕНИЕ А (титульный лист)

29

ПРИЛОЖЕНИЕ В (лист задания)

30

Приложение Г (перспективно-тематический план)

31

Приложение Д (план-конспект урока)

32


ВВЕДЕНИЕ


Курсовая работа по дисциплине «Методика профессионального обучения» (МПО) выполняется после изучения данной дисциплины на 7-м семестре обучения.

Выполнение курсовой работы предполагает самостоятельную творческую деятельность студента по решению педагогических и методических проблем, возникающих в процессе обучения в образовательных учреждениях начального профессионального (НПО) и среднего профессионального образования (СПО). Это позволяет проектировать методическую и аналитическую деятельность педагога профессиональной школы, использовать методическое конструирование в профессиональном обучении, разрабатывать и применять методики диагностики знаний и умений учащихся и т.д.

Целью курсовой работы является формирование умений использования системы психолого-педагогических и методических знаний студента по решению актуальных прикладных методических проблем.

Успешное достижение цели будет реализовано посредством выполнения следующих задач:

  • углубления и систематизации теоретических знаний в области методики профессионального обучения;

  • изучения передового методического опыта по разработке и конструированию занятий в системе НПО и СПО;

  • овладения дидактико-методической группой умений по основам профессиональной деятельности педагога;

  • освоении методики педагогического исследования.

Важное значение для успешного выполнения курсовой работы имеет актуальность темы и практическая значимость для будущей профессиональной деятельности, что может быть согласовано с выбором студента, имеющего педагогический опыт.

  1. ^ СТРУКТУРА КУРСОВОЙ РАБОТЫ. ТРЕБОВАНИЯ К

ОФОРМЛЕНИЮ ПОЯСНИТЕЛЬНОЙ ЗАПИСКИ


1.1. Структура курсовой работы


Результатом выполнения курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» является пояснительная записка.

Пояснительная записка содержит титульный лист, содержание, введение, основную часть, заключение, список использованных источников, приложения. Объём пояснительной записки должен составлять 50-60 печатных страниц формата А4. Пояснительная записка оформляется в соответствии методическими указаниями к выполнению выпускной квалификационной работы [3].

Титульный лист оформляется с учетом требований стандарта. Образец оформления титульного листа приведен в Приложении А.

Нумерация страниц пояснительной записки начинается с титульного листа, но номер на нем не ставится. Номера страниц начинают печатать со страницы раздела «Введение».

Содержание состоит из названия разделов и подразделов, выделенных в тексте курсовой работы, а также введения, заключения, списка использованных источников и приложений с указанием номеров страниц, с которых начинается их местоположение в тексте. Образец содержания приведен в Приложении В.

Введение включает основные характеристики курсовой работы: актуальность, проблему, объект, предмет, цели курсовой работы, ее задачи (1-2 страницы машинописного текста).

Актуальность разработки может определяться различными факторами: потребностями педагогической науки в новых эмпирических данных; потребностью в использовании в более эффективных педагогических методах, технологиях и методиках обучения, потребностью педагогической практики в разработке современного научно- и учебно-методического обеспечения образовательного процесса; потребностью во внедрении инновационных методов и технологий обучения в связи с изменением образовательной политики государства и т.п.

Проблема - это требующий решения вопрос, возникающий тогда, когда имеющихся знаний недостаточно для решений какой-либо задачи. Сущность проблемы – это осознаваемое исследователем противоречие. Обычно проблемы исследователь­ской работы по профессиональной педагогике вытекают из потребностей общества, особенно из задач, поставленных перед профессиональными обра­зовательными учреждениями, а также из педагогической практики, трудно­стей в работе педагога или мастера производственного обучения.

Например, в теории педагогики разработана методика программированного обучения, а в практике в учреждениях начального профессионального образования по предметам не разработано методическое обеспечение, осуществляющее программированное обучение.

^ Объект исследования (изучения) - это некий процесс, некое явление, которое глубоко и всесторонне изучается исследователем. Например, объектом педагогического исследования могут выступать процесс обучения какому-либо предмету или система внеучебной работы.

^ Предмет исследования (изучения) - это конкретная часть или аспект объекта, который в данном случае подлежит глубокому специальному изучению. Например, предметом исследования формирование системы знаний по предмету, формирование компетенций при изучении темы или предмета, формирование умений и навыков выполнения технологических операций и т.п.

^ Цель исследования (изучения) - это предвосхищаемый, желаемый конечный результат исследования (изучения); то, что требуется достичь в результате исследования. Цели должны формулироваться конкретно и начинаться со слов: разработка, проектирование, обоснование, конструирование, выявление и т.д.

Например: Разработка системы контроля знаний по междисциплинарному курсу (МДК 01.01) «Подготовка металла к сварке».

Задача представляет собой звено, шаг, этап достижения поставленной цели. Задачи должны быть взаимосвязаны, некоторые из них могут быть решены теоретически, другие - экспериментально, третьи - на основе осмысления и обобщения результатов эксперимента.

Например: при разработке системы контроля знаний по междисциплинарному курсу (МДК 01.01) «Подготовка металла к сварке» реализация цели будет осуществляться посредствам решения следующих задач:

  1. Изучение методологии контроля знаний в педагогической теории и практике;

  2. Изучение, анализ и выбор видов контроля знаний;

  3. Разработка дидактических материалов для контроля знаний;

  4. Апробация разработки.


^ 1.2. Оформление курсовой работы

Пояснительная записка (текстовая часть курсовой работы) оформляется в печатном виде, структура которой определена требованиями данных методических указаний.

Основную часть пояснительной записки следует делить на разделы, подразделы и пункты. Разделы и подразделы должны иметь заголовки, пункты, как правило, заголовков не имеют.

Заголовки разделов печатаются с абзацного отступа.

Заголовки подразделов и пунктов печатаются с абзацного отступа, с прописной буквы, без точки в конце, без подчеркивания.

Переносы слов в заголовках не допускаются. Если заголовок состоит из двух предложений, их разделяют точкой.

Заголовки отделяются от текста снизу и сверху свободной строкой. Расстояние между заголовками – полуторный интервал или два одинарных.

Разделы пояснительной записки должны иметь порядковые номера в пределах всей пояснительной записки, обозначенные арабскими цифрами без точки. Подразделы должны иметь нумерацию в пределах каждого раздела, пункты в пределах своего раздела, а подпункты нумерацию в пределах своего пункта. Номер пункта, таким образом, будет состоять из номеров раздела, подраздела и пункта, разделенных точкой.

Размеры полей в пояснительной записке: левое -30 мм, правое - 10 мм, верхнее и нижнее - 20 мм.

Текст печатается в текстовом редакторе Microsoft Word через 1,5 интервала шрифтом Times New Roman, кегль 14, цвет шрифта черный, выравнивание на странице «по ширине», применение других шрифтов в пояснительной записке не допускается.

Разрешается использовать компьютерные возможности акцентирования внимания на определенных терминах, формулах, теоремах, применяя шрифт разной гарнитуры без подчеркивания: курсив, полужирный шрифт, разряженный шрифт.

Абзацы в тексте начинают отступом от левого поля на 1,25 см по верхней линейке текстового поля.

Рекомендуется использовать в текстовой части курсовой работы переносы слов. На титульном листе, в заголовках разделов, подразделов и пунктов, в названиях таблиц и рисунков их использование не допускается. Опечатки, описки и графические неточности допускается исправлять подчисткой или закрашиванием белой краской и нанесением на том месте исправленного текста черными чернилами.


^ 2. Содержание основной части курсовой работы

Основная часть курсовой работы включает в себя содержание нескольких этапов. Ее примерная структура складывается из элементов, представленных на рисунке 1. Основная часть состоит из 4 разделов: 1) описание представленной технологии в теории и практике профессионального образования; 2) изучение, анализ и разработка нормативной документации подготовки квалифицированных рабочих; 3) методический отбор содержания темы междисциплинарного курса; 4) дидактическое проектирование процесса обучения.


^ 2.1. Описание педагогической технологии в теории и практике профессионального образования

Теоретическая часть курсовой работы включает описание содержания педагогической технологии согласно выбранной в теме. Педагогическая технология представляет собой продуманную модель совместной педагогической деятельности по проектированию, организации и проведению учебного процесса. Существует большое количество педагогических технологий, методику организации которых можно реализовать в учебной деятельности. В связи с этим необходимо привести различные точки зрения разных авторов, являющихся разработчиками данной технологии, сведения о возможности ее использования в профессиональном обучении, достоинства и возможные недостатки данной технологии.


Цель: Разработка методики организации учебного процесса

^ I. Описание педагогической технологии в теории и практике профессионального образования







^ II. Изучение, анализ и разработка нормативной документации подготовки квалифицированных рабочих








Изучение Федерального государственного образовательного стандарта НПО








Изучение учебного плана подготовки, определение профессионального модуля (ПМ)





Изучение рабочей программы междисциплинарного курса (МДК), определение места выбранной темы в содержание предмета



^ III. Методический отбор содержания темы МДК



Подбор учебного материала по выбранной теме




Структурно-логический анализ

Редуцирование учебной информации по теме





^ IV. Дидактическое проектирование процесса обучения





Перспективно-тематическое планирование учебного процесса по

выбранной теме








Постановка целей учебного процесса (образовательная, воспитательная, развивающая)




Выбор мотивационных методов обучения. Обоснование методов организации учебно-познавательной деятельности


Выбор форм теоретического или производственного обучения







Разработка средств организации эффективного учебного процесса в соответствии с выбранной технологией обучения




^ Результат: План-конспект урока с сопутствующим организационно-методическим обеспечением




Рисунок 1 – Примерная структура основной части

Одна и та же технология может быть описана и реализована по-разному в зависимости от применяемого организационно-методического обеспечения. Если название темы курсовой работы звучит как: «Разработка методики модульного обучения для подготовки рабочих по профессии по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», то следует раскрыть содержание технологии модульного обучения, которая станет основой разработанной методики учебного занятия.


^ 2.2. Изучение, анализ и разработка нормативной документации подготовки квалифицированных рабочих


Методическая подготовка педагога профессиональной школы начинается с изучения и анализа учебно-нормативной документации, обеспечивающей управление учебно-воспитательным процессом.

На первом этапе выполнения курсовой работы, изучается и анализируется содержание Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС). Результатом этого процесса является определение места выбранного для разработки междисциплинарного курса (МДК) и комплекса компетенций, формирование которых планируется осуществить при изучении данного учебного предмета.

Далее изучается макет учебного плана подготовки рабочих по профессии «Сварщик (электросварочные и газосварочные работы)», на основании которого необходимо самостоятельно разработать примерный учебный план, определив место и роль выбранного профессионального модуля (ПМ). Примерный учебный план станет основой для разработки рабочего учебного плана, в котором производится выбор МДК, определяется количество часов, производится выбор формы организации обучения, определяются контрольные мероприятия и самостоятельная работа.

Следующий этап включает изучение и анализ рабочей учебной программы междисциплинарного курса, которая отражает его содержание, уточняет целевые установки изучения. Результатом этой работы является определение темы проектируемого учебного занятия, последовательности его изучения в рамках предмета, целей изучения, объема выделенных на тему часов, планируемые формы организации обучения.


^ 2.3. Методический отбор содержания темы междисциплинарного курса (МДК)


Отбор содержания теоретического материала основывается на общедидактических принципах, определяющих соответствие структуры междисциплинарного курса и представленных общекультурных и профессиональных компетенций. Производя методический отбор содержания, педагог профессионального обучения выявляет понятийно-терминологический материал изучаемого материала, определяет его содержательную и структурную логику, адаптируя к познавательным способностям учащихся. В данном разделе пояснительной записки необходимо подобрать и проанализировать источники информации по теме МДК, это могут быть учебники, учебные пособия, монографии, статьи в научных журналах и т.п. Возможно они будут разного уровня научности представления информации, это необходимо отметить в комментариях к выбранным источникам информации и дать свои рекомендации о целесообразности их использования при изучении данной темы при подготовке учащихся по рабочей профессии.

Следующим этапом становится редуцирование подобранного по теме учебного материала.

Методическая редукция – это совокупность педагогических приемов, направленных на трансформацию (упрощение) содержания учебного материала или отдельных понятий. В курсовой работе необходимо преобразовать содержание нового материала в более простую и удобную форму для учащихся. Это предполагает упрощение понятий, построение схем, знаковых структур для лучшего понимания и восприятия учебного материала.

^ 2.4. Дидактическое проектирование учебного занятия


В этой части курсовой работы необходимо построить проект будущего урока, определить и обосновать цели, тип урока, оценить возможности его материально-технического оснащения, на основании этого подобрать и обосновать методы обучения, которые возможно использовать на данном уроке, для которого разработать учебно-дидактические материалы (средства обучения и контроля). Начать проектирование учебного занятия следует с перспективно-тематического планирования учебного процесса по выбранной теме (см. приложение В). В перспективно-тематическом плане необходимо выполнить:

  • определение и обоснование целей учебного процесса (образовательная, воспитательная, развивающая);

  • выбор и обоснование методов мотивации и организации учебно-познавательной деятельности;

  • выбор форм теоретического или производственного обучения;

  • выбор средств организации эффективного учебного процесса в соответствии с педагогической технологией обучения;

  • проектирование контрольно-измерительных (оценочных) материалов.

  1   2   3




Похожие:

Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения». Екатеринбург, фгаоу впо «Рос...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания по выполнению контрольной работы по дисциплине «статистика»
Методические указания по дисциплине «Статистика» для студентов всех специальностей заочной формы обучения / Академия труда и социальных...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «методика профессионального обучения»
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» (гос-2000). Екатеринбург,...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «методика профессионального обучения»
Методические указания для выполнения контрольной работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» (гос-2000). Екатеринбург,...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» для студентов специальностей «Бухгалтерский учет, анализ и аудит», «Налоги и налогообложение»
Прокофьева, Н. Н. Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Экономический анализ» / Н. Н. Прокофьева, О....
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания к семестровой работе для студентов очной
Методические указания содержат требования к содержанию, объему и оформлению раздела дипломного проекта для студентов автотранспортных...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания к выполнению курсового проекта по учебной дисциплине "Управленческого решения" для студентов заочной формы обучения специальности
Методические указания к выполнению курсового проекта по учебной дисциплине ”Управленческие решения“
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Маркетинговые исследования» для студентов дневной формы обучения. Специальность 050102 «Экономическая кибернетика»
«Маркетинговые исследования» для студентов дневной формы обучения. Специальность 050102 «Экономическая кибернетика»
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Методические указания к выполнению курсовой работы по дисциплине «Методика профессионального обучения» для студентов всех форм обучения iconМетодические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения по специальности
Методические рекомендации по дипломному проектированию и выполнению выпускных квалификационных работ для студентов всех форм обучения...
Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2014
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы

Разработка сайта — Веб студия Адаманов