Использование компьютера на уроках русского языка icon

Использование компьютера на уроках русского языка




Скачать 167.83 Kb.
НазваниеИспользование компьютера на уроках русского языка
Дата конвертации13.10.2012
Размер167.83 Kb.
ТипУрок

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Межозёрная средняя общеобразовательная школа


Использование компьютера

на уроках русского языка


Из опыта работы

учителя русского языка и литературы

высшей категории Журавлёвой Н.Н.


МЕЖОЗЁРНЫЙ

2010


Использование компьютера на уроках русского языка

Из опыта работы учителя русского языка и литературы МОУ Межозёрной СОШ Журавлёвой Натальи Николаевны

За 3 года применения компьютерных технологий на уроках я научилась более требовательно относиться к готовым компьютерным программам, к их месту на уроках, научилась видеть их сильные и слабые стороны, достоинства и недостатки. Учителя русского языка и литературы особенно осторожно относятся к применению компьютера на уроке в силу понятных причин. Задачи, стоящие перед учителем-словесником, во многом отличаются от целей и задач других учителей-предметников. По большому счету наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки ученика как языковой личности. Задачи эти предполагают, конечно, в первую очередь работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Поэтому перед учителем - словесником, который собирается использовать возможности компьютера на своих уроках, всегда возникают вопросы о целесообразности его использования на уроках русского языка и литературы, о том, в какой степени компьютер может заменить учителя и на каких этапах урока, а также о том, какие дидактические функции можно возложить на компьютер.

Используя на своих уроках компьютер уже несколько лет, я получила ответы на эти и многие другие вопросы. Я применяю компьютер на уроках, во-первых, для того, чтобы решать специальные практические задачи, записанные в программе по русскому языку и литературе:

  1. формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков;

  2. обогащение словарного запаса;

  3. овладение нормами литературного языка;

  4. знание лингвистических и литературоведческих терминов;

  5. формирование общеучебных умений и навыков.

Внедрение информационных технологий на уроке я рассматриваю:

    • как источник дополнительной информации по предмету;

    • как способ самоорганизации труда учителя и учащихся;

    • как способ расширения зоны индивидуальной активности ребенка.

Использование мной ИКТ на уроках русского языка можно представить таблицей:


^ Использование ИКТ

Использование готовых программных продуктов

Работа с программами MS Office (Word, Power Point,)

Работа с ресурсами Интернет

Текстовые материалы

Тесты

Презентации учебного материала, разработанные мной для уроков.


Презентации учебного материала, разработанные учащимися для уроков.

DVD CD

Электронные энциклопедии

Самостоятельная работа учащихся закрепление изученного материала


Использую в своей работе различные обучающие программы, которые играют огромную роль в формировании умений, знаний и навыков учащихся.

Следует отметить, что в настоящее время созданы программы по русскому языку, которые я использую на различных этапах урока. В них содержатся задания по орфографии, пунктуации, а также исторический комментарий, дополнительный материал об ученых-языковедах.

Для тренировки орфографических и пунктуационных навыков в 5-9-х классах применяю программу-тренажер “Фраза”, в которой учебный материал распределен по классам, темам, по степени сложности. Темп работы в режиме тренировки индивидуален, поскольку переход к следующему кадру осуществляется самим учеником. Для учащихся предусматривается подсказка. При неправильном ответе компьютер напоминает ученику правило и дает возможность еще раз подумать над допущенной ошибкой и исправит ее. При этом учащийся получает меньшее количество очков и оценка на данном этапе снижается. При правильных ответах машина выдает реплику “Молодец!” Программу “Фраза” я использую для диагностики степени усвоения учениками конкретного правила и отработки его слабоуспевающими учащимися. Перед началом работы с контролирующей частью программы учащимся предлагается ввести фамилию и имя, чтобы получить распечатку с указанием ошибок для планирования дальнейшей индивидуальной работы с ними. Использование на уроке тренировочной компьютерной программы дает мне возможность осуществлять оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учащихся, повысить темп урока, увеличить его педагогический эффект. Я со своего АРМа учителя контролирую работу всех 5 ученических компьютеров. Используя программу «Фраза» на уроках русского языка в 5-9 классах, можно сделать вывод: сильные ученики справляются с заданием достаточно быстро и хорошо, поэтому им целесообразно работать в дальнейшем в программе «1С: Репетитор. Русский язык», а учащиеся со средней и низкой грамотностью допускают ошибки, и поэтому продолжают работать с этой программой.

Особую ценность представляет программа «1С: Репетитор. Русский язык», дающая возможность интерактивно изучать русский язык. Данная учебная программа по русскому языку включает весь школьный курс. Легкость применения, интересное оформление позволяет учащимся самостоятельно владеть программой. В ней можно найти 2 уровня подготовки – к устному и письменному экзаменам; 1400 вопросов и задач с ответами, объединенных в 461 языковой практикум; 1500 статей справочного материала, 70 контрольных диктантов, 600 статей лингвистического словаря; 46 озвученных анимационных моделей, 10 интерактивных таблиц; 3 часа дикторского текста, развлекательную комнату отдыха, позволяющую немного отдохнуть во время занятий. Программа (при работе с выбранным вариантом) дает возможность выполнить задание до конца и только потом просмотреть допущенные ошибки и ознакомиться с правилами. «1С: - Репетитор. Русский язык», в отличие от программы-тренажера «Фраза», требует более основательного знания языка, а также довольно высокой способности к анализу и синтезу, потому я её использую она при подготовке к ЕГЭ, ГИА.

Однако особенно любима мной программа «Репетитор-тренажёр по русскому языку», которая позволяет отработать практически материал русского языка в 5 уровнях сложности и во всех возможных формах работы.

Выше перечисленные программы просты в обращении, их рациональное применение в условиях реального учебного процесса позволяет внести элемент разнообразия в арсенал традиционных методических средств.

Часто в работе использую Систему федеральных образовательных порталов, в которой учащиеся проходят тестирование ЕГЭ и ГИА в on-line и тут же получают независимую оценку.

На каждом уроке использую электронные словари и энциклопедии, которые позволяют мобильно получить дополнительные знания и использовать их на уроке.

Использование видеоматериалов оживляет урок.

При объяснении нового материала на уроке я использую предметные коллекции (иллюстрации, фотографии, портреты, видеофрагменты, видео-экскурсии), таблицы и схемы, которые создала сама, и проектирую их на большой экран. При этом существенно меняется технология объяснения - я комментирую информацию, появляющуюся на экране, по необходимости сопровождаю ее дополнительными объяснениями и примерами.

Применение ИКТ эффективно при подготовке и проведении различных форм урока: мультимедийной школьной лекции, урока - наблюдения, урока - семинара, урока - практикума, урока - виртуальной экскурсии. Организация таких экскурсий возможна на природу, в музей, на родину писателя.

Большой опыт накоплен у меня по проведению уроков контроля за знаниями учащихся: уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты, контрольные диктанты и др. Проводились и уроки-исследования, уроки-закрепления и др. Использую как готовые пакеты контролирующих программ и программ-тренажеров, так и собственные, составленные мною с учетом изученного материала, способностей данного класса и особенностей программы, к тому же в этом случае материал располагаю в нужном мне порядке, использую рисунки, схемы, таблицы, заставки, которые помогают делать ученики.

Каждый ученик работает в индивидуальном темпе и с индивидуальной программой, здесь можно легко применять принцип дифференциации. Слабый ученик может при желании повторить материал столько раз, сколько требуется, и делает он это с большим желанием, чем на обычных уроках работы над ошибками. Сильные ученики получают более трудные варианты заданий или консультируют слабых.

Учащиеся также учатся редактировать тексты, набирают сами тексты своих творческих работ.

Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия, дидактический материал.

Применение компьютера помогает мне осуществлять разноуровневое обучение. Дифференцированный подход на уроках организационно состоит в сочетании индивидуальной и групповой форм работы. Необходимость организации групповой дифференцированной и индивидуально дифференцированной форм деятельности учащихся следует из требований развивающего характера обучения и принципа индивидуального подхода к каждому ученику с целью максимального его развития.

Таким образом, суть дифференцированного подхода заключается не в облегчении содержания материала, а в нахождении пути, по которому должен ученик прийти к конечной цели, то есть к самостоятельному выполнению задания. Обучение с помощью компьютера даёт возможность организовать работу каждого ученика, позволяет разнообразить формы работы, деятельность учащихся, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности.

В своём арсенале использую все возможности демонстрационного кабинета нашей школы, заведующей которым я являюсь. За 3 года использования компьютера создала банк наглядных и дидактических материалов: критических статей, рефератов, анимированных презентаций к урокам, видеоклипов, DVD - фильмов по программным произведениям, видеофильмов и документальных фильмов по биографии писателей с богатым иллюстративным материалом, тестов и игр, обобщающих пройденный материал, рассказов о картинах-иллюстрациях по литературным произведениям, фонохрестоматию, Часто не просто подбираю фонохрестоматию, а дополняю её фрагмент видеорядом. Это всегда более наглядно и интересно.

Прекрасно повышают интерес к урокам литературы и к творчеству поэтов видеоклипы, созданные мной или учениками по песням на стихи. При этом я беру музыку в современной обработке, что также помогает приблизить поэта к современному слушателю, ученику, показать актуальность его поэзии в наши дни. Часто использую в них где-то найдённый иллюстрационный или видеоматериал, но звук накладываю свой. Или наоборот. Ребята не просто смотрят видеоролик. Им заранее предлагаю задания, вопросы, на которые надо ответить после просмотра видеосюжета. По ходу просмотра они записывают основные факты, даты или составляют тезисный или простой план, что развивает общеучебные умения и навыки. Также сделала подборку фрагментов экранизаций литературных произведений. В моём кабинете собрана большая видеотека по всем программным произведениям. Просмотр предваряю заданиями. Наиболее простые задания типа: какие события предшествовали данному моменту и какие последуют за ним,- а после просмотра веду беседу по данным вопросам.

  • Как слова героя характеризуют его?

  • Какие эмоции вызывает этот эпизод?

  • Объясните, как создаётся комизм ( или трагизм) данной сцены.

Создание заочных экскурсий - документальных фильмов - важный момент в моей работе, потому что они, во-первых, расширяют кругозор учащихся.

Во-вторых, сейчас в каждом классе по литературе по программе Коровиной предлагается совершать заочные экскурсии по литературным местам. Таким образом, эти фильмы - видеоподдержка уроков.

В-третьих, не всегда можно съездить в отдалённые от нас места, такие как Ясная поляна, Тарханы, Щелыково, поэтому такие экскурсии замещают "живые".

Кроме традиционных фонохрестоматий, которых собрано множество в моём кабинете, я использую аудиозаписи, созданные мной или учащимися. Чаще это я делаю на уроках русского языка. Записываю текст диктанта с помощью микрофона, делаю это и на два варианта с помощью мужского и женского голоса. Затем на уроке включаю аудиозапись в ходе проведения работы с перфокартой, словарного диктанта, проверочной, тестовой работы. В это время я наблюдаю, чтобы учащиеся не списывали, или проверяю предыдущую работу учащихся. Такую работу провожу в ходе уплотнённого опроса. Например, несколько учащихся работают у доски с карточками, ещё несколько – с карточками на (собрала сборник карточек-тренажёров для индивидуальной работы на уроке по всем видам орфограмм курса «Русский язык», составленных мной с учётом индивидуальных траекторий развития учащихся ), 5 человек отрабатывают орфограмму на 5 ПК в программе-тренажере “Фраза”, в программе «1С: Репетитор. Русский язык» и в программе «Репетитор-тренажёр по русскому языку», а остальные – с аудиозаписью. Я в это время направляю работу учащихся у доски. Это повышает эффективность урока, наполняемость оценок в журнале, урок проходит динамично и разнообразно.

В своём кабинете я использую разные конфигурации компьютерного оборудования:

Компьютер + Проектор

Компьютер + Принтер, сканер

Компьютер + 5 компьютеров учащихся

При варианте «Компьютер + Принтер, сканер» я:

  • Готовлю к урокам дидактический раздаточный материал

  • Оформляю наглядный материал

  • Занимаюсь индивидуальной проектной деятельностью с учащимися

  • Создаю опорные конспекты к уроку

  • Создаю тесты и самостоятельные работы для учащихся

При конфигурации «Компьютер + Проектор» возможности, конечно, шире. Это

  • использую подачу материала в форме презентаций кА моих, так и ученических

  • провожу тестовые работы без привлечения печатного материала

  • провожу опрос (фронтальный, индивидуальный - когда 1 учащийся работает за компьютером, в то время как остальные учащиеся заняты самопроверкой)

  • провожу конференции с привлечением созданных учащимися презентаций

  • создаю документальные фильмы по любой теме

  • с помощью заранее созданных тестов провожу разные виды контроля (цифровые диктанты, выборочные диктанты, тесты)

При варианте Компьютер + 5 компьютеров учащихся:

  • 5 учащихся занимается на тренажёрах

  • Провожу индивидуальное тестирование 5 учащихся одновременно

  • Занимается группа исследовательской работой

  • Создаются проекты учащимися по собственным сценариям или по сценарию учителя

  • Осуществляется самостоятельная поисково-исследовательская деятельность

  • Создаётся классная библиотека наглядных пособий

При данном варианте самостоятельность учащихся активизируется, при этом  они работают в индивидуальном темпе.

Необычайно интересна работа с использованием программы PowerPoint. Она приводит к целому ряду положительных эффектов:

  • обогащает урок эмоциональной окрашенностью;

  • психологически облегчает процесс усвоения;

  • возбуждает живой интерес к предмету познания;

  • расширяет общий кругозор учащихся;

  • повышает производительность труда учителя и учащихся на уроке.

Много дополнительного материала при подготовке презентаций нахожу через Интернет, что позволяет создать банк учебных материалов. Мультимедийный проект готовлю как я, так и ученики. Но в любом случаи план работы один:

  1. сбор материала и систематизация материала;

  2. подбор иллюстраций;

  3. создание отдельных слайдов;

  4. оформление чистового варианта.

Прежде чем создать презентацию, формулирую тему и определяю концепцию и место презентации в уроке. Если презентация становится основой урока, то выделяю этапы урока, выстраиваю логику рассуждения от постановки цели к выводу. В соответствии с этапами урока определяю содержание текстового и мультимедийного материала (схемы, таблицы, тексты, иллюстрации, аудио - и видеофрагменты) и только после этого создаю слайды в соответствии с планом урока в программе Power Point.

Если презентация лишь часть урока, один из его этапов, то четко формулирую цель использования презентации и, исходя из нее, отбираю, структурирую и оформляю материал. В данном случае четко ограничиваю время показа презентации, продумываю варианты работы с презентацией на уроке: вопросы и задания учащимся

С презентацией, созданной учеником, знакомлюсь заранее, особенно если она играет концептуальную роль в уроке

Самостоятельная деятельность учащихся по созданию презентаций может быть индивидуальной, парной, групповой, важно учитывать и пристрастия ребят, их желания. Я только подсказываю источники информации, направляю мысль учеников в нужном направлении для самостоятельного поиска.

Свою мультимедийную презентацию использую при первом знакомстве с новой темой, а ученическую – на обобщающих уроках.

Есть опыт создания совместных проектов в программах Windows Movie Maker и Power Point по лирике поэтов. Учащиеся были разбиты на группы: художники, музыканты, чтецы - и подготовили анализ стихотворений. Это интерпретация произведений, которая была создана не в виде сочинения, а в виде творческой мультимедийной работы. Художники в виде образов, изображая стихотворение построчно, создали анимационный ряд. Музыканты подбирали музыку, под которую может прочитываться данное стихотворение, и обосновывали свой выбор. Чтецы добивались как можно более точного прочтения. Потом вся работа собралась воедино, и создался один проект - фильм. (Рисунки сканировались и включались в презентацию). Обучение в сотрудничестве даёт высокие результаты , помогает учащимся самоутверждаться, реализовывать свои знания в практической деятельности, систематизировать знания, творчески решать учебные задания. Такая проектная деятельность способствует повышению самостоятельности, активизации истинного учения, реализует основное назначение современной школы - подготовку учащихся к свободному творческому труду, где акцент ставится на усвоение ценностей и способов существования человека в культурной среде, на предоставление ответственности за собственную деятельность. При подведении итогов в конце 9 класса учащиеся самостоятельно готовили мультимедийные проекты, в которых обобщали изученное по всем разделам курса русского языка, и защищали их на уроках .


Важное преимущество использования компьютера - компьютерный контроль за качеством знаний

Компьютерный контроль имеет ряд преимуществ: во-первых, экономит время на выявления ошибок учеников; во-вторых, ведется с учетом индивидуальных возможностей и способностей, в индивидуальном темпе; в-третьих, обработка результатов работы дает учителю возможность оценить качество усвоения материала и при необходимости внести коррективы в методику преподавания.

Также компьютерный контроль может определить индивидуальные уровни относительной орфографической и пунктуационной грамотности (т.е. показатели, в процентах выражающие усвоение учащимися программных требований для данного класса) и качество усвоения всех тем, изученных за контрольный период. Использование компьютерной системы контроля знаний, умений и навыков учащихся способствует воспитанию у них трудолюбия, ответственности и вырабатывает привычку к регулярной работе.

С помощью мониторингов, выполненных в программе Exel, Word, отслеживаю результативность каждого учащегося при выполнении тестовых заданий. Используя программу Word, создаю мониторинг успешности каждого учащегося с позиции личностно-ориентированного обучения, где прослеживаю уровень способностей учащихся, мотивацию обучения, знания, умения и навыки.

Выводы.

Наблюдения показывают, что после таких занятий учащиеся начинают серьезнее относиться к орфографии и пунктуации, они начинают убеждаться, что неправильное или небрежное написание орфограмм или пунктограмм создает реальные помехи для коммуникации.

Я убеждена, что возможности использования ИКТ на уроке неограниченны и все зависит от тех целей и задач, которые пытается решить учитель в соответствии с темой урока или программными требованиями.

  1. Я убедилась, что использование мультимедийных средств помогает реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию с учётом особенностей детей, их уровня обученности, использование ПК на уроках дает высокие результаты: развивает творческие, исследовательские способности учащихся, повышает их активность; способствует интенсификации учебно-воспитательного процесса, более осмысленному изучению материала, приобретению навыков самоорганизации, превращению систематических знаний в системные; помогает развитию познавательной деятельности учащихся и интереса к предмету; развивает у учащихся логическое мышление, значительно повышает уровень рефлексивных действий с изучаемым материалом. Применение компьютерной техники позволило осуществить обоснованный выбор наилучшего варианта обучения и дало следующие результаты:

1. в 2010 г – 9б кл - абсолютная успеваемость 100%, качественная - 90% .

  1. в 2008 г - 11г класс ЕГЭ - абсолютная успеваемость 100% при 100% сдаче экзамена по выбору в классе среднего уровня обученности – 52 % качества

  2. За 10 лет введения ЕГЭ выпустила ещё 3 класса - абсолютная успеваемость 100%, качественная – 2002 г – 97,3 % , 2005 г -100%, 2006 г – 88,8 %.

  3. По результатам ЕГЭ поступили в вузы и закончили их уже 58 учеников, 26 продолжают обучение в ЮУрГУ, МГТУ, МаГУ, в городах Москвы и Новосибирска, Челябинска и Магнитогорска, Екатеринбурга.

  4. По результатам ЕГЭ учащиеся получили такие баллы:

    1. баллов - 3 учащихся;

70-80 баллов - 38;

60-70 баллов - 42;

50-60 баллов - 4;

Ниже - нет.


^

Проект "Использование компьютерных презентаций на уроках русского языка в 9б классе" по теме "Повторение"


1. Препятствия.

Доклады и сообщения являются широко распространенными видами работы учащихся cтарших классов.

Однако на практике подготовленные учащимися устные доклады и сообщения далеко не всегда могут удовлетворять как по содержанию, так и по форме; ученики не владеют должными умениями подбирать и организовывать материал, нередко ограничиваются пересказом текста одного из источников, читают написанное, не отрываясь от конспекта, оказываются не в состоянии установить во время выступления контакт с аудиторией, управлять вниманием слушателей.

Всего этого можно избежать, если предложить учащимся создать собственный мультимедийный проект (вместо традиционного реферата или доклада).

Другим жизненно важным моментом изменения структуры урока является тенденция “ быстрого” изучения материала;

2. Темы:

Части речи

Морфемика и словообразование

Фонетика

Синтаксис и т.д.

^ 3. Этапы и сроки проведения презентаций.

Планируемое время для подготовки презентаций - 5-6 недель.

организационный - деление на группы (3-4 человека по желанию), определение круга идей и направленности исследований;

сбор материала, коррекционный поиск;

сбор иллюстраций в печатных источниках;

отбор информации в интернете.

^ 4. Заключительный этап.

оформление материала, синтез от частного в единое коллективное.

работа над компьютерной презентацией в системе PowerPoint

защита презентаций перед аудиторией.

^ 5. Планируемые результаты

усвоение большого по объему теоретического материала;

"объемность" и “ зрительность “ исследуемого материала;

отработка приемов монологической речи

^ 6. Эффективность использования презентаций.

формирование навыков самостоятельной работы;

развитие познавательных способностей;

совершенствование коммуникативных навыков и ответственности за свою работу;

формирование информационных компетенций;

повышение культурного уровня;

^ 7. Минусы использования презентаций.

недостаточность владения компьютерной программой;

неумение выбирать главное и структуировать материал;

несовпадение “ картинки “ и текста;

урок может “провалиться” из-за технических проблем или несовпадения форматов, поэтому необходимо все проверять накануне.






Добавить документ в свой блог или на сайт



Похожие:

Использование компьютера на уроках русского языка iconМетод проектов на уроках русского языка и литературы Крупко А. И., учитель русского языка и литературы, гимназия №6 г. Мурманска в «Концепции модернизации российского образования на период до 2010 года»
Использование метода проектов один из наиболее адекватных способов решения этих задач

Использование компьютера на уроках русского языка iconИспользование личностно ориентированного подхода в обучении на уроках русского языка и литературы

Использование компьютера на уроках русского языка iconКонспект Мастер-класса Использование возможностей
Показать формы индивидуальной работы с учащимися разного уровня обученности на уроках русского языка через использование арма учителя...

Использование компьютера на уроках русского языка iconПесня как один из приемов обучения на уроках французского языка
Песня-это важный элемент любого языка и поэтому ее использование на уроках иностранного языка заслуживает особого внимания

Использование компьютера на уроках русского языка iconМоу «оош с. Холки» Повышение мотивации обучения учащихся через использование игровых технологий на уроках русского языка (реферат)
Заключение

Использование компьютера на уроках русского языка iconПрезентация педагогического опыта учителем-мастером
«Использование системно-деятельностного подхода при составлении алгоритмов-моделей на уроках русского языка»

Использование компьютера на уроках русского языка iconУрок русского языка в 6-м классе. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская С. Ф
Предложенный урок – демонстрация использования цор и игровых технологий на уроках русского языка. Применение цор делает работу более...

Использование компьютера на уроках русского языка iconПрограмма творческого развития учителя русского языка и литературы Журавлёвой Натальи Николаевны
Тема: Создание условий для самореализации личности обучающихся на уроках русского языка и литературы

Использование компьютера на уроках русского языка iconУрок русского языка. 7 класс. Умк м. Т. Баранова, Т. А. Ладыженской. Учитель русского языка и литературы моу новоназимовская сош №4 Римашевская Светлана Фёдоровна
Данный урок позволяет представить опыт использования приёмов технологии критического мышления (кластера и синквейна) на уроках русского...

Использование компьютера на уроках русского языка iconМо учителей русского языка и литературы. Руководитель мо: Шевченко О. Н. Методическая тема мо : «Изучение средств выразительности на уроках русского языка и литературы» Задачи
Информировать преподавателей о новых требованиях, предъявляемых к работе и последних достижениях педагогической науки и практики

Разместите кнопку на своём сайте:
Документы


База данных защищена авторским правом ©lib.podelise.ru 2000-2013
При копировании материала обязательно указание активной ссылки открытой для индексации.
обратиться к администрации
Документы